Научная статья на тему 'Полоролевое поведение современных школьников'

Полоролевое поведение современных школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1944
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРОГИННОСТЬ / ANDROGYNY / МАСКУЛИННОСТЬ / MASCULINITY / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / TEENAGE AND YOUTH AGE / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SEX-ROLE BEHAVIOR / ФЕМИНИННОСТЬ / FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Екатерина Валерьевна, Баранова Эльвира Авксентьевна

В статье отражены результаты изучения полоролевого поведения 14-16-летних юношей и девушек. Определена степень выраженности фемининности, степень проявления маскулинности, андрогинность, кроссполовые акцентуации М-Ф измерения и полоролевого поведения подростков. Выявлены возрастные особенности полоролевого поведения юношей и девушек 14-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX-ROLE BEHAVIOR OF MODERN SCHOOLCHILDREN

The article describes the results of the study of sex-role behavior of 14-16 year-old boys and girls. It also determines the degree of femininity, of manifestation of masculinity, androgyny, cross-sex accentuation of M-F measurements and sex-role behavior among teenagers. The age characteristics of sex-role behavior of 14-16 year-old boys and girls are revealed.

Текст научной работы на тему «Полоролевое поведение современных школьников»

УДК 136.663:159.922.8

ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ SEX-ROLE BEHAVIOR OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Е. В. Матвеева, Э. А. Баранова E. V. Matveeva, E. A. Baranova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье отражены результаты изучения полоролевого поведения 14-16-летних юношей и девушек. Определена степень выраженности фемининности, степень проявления маскулинности, андрогинность, кроссполовые акцентуации М-Ф измерения и полоролевого поведения подростков. Выявлены возрастные особенности полоролевого поведения юношей и девушек 14-16 лет.

Abstract. The article describes the results of the study of sex-role behavior of 14-16 year-old boys and girls. It also determines the degree of femininity, of manifestation of masculinity, androgyny, cross-sex accentuation of M-F measurements and sex-role behavior among teenagers. The age characteristics of sex-role behavior of 14-16 year-old boys and girls are revealed.

Ключевые слова: андрогинность, маскулинность, подростковый и юношеский возраст, полоролевое поведение, фемининность.

Keywords: androgyny, masculinity, teenage and youth age, sex-role behavior, femininity.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях гуманизации современного российского общества особую значимость приобретают вопросы культуры отношений между представителями мужского и женского пола, формирования адекватного полоролевого поведения.

Обращение к проблеме формирования полоролевого поведения подростков связано с особенностями развития личности в этот возрастной период. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным в отношении к своему собственному полу, к формированию полоролевого поведения, поскольку он характеризуется интенсивным формированием половой идентичности и репертуаром полоролевого поведения в контексте мужественности/женственности под воздействием ценностей и ценностных ориентаций окружающих взрослых и сверстников.

Одним из существенно важных является вопрос о сущности полоролевого поведения. На наш взгляд, исчерпывающей по характеристике этого явления можно признать трактовку Т. П. Машихиной. Полоролевое поведение ею рассматривается как система действий, ожидаемая от человека определенного пола, зависимая от социально-полового статуса (мужчина/женщина) и реализуемая сообразно социально-половой роли и представлениям о себе как личности определенного пола [3].

Анализ проблемы полоролевой социализации показывает ее многосторонность. Становление, факторы и условия развития подростков как представителей определенного пола изучаются в таких аспектах, как освоение подростками ролей в семье в соответствии с требованиями общественной морали и психогигиены пола (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, С. И. Голод, Д. В. Колесов, Н. В. Ланина, Н. Б. Сельверова, А. Г. Хрипкова и др.), подготовка подрастающего поколения к будущей семейной жизни (В. Н. Фомин, И. В. Гребенников, В. Г. Карпиков, С. В. Ковалев, О. В. Кучмаева, А. И. Кочетов, Ф. Юр-ченко и др.), нравственный подход к половому воспитанию (В. М. Гоголина, Л. А. Арутюнова, В. С. Мухина, О. Р. Кунц, Е. В. Бондаревская, Е. Б. Меерсон, А. И. Шемшурина, М. А. Вейт и др.).

В последние десятилетия проводятся исследования, посвященные ряду остроактуальных вопросов организации специальной работы в направлении формирования адекватного полоролевого поведения, таких как:

- полоролевая социализация подростков посредством включения в деятельность специально организованного клубного объединения (Н. Н. Касьянова);

- развитие нравственной культуры межполовых отношений юношей и девушек (Н. А. Максименко);

- формирование готовности старших школьников к браку и семейной жизни (Е. И. Зритнева);

- профессиональная подготовка педагога к формированию полоролевого поведения учащихся (С. В. Бадмаева) и др.

Однако вопросы изучения особенностей полоролевого поведения по -прежнему остро стоят перед психологической наукой, особенно в связи с резко изменившимися социальными условиями. К началу подросткового возраста полоролевое поведение сформировано в неполной мере в связи с отсутствием четких представлений о социально-половых ролях, адекватного понимания ожиданий и требований социума в полоро-левом поведении, недостаточной рефлексивностью в познании самого себя, в анализе своих переживаний, чувств и поступков. Это обстоятельство на современном этапе требует разработки системы полового воспитания, направленной на помощь подростку в усвоении им половой роли, стереотипов полоролевого поведения и взаимоотношений, на развитие качеств личности, сообразных полу. В связи с возникновением необходимости решения социальных проблем и неполной разработанностью в науке путей реализации рассмотренных задач возникает потребность определения новых подходов к решению проблемы полоролевой социализации подростков, которая может быть квалифицированно реализована лишь при условии изучения особенностей полоролевого поведения старших подростков, что и выступило в качестве ведущей цели нашего исследования.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить степень выраженности фемининности, степень проявления маскулинности, андрогинность, кроссполовые акцентуации М-Ф измерения и полоролевого поведения подростков;

2) выявить особенности полоролевого поведения в возрастном диапазоне 14-16 лет.

Материал и методика исследований. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научных трудов по проблеме исследования, наблюдение, а также ряд диагностических методик: 1) Фрайбургский

личностный опросник (FPI), шкала «маскулинность - фемининность»; 2) методика «Женственность» В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского; 3) вопросник «Маскулинность - фемининность» С. Бем; 4) тест MMPI, шкала «мужественность - женственность»; 5) «Методика диагностики кроссполовых акцентуаций полоролевого поведения» Б. Е. Алексеева.

Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа г. Чебоксары. В исследовании приняли участие школьники в возрасте 14-16 лет, общее количество испытуемых - 132 человека, по 66 представителей обоего пола. Диагностика осуществлялась в групповой форме.

В качестве основных показателей полоролевого поведения были выделены:

- степень выраженности фемининности (низкий, средний, высокий уровни);

- степень проявления маскулинности (низкий, средний, высокий уровни);

- андрогинность;

- кроссполовые акцентуации М-Ф измерения и полоролевого поведения (явная кроссполовая акцентуация, скрытая кроссполовая акцентуация, без кроссполовой акцентуации).

Осуществляя исследование, мы исходили из характеристик маскулинности, феми-нинности и андрогинности, представленных Р. А. Юнусовой [5]. Под маскулинностью понимается комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, которые определяют принадлежность к мужскому полу. Фемининность рассматривается как комплекс физиологических, психологических признаков, характеризующих принадлежность к женскому полу. Андрогинность, с точки зрения автора, представляет собой сочетание традиционно мужских и традиционно женских психологических качеств и обнаруживается в способности человека варьировать свое поведение, исходя из ситуации.

М-Ф измерение определяется как функциональная структура психики, в рамках которой обобщаются динамические и приобретаемые содержательные характеристики врожденных программ поведения человека как представителя пола. При выражении изначально активной роли субъекта М-Ф измерение оказывает влияние на диапазон формирующегося на его основе полоролевого поведения [2, 74]. Акцентуации М-Ф измерения -это варианты его нормы, при которых полодиморфные признаки, которые составляют крайние полюса их нормальной дисперсии, проявляются усилением или ослаблением поведенческих атрибутов, которые описываются в терминах половых ролей. Эти уклонения могут способствовать уязвимости в отношении определенных факторов среды при хорошей устойчивости к иным факторам [2, 75].

Результаты исследований и их обсуждение. Школьники были разделены на три группы по возрастам: 14 лет, 15 лет, 16 лет. На основе эмпирических данных, полученных в ходе проведения диагностического обследования, испытуемые были отнесены к трем категориям:

1) испытуемые, у которых все результаты по проведенным методикам совпадают, т. е. выявлены либо маскулинность, либо андрогинность, либо фемининность;

2) школьники, у которых выявлены сочетания результатов по проведенным методикам: одновременно андрогинность и маскулинность либо андрогинность и феминин-ность;

3) подростки с явно противоречивыми результатами по проведенным методикам, т. е. определены одновременно два полюса - маскулинность и фемининность.

Распределение испытуемых по категориям проявлений полоролевого поведения представлено в табл.1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по категориям проявлений полоролевого поведения

Возраст Группа испытуемых

юноши девушки

Категория проявлений полоролевого поведения

первая вторая третья первая вторая третья

количество % количество % количество % количество % количество % количество %

14 лет 2 7 18 67 7 26 7 29 10 42 7 29

15 лет 1 4 16 73 5 23 7 28 14 56 4 16

16 лет 3 18 6 35 8 47 10 59 5 29 2 12

Проанализируем первоначально данные, полученные в возрастном аспекте, по представителям мужского пола. Итак, в возрасте 14 лет у 7 % подростков все результаты по проведенным методикам совпадают, у большинства школьников (67 %) имеются сочетания результатов - одновременно андрогинность и маскулинность либо андрогинность и фемининность; 26 % испытуемых проявили явный разнополюсный результат - одновременно маскулинность и фемининность. Возраст 15 лет характеризуется следующим распределением: первую категорию составили 4 %, вторую - 73 %, третью - 23 %. В возрасте 16 лет отмечается более низкий по сравнению с другими возрастными группами процент учащихся в рамках второй категории, при этом больше представлены лица с совпадением всех результатов (18 % - первая категория) и явной их разнополярностью (47 % - третья категория).

Обратимся к анализу данных второй гендерной выборки. В возрасте 14 лет более выражена категория школьниц с сочетанием андрогинности и маскулинности либо андрогинности и фемининности (42 %) при равных результатах испытуемых в двух других группах (по 29 %). В последующем возрасте по сравнению с предыдущим число подростков с сочетанием андрогинности и маскулинности либо андрогинно-сти и фемининности имеет тенденцию к возрастанию (56 против 42 %), а процент подростков третьей категории - к снижению (16 против 29 %). У 16-летних девушек становится более выраженной тенденция к андрогинности - 59 %; вместе с тем достаточно велико количество испытуемых, относящихся ко второй и третьей категориям, - 29 и 12 %.

Анализ результатов исследования полоролевого поведения подростков 14-16 лет показывает, что между двумя гендерными группами имеются различия.

В возрастных группах 14 и 15 лет у большинства подростков мужского пола выявлены сочетания результатов, т. е. обозначены одновременно андрогинность и маскулинность либо андрогинность и фемининность. Данный факт свидетельствует о наличии

тенденции к андрогинности юношей. Эти испытуемые характеризуются сочетанием традиционно мужских и традиционно женских психологических качеств, что способствует варьированию их поведения, исходя из ситуации. Выявленную тенденцию можно объяснить тем, что в современной семье мужчины постоянно заняты работой и у детей практически отсутствует полноценное общение с отцами, соответственно, не представлен эталон мужского поведения. Женщины активнее выполняют не только свои обязанности и функции в воспитании ребенка, но и обязанности мужского пола. При этом они вынуждены объяснять мальчику на словах, каким должен быть мужчина. Такого же мнения придерживаются В. В. Абраменкова, Л. Н. Надолинская, Т. В. Бендас [1].

Иная картина складывается в группе юношей 16 лет. У большинства испытуемых данной возрастной группы выявлены явные противоречивые результаты по проведенным методикам: одновременно маскулинность и фемининность. Это свидетельствует о понимании и принятии испытуемыми обеих ролей. С точки зрения Р. С. Немова, у старших школьников налицо выраженная полоролевая дифференциация, т. е. разновидность форм мужского и женского поведения юношей и девушек [4, 245].

В другой гендерной выборке (14 и 15 лет) у большинства девочек-подростков выявлены сочетания результатов, т. е. присутствуют одновременно андрогинность и маскулинность либо андрогинность и фемининность. Этот факт говорит о наличии у них тенденции к андрогинности, т. е. у них проявляются традиционно мужские и традиционно женские психологические качества. В группе девушек 16 лет имеются отличия. У большинства из них все результаты по проведенным методикам совпадают. Следовательно, в этом возрасте у девушек по сравнению с юношами представления о половых ролях менее полярны, полоролевое поведение у них более устойчиво. В группе девушек 16 лет также выявлена тенденция к андрогинности. На указанную тенденцию влияют реалии индустриализации, вынуждающие девушку быть сильной, смелой, стойкой, упорной в достижении цели. Такого же мнения придерживаются Л. Н. Надолинская, Т. В. Бендас, А. Ф. Филатова. Иногда это приводит к нежеланию представительниц женского пола создавать семьи, рожать детей, на первое место они ставят карьерный рост и материальное благополучие. У девочек при большей доступности женского образа поведения выявляется маловыраженная мотивация ему следовать. В современном зарубежном обществе андрогинный тип половой социализации более востребован и поощряем. А современные социальные реалии нашей страны, которые ориентированы на западный стиль жизни, распространение в общественной жизни чужеродных идеалов и целей, влияют на маскулинизацию представительниц женского пола, активизируя их участие в производственной сфере, реализацию себя вне семьи.

Резюме. Анализ результатов исследования полоролевого поведения школьников 14-16 лет показал, что в гендерных выборках между возрастами имеются различия. В мужской гендерной группе в возрасте 14 и 15 лет имеется тенденция к андрогинно-сти. В группе юношей 16 лет полученные результаты свидетельствуют о выраженной полоролевой дифференциации испытуемых, представления о половых ролях у них более полярны.

Во всех возрастных группах женского пола (14, 15 и 16 лет) выявлена тенденция к андрогинности. Кроме того, в сравнении с юношами в группе девушек 16 лет представления о половых ролях менее полярны, полоролевое поведение у них более устойчиво.

Выявлено, что в подростковом возрасте полоролевое поведение сформировано в неполной мере: отсутствуют четкие представления о социально-половых ролях, недостаточна степень рефлексивности в познании самого себя, в анализе своих переживаний, чувств и поступков, нестабильна модель поведения в соответствии с половой принадлежностью. В связи с этим на современном этапе требуется разработка системы полового воспитания, направленной на помощь подростку в усвоении им половой роли, в овладении способами полоролевого поведения и продуктивного межполового взаимодействия, на развитие качеств личности, сообразных полу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова, B. B. Половая дифференциация и сексуализация детства / В. В. Абраменкова // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 111-118.

2. Алексеев, Б. Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б. Е. Алексеев. - СПб. : Речь, 2006. - 144 с.

3. Машихина, Т. П. Формирование полоролевого поведения подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. П. Машихина. - Волгоград, 2003. - 23 с.

4. Немов, P. C. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2 / P. C. Немов. -3-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 608 с.

5. Юнусова, Р. А. Полоролевая идентификация подростков группы риска : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук : 19.00.07 / Р. А. Юнусова. - М., 2008. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.