УДК 159.927.7/8
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-36-01006
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Истратова О.Н.
К.псх.н., доцент, Южный федеральный университет
В работе представлен сравнительный анализ компонентов полоролевой идентичности у младших школьников из благополучных семей и социальных сирот. Выявлены проблемы формирования представлений о половых ролях у мальчиков обеих исследуемых групп детей.
Ключевые слова: младший школьный возраст, социальное сиротство, полоролевая идентичность, половые роли.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Если раньше половые роли и связанные с ними стереотипы маскулинности и фемининности резко различались, то на сегодняшний день социально-экономические изменения сглаживают многие, казавшиеся ранее естественными, различия. В связи с этим гендерные аспекты детства все более привлекают внимание психологов. [6].
В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол - это одна из первых категорий, в которой ребенок начинает осмысливать себя как индивидуальность.
Как известно, важным компонентом полоролевой идентичности является усвоение и принятие ребенком своей роли в соответствии с полом. "Под половой ролью понимается совокупность определенных стандартов, нормативов, а так же ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку". [5, с. 31].
Наличие семьи, а особенно, как женского, так и мужского образцов поведения, играет очень большую роль в становлении полоролевой идентичности ребенка [7].
Для современной семьи характерны следующие особенности, проявляющиеся в детско-родительских отношениях [2, 4]:
- прослеживается линия преобладающего «материнского» воспитания, как в полных, так и неполных семьях;
- отмечаются семьи, где преобладают отношения повышенной ответственности и тревоги друг за друга;
- выделяются семьи, где к ребенку относятся по типу гипоопеки, причем мать порой перекладывает семейные заботы на ребенка;
- возрастает количество семей, которые характеризуются пониженным эмоциональным фоном по отношению к детям;
- семьи часто характеризуются следующими личностными особенностями родителей: мать - властная, доминирующая, с повышенной тревожностью; отец -импульсивный, недостаточно внимания уделяющий семье. Как следствие, к ребенку предъявляются повышенные требования, что в свою очередь, способствует становлению «полярного» (авторитарная гиперсоциализация) стиля воспитания.
Одновременное взаимодействие с представителями обоих полов дает ребенку возможность сравнения выполняемых ролей матери и отца и вычленения особенностей каждой из них. Родители в данном возрасте являются объектом пристального внимания и
подражания для детей. Девочки стараются быть похожими на маму, то есть красивыми, аккуратными, добрыми. Мальчики же стараются, наоборот, проявлять себя как настоящие мужчины, поэтому нередко они, что-то не поделив, могут вступить в драку, порой даже заступившись за девочку, стараются быть сильными, смелыми. Но не всегда девочки и мальчики бывают такими, как описывается выше.
У социальных сирот, конечно, возможно формирование правильной полоролевой идентичности, но здесь свои особенности и сложности.
Как известно, "социальный сирота - это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам перестали заботиться о нем, и оставшийся на попечительстве государства" [3, с. 206].
Тот факт, что ребенок остался без попечительства родителей накладывает на психику ребенка большой отпечаток. Ребенок, который остался без родителей, не может представить, как и зачем заботиться ему в дальнейшем о своей семье, о детях, поскольку он в детстве не получал достаточно внимания и заботы, он может чувствовать себя обделенным. Но, если ребенок остается на попечительстве своих родственников, то он может быть окружен лаской и заботой, несмотря на то, что родители не уделяют ему должного внимания. Порой родственники, такие как тети, дяди, сестры, бабушки и т.д. могут заботиться о ребенке намного лучше, чем мама и папа. Этого, к сожалению, может и не быть в детских учреждениях, таких как детские дома.
Актуальность темы состоит в том, что в России всегда остро стояла проблема социального сиротства, причинами которого могут выступать различные факторы, по которым родители оставляют своих детей в детских домах или на попечительство другим родственникам, тем самым отказываются от них. Цифры, которые указывают на количество социальных сирот, никого не могут оставить равнодушными к описанной проблеме.
Как отмечает уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахов "на 1 января 2014 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 106 тысяч" [1].
То есть целых 106 тысяч детей могут иметь серьезные проблемы в формировании полоролевой идентичности, и они нуждаются в помощи специалистов. В связи с этим целью исследования стало изучение полоролевой идентичности социальных сирот младшего школьного возраста.
В исследовании приняли участие 53 ребенка младшего школьного возраста из обычной среднеобразовательной школы и дети - социальные сироты младшего школьного возраста.
Исследование проводилось с использованием таких методик, как: проективная методика "Рисунок семьи", с помощью которой было выявлено, кто из детей воспитывается в условиях благополучной семьи. Методики для определения особенностей полоролевого поведения: "Когнитивный аспект полоролевой идентичности" (В.Е. Каган) "Неоконченные ситуации" (О.И. Иванова), «Нарисуй человека» (модификация А.М. Прихожан).
Важнейшей стороной рассмотрения полоролевой идентичности является ее анализ по трем составляющим компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. Рассмотрим подробнее, как каждый компонент отражается при анализе результатов.
Когнитивный компонент. Школьники в этом возрасте уже знают, какой должна быть женщина, и каким должен быть мужчина, поэтому результаты младших школьников, которые отражают то, как дети описывали женщин, соответствуют возрастным нормам.
Поскольку характеристик, отличающих мужчин и женщин достаточно много, в методике использовались лишь некоторые из тех, которые ребенок мог точно отнести к женскому или мужскому полу. Таким образом, для анализа результатов использовались такие характеристики женщин как: добрая, умная, красивая, хозяйственная. По этим качествам женщин описали все мальчики (100%) и девочки (100%) из детского дома и из обычной среднеобразовательной школы.
По описаниям мужских качеств, таких как, смелый, сильный, мужественный и храбрый, среди социальных сирот и семейных детей можно увидеть различия. Так по выше перечисленным качествам описали 15 (58%) из 26 детей, воспитывающихся в семье, в то время как а у социальных сирот получены такие результаты: мужчин, по данным качествам описали 13 (48%) детей из 27.( ф*эмп = 0.699, ф*эмп <ф*кр, р < 0,05). В соответствии с ответами детей не только мама может быть красивой, но и папа. Но наблюдалась в ответах и тенденция детей характеризовать папу только по внешнему признаку - красоте. Анализируя гендерные представления о мужчине детей из детского дома и семейных детей, следует отметить, что дети из семей в большей степени осознают те качества, которыми должен обладать представитель мужского пола.
При анализе результатов, полученных по методике "Нарисуй человека, было выявлено, что в качестве плохого человека мальчики-сироты, так же, как и семейные дети, изображают мужчину, дополняя рисунок деталями и предметами, которые, по их мнению, принадлежат плохому человеку: красные глаза, клыки, на некоторых рисунках даже можно увидеть рога и хвост черта; в руках у них оружие. Лишь 6% социальных сирот нарисовали в облике плохого человека женщину. Это говорит о том, у некоторых социальных сирот плохой человек обладает феминизированными качествами.
Среди девочек как же преобладающее число детей изображают плохим мужчину, прорисовывая тщательно детали, отражающие на рисунке качества плохого человека. 18% девочек, воспитывающихся в семье, и 27% девочек-сирот, изображают в качестве плохого человека женщину с оружием в руках, но с улыбкой на лице (ф*эмп = 0.201, ф*эмп <ф*кр, р < 0,05).
Преобладающее большинство детей семейных и сирот, изображают хорошего человека так: мальчики - мужчин, девочки - женщин, прорисовывая детали, указывающие на определенный пол. Но так же встречаются и дети, среди которых всего 6% сирот-мальчиков изображают хорошую женщину, а среди девочек процент намного выше: девочки-сироты (73 %) и из семьи (82%) рисуют хорошего мужчину, который всем делится с детьми (ф*эмп = 0.511, ф*эмп <ф*кр, р < 0,05).
Полученные результаты могут быть проанализированы на уровне тенденции, и ее проверка в дальнейшем путем расширения выборки является одной из перспектив данного исследования.
Эмоциональный компонент.При исследовании осознания школьниками своего пола, понимания и принятия им роли соответствующего пола, признания им необратимости полов (В.Е. Каган), было выявлено, что все дети, как социальные сироты, так и дети, воспитывающиеся в семье, адекватно своей половой принадлежности дали ответы на вопросы, целью которых было выявление отождествления себя с предложенными ролями в будущем. Мальчики правильно идентифицировали себя с дядей, мужем и папой, когда вырастут, а девочки соответственно с тетями, женами и мамами. Дети безошибочно ответили на вопрос, что свидетельствует о высоком уровне осознания необратимости пола. Тем самым, можно говорить о том, что уже в младшем школьном возрасте у ребенка сформировано временное мышление и он может в соответствии с полом определить кем он будет, когда вырастет, несмотря на то, что для этого себя нужно представить через значительно большой промежуток времени.
Проанализировав то, как изображают себя дети, было выявлено, что у большинства детей позитивное отношение к себе, поскольку в рисунках преобладают дополнительные детали, такие как одежда, аксессуары, прическа. На рисунках преобладают яркие цвета, темным цветом иногда прорисовывается прическа, обувь и такие аксессуары, как пояс. Рисунок располагается в центре листа, что говорит о признании и принятии своего пола и отождествлении себя с ним, а так же свидетельствует о заинтересованность собой и своими сверстниками. Рисуя себя, дети дополняют изображения деталями, которые подчеркивают их индивидуальность и лучшие качества.
Следовательно, можно говорить о том, что социальные сироты и семейные дети позитивно относятся к себе как к представителям своего пола.
Поведенческий компонент. Анализируя ответы на вопросы, позволяющие определить вид идентификации (идентификация в соответствии с полом, смешанная идентификация идентификация в соответствии с противоположным полом) мы видим, что как среди семейных детей, так и социальных сирот, преобладающее большинство отождествляют себя с характеристиками своего пола, смешанной идентификации среди этих детей обнаружено не было, но 9% социальных сирот-девочек идентифицировали себя с мужскими качествами, что уже может говорит у них об отклонении полоролевой идентичности. Можно сказать, что девочки из детского дома в большинстве случаев выбирают для себя женские качества, но имеют склонность приписывать себе и мужские качества даже в большей мере, чем девочки, воспитывающиеся в семье. Это говорит о благоприятных условиях воспитания девочек, которые способствуют адекватному формированию идентичности себя в соответствии с полом и отсутствие отклонений, по крайней мере, среди преобладающего большинства. Также это свидетельствует о том, что, как и положено, дети в этом возрасте понимают, чем отличаются мальчики и девочки уже не только по внешним признакам "мальчики ходят с короткой стрижкой, в штанах, а у девочек длинные волосы и они ходят в платьях и юбках", а по тому, какие роли выполняют представители того или иного пола, какой деятельностью они занимаются, какими особенностями обладает их поведение, тем самым отождествляют себя в соответствии с полом по всем перечисленным особенностям, адекватно осознавая это и принимая как должное.
По ответам мальчиков, которые позволяют определить вид идентификации, было выявлено, что в полоролевой идентичности наблюдаются отклонения, как у семейных детей, так и у социальных сирот.
Группа мальчиков разделилась на три подгруппы:
1. Идентифицировали себя с мужчинами по таким мужским качествам, как смелость, сила, храбрость, мужественность, большая мальчиков воспитывающиеся в семье (48%), и меньше половины мальчиков-сирот (38%). Эти дети четко осознают то, какими характеристиками должны обладать мальчики и то, какие качества им свойственны (ф*эмп = 0.52, ф*эмп <ф*кр, р < 0,05). Такие результаты говорят об адекватной полоролевой идентичности детей.
2. Смешанная полоролевая идентичность выявилась у 43% сирот и 33% семейных детей. (ф*эмп = 0.601, ф*эмп <ф*кр, р < 0,05). У этих детей наблюдается мускулинные и фемининные черты в поведении. Стиль поведения может выбираться в зависимости от ситуации, в которой на данный момент они прибывают. У этих детей уже видны отклонения в ходе формирования адекватной полоролевой идентичности
3. Дети, которые идентифицируют себя с женскими качествами. Процент таких детей среди сирот и семейных детей составил по 19%. Здесь видно, что у семейных детей, как и у сирот, есть серьезные проблемы в формировании идентичности и тем самым уже видна неадекватно сформированная полоролевая идентичность. Поэтому родителям и воспитателям следует обратить внимание на этих детей. Если такие ответы социальных сирот объясняются отсутствием должного внимания мальчикам мужского влияния в ходе воспитания личности ребенка, то у семейных детей проблема может корениться в самой семье, а точнее во взаимодействии ребенка и родителей.
Таким образом, видно различие между полоролевой идентификацией мальчиков семейных и сирот: среди мальчиков-сирот преобладают дети, у которых смешанная полоролевая идентичность, это может быть связано с тем, что в детском доме в основном женский контингент, что сказывается на недостаточной сформированности представлений о мужских качествах.
При определении представлений ребенка об игрушках, принадлежащих каждому полу, и о том, как дети могут играть с игрушками, принадлежащими противоположному
полу было выявлено (методика О.И. Ивановой), что большинство девочек, независимо от наличия семьи, предпочитают играть в спортивной комнате (80%-сирот и 60%-семейных детей), из конструктора строят дом для куклы, развлекательные центры для девочек (100% -сирот и 90%-семейных детей), из игрушек предпочитают кукольный дом с мебелью (80%-социальных сирот т 70% семейных детей(ф*эмп = 0.511, ф*эмп <ф*кр., р < 0,05)). Незначительные различия выявились в том, как девочки играли бы с машинкой, которую оставил знакомый мальчик или брат: у девочек, воспитывающихся в детском доме (70%), не сформировано представление о том, как можно взаимодействовать с игрушками, которые предназначены не только для девочек.
Поскольку данный возраст является этапом в жизни ребенка, когда он стремится подражать родителям, сверстникам, то полученные результаты объясняются тем, что в настоящее время активно пропагандируется здоровый образ жизни и, следовательно, занятие спортом, поэтому дети стремятся заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, как взрослые. Так же полученные результаты могут объясняться тем, что в основном в младшем школьном возрасте дети стремятся познавать окружающий мир, им все интересно, следовательно, если они ранее играли в игрушки, в куклы, в "дочки-матери", то им может быть интересно попробовать что-то новое. В данном случае новым выступила спортивная комната.
Что же касается мальчиков из семьи (63%), то в свою очередь, больший процент предпочитают спортивную комнату, в которой можно лазать по лестнице, заниматься на тренажерах, комнате для развлечений. Что свойственно их полу, поскольку, взаимодействуя с представителями мужского пола, они видят, что мужчины выглядят спортивными, остальные 37% детей выбрали уголок для игры в "Дом" и для чтения. Мальчики-сироты разделились в данном вопросе на 2 категории: больше половины детей (53%) выбрали комнату, в которой есть уголок для игр, где они бы вместе с другими мальчиками читали вместе и веселились, переодевались бы в любимых героев и играли бы в "Дом" ухаживали бы за куклами, заботились о них, как мама, а так же комнату, как место для игры в школу, для того, чтобы развивать свои навыки, касающиеся обучения в школе. Менее половины детей (47%) предпочли для игр спортивную комнату (ф*эмп = 0.949, ф*эмп <ф*кр, р < 0,05). Здесь мы видим, что у социальных сирот проявляются фемининные характеристики, что негативно сказывается на полоролевой идентичности и можно сказать, что есть тенденция неадекватной полоролевой идентичности. Так же подобный факт феминизации проявляется и в предпочтении этих же детей-сирот и семейных детей мальчиков (70% сирот и 70% семейных детей), из конструктора строить дом для кукол или же для себя, то есть здесь уже указывается на то, что неадекватная полоролевая идентичность и у детей, воспитывающихся в семье. То есть получается, что семья не уделяет в воспитании ребенка должного внимания в воспитании у него мужских качеств.
Таким образом, можно сказать, что есть дети, у которых сформировано представление о роде занятий, деятельности обоих полов, но так же наблюдаются дети, у которых есть отклонения: у социальных сирот-девочек обнаружено стереотипное мышление в плане предметов для игр полов (78%), у мальчиков не зависимо от наличия семьи (70% сироты и 70% семейные дети) выявлена феминизация в поведении, поскольку они мальчиковым игрушкам предпочитают строить домик для кукол.
Проанализировав результаты, которые отнесены к данному компоненту, мы выявили незначительные различия в типе идентификации детей-сирот и семейных детей, поскольку у обеих выборок наблюдаются отклонения в идентификации себя. Так же незначительные различия выявлены при анализе представлений ребенка об игрушках, принадлежащих каждому полу, и о том, как дети могут играть с игрушками, принадлежащими противоположному полу, а так же при анализе выбора комнаты мальчиками и девочками, независимо от наличия семьи.
Анализ результатов позволяет сказать, что у большинства мальчиков-сирот не сформировано представление о предметах которыми играют мальчики и девочки, поскольку они склонны относить к своему полу игрушки для девочек, так у мальчиков-сирот, большая стереотипность мышления выявилось при определении того как мальчики могут играть игрушками для девочек.
Таким образом, проанализировав полученные результаты мы получили, что не выявлено различий между социальными сиротами и семейными детьми в отождествлением себя в соответствии с полом во временной протяженности и осознании необратимости пола, в описание качеств, которые относятся к женщине (когнитивный компонент), в отождествлении себя в соответствии с полом, в предпочтении комнаты для игр среди девочек (поведенческий и эмоциональный компоненты). Выявлены незначительные различия в описании качеств, принадлежащих мужчине, представлениях о предметах принадлежащих разным полам (когнитивный компонент), типе идентификации, значительные различия выявлены в умении использовать игрушки противоположного пола, в предпочтениях игрушек для игр (поведенческий компонент).
Таким образом, необходимо учитывать, что не сам факт наличия/отсутствия семьи у ребенка влияет на его полоролевое развитие, а степень включенности обоих родителей в общение с ребенком и его воспитание.
Литература
1. Астахов. П.А. «Количество детей-сирот в России в 2013 году» http://ria.ru/society/20140116/989519394.html
2. Истратова О.Н. Полоролевая идентичность подростков из семей с различным типом родительского отношения к ребенку. «Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы»: Материалы четырнадцатого международного научно-практического семинара. г. Донецк, 15-18 апреля 2013г. В 3-х томах. Т.1 - Донецк: ДонНТУ, 2013. - С. 153160.
3. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т.69. № 14. С. 206-211.
4. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2001. -406 с.
5. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. N 1-2. С. 31-35.
6. Кришельницкая О.И. Мальчик, девочка? // Биология в школе. 1995 г. №5
7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.. Психология сиротства. Изд.3-е. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.: ил