Научная статья на тему 'Особенности этнического самосознания молодежи традиционной культуры (на материале изучения ингушской студенческой молодежи)'

Особенности этнического самосознания молодежи традиционной культуры (на материале изучения ингушской студенческой молодежи) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
398
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / THE CONDITIONS OF LIFE AND PERSONALITY / ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ / RIGHTS AND DUTIES IN THE TRADITIONAL CULTURE / МЕНТАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / THE MENTAL QUALITY IDENTIFICATION AND ETHNIC EXCLUSION / ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ ЭТНОСА / ESPECIALLY THE ETHNIC IDENTITY / ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ / ИСЛАМ КАК ТРАДИЦИОННОЕ ВЕРОВАНИЕ / ISLAM THE TRADITIONAL BELIEF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эльдиев Азамат

Обсуждаются особенности этнического самосознания в контексте традиционной культуры; ценностные ориентации ингушской студенческой молодежи, основанные на выработанных в истории этических принципах и религиозных верованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of ethnic identity in the context of traditional culture;value orientation Ingush students, based on the worked in the history of ethical and religious beliefs

Текст научной работы на тему «Особенности этнического самосознания молодежи традиционной культуры (на материале изучения ингушской студенческой молодежи)»

Этнопсихология

Азамат Эльдиев

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНГУШСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

Аннотация. Обсуждаются особенности этнического самосознания в контексте традиционной культуры; ценностные ориентации ингушской студенческой молодежи, основанные на выработанных в истории этических принципах и религиозных верованиях.

Ключевые слова: традиционная культура; условия развития и бытия личности; обязанности и права в традиционной культуре; ментальные качества; идентификация и отчуждение этноса; особенности этнического самосознания; ислам как традиционное верование.

Abstract.The peculiarities of ethnic identity in the context of traditional culture;value orientation Ingush students, based on the worked in the history of ethical and religious beliefs.

Keywords:traditional culture; the conditions of life and personality; rights and duties in the traditional culture; the mental quality identification and ethnic exclusion; especially the ethnic identity; Islam - the traditional belief.

Среди множества этнических и религиозных общностей Российской Федерации каждый народ имеет свою особенную историю. Я буду говорить об ингушах. Ингуши, г1алг1ай (самоназвание) - один из народов в России (337 тыс. чел.), проживающий на территории Ингушетии, Чечни, в Сев. Осетии и др. Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) ингуши относятся к коренному населению Северного Кавказа. Сегодня верующие ингуши - мусульмане-сунниты.

Прежде чем говорить об особенностях самосознания ингушской молодежи в контексте традиционной культуры, я считаю важным обсудить наиболее яркие черты

Об этнической и религиозной общности ингушей

Устройство ингушского общества

Мусульмане Ингушетии

Самобытность ингушской этики

общественного уклада ингушского общества, под влиянием которых формируется психологические особенности представителей ингушского этноса.

Особое значение в общественном укладе ингушей имеет тейп или род. Он выступает как реальный социо-политический субъект, который занимает четкие позиции в межтейповой организации [1, с. 53 - 90]. Ингушский тейп (род или родовой союз) - это группа лиц, объединенных сознанием родства и общности происхождения от одного действительного или мифологического родоначальника [2, с. 71]. Внутри тейпового объединения существует запрет на экзогамный брак, нарушение которого влечет на семью позор.

Все события жизненного цикла (свадьба, похороны, рождение ребенка, прием гостя) подчинены в ингушском обществе ритуализированным формам обычая [3, с. 15-17]. Все имущественные отношения преломляются через кодекс чести - эздел.

Отдельно следует обсудить ислам в Ингушетии и Чечне. Ингуши и чеченцы окончательно приняли ислам исторически не так давно, однако они являются самыми ревностными мусульманами из кавказских народов. Свой вклад в ислам ингуши и чеченцы внесли через своих выдающихся земляков - шейхов кадирийского тариката Кунта-Хаджи и Батл-Хаджи. Вирды (религиозные группы) Кунта-Хаджи и Батл-Хаджи к концу XIX века были закреплены в религиозных представлениях ингушей [4, с. 144].

Сообщество Кадирийа относится к суннитскому направлению ислама. Для них характерен обряд «громкого зикра» - возвеличивание Бога во время коллективного движения. Именно «зикр» придает специфику религиозной жизни и деятельности ингушей и чеченцев.

Конфессиональная приверженность исламу у ингушей реализуется в рамках присвоения семейно-родовых традиций. Однако традиционные ценности накладывают свою специфику на самосознание ингушей. Таким образом, специфика самосознания ингушского этноса, исповедующего ислам, определяется не только самой догматикой ислама, но и социально-политическими реалиями, в рамках которых происходило распространение ислама на территории Ингушетии и Чечни.

Самобытная ингушская этика была выработана как ряд концептов и представлений. Прежде всего эти представления требуют соблюдения своеобразного способа отношений, в мире преломляющегося через

Адат и шариат у ингушей

Традиционное значение адатов

Традиции кровной мести

Феноменологическая сущность понятия «эздел»

кодекс чести «эздел». Отношения внутри этноса регулируются также адатом и шариатом, который не теряет своей актуальности для современного ингушского общества.

Как известно, в ингушской юридической практике существовало два основных свода законов: адат и шариат. В разные исторические периоды их роль менялась. Взаимоотношения между тейпами регулировались адатом.

Адат - это структурированный, регламентированный свод законов, за тысячелетия выработанный автохтонным населением Ингушетии [5, с. 168]. На адате основывалась и во многом продолжает основываться правовая культура у ингушей. Для коллективного сознания ингушей адат - это священное, богоданное право, нарушить адат - значит подвергнуться божьему гневу.

Через систему адатов ингуши веками воссоздавали элементы традиционной культуры вне зависимости от места и условия существования.

Права и обязанности, трактуемые исламским вероучением, в силу своего сходства с традиционными ада-тами ингушского общества безболезненно включились в систему отношений и социальных ожиданий. В настоящий момент они являются доминантными для подавляющего большинства ингушей.

Мстить за смерть (чирлех) близкого человека может мужчина - любой член семьи, рода. Срока давности месть не имеет. По адату, круг мстителей и ответчиков с обеих сторон распространяется на всех родственников, но в определенном порядке. Институт мести (пхъя-лех) и обязательство мщения (гир-лех) как справедливая привилегия потерпевших приобретали легитимную форму.

Остановить цепь взаимных убийств мог договор о примирении - машара. Человек считался невиновным, если присягал клятвой на Коране или в присутствии старейшин.

Мое включенное наблюдение позволяет говорить о том, что на сегодняшний день институт кровной мести среди ингушей не теряет своей значимости и актуальности: родовые объединения нередко объявляют друг другу кровную месть, придерживаясь принципа талиона.

Осевой духовной ценностью ингушского этноса является понятие «эздел». «Эздел»* - свойства, каче-

* Эздел - свод неписанных моральных правил поведения чеченцев и ингушей.

Эздел - народно этическое учение о морали

Эздел - как

важнейший

инструмент

национального

воспитания

у ингушей

Регламентация семейных отношений у ингушей

ства личности, благородство поступков и помыслов, регулируемые традиционными ожиданиями [6, с.220]. Быть «эздий» - значит никогда и ни в чем не допустить ни малейшей слабости, отступления от этических и эстетических норм. А. Х. Танкиев, культуролог и этнограф, специально писал об «эздел»: «Пусть допущена малейшая слабость, совершен незначительный промах и уже тем самым возникает основание считать этого человека не "эздий", несмотря на все, быть может, выдающиеся достоинства» [6, с. 220].

Фактически «Эздел» - это народно-этическое учение о морали, нормах и принципах жизни. «Эздел» включает в себя такие свойства личности как: эхъ - скромность и стыдливость; саг1а далар - милосердие; майрал - храбрость; денал - мужество; камаьршал - щедрость; яхь -чувство соревновательности в достижении и совершении благородных, добрых, а также общественно полезных дел; г1улакхацаи - говорит о человеке готовом прийти на помощь [5, с. 166]. У ингушей долгое время существовал своеобразный кодекс правил и принципов взаимоотношений, основанный на понятиях вежарал (побратимство) и доттаг1ал (дружба, дружество) [6, с. 200], которые также включаются в понятие «эздел». «Эздий саг», таким образом, - это человек, обладающий всеми без исключения перечисленными качествами, выявляющими феноменологическую сущность этого слова.

Все отношения у ингушей от рождения и до смерти выстраиваются исходя из принципов «эздела», что подразумевает следование четко установленной структуре и иерархии взаимоотношений между ингушами разного возраста и пола. На этот счет у ингушей есть поговорка: «Человек не обладающий "эзделом", не может считаться ингушом».Старшее поколение стремится к тому, чтобы молодежь максимально соответствовала принципам эздела, которые являются залогом успеха и уважения в обществе.

В семейных отношениях «эздел» предписывает всем членам семьи придерживаться определенного стиля одежды. Юноши и девушки должны появляться перед родителями и братьями исключительно в одежде покрывающей все части тела. Юношам запрещается ходить в шортах по дому, а тем более появляться в таком виде перед другими людьми.

В случае, если в комнату заходит отец, мать или другой член семьи старший по возрасту,младший должен встать и предложить свое место и только после устного разрешения старшего сесть. Не встать перед стар-

Значение старшинства в структуре семейно-родовых отношений

шим человеком считается грубейшим проступком, за который можно заплатить уважением.

В семейных отношениях всегда четко разграничены функции мужчин и женщин. Девушки не имеют права вмешиваться в разговоры, которые ведут взрослые мужчины, и тем более не смеют сидеть с ними за одним столом. Если в доме есть невестка, она находится в подчиненном положении по отношению к сестрам супруга и должна проявлять к ним повышенное внимание.

Следующим важным аспектом являются формы обращений, приветствий и благопожеланий. Каждый уважающий себя молодой человек обязан употреблять традиционные формы обращений в процессе общения со сверстниками и старшими людьми в различных социальных ситуациях.

В случае несостоятельности родителей бремя расходов на женитьбу одного из сыновей ложится на уже женатых детей. Выходить замуж без согласия родителей у ингушей считается позором. За проступки жены отвечает муж. Даже за убийство, совершенное женой, прежде наказывался муж. Вина в преступлении за женщиной не признавалась: им не мстят даже за убийство.

Семейно-бытовую культуру ингушей и по сей день отличает особое покровительство детям мужского пола. Этикет избегания в выражении чувств считается признаком благочестия. С возрастом происходит смена прав и обязанностей [3, с. 19 - 21].

Ответственность мужчины, который является старшим в семье, гораздо выше: по обычаю ему предстоит отделиться, то есть покинуть родовой дом и создать собственную семью. Младший из сыновей обязан остаться с родителями: он получит наследство и будет заботиться о родителях в старости. Младший из братьев обязан безукоризненно подчиняться старшему и проявлять полное послушание его воле; в случае отсутствия отца или его смерти главой семьи становится старший сын. Обязанность в решении возникающих деловых, родовых и социальных вопросов оказывает значительное воздействие на чувство ответственности не только за личное благосостояние, но и за благосостояние всего рода.

Таким образом, ролевые отношения в роду определены традициями. Роль родителей и старейшин рода заключается в том, чтобы осуществлять контроль над подрастающим поколением в соответствии с традиционными ожиданиями.Человек, соответствующий традиционным ожиданиям рода, реализует потребность в признании и уважении со стороны старшего поколения.

Сущностные особенности половой идентификации

Особенности

взаимоотношений

полов

Инициация посредством религиозного воспитания

В случае несоответствия ожиданиям ему грозит изоляция и отвержение: такому человеку не отдадут замуж девушку, с ним не будут считаться, он не будет пользоваться доверием и уважением.

В соответствии с традиционной моделью поведения мальчика воспитывают как будущего хозяина, главу семьи и продолжателя рода. Соответственно родители с детства стремятся инициировать в мальчике такие качества как смелость, силу, мужество и уверенность в себе.

В девочке воспитывается скромность, терпеливость, приятие подчиненного положения в иерархии семейных отношений. Можно говорить о том, что эти личностные характеристики достойной женщины совпадают с основополагающими требованиями к поведению верующей мусульманки.

Взаимоотношения молодых парней и девушек также жестко регламентированы. Если молодой человек проявляет интерес к девушке и имеет намерение на ней жениться, он должен через старейшин уведомить об этом родителей девушки и получить их согласие на возможный союз. Только после этого молодой человек может несколько раз встретиться с девушкой в присутствии ее подруг либо родственниц для того, чтобы сообщить о себе и узнать девушку перед тем как вступить с ней в брак. Также молодой человек имеет право во время праздничного мероприятия пригласить девушку на национальный танец «ловзар», обозначив таким образом свое внимание к ней. Это событие является очень важным: в случае, если девушка или парень позволят себе неэтичное поведение, это может навлечь позор как на девушку, так и на парня.

Религиозное воспитание имеет сущностное значение в воспитании ингуша и ингушки. В младенческом возрасте мальчикам делают религиозный обряд обрезания в традициях исламской медицины (в этом случае снижается риск инфекционных заболеваний).

На начальном этапе подросткового возраста мальчика обучают выполнять пятикратную молитву и все обряды, связанные с ней (омовение и прочее). С этого момента по исламскому канону мальчик считается мужчиной, который обязан соблюдать нормы и принципы веры. Кроме этого мальчика обучают национально-религиозному обряду «зикр»*. Этот обряд выполняется только у ингушей и играет огромную роль в их жизни, так как обеспечивает идентификацию через подража-

Зикр - национально-религиозный обряд восхваления Бога.

Сакраментальный вопрос человека к самому себе

Метод «Twenty-statements test»

Метод глубинной рефлексии

Процедура метода

глубинной

рефлексии

Особенности самосознания студентов ИнГУ

ние взрослым и выполнение традиционно значимых действий. Далее молодому человеку предоставляется возможность осуществлять обряды жертвоприношений на похоронах, свадьбе, собрании рода, религиозных праздниках. Это также значимый этап социализации: по первому разу психологически трудно умертвить крупное животное.

Освоение всех этих религиозных практик оказывает сущностное воздействие на осознание себя мужчиной, несущим ответственность не только за себя и свою семью, но и за свой род и нацию в целом.

Каждый человек на каждом из этапов своего жизненного пути стремится ответить на вопрос «Кто я?».

Сакраментальный вопрос «Кто я?» был использован при построении метода «Twenty-statements test», который был использован М. Куном и T. С. Макпартлен-дом в 1954 году [7, с. 68-76].

Позднее этот сущностный вопрос лег в основу метода глубинной рефлексии В. C. Мухиной. Метод «Twenty-statements test», предложенный М. Куном и T. С. Мак-партлендом, был переосмыслен В. С. Мухиной. Она писала: «М. Кун и T. С. Макпартленд лишь удачно извлекли из сигнификативного поля человеческой речи и Великого идеополя общественного сознания вопрос "Кто я?"... В действительности "Кто я?" - это извечный вопрос вопросов, обращенный человеком к самому себе».

В сознании человека как личности доминируют ценностные ориентации избранного пути, затем следуют значимые для него личностные качества и социальные роли» [8, с. 959].

Метод глубинной саморефлексии В. С. Мухиной предоставляет испытуемому возможность анализировать свои качества, ценностные ориентации и цели жизненного пути.

Процедура метода заключается в самоописании личностных свойств. Испытуемому предлагается дать 15 ответов на вопрос «Кто я?». При этом дается рекомендация отвечать так, как будто респондент отвечает самому себе. Время рефлексии и написания ответов не ограничено [9, с. 119].

Свой метод рефлексии В. C. Мухина апробировала на учащихся молодых людях - членах групп, которые были распределены по принципу отношения к вере, к науке, к этническим и межэтническим отношениям [8, с. 959].

В исследовании ценностно-смысловых ориентаций у ингушской молодежи, обучающейся в светском учебном заведении, я предложил отвечать на вопрос «Кто

Суждения о своей сущности студента-ингуша, исповедующего ислам

Типичные суждения студенческой молодежи о себе

я?» в стилистике, задаваемой В. С. Мухиной. Исследование проводилось со студентами Ингушского Государственного Университета (ИнГУ). Всего было исследовано пятьдесят юношей и пятьдесят девушек (второй и четвертый курсы).

Проанализировав ответы студентов, исповедующих ислам, я выявил ряд типичных рефлексий, характеризующих сущностные особенности ценностных ориента-ций ингушской молодежи.

Приведу примеры суждений.

Инал, студент третьего курса.

Кто «Я»?

• Я - ингуш, так как соотношу все свои действия с нормами своего народа.

• Я - мужчина, так как прежде чем совершить поступок, соотношу его с определенными нормами поведения мужчины в обществе.

• Я - сын, потому что у меня есть родители, играющие важную роль в моей жизни.

• Я - брат, так как состою в родственных отношениях такого характера.

• Я - студент потому, что посвящаю определенную часть свей жизни этой деятельности.

• Я - мусульманин потому, что верю в существование Бога и правдивость слов Мухаммада.

• Я - человек, так как обладаю специфичными человеческими качествами.

• Я - потенциальный отец, так как стараюсь воспитывать в себе качества, необходимые для этой роли.

• Я - друг, потому что есть люди, с которыми я общаюсь на таком уровне.

• Я - будущий филолог, так как готовлю себя к этой профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Я - общительный, так как легко могу наладить контакт с людьми.

• Я - стойкий, так как быстро восстанавливаюсь после неприятностей.

• Я - надежный, так как стараюсь сделать все, чтоб не подводить людей.

• Я - веселый.

• Я - гражданин, так как принимаю права и обязанности РФ.

Выше был приведен пример рефлексивного самоотчета. Я считаю правильным говорить о молодежи с определенным типом ценностных ориентаций в рамках изучаемой выборки. Я считаю, что для данного типа рефлексий на себя характерно ценностное отношение

Рефлексии направленные на осмысление своей сущности

Рефлексии ориентированные на социально значимые роли

к религии. Ислам через первичную идентификацию себя как мусульманина приобщает к ценностям, характерным для мировой общины мусульман. Такое приобщение осуществляется посредством символа вероисповедания мусульман (шахады), а также через ежедневное осуществление молитвы-поклонения (намаз). Этот факт выявляется через типичные для данного типа рефлексии (Я - мусульманин (ка), верю, что нет Бога кроме Бога и Мухаммад слуга и посланник Его; Я - мусульманин (ка), молюсь, совершаю намаз).

Осмысление своей сущности протекает в контексте рефлексий, характеризующих личностно значимые качества, а также социально значимые роли, не связанные со смыслами, характерными для исламской религии и традиционной культуры.

Например, респондент в первую и последнюю очередь отмечает: «Я - мусульманин, Я - раб Бога». На бытовом уровне данный юноша, скорее всего, руководствовался суждениями, выражающими ценностное отношение и приверженность традиционным ингушским ценностям и ориентирам: (Я - ингуш; Я - сын своего народа; Я - горец; Я - живу по адатам*). Таким образом, молодой человек отмечает, что в обыденной жизни руководствуется адатом или нормами обычного права, существовавшего у ингушей с незапамятных времен и продолжающими играть важную роль в регуляции общественных и межличностных отношений.

В другом случае суждения молодой девушки выстроены по существу аналогичным способом по такому же типу. В первую очередь происходит идентификация себя как мусульманки: (Я - мусульманка). Однако следующие рефлексии, связанные с отношением к традиционной нормативности, выстроены аналогично, по ранее описанному типу: (Я - ингушка; Я - считаю, что наши адаты ни в чем не противоречат Исламу (часто спорю на эту тему); Я - считаю, что если г1алг1а** соблю-

А А А « «

дает Эздел , то лучше его не найти среди представителей всех наций).

Также для молодежи данного типа характерны рефлексии, ориентированные на социально значимые роли и личностно значимые качества: 1 - позитивные соци-

* Адат (араб. - обычай) - обычное право у мусульманских народов, противостоящее религиозному праву - шариату.

Г1алг1а - ингуш. Эздел - высший духовный и нравственный идеал в ингушском менталитете.

** ***

Осмысление своей личности в контексте религиозной веры

Соответствие принципам исламской веры

ально значимые качества (Я - справедливый (ая); Я -щедрый (ая); Я - добрый (ая); 2 - гендер, родовая принадлежность (Я - человек; Я - девушка; Я - мужчина);

3 - профессия, социальное положение (Я - студент (ка));

4 - патриотические чувства и суждения (Я люблю Ингушетию, Я горжусь тем, что я ингушка).

Таким образом, в глобальном отношении индивиды идентифицируют себя с исповедуемой религией, однако, сущностное осмысление личностно значимых качеств осуществляется в контексте традиционной нормативности.

Хотел бы также привести суждения молодого человека, который в своих рефлексиях стремился осмыслить себя в контексте религиозной веры. Мухаммад Амин, студент второго курса. Кто «Я»?

• Я - мусульманин.

• Я - тот, кто верит в Бога.

• Я - тот, кто на дороге за пророком Мухаммадом С.А.В.* на пути.

• Я - тот, кто молится Богу, читает Коран, чтобы его прославлять.

• Я - добросовестный.

• Я - тот, кто пытается поддерживать Иман**.

Т Т •к'к'к

Ислам***.

• Я -тот, кто любит свою религию.

• Я - тот, кто боится Бога.

• Я - тот, кто пытается учиться, но у меня это не так получается.

• Я - тот, кто любит свою семью.

• Я - тот, кто не так хорош.

• Я - тот, кто любит своих друзей.

• Я - тот, кто пытается быть хорошим с друзьями.

• Я - тот, кто помнит о смерти.

• Я - тот, кто любит Ингушетию.

Ингуш, исповедующий ислам определяет себя и свои жизненные устремления в соответствии с канонами ислама: Я - мусульманин; Я - верю в Бога; Я - на дороге за пророком Мухаммадом с.а.в; Я - молюБога и читаю Коран чтобы его прославлять; Я - пытаюсь поддерживать Иман, Ислам; Я - люблю свою религию; Я -боюсь Бога; Я - всегда помню о смерти.

* С.А.В - саллалахуалейхивасалям - переводится так «Да пребудет над ним мир и благословление Бога».

** Иман - вера в Бога.

*** Ислам - дословно «покорность Богу».

Попытки философского осмысления своей сущности

Суждения о своей сущности студента-ингуша, не приверженного исламу и свободного от этнических установок

Стремление к философскому осмыслению своей сущности

В качестве основных понятий, отражающих осмысление жизненного пути мусульманина, можно выделить следующие: вера в единого Бога; богобоязненность; иман; ислам; поклонение Богу; следование по пути пророка Мухаммада; служение Богу; приверженность исключительно исламским ценностям. Эти ключевые понятия организуют особенность мышления, специфику картины мира и самосознания мусульманин.

Данного респондента отличает сущностное проникновение в основы веры, понимание своего предназначения, владение основными понятиями исламской религии, а также отсутствие суждений, связанных с традиционными для ингушского этноса ценностями или с отождествлением себя с соответствующей этнической группой. Также характерной чертой в данном случае выступает нивелирование личностно значимых качеств и социальных ролей. Ценностные ориентации направлены исключительно на интеграцию с мусульманской общиной (уммой).

Большой интерес представляют рефлексии молодых людей, стремящихся выйти за рамки суждений, ориентированных на религию, этнос или на социально значимые роли.

Ильяс, студент третьего курса.

Кто «Я»?

• Я - живое существо.

• Я - тело, которое состоит из органов.

• Я - частица космоса.

• Я - производное других я (матери и отца).

• Я - носитель и продолжатель мыслей и идей других я (их опыта, мудрости).

• Я - мое прошлое, настоящее, и будущее.

• Я - существо, которое стремится быть человеком, которое отличаться животных.

• Я - тот, кто делает выбор.

• Я - тот, кто существует.

• Я - «время» которое течет пока я жив.

• Я - тот, кто постоянно познает.

• Я - двигатель (пока я жив).

• Я -целый мир, который борется со всякими страстями, пороками, темными желаниями.

• Иногда Я - это не Я.

• Я - это Я.

Приведенные суждения отличаются стремлением молодого человека философически проникнуть в сущностные особенности своей личности, своего бытия в мире и обществе, а также обозначить свою индивиду-

Маргинализация

студенческой

молодежи

Мир духовных ценностей ислама и православия

Ислам и православие в контексте модели конъюнкции

альность. Личности с ориентацией на такой характер суждений и рефлексий составляют отдельный тип.

Для значительной части студенческой молодежи также характерна лингвомаргинальность, замена ответа на вопрос «Кто Я?» на вопрос «Какой Я?», перенос суждений с себя на окружающих («Я люблю... не люблю.», «Мне нравится. не нравится...»), а также оценка себя через отрицание («не лицемерка», «не предатель»). Я ограничусь общим описанием этого типа суждений.

Изучая рефлексии на свою сущность православных христиан, В.С.Мухина выявила, что учащиеся духовной академии рефлексируют в соответствии с выбранным и осваиваемым путем в сфере канонов богословия православной церкви [8, с. 959 - 962;10, с. 55 - 58]. Специфику картины мира, самосознания и особенностей мышления православных студентов МДА** организуют амбивалентные сущности православного человека, проявляющиеся в единстве двух ипостасей: 1 - «Я -Бог», «Я - личность», «Я - человек имеющий свободу выбора и ответственности»; 2 - «Я - червь», «Я - прах», «Я - раб Божий». В этих рефлексиях выражена канонизированная ментальность религиозного сознания православных студентов.

Проводя аналогии православия с исламом, следует отметить следующее. В качестве объединяющего момента ислам, также как и православие, ориентирует на безусловное служение Богу, подчинение Его воле и слову (шариат - или путь к Богу в исламе). Тем самым ислам и православие ориентируют на сущностную связь с Богом, служение Его воле, на духовный рост и достижение внутренней гармонии посредством веры в Него.

Ислам и православие теоретически условно можно представить в виде модели пересекающихся кругов -конъюнкции Леонарда Эйлера. В качестве общего пространства наложения кругов Л. Эйлера ислам и православие можно представить в служении Богу, в безусловном подчинении Его воле, в укреплении веры.

В то же время для мусульман вообще и ингушской молодежи, исповедующей ислам, в частности суждения типа «Я - бог» или «Я - подобие Божье» являются не просто неприемлемыми, но и одномоментно выводящими мусульманина из ислама. Для ортодоксальных мусульман характерна позиция подчинения Божьим законам во всех сферах касающихся человече-

* МДА - Московская Духовная Академия.

Уровни

религиозного

самосознания

Синкретический или

маргинальный

уровень

религиозного

самосознания

Мифологический уровень религиозного самосознания

Ортодоксальный уровень религиозного самосознания

ских взаимоотношений, что выражено и в символе веры мусульман.

Анализ данных, полученных в нашем исследовании, позволил выделить типологию уровней религиозного самосознания с различными ценностно-смысловыми ориентациями посредством классификации ключевых рефлексий молодежи на свою сущность: 1 - синкретический или маргинальный; 2 - мифологический; 3 - ортодоксальный. Рассмотрим подробнее каждый тип.

Для синкретического или маргинального уровня религиозного самосознания характерны: лингвомарги-нальность, неспособность выделить смысловые единицы в рефлексиях; замена ответа на вопрос «Кто Я?» на ответ «Какой Я?», («Я - хороший», «Я - справедливый»); оценка себя через отрицание негативных качеств («не лицемер», «не предатель»). Лишь незначительная часть опрошенных относится к этому типу религиозного самосознания (18 % от общего числа опрошенных респондентов).

Для мифологического уровня религиозного самосознания характерно следующее. Как правило, в первую очередь в своих рефлексиях молодые люди идентифицируют себя как мусульман, и только затем как членов этнической общности. Они получают образование для реализации своих профессиональных качеств. Дом, семья, родители, дети, род в целом составляют ядро ценностных ориентаций и цели жизни. Они религиозны, соблюдают традиционные ритуалы, реализуют себя в контексте традиционных этических ценностей и нормативности. Представления о религии у молодежи с таким типом самосознания скорее носят мифологический характер, нежели реально соответствуют философии и канонам ислама. Большая часть опрошенных относится к этому типу религиозного самосознания.

Для ортодоксального уровня религиозного самосознания характерно следующее. Ценностные ориентиры молодежи на этом уровне лежат в основном в теологической плоскости и плоскости канонов веры. Их типичные суждения о себе характеризуются стремлением к глубинному осмыслению исповедуемой религии; их жизненные цели, установки и ментальность в целом носят характер строгого следования канонам ислама. Для молодежи с ортодоксальным самосознанием характерна идентификация исключительно с мусульманской общиной, неприятие к проявлениям либерализма.

Философическая молодежь

Эмоциональная включенность молодежи в социальные проблемы

Особняком стоят тонко рефлексирующие молодые люди, которых я условно назвал «философичная молодежь». Для них характерны рефлексии, ориентированные на глубинное философское осмысление своей сущности, не детерминированное религиозными, этническими и социально-ролевыми установками на свою сущность. Молодежь с философичным типом рефлексий уникальна и редка по численности. Однако нельзя игнорировать тех, кто пытается тонко рефлексировать, выходя за рамки обыденного сознания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодняшнее ингушское общество, (как и в предыдущие века) продолжает остро переживать социальные перипетии, происходящие в мире, в России, а также в Чечне и Дагестане. В первую очередь это проблемы, связанные с безопасностью граждан, соблюдением прав человека, террористическими угрозами и межэтническими конфликтами.

Социальные проблемы находят свое отражение в этническом самосознании ингушскоймолодежи.Они выражаются в следующем: 1 - потребность в чувстве безопасности («Я переживаю за свою родину», «Я не чувствую себя в безопасности в Ингушетии», «Я бы хотел уехать», «Я бы хотел, чтобы в Ингушетии не было терроризма», «Я хочу, чтобы в Ингушетии не было беспредела»); 2 - потребность в идентификации с этническим «Мы»; 3 - потребность в реализации своей внутренней позиции в отношении к миру и Я-иден тич нос ти.

Чувства, переживаемые молодежью, отражают реальные взаимоотноше-ния человека с миром (прежде всего с людьми из ближайшего социального окружения).

Я разделяю мнение К. Левина, который считал, что «подчинение правилам группы может быть более или менее добровольным, но оно может возникнуть и в результате сильного чувства "мы"» [11, с. 194]. Согласно мысли К. Левина, обособление личности от других и идентификация со своей этнической группой и религией побуждает к следованию соответствующим ценностям этих общностей. Осознание принадлежности к определенной группе требует от личности ответственного следования ее ценностям.

Для моего исследования также актуальны идеи С. Л. Рубинштейна, согласно которым: «На уровне исторических форм существования у человека, когда индивид выступает как личность, а не как организм, эмоциональные процессы связаны не только с органическими,

Истоки потребностей личности

Проблема

обеспечения

безопасности

Проблемы «Я-идентичности» и «Мы-идентичности»

Эмоционально-психологическая позиция этноса

но и с духовными потребностями, с тенденциями и установками личности...» [12, с. 554].

Потребности личности отдельного человека определяются как процессами происходящими в мире, как процессами, происходящими в государстве, к которому принадлежит человек, как процессами, происходящими на территории проживания своего этноса, так и внутренней позицией самого человека. В. С. Мухина, обсуждая проблему личности в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций, настоятельно указывала на силу влияния социальных условий и на силу внутренней позиции личности в отношении к этим социальным условиям [13, с. 16 - 39]. При этом В. С. Мухина указывала на то, что «этническая идентичность - социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания.» [13, с. 19]. Своими исследованиями ингушской учащийся молодежи я подтверждаю правоту моего учителя.

Анализируя проблему этнической идентификации в современном мире, В. С. Мухина вслед за другими исследователями поднимала проблему обеспечения безопасности. В частности, проблему личной и этнической безопасности. Эта проблема может решаться на разных уровнях политических и социально-психологических отношений.

В. С. Мухина справедливо разделяет проблемы «Я-идентичности» и «Мы-идентичности» в рамках семьи, рода, этноса, страны, мира и их влияние на специфику развития самосознания в разных частях Земного шара. Многое зависит от ментальности цивилизаций (Западной, Восточной и др.). При этом даже на территории одной страны разные этносы по-разному определяют свою идентичность [13, с. 17]. Я убеждался в этом неоднократно, изучая особенности этнического самосознания ингушей и наблюдая наших братьев-соседей чеченцев.

На основе взаимной идентификации ингушской молодежи, возникает особое эмоционально-психологическое пространство внутри этноса с типичными для всех и каждого члена общности переживаниями. Я считаю, что в сложившихся (по существу экстремальных) социальных условиях в этническом самосознании ингушской молодежи на передний план выходят переживания, связанные с традициями и верованием, а также переживания, связанные с духовным самоопределением и формированием внутренней позиции по отношению к происходящим событиям.

Особенности идентификации ингушской молодежи

Глубинная включенность молодежи в традиционные ценности

Молодые люди открыто переживают за историческую судьбу своей этнической общности и ищут ценности, укрепляющие их дух и дающие чувство личной и этнической безопасности.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что на самосознание ингушей оказывают колоссальное влияние: 1 - традиционные ингушские ценности (обычное право, получившее во времени определенную трансформацию, однако сохраняющее свои позиции); 2 - мусульманская цивилизация; 3 - Россия, в составе которой ингуши проживают в течение последних двух столетий; 4 - коммуникационные поля, транслирующие новые идеи и стандарты эпохи интеграции цивилизаций; 5 - Великое идеополе общечеловеческого самосознания.

Полученные рефлексий ингушской молодежи объясняются сложившейся в традициях особенностью самосознания, идентификация которых идет: 1 - с конфессиональной группой и верой; 2 - с собственно этнической группой; 3 - с обществом более высокого порядка (в редких случаях с общероссийским государственным устройством).

Общечеловеческая идентификация («Мы Земляне», «Я землянин») у ингушской молодежи реально отсутствует (за исключением единичных случаев в рефлексиях «философичной молодежи»). Коммуникации социальных сетей влияют лишь на частные заимствования. Осознание значения Великого идеополя общечеловеческого самосознания удалось обнаружить лишь у малой части молодежи; в основном это философичная молодежь.

Основной вывод из проведенного исследования состоит в следующем: несмотря на интеграционные процессы, ценностные ориентации ингушской студенческой молодежи реально глубинно фиксированы на традиционной культуре, основанной на выработанных ингушским этносом этических принципах и религиозной вере.

1. Гандарова Л.Б. Обычное право ингушей: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004.

2. Христианович В.П. Горная Ингушетия. - Ростов н/Д., 1928.

3. Харсиев Б.М. Ингушские адаты как феномен правовой культуры: Автореф. дис. . канд. философ. наук. - Ростов н/Д., 2003.

4. Хевсаков В. В. Генезис религиозных воззрений ингушей: Дис. ... канд. истор. наук. - Владикавказ,

5. Зязиков М. М. Традиционная культура ингушей: история и современность. - Ростов н/Д., 2004.

6. Танкиев А. Х. Духовные башни ингушского народа. - Саратов, 1997.

7. Kuhn M., McPartland T. S. An empirical investigation of self-attitudes // American Sociological Review. - 1954. - Vol.19.- № 1. - P. 68-76.

8. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 2-е изд. исправ. и доп. - М., 2010.

9. Мухина В. C. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексии на себя // Развитие личности. - 2008. -№4.

- C.86-119.

10. Мухина В.С., Васильченко АА. «Кто Я?» или самоописания личностных свойств // Развитие личности. - 2006.-№ 3.-C. 32-58.

11. Левин К. Разрешение социальных конфликтов.

- СПб., 2000.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб., 2008.

13. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. - 2002. - №1. - С. 16-39.

2004.

220

№ 2 - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.