Феномены этнопсихологии в современных обществах
Зоя Гаджимурадова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ: ПРИТЯЗАНИЯ НА ПРИЗНАНИЕ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ (на материале исследования чеченской молодежи)
Аннотация. Обсуждаются особенности этнического самосознания в контексте традиционной культуры: притязания на признание чеченской студенческой молодежи, основанные на выработанных в истории этнических принципах и религиозных верованиях.
Показано, что чеченцы - коренной народ Северного Кавказа, который имеет свою самобытную культуру и психологические особенности. В жизни чеченцев важная роль принадлежит роду (тейпу). Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев значительно повлияло на сплоченность тейпов, от которых зависела безопасность каждого индивида (оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным).
Выявлено, что существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, за жизнь и честь родственников (обычай кровной мести), отказ от которых в чеченском обществе считается позором и свидетельству -ет о слабости тейпа.
Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм, который нередко переходит в национализм. Национальными особенностями чеченцев являются гостеприимство, почитание родителей, уважительное отношение к старшим. Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство.
У чеченцев множество стереотипов поведения во всех сферах ^юизни базируется на строгой приверженности к национальным традициям и носят гипертрофированный характер, что объясняется их своеобразным воспитанием. Все эти традиции и обычаи отражены в этическом кодексе чести чеченцев «Къонахалла», который имеет для чеченцев такое же огромное значение, как и религия, и является для них универсальным кодексом поведения.
Показано, что чеченская молодёжь добивается социального признания через пристрастное отношение к своей этничности, через этноним, имя собственное, знание родного языка, через приобщение к религии, обычаям, традициям, обрядовой жизни своей общности в той мере, в какой эти ценности определяют вкусы и предпочтения этнической личности.
Молодежь Чечни в первой четверти ХХ1 века притязает на социальное признание, руководствуясь исключительно этическими нормами и ценностями своей этнорелигиозной общности, что позволяет автору характеризовать этническое самосознание исследованной чеченской молодежи как гипертрофированное и капсулированное, т.е. фиксированное исключительно на исконных ценностях своего этноса, когда плохо работает механизм межэтнической идентификации, но ярко выражен механизм обособления (отчуждения).
Ключевые слова: традиционное общество; самосознание; концепция самосознания личности В. С. Мухиной; притязания на признание; структурные звенья самосознания личности; тейп (род); условия развития и бытия личности; механизмы развития самосознания личности; идентификация; обособление; отчуждение; чеченский этический кодекс чести «Къонахалла»; гостеприимство, куначество-побратимство, патриотизм, социально-нормативное пространство личности; этническая самооценка; этнические притязания; этническое самочувствие; гипертрофированное этническое самосознание; капсулированное этническое самосознание.
Abstract. Discusses the features of ethnic identity in the context of traditional culture: claims for recognition of Chechen students, based on the developed in the history of ethnic and religious beliefs.
It is shown that the Chechens are an indigenous people of the Northern Caucasus, which has its own distinctive culture and psychological characteristics. In the life of the Chechen people important genus (teip). The lack of complex forms of statehood have significantly influenced the cohesiveness of the Chechen teips, from which depended the security of each individual to (insult or killing of any kind do not go unpunished).
It is found that the essential feature of national psychology is awareness of legality of any Chechens, even the most violent action, in retaliation for her the insulted dignity, life and honor of the family (the custom of blood feud), the rejection of which in Chechen society is considered a disgrace and demonstrates the weakness of the product.
One of the most ancient features of the national character of the Chechens is patriotism, which often goes into nationalism. The national feature of the
Chechens is hospitality, honoring parents, respect for the elderly. Among the Chechens, kunachestvo-twinning is widespread.
Many Chechens have behaviours in all spheres of life which are based on strict adherence to national traditions and are excessive in nature because of their peculiar upbringing. All these traditions and customs are reflected in the ethical code of honor of the Chechens "K"onahalla", which is for Chechens is as important as religion, and a universal code of conduct.
It is shown that Chechen young people are seeking for social recognition through targeting people because of their ethnicity, through the ethnonym, proper name, knowledge of mother tongue, through participation in the religion, customs, traditions, ceremonial life of his community to the extent that these values define the tastes and preferences of ethnic identity.
Young people of Chechnya in the first quarter of the 21st century claims to social recognition, solely in the ethics and values of its ethnic and religious community that allows the author to characterize ethnic consciousness explored the Chechen youth as exaggerated and capsulated, i.e. a fixed solely on the traditional values of their nation when ethnic identification mechanism works badly, but pronounced mechanism separating (exclusion).
Keywords: traditional society; self-consciousness; the concept of identity V. Mukhina; claims for recognition; the structural parts of the identity of the person; teip (genus); development and conditions of existence of the individual; mechanisms of the development of the identity of the person; identification; separation; alienation; The Chechen code of honor "K"onahalla"; hospitality, kunachestvo-fraternity, patriotism, social and regulatory space of the person; ethnic self-esteem; ethnic claims; ethnic health; exaggerated ethnic consciousness; capsulated ethnic consciousness.
В первой четверти XXI века в условиях системного кризиса, межэтнических войн и конфликтов из-за бесконечных притязаний экспансивных государств Запада и США на овладение новыми геопространствами и природными ресурсами Земли исследование притязаний на признание в традиционных обществах представляется актуальным.
Притязания на признание движут человека к желаемому уровню достижений как во внешнем социальном, так и во внутреннем духовном пространстве. Содержание притязаний может изменяться в зависимости от условий и обстоятельств жизни человека. Автор термина «притязания на признание» К. Левин показал, что решающим фактором в становлении притязаний личности является переживание субъектом своих собственных достижений как успешных или неуспешных [1].
От того, какую позицию занимает личность в различных ситуациях среди окружающих её людей, как она понимает свои возможности в достижении тех или
Притязания на признание как психологическая категория
Притязания на признание в концепции В. С. Мухиной
Народы Северного Кавказа
Чеченцы — коренной народ Северного Кавказа
иных целей в жизни, и от того, насколько адекватно и разумно подходит к достижению своих амбиций, окружающие судят о ней.
Притязания на признание в концепции самосознания В. С. Мухиной — это важная психологическая категория личности и структурное звено самосознания, которое позволяет ей саморазвиваться в физическом, психическом и духовном отношении в процессе межличностных отношений на этническом и межэтническом уровнях, рефлексировать свой индивидуальный путь развития и осуществлять личностный рост [2, с. 592].
Автор концепции представляет данный феномен как одну из важнейших составляющих самосознания личности, определяющую психологическое содержание всех структурных звеньев.
Ученый выделяет два основных этапа в развитии самосознания. Первый — присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура звеньев самосознания характеризуется основными феноменами: 1 — именем; 2 - притязанием на признание; 3 — полом; 4 - видением себя в психологическом времени; 5 — ценностно-ориентированной социальной нормативностью.
Второй этап — формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Развитая личность через притязания на признание прогнозирует себя в будущем, формирует образ своей жизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с другими [3, с. 83—84].
Северный Кавказ — это наиболее сложный в этническом, религиозном и языковом отношении регион России, включающий в себя большое количество национально-территориальных образований и этносов. Многочисленные народы Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, осетины, карачаевцы, кабардинцы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические особенности, что позволяет выделить Северный Кавказ в особый регион.
Чеченцы (самоназвание нохчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни, субъекта Российской Федерации. Общая численность чеченцев в стране — 957 тыс. человек, из них 734 тыс. проживают в Чечне и Ингушетии.
В своем историческом развитии чеченцы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, сохранились до сих пор [4].
У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тейпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесные, чем у других этнических общностей. Чеченцы поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тейпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования. Устройство Малочисленные чеченские тейпы жили окружен-
чеченского общества ными более сильными соседями [5, с. 176—185]. Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев значительно повлияло на сплоченность тейпов. Строго оберегались законность происхождения и права членов рода, поддерживать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью. От тейпа же, в свою очередь, зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным. В то же время каждый человек должен был согласовывать свои поступки с интересами рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его родственникам. Это положение породило такие пережитки патриархально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков.
Роль тейпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам:
1. За каждым тейпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованы, дисциплинированны и в своих действиях подчиняются лишь родовым авторитетам.
2. Столкновения тейпов во многом определяются противостоянием различных структур власти в Чечне.
Сгерш-гапы у чеченцев множество стереотипов поведения во
чеченцев всех сферах жизни. Эти стереотипы базируются на стро-
гом соблюдении национальных традиций и обычаев. Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием [6].
Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам горского этикета, незнание которых строго карается. Обучение происходит не в форме нотаций, что для ребенка неприемлемо, а с помощью наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступка, совершен-
ного юношей, молодым человеком или мужчиной, происходит в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоминал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуации. Таким образом, у него вырабатываются такт, поведенческое чутье, принятие этикета, а не бездумное его заучивание. Национальная Существенной особенностью национальной психо-
пгахологга чеченцев логии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Отказ от мести за родственника позором ложится на весь род. Обычай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтейповых и внешних войн. Неспособность отомстить за убийство или оскорбление родственника свидетельствовала о слабости рода и тем самым подвергала его опасности нападения. Личностным фактором тут выступали и впечатлительность, и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же надо добавить и их гордость, не позволяющую чеченцу спокойно жить, когда оскорблен родственник, так как оскорбление одного члена тейпа равносильно оскорблению всех его представителей. Патриотизм Одной из древнейших черт национального характе-
чеченцев ра чеченцев является патриотизм. Для них любовь к
родному краю — чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бедных) тейпов, где сильнее национальные традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабее, поскольку доминирует чувство ответственности за свой тейп (род). После депортации в 40-х годах XX века у чеченцев появилась более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру. Обычаи чеченцев Национальной особенностью чеченцев является
гостеприимство. В чеченской пословице «Куда не заглянет гость — туда не заглянет добро» выражается особое отношение народа к этой традиции. Гостю всегда рады, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Всё, что есть лучшее в доме, — для гостя. Пока человек в гостях, он находится под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно оскорблению хозяина. Бывает иногда, что гостеприимством чеченцев злоупотребляют преступники, скрываясь таким образом от правосудия.
Методы и цели исследования
Концепция В. С. Мухиной
Структурные звенья
самосознания
личности
Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Побратимы верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это им ни стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.
В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в инородной среде они ведут себя замкнуто и настороженно. Однако в дальнейшем, в процессе общения, чеченцы могут занимать в группе лидирующее положение.
Автором проведено специальное этнопсихологическое исследование притязаний на признание чеченцев. Исследование проводилось в 2013—2014 годах в городе Грозном. Цель исследования — изучение особенностей притязаний на признание студенческой молодежи Чечни. Выборку составили 200 человек (обоих полов) из числа студенческой молодёжи Чеченского государственного педагогического института и Чеченского государственного университета.
Возраст испытуемых в среднем составил 20,5 лет. Был использован научный инструментарий — включенное наблюдение, этнопсихологическая анкета (В. С. Мухина, З. М. Гаджимурадова).
Исследование основано на концепции В. С. Мухиной о феноменологии развития и бытия личности, согласно которой самосознание — это «универсальная, исторически сложившаяся, культурно обусловленная, социально значимая структура, состоящая из звеньев, которые составляют ключевые переживания личности, а также рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру» [2, с. 257].
Для проведенного исследования также значимо понимание феномена самосознания личности через его наполнение этнически окрашенным содержанием в системе ценностных ориентаций, выстраивающих все звенья самосознания. Безусловно, их следует не только назвать, но и обсудить их этническое наполнение.
Структурных звеньев самосознания пять: 1 — имя собственное, типичное для именника данного этноса (этническая ономастика); телесные, физические и поведенческие особенности (этнический тип, мимика, позы и жесты); 2 — содержание притязаний на признание, характеризующее уровень социального развития и ценностно-смысловые ориентации на традиционные ожидания; 3 — половая идентификация, типичная в своих нюансах для
Методологические
принципы
исследования
Притязания на признание через традиционное имя
каждого конкретного этноса; 4 — психологическое прошлое, настоящее и будущее каждого конкретного индивида и этноса; 5 — обязанности и права, которыми обладает каждый индивид в системе своего государства, этнических традиций и индивидуальных ценностей.
Открытие и описание звеньев самосознания представляет собой весьма продуктивный конструкт, который продвигает исследование проблемы личности, самосознания личности, этнического самосознания личности к новому видению и который позволяет реконструировать идеи о личности, сформулированные психологами в ХХ столетии.
В конце XX столетия В. С. Мухина оформила свои идеи относительно структурных звеньев самосознания личности. Притязание на внутриэтническое признание здесь рассматривается как структурное звено, как возможность личности достичь тех или иных целей в жизни и, самое важное, быть признанным в своем этническом обществе [7].
Я разделяю позицию В. С. Мухиной относительно того, что, в соответствии со своей социально-психологической феноменологией, человек существует в двух присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, способная самостоятельно разрешать проблемные ситуации, возникающие в социально-нормативном пространстве.
Все структурообразующие основы самосознания через присвоение ценностного мира реалий, согласно видению В. С. Мухиной, отражены в самосознании механизмами идентификации и обособления. Я солидаризируюсь с этим пониманием развития и бытия личности и принимаю его за одну из своих позиций, позволяющих рассматривать содержание этнического самосознания чеченцев через притязания на внутриэтниче-ское признание. Указанные методологические принципы легли в основу структурирования теоретической и эмпирической части моего исследования.
Исследование показало, что в традиционной культуре чеченцев социальное признание идёт, в первую очередь, через имя собственное. Чеченцы дорожат своим именем и понимают, что человек может потерять своё имя вместе с потерей своего места в обыденной, ограниченной традициями и нормированным общественным ожиданием представителей своей этнической общности. И хотя у чеченцев уже нет той языческой привязанности к именам собственным, свойственной родовым и средневековым общностям, имя для них — это
Притязания на признание через самоназвание
Притязания на признание через этнические чувства
не просто социальный знак, выделяющий их среди других этносов, но и символ, глубоко идентифицирующий их со своей личностью.
Выявлено, что чеченцы в основном носят имена исконно традиционные или арабского происхождения, которые в процессе длительного использования перешли в разряд традиционных (мужские — Абусупьян, Адам, Алан, Арди, Алхаст, Арби, Ахмад, Байсар, Бекхан, Ваха, Мовсар, Рамзан и др.; женские — Малка, Марха, Пети-мат, Разет, Хадижат, Хава, Хеда, Шариат, Яха и др.).
Абсолютное большинство опрошенных молодых людей полностью отождествляют себя со своими именами. Многие из них знают их этимологию и значение: Исбахан (чеч. «счастливый»), Алхаст (чеч. «княжеский источник»), Ану (чеч. «небо»), Ваха (чеч. «жизнь») и др. Большинство из них намерены называть своих детей традиционными именами, что характеризует сущностные особенности чеченцев как притязающих на признание через ценности своей культуры, выпестованные в их истории, верованиях, мифах и реальных событиях, которые зафиксированы в историческом времени, в терминах В. С. Мухиной, Великого идеополя общественного самосознания [2, с. 949, 952, 978].
Социальное признание чеченцев идёт также через идентификацию со своей общностью через самоназвание. Особо показательно совпадение этнонимов у абсолютного большинства исследованной чеченской молодежи (Ы = 200 человек) с их национальной принадлежностью, что указывает на высокий уровень внутриэтниче-ской сплоченности.
На вопрос: «Что бы Вы сделали, если бы Вашу национальность намеренно или случайно изменили в документах на другую?» — почти все испытуемые ответили, что «поменяли бы на свою».
Для подтверждения данного мнения специально был поставлен еще один вопрос: «Когда Вы впервые узнали, что являетесь представителем чеченской национальности?».
Анализ анкетных данных показал, что все 100% респондентов знали о своей принадлежности уже в детстве. Как видим, этнические чувства на эмоциональном уровне развивались с детских лет и жёстко фиксировались в сознании уже в более поздний — подростковый и ранний юношеский — период на рациональном уровне.
При этом на вопросы: «Какие чувства Вы испытываете к своей национальной принадлежности?» и «Что Вы можете сказать о своей национальной принадлеж-
Притязают на признание через религию
Притязания на признание через язык этноса
ности?» — почти все юноши и девушки ответили, что испытывают гордость и любовь и лишь 2% — чувство стыда и обиды. Часть из них с пафосом заявляют, что стремятся «возвеличить свой народ», «вернуть былую славу своему народу» или же: «я только чеченец и больше никто, горжусь и счастлив этим» и др. Полученные данные показали гипертрофированное отношение чеченцев к своей этнической принадлежности.
Выявлено, что чеченская молодежь притязает на внутриэтническое признание через религию. Религия относится к одному из наиболее значимых факторов, определяющих содержание ценностных ориентаций и самосознания чеченцев. На вопрос: «Что Вы можете сказать о своей религиозной принадлежности?» -абсолютно все испытуемые ответили, что они исповедуют ислам и позиционируют себя как мусульман (мусульманок).
Треть испытуемых ответили, что «веруют и соблюдают все религиозные обряды», однако большинство молодых людей признались, что «веруют, но соблюдать обряды не всегда удается»; пятая часть из них — «веруют, но обряды не соблюдают». Примечателен тот факт, что никто не выбрал вариант ответа «не верует, но уважает религиозные чувства других» или же «безразличен к религии». Очевидно, конфессиональный компонент играет ведущую роль в иерархии ценностей чеченцев, определяет качественное содержание самосознания молодёжи Чечни и регулирует их поведение в социуме.
Абсолютно все исследованные знают чеченский язык, говорят на нём дома, на работе, в учебных заведениях и во всём социальном пространстве Чечни. Согласно полученным данным, для 100% исследованной нами молодёжи (200 человек) родным является язык этноса. На нем они общаются, пишут, читают, думают, слушают передачи и музыку.
Наблюдение показало, что молодые люди знают и выполняют особенные формы культуры общения на родном языке (приветствия, благопожелания, пословицы, поговорки и др.), которые, опираясь на психологические и социальные факторы, создают целостную устойчивую модель поведения человека в чеченской национальной среде и обеспечивают ему социальное признание.
Вторым значимым для чеченцев языком (государственным) является русский, который они знают, изучают в школе, на нем обучаются в вузе и общаются с другими неродственными этносами.
Обычаи и традиции чеченцев
Половая идентификация
Важнейшим показателем внутриэтнического признания является знание и соблюдение обычаев и традиций в быту. Данные, отражающие процентное содержание степени приверженности респондентов к традиционной системе своей этнокультуры, получены посредством двух анкетных вопросов: «Можете ли Вы сказать, что достаточно хорошо знаете обычаи и традиции своего народа?» и «Перечислите обычаи и традиции своего народа, которые Вы знаете и соблюдаете в повседневной жизни».
Ответы респондентов демонстрируют выраженные притязания на признание через ценностное отношение к своим традициям. Подавляющее большинство опрашиваемых ответили на вопрос положительно и назвали обычаи, которые они соблюдают в быту. Выявленная высокая ориентация чеченской молодёжи на этнокультурные ценности своей общности связана с социально-экономическими условиями их быта, с привычными нормами поведения, традициями, предпочтениями, условиями воспитания.
Контент-анализ перечисленных респондентами обычаев, которые они соблюдают в повседневной жизни, обнаружил, что молодежь называет (по убывающей степени частоты выборов): гостеприимство; почитание родителей, уважение старших; свадебные и похоронные обряды; религиозные праздники; уважение к мужчинам; обрезание у мальчиков и др. Беседы с испытуемыми и анализ полученных данных выявили высокую степень ориентации респондентов на этнокультурные ценности своей общности.
Ценимая и желаемая социальная зрелость у чеченцев идет также через половую идентификацию. Традиционная половая идентификация у чеченцев — это, прежде всего, разделенный труд мужчин и женщин. Воспитание детей в зависимости от половой принадлежности начинается рано (с 6—7 лет) через непосредственное включение их в систему исконных профессий. Мальчики на селе пасут скот, ухаживают за лошадьми, а девочки доят коров, учатся рукоделию, помогают по хозяйству.
Беспокойное боевое прошлое горских народов Северного Кавказа создало такое половозрастное разделение труда, при котором большая часть хозяйственных работ приходилась на долю женщин. Вследствие этого у всех горцев женщины обременены хозяйственными работами, в то время как мужчины принимают меньшее участие в хозяйстве.
Особенности половой у чеченцев существует довольно четкое половоз-идентификации растное разделение труда: мужчины занимаются ухо-
чеченцев
дом за мелким рогатым и рабочим скотом, их пастьбой, большей частью полевых работ, заготовкой сена для скота, дров и др.; женщины ухаживают за молочным скотом, занимаются домашним хозяйством, рукоделием (шитьем, вязанием).
Воспитанием детей (мальчиков — до подросткового возраста) у чеченцев традиционно занимается женщина. Отец принимает участие в воспитании мальчиков, начиная с подросткового возраста. Воспитание мальчиков и девочек строго дифференцировано: мальчиков воспитывают в соответствии с эталонными образцами мужского поведения, принятыми в кавказском сообществе, — смелыми, самостоятельными, независимыми, агрессивными. В девочках воспитывают покладистый характер, послушание, скромность, покорность родителям, братьям (независимо от возраста), будущему мужу, родителям мужа, уважение к представителям мужского пола и старикам. Мальчик распоряжается сестрами, заставляет их ухаживать за собой, он может побить сестру, если она проявляет неповиновение (не надевает платок, появляется в комнате в присутствии чужих мужчин, не ухаживает за стариками, ведет себя непристойно и т.д.). В этом родители усматривают проявление мужского характера. Девушка ни в чем не противоречит брату, вызывая этим одобрение родителей и стариков, так как в будущем брат должен оказывать сестрам необходимое в жизни покровительство. Особенности воспитания детей в чеченских семьях обусловило своеобразие половой идентификации, которое предполагает значительное преимущество положения мужчины перед женщиной. Регламентация Воспитание мальчика в духе его исключительного
семеиных отношении положения в семье поощряется и контролируется роди-
у чеченцев
телями и стариками. Такое воспитание создает социальное неравенство между полами, которое особенно проявляется при посторонних мужчинах и в общественных местах.
При входе мужчины в комнату женщины и мужчины приветствуют его обязательно стоя и не садятся, пока не сядет он, демонстрируя при этом свое уважение к мужчинам вообще и конкретно к его личности. Адекватность и психологическая зрелость половой идентификации чеченцев достигается с помощью усвоения общепринятых в их культуре эталонов мужского и женского поведения — строго дифференцированных и управляемых общественным мнением.
Общественное мнение следит за исполнением вну-триэтнических порядков и приучает детей с раннего детства к мысли о святости этих порядков и их значимости. Чувство долга развивается и через поступки. Покорности и послушания добиваются в семье в процессе воспитания ежедневно (в большей степени это относится к девочкам) и через обряды инициации, которые придают социальное признание. Образ идеального Для выявления особенностей половой идентифи-
человека у чеченцев кации изучаемой нами чеченской молодежи был введен в анкету вопрос: «Опишите, как Вы представляете себе идеальный образ чеченского мужчины и чеченской женщины?». Проведенный контент-анализ позволил проранжировать и выделить наиболее предпочитаемые в процентном отношении атрибуции, приписываемые мужскому и женскому полу.
Ценными мужскими качествами для чеченских мужчин и женщин считаются: гордость, смелость, мужественность, религиозность. И отдельно: воспитанность в рамках ислама, честность, трудолюбие и др.
Чеченская женщина, в представлении как мужчин, так и женщин, должна быть скромной, гордой и религиозной. Есть и отдельные мнения: чеченская женщина — это знающая обычаи и традиции, хорошо воспитанная, хозяйственная, сдержанная, закрытая (одетая в хид-жаб) и др.
Как видим, половая идентификация чеченцев развивается внутри обычаев и традиций, внедренных мусульманской религией (и сохранившихся со времен язычества), которые, неся образцы поведения и духовности, и сегодня составляют основное содержание самосознания чеченцев. Выявленные данные раскрыли готовность молодых людей следовать названным ценностям и передавать их следующим поколениям через подражание, имитацию и ежедневные упражнения в процессе воспитания - в игре и в реальной жизни. Чеченский У чеченцев существует целый ряд норм, правил,
этический кодекс запретов, которые сохранились с языческих времен и чести «Къонахалла» —
также определяют традиционную модель поведения, обеспечивая индивиду внутриэтническую идентификацию. Помимо религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» — это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того, мусульманин он или нет. В нём отражены практически все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа [8].
Правила этикета чеченцев
Хранители этического кодекса «Къонахалла» — старики. Они и сегодня контролируют исполнение обычаев
Этнические притязания чеченцев
Этноинтегрирующие признаки
Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама, корни его уходят в далекую древность. Несомненно, он уже существовал в аланскую эпоху. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов обычным состоянием. О древности кодекса говорят многочисленные параллели культа къонаха — достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса.
По существу, речь идет об архетипе Къонаха. В чеченский этический кодекс «Къонахалла» входят правила, которые приводятся ниже (см. Приложение в конце данной статьи).
Хранители обычаев (этического кодекса «Къонахал-ла») — старики — и сегодня осуществляют контроль за их исполнением и играют доминантную роль в регулировании межличностных (внутрисемейных в том числе) отношений [9—11]. Воспроизводство нормативов и ценностей этноса обеспечивает обычай уважения старших. И хотя обычаи традиционного поведения ограничивают психику человека, именно они и сегодня формируют самосознание чеченцев. Это имеет первостепенное значение в персогенезе молодежи.
Одна из основных задач исследования — изучение притязаний на признание молодых чеченцев через этнокультурные ценности, сближающие их с представителями своей национальности и отличающие их от других национальностей Северного Кавказа, — решалась путем получения информации на специальные вопросы: «Что, по-Вашему, роднит Вас со своим народом?», «Что сближает Вас с другими народами Северного Кавказа?», «В чем, по Вашему мнению, основные различия между чеченцами и другими народами Северного Кавказа?».
Наибольшие индексы показателей определяют высокую самооценку принадлежности к чеченскому этносу: через религию, язык этноса, обычаи, традиции, культуру, музыку, песни, танцы. Здесь также значительно выражены чувство кровного родства, историческая судьба, общее прошлое, образ жизни, место жительства, черты характера, психология.
Эти этноинтегрирующие факторы как бы лежат на поверхности и являются характерными для изучаемых нами молодых чеченцев. У них выявлена высокая этническая самооценка. Большое количество этноинтегри-рующих факторов подтверждает историческую тен-
Межэтнические признаки
Социально-нормативное пространство личности
Этническая и гражданская идентичности чеченцев
денцию чеченцев к внутриэтнической консолидации. Обращает на себя особое внимание индекс абсолютной значимости религии во внутриэтнических связях.
На вопрос «Что Вас сближает с другими народами Северного Кавказа?» испытуемые отвечали, что сближают в наибольшей степени религия, обычаи и традиции, культура и музыка, место жительства, образ жизни, историческая судьба, прошлое, внешность, черты характера. Часть респондентов отметила чувство кровного родства с другими народами Северного Кавказа.
К этнодифференцирующим факторам подавляющее большинство чеченцев относит язык этноса. Остальные факторы обозначены не так выпукло (обычаи и традиции, черты характера, культура) и не оказывают такого влияния на развитие регионального, общекавказского «Мы-чувства», как указанные выше, а лишь подчеркивают специфику культуры чеченского этноса.
В анкету включены вопросы, отражающие уровень притязаний чеченской молодежи в рамках социально-нормативного пространства: «Какое у Вас представление о Родине?», «Ощущаете ли Вы себя гражданином России?» и «Как Вы ответите, кто Вы и откуда Вы, если Вы окажетесь за границей?».
Ответы показали, что для подавляющего большинства исследованной нами чеченской молодежи родиной, в первую очередь, является Чечня. В любой обстановке республиканская (чеченская) и региональная (районная и сельская) идентичности занимают первые два места. Значение общероссийской идентичности редуцируется, что говорит о фиксации самосознания молодежи на своей этничности, связанной с местом проживания и традициями.
При выезде за границу четверть исследованных молодых чеченцев назвали бы Россию, но при этом обязательно и в первую очередь указали бы на свою национальность - «Я чеченец» и сказали: «Мы из Чечни», а затем добавили - «из России». Малая часть испытуемых подчеркнула свою причастность к Северному Кавказу. Отметим, что в условиях измененной социальной ситуации чеченцы позиционируют себя как представителей чеченского этноса, в то время как большинство представителей других этнических групп Северного Кавказа называют в первую очередь свою принадлежность к России.
Обычно в проблемных ситуациях актуализируются те особенности самосознания и качества народа, которые закреплялись в процессе его исторического разви-
тия как адекватные способы реагирования на внешние обстоятельства. Мы можем говорить о гипертрофированном чувстве гордости чеченцев из-за принадлежности именно к чеченскому этносу. Это также говорит о высоком уровне этнической самооценки чеченцев.
Этническая На вопрос «Назовите наиболее влиятельный народ
самооценка чеченцев на Северном Кавказе» подавляющее большинство
респондентов ответили, что «наиболее влиятельные на Северном Кавказе - чеченцы».
Поддержка Чеченской Республики со стороны российского правительства и лично Президента России В. В. Путина повышает активность, влияет на экономический потенциал и представленность в политических и правительственных органах представителей чеченского народа. Большая работа Президента Чеченской Республики Р. А. Кадырова по восстановлению народного хозяйства, по преобразованию внешнего облика городов и сел Чечни, по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, по усилению позиций традиционного ислама, по укреплению связей с Россией, по преданности и патриотизму в отношении малой Родины — Чечни и большой Родины — России — находят отражение в общественном сознании чеченцев в форме этнической гордости и в их представлениях о больших возможностях своего народа по сравнению с другими кавказскими народами.
На вопрос «Ощущаете ли Вы себя гражданином России?» более половины испытуемых ответили положительно; при этом значительное число молодых людей ответили, что не задумывались, или же вообще проигнорировали вопрос.
На вопрос «Приходилось ли Вам в последнее время испытывать ущемление личного достоинства из-за своей национальной принадлежности?» подавляющее большинство респондентов ответили отрицательно.
На уровне России четверть исследованных молодых людей «совсем не удовлетворены» национально-культурными и материальными потребностями своего народа; четверть из них — <удовлетворены полностью», хотя большая часть из них считает, что они удовлетворены, но «частично».
Обобщая результаты исследования этнических притязаний молодых чеченцев, можно сделать следующие выводы.
В первой четверти XXI столетия чеченская молодёжь добивается социального признания через пристрастное отношение к своей этничности, через этно-
Общероссийская идентичность
Выводы по
проведенному
исследованию
Этничность
Имя собственное и притязания на признание
Половая
идентификация,
психологическое
время, социально-
нормативное
пространство
Механизмы межличностного
общения
ним, знание родного языка, приобщение к религии, обычаям, традициям, обрядовой жизни своей общности. Чеченская молодежь с высокой групповой согласованностью обнаружила прочные знания родного языка, своих этнокультурных ценностей именно в той мере, в какой они определяют вкусы и предпочтения этнической личности.
Согласно проведенному исследованию, чеченцы проявили высокий уровень приверженности к традиционным именам, хотя часть современной молодежи относится лояльно к красиво звучащим привнесенным именам, в основном восточным, созвучным с чеченскими именами.
Притязания на социальное признание молодых чеченцев как важнейшее структурное звено этнического самосознания развиваются под доминирующим влиянием традиционных ценностей, внедренных мусульманской религией и сохранившихся со времен язычества. Они определяют традиционную модель поведения и обеспечивают внутриэтническую интеграцию чеченцев по линии этнокультурных ценностей.
Социальное признание идет и через половую идентификацию, жестко детерминированную стереотипными формами мужского и женского поведения, принятыми в чеченском обществе. Своеобразие половой идентификации выражается в строго дифференцированном воспитании мальчиков и девочек, предполагающем социальное неравенство полов. К религии приобщают детей в обязательном порядке с детства.
Психологическое время у чеченцев имеет особый социально-психологический окрас: они ориентированы как на земную жизнь на всех этапах возраста, так и на достойную смерть за свой род и религию.
Социально-нормативное пространство определено, прежде всего, традициями, на которых мы здесь специально фиксировали внимание наших коллег.
Притязания на признание идут через механизмы межличностного общения на внутри- и межэтническом уровнях, основанные на общекавказских адатах (регламентированный свод законов горцев): идентификация через традиции почитания родителей, гостеприимства, уважения старших, взаимопомощи и обособления (отчуждения) от чужих, от врагов, что обеспечивало ранее и обеспечивает сегодня консолидацию чеченцев. Это развивает адаптивность этнической личности в социально-нормативном пространстве и обеспечивает внутриэтническую интеграцию чеченцев.
Социальное
самочувствие
чеченцев
Этническое
самосознание
чеченцев
Высокий процент и количество интегрирующих факторов (религия, обычаи, культура, музыка, чувство кровного родства) подтверждают историческую тенденцию чеченцев к консолидации. Значимость религии во внутриэтнических связях подтверждает видение автора о доминантной роли конфессионального компонента в иерархической структуре этнического самосознания чеченцев.
Чеченцы причисляют себя, согласно эмпирическим данным нашего исследования, к наиболее влиятельному народу Северного Кавказа. Активность, экономический потенциал и представленность в политических и правительственных органах России представителей чеченского этноса настолько значительны, что находят отражение в общественном сознании народа в форме этнической гордости и самодостаточности из-за представления о больших возможностях своего народа по сравнению с другими.
Проведенное исследование позволило охарактеризовать самосознание чеченцев как интенсивно направленное на этнокультурные и религиозные ценности своей общности. У чеченцев признается только та часть общества, которая выполняет религиозные и этнокультурные предписания и обычаи своего этноса.
Этническое самосознание чеченцев можно также описать как гипертрофированное и капсулированное, в терминах В. С. Мухиной, то есть фиксированное исключительно на исконных ценностях своего этноса (В. С. Мухина, 2013), когда механизм идентификации — обособления включается исключительно на внутриэт-ническом уровне; плохо работает механизм межэтнической идентификации, но выражен механизм обособления (отчуждения). Я полагаю, что это присуще всем этносам, находящимся в состоянии явной или иллюзорной тревоги за свою национальную безопасность.
Материалы исследования показали, что исследованная молодежь Чечни в первой четверти XXI века притязает на социальное признание, руководствуясь исключительно этическими нормами и ценностями своей этнорелигиозной общности. Это стремление к вну-триэтнической консолидации детерминировано исторической памятью о депортации чеченского этноса в 40-е годы и двумя чеченскими войнами 90-х годов прошлого столетия, которые оставили глубокий след в памяти современных потомков.
Эмоциональная историческая память продолжает удерживать в самосознании чеченцев тревогу за лич-
ную безопасность и безопасность своего этноса. Кроме того, современные реалии системного кризиса организуют условия бытия и развития личности таким образом, что самосознание чеченцев в поисках психологической защиты находит его в самой древней форме структурирования общества — в семье, в тейпе (роде), в этносе, в религии.
1. Левин К. Разрешение социальных конфликтов: пер. с англ. - СПб., 2000.
2. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2013.
3. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — 14-е изд., испр. и доп. — М., 2012.
4. Крысько В. Г. Этническая психология: Учебное пособие. — М., 2011.
5. Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы: История и современность: Материалы Всерос. науч. конф. Москва, 19—20 апреля 2005. — М., 2006.
6. Нунуев С.-Х. М. Чеченцы. — М., 2008.
7. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спец. курсу. — М., 1985.
8. Чеченский этический кодекс чести «Къонахал-ла». — http://www. gumilev-center.ru/chechenskijj-ehticheskijj-kodeks-chesti-konakhaUa
9. Чеченцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М., 2010.
10. Ахмадов Ш. Б. Экономический строй Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века // Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века). Раздел I. — Элиста, 2002.
11. Ахмадов Я. З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI—XVIII веках. — М., 2009.