Научная статья на тему 'Использование фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании'

Использование фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2592
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИИ / МУДРОСТЬ / MORALITY / UPBRINGING / FOLKLORE / TRADITIONS / WISDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Роза Ярагиевна, Эхаева Раиса Магдановна

Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of folklore genres in the spiritual and moral upbringing

The study and competent use of the ideas and traditions, as reflected in the various genres of folklore, creates favourable conditions for the spiritual and moral upbringing of the younger generation. Folklore focuses in and keeps much of progressive folk traditions and wisdom. Each national culture awakens oneself to have a sense of national pride and dignity.

Текст научной работы на тему «Использование фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании»

УДК 371.4

Юсупова Роза Ярагиевна

кандидат педагогических наук, доцент

Эхаева Раиса Магдановна

кандидат педагогических наук, доцент Чеченский государственный университет, г. Гоозный usupova69@mail.ru, raisa.exaeva.65@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, фольклор, традиции, мудрость.

Изменения, произошедшие во всех сферах жизни мирового сообщества, за последние десятилетия ХХ1-го века, привели нивелирование ценностных ориентаций, а отсутствие единой государственной идеологии привело к успешному внедрению в умы и души людей чуждых им культурных ценностей, основанных на психологии индивидуализма, власти денег, культе насилия и т.д. Такие непреходящие же ценности как родина, семья, друзья, вера, любовь, взаимопомощь и др., которые еще недавно были нравственной основой жизни нашего общества, потеряли свою актуальность. Красноречивым доказательством этого являются наблюдаемые повсеместно факты, свидетельствующие о низком уровне воспитанности молодого поколения, о чуждом характере навязанных ему приоритетов, весьма и весьма далеких от вековых традиций воспитания подрастающих поколений.

Сегодня мало кто сомневается в необходимости качественных изменений в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, и необходимости возрождения этнических традиций воспитания, создания условий для успешной реализации богатого воспитательного потенциала нравственных норм, духовно - нравственных ценностей каждого народа России

Изучение устного народного творчества способствует эффективному использования народного опыта в воспитании подрастающего поколения в современных условиях.

Известно, что устное народное творчество до появления письменности и школы было единственной формой, которая отражала условия быта, труда и жизненный опыт любого народа, являлась выразителем их надежд и чаяний.

Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. В нем отражен и нравственный, и эстетический, и трудовой потенциал народа. Фольклор дает возможность раскрыть простоту подлинно национальных традиций, связанных с такими общечеловеческими понятиями, как любовь к своей земле, к труду, милосердие, долг, совесть, справедли-

вость, благоразумие, достоинство. Фольклор выполняет не только художественно-эстетическую функцию, а главную - это функцию сохранения исторической памяти народа, ее народной философии и народной педагогики. А также не маловажной функцией фольклора является духовное воспитание человека и его нравственное совершенство.

Фольклорные формы культуры обладают повышенной воспроизводимостью, они обладают специфическими каналами оборотного воздействия на народное сознание, пробуждая определенные установки, мотивации, ожидания и соответствующие им формы и способы деятельности.

В своё время академик Пельше говорил: «Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых и религиозных условий в каких веками жил данный народ - они определили и содержание, форму песен, сказаний, танцев костюмов» [7].

Одновременно, устное народное творчество являлось средством огромного воспитательного воздействия не только на подрастающее поколение, но и в целом на народные массы, так как заложенные в нем духовно-нравственные идеи велики.

В песнях, пословицах, поговорках обобщены определенные жизненные наблюдения и оценки народа. «Насколько же труднее дается в руки это богатство тогда, когда его приходится оценивать не в самородном переплаве родного языка, а в отличном отражении пословного перевода», писал исследователь фольклора народов Дагестана А. На-заревич [6, с. 15].

Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для комплексного подхода к воспитанию, дает возможность учителю, классному руководителю и родителям качественно вести учебно-воспитательную работу не только в семье, но и в школе. Это создает условие осуществлять задачи духовно-нравственного воспитания детей, воспитывать у школьников сознательное отношение к общественному долгу.

© Юсупова Р.Я., Эхаева Р.М., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

123

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В своих произведениях о фольклоре В.Б. Белинский постоянно подчеркивал о значении фольклора, считал что «поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми характеристическими оттенками и родовыми приметами. Так как поэзия есть нечто иное, как мышление в образах, то поэзия народа есть еще и его сознание» [5, т. 2, с. 502].

Особое место в фольклоре занимают пословицы и поговорки, в которых находит свое отражение многовековой опыт воспитания народа. Они способствуют воспитанию и формированию моральных норм поведения, осуждают и одобряют, поощряют и предупреждают, осмеивают и воодушевляют, учат и советуют и т. д.

Пословицы и поговорки, давая меткое образное глубоко эмоциональное отражение действительности, играли на протяжении многих веков важную роль в народной педагогике и продолжают сохранять воспитательное значение до сих пор. В пословицах готовый вывод, но не конец, скорее точка опоры для новых мыслей.

О красоте звучания, выразительности, стройности вайнахских пословиц говорят такие примеры как: «Орел рождается только в горах», «Если к тебе пришла беда, подними голову, если к людям пришла - опусти», «Если дома нет уважения, не будет его и за стенами дома», «Усвоенное в детстве, как высеченное на камне» [11, с. 32-36].

В пословицах выражено требование к нравственному облику людей: критикуются обманщики, доносчики, осуждаются и высмеиваются ленивые, которые не хотят и не умеют трудиться. Им противопоставляются мудрые, целеустремленные умные люди: «Скверная ворона скверно и каркает», «Нет ничего дороже доверия», «Умного и вода не унесла, и огонь не сжег», «Не сдержишь слово, не сдержишь и клятву», «Руками делай, а головой думай» [11, с. 32-36].

Не только пословицы и поговорки имеют воспитательный характер. Но и загадки способствуют развитию познавательности, сообразительности. Загадки призваны развивать мышление детей, приучая их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Пословицы, поговорки, загадки, сказки, причитания, песни, обряды, традиции и обычаи - это источник воспитания, в котором закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности, формированию у нее определенных положительных качеств. Известно, что без усвоения и целесообразного использования культурного и ду-

ховного наследия народа, без учета и развития его лучших традиций и обычаев, без опоры на его положительный опыт невозможно формирование и развитие новых положительных традиций, воспитания ценных духовно-нравственных свойств личности.

Основы морали во многом закреплены не только в пословицах и поговорках, но и в назидательных песнях. Они содержат программу семейного воспитания, под воздействием которой формировалось моральное сознание, развивалось нравственное чувство, вырабатывались навыки и привычки поведения ребенка, например: «Илли об Авторхе, сыне Дибы», «Сийнаолхазар», «Илли о Чеге - Бесстрашное сердце», «Илли о Бейболте, сыне Таймы» и др.[11, с. 32-36].

Уважительное и почтительное отношение к женщине и старшим людям находят широкое отражение и в других жанрах устного народного творчества. Особенно широкое отражение эта тема находит почти во всех сказках. Например, волшебные сказки: «Золотой мальчик и девочка», «Чингиз», «Всевидящая и всемогущая Малха-Азни» и другие, в этих сказках народ выражает свою любовь и признательность женщинам-умницам. В них звучит гимн «золотым рукам» женщин, способным из одной четверти сафьяна сделать чувяки и ноговицы на 63 человека, и из одного блюда муки выпечь столько хлеба, что хватило его на 63 человека.

Примером положительного и уважительного отношения младшего поколения к старшим является, например, образ Жер-Бабы, персонаж которой положительной во всех сказках. Очень часто главные герои сказок обращаются именно к ней за советом и всегда получают от нее добрый и умный совет. Такая трактовка сказочного персонажа Жер-Бабы у чеченцев и ингушей очень тесно связана с реальной действительностью, так как воспроизводит традиционное почтительное отношение народа к личности женщины [11, с. 32-36].

В этих идеях, мыслях и советы, выражается отношение старшего поколения, они приобрели традиционный характер и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Они, безусловно, учат школьников постигать смысл поступков человека. В них сосредоточено основное богатство жизненных наблюдений, опыт нравственности и этики взаимоотношений.

Для вайнахов любовь к родному краю можно сравнить с любовью к красоте родных гор, вековым башням и альпийским лугам. Святая обязанность каждого человека - это не просто любить и хранить дух своей родины, а приумножать его и обогащать. У вайнахов существуют по этому поводу следующие пословицы: «Страшно умирать тому, кто за всю свою жизнь не посадил ни одного дерева». Об этом говорят также и вайнахские народные сказки, такие как: «Странствия Ахмеда»,

124

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

«Три брата и три облака», «Хамбор и Альбина» и т.д. [11, с. 32-36].

Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения Родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей. В этом отношении интересно то, что герои вайнахских сказок, как и в сказках других народов, где бы они не находились и как бы хорошо не устраивались, всегда возвращались домой. Вайнахские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей Родине и содержат прямое обращение вернуться домой: «чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей» [11, с. 32-26].

В историко-песенном фольклоре утверждаются и идеализируются народные представления о чести, мужестве, доблести и других высоких нравственных качествах, которые вместе взятые образуют обширный кодекс нравственно-эстетических правил человека, на которых должно воспитываться общество.

Устное народное творчество вайнахов очень богато и разнообразно по своему содержанию. В нем явно отражено прошлое народа, его культура. Если по красоте звучания и выразительности пословицы и поговорки легко воспринимаются, то загадки учат детей внимательности, находчивости, остроумию и т.д. Всем известно как велико значение загадок в умственном воспитании. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий ума и памяти. Педагогическая ценность загадок не только в многообразии содержания, но и в форме ее подачи. Загадки встречаются в форме вопроса, задания, задачи, диалога и монолога и т.д. Ими пользуются как намеками. Пословицы и поговорки играли огромную роль в жизни народа. Они исцеляют душу мудростью предков, поучением старших, школой мудрости и добра.

Песни, предания, эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки, причитания, традиции и обычаи дают учителям возможность приобщить подростков к идеям свободы, любви и дружбы с другими народами, почитания старших и женщин, взаимной помощи, сплоченности, трудолюбия и т.д.

Педагогическое значение подобных фольклорных произведений прекрасно выразил осетинский ученый, исследовавший исторические песни, Аба-ев В.И., который писал: «На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеалы свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору и унижению» [1, с. 6].

В современных общественно-политических условиях развития образования очень важно обеспечить преемственность поколений путем приобще-

ния детей и молодежи к народному творчеству.

Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства, что является важной стороной воспитания и способствует формированию национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность является результатом потери национальных корней. Поэтому, особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить детей с правилами поведения и общения с нравственными нормами общества недостаточно. Задача родителей и педагогов формировать нравственные качества, создавая условия для упражнения нравственных поступков.

И поэтому, на наш взгляд, целенаправленное использование устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения окажет положительное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Библиографический список

1. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня // Осетинские народные песни. - М.: Музыка. - 1954. - С. 6-12.

2. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры // Центральная Азия и Кавказ. Россия - Швеция. - 2000. -№ 4. - С. 182-194.

3. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981. - С. 24-43.

4. Амаева Т. Б. Чеченские малые фольклорные жанры: дис. ... канд. пед. наук. - Тбилиси, 1985. -

187 с.

5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. -М., 1967. - Т. 2. - 459 с.

6. Назаревич А. Пословицы и поговорки народов Дагестана. - Махачкала: Эпоха, 2000. - 150 с.

7. Пельше. Олимпиада искусств // Советское искусство. - 1932. - № 8.

8. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. - Грозный: Книга, 1992. -

188 с.

9. Максименко Е.Ю. Семья и формирование базовой культуры личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 221-222.

10. СолдатенковА.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания подростков. - М.: Изд-во Моск. гос. открытый пед. ун-т, 1998. - 278 с.

11. Эхаева Р.М. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 146 с.

12. Эхаева Р.М. Сущность духовно-нравственных традиций и обычаев чеченцев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 242-245.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.