УДК 371.4
Юсупова Роза Ярагиевна
кандидат педагогических наук, доцент
Эхаева Раиса Магдановна
кандидат педагогических наук, доцент Чеченский государственный университет, г. Гоозный [email protected], [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.
Ключевые слова: нравственность, воспитание, фольклор, традиции, мудрость.
Изменения, произошедшие во всех сферах жизни мирового сообщества, за последние десятилетия ХХ1-го века, привели нивелирование ценностных ориентаций, а отсутствие единой государственной идеологии привело к успешному внедрению в умы и души людей чуждых им культурных ценностей, основанных на психологии индивидуализма, власти денег, культе насилия и т.д. Такие непреходящие же ценности как родина, семья, друзья, вера, любовь, взаимопомощь и др., которые еще недавно были нравственной основой жизни нашего общества, потеряли свою актуальность. Красноречивым доказательством этого являются наблюдаемые повсеместно факты, свидетельствующие о низком уровне воспитанности молодого поколения, о чуждом характере навязанных ему приоритетов, весьма и весьма далеких от вековых традиций воспитания подрастающих поколений.
Сегодня мало кто сомневается в необходимости качественных изменений в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, и необходимости возрождения этнических традиций воспитания, создания условий для успешной реализации богатого воспитательного потенциала нравственных норм, духовно - нравственных ценностей каждого народа России
Изучение устного народного творчества способствует эффективному использования народного опыта в воспитании подрастающего поколения в современных условиях.
Известно, что устное народное творчество до появления письменности и школы было единственной формой, которая отражала условия быта, труда и жизненный опыт любого народа, являлась выразителем их надежд и чаяний.
Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. В нем отражен и нравственный, и эстетический, и трудовой потенциал народа. Фольклор дает возможность раскрыть простоту подлинно национальных традиций, связанных с такими общечеловеческими понятиями, как любовь к своей земле, к труду, милосердие, долг, совесть, справедли-
вость, благоразумие, достоинство. Фольклор выполняет не только художественно-эстетическую функцию, а главную - это функцию сохранения исторической памяти народа, ее народной философии и народной педагогики. А также не маловажной функцией фольклора является духовное воспитание человека и его нравственное совершенство.
Фольклорные формы культуры обладают повышенной воспроизводимостью, они обладают специфическими каналами оборотного воздействия на народное сознание, пробуждая определенные установки, мотивации, ожидания и соответствующие им формы и способы деятельности.
В своё время академик Пельше говорил: «Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых и религиозных условий в каких веками жил данный народ - они определили и содержание, форму песен, сказаний, танцев костюмов» [7].
Одновременно, устное народное творчество являлось средством огромного воспитательного воздействия не только на подрастающее поколение, но и в целом на народные массы, так как заложенные в нем духовно-нравственные идеи велики.
В песнях, пословицах, поговорках обобщены определенные жизненные наблюдения и оценки народа. «Насколько же труднее дается в руки это богатство тогда, когда его приходится оценивать не в самородном переплаве родного языка, а в отличном отражении пословного перевода», писал исследователь фольклора народов Дагестана А. На-заревич [6, с. 15].
Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для комплексного подхода к воспитанию, дает возможность учителю, классному руководителю и родителям качественно вести учебно-воспитательную работу не только в семье, но и в школе. Это создает условие осуществлять задачи духовно-нравственного воспитания детей, воспитывать у школьников сознательное отношение к общественному долгу.
© Юсупова Р.Я., Эхаева Р.М., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
123
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В своих произведениях о фольклоре В.Б. Белинский постоянно подчеркивал о значении фольклора, считал что «поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми характеристическими оттенками и родовыми приметами. Так как поэзия есть нечто иное, как мышление в образах, то поэзия народа есть еще и его сознание» [5, т. 2, с. 502].
Особое место в фольклоре занимают пословицы и поговорки, в которых находит свое отражение многовековой опыт воспитания народа. Они способствуют воспитанию и формированию моральных норм поведения, осуждают и одобряют, поощряют и предупреждают, осмеивают и воодушевляют, учат и советуют и т. д.
Пословицы и поговорки, давая меткое образное глубоко эмоциональное отражение действительности, играли на протяжении многих веков важную роль в народной педагогике и продолжают сохранять воспитательное значение до сих пор. В пословицах готовый вывод, но не конец, скорее точка опоры для новых мыслей.
О красоте звучания, выразительности, стройности вайнахских пословиц говорят такие примеры как: «Орел рождается только в горах», «Если к тебе пришла беда, подними голову, если к людям пришла - опусти», «Если дома нет уважения, не будет его и за стенами дома», «Усвоенное в детстве, как высеченное на камне» [11, с. 32-36].
В пословицах выражено требование к нравственному облику людей: критикуются обманщики, доносчики, осуждаются и высмеиваются ленивые, которые не хотят и не умеют трудиться. Им противопоставляются мудрые, целеустремленные умные люди: «Скверная ворона скверно и каркает», «Нет ничего дороже доверия», «Умного и вода не унесла, и огонь не сжег», «Не сдержишь слово, не сдержишь и клятву», «Руками делай, а головой думай» [11, с. 32-36].
Не только пословицы и поговорки имеют воспитательный характер. Но и загадки способствуют развитию познавательности, сообразительности. Загадки призваны развивать мышление детей, приучая их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Пословицы, поговорки, загадки, сказки, причитания, песни, обряды, традиции и обычаи - это источник воспитания, в котором закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности, формированию у нее определенных положительных качеств. Известно, что без усвоения и целесообразного использования культурного и ду-
ховного наследия народа, без учета и развития его лучших традиций и обычаев, без опоры на его положительный опыт невозможно формирование и развитие новых положительных традиций, воспитания ценных духовно-нравственных свойств личности.
Основы морали во многом закреплены не только в пословицах и поговорках, но и в назидательных песнях. Они содержат программу семейного воспитания, под воздействием которой формировалось моральное сознание, развивалось нравственное чувство, вырабатывались навыки и привычки поведения ребенка, например: «Илли об Авторхе, сыне Дибы», «Сийнаолхазар», «Илли о Чеге - Бесстрашное сердце», «Илли о Бейболте, сыне Таймы» и др.[11, с. 32-36].
Уважительное и почтительное отношение к женщине и старшим людям находят широкое отражение и в других жанрах устного народного творчества. Особенно широкое отражение эта тема находит почти во всех сказках. Например, волшебные сказки: «Золотой мальчик и девочка», «Чингиз», «Всевидящая и всемогущая Малха-Азни» и другие, в этих сказках народ выражает свою любовь и признательность женщинам-умницам. В них звучит гимн «золотым рукам» женщин, способным из одной четверти сафьяна сделать чувяки и ноговицы на 63 человека, и из одного блюда муки выпечь столько хлеба, что хватило его на 63 человека.
Примером положительного и уважительного отношения младшего поколения к старшим является, например, образ Жер-Бабы, персонаж которой положительной во всех сказках. Очень часто главные герои сказок обращаются именно к ней за советом и всегда получают от нее добрый и умный совет. Такая трактовка сказочного персонажа Жер-Бабы у чеченцев и ингушей очень тесно связана с реальной действительностью, так как воспроизводит традиционное почтительное отношение народа к личности женщины [11, с. 32-36].
В этих идеях, мыслях и советы, выражается отношение старшего поколения, они приобрели традиционный характер и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Они, безусловно, учат школьников постигать смысл поступков человека. В них сосредоточено основное богатство жизненных наблюдений, опыт нравственности и этики взаимоотношений.
Для вайнахов любовь к родному краю можно сравнить с любовью к красоте родных гор, вековым башням и альпийским лугам. Святая обязанность каждого человека - это не просто любить и хранить дух своей родины, а приумножать его и обогащать. У вайнахов существуют по этому поводу следующие пословицы: «Страшно умирать тому, кто за всю свою жизнь не посадил ни одного дерева». Об этом говорят также и вайнахские народные сказки, такие как: «Странствия Ахмеда»,
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
«Три брата и три облака», «Хамбор и Альбина» и т.д. [11, с. 32-36].
Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения Родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей. В этом отношении интересно то, что герои вайнахских сказок, как и в сказках других народов, где бы они не находились и как бы хорошо не устраивались, всегда возвращались домой. Вайнахские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей Родине и содержат прямое обращение вернуться домой: «чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей» [11, с. 32-26].
В историко-песенном фольклоре утверждаются и идеализируются народные представления о чести, мужестве, доблести и других высоких нравственных качествах, которые вместе взятые образуют обширный кодекс нравственно-эстетических правил человека, на которых должно воспитываться общество.
Устное народное творчество вайнахов очень богато и разнообразно по своему содержанию. В нем явно отражено прошлое народа, его культура. Если по красоте звучания и выразительности пословицы и поговорки легко воспринимаются, то загадки учат детей внимательности, находчивости, остроумию и т.д. Всем известно как велико значение загадок в умственном воспитании. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий ума и памяти. Педагогическая ценность загадок не только в многообразии содержания, но и в форме ее подачи. Загадки встречаются в форме вопроса, задания, задачи, диалога и монолога и т.д. Ими пользуются как намеками. Пословицы и поговорки играли огромную роль в жизни народа. Они исцеляют душу мудростью предков, поучением старших, школой мудрости и добра.
Песни, предания, эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки, причитания, традиции и обычаи дают учителям возможность приобщить подростков к идеям свободы, любви и дружбы с другими народами, почитания старших и женщин, взаимной помощи, сплоченности, трудолюбия и т.д.
Педагогическое значение подобных фольклорных произведений прекрасно выразил осетинский ученый, исследовавший исторические песни, Аба-ев В.И., который писал: «На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеалы свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору и унижению» [1, с. 6].
В современных общественно-политических условиях развития образования очень важно обеспечить преемственность поколений путем приобще-
ния детей и молодежи к народному творчеству.
Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства, что является важной стороной воспитания и способствует формированию национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность является результатом потери национальных корней. Поэтому, особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить детей с правилами поведения и общения с нравственными нормами общества недостаточно. Задача родителей и педагогов формировать нравственные качества, создавая условия для упражнения нравственных поступков.
И поэтому, на наш взгляд, целенаправленное использование устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения окажет положительное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Библиографический список
1. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня // Осетинские народные песни. - М.: Музыка. - 1954. - С. 6-12.
2. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры // Центральная Азия и Кавказ. Россия - Швеция. - 2000. -№ 4. - С. 182-194.
3. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981. - С. 24-43.
4. Амаева Т. Б. Чеченские малые фольклорные жанры: дис. ... канд. пед. наук. - Тбилиси, 1985. -
187 с.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. -М., 1967. - Т. 2. - 459 с.
6. Назаревич А. Пословицы и поговорки народов Дагестана. - Махачкала: Эпоха, 2000. - 150 с.
7. Пельше. Олимпиада искусств // Советское искусство. - 1932. - № 8.
8. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. - Грозный: Книга, 1992. -
188 с.
9. Максименко Е.Ю. Семья и формирование базовой культуры личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 221-222.
10. СолдатенковА.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания подростков. - М.: Изд-во Моск. гос. открытый пед. ун-т, 1998. - 278 с.
11. Эхаева Р.М. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 146 с.
12. Эхаева Р.М. Сущность духовно-нравственных традиций и обычаев чеченцев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 242-245.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
125