Научная статья на тему 'Роль творческих вечеров в развитии литературы и журналистики Таджикистана'

Роль творческих вечеров в развитии литературы и журналистики Таджикистана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЛИТЕРАТУРА / СМИ / С.АЙНИ / СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕЧЕРА / МОЛОДЫЕ КАДРЫ / JOURNALISM / LITERATURE / MASS MEDIA / SADRIDDIN AINI / WRITERS'' UNION / CREATIVE EVENING / LITERARY EVENINGS / YOUNG CADRES / АДАБИѐТ / ВАО / С.АЙНї / ИТТИФОќИ НАВИСАНДАГОН / ШОМИ АДАБї / ШАБИ ЭҷОДї / КАДРњОИ ҷАВОН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Одинаева М.Х.

В статье рассматривается взаимосвязь журналистики и литературы, а также роль творческих литературных вечеров в развитии каждой из этих сфер в 20-30-е годы 20 века, значение писателей, в частности С.Айни и А. Лохути, в развитии таджикской литературы и журналистики. Освещается процесс упразднения в стране старых организаций и формирование новых Союза писателей Таджикистана. Отмечается в статье также важность подготовки и переподготовки национальных и местных кадров журналистики и полиграфии, а также создания краткосрочных курсов подготовки рабоче-крестьянских корреспондентов в то время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of creative evenings to the development of Literature and journalism

The article dwells on the interconnection between journalism and literature, the role of creative literary evenings in regard to the development of each of these spheres in the 20-30-ies of the XX-th century; the role and status the following writers, such as Sadriddin Aini and Abulkosim Lohuti in Tajik literature and journalism development being taken into consideration as well. She elucidates the process of abolishment of old organizations in the country and the formation of new ones the Writers' Union of Tajikistan. The author notes also the importance of training and retraining national and local human resources of journalism and printing and creating short-term training courses for workers 'and peasants' correspondents at that time.

Текст научной работы на тему «Роль творческих вечеров в развитии литературы и журналистики Таджикистана»

УДК 8 точ2

ББК 83,3 точ М.Х. ОДИНАЕВА

РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ В РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ ТАДЖИКИСТАНА

Творческие литературные вечера в тридцатые годы двадцатого века считались культурным событием общественной жизни того времени.

Достаточно пышно и красочно школами, вузами, творческой интеллигенцией, жителями городов и сёл было отпраздновано тридцатилетие творческой деятельности Садриддина Айни. Все с особым вниманием и любовью отнеслись к подготовке этих торжеств. В итоге, состоялось республиканское собрание, которое считалось завершающим все эти юбилейные торжества в честь тридцатилетия творческого пути Айни. Сюда съехались делегации из Узбекистана, Туркменистана, Белоруссии и Башкирии. С поздравлениями выступил Абулкосим Лахути. Он в своей поздравительной речи с любовью называл Айни «устоджон» (дорогой устод, родной устод), «наставник молодых поэтов» и «лев Востока».

Раз мы заговорили о поздравлениях Лахути, следует отметить, что он считал Айни своим наставником и писал свои произведения, подражая его стилю. Подчеркнем, что решение о праздновании 30-летия творческой деятельности А. Лахути было принято 19 июня 1933 года Среднеазиатским бюро ЦК ВКП(б), дабы показать высокий уровень таджикской литературы (1, 576). Творческие вечера провели также в Самарканде и Ереване.

Следует отметить, что творческая деятельность Лахути и Айни считается школой жизни для начинающих свою литературную деятельность поэтов и писателей. Опыт Лахути и Айни имеет большое значение и сегодня. В те времена юбилейные литературные мероприятия, различные литературные вечера имели общественно-политическое значение. Такого рода мероприятия проводились с целью пропаганды тогдашней идеологии. В связи с этим, распространение идей нового времени ярко отразились в публицистике, книгах и коллективных письмах того времени.

Развитие литературы и пропаганда литературных вечеров были невозможны без журналистики числе. Все проведенные вечера и другие мероприятия освещались СМИ, и, таким образом, обеспечивалось «участие» почти всего населения страны в любых литературных мероприятиях. Посредством СМИ становились известными общественности подробности прошедших или намеченных на ближайшее будущее литературных событий.

Неотъемлемой частью культурной жизни в тридцатые годы стали творческие мероприятия и вечер Лахути, Айни, Пайрава, Мунзима, празднование тысячилетия «Шахнаме» Фирдоуси, стимулирующие творческие нововведения для опытных и молодых писателей. Авторы на практике показывали новые формы и методы творчества. Они пытались доказать, что все литературные жанры могут без искажения отражать действительность. Данное суждение подтверждает, что в те времена были разные литературные школы и течения.

Немаловажен для полного изучения нашей темы и вопрос образования Союза писателей Таджикистана. Впервые этот вопрос исследовал литературовед Х. Мирзо-заде. По словам Х. Мирзо-заде, в 1922 году в Самарканде организовали «Общество поэтов», которым руководил Абдулкаюм Курби Самарканди. В 1925 году, создали «Общество редакторов» при газете «Овози точик». А таджикская секция литературной организации таджикоязычных писателей Узбекистана «Калами сурх» начала свою деятельность с 1930 года (6, 143-150). Немало потрудились для создания единого творческого союза и упорядочения литературной деятельности в Таджикистане организации: «Общество поэтов» (1922), «Общество редакторов» (1925), «Калами сурх» («Красный карандаш») (1930), «Секция таджикских советских писателей» (1932) и «Ассоциация пролетарских писателей Таджикистана», которые функционировали до создания Союза писателей Таджикистана. В апреле 1932 года упразднили Организационное бюро Ассоциации пролетарских писателей Таджикистана и учредили Организационное бюро советских писателей Таджикистана (9, 574-576). Кроме Айни и Лахути в этот период были известны обществу и С. Джавхаризаде, Дж. Икроми, А. Мунзим, М. Сарвар, З. Джавхари, А. Хамди, М. Рахими, М. Амин-заде, Б. Азизи, П. Сулаймони (10, 47). Однако в состав Организационного бюро включили А. Лахути, С. Айни, С. Улуг-заде, К. Терегулова, К. Дайлами, М. Хасани, М. Рустамова, Б. Азизи, М. Бурхонова и Юртаева.

Постановление ЦК ВКП(б) от 28 апреля 1932г. « О перестройке литературно-художественных организаций» имело немалое значение в объединении творческих сил мастеров художественного слова (8, 117).

10 июля 1932г. ЦК КП(б) Таджикистана принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций и организации Союза советских писателей Таджикистана» (11,7). Это способствовало развитию таджикской литературы, и помогло в привлечении талантливой молодёжи в ряды поэтов, писателей, драматургов.

В материалах, которые были опубликованы в газетах- «Точикистони сурх», «Коммунист Таджикистана» и журналах- «Литература народов Средней Азии», «За социалистическую литературу», отмечалось, что все организации спешно готовились к первому съезду писателей Таджикистана(3, 475). Однако стенограмма этого съезда до сих пор не найдена (7, 47).

Оргкомитет Союза советских писателей Таджикистана попросил пригласить писателей из РСФСР в столицу. В Таджикистан прибыла группа московских литераторов во главе с Бруно Ясенским, которая, ознакомившись с произведениями таджикских писателей, дала ценные советы, а также поделилась опытом в вопросах литературного творчества.

Не без их участия был подготовлен выпуск литературно-художественного альманаха "Подарок", где поместили произведения С. Айни, А. Лахути, Бруно Ясенского, М. Горького, М. Шолохова и др. Стали чаще проводиться предсъездовские литературные вечера [3, 475].

Первый съезд советских писателей Таджикистана открылся 10 мая 1934 года(4, 97). В съезде приняли участие представители Узбекистана, Туркмении, Каракалпакии, Армении, Казахстана, Москвы (4, 25-26).

После прослушивания большого количества докладов и выступлений, принятия решений по многим литературным вопросам, на съезде избрали центральные органы Союза писателей Таджикистана, куда вошли Лахути, Айни, Расули, Носиров, Хидиров, Дайлами, Музаффаров, Рабии, Махмудов, Икроми, Гани Абдуллоев, Дехоти, Р. Джалил, Р. Хошимов, М. Миршакаров, Тохири, Комили, Юртаев и Туйгун. Избрали также делегатов для участия во всесоюзном съезде писателей, куда вошли Лахути, Айни, Носиров, Рахим Хошимов, Рабии, Гани Абдуллоев, Р. Джалил, Миршакар и Туйгун.

Следует отметить, что первый Всесоюзный съезд советских писателей проходил в Москве в августе 1934г. Там приняли участие 391 делегат, они представляли 52 национальности Советского Союза. Участвовали также в работе съезда молодые литераторы Таджикистана С. Айни и А. Лохути. Этот всесоюзный съезд советских писателей внес неоценимый вклад в развитие таджикской литературы (5, 44).

Исследуя историю создания Союза писателей Таджикистана, мы пришли к выводу, что проведение съезда писателей и создание самого союза помогли народу научиться организовывать серьезные мероприятия на высоком уровне благодаря этим мероприятиям народ имеет возможность сохранить и пропагандировать свое литературное наследие. Кроме того, десятки молодых литераторов, вошедших в союз, получили возможность поднять авторитет таджикской литературы на еще более качественную ступень. Подчеркнем, что к этому времени сложилась школа творчества Айни и Лахути - современная литературная школа, до которой, таджикская литература постоянно брала за основу классические традиции.

Огромную роль в коммуникационной системе общества и создании общности литературы и журналистики сыграл процесс воспитания литературных кадров. В формировании новых литературных кадров немаловажна роль литературных кружков «Калами сурх»- «Красное перо» в Самарканде, литературных страниц и приложений к газетам «Точикистони сурх», «Чавонони Точикистон», журнала «БАС» («Барои адабиёти социалиста» - «За социалистическую литературу»), альманаха «Тухфа» («Подарок»), организации и выпуска газет «Пионери Точикистон» (на таджикском и русском языках), «Аскари сурх», журналов «Ищилоби мадани» («Культурная революция»), «Бо рохи Ленини» («Ленинским путем»). Первый съезд писателей Таджикистана и многие другие перемены способствовали развитию новой таджикской литературы и дали толчок появлению таких творческих талантов, как М. Турсунзода, М. Миршакар, С. Улугзода, Х. Карим и др.

С целью пропаганды творчества таджикских писателей, Союз писателей страны открыл литературные страницы в газетах «Точикистони Сурх», «Чавонони Точикистон» и «Кизил Точикистон» (на узбекскый язык). Печатный орган Союза писателей, посвященный десятилетию Таджикистана, начал издаваться уже в 1932 году. Он назывался «За советскую литературу». Предпринятые меры дали свои плоды, и в 1934 году тиражом 3000 экземпляров

был издан альманах «Тухфа» («Подарок»). В альманахе были опубликованы произведения С. Айни, А. Лахути, Б. Ясенского и других.

Собрание Центрального бюро КП(б) Таджикистана, проведенное в январе 1939 года, приняло решение о начале издания газет «Точикистони сурх», «Коммунист Таджикистана», «Кизил Точикистон», «Комсомоли Точикистон», «Пионери Точикистон» (на таджикском и русском языках), «Аскари Сурх», журналов «Инкилоби мадани», «За социалистическую литературу», «Ленинским путем» (женский журнал) и 27 районных газет(1, 598-599). Все эти периодические издания имели сотрудничество с молодыми писателями.

Кроме того, ряд писателей - агитаторов новой жизни сформировался в результате развития периодической печати, подготовки и переподготовки национальных и местных кадров журналистики и полиграфии, а также создания краткосрочных курсов подготовки рабоче-крестьянских корреспондентов. Под руководством Садриддина Айни и Абулкосима Лахути вышеназванные писатели создали литературу своего поколения. В это время, литература и журналистика развивались в тесном сотрудничестве, взаимодействовали друг с другом и оказывали благоприятное воздействие на периодическую печать и журналистику на литературу Советского Таджикистана. Огромная роль печати тридцатых годов двадцатого столетия состоит именно в этом, и эту роль можно назвать направляющей, вдохновляющей, воспитательной и созидательной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Из истории культурного строительства в Таджикистане.в 1924-1941г. Сб. документов и материалов.- Душанбе: Ирфон, 1966. 672с.- 1т.

2. История Коммунистической партии Советского Союза. - Т.4, - Кн.2, М.: Политическая литература, 1970. - С.475.

3. Китобиёт// Барои адабиёти социалиста. - 1935. №4, - 25-26с.

4. Культурное строительство Таджикской ССР: стат. сборник - Душанбе; Статистика, 1971. - 288с.

5. Мирзозода, Х. Муносибати партия ба адабиёт ва тарбияи кадрхои адаби / Х. Мирзозода // Садои Шарк.- 1965-. №7-. С.143-150.

6. Набиев, (Набавй) А. Таърихи ташаккули иттифоки нависандагони Точикистон. Душанбе: Адиб, 2004. С. 47

7. Набиев, А. Таърихи ташаккули Иттифоки нависандагони Точикистон. / Набиев, А. Душанбе: Адиб, 2004.- 78с.

8. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 1968. - 587с.

9. Шукуров, М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана.1917-1941г./ М.Р. Шукуров. Душанбе: Ирфон, 1970- 494с.

10.Советская литература народов Средней Азии. - 1932.- №1. - 7с.

REFERENCE:

1. From the History of Cultural Building in Tajikistan. Collection of Documents. - Dushanbe: Cognition, 1979. - 576 p.

2. From the History of Cultural Building in Tajikistan. Collection of Documents. - Dushanbe: Cognition, 1966. - P. 598 - 599.

3. History of Communist Party of the USSR. - V.4. - Book 2. - M.: Political literature, 1970. - P. 475.

4. Surveys// For social literature. 1935. - №4. - P. 25 - 26.

5. Culture Building of the Tajik SSR. Collection of articles. - Dushanbe: Statistics, 1971. - P. 95 -101.

6. Mirzozoda, Kh. Party's Relation with Literature and Literary Human Resources Upbringing// The Voice of the Orient, 1965. - №7. - P. 143 - 150.

7. Nabiev, A. The History of Development of Writers' Union of Tajikistan. - Dushanbe: Man-of-Letters, 2004. - P. 47.

8. Essays of the History of Tajikistan Communist Party. -Dushanbe: Cognition, 1968. - P. 117.

9. Shukurov, M.R. History of Cultural Life of the Soviet Tajikistan. - Dushanbe: Cognition, 1970.; Nabiev, A. The History of Development of Writers' Union of Tajikistan. - Dushanbe: Man-of-Letters, 2004.

10.Soviet Literature of the Peoples of Middle Asia. - 1932. №.1. - P. 7.

Нацши шаб^ои адаби дар рушди адабиёт ва рузноманигории Тоцикистон

Вожах,ои калиди: журналистика, адабиёт, ВАО, С.Айнй, Иттифоци

нависандагон, шоми адаби, шаби эцодй, кадруои цавон. Дар мацола алоцамандии журналистика ва адабаиёт, нацши шаби эцодй дар рушди ин ду соуа дар солуои 20-30 асри 20 таулил шудааст. Хамчунин нацши нависандагон, махсусан С.Айни ва А. Лоуутй дар рушди адабиёт ва журналистикаи тоцик баррасй гардидааст. Дар мацола раванди аз байн бурдани ташкилотуои кууна ва ба цои ощо ба вуцуд овардани ташкилотуои нав ба монанди Итифоци нависандагони Тоцикистон инъикос шудааст. Инчунин дар мацолаи мазкур ауамияти омодакардани кадруои журналистика ва таъсиси курсуои кутоумудати омузишй барои тайёр намудани мухбирони коргар ва деуцон дар он замон таулил шудааст.

Роль творческих вечеров в развитие литературы и журналистики Таджикистана Ключевые слова: журналистика, литература, СМИ, С.Айни, Союз писателей, творческий вечер, литературные вечера, молодые кадры.

В статье рассматривается взаимосвязь журналистики и литературы, а также роль творческих литературных вечеров в развитии каждой из этих сфер в 20-30-е годы 20 века, значение писателей, в частности С.Айни и А. Лохути, в развитии таджикской литературы и журналистики. Освещается процесс упразднения в стране старых организаций и формирование новых - Союза писателей Таджикистана. Отмечается в статье также важность подготовки и переподготовки национальных и местных кадров журналистики и полиграфии, а также создания краткосрочных курсов подготовки рабоче-крестьянских корреспондентов в то время.

Contribution of creative evenings to the development of Literature andjournalism Key words: journalism, literature, mass media, Sadriddin Aini, writers' union, creative evening,

literary evenings, young cadres. The article dwells on the interconnection between journalism and literature, the role of creative literary evenings in regard to the development of each of these spheres in the 20-30-ies of the XX-th century; the role and status the following writers, such as Sadriddin Aini and Abulkosim Lohuti in Tajik literature and journalism development being taken into consideration as well. She elucidates the process of abolishment of old organizations in the country and the formation of new ones - the Writers' Union of Tajikistan. The author notes also the importance of training and retraining national and local human resources of journalism and printing and creating short-term training courses for workers 'and peasants' correspondents at that time. Маълумот дар бораи муаллиф:

Одинаева Мар^або Хакимовна, докторант (PhD)-и курси 2-юми факултети филологияи рус, ассисенти кафедраи журналистикаи Донишгоуи давлатии Кулоб ба номи Рудакй(Цумцурии Тоцикистон, ш.Кулоб), E-mail: m.tojiknazhod@mail.ru Сведения об авторе:

Одинаева Мархабо Хакимовна, докторант (PhD) 2-го курса факультета русской филологии, ассистент кафедры журналистики Кулябского государственного университета имени Рудаки(Республика Таджикистан, г.Куляб), E-mail: m.tojiknazhod@mail.ru Information about the author:

Odinaeva Markhabo Khakimovna, doctoral student (PhD), 2nd year of the Faculty of Russian Philology, assistant of the Department of Journalism, Kulyab State University named after Rudaki (Republic of Tajikistan, Kulob), E-mail: m.tojiknazhod@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.