Tsygankov P.A. (2016). Theory of international relations. M. (In Rus.). YouScan. Система мониторинга социальных медиа и СМИ. Режим доступа: https://youscan.io (дата обращения: 25.06.2020).
■ ■ ■ Роль социальных медиа во взаимодействии власти и общества (на примере Центра управления регионом Ямало-Ненецкого автономного округа)
Тушакова Е.А.
Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог регионы». Салехард. Российская Федерация.
Аннотация. В статье затрагиваются значение и особенности коммуникаций в социальных сетях между властью и гражданами в контексте работы Центра управления регионом. Опыт структуры может стать примером эффективной обратной связи при решении различных проблем жителей регионов, повышении её доступности, а также базой для принятия грамотных управленческих решений. Автором показаны сложности и особенности вопроса коммуникаций в государстве. Решением данной проблемы является развитие реализуемого механизма по связи граждан и власти методом онлайн взаимодействия при помощи социальных сетей, имеющего единый координационный центр, пункт управления. Также следует отметить, что, несмотря на обилие научной литературы по данной тематике, фактическая динамика информационно-коммуникационных технологий и социально-политических процессов пока явно опережает теоретические выкладки.
Ключевые слова: коммуникация, социальные сети, государство, Центр управления регионом, общество
Для цитирования: Тушакова Е.А. Роль социальных медиа во взаимодействии власти и общества (на примере Центра управления регионом Ямало-Ненецкого автономного округа) // Коммуникология: электронный научный журнал. Том7. №1. 20202. С. 17-27.
Сведения об авторе: Тушакова Елена Алексеевна, копирайтер АНО «Диалог регионы». Адрес: 629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики; 73119021, г. Москва, Олсуфьевский пер., д. 8, стр. 6, этаж 3, офис 30282. E-mail: elenalysicova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию: 21.01.2022. Принята к печати: 28.03.2022. Введение
В современном государстве действуют разнообразные формы, инструменты и виды коммуникации власти и общества, в том числе посредством социальных сетей [Волгин, Охотский, Попов, Шарков].
Собственные блоги в социальных сетях появились у первых лиц регионов, аккаунты в социальных сетях есть у каждого органа власти. Став участником публичного общения по различным вопросам медиа потребитель сегодня имеет возможность оставлять свои комментарии, тем самым влиять на формирование общественного мнения. Это даёт не только новые возможности для обратной связи между двумя институтами, но и несёт в себе новые вызовы и требования для власти. Поэтому, недооценивая важность этого канала коммуникации в государственном управлении можно столкнуться с неприятными последствиями как для самой власти, так и для общества в целом. Особенно это стало очевидно на фоне ситуации с пандемией коронавируса. Именно она дала не только толчок для развития новых моделей информирования населения в условиях кризиса, но и превратила социальные медиа в необходимый источник информации для власти о происходящем в стране и регионах, позволив на основе полученных данных принимать управленческие решения. Один из ярких примеров - жалобы медиков в социальных сетях на невыплаты полагающихся надбавок за работу в «красной зоне». Это стало поводом для острых публикаций в СМИ, а затем и принятия административных санкций в отношении чиновников и исправления ситуации. У власти появился запрос на разрешение вопросов, связанных с информационными репутационными рисками [Чеповская].
В 2020 году государство выступило с совершенно новой государственной 1Т-инициативой. В российских регионах в короткие сроки были созданы центры управления регионом (ЦУР). Они стали прототипом существующего в Московской области ЦУР, в основе которого лежит портал обратной связи с населением «Добродел» и призваны объединить все запросы государства и общества на эффективную коммуникацию.
Особенности взаимоотношений власти и граждан посредством
социальных медиа
Принято считать, что во взаимодействии «власть-общество» носитель власти является субъектом, подвластный - объектом власти. Любое взаимодействие между объектом и субъектом строится на принципах доминирования власти государства, его различных институтов над всеми гражданами, над всем обществом. Однако в парадигме понятия «коммуникация» этот процесс приобретает одно важное преимущество -обратную связь [Киреева]. Ф. Шарков и Л.Комарова рассматривают коммуникацию «процесс передачи информации от человека к человеку, а также передачи и обмена информацией в обществе между различными сообществами людей с целью воздействия на социальные процессы», а также описывают коммуникативные техники и технологии [Шарков, Комарова]. Под воздействием понимается постоянное стремление человека определенным образом влиять на партнера по коммуникации. Таким
образом, в рассматриваемом аспекте взаимодействия власти и общества субъект и объект способны изменить своим функциональным ролям.
Одна из новых, но уже сложившихся и наиболее развивающихся коммуникационных площадок власти и общества с использованием обратной связи - социальные медиа (англ. social media, social networking services). Под ними понимают вид массовой коммуникации посредством интернета. По мнению Ромашкиной А.Б., интернет - коммуникация позволяет осуществлять более эффективную обратную связь между членами властью и обществом [Ромашкина].
Среди особенностей онлайн-коммуникации - горизонтальное, а не вертикальное взаимодействие, где «каждый сетевой пользователь является полноправным и независимым инициатором коммуникации, информационным источником, транслятором собственного мнения, участником дискуссии и обсуждений, а также реципиентом информации от других» [Михайлова].
Преимущества социальных сетей в виде масштабной аудитории, возможности дискуссии с интернет - пользователями, получения оценок и обратной связи от аудитории, возможностью оперативного информационного реагирования легли в основу, по сути, новой стратегии коммуникации власти и общества, нацеленной на эффективную обратную связь. В отличие от обращений граждан, которые регулирует №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [ФЗ], повсеместное внедрение социальных медиа в деятельность органов власти ознаменовали переход к более близким технологиям взаимодействия, а также создание условий для возможности участия граждан в процедуре управленческих решений, учёта общественного мнения [Шарков, Юдина]. Иными словами, социальные сети отнесены к рангу одной из важнейших площадок для взаимодействия власти и общества. Как отмечает Т.В. Прокопенко, взаимодействие трансформировалось в форму, где каждый участник коммуникации может с определенной долей вероятности повлиять на изменение среды [Прокопенко]. Политикам необходимо выстраивать диалог с обществом, в том числе, чтобы прогнозировать и получать реакцию всех его участников, для выработки и координации наиболее эффективных управленческих решений.
Одним из способов коммуникации и налаживания взаимодействия с населением стали личные блоги глав регионов и муниципалитетов, а также официальные аккаунты органов власти. В формировании обратной связи с населением и распространении информации они выступают в качестве коммуникационного инструмента. По мнению Новгородцевой А.Н., любая обратная связь в социальных сетях как канале социально-политической активности имеет свои достоинства и недостатки. Так, с одной стороны, это и оперативное получение новостей - сводок основных проблемных точек, возможность их актуализации за счет обсуждения с друзьями и в группах. С другой стороны, несколько тысяч различных социальных групп
по-разному проявляют себя в пространстве социальных сетей [Новгородцева]. Как показывает исследование Центра политической конъюнктуры, негативных постов в адрес глав регионов в разы больше, чем позитивных. Однако не редко именно негативная, критическая информация в социальных сетях служит катализатором и ускоряет решение проблемы. Чтобы работать с таким массивом, необходимы специальные знания и условия, которыми до недавнего времени регионы не обладали.
Принципы работы Центров управления регионом
Запрос на принципиально иную форму обратной связи в России вылился в создание в каждом субъекте новой структуры. К 1 декабря 2020 года по всей России появились центры управления регионом (ЦУР), агрегирующие запросы граждан из социальных сетей. Они осуществляют координацию работ по мониторингу и обработке всех видов обращений и сообщений, адресованных органам власти и организациям; взаимодействие с гражданами через соцсети, мессенджеры и иные средства электронной массовой коммуникации (ЭМК) по направлениям и тематикам деятельности ЦУР; оперативное реагирование на обращения, анализ информации и выработку предложений для органов региональной и федеральной власти. Деятельность ЦУРов регламентируется постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1844 [8].
У руля внедрения системы стоит АНО «Диалог Регионы» - дочерняя структура АНО «Диалог», отслеживавшая настроения москвичей во время первой волны пандемии коронавируса. Основные принципы этой работы были положены в основу деятельности Центров. Правда, к основной площадке для замера настроения граждан помимо социальных сетей прибавилась ещё одна - платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Она была создана по поручению президента России в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» нацпроекта «Цифровая экономика». Важной опцией для граждан на данной цифровой платформе является возможность отследить статус обработки обращения, а также оценить качество полученного ответа или решения, что подчёркивает ориентированность системы на обратную связь.
Для мониторинга сообщений и публикаций используется информационно-аналитическая система «Инцидент менеджмент» компании «Медиалогия», созданная в 2018 году. Её повсеместное внедрение в субъектах страны - это попытка дать всем в руки одинаковый инструмент для качественного понимания уровня запросов граждан в разных регионах. Отслеживать жалобы или «инциденты», по ключевым словам, во «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Twitter» и «Одноклассники» - главная задача системы. Она автоматически маршрутизирует, то есть перенаправляет, сообщение ответственным
исполнителям, подключенным к системам ЦУРа. По итогам внедрения пилотного проекта на базе платформы обратной связи было создано более 16,5 тыс. личных кабинетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций.
В коммерческой сфере этот механизм называют CRM (Client Relations Management) - управление взаимоотношениями с клиентами. Когда любое обращение клиента в службу поддержки, как и просто его пост в соцсетях с указанием проблемы, получают номер в системе. Такой подход делает процесс предоставления государственных услуг максимально прозрачным и понятным для конечного потребителя услуги. Кроме того, специализированное решение GMCS для госсектора предоставляет широкие возможности для генерации различных видов аналитической отёчности. Одна из таких - тепловая карта - важный инструмент Центров управления регионов. Она работает как светофор: красный, желтый, зеленый. Если конкретный район горит красным цветом, это означает, что в соцсетях много однотипных жалоб по какому-то определенному вопросу. Все обращения классифицированы на 12 категорий: здравоохранение, дороги, ЖКХ, благоустройство, образование и так далее. Это, прежде всего, инструмент в руках органов власти -система подсказок, которая помогает им правильно выстроить приоритеты.
Работа в системах ЦУР регламентирована:
- установлены сроки и порядок для ответа - от фиксации темы до опубликования ответа и сообщения о решении проблемы. Ответственный исполнитель должен сделать это в течение 3-х часов, в сложных ситуациях - не позднее, чем через S дней. Стоит отметить, что при организации работы с сообщениями и публикациями в социальных сетях не применяются положения Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ [Мазеин];
- ответы должны «соответствовать формату общения в социальной сети (не допускается использовать языковые штампы (канцеляризмы, клише) официально-делового стиля и сложную профессиональную терминологию». Как отмечает О. Г. Филатова, «общение на понятном небюрократическом языке позволяет увеличивать интерес к органам власти» [Филатова].
На основании показателя качества обратной связи властей в социальных сетях действует принцип рейтингования органов власти. Впервые в число показателей эффективности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации включен показатель - «Цифровая зрелость органов государственной власти» (Указу Президента РФ от 4 февраля 2021 года № 68)
За 2021 год центры управления регионами обработали около 2-х миллионов сообщений жителей в социальных сетях, поступивших в систему «Инцидент Менеджмент». Они стали поводом для принятия в
регионах порядка 400 управленческих решений, которые помогли справиться с системными проблемами.
Таким образом, Центры управления регионами (ЦУР) - это инструмент прямой коммуникации жителей и власти с целью решения проблем и предотвращения их возникновения в будущем. Все ЦУР в России занимаются мониторингом, обработкой и анализом обращений и сообщений жителей, обеспечивают межведомственное взаимодействие органов власти для максимального сокращения времени получения ответа и решения проблемного вопроса гражданина.
Анализ эффективности деятельности Центра управления регионом (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Представлены количественные и качественные данные за период с 01 января 2021 года по 12 декабря 2021 года, позволяющие сделать вывод о роли социальных сетей во взаимодействии власти и общества на примере вновь образованной структуры - Центра управления регионом Ямало-Ненецкого автономного округа (на основании данных системы app.powerbi.com и «Инцидент Менеджмент».
За год специалистами ЦУР ЯНАО зафиксировано 29 289 инцидента в социальных сетях и передано в работу ответственным исполнителям в муниципалитеты и органы исполнительной власти округа. В число топ - 5 тем вошли ЖКХ (18,9%), Соцзащита (13,6%), Дороги (12,8%), Благоустройство (11,8%), Здравоохранение (7,07%). Топ -муниципалитетов по числу сообщений: Салехард (21,2%), Ноябрьск (15,87%), Новый Уренгой (15,6%).
Типы сообщений:
- около 35% запросов носят информационный характер и требуют разъяснений каких-либо вопросов;
- порядка 40% - это проблемы, которые могут быть решены максимум в течение недели;
- около 15% - реальные инфраструктурные проблемы, требующие определенных затрат.
Показатели эффективности:
- благодаря введению рейтингования муниципалитетов по качеству обратной связи, средняя скорость ответов в социальных сетях органов власти по состоянию на 12 декабря составила 3 час 14 мин, это почти в 2 раза меньше, чем в январе 2021 года (6 час 09 мин).
- на 53,6% увеличена скорость принятия управленческих решений по базовым процессам (с 4 часов 29 минут рабочего времени в январе 2021 года до 3 часов 20 минут в декабре 2021 года);
- количество просроченных ответов на инциденты снизилось в полтора раза и в среднем составляет 3,8%;
- увеличение глубины ответов органов власти на 18%;
- более 96% сообщений получают обратную связь от власти;
- увеличение качества ведения страниц органов власти;
- регион входит в топ-5 в рейтинге по числу вопросов в соцсетях в пересчете на 1 тыс. человек населения, что указывает на эффективность подобного способа обращения к власти;
- на 25% увеличено число обращений граждан в официальные аккаунты органов власти (составляет 2/3 от общего числа обращений в соцсетях). Отказ от жалоб в неофициальных сообществах и переход на площадки органов власти может указывать на возрастающее доверие к такому каналу коммуникации в целом и органам власти в частности;
- удовлетворенность граждан качеством жизни в регионе, согласно проведенному социологическому опросу (от 13.11.2021 г.), составляет 61% (определяется реакцией пользователя);
- оперативная информация, поступающая из ЦУР, используется для принятия управленческих решений, в том числе в борьбе с коронавирусом.
Примеры системных решений и взаимодействия высшего должностного лица с ЦУР ЯНАО:
1) в Губкинском изменено расписание автобусных маршрутов и рейса Пурпе - Губкинский;
2) закуплены 72 пары средств коррекции зрения для учеников школы-интерната села Яр - Сале, чьи родители ведут кочевой образ жизни;
3) в Лабытнанги заработала постковидная реабилитация;
4) в Салехарде запущен новый автобусный маршрут и закуплены новые автобусы, тем самым уменьшен интервал движения общественного транспорта;
5) организованы совместные рейды с родителями и представителями администрации для оценки состояния детских площадок и другие;
6) новым форматом работы стало включение аналитики данных ЦУР в обсуждение проблем на тематических часах с губернатором ЯНАО;
7) ЦУР ЯНАО стал оператором по сбору и анализу сообщений граждан прямой линии губернатора и ежегодной поездки главы региона по муниципалитетам.
Выводы
В результате изучения деятельности Центра управления регионом ЯНАО можно сделать вывод, что в целом деятельность структуры является профессиональной и эффективной. В регионе созданы новые возможности цифровой среды для взаимодействия власти и общества. В несколько раз ускорены процессы предоставления обратной связи для населения, отлажены механизмы оперативного выявления проблемных вопросов, повышены показатели активности местных властей при работе с
инцидентами, появился новый полноценный канал информирования по вопросам граждан, а также о деятельности органов власти региона, появились новые рычаги для оценки эффективности глав муниципальных образований. Полученные результаты позволяют с уверенностью говорить о необходимости использования выстроенной схемы работы в социальных сетях Центром управления регионом органом исполнительной и законодательной власти, а также органами местного самоуправления для объективной оценки результатов своих управленческих решений, корректировать их, опираться на мнение граждан в их подготовке, а также делать выводы об эффективности управления местных органов власти.
Точкой роста для ЦУР может стать улучшение бизнес-процессов после приема сообщения от гражданина, чтобы избежать спада обратной связи. По итогам отработки обращений и жалоб лишь 25% получили обратный положительный отклик от заявителей. Также необходимо усилить важное направление в работе - блок выработки оптимальных решений под конкретные ситуации, иначе структура может уйти в дублирование функций региональных Ситуационных центров. На федеральном уровне разработать четкие и понятные технологические стандарты, которые, впоследствии, обеспечат интеграцию данных на федеральном уровне, а также прописать критерии качества и эффективности таких решений. На сегодняшний день исполнение органами власти коммуникативной функции с использованием социальных медиа, опирается исключительно на административный рычаг в виде системы рейтингования. Также, можно сделать вывод, что коммуникации в общественно-политической сфере необходимо постоянное динамичное развитие, основанное на механизмах и блоках коммуникации при законодательном подходе к этой проблеме.
Сформулированные в процессе исследования выводы могут быть положены в основу организации коммуникации органов власти или совершенствования её деятельности, а также продолжения изучения данного вопроса. Кроме того, результаты исследования могут представлять ценную информацию для дальнейшей научной разработки вопросов организации взаимодействия власти и общества в новом цифровом формате в органах государственной власти в различных регионах Российской Федерации.
Источники
ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.05.2021)
«Инцидент Менеджмент» помогает властям расставлять приоритеты (2021) // ИА Север - Пресс. [Электронный ресурс]. URL: https://sever-press.ru/2021/11/30/society
Аналитику ЦУРа учтут при принятии управленческих решений (2022) // ИА Север-Пресс [Электронный ресурс]. URL: https://sever-press.ru/2022/01/19/society
Волгин НА., Охотский Е.В., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И. (2012). Основы социального государства. Учебник. Москва. Сер. Высшее профессиональное образование. 420 с.
Жители ЯНАО стали меньше жаловаться на качество уборки снега (2022) // АНО Ямал - Медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://yamal-media.ru/news/
Киреева О. Ф. (2018). Коммуникационный консалтинг как средство обеспечения информационной безопасности в современном обществе: Монография / О. Ф. Киреева. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". 138 с. - ISBN 978-5-39402993-6. - EDN YQBYTM.
Мазеин А.В. (2020). Выявление в Интернет-ресурсах сообщений и публикаций граждан, требующих реагирования, как новая форма управленческой деятельности // Административное и муниципальное право. № 1. - С. 1 - 14. DOI: 10.7256/24540595.2021.1.35047 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35047
Михайлова О.В. (2018). Ковальчук С.К. Современные тенденции развития политической онлайн-коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. № 69. С. 8-9.
На жалобы жителей округа власти стали отвечать в два раза быстрее (2021) // ИА Север - Пресс. [Электронный ресурс]. URL: https://sever-press.ru/2021/11/17/society
На Ямале открылся Центр управления регионом [Электронный ресурс]. URL: https://www.yanao.ru/presscenter/news/53196/
Новгородцева А.Н. (2015). Социальные сети как канал социально - политической коммуникации [Электронный ресурс]. URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32350/1/klo_2015_201.pdf (дата обращения 13.01.2022) Правительство России. [Электронный ресурс]. URL:
http://government.ru/docs/all/130918/
Прокопенко Т.В. (2020). Роль социальных медиа в политической коммуникации / Communicology. Vol.8. No.4. С. 22-36 [Электронный ресурс]. URL: https://www.communicology.ru/jour/article/view/90/90
Ромашкина Р.А. (2019). Феномен власти в условиях информационного общества // Государственное управление. №75. С.198.
Филатова О. Г. (2020). Главы российских регионов в социальных сетях: аудит публичных коммуникаций // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. № 23. С.6-16
Чеповская А. Есакова Е. (2020). Обещанный платеж: медики по всей стране жалуются на отсутствие надбавок // газета «Известия» от 26 мая 2020 года. [эл. ресурс] URL: https://iz.ru/1015312/(дата обращения 15.01.2022).
Шарков Ф.И., Комарова Л.В. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии//Коммуникология. 2014. Т. 6. № 4. С. 13-26.
Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. 2013. Т. 1. № 1. С. 36-43.
■ ■ ■ The role of social media in the interaction of government and society (on the example of the Regional Management Center of the Yamalo-Nenets Autonomous District
Tushakova E.A.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.
Abstract. The article touches upon the significance and features of communication in social networks between the authorities and citizens in the context of the work of the Regional Management Center. The experience of the structure can be an example of effective feedback in solving various problems of citizens of the regions, increasing its accessibility, as well as the basis for making competent management decisions. The author shows the difficulties and peculiarities of the issue of communications in the state. The solution of this problem is the development of an implemented mechanism for the communication of citizens and authorities by the method of online interaction using social networks, which has a single coordination center, a control point. It should also be noted that despite the abundance of scientific literature on this topic, the actual dynamics of information and communication technologies and socio-political processes are still clearly ahead of theoretical calculations.
Keywords: communication, social networks, state, Regional Management Center, society
For citation: Tushakova E.A. The role of social Media in the Interaction of Government and Society (on the example of the Regional Management Center of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). In: Communicology: electronic scientific journal. Volume 7. No. 1. 20202. P.17-27.
Inf. about the author: Tushakova Elena Alekseevna, copywriter of ANO "Dialog regions". Address: 629008, YANAO, Salekhard, Republic str. Adress: 73119021, Moscow, Olsufyevsky lane, 8, p. 6, floor 3, office 30282. E-mail: elenalysicova@yandex.ru
Received: 01.21. 2022. Accepted: 03.28. 2022. References
"Incident Management" helps the authorities to prioritize (2021) // IA Sever - Press. [Electronic resource]. URL: https://sever-press.ru/2021/11/30/society (In Rus.).
A Regional Management Center is opened in Yamal [Electronic resource]. URL: https://www.yanao.ru/presscenter/news/53196/ (In Rus.).
Chepovskaya A., Esakova E. Promised payment: doctors across the country complain about the lack of allowances. In: Izvestia newspaper as of May 26, 2020 [Electronic resource] URL: https://iz.ru/1015312/anastasiia-chepovskaia-ekaterina-iasakova/obeshchannyi-platezh-mediki-po-vsei-strane-zhaluiutsia-na-otsutstvie-nadbavok (accessed January 15, 2022). (In Rus.).
Federal Law No. 59-FZ as of May 2, 2006 (as amended on July 27, 2010). On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation@ [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru (accessed May 23,2021). (In Rus.).
Filatova O. G. (2020). Heads of Russian regions in social networks: audit of public communications. In: PR and advertising in a changing world: Regional aspect. No. 23, pp.616.
Kireeva O. F. (2018). Communication consulting as a means of ensuring information security in modern society: A monograph / O. F. Kireeva. - Moscow : Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K". 138 p. - ISBN 978-5-394-02993-6. - EDN YQBYTM.
Mazein A.V. (2021). Identification of citizens' messages and publications in Internet resources that require a response as a new form of management activity // Administrative and municipal law. No. 1, pp. 1-14. DOI: 10.7256/2454-0595.2021.1.35047URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35047 (In Rus.).
Mikhailova O.V., Kovalchuk S.K. (2018). Modern trends in the development of political online communication. In: State Administration. Electronic bulletin. No. 69, pp. 8-9. (In Rus.).
Novgorodtseva A.N. (2015). Social networks as a channel of socio - political communication [Electronic resource]. URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32350/1/klo_2015_201.pdf (accessed January13,2022)
Prokopenko T.V. (2020). The role of social media in political communication. In: Communicology. Vol.8. No.4, pp. 22-36 [Electronic resource]. URL: https://www.communicology.ru/jour/article/view/90/90 (In Rus.).
Residents of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug have begun to complain less about the quality of snow removal (2022). In: ANO Yamal - Media. [Electronic resource]. URL: https://yamal-media.ru/news/ (In Rus.).
Romashkina R.A. (2019). The phenomenon of power in the conditions of the information society. In: Public administration. No. 75. P.198. (In Rus.).
Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologie. In: Communicology. Vol. 6. No. 4, pp. 13-26. (In Rus.).
Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space. In: Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).
The analytics of the regional management center will be taken into account when making management decisions (2022). In: IA Sever-Press. [Electronic resource]. URL: https://sever-press.ru/2022/01/19/society (In Rus.).
The authorities has begun to respond to complaints from residents of the district twice as fast (2021). In: IA Sever-Press. [Electronic resource]. URL: https://sever-press.ru/2021/11/17/society (In Rus.).
The Government of Russia. [electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/all/130918/ (In Rus.).
Volgin N.A., Okhotsky E.V., Popov Yu.N., Sharkov F.I. (2012). Fundamentals of the social state textbook / Moscow. Ser. Higher professional education. (In Rus.).
■ ■ ■ Современный имиджмейкинг и медиатехнологии в государственных органах (на примере Федеральной анлимонопольной службы)
Абраменкова А.В.
Профессиональная ассоциация медицинских работников «Национальная ассоциация традиционной и комплементарной медицины»
Аннотация. Тема имиджа государственного аппарата в целом, а также его отдельных частей (министерств, ведомств, государственных учреждений и пр.) всегда являлась актуальной по нескольким причинам. Первая причина заключается в том, в России назрела необходимость коррекции сложившегося в