Научная статья на тему 'Роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации детей и подростков'

Роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2773
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦЕНТР / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАСФЕРА / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коханова Людмила Александровна, Головко Сергей Бориэльевич, Аблихарова Динара Ислямовна

В статье исследованы основные этапы становления и развития медиаобразования в России, проведен анализ функционирования современного школьного медиацентра на примере ГБОУ ЦО «Тропарёво», сформулированы рекомендательные формы работы в медиасфере с учащимися начальной, средней и старшей школы. Задача всестороннего развития предполагает работу с творческим потенциалом ребенка, эстетическими чувствами, речевым и образным мышлением, формированием социального интеллекта, навыков общения, духовно-нравственного становления и культурного просвещения. Основные положения могут быть использованы в соответствующих образовательных курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коханова Людмила Александровна, Головко Сергей Бориэльевич, Аблихарова Динара Ислямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль школьных медиацентров в профессиональной ориентации детей и подростков»

УДК 37

Л. А. Коханова, Д. И. Аблихарова

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва

С. Б. Головко Академия медиаиндустрии, Москва

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ МЕДИАЦЕНТРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье исследованы основные этапы становления и развития медиаобразования в России, проведен анализ функционирования современного школьного медиацентра на примере ГБОУ ЦО «Тропарёво», сформулированы рекомендательные формы работы в медиасфере с учащимися начальной, средней и старшей школы. Задача всестороннего развития предполагает работу с творческим потенциалом ребенка, эстетическими чувствами, речевым и образным мышлением, формированием социального интеллекта, навыков общения, духовно-нравственного становления и культурного просвещения. Основные положения могут быть использованы в соответствующих образовательных курсах.

Ключевые слова: медиацентр, медиаобразование, медиасфера, журналистика.

Информационная среда так или иначе оказывает влияние на ценности и приоритеты не только взрослых, но и детей. Не удивительно, что современные дети все чаще уходят в Интернет и продолжают жить там. А такая жизнь существенно сказывается на здоровье и развитии современного подростка. Как утверждает И. В. Челышева «многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников. В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности подрастающего поколения» [13. С. 5].

Таким образом, необходимо давать ребенку знания о грамотном пользовании средств массовой информации с ранних лет, во-первых, для собственной безопасности, а во-вторых для дальнейшего профессионального ориентирования в жизни.

Цель статьи - исследовать актуальность и необходимость функционирования школьных меди-ацентров на примере работы Центра Образования «Тропарево».

Сегодня о медиаобразовании знают многие, его практикуют и применяют в общеобразовательной системе.

Одно из первых определений медиаобразования было дано на Международном совете по кино и телевидению (1973): «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» [7].

Российский разработчик идей и принципов медиаобразования, Ю. Н. Усов писал, что «ме-диаобразование - это процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации» [11. С. 58-62].

В начале XXI века, когда медиа стали все больше выходить на первый план, в книге А. В. Федорова было дано другое определение. «Медиаобразование» (от английского: media education и латинского: media - средство) - направление педагогики, призванное помочь учащимся лучше адаптироваться в мире медиа, освоить язык средств массовой информации и коммуникации, уметь анализировать полученную с помощью медиа информацию и др.» [12. С. 30].

Необходимо понять, почему же столь активно медиа внедряется в жизнь учащихся школ. Существует даже отдельное понятие этого явления в образовательном процессе - ювенильная журналистика. «Ювенильная журналистика представляет собой самостоятельный тип системы средств массовой коммуникации и может быть определена как коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, переработке и передаче личностно окрашенной информации» [4. С. 12-30].

Наиболее полно данное явление в медиасфере характеризует Л. А. Вяткина: «Подростковая самодеятельная пресса - это разновидность изданий, в которых субъектами массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (в первую очередь таких как общение, образование). В рамках совокупности информационных сообщений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)» [3. С. 4].

Словом, медиаобразование позволяет ученику лучше адаптироваться к жизни, но почему именно медиа стали самым актуальным явлением?

Британский ученый и педагог Л. Мастерман - ведущий теоретик современного медиаобразо-вания - назвал семь причин актуальности медиаобразования в настоящее время. Это:

«1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации» [9].

Кроме того, с развитием Интернета, телевидения и компьютерных технологий жизненное

пространство школьника претерпело серьёзные изменения. Современная школа располагает множеством технических и технологических новинок: мультимедийное и аудиовизуальное оборудование, интерактивные доски, сетевые медиацентры с постоянным доступом к сети Интернет.

В процессе становления и развития новых видов коммуникации формируются особые виды информационных пространств, которые характеризуются как интерактивные виртуальные пространства. Они могут отвечать целому ряду задач: воспитательных, информационных, развлекательных, образовательных и художественно-творческих. Следует отметить, что «большинство виртуальных пространств находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и этот интеграционный процесс обеспечивает безграничные возможности в решении жизненно-необходимых проблем современных школьников» [6. С. 19-37].

Несмотря на то, что исследование медиа интенсивно развивается среди гуманитарных и социальных областей, далеко не все сегменты информационно-коммуникативной деятельности изучены в достаточной степени. В частности, это касается и такого сегмента, как ювенильная журналистика. По мнению Д. И. Косолаповой, «эти своеобразные медиа нередко растворяются в общем массиве изданий, называемых детской журналистикой, что мешает разглядеть их специфические черты» [6].

Поэтому необходимо рассмотреть пути становление медиаобразования и ювенильной журналистики как отдельной сферы. Уточним, что эти два понятия мы рассмотрим как единое целое, то есть ювенильная журналистика в процессе развития медиаобразования.

Отечественное медиаобразование прошло долгий путь становления и развития. Изначально эта область именовалась кинообразованием или киновоспитанием, так как технология средств образования базировалась в основном на киноматериале. Как указывает А. А. Маченин, «лишь с 1962 года в советской научной печати появляются серьёзные публикации, освещающие актуальность и инновационность образовательного процесса, построенного на материале телевидения, радио и периодической печати» [6. С. 31].

Но вскоре термин «кинообразование» был заменен на «медиаобразование», так как средства подачи информации значительно расширились в этой области - кинофильм, телевидение, радио, фотография, газеты и периодическая печать. Кроме того, этот термин уже использовался во французской педагогической системе.

Исследователь также отмечает, что «с 1995 года популярность начали набирать компьютерные технологии и Интернет, с этими же событиями в научных изданиях России появляются описания

педагогических исследований, включающих в себя обширный мир интерактивной, телекоммуникационной, компьютерной среды и сети Интернет. Повсеместно телекоммуникация, компьютеризация и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека всё больше заявляют о необходимости изучения принципов медиаобразования и изучении возможностей, предоставляемых для воспитания и образования детей и молодежи» [6].

Медиаобразование сразу же стало привлекать к себе внимание, так как шло параллельно с технологическими, экономическими и художественными открытиями. Такие открытия позволяли внедрять в образовательную сферу неизвестные ранее методы работы. Например, стало возможным использование на уроках и занятиях фотографий, статей, радиопередач, аудиоспектаклей, художественных и документальных фильмов, кинозарисовок и рекламы.

Как свидетельствуют научно-информационные архивные источники, «уже в 1896 году в Петербурге и Москве проводились первые кинематографические сеансы для детских аудиторий разных возрастных групп» [6. С. 32]. Уже тогда проводились массовые походы школьников в первые кинотеатры.

В 1919 году в Москве произошло знаменательное для российского медиаобразования событие. Как следует из документов, «была открыта первая в мире киношкола (в настоящее время это Всероссийский государственный институт кинематографии - ВГИК)».

«С 1925 года, - указывает А. А. Маченин, - создаются так называемые ОДСК (общества друзей советского кинематографа). Первым руководителем ОДСК был Ф.Э. Дзержинский (18771926), что само по себе символизирует политическую значимость данного педагогического направления. В состав руководства входят великие режиссеры, сценаристы, кинокритики, фотохудожники и педагоги, такие как С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Д. Вертов, В. Туркин» [6. С. 37].

Процесс интенсивного развития медиаобразования был отмечен следующими направлениями:

• стремлением сделать кино и другие медиасредства инструментом воспитания советского человека;

• официальным, окончательным признанием образовательного, «просветительского» значения фото- и киноискусства и несомненным повышением роли художественного воспитания во всей системе образования;

• постоянно растущим интересом к кинематографу и другим медиасредствам среди широких масс.

В период с 1995 года создаются первые в России Интернет-сайты, тематика которых посвящена проблемам медиаобразования, создаётся Федерация Интернет-образования в России, выходит Постановление Пленума Союза кинематографистов России от 2001 года «О кинообразовании в школах и некинематографических вузах», в котором говорится о назревшей необходимости открытия новой специальности «медиаобразование» для педагогических институтов и университетов, а с июня 2002 года начинается обучение студентов по специализации «медиаобразование» для педагогических вузов.

Как утверждают исследователи, «впоследствии научно-практические исследования медиао-бразования выходят за пределы своего привычного несамостоятельного положения и официально закрепляются специализацией 031330» [15]. Это позволяет говорить о научном подходе к изучению данного явления.

На основании изученного теоретического материала рассмотрим структуру медиацентра Центра Образования «Тропарево», в котором с 2013 года функционирует редакция «ТНСnews». В обязанности ее руководителя входит организация медиаобразования детей и подростков.

В Центре Образования «Тропарево» с 2013 года функционирует кружок «Основы журналистики». Возрастная категория - дети от 7 до 18 лет. Нижняя планка нужна только для того, чтобы во время занятий ребенок смог выполнять письменные и устные упражнения. Существует разработка программ для двухгодичного обучения, но, стоит отметить, многие учащиеся, которые отучились положенные два года, продолжают ходить в «старшую группу».

Программа кружка «Основы журналистики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Творческие встречи кружка «Основы журналистики» помогают ученику развить ряд необходимых качеств, необходимых для становления личности и, как следствие, выбора профессии. Это, прежде всего, коммуникабельность, что позволит ему в будущем без комплексов контактировать даже с не знакомыми людьми. Для

этого внедряются выездные мероприятия (интервью с ветеранами, с руководителями округов и т. д.) Такой метод общения позволяет ученикам вырываться из привычного школьного круга и общаться с людьми других профессий и социальных статусов.

Как показал анализ деятельности школьного медиацентра, предпринятый в рамках настоящего исследования, он позволяет обеспечить более четкое и действенное использование новых технологий обучения в образовательном процессе. Это предоставляет разнообразие и право выбора перед учениками множества возможностей внеклассной деятельности. По проведенным наблюдениям можно сказать, что между участниками кружка пропадает некая «дедовщина», когда старшеклассники обижают младших. Наоборот, в старшей группе 8-класснику комфортно общаться с учащимися младшей школы. Они активно помогают друг другу в какой-либо деятельности.

Нужно отметить, что занятия в кружке интересуют и привлекают учащихся своей необычностью, возможностью применять фантазию, реализовывать свои идеи в области медиа. Именно таким образом дети и подростки могут реализовать свой творческий потенциал. Ребята стараются учиться отбирать качественный контент, пополнять словарный запас и, главное, использовать полученные знания в реальной жизни. В конечном итоге это способствует раскрытию художественно-творческого потенциала детей. Такие навыки необходимы в любом возрасте и чем раньше ребенок их получит, тем продуктивнее он будет развиваться в будущем.

Кружок «Основы журналистики» состоит из двух групп корреспондентов, которые планируют работу над каждым номером газеты, теле- и радио-выпусков. Первая группа - учащиеся начальной школы. Вторая группа - учащиеся средней и старшей школы. Стоит отметить, что каждый ребенок принимает активное участие в создании школьной газеты, радио- и телевыпусков.

За эти годы сложилась сама структура медиацентра, были сформулированы его цели и задачи.

Цели медиацентра:

• Познакомить учеников с профессией журналиста, привлечь их внимание к важности и необходимости профессионализма в данной области.

• Дать учащимся базовые знания для дальнейшего профессионального роста.

• Школьный медиацентр позволяет повысить уровень результатов учебно-воспитательного процесса, организовать на его базе различные формы образовательной деятельности учащихся и развить их личностные качества.

Задачи:

• формирование характера журналиста-репортера, а также его эстетических и нравственных качеств;

• расширение кругозора детей и подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;

• помочь школьникам научиться мыслить творчески, четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;

• познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.)

• содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, создание крепкого творческого коллектива;

• изучить темы, жанры литературного творчества, типы редакционных изданий;

• выбирать адекватные средства передачи информации с сохранением нравственных ориентиров журналистики как профессии;

• способствовать созданию школьной корпоративной культуры, информировать родителей учащихся и учеников о жизни школы.

Чтобы качественно определить результативность, используется выпуск авторских газет каждым участником кружка. Следует отметить, что ученики сами выбирают тему и раскрывают ее так, чтобы получился полноценный номер газеты. Он вывешивается на стенде школы и в ксерокопированном виде, сделанном небольшим тиражом, распространяется среди учеников. Кроме того, самый первый результат, который показывают ученики - большая фотовыставка в рамках уроков по основам фотографии. Также многочисленное участие в конкурсах, проектах позволяет показать результаты работы кружка не только в школе, но и на окружном, городском и федеральном уровнях.

Учащиеся первой группы - ученики начальной школы, для которых профессиональное определение на данный момент не играет роли. Тем не менее, изучая основы журналистского ма-

стерства, ребята знакомятся со спецификой профессии и с историей ее возникновения, учатся работать с историческими текстами, пробуют свои силы в написании первых серьезных текстов. Помимо этого, в первом блоке уделяется внимание развитию связной речи ученика. По методике Н. Г. Андреевой, десять минут на занятии выделяется письменной, устной связной речи [1]. С помощью творческих заданий ребята готовят себя к выполнению первых журналистских задач.

Такая работа позволяет ввести ребенка в мир журналистики и работать с ним дальше. По данным проведенного нами исследования, примерно 15% ученической аудитории по личной инициативе покидают кружок. Одной из главных причин они называют неспособность заниматься журналистикой дальше. Но даже эта группа уже начинает воспринимать СМИ более осознанно, получив начальные уроки медиаобразования.

Оставшиеся в кружке становятся основой редакционной команды, которая имеет желание и творческие возможности для дальнейшего развития себя в журналистике. На этом этапе обучения учащимися младшей группы не выпускаются ни теле-, ни радио- выпуски. Это делается для того, чтобы определить достойную кандидатуру в редакторскую команду, а также для знакомства с учеником.

При анализе деятельности школьного медиацентра особое внимание уделяется содержательной части обучения будущих журналистов. Поэтому активно изучается раздел «Основные понятия и жанры журналистики». В этом блоке учащимся предоставляется возможность попробовать себя в разных областях журналистики, определить для себя, что интереснее, что проще дается. Педагог при изучении данной темы обращает внимание на то, что каждому ребенку интереснее, что при распределении ролей в редакторской команде оптимизирует работу.

За время изучения темы выпускается порядка трех школьных газет, в которых публикуются работы учащихся в различных жанрах. Кроме того, на этом этапе уже начинаются пробы съемок репортажей, интервью, информационных выпусков, а также запись радиопрограмм к различным праздникам и памятным датам. Для того чтобы ученик лучше почувствовал реальность профессии журналиста, организуются специальные интервью с преподавателями, ученическим самоуправлением, победителями различных конкурсов.

Также редакторскую команду приглашают на школьные праздники для написания и съемок репортажей. Важными событиями в развитии профессионального потенциала будущего журналиста являются выездные мероприятия (интервью, творческие встречи, мастер-классы), где каждый учащийся может зарекомендовать себя как надежный сотрудник школьной редакции, познакомиться с нужными людьми и, конечно, попрактиковать свои навыки в написании журналистских текстов.

По окончанию раздела «Основные понятия и жанры журналистики» у каждого учащегося собирается портфолио, публикации в школьной газете. Лучшие творческие работы учащихся отправляются на городские конкурсы «В объективе современности» (ГБПО «Воробьевы горы»), Конкурс литературных работ открытого фестиваля детского творчества «Созвездие талантов» Образовательного центра на проспекте Вернадского и др.

Опрос участников этих кружков, который велся в течение почти трех лет, показал, что многие из них реализуют себя в этой области. Большая часть ответов (85 %) свидетельствует о том, дети повышают свою самооценку. Другая, также весьма значительная часть школьников (73 %) вдохновляются на новые творческие работы, что непосредственно позволяет мотивировать себя на профессиональную реализацию в профессии журналиста. Последняя группа колеблется от 30 % до 62 %.

Это и понятно, так как со временем появляется более углубленное знание о других профессиях, но опыт, полученный в медиацентре, оказывает влияние и на выбор других профессий. Например, дети, которые решают стать врачами или учителями, более целенаправленно собирают материалы об этих профессиях.

Следующие три блока программы первого года обучения - «Содержание и форма газеты», «Лицо газеты» и «Задачи оформления газеты» - ставят своей целью создание авторской газеты учащегося в конце учебного года. Анализ выпусков этих газет показал, что все они представляют собой полностью самостоятельную работу членов редакции: от разработки темы до печати тиража. Важно, что каждый член редакционной команды самостоятельно выбирает себе определенную тему. По ней он и готовит материалы, отработанные в прошлом блоке.

В рамках настоящего исследования было проанализировано более 200 газет. Обращает на себя внимание достаточно широкий диапазон жанров, к которым обращаются школьники. Это могут быть и интервью, и новостные заметки, и репортажи, и серьезные статьи. К тому же, для членов редакции, как подтвердили опросы, очень важно, что в этой работе каждый учащийся мог попробовать себя в различных сферах выпуска СМИ - главный редактор, корректор, корреспондент, бильд-редактор и др. Это также может подтолкнуть ученика к выбору будущей профессии.

Кроме того, анализ программ показал, что на протяжении изучения трех последних блоков программы «Основы журналистики» для первого года обучения ученики знакомятся с различными изданиями, анализируют его концепцию, оформление и содержание, что позволяет определять качественный контент на рынке российских СМИ.

Таким образом, учащимся младших классов можно заложить начальные навыки профессии журналиста. Конечно, мнение на счет профессионального выбора может кардинально поменяться, но задатки будущего журналиста закладываются именно на этом этапе. Возможно, что раннее изучение журналистики и углубление в профессии может подтолкнуть ученика на выбор гуманитарной специальности.

Что касается старших классов, то, по опросам этой категории учащихся, они в большей степени уже начинают уделять внимание профориентационной работе в кружке и углублению в предмет журналистики. Респонденты по данным нашего опроса считают, что после прохождения первого года обучения в кружке «Основы журналистики» они получает необходимую базу знаний для того, чтобы комфортно продолжать обучение (67 %). На профессиональный подтекст и подготовку для дальнейшего поступления на факультеты журналистики московских вузов указывает также большая часть обучающихся в медиацентре (71 %).

Программы второго года обучения построены таким образом, чтобы участник редакционной команды мог окончательно определиться с направлением, в котором ему хочется работать, а также изучить новые темы в области журналистики для определения своего направления в образовании.

Изучение программ школьного медиацентра показало, что в них большое внимание уделяется основным элементам программы «Основы журналистики» особенно на втором году обучения. Во главу угла ставятся изучение литературных норм русского языка. Тема «Изобразительные средства языка» расширяет знания ученика в области русского языка, так как грамотная письменная и устная речь - одно из важнейших умений и качеств профессионального журналиста. Работа осуществляется по справочникам и учебникам современного русского языка.

Участники второго года обучения также отмечают для себя важность прохождения таких тем, как роль тропов в создании заметок, использование эпитетов, метафор, использование сравнений, олицетворений, деловая лексика. Это дает им право попробовать себя в роли редакторов работ учащихся первого года обучения, то есть выполнять уже другие более ответственные работы в редакции, по сути, становясь редакторами отделов. Этот «карьерный рост» для многих старшеклассников важен и, судя по их ответам, они гордятся своими достижениями.

Таким образом, анализ деятельности медиацентра показал, что его организаторы, предлагая изучить ряд учебных дисциплин, безусловно, стремятся повысить грамотность школьников. Но вместе с тем эти курсы позволяют освоить участникам редакционных коллективов не только редакторские навыки и умения находить стилистические ошибки и недочеты в тексте, но и налаживать взаимодействие между двумя возрастными группами обучения. В дальнейшем каждый взрослый участник редакционной команды может стать куратором младшей. В итоге формируется дееспособный к журналистской деятельности коллектив, с которым работать интересно и самому педагогу, о чем писали в своих ответах опрошенные нами преподаватели, работающие в медиацентре.

В своих ответах они отмечали, что, если теми, кто пришел в медиацентр, достаточно хорошо освоены курсы первых двух лет, то с ними интересней работать в следующем блоке, который называется «Средства массовой информации». На этом уровне школьники овладевают практическими навыками подготовки информационного продукта. За 40 занятий, которые планируются по программе, каждый ученик должен выпустить газету, создать радио и телевизионную передачу.

Опросы школьников показали, что они считают для себя важным, готовя свой выпуск того или иного СМИ, соотносить его с профессиональными изданиями, радио или телепередачами,

ориентироваться на них. Особый интерес, что было отмечено в анкетах, вызывает у них тот факт, что во время практической работы ученики могут уже профессионально анализировать рынок российских СМИ, сравнивать их, замечать недочеты и, конечно, брать оттуда идеи для своих проектов.

Участники редакций медиацентра ценят, что каждая тема производства СМИ изучается углубленно, отрабатывается на практике. Например, при изучении радио ученики узнают о структуре радиотекста, об особенностях интервью, дискуссий на радио. При опросах они отмечали, что для них важна работа с дикцией, которой уделяется много времени. Иван С. пишет: «Нам необходимо выпустить качественную программу, а без навыков дикторского мастерства это сделать достаточно сложно».

Работа над дикцией осуществляется по множеству методик. Дыхательная гимнастика Стрельниковой позволяет нормализовать голосовую аппаратуру, помочь заикающимся [14]. Некоторые дети стеснительны от природы. Другие активны, но пугаются микрофона. Ситуаций достаточно много, на которые указывали респонденты. Но говорили они и том, как интересны им те методики, которые предлагаются в медиацентре на занятиях.

Так, например, помимо дыхательной гимнастики Стрельниковой, которая применяется в самом начале занятий, в качестве разминки, следуют и другие упражнения. Это могут быть упражнения на дикцию по методикам Аннушкина, «где делается акцент на формирование навыков хорошей и правильно русской речи через отработку ее «технической» стороны, включающей тренировку и постановку голоса, артикуляции, ритмики, интонации и других параметров произношения».

Навыки публичного общения отрабатываются по методике В. В. Ульянова и его книге «Быть услышанным и понятым». В этой книге уделяют внимание именно работе теле- и радиоведущего, фокусируются на том, каким же образом можно привлечь и удержать внимание аудитории [10].

Таким образом, изучение деятельности медиацентра и анализ образовательных программ, а также опросы школьников, непосредственно участвующих в его работе, показали, что участник старшей редакционной команды проходит целый курс по подготовке универсального журналиста. Большинство (до 82 %) связывает эту деятельность со своей будущей профессией. Но даже те, кто собирается в будущем выбрать естественнонаучную или техническую деятельность, считают, что для них работа в медиацентре научила работать со СМИ, понимать, о чем они пишут, говорят и показывают, а главное - анализировать их деятельность (68 % от общего числа обучающихся в медиацентре в старших группах).

Исследование практики работы медиацентра также показало, что в последние годы в его программах произошли серьезные изменения. В них больше внимания стали уделять Интернету, изучению информационно-коммуникативной деятельности в социальных сетях и блогосфе-ре, изучению непосредственно самих информационных ресурсов или интернет-журналистике. В программе второго года обучения кружка «Основы журналистики» есть тема Интернета как средства массовой информации. Дети изучают особенности работы журналиста в сфере Интернета, практикуются на работе школьного блога или сайта. Но стоит отметить, что в последнее время, из-за участившегося движения «опасных игр» («Синий кит», «Няпока», «Беги или умри», челлендж, руфферы, зацеперы и т. д.) в Интернете, было необходимо добавить новую тему для изучения - «Безопасность интернет-пользователей». По мнению Департамента Образования города Москвы подобные игры «являются серьезным подрывом психологического и физического здоровья нации вплоть до истребления».

Это новое направление в деятельности и школьного медиацентра «Тропарево», которое начало активно разрабатываться. Вопросы информационной безопасности становятся основополагающими, о чем в своих анкетах писали практически все организаторы этой работы в школе (92 %).

Опросы педагогов в рамках данного исследования в значительной мере выполняли роль экспертных оценок, но они были очень важны. Они позволили не только определить сегодняшнее состояние работы, но и перспективные направления его в ближайшем будущем. К тому же они дали понимание того, каким должен быть педагог, работающий в школьном медиацентре. Так, например, в настоящий период времени у ребят появляется возможность попробовать себя в различных олимпиадах по журналистике - «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов» и др. Такая работа позволяет педагогу оценить общий уровень журналистского навыка у педагога, определить наиболее слабые стороны, которые в последующем надо устранять.

На основании изучения творческой работы второго блока курса «Основы журналистики» также может выстроить профессиональные предпочтения каждого ученика. Кто-то после проделанной работы не хочет работать в кадре или эфире, но с удовольствием пишет тексты, находит людей для новых программ, а кто-то выигрышно смотрится в кадре и получает от этого удовольствие, а с написанием текстом не справляется. В этот момент руководителю необходимо оценить обстановку в редакции, чтобы сделать правильный выбор по распределению ролей в редакционной команде для дальнейшей работы.

Следующим важным аспектом изучения журналистики становится ее правовая база. К сожалению, многие учащиеся не осознают своей ответственности за деятельность не только в школьных СМИ, но и Интернете. Поэтому на занятиях следующего блока курса «Основы журналистики» изучается правовые и этические нормы журналистики. За основу данного блока берутся учебники Г. В. Лазутиной [5] и И. А. Панкеев [8]. Так как тема изучается учениками 10-17 лет, то тут проходит тщательная выборка необходимого для их возраста материала. Но основными темами становятся: правила поведения журналиста в разных ситуациях, что можно публиковать, плагиат и пр.

Как видим, после изучения названных выше тем каждый из членов редакционной команды сможет качественно работать в школьном СМИ, имея при этом некоторые представления о своем будущем выборе профессии. Стоит отметить, что иногда случаются ситуации, когда ученик разочаровывается в своем выборе журналистики, ему надоедает однотипная деятельность, но он также продолжает мечтать о творческой профессии. Для подобных случаев, а также для ознакомления с другими сферами творческой деятельность в близких сферах в программе второго года обучения появляется тема «Реклама». По окончанию темы, каждый из учащихся сможет придумать свою собственную рекламную кампанию. И, используя свои знания из предыдущих блоков, снять видеоролик и записать аудиорекламу. Такая деятельность позволяет расширить творческие возможности каждого учащегося и также повлиять на его профессиональный выбор.

Структуру медиацентра определяет возрастной состав учащихся. Организуя работу по этому принципу, можно увидеть, что за два года обучения учащийся достигает определенного уровня знаний в сфере журналистики, имеет представления о профессии. В дальнейшем, такой выбор может стать решающим в профессиональной судьбе ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, целостное развитие предполагает труд ребенка в области медиа, который формирует в человеке личность, воспитывает волю, создает опыт служению общественности, дает опыт в бытовой части жизни, начальных профессиональных навыках. Под гармоничным развитием детей и подростков понимается сбалансированное и системное образование и воспитание, когда разные направления педагогической деятельности не ущемляют значимости друг друга, но способствуют полному раскрытию каждого, а также талантов ребенка. Задача всестороннего развития предполагает работу с творческим потенциалом ребенка, эстетическими чувствами, речевым и образным мышлением, формированием социального интеллекта, навыков общения, духовно-нравственного становления и культурного просвещения.

Список литературы

1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

2. Аннушкин, В. И. Техника речи: учеб. пособие [Текст] / В. И. Аннушкин. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 64 с.

3. Вяткина, Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Л. А. Вяткина. - М., 1997.

4. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Д. И. Косолапова. - Пермь, 2014. - С. 12-30.

5. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста: учеб. Пособие [Текст] / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 224 с.

6. Маченин, А. А. Развитие педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра: дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / А. А. Маченин. - М., 2014. - С. 19-37.

7. Медиаобразование [Текст] / Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - pp. 406.

8. Панкеев, И. А. Авторское право для журналистов [Текст] / И. А. Панкеев. - М.: ИКАР, 2014. - 320 с.

9. Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методоло—гические проблемы [Текст] / С. Н. Пензин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176 с.

10. Ульянов, В. В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи. Лекции и практические занятия [Текст] / В. В. Ульянов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2015. - 208 с.

11. Усов, Ю. Н. Развитие эстетической культуры подростка средствами кино, телевидения, видео [Текст] / Ю. Н. Усов // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М.: Новая школа, 1994. - С. 58-62.

12. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. -Ростов: ЦВВР. - С. 30.

13. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно-популярное издание. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

14. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М. Щетинин. -Метафора, 2016. - 152 с.

15. Ястребцева, Е. Н. Литературное творчество школьников и самодельные видеозаписи [Текст] / Е. Н. Ястребцева, Е.А. Яковлева // Средства обучения в учебном процессе. - М.: НИИСОиУК, 1991.

THE ROLE OF SCHOOL MEDIA CENTERS IN PROFESSIONAL ORIENTATION

OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Kokhanova L. A., Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Moscow,

[email protected]

Golovko S. B., Academy of Media Industry, Moscow, [email protected]

Ablikharova D. I., Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Moscow,

[email protected]

In the article the main stages offormation and development of media education in Russia are investigated, the functioning of the modern school media center is analyzed using the example of GBOU TSO "Troparevo", recommendatory forms of work in the media sphere with students ofprimary, secondary and high schools are formulated. Holistic development presupposes the work of the child in the field of media, which forms a person in the person, brings up the will, creates experience in serving the public, gives experience in the everyday life, initial professional skills. The model of media education in the school should be aimed at the holistic, comprehensive and harmonious development of the personality of the child and adolescent. At the same time, it is necessary to pay attention to intellectual development, physical and social education of children, balanced and systematic education and upbringing, when different directions ofpedagogical activity do not infringe upon the importance of each other, but contribute to the full disclosure of each and also the talents of the child. The task of comprehensive development involves working with the creative potential of the child, aesthetic feelings, speech and imaginative thinking, the formation of social intelligence, communication skills, spiritual and moral formation and cultural enlightenment. The main provisions can be used in appropriate educational courses.

Keywords: media center, media education, field of media, journalism.

References

1. Andreeva, N. G. (2013), Logopedicheskiye zanyatiya po razvitiyu svyaznoy rechi mladshikh shkol'nikov [=Logopedic classes on the development of coherent speech of junior schoolchildren], Moscow, Humanitarian. Ed. The VLADOS Center. (In Russ.).

2. Annushkin, V. I. (2014), Tekhnika rechi: ucheb. posobiye [=Technique of Speech: textbook], Moscow, Flint: Science, 64 p. (In Russ.).

3. Vyatkina, L. A. (1997), Samodeyatel'naya podrostkovaya pressa v sisteme sredstv massovoy informatsii [=Amateur teenage press in the system of mass media], Moscow. (In Russ.).

4. Kosolapova, D. I. (2014), Yuvenil'naya zhurnalistika v Rossii: istoricheskiye i funktsional'nyye osobennosti [=Juvenile journalism in Russia: historical and functional features], Perm, 30 p. (In Russ.).

5. Lazutina, G. V. "Professional'naya etika zhurnalista" [=Professional ethics of journalist], available at: http://evartist.narod.ru/text10/09.htm accessed 12.10.2017. (In Russ.).

6. Machenin, A. A. (2014), Razvitiye pedagogicheskogo potentsiala mediaobrazovaniya starsheklassnikov v usloviyakh shkol'nogo mediatsentra [=Development of the pedagogical potential of media education of high school students in the conditions of the school media center], Moscow, pp. 19-37. (In Russ.).

7. Mediaobrazovaniye (1984) [=Media Education], Paris, UNESCO, 406 p.

8. Pankeev, I. A. (2014), Avtorskoyepravo dlya zhurnalistov [=Copyright for journalists], Moscow, IKAR, 320 p. (In Russ).

9. Penzin, S. N. (1987), Kino i esteticheskoye vospitaniye: metodologicheskiye problem [=Cinema and aesthetic education: methodological problems], Voronezh, The Voronezh Publishing House University, 176 p. (In Russ.).

10. Ul'yanov V. V. (2015), Byt' uslyshannym i ponyatym. Tekhnika i kul'tura rechi. Lektsii i prakticheskiye zanyatiya [=To be heard and understood. Technique and culture of speech. Lectures and practical exercises], Sankt-Peterburg, BKHV-Peterburg, 208 p. (In Russ.).

11. Usov, Yu. N. (1994), "Razvitiye esteticheskoy kul'tury podrostka sredstvami kino, televideniya, video" [=Development of the aesthetic culture of a teenager by means of cinema, television, video], in: Problemy esteticheskogo vospitaniyapodrostkov [=Problems of aesthetic education of adolescents], Moscow, Novaya shkola, pp. 58-62. (In Russ.).

12. Fedorov, A. V. (2001), Mediaobrazovaniye: istoriya, teoriya i metodika [=Media education: history, theory and methodology], Rostov, The Central Executive Committee, 30 p. (In Russ.).

13. Chelysheva, I. V. (2008), Mediaobrazovaniye dlya roditeley: osvoyeniye semeynoy mediagramotnosti [=Media education for parents: mastering family media literacy], Taganrog, Publishing house of TIT SFedU. (In Russ.).

14. Shchitinin, M. (2016), Dykhatel'nayagimnastikaA. N. Strel'nikovoy [=Respiratory gymnastics of A.N. Strelnikova], Metaphor, 128 p. (In Russ.).

15. Yastrebtseva, E. N. and Yakovleva, E. A. (1991), "Literaturnoye tvorchestvo shkol'nikov i samodel'nyye videozapisi" [=Literary creativity of schoolchildren and self-made videotapes] in: Sredstva obucheniya v uchebnom protsesse [=Means of teaching in the educational process], Moscow, NIISOiUK. (In Russ).

Коханова Людмила Александровна - доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва.

[email protected]

Головко Сергей Бориэльевич - кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики, Академия медиаиндустрии, Москва.

[email protected]

Аблихарова Динара Ислямовна - магистрант факультета журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.