Научная статья на тему 'Становление медиаобразования в России как результат взаимодействия педагогического и журналистского научного сообщества'

Становление медиаобразования в России как результат взаимодействия педагогического и журналистского научного сообщества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
342
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КИНООБРАЗОВАНИЕ / КИНОВОСПИТАНИЕ / КИНОПЕДАГОГИКА / МЕДИАКОНТЕНТ / МЕДИЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК / MEDIA EDUCATIONS / INFORMATIZATION / EDUCATION / MEDIA / MASS MEDIA / FILM BEHAVIOUR / FILM EDUCATION / FILM PEDAGOGICS / MEDIA CONTENT / MEDIA PERSON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханова Л. А.

В данной статье автор на основании анализа большого количества источников обосновывает понятие «медиаобразование» в его исторической ретроспективе и называет причины его актуальности в настоящее время, а также определяет основные этапы его становления. Дается краткий анализ каждого из пяти обозначенных авторами этапов. Это позволило сделать выводы о значимости медиаобразования, его основных направлениях на современном этапе, что предопределено всем его развитием в стране. Тем самым это позволяет выстраивать образовательные методики и концепции, которые создаются ведущими научными журналистскими и педагогическими школами в крупных городах России в подготовке медийного человека как реальности сегодняшнего дня. Сегодня он не только пассивно потребляет готовые медиапродукты, но и является активным участником процессов их распространения и производства, тем самым способствуя трансформации журналистской профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDIA EDUCATION IN RUSSIA AS RESULT OF PEDAGOGICAL AND JOURNALISTIC SCIENTIFIC COMMUNITY INTERACTION

In this article the author has studied a large number of sources and has made the analysis. The author has defined the concept "media education" of a historical retrospective and pointed to the reasons of its relevance now. And also have defined the main stages of its formation. The author has made also short analysis of each of five designated stages that has allowed to draw conclusions on the importance of media education, his main directions at the present stage that has been predetermined by all his development in the country. It allows to build educational techniques and concepts which are created by the leading scientific journalistic and pedagogical schools in the large cities of Russia in training of the media person as realities of today. Today he not only passively consumes finished media products, but also is an active participant of processes of their distribution and production, thereby promoting transformation of a journalistic profession.

Текст научной работы на тему «Становление медиаобразования в России как результат взаимодействия педагогического и журналистского научного сообщества»

УДК: 070 ББК: 72

Коханова Л. А.

СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ЖУРНАЛИСТСКОГО

НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Kokhanova L.A.

FORMATION OF MEDIA EDUCATION IN RUSSIA AS RESULT OF PEDAGOGICAL AND JOURNALISTIC SCIENTIFIC COMMUNITY INTERACTION

Ключевые слова: медиаобразование, информатизация, образование, медиа, средства массовой информации, кинообразование, киновоспитание, кинопедагогика, медиаконтент, медийный человек.

Keywords: media educations, informatization, education, media, mass media, film behaviour, film education, film pedagogics, media content, media person.

Аннотация: в данной статье автор на основании анализа большого количества источников обосновывает понятие «медиаобразование» в его исторической ретроспективе и называет причины его актуальности в настоящее время, а также определяет основные этапы его становления. Дается краткий анализ каждого из пяти обозначенных авторами этапов. Это позволило сделать выводы о значимости медиаобразования, его основных направлениях на современном этапе, что предопределено всем его развитием в стране. Тем самым это позволяет выстраивать образовательные методики и концепции, которые создаются ведущими научными журналистскими и педагогическими школами в крупных городах России в подготовке медийного человека как реальности сегодняшнего дня. Сегодня он не только пассивно потребляет готовые медиапродукты, но и является активным участником процессов их распространения и производства, тем самым способствуя трансформации журналистской профессии.

Abstract: in this article the author has studied a large number of sources and has made the analysis. The author has defined the concept "media education" of a historical retrospective and pointed to the reasons of its relevance now. And also have defined the main stages of its formation. The author has made also short analysis of each of five designated stages that has allowed to draw conclusions on the importance of media education, his main directions at the present stage that has been predetermined by all his development in the country. It allows to build educational techniques and concepts which are created by the leading scientific journalistic and pedagogical schools in the large cities of Russia in training of the media person as realities of today. Today he not only passively consumes finished media products, but also is an active participant of processes of their distribution and production, thereby promoting transformation of a journalistic profession.

Термин «медиобразование» в последние годы стал практически синонимом подготовки кадров для всей информационнокоммуникативной сферы, включающей равным образом журналистику, PR, рекламу и новые медиа. Хотя до недавнего времени он использовался больше в другом значении. Предполагалось, что речь идет о формировании навыков у подрастающего поколения взаимодействовать с миром средств массовой информации. Как следствие, у него вы-

рабатываются умения верно понимать суть вербальных и аудиовизуальных образов.

Особенно, если учесть, что в мире наращивания информационных скоростей ребенок буквально с пеленок должен знать, каким образом потреблять информацию, которая обрушивается на него лавинообразно. Тем самым он просто обязан более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками. Это помогло бы ему лучше ориентироваться в жизни. Тем

более, что сегодня он большую часть своего времени пребывает в виртуальном мире, осваивая мир реальный с помощью мультсериалов, компьютерных игр, новостных программ. Сегодня это вполне естественная среда обитания ребенка, и получается, что он овладевает раньше этой медийной грамотностью, чем учится читать, писать и считать.

Поэтому очевидно, что медийнообразовательная деятельность сегодня как никогда необходима, но ее становление произошло не сразу. Как самостоятельное направление она имеет долгую и интересную историю. Более того, умение во благо пользоваться СМИ весьма востребовано сегодня в силу ряда причин, обусловивших трансформацию непосредственно самой информационно-коммуникативной системы общества. Конечно, это имеет отношение ко всем его гражданам - от мала до велика. Но в значительной степени это важно для детей и подростков.

Именно это послужило поводом для проведения исследования, предпринятого автором данной статьи, целью которого является попытка выяснить, насколько сегодня наработанный более чем за столетний период опыт медиобразования используется в семье и школе. Но, чтобы ответить на данный вопрос, потребовалось сначала определить, что мы понимаем под термином «медиаобразование» в такой трактовке этого вида деятельности. Также для понимания его нынешнего состояния оказалось важным проследить, как это медийно-образовательное направления формировалось на протяжении достаточно долгого периода, чтобы сегодня стать тем, чем оно стало в эпоху цифрового общества.

Не стоит забывать, что виртуальная реальность при всех открывшихся неимоверных возможностях для развития растущего человека породила и движение «опасных игр» в Интернете. К их числу относятся «Синий кит», «Няпока», «Беги или умри», челлендж, руфферы, зацеперы и т.д.

К сожалению, число этих рисков постоянно увеличивается, что существенно сказывается на здоровье и развитии современного подростка. По мнению отечественного исследователя И.В. Челышевой, «мно-

гочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников. В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности подрастающего поколения»1.

Поэтому в рамках данной статьи рассмотрим, что определяется понятием «ме-диобразование» как явления в целом, а также каковы этапы становления это вида медийно-образовательной деятельности. Это необходимо для того, чтобы понять, каким образом оно развивалось и к чему пришло в настоящее время, на каких традициях оно зиждется. Также что привнесли в него новые технологии на современном этапе, в чем их достоинства и недостатки, и, соответственно, как минимизировать риски.

Как следует из анализа достаточно большого числа источников, одно из первых определений понятия «медиаобразование» было дано на Международном совете по кино и телевидению (1973 г.). Именно в это время в стране параллельно функционированию средств массовой информации шло активное развитие рекламы и PR, что стало определяться единым термином «медиа». Привычное до этого времени понятие «журналистика» стало уходить на второй план и в большей степени определять только вид деятельности по сбору и обработке информации.

В эти же годы и привычное взаимодействие прессы и образования обрело новое название. В заключительном документе, принятом этим Международным советом, значится: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, мате-

1 Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - С. 5.

матика, физика или география»1.

Российский разработчик идей и принципов медиаобразования профессор Ю.Н. Усов спустя почти двадцать лет в пик развития кино и телевидения посчитал, что «медиаобразование - это процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации»1 2.

В эти годы он возглавлял лабораторию экранных искусств Российской академии образования, и его интересы как исследователя были сосредоточены на привлечении кино и телевидения в образовательный процесс, которое он рассматривал как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Этой теме была посвящена его диссертационная работа3 *.

По мере того, как Россия на рубеже веков активно осваивала зарубежный опыт как в журналистике, так и в образовании, стали появляться и другие трактовки этого понятия в соответствии с международными стандартами. Именно эти подходы обозначены в ряде работ коллектива научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством профессора А.В. Федорова, которая сформировалась в Таганрогском государственном педагогическом институте (2001-2008 гг.). В эти же годы была создана Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, которую с 2003 года ее возглавляют профессора А.Ф. Федоров и Г. А. Поличко.

Эти исследователи и созданные ими научные школы и структуры многое сделали для научного осмысления медийнообразовательной деятельности, что во многом способствовало ее развитию в стране. Главное - они определили ее как самостоятельное направление. Это и значилось в сформулированном А.В. Федоровым понятии. По его утверждению, «медиаобразование» (от английского: media education и латинского: media -средство) - направление

1 Медиаобразование. Media Education. - Paris: UNESCO, 1984.

2 Усов Ю.Н. Развитие эстетической культуры подростка средствами кино, телевидения, видео // Проблемы эстетического воспитания подростков. -М.: Новая школа, 1994. - С. 58-62.

3 Усов Ю.Н. Кинообразование как средство

эстетического воспитания и художественного разви-

тия школьников. Автореф. дисс. пед. наук. М., 1989.

педагогики, призванное помочь учащимся лучше адаптироваться в мире медиа, освоить язык средств массовой информации и коммуникации, уметь анализировать полученную с помощью медиа информацию и

4

др.» .

В соответствии с его представлениями о той роли, которую медиаобразование играет в современном мире, А.В. Федоров рассматривает его как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). Целью этого взаимодействия является формирования культуры общения с медиа, развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления ребенка. К тому же у него формируются умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов. Он обучается различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Как следствие А.В. Федоров вводит термин «медиаграмотность», овладение которой помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Медиаграмотный ребенок лучше понимает язык медиакультуры, что является результатом медиобразования. Собственно, во имя чего оно столь и необходимо сегодня5.

Следует отметить, что в большинстве определений, предложенных в словарях, энциклопедиях и других видах справочной литературы, этот вид деятельности трактуется с точки зрения педагогов. Так, в Российской педагогической энциклопедии предложено следующее определение: «Медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства), направление в педагогике, выступающее за изучение "закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать послед-

4 Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР , 2001. - С. 30.

5 См.: Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов, 2001. - С. 38.

ствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств»1.

В данном случае эта трактовка, как и определение, сформулированное А.В. Федоровым, полностью соответствует той, которую предлагает Оксфордская энциклопедия, но с некоторыми оговорками. В предлагаемом определении медиаобразование рассматривается как изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Это означает, что если мы говорим о медиаобразовании как media education, то речь идет одновременно о познании того, как создаются и распространяются медиатексты. Это способствует развитию аналитических способностей ребенка для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа, то есть media studies обычно предполагает практическую работу по созданию медиатекстов. Это уже в некотором роде сопредельный медиаобразованию вид деятельности, который имеет большее отношение к журналистской деятельности.

Тем самым авторы данной энциклопедической статьи определяют два подхода к трактовке медиаобразования: как с точки зрения педагогов, так и журналистов. Притом, что цели этих подходов полностью совпадают. Так, Дорр считает, что и медиаобразование, и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)"1 2.

Эту же мысль продолжает и Aufder-heide, утверждая, что медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов. То есть, речь уже идет о журналистской деятельности, которая невозможна без понимания социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и

1 Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c. 555.

2 Дорр, A. Медийная грамотность // Международная Энциклопедия социальных и поведенческих наук. Издание 14 / Нью-Джерси. Smel П.Б. Бэтльз. Оксфорд, 2001, p. 9494-9497.

Цит. по: Оксфордская энциклопедия. А.Дорр, 2001, p.9494.: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-

1033124-0.html

репрезентационных систем, используемых медиа. Только тогда, по мнению автора, жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью3.

Таким образом, анализ определений медиаобразования, предпринятый авторами данной статьи, показал, что по праву лидерство в научном осмыслении медийнообразовательной деятельности принадлежит педагогам как средней, так и высшей школы. Но достаточно весомый вклад в ее исследование внесли и представители научного журналистского сообщества.

Одним из первых был факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, на котором эта тематика начала разрабатываться со средины ХХ века. Она полностью соответствовало международным направлениям научных исследований.

Так, как было отмечено в материалах конференции ЮНЕСКО «Education for the Media and the Digital Age» (Вена, 1999), «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

- анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

- определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

- интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

- отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

- получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и

3 См.:Ауфдерхайд, 1993, p.1; Dorr, 2001, p.9494 // http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1033124-0.html

Aufderheide, P., Firestone, C. Media Literacy. Queenstovn, MD: The Aspen Institute, 1993. 44 p.

для продукции»1.

Следовательно, если медиаобразование связано со всеми видами средств массовой информации (на тот момент термин «медиа» только входил в научный оборот), то прежде всего надо было определить их роль в образовательной деятельности, их возможности и перспективы. Именно с этого периода берет начало исследование новой образовательной функции СМИ как ответной реакции на запросы времени, потребности в непрерывном образовании всех слоев общества. Этому был посвящен ряд работ сотрудников факультета, разрабатывающих эту тематику, в том числе и одного из авторов данной статьи1 2. Важно, что в концептуальной работе того периода «Основы непрерывного образования в СССР» СМИ как структурный компонент медиаобразовательной системы были обозначены отдельной главой3.

В последующие годы число таких исследований только прирастало. Это работы Е.Л. Вартановой, Л.А Вяткиной, И.В. Жилав-ской, А.П. Короченского, Д.И. Косолаповой,

О.В. Смирновой, И.А. Фатеевой и других представителей журналистского научного со-общества4. Именно эти работы внесли суще-

1 См.: Материалы конференции ЮНЕСКО Education for the Media and the Digital Age, Вена, 1999.

2 См.: Коханова Л.А. Роль массовой информации и пропаганды в организации непрерывного образования // В сб.: Тезисы докладов 27 научной конференции МИФИ, 1976 г.; Коханова Л.А. Советская журналистика и высшее образование (К вопросу об образовательном аспекте в журналистских функциях). Вестник Московского университета, серия Х, журналистика, 1976, N6; Коханова Л.А. Лекция... на дому // В сб.: Учебное телевидение. М., Гостелерадио, 1979; Коханова Л.А. Современные тенденции развития учебного телевидения // В сб.: Эфирное учебное телевидение и видео запись в школе и вузе. М., 1982; Коханова Л.А. Учебное телевидение: проблемы и перспективы // В сб.: Материалы конференции Минвуза, 11.04.1982 М., 1982; Коханова Л.А. Перспективы развития учебного телевидения // В сб. Центра научного программирования. М., ЦТ, 1982 и др.

3 См.: Коханова Л.А. Горохов В.А Основы непрерывного образования в СССР. М.: Высшая школа, 1987.

4 Вартанова Е.Л., Смирнова О.В. и др. Медиаобразование в школе - Сборник программ для преподавания дисциплин. - М.: МедиаМир, 2010; Вяткина Л.А.

Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.10. - М., 1997; Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и техно-

ственный вклад в осмысление медийнообразовательной деятельности, соответствующей мировым процессам, в основе которых взаимодействие двух социальных систем СМИ и образования. Они же показали, что в нашей стране она имеет свою неповторимую специфику.

Благодаря целенаправленному исследованию этой тематики в рамках журналистской школы стало очевидно, что по мере того, как развивались средства массовой информации в стране, видоизменялось и медиаобразование. Причем каждый его этап привносил что-то свое в его становление, формировал новый тренд его развития. Поэтому сегодняшний день предопределен его историей, без которой он бы не состоялся.

Как видим, в основе этой периодизации лежит развитие непосредственно средств массовой информации, лидерство того или иного их сегмента в тот или иной временной отрезок времени. Это видно также в трансформации самого определения медиаобразования, которое представлено в данной статье в усеченном виде, что вполне естественно для ее формата. Поэтому с учетом этого фактора можно выделить следующие этапы его развития:

Первый этап (1896 - 1917 гг.) - это время, когда лидерство принадлежало газетам и журналам, к которым обращались педагоги. Но это и время зарождения кинообразования и киновоспитания, впоследствии (с 1973 года) получивших название «медиаобразование». Это, по мнению А.А Маченина, «соответствовало изменениям, произошедшим в этой области в связи с бурным развитием телекоммуникационных технологий»5.

Так, по распоряжению графа П.И. Игна-

логий. Автореф. Дис.... канд. филол. наук. М., 2008; Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск, Изд-во Томского ин-та информ. Технологий, 2009; Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистов. Автореф. Дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2003; Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности. Дис. ... канд. филол. Екатеринбург, 2015; Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос.ун-т, 2007 и др.

5 Маченин А.А. Развитие педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2014 с. 32.

тьева, возглавлявшего в начале ХХ века Российское Министерство просвещения, «специалистам радио-, фото-, кино-образования и киновоспитания предлагалось создавать кинематографические, фото- и издательские советы для отбора, анализа и обеспечения учебных заведений материалами образовательновоспитательного характера, создавать киномузеи, библиотеки фотоснимков, диафильмов и диапозитивов, периодической печати, пласти-нок»1.

Второй этап (1917 -1957 гг.) - это период, когда свои приоритеты в образовательном процессе сохраняет пресса. Но он также обусловлен развитием информационных технологий. В эти годы открывались учебные заведения, создавались фильмы, в том числе и учебные, закладывались первые киноархивы. Так, в 1919 году в Москве «была открыта первая в мире киношкола (в настоящее время это Всероссийский государственный институт кинематографии - ВГИК)» . Чуть позже, в 1921 году создается Институт детского чтения, основная задача которого заключалась в изучении проблем детских периодических изданий. Затем, к 1924 году, помимо выпуска ряда самостоятельных журнальных детских изданий, начинают создаваться радиопрограммы для детей и подростков3.

Этот же «второй период развития медиаобразования, - пишет А.А. Маченин,-предопределил расцвет учебного и образовательно-воспитательного кино. Подобные фильмы снимаются как на профессиональных киностудиях, так и силами детских коллективов, под руководством педагогов фото- и кинокружков. В научной среде активно описывается внеклассная деятельность, организованная с применением кино-, фото- материалов и

4

диапозитивов» .

1 Игнатьев И.П. Граф Игнатьев И.П. о кинематографе // Живой экран. - СПг.,1916 .- №17. - С. 31.

2 ВГИК. Официальная информация [Электронный ресурс] URL: http://www.vgik.info/today/

3 См.: Черкашин Е.А., Шариков А.В. Приобщение учащихся к духовной культуре общества на занятиях курса «Основы медиакультуры» // Гуманитаризация образования: мифология, религия, искусство. - Екатеринбург: ИУУ, 1992. - С. 31.

4 Маченин А.А. Развитие педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2014. С. 43.

Третий этап (1957-1986 гг.) - период, когда в результате происходящих в обществе перемен медиаобразование все больше становится эстетически ориентированным, что является следствием расширяющихся возможностей создания не только вербального, но и визуального контента. Этому во многом помогают книга Ю.П. Знаменского «Школьная киностудия», вышедшая в 1962 году, которая «рассказывает об организации в школе детской киностудии, съемке узкоплёночными кинокамерами, обработке, озвучке и монтаже любительских кинофильмов, создание анимационных филь-мов»5 6 7. Вышедший в эти годы сборник «Телевидение в помощь школе» ставит своей целью «познакомить с опытом заграничных специалистов в области использования телевизионных передач в школьной детской 6

аудитории» .

Четвертый этап (1986 - 1992 гг.) -начался процесс информатизации образовательной сферы, появление телевизионных образовательных каналов, активное использование кино, телевидения и печати в учебном процессе. В 1990-х года переломным моментом становления медиаобразования является открытие «Школьной медиатеки» и Федерации киноклубов России. Впервые публикуются книжные издания, тематика

7

которых напрямую посвящена целям , задачам и методике медиаобразования8.

В эти же годы не только педагогическим, но и журналистским научным сообществом активно исследуется образовательная функция журналистики. По этой теме защищаются диссертации, выходят монографические работы, ученые пособия.

Пятый этап (1992 г. - по настоящее

5 Знаменский Ю.П. Школьная киностудия // Школа и производство. -1965 .- № 4. - С. 55-60.

6 Маченин А.А. Развитие педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2014, с. 46.

7 Ястребцева Е.Н. Современная городская школьная медиатека: Модель технического оснащения и возможные формы организации работы. - М.: НИИСОи-УК, 1992.

8 Ястребцева Е.Н. Информационно-образовательная среда новой школы // Школьная библиотека. - 2000. -№ 1. - С. 43-45.

время) - все средства массовой информации активно участвуют в медийно-образовательном процессе, но параллельно идет развитие Интернета, цифровых технологий, что способствует появлению интернет-журналистики, институализирует самостоятельные интернет- издания, создает информационнокоммуникативное пространство, вбиравшее в себя блогосферу и социальные сети. Более того происходит медиатизация всех сфер общественной жизни, и, прежде всего, образовательной сферы, что актуализует потребность в медиаобразовании, формирование цифровой культуры.

Конечно, по мнению профессора Е.Л. Вартановой, можно «спорить о степени всеохватности медиатизации, но вряд ли у кого-то возникнут сомнения в ее наличии. В результате этого процесса возникает человек медийный, бытие которого формиру-

ется содержанием, производимым в процес се массовой социальной коммуникации. Сегодня человек медийный - не только пассивный потребитель готовых медиапродуктов, но и активный участник процессов их распространения и производства»1.

Безусловно, это медийного человека надо учить. Поэтому с июня 2002 года в Таганрогском государственном педагогическом институте начинается подготовки кадров по специализации 03.13.30 - медиаобразование. Их первый выпуск состоялся в 2007 году, чем было положено начало появлению новой профессии, объединяющей усилия педагогов и журналистов.

Как показала отечественная практика и современное прочтение термина «медиаобразование», без взаимодействия СМИ и образования как социальных институтов дальнейшее развитие медиаобразования в стране просто невозможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л., Смирнова, О.В. и др. Медиаобразование в школе: сборник программ для преподавания дисциплин. — М.: МедиаМир, 2010.

2. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. - Томск: Изд-во Томского ин-та информ. технологий, 2009.

3. Коханова, Л.А., Горохов, В.А Основы непрерывного образования в СССР. - М.: Высшая школа, 1987.

4. Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистов: автореф. дис.... д-ра филол. наук. - СПб., 2003.

5. Косолапова, Д.И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: дис. ... канд. филол. - Екатеринбург, 2015.

6. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис.. пед. наук. - М., 1989.

7. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.

8. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР, 2001.

9. Челышева, И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

1 Вартанова Е.Л. Колонка редактора // Медиа Тренды, 2010, 18 июня, № 8 (13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.