Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 4-411
И. В. Челышева Таганрог, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ В ГРУЗИИ И В МОЛДОВЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В статье представлен сравнительный анализ теоретических и практических компонентов развития информационной грамотности и медиакомпетентности в Грузии и в Молдове. Рассматриваются вопросы внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс работы школ и вузов. Автором исследуются возможности и перспективы использования потенциала медиацентров в воспитании, образовании и развитии подрастающего поколения в грузинском образовании.
Ключевые слова: медиаобразование, информационная грамотность, дистанционное обучение, медиацентры, медиакомпетентность.
I. V. Chelysheva Taganrog, Russia
COMPARATIVE ANALYSIS OF INFORMATION LITERACY AND MEDIA COMPETENCE IN GEORGIA AND MOLDOVA: MAIN TRENDS
The article presents a comparative analysis of the theoretical and practical components of the development of information literacy and media competence in Georgia and Moldova. It gives the problems of the introduction of media education in the educational process of schools and universities. The author explores the possibilities and
© Челышева И. В., 2017
prospects of building a media center in the upbringing, education and development of the younger generation in the education.
Keywords: media education, media literacy, distance learning, media centers, media competence.
В настоящее время преобразования, связанные с проникновением медиаин-формации в сферы современной жизни, характерны для всего мирового сообщества. В связи с этим, наряду с традиционными целями образования, на первый план выходят задачи, связанные с освоением медиапространства: развитие ме-диакомпетентности подрастающего поколения, творческого воображения, самостоятельного критического мышления, совершенствование аналитических навыков оценки и анализа произведений медиакультуры и др. Не стали исключением здесь и страны бывшего СНГ, в том числе Молдова и Грузия.
Еще в 1989 году, по инициативе режиссера Зураба Ошхнели, в Грузии было основано Молодёжное телевидение, которое транслировало передачи на государственном канале в течение 13 лет. В 90-х годах молодёжное телевидение было переименовано в Медиаобразовательный Центр Министерства образования и науки, где и велась работа по медиаобразованию, включая производство собственных фильмов. Позже, по решению Минобразования Грузии Центр был упразднен и «переименован в Колледж Медиа, Рекламы и Телевидения. Конечно, колледж не располагает ни финансовыми, ни техническими, ни интеллектуальными ресурсами для производства собственных образовательных видеопродуктов» [Федоров А. В., 2007]. В Грузии существует телевизионный канал «ЛТД» («Creative»), который занимается производством образовательных фильмов для школьников и молодёжи.
В последние годы данным проблемам был посвящен целый ряд научных конференций и проектов, в том числе - международных.
В частности, в 2003 году стартовал проект «За развитие общего информационного пространства в Закавказье», организованный Кавказским институтом мира, демократии и развития (Грузия), исследовательским центром «регион»,
Ассоциацией Журналистов-расследователей (Армения), Комитетом защиты журналистов Азербайджана и фондом «Евразия».
С 2003 года в Тбилиси проводится ежегодная международная выставка Elcom Caucasus, где представлены последние разработки в области информационных технологий и телекоммуникаций [Компьютерное общество Грузии, 2014]. Кроме того, в Грузии было создано Компьютерное общество, основная миссия которого - «способствовать развитии информационного общества, поддержка демократии и сотрудничество с партнерскими организациями, обществами и с частным сектором с целью внесения вклада в общественное развитие» [Компьютерное общество Грузии, 2014].
Деятельность Компьютерного общества направлена на решение целого ряда задач, среди которых:
- способствовать компьютеризации Грузии;
- информатизация граждан Грузии;
- пропаганда Интернета Грузии;
- формирование и развитие сети Интернет, как качественно новой среды;
- внедрение и развитие грузинской компьютерной терминологии;
- разработка стандартов, связанных с информационными технологиями;
- интеграция с международными структурами аналогичного профиля;
-способствовать развитию системы образования Грузии в соответствии современных стандартов;
- внедрении компьютерных форм и методов обучения;
- способствовать активному внедрению дистанционных форм Интернет-обучения;
- разработка дистанционных программных проектов для зарубежных заказчиков;
- способствовать профессиональной подготовке и повышению квалификации граждан [Компьютерное общество Грузии, 2014].
Среди важных задач модернизационных процессов, происходящих в образовании современной Грузии, является развитие информационно-коммуникационных технологий, внедрение новых информационных технологий в школьное и вузовское образование, а также - развитие системы дистанционного образования.
Развитие информационного общества выступает актуальной проблемой, освещаемой и в молдавских СМИ. Известный издательский дом «IT - Moldova» представляет собой одно из ведущих издательств, специализирующихся на выпуске материалов о становлении информационного общества, как в Молдове, так и за рубежом. Издательский дом «IT - Moldova» осуществляет не только издание журнала «Casa editorialä «IT - Молдова» книг и брошюр, но также занимается производством кино- и видеофильмов и т. д. Можно вполне согласиться с мнением, что потребность в такой специфической литературе «на сегодняшний день для многих становится все более актуальной, ведь без развития информационно-коммуникационных технологий, которые являются основой информационного общества, невозможно включение Молдовы в мировое информационное пространство» [Издательский дом, 2010].
Как можно заметить, данные задачи находятся в русле основных тенденций развития информационной грамотности многих стран бывшего СНГ. Так, например, одной из актуальных задач в современной Молдове выступает развитие информационного общества, совершенствование информационно коммуникативной культуры подрастающего поколения. Эти задачи были обозначены на Дакарском Форуме в апреле 2000 г. Дакарский Форум принял совместные обязательства для обеспечения образования для «каждого гражданина и каждого общества». В целях достижения решений Форума Правительство Республики Молдова в декабре 2001 года провело Национальную Конференцию «Образование для Всех». В числе задач конференции были проблемы построения в Молдове единого информационного пространства, организация национальной программы «Образование для всех» [Патынг Т., 2001].
Переход к информационному обществу в Молдове - это постепенный и сложный процесс, связанный с культурными, социальными и политическими процессами в стране. Важной и актуальной проблемой его построения выступает включение информационных ресурсов в систему образования подрастающего поколения, обеспечения свободного доступа к информации. Газеты, журналы, радио, телевидение и др. виды СМИ занимают важное место в жизни современных молдавских школьников и студентов. Как и в других странах мира, все более значимую роль в информационного обеспечении играет Интернет. В связи с расширением информационных ресурсов все больше молдавских исследователей озабочены проблемой развития медиакомпетентности и информационной грамотности подрастающего поколения, формированием умений школьников и студентов оценивать достоверность медиаинформации, представленной в Интернете, ее безопасностью для детей и подростков.
В сфере высшего профессионального молдавского медиаобразования лидером выступает Кишиневский государственный университет. Среди наиболее важных проблем, связанных с современным медиаобразованием, декан факультета журналистики данного университета, профессор В. С. Морару выделяет следующие: придание массового характера университетскому образованию (в том числе - и журналистскому), а также новая ситуация в высшей школе, связанная с принятием Болонского соглашения [Морару В. С., 2003].
Нужно сказать, что данные проблемы весьма актуальны и для вузовского образования в России. Среди них - расширение сферы деятельности специалистов в области медиа, которые приводят к изменению учебных программ подготовки журналистов, педагогов и других специалистов. Поэтому мысль профессора В. С. Морару о пересмотре «традиционного принципа подготовки медийных кадров в смысле развертывания принципа формирования не столько журналистов со строгой специализацией - печать, радио, ТВ-журналистика, как было ранее, а поливалентного, универсального журналиста, имеющего достаточные навыки для мобильности, для работы в широком медийном поле» [Морару В. С., 2003],
в современных условиях становится справедливой и для отечественного ме-диаобразования. На факультете журналистики и массовых коммуникаций молдавские студенты, помимо других профессиональных курсов, изучают и «Критическое прочтение печати», «Медиаобразование школьников» и др., занимаются медиатворчеством (выступают в качестве репортеров, комментаторов на студенческих радиостанциях, телестудиях и т. п.).
Также, как и для нашей страны, для молдавского медиаобразования весьма актуальны проблемы разработки методологии научных исследований в данной области научного знания. Так, профессором В. С. Морару выделяется «концентрация научных усилий в области медиалогии и реальная трансформация факультета из учебного в научно-учебный центр. В настоящее время один из осуществленных на факультете проектов нацелен именно на создание прообраза такого центра - независимой междисциплинарной лаборатории медиалогических исследований» [Морару В. С., 2003].
В современной Грузии развитие информационной компетентности также выступает одной из актуальных задач системы образования. В числе наиболее крупных вузов, где развиваются медиаобразовательные подходы, можно назвать: Грузинский институт общественного развития, Тбилисский государственный университет имени Ильи Чавчавадзе, Грузинский государственный университет театра и кино имени Шота Руставели, Тбилисский колледж медиа, рекламы и телевизионных искусств и др.
В декабре 2009 года в Тбилиси состоялся семинар «Профессионализм в медиа». Организатором семинара стало Посольство Франции в Грузии, а инициатива его проведения возникла благодаря сотрудничеству Высшей школы журналистики (Ecole Supérieure du Journalisme) (Франция) и Грузинского института общественного развития (GIPA). В процессе работы семинара было принято решение о создании профессионального учебного центра. Кроме журналистов, в работе семинара участвовали руководители научных школ журналистов Грузии, зарубежные гости.
В числе обсуждаемых вопросов на семинаре были основные проблемы в сфере образования грузинских журналистов, основной из которых была названа слабая материально-техническая учебная база. По мнению декана Кавказской школы журналистики и медиа-менеджмента Грузинского института общественного развития Майи Микашавидзе, «большой проблемой остается создание учебников по журналистике на грузинском языке, - зарубежную учебную литературу у нас переводят редко.....Образовательные программы, наиболее ориентированные на запросы журналистского сообщества, преподаются, в основном, в Тбилиси. А ведь у нас есть прекрасная и очень живая региональная пресса, куда получившие современное образование журналисты работать не идут. И это в то время, когда региональная пресса сталкивается с проблемами в плане переподготовки своих кадров» [Проблемы журналистского образования в Грузии [Мче-лидзе, Д., 2009].
Еще одна участница семинара, директор развития НПО «Интерньюс Грузия» Т. Какулиа, отметила, что актуальной задачей для Грузии выступает совершенствование университетских программ по подготовке профессиональных журналистов и их соответствие современным требованиям, указав на недостаточно высокий уровень подготовки грузинских специалистов в сфере медиатехнологий: «Судя по опросу участников тренингов, менеджеры медиаорганизаций, нередко, сами не владеют определенными профессиональными навыками, мало что знают. Кроме того, существует определенный пресс в смысле редакционной политики, что мешает журналистам в их работе» [Мчелидзе Д., 2009]. С данным мнением был солидарен и руководитель направления журналистики Тбилисского государственного университета имени Ильи Чавчавадзе, ассистент-профессор Д. Пайчадзе, который отметил, что многие грузинские вузы руководствуются устаревшими программами. По его мнению, корни проблемы грузинского медиаобразования следует искать и в школьном образовании: умении грамотно излагать свои мысли. «Нам приходится решать в университете задачи, которые, при наличии хорошей образовательной системы, просто непредставимы в университетских стенах. А мы сегодня вынуждены учить студентов читать и писать.
Необходимо усилить мотивацию и ответственность школьных учителей, повысить их квалификацию» [Мчелидзе Д., 2009].
В 2007 году профессором А. В. Федоровым был проведен опрос экспертов медиаобразования «Состояние медиаобразования в мире». В данном опросе принял участие 3. Ошхнели - директор Колледжа медиа, рекламы и телевизионных искусств г. Тбилиси [Федоров А. В., 2007].
3. Ошхнели отметил ряд тенденций, препятствующих развитию грузинского медиаобразования: «в Грузии практически нет литературы по медиаобразова-нию. В нашей стране нет ни достижений, ни проблем в этой области ввиду отсутствия понятия как такового. Грузинский офис «Интерньюс» перевел и опубликовал некоторые книги и брошюры за последние 6 лет, но это ничто по сравнению с объемом научной литературы в данной области в других странах» [Федоров А. В., 2007].
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы все более актуализируется проблема консолидации опыта ведущих стран мира в области медиаобразования. Успешный опыт включения медиаобразования в школьную программу в настоящее время существует во многих странах мира: Канаде, США, Великобритании и др. Но, к сожалению, в странах бывшего СНГ, в том числе - в Молдавии и в Грузии, данная проблема не нашла пока своего полномасштабного решения. Между тем, по мнению грузинского медиаисследователя 3. Ошхнели, «зарубежный опыт может оказать позитивное воздействие на новое правительство нашей страны. Но, к сожалению, российский опыт рискует оказаться неприемлемым в связи с нынешними российско-грузинскими политическими отношениями. Конечно, мы может заимствовать опыт из небольших, но развитых стран (например, Израиль, Дания, Швеция), или любой другой страны, где развито медиаобразование» [Федоров А. В., 2007]. Как отметил 3. Ошхнели, одной из важных задач грузинского медиаобразования выступает включение в школьную и вузовскую программы обязательных интегрированных или специализированных медиаобразовательных курсов.
Значительные перспективы открываются перед молдавским и грузинским медиаобразованием в связи с участием в различных международных образовательных проектах.
Грузия, а немного позже - и Молдавия, стали участниками международной программы eTwinning, известной в мировой практике с 2005 года. Данная программа представляет собой одну из крупнейших онлайн-сред в Европе. Неслучайно система eTwinning была предложена в качестве платформы для всех школ, желающих участвовать в международном сотрудничестве при поддержке ЕС. Так, к 2011 году в ней участвовали почти 200 000 учителей и более 100 000 школ из 33 европейских стран (27 государств-членов ЕС, Исландия, Швейцария, Норвегия, Турция, Хорватия, а также бывшая югославская республика Македония) и другие страны, которые зарегистрировались для использования этой бесплатной и безопасной онлайн-среды, предназначенной для обучения учителей и реализации совместных образовательных проектов.
Так, Грузия стала участником крупного международного проекта eTwinning, который является частью организованной ЕС программы «Комениус», направленной на информационную поддержку учителей и учеников (к примеру, на портале eTwinning предлагаются семинары различной направленности для учителей школ). Среди основных задач eTwinning - развитие компьютерной компетенции, использование новых информационных технологий и открытых образовательных ресурсов. Данная программа получает ежегодное финансирование в размере 10 миллионов евро и является простым и экономически эффективным способом активного привлечения школ к международному сотрудничеству. Участвуя в данной программе, учителя получают возможность расширить базу профессиональных и коммуникативных связей. В 2013 году созданная Европейской комиссией сеть eTwinning, объединила 100 000 школ из 33 стран посредством сети Интернет. В деятельности данной сети все более активное участие принимают страны бывшего СНГ. Так, в 2013 году данная сеть начала внедряться в программы школ Армении, Азербайджана и Молдовы. Бюджет программы eTwinning Plus составляет 834 000 евро: приблизительно половина этой суммы
инвестирована в разработку новой онлайн-платформы и координационную работу, а оставшаяся сумма направлена на софинансирование агентств по поддержке партнеров. Средства распределены между странами следующим образом: Армения - 64 000 евро, Азербайджан - 80 000 евро, Грузия - 64 000 евро, Молдова - 80 000 евро. Запуск сети eTwinning Plus позволяет этим странам присоединиться к обширному виртуальному учебному классу, в котором ученики и учителя могут узнать больше о своих коллегах и принять участие в интерактивных проектах, посвященных, например, изучению языков или математики. Это также даст молодежи возможность открыть для себя разные культуры и традиции.
Для помощи в создании сети, в каждой из участвующих в программе стран были созданы агентства по поддержке партнеров. Основными задачами агентств выступают: популяризация проекта eTwinning Plus на национальном уровне, обеспечение его соответствия потребностям школ, и организация обучения учителей. Агентства проводят отбор школ для участия в программе, основываясь на имеющемся в них компьютерном оборудовании и владении языками, обеспечивают участие в проекте как городских, так и сельских школ, а также детей из различных социально-экономических слоев.
Развитие компьютерных технологий и распространение Интернет предоставляют возможности для организации единой образовательной сети дистанционного обучения (ДО), основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения. В настоящее время дистанционное обучение и обучение с использованием новейших мультимедийных технологий представляет собой актуальное направление и в Молдавии, и Грузии. Например, благодаря сотрудничеству Открытой русской школы (ОРШ) и Русского интеллектуального центра (РИЦ), 23 сентября 2005 года в лицее им. А. С. Пушкина г. Кишинева был открыт первый Центр дистанционного образования. Целью его организации стало «не только создание оптимальных условий для обучения русскоговорящих школьников, но и введение в систему образования Молдовы лучших элементов программы общеобразовательных школ Москвы» [Болдурат О., 2014].
Данная система дистанционного образования предполагает доступ учащихся к электронным учебным и справочным материалам, учебникам, библиотеке литературных первоисточников, а также к выполнению контрольных работ, тестов, творческих заданий и рефератов. Обратная связь с педагогами школы осуществляется в консультационном и оценочном режиме, получения оценок и консультации с учителем.
Дистанционное образование дает возможность молдавским школьникам и молодежи получить еще одно образование. Так, учащиеся, успешно окончившие ОРШ, проходят государственную итоговую аттестацию в московском Центре образования «Царицыно» № 548, и, наряду с основным образованием, получаемом в Молдове, имеют возможность получить российский аттестат о среднем образовании государственного образца.
Вместе с тем, к трудностям развития дистанционного обучения в Молдове относится отсутствие необходимого количества компьютеров, сетевого оборудования, интернет-доступа и т. д. Об этом говорится на странице информационных технологий и образования в Молдове информационно-образовательного портала «Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ»: «специфика дистанционного обучения как такового - т. е. своя методика подачи материала, отсутствие плана (в отличие от традиционной системы образования) - также пока мало вписывается в образовательную ситуацию, сложившуюся сейчас в республике» [IT и образование в Молдове, 2016].
Основные задачи медиаобразования решаются в медиацентрах, которые были организованы во многих странах бывшего СНГ, в том числе - в Молдавии и в Грузии. Например, грузинский педагог 3. Ошхнели: «Мы присоединяемся к Болонскому и Копенгагенскому соглашению. Поэтому, если в Европе нужна система медиаобразования, она потребуется всем странам, которые собираются интегрировать свою систему образования в европейскую» [Федоров А. В., 2007].
Первый медиацентр в Грузии открылся в 2012 году в Тбилиси. Деятельность мультимедиацентра IREX / G-MEDIA (MEC) призвана обеспечить многоцеле-
вую среду обучения как для нынешних студентов, так и для недавних выпускников грузинских вузов. Особую значимость деятельность центра имеет для сферы профессионального медиаобразования, в частности - для подготовки будущих журналистов. Мультимедийный центр в Грузии предоставляет возможность студентам-журналистам попрактиковаться в журналистике на мультиплатформен-ной среде с первых дней учебы. В процессе функционирования медиацентра осуществляется совместная работа студентов с профессиональными журналистами, участие в различных медиапроектах с использованием новейших мультимедиа-разработок. Кроме того, работа медиацентра направлена на активизацию интереса аудитории к профессии журналиста, престиж которой существенно снизился последние годы, а также - на повышение уровня нынешних специалистов в сфере медиа.
Медиацентр обеспечен всей необходимой медиааппаратурой: его пространство является, по существу, большой мультиплатформой, где каждый квадратный метр обеспечивает высокое студийное качество для проведения интервью, редактирования медиаматериалов. Среди основных организационных форм работы медиацентров - дискуссии и обсуждения наиболее значимых событий, открытые лекции, конкурсы, учебные занятия и т. п., которые будут открыты для студентов всех грузинских школ журналистики. В более широком масштабе, MEC может служить центром для обсуждений, которые пересекаются по дисциплинам технологий, журналистики и управления в Грузии и во всем регионе Южного Кавказа. В 2012 году в медиацентре был открыт и новый учебный центр журналистики для IREX в рамках программы SMART [Челышева И. В., 2013, с. 89].
В 2005-2010 гг. Международный Совет по Исследованиям и Обменам (IREX) стал инициатором создания ряда информационных центров в Молдове, тесно взаимосвязанных с органами местного самоуправления и правительством, деятельность которых направлена на создание информационных веб-сайтов. В целевые группы данного проекта входили представители местного самоуправления, журналисты, студенты, преподаватели и т. п.
С 2008 по 2011 гг. Международный Совет по Исследованиям и Обменам (IREX) выступил инициатором Программы СМИ в Молдове (MPM), которая была призвана предоставить техническую помощь телевизионным станциям Молдовы. В числе основных целей программы - оказание помощи в создании программ местного ТВ, развитие навыков в области журналистики, рекламы и управления сетевого телевещания.
Значительным событием для профессионального медиаобразования Молдовы стало создание Независимого Центра Журналистики (IJC) в 1994 году. Благодаря партнерству с университетом Миссури-Колумбия (США), Международным Центром Журналистов (ICFJ) в Вашингтоне (округ Колумбия), Центром по профессиональной подготовке журналистов в Париже (Франция), Программой Министерства иностранных дел Нидерландов при центре с 2006 года функционирует Школа передовых журналистов.
Ежегодно в школе обучается около двадцати студентов из различных регионов Молдовы, большинство из которых уже имеет опыт работы в различных областях филологии, искусства, права, управления, политических наук, здравоохранения, истории и т. д.
В начале обучения студенты изучают стандарты и практику журналистики ведущих стран Запада, изучают законодательные акты, аудиторию СМИ, овладевают азами фото- и визуальной журналистики и т. д. Важным компонентом в работе Школы выступает изучение особенностей телевизионной и радиожурналистики, создание школьной газеты и т. д. После окончания каждого учебного курса студенты готовят портфолио, в котором отражают результаты своей работы, проводят самоанализ творческих работ, участвуют в устном собеседовании, готовят презентации.
Важное значение в Школе придается и изучению специальных и дополнительных учебных курсов, среди которых - On-line журналистика, медиаменедж-мент, организация журналистских расследований, взаимодействие СМИ, права и
этики и др. Кроме того, значительная часть учебного времени посвящается стажировке юных журналистов в различных представительствах СМИ. Обучение заканчивается презентаций выпускной дипломной работы.
В конце каждого семестра студенты проходят письменную аттестацию, в которую включены основные вопросы учебных курсов и практические упражнения. Кроме этого, на этапе рефлексии студенты могут оценить качество учебных курсов, степень их полезности в будущей деятельности журналиста: определить положительные и отрицательные аспекты каждого курса, качество преподавания и т. д.
Отличие обучения в Школе от обычного университетского журналистского образования состоит в том, что занятия позволяют каждому студенту окунуться в реальную атмосферу работы журналиста. Этому во многом способствует практическая направленность занятий, а также тесное общение с преподавателями Школы известными молдавскими журналистами, а также экспертами и специалистами из других стран.
Выпускники Школы успешно работают в лучших издательствах, радио- и телестудиях Молдовы, несколько человек получили ученые степени в области журналистики. Так, с 2006 года выпускниками Школы стали около 60 студентов, большинство из которых осуществляют профессиональную деятельность в СМИ: на радио «Свободная Европа», телеканалах «ТВ Молдова 1», «Рго ТУ», <^ита1 ТУ» и других. Кроме работы Школы Независимый Центр Журналистики организует и выездные тренинги, в работе которых принимают участие лучшие преподаватели центра [Челышева, 2014, с. 73].
В 2012 году в Независимом Центре журналистики в Молдове был организован семинар «Свобода слова и средства массовой информации: правовые и процессуальные аспекты», в работе которого приняли участие 15 журналистов из различных регионов Молдовы. Среди основных вопросов семинара были такие актуальные проблемы, как повышение потенциала представителей СМИ, досто-
верность меднаинформации и др. В целом, вся деятельность Независимого Центра Журналистики Молдовы направлена на развитие независимой прессы, действующей в интересах общественности.
В ряде странах Восточной Европы, одной из ведущих теоретических платформ медиаобразования выступает практический подход. Об этом может свидетельствовать активный интерес к практическому использованию медиатехноло-гий в учебно-воспитательный процесс школ и вузов Молдавии и Грузии, участие в крупномасштабных проектах по внедрению медиатехнологий в сфере образования, основной целью которого является освоение и использование различных медиа в различных сферах жизнедеятельности, в том числе - и в образовательном процессе.
Значительное усиление интереса к практическому использованию медиаре-сурсов в последние десятилетия связано с развитием компьютерной техники и расширением возможностей глобальных сетей. В качестве примера здесь можно привести прошедшие в 2013 г. в Академии искусств (г. Тбилиси) мастер-классы по анимации. Данное мероприятие включало изучение 2D и 3D-aHHMaunn, которые провели И. Гимбос и М. Раджин. Мастер-классы включали два учебных дня, в них приняло участие 20 слушателей из Грузинского государственного университета театра и кино имени Шота Руставели и Тбилисской академии художеств. В ходе мастер-классов слушатели изучали разнообразные технологии анимации, принципы ее создания и использования.
Целый ряд проектов практической направленности по развитию медиаком-петентности и информационной грамотности детей и молодежи были реализованы и в Молдавии. Например, в 2008-2009 гг. в партнерстве с Ассоциацией Независимой Прессы был создан Независимый Совет Прессы Молдовы (IPC) саморегулирующий орган для печатных СМИ, основными задачами которого выступили: повышение прозрачности, качества и ответственности СМИ в Молдове.
Проблемы развития информационного общества нашли отражение и в долгосрочном проекте стратегии развития «Цифровая Молдова», реализацию кото-
poro планируется осуществлять до 2020 года. «Этот документ тем более интересен, если учитывать тот факт, что нигде так быстро все не меняется, как в области применения информационно-коммуникационных технологий. И предвидеть на десятилетие вперед, куда именно нужно двигаться в выбранном направлении очень важно, потому что это или существенно приблизит страну к информационному обществу, или отбросит ее далеко и надолго от заветной мечты» [Хороших Е., 2012]. К основным целям государственной концепции Молдовы в вопросе ИТ-образования относятся:
- формирование целостного информационного пространства;
- использование открытых форм обучения;
- обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технологическим ресурсам для удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Для решения данных задач в Молдове планируется организация общереспубликанской системы e-learning с открытием специализированного образовательного портала, связанного с государственным информационным порталом. Данная система позволит получить доступ к основным образовательным ресурсам и создать единое информационное пространство не только для жителей крупных городов Молдовы, но и отдаленных сельских районов.
Интернет-образование в Молдове постепенно набирает силу в рамках получения базового образования, а также в процессе кратковременного обучения. Преимущество краткосрочных форм обучения информационным технологиям состоит в хорошем техническом оснащении, наличии современной технической базы, методической литературы. Многие средние и высшие учебные заведения открывают собственные курсы повышения квалификации в сфере ИТ.
Проблемы информационного обеспечения рассматриваются на ежегодных Региональных форумах «Политика и стратегия развития ИКТ в регионе СНГ и аспекты регулирования», один из которых состоялся 22-23 мая 2012 года в Кишиневе. В форумах традиционно принимают участие ученые, представители частного бизнеса, образования из России, Украины, Кыргызстана, Узбекистана,
Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Молдовы и других стран. Примечательно, что важной темой форума стало не только обсуждение перспектив развития ИКТ, но и проблемы безопасности подрастающего поколения в сети Интерне. Данная проблема, как известно, является достаточно острой в настоящее время практически во всех странах мира. Очень важным, на наш взгляд, шагом в преодолении негативных последствий взаимодействия детей с Интернет, на Форуме выделялись не только усиление законодательных мер, использование специальных программно-технических средств контроля над нежелательным контентом и действиями, осуществляющими детьми (запрет посещения нежелательных категорий сайтов, защита ребёнка от сомнительных знакомств в сети; блокирование опасных сайтов, установка различных режимов доступа в Интернет, ограничение использования мессенджеров; ведение мониторинга и статистики), но и воспитание, просвещение детей [Челышева, 2014, с. 75].
В Грузии и в Молдавии продолжается реализация киноклубной практики, истоки которой возникли еще во второй половине XX века и нашли широкое распространение во многих странах бывшего СССР.
Так, в 2012 году при Грузинском Православном университете имени Андрея Первозванного был учрежден киноклуб, в работе которого принимают участие преподаватели и студенты вуза.
Достаточно интересна и практика работы современных молдавских медиа-клубов, среди которых наиболее широкую известность имеет Кишиневский Международный медиа-клуб «Формат А3», в сферу деятельности которого входят встречи с деятелями кинематографа, киноактерами, просмотры интересных фильмов, организация различных конкурсных проектов.
Таким образом, можно констатировать, что как и в ряде стран бывшего СНГ, потенциал медиапедагогики для образования, развития и воспитания современного поколения, в Грузии и в Молдавии используется далеко не в полной мере. Именно с этим связана актуальность осуществления теоретических исследова-
ний по проблематике медиаобразования и развития медиакомпетентности, консолидации и обмена опытом журналистов, медиапедагогов, медиакритиков, учителей и преподавателей вузов разных стран.
Сравнительный анализ основных современных тенденций развития грузинского и молдавского медиаобразования может свидетельствовать о наличии близких проблем, связанных с развитием информационного общества, организацией работы медиацентров, разработки методологических и технологических платформ медиаобразовательных моделей, дальнейшим развитием организационных и содержательных форм медиапедагогики.
Исследование истории развития медиапедагогических подходов разных стран сможет способствовать появлению новых направлений медиаобразова-тельной деятельности, направленных на развитие медиакомпетентности подрастающего поколения.
Вместе с тем, активный интерес к широкому кругу вопросов, связанных с освоением информационного пространства, использованием медиа в решении социальных проблем, развитием профессиональной и самодеятельной журналистики, деятельность медиацентров, медиаклубных объединений и др. позволяет говорить о дальнейших перспективах медиаобразования в странах СНГ, в том числе - в Грузии и в Молдове.
Среди наиболее важных задач модернизационных процессов, происходящих в молдавском и грузинском медиаобразовании, является развитие информационно-коммуникационных технологий, внедрение новых информационных технологий в школьное и вузовское образование, а также развитие системы дистанционного образования.
Библиографический список
1. Болдурат О. Российское образование приходит в Молдову// [Электронный ресурс]. -2014 URL: http://krorm.ru/ric/do open (дата обращения: 10.01.2017).
2. Издательский дом «IT-Молдова» // [Электронный ресурс]. - 2010. URL: http://dawhois.com/site/it-moldova.md.html (дата обращения: 23.03.2017).
3. ИТ и образование в Молдове / Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ // [Электронный ресурс]. - 2016 URL: http://cis.rudn.ru/doc/1019 (дата обращения: 23.03.2017).
4. Компьютерное общество Грузии // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: http://www.computer.org.ge/Rus/index.htm (дата обращения: 23.03.2017).
5. Морару В. С. Основные тенденции развития журналистского образования в Молдове// Информационное общество. 2003. Вып. 3. С. 13-16.
6. МчелидзеД. Проблемы журналистского образования в Грузии // [Электронный ресурс]. - 2009. URL: http://media.ge/ru/portal/articles/27078/ (дата обращения: 23.03.2017).
7. Патынг Т. Глобальное Партнерство в области Образования. Результаты и перспективы // [Электронный ресурс]. - 2001. URL: https://www.unicef.org/ceecis/Moldova Prez Moldova (rus).pdf (дата обращения: 23.03.2017).
8. Федоров А. В. Медиаобразование в странах Восточной Европы / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, Д. Е. Григорова. M.: МОО «Информация для всех», 2014. 140 с. [Электронный ресурс]. - 2014. URL: http://mediaeducation.ucoz.ru/load/monografii mediaobrazovanie mediagramotnost mediakompet entnost/2 (дата обращения: 10.01.2017).
9. Федоров А. В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007. № 1. С. 44-82.
10. ХорошихЕ. Региональный форум МСЭ в Кишиневе состоялся! // [Электронный ресурс]. - URL: http://it-moldova.md/ru/ict-in-moldova/503-itu-forum-2012 (дата обращения: 10.02.2017).
11. Челышева И. В. Развитие информационной грамотности и медиакомпетентности в современной Грузии // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 85-94.
References
1. Boldurat O. (2014). Russian education comes to Moldova// [Electronic resource]. 2014 URL: http://krorm.ru/ric/do open (date of circulation: 10.01.2017). (In Russian).
2. Publishing house "IT-Moldova" // [Electronic resource]. - 2010 URL: http://daw-hois.com/site/it-moldova.md.html (date of circulation: 23.03.2017). (In Russian).
3. IT and education in Moldova / Informatization of education and distance learning in the CIS // [Electronic resource]. - 2016 URL: http://cis.rudn.ru/doc/1019 (date of circulation: 23.03.2017). (In Russian).
4. Computer Society of Georgia // [Electronic resource]. - 2014 URL: http://www.com-puter.org.ge/Rus/index.htm (date of circulation: 23.03.2017). (In Russian).
5. Moraru V.S. (2003). The main tendencies of the development of journalistic education in Moldova // Information Society. 2003. Issue. 3. C. 13-16. (In Russian).
6. Mchelidze D. (2009). Problems of journalistic education in Georgia // [Electronic resource]. -2009 URL: http://media.ge/en/portal/articles/27078/ (the date of the appeal: 23.03.2017). (In Russian).
7. Patung T. (2001). Global Partnership in Education. Results and prospects // [Electronic resource]. - 2001 URL: https://www.unicef.org/ceecis/Moldova Prez Moldova (rus).pdf (date of circulation: 23.03.2017). (In Russian).
8. Fedorov A.V. (2014). Media education in Eastern Europe / Fedorov A.V., Levitskaya A.A., Chelysheva I.V, Muriukina E.V, Grigorova D.E. M .: MOO "Information for all", 2014. 140 c. [Electronic resource]. - 2014. URL: http://mediaeducation.ucoz.ru/load/monografii mediaobra-zovanie mediagramotnost mediakompetentnost/2 (date of circulation: 10/01/2017). (In Russian).
9. Fedorov A.V. (2007). State of media education in the world: the opinions of experts // Media Education. 2007. № 1. P.44-82. (In Russian).
10. Horoshih E. The ITU Regional Forum in Chisinau was held! [Http://it-moldova.md/en/ict-in-moldova/503-itu-forum-2012] (reference date: 10.02.2017). (In Russian).
11. Chelysheva, I.V. (2013). Development of information literacy and media competence in modern Georgia / Media education. 2013. No. 3. P.85-94. (In Russian).