УДК 327
РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УКРЕПЛЕНИИ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ СНГ
М.П. Мирасраров, М.В. Петрова
[email protected], [email protected]
Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия
Аннотация: В статье рассматривается внешняя политика Республики Узбекистан на постсоветском пространстве и ее стратегия по укреплению мира и стабильности в регионе Центральной Азии. Автором были использованы историко-хронологические аспекты исследования, необходимые для рассмотрения динамики взаимоотношений Республики Узбекистан со странами СНГ и участие ее межправительственных организациях, что позволило в полной мере отразить инициативы и решения правительства Республики Узбекистан по многим актуальным вопросам. Также это позволило автору выявить основные принципы внешней политики Республики Узбекистан после объявления независимости страны. По мнению автора, Республика Узбекистан внесла значимый вклад в сферу общей безопасности в регионе путем активной внешнеполитической деятельности. Расположение Республики Узбекистан в центре региона придает ему статус страны, которая должна сохранять нейтралитет, стремиться к взаимному сотрудничеству и мирному сосуществованию. Стоит отметить что, для достижения этих целей требуется стабилизация государственной власти в Афганистане и прекращение оборота наркотических средств через ее территорию. Республика Узбекистан с начала 2010 года уменьшает своё участие в межправительственных организациях вследствие их неэффективности в решении проблем на постсоветском пространстве и концентрируется на двухсторонних отношениях. Анализ концепции внешней политики Республики Узбекистан показывает, что смена правительства не повлияла на значительные изменения ее политики. Таким образом, Республика Узбекистан после принятия новой стратегии внешней политики в 2012 году концентрируется на поэтапную стабилизацию обстановки в Афганистане через механизмы ООН.
Ключевые слова: СНГ, сотрудничество, Республика Узбекистан, внешняя политика, мир, безопасность.
Для цитирования: Мирасраров М.П., Петрова М.В. Роль Республики Узбекистан в укреплении мира и безопасности в рамках СНГ. Казанский вестник молодых ученых. 2020;4(4): 150—158.
С момента получения независимости большинством стран СНГ, начали возникать угрозы миру и стабильности особенно в регионе Центральной Азии (ЦА). Это было обусловлено наличием пограничных вооруженных конфликтов и инцидентов между государствами, этнические разногласия в определенных областях региона, в то же время значительной проблемой оставалась угроза распространения терроризма и экстремизма.
Первое десятилетие после независимости, Республику Узбекистан можно охарактеризовать, как государство, которое стремилось к формированию политики безопасности и международной политической экономики в республике посредством сотрудничества в рамках СНГ. Концепция внеш-
ней политики Республики Узбекистан была связана с принципами и целями ООН, а также ставила одной из главных задач участие Республики Узбекистан в европейских и азиатских структурах обеспечения безопасности [8].
Так, в мае 1992 в Ташкенте был подписан «Договор о коллективной безопасности» в рамках СНГ вступил он в силу чуть позднее, но тут важно отметить, что через несколько лет после распада советского союза, это стал первый договор по формированию коллективной системы безопасности на просоветском пространстве [Парамонов, Строков, Столповский, 2008, С.102.]. В значительной степени это было продиктовано требованием времени, так как угроза нестабильности в регионе ЦА была высока.
В тоже время, период интеграции стран СНГ не смог способствовать их внутренней стабилизации, так, например, гражданская война в Таджикистане была продолжительной, и стоит отметить, что значительную гуманитарную помощь оказала Республика Узбекистан [13]. Гражданская война или волнения, в государствах на просоветском пространстве, имели место быть, но более значительной проблемой являлось неустойчивое положение правительства Афганистана, которое было неспособно контролировать нарко-трафик. Это в свою очередь, способствовало усилению запрещенных радикальных и террористических группировок, которые были угрозой для всех стран, входящих в состав СНГ [Казанцев, 2008, С.165.].
Позиция Республики Узбекистан в отношении событий, происходящих в Афганистане, была заявлена ее парламентом (Олий Мажлис) в августе 1998 года, и для военно-политического урегулирование обстановки в Афганистане, парламент Республики Узбекистан предлагал ряд мер, (прекращение боевых действий, эмбарго на поставку оружия и создание коалиционного правительства в стране) и основной инициативой Республики Узбекистан являлось, дальнейшее использование международного механизма под эгидой ООН, контактной группы «6+2» для мирного урегулирования конфликта в Афганистане [5].
Политическая обстановка в Афганистане могла стать угрозой безопасности для всего региона и это в свою очередь подтолкнуло страны СНГ на создание новый платформы для сотрудничества в рамках «Шанхайской пятерки». 5 июля 2000 г. в Душанбе состоялась пятая встреча глав «Шанхайской пятерки». Президент Республики Узбекистан И. Каримов впервые принял участие во встрече и был в качестве наблюдателя [4]. Идеи и цели «Шанхайской пятерки были в большей степени дискуссионными, но эта платформа для переговоров стала предпосылкой для создания более эффективной структуры как Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).
В ноябре 2000 в Москве состоялась консультация «Шанхайской пятерки» по рассмотрению ситуации в Афганистане, представители стран пятерки признали, что проблема в Афганистане является дестабилизирующим фактором в регионе и договорились применять механизмы в соответствии с уставом ООН [Троицкий, 2009, с.180.]. Результатом всех переговоров стало принятие в июне 2001 «Шанхайской Конвенции» о борьбе с терроризмом, сепа-
ратизмом и экстремизмом. Где страны «Шанхайской пятерки» совместно с Республикой Узбекистан определили более тесную координацию в сохранении безопасности в регионе. В конвенции широко раскрываются понятие терминов «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм» и это показывает, что основной упор этой организации был сделан на правильную трактовку терминов, для восприятия ключевых целей этой организации мировым сообществом. Совет глав государств-членов ШОС, состоявшийся в июне 2009 года в городе Екатеринбурге высоко оценил инициативу «6+3» Республики Узбекистан по Афганистан [11]. Следует отметить что, и в этой межправительственной организации, Республика Узбекистан придерживалась своих взглядов и действий для продвижения мирных инициатив.
Таким образом, более чем за 10 лет страны СНГ образовали структуру совместных действий и в некотором роде интеграционный процесс. Но наряду с этим было множество проблем с безопасностью в регионе, угрозы возникновения гражданской войны, проникновение террористических группировок в страны СНГ, а также вероятность повторения цветных революций. Новые площадки переговоров для координации своих действий по основным проблемам стран СНГ позволили более эффективно сотрудничать в новом десятилетии, что подтверждает экономический рост большинства стран.
По мнению автора, стратегия Республики Узбекистан в рамках СНГ следовала принципам в области обеспечения международного мира и безопасности:
1. Создание безъядерной зоны в Центральной Азии;
2. Введение эмбарго на поставки оружия в Афганистан;
3. Создание группы "6 + 3" по урегулированию ситуации в Афганистане;
4. Создание Международного центра по борьбе с терроризмом.
По этому поводу, хотелось бы отметить, что нельзя отрицать, что мировое сообщество приложило немалые усилия для выработки общей концепции по борьбе с терроризмом, целью которой является принятие эффективных мер и действий, направленных не только на борьбу с самим терроризмом, но и на способы его предотвращения.
В мае 2003 году со стороны Российской Федерации поступило предложение о реформировании ДКБ (Договор о коллективной безопасности) в полноценную международную организацию. В том же году Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан приняли устав ОДКБ, а уже в 2004 году ОДКБ получает статут наблюдателя при ООН. Республика Узбекистан присоединяется к структуре ОДКБ в только августе 2006 года и это было связано с нарастанием кризисных тенденций возникновения «цветных революций» в странах СНГ, в тоже время Республика Узбекистан не ратифицировала многие документы этой организации и сохранила изоляционистскую внешнюю политику [Казанцев,2008, С.214]. Структуру ОДКБ к которой в 2006 году присоединилось большинство стран ЦА можно рассматривать как попытку сбалансировать влияние «запада» на страны СНГ. Основной отличительной чертой ОДКБ от СНГ являлось то, что решения, которые
в ней принимаются обязательные для выполнения. Задачей Российской Федерации было сплотить вокруг себя государства ЦА в военно-политическом сотрудничестве. В дальнейшем ОДКБ показал свою неэффективность в некоторых конфликтах на постсоветском пространстве, и это стало результатом возникновения разногласий среди стран участников ОДКБ.
Как отмечают А.В. Торкунов и А.В. Мальгин, 2008-2011 гг. стали периодом кардинального пересмотра идеологии военно-политического взаимодействия ОДКБ, причиной стало изменения положения в закавказском субрегионе, также начинается расхождение в деятельности этой организации ее участниками [Торкунов, Мальгин, 2014, с.132.]. Примечательным примером является позиция ОДКБ, рассматривавшей революцию в Кыргызстане как внутреннее дело республики, после чего последовало невмешательство в дела Кыргызстана, а результатом было увеличение количества человеческих жертв [Малышев, 2011, с. 143.]. Республика Узбекистан также выразила обеспокоенность событиями, происходящими в Кыргызстане, и правительство Республики Узбекистан требовало проведения независимого международного расследования актов насилия на юге Кыргызстана [22].
В 2012 году первым президентом Республики Узбекистан И. Каримовым была выдвинута новая концепция внешней политики страны, где были отражены новые вехи сотрудничества в рамках некоторых организаций на постсоветском пространстве:
1. Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы и межгосударственные образование, также выходить из них руководствуясь высшими интересами государства и народа;
2. Республика Узбекистан следует целям добрососедских отношений и мирной политики и не принимает участие в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок;
3. Республика Узбекистан принимает политические и экономические меры по предотвращению своего участия в конфликтах и отправки военных на миротворческие операции;
4. Отказ от размещения иностранных военных баз на своей территории [10].
Республика Узбекистан в 2012 приостанавливает членство в ОДКБ и
таким образом показывает приверженность к своей новой внешней политики мирного сосуществования [Казанцев, Гусев, 2018, с. 298]. Также, Республика Узбекистан начала снижать активность в межгосударственных образованиях делая упор на двухсторонние отношения. 4 июня 2012 между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан было подписано соглашение об углублении стратегического партнерства, а уже 6 июня того же аналогичное соглашение было подписано с КНР [10]. Таким образом, вектор политики Республики Узбекистан меняется в сторону «мирного изоляционизма» с поддержкой стран СНГ в соответствии с основополагающими нормами и принципами Устава ООН.
В мае 2014 «ядерная пятерка» стран подписала Протокол о гарантиях безопасности стран Центральной Азии, таким образом, взяв на себя обязател-ства уважать безъядерный статус стран Центральной Азии. Инициатива по созданию зоны без ядерного оружия была предложена первым президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на 48-ой сессии Генеральной ассамблее. Стоит отметить, что протокол не касался разработки мирного атома в сфере энергетики [16].
В июне 2015 года в Республике Узбекистан состоялась встреча Генерального ООН секретаря Пан Ги Муна с правительством страны. Генеральный секретарь ООН подчеркнул вклад Республики Узбекистан в усилия, направленные на достижение стабильности и развития в Афганистане путем инициативы Республики Узбекистан «6+3». Также было оценено сотрудничество Республики Узбекистан в укреплении партнерства в ЦА, что в свою очередь помогает экономическому росту всех стран СНГ [24].
К концу правления президента И. Каримова у Республики Узбекистан появилась определенная стратегия «держаться особняком» от интеграционных процессов на постсоветском пространстве в силу их неэффективности в экономическом отношении. Новая концепция внешней политики также определила, уменьшение роли Республики Узбекистан и в межправительственных объединениях, упор Республики Узбекистан был сделан на сотрудничество через механизмы ООН. В свою очередь Республика Узбекистан начала укреплять двухсторонние отношения с Российской Федерацией и КНР, что подтверждает соглашение об углубление стратегического партнерства между странами. В значительной степени, инициативы Республики Узбекистан были выполнены, и к этому стоит отнести: предложение о без ядерном статусе стран ЦА и инициативу по мирному урегулированию ситуации в Афганистане.
В 2017 году новый президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев определил «Стратегию действий по приоритетным направлениям» где особое внимание уделялось «народной дипломатии» между странами. Вектор внешней политики Республики Узбекистан не приобрел радикальных изменений или пересмотра инициатив, а по большому счету ставил во главе угла продолжение стратегии внешней политики 2012 года [19]. Также это подтверждают слова министра иностранных дел Республики Узбекистан А. Камилова на 23-й встрече СМИД ОБСЕ где он подчеркнул, что «Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана остается регион Центральной Азии. А именно, проведение открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей» [3].
Нейтралитет Республики Узбекистан в регионе, способствует возможности по созданию координационного центра по прекращению огня и мирному урегулированию в рамках СНГ. Это могло бы стать большим прорывом для страны по стабилизации обстановки в регионе.
В тоже время, стратегия укрепления двухсторонних отношений становится преобладающей и это подтверждает визиты президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева во все страны ЦА. Визит президента Республики
Узбекистан в Таджикистан стал первым визитом в истории двухсторонних отношений, что стало следствием укрепления нормативной и правовой базы межправительственных связей. Также были рассмотрены вопросы делимитации и демаркации границы между соседними республиками [14].
Во время визита президента Республики Узбекистан в Российскую Федерацию в апреле 2017, было высоко оценено двухстороннее сотрудничество во многих сферах, особое внимание узбекская сторона уделила вопросам безопасности в ЦА в частности пути укрепления законной власти в Афганистане [17]. Также стоит отметить, что Республика Узбекистан показала стремление решать свои проблемы продовольственной безопасности путем координации действий с Казахстаном и обеспечения стабильного энергоснабжения путем сотрудничества с Туркменистаном [Ханова, 2017. С. 85].
Новый виток отношений, продиктованный правительством Республики Узбекистан, стал началом новой эпохи сотрудничества в рамках СНГ, что позволило уже 27 марта 2018 года провести в Ташкенте международную конференцию высокого уровня по мирному процессу в Афганистане.
Принятая Ташкентская декларация по Афганистану отразила ряд важных мер по мирному процессу:
1. Поддержка усилий законного Правительства Афганистана для начала прямых переговоров с движением «Талибан» (Запрещена в Российской Федерации), без каких-либо предварительных условий;
2. Уважение суверенитета и территориальной целостности Афганистана, и воздержание от вмешиваться в его внутренние дела;
3. Включение движения «Талибан» в политический процесс в качестве легитимного политического игрока;
4. Отказ движения «Талибан» от насилия и разрыв связей с террористическими группами и международным терроризмом [20].
На конференции было более 25 представителей разных стран и международных организаций. Министр иностранных дел Афганистана С.Раббани выразил отдельную благодарность президенту Республики Узбекистан за вклад в обеспечения мира и стабильности не только в Афганистане, но и во всем регионе. В документе были такие цели как, обеспечение мира и безопасности в регионе, укрепление сотрудничества во всех сферах, дальнейшее расширение отношений добрососедства. Было уделено особое внимание в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и укреплению границ государств [15].
В феврале 2020 года президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев обозначил свое видение по региональной безопасности и подчеркнул особую важность соглашения, которое было подписано между США и афганским движением «Талибан». Афганистан рассматривается Ташкентом как неотъемлемая часть региона и без решения проблемы в Афганистане достижения полной безопасности в регионе кажется невозможным [1]. О видении Узбекистаном главных аспектов политического урегулирования в Афганистане, и его вклада в достижение региональной безопасности показывает встреча министром иностранных дел Республики Узбекистан А. Камилова с движением
«Талибан» в Катаре в 2020, были отмечены особые усилия Республики Узбекистан в продвижении мирного процесса [2].
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить некоторые достижения Республики Узбекистан в сфере обеспечения мира и безопасности в регионе. Из них можно выделить следующее:
1. Достижения без ядерного статуса ЦА, инициатива, которая была выдвинута первым президентом Республики Узбекистан;
2. Значимый вклад в стабилизацию обстановки в Афганистане, путем переговорного процесса в рамках СНГ, ШОС и ООН;
3. Взаимодействие с легитимным правительством Афганистана и движением «Талибан» в процессе подписания мирного соглашения между ними;
4. Борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков через укрепление контроля границ в странах СНГ;
5. Укрепление двухсторонних отношений со странами ЦА для более тесного сотрудничества в рамках укрепления безопасности в регионе.
6. Республика Узбекистан имеет потенциал по созданию координационного центра по миру и безопасности на территории страны, для этого у Республики Узбекистан есть все возможности.
Итак, подход Республики Узбекистан к вопросу обеспечения мира и безопасности направлен на усовершенствование всей системы мира и безопасности в постсоветском пространстве, что положительно влияет на международный мир и безопасность.
Литература
1. Видение президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, о вопросах обеспечения региональной безопасности и пути решения афганской проблемы //МИД Узбекистана. URL: https://mfa.uz/ru/press/news/2020/02/23576/ (дата обращения 10.05.2020)
2. Встреча с главой политического представительства движения «Талибан» в Катаре // МИД Узбекистана. URL:https://mfa.uz/ru/press/news/2020/02/23585/ (дата обращения 10.05.2020)
3. Выступление Министра иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиза Ками-лова на 23-й встрече СМИД ОБСЕ URL: https://www.uzbekistan.de/ru/nachrichten/nachrichten/ (дата обращения 11.05.2020)
4. Досье о ШОС с 1996 года. Посольство КНР в Республике Таджикистан. URL:http://tj.china-embassy.org/rus/zt/shhzzz/t242126.htm (дата обращения 05.05.2020)
5. Заявлении Олий Мажлиса Республики Узбекистан в связи с событиями в Афганистане // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://www.lex.uz/ru/docs/843430 (дата обращения 05.05.2020)
6. Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 292-303.
7. Казанцев, А.А «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия: монография / Казанцев А.А., Моск. гос. ин-т междунар. Отношений (у-та) МИД России, каф. политич. Теории - М.: МГИМО - Университет, 2008. - 381 с.
8. Концепция об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://www.lex.uz/ru/docs/-39149?otherlang=1 (дата обращения 04.05.2020)
9. Малышев Д.В. Революционные события 2010 года в Киргизии: основные предпосылки и реакция мирового сообщества // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1. C. 130- 148.
10. Международное сотрудничество. Внешняя политика Республики Узбекистан // МИД Узбекистана. URL: https://mfa.uz/ru/cooperation/ (дата обращения 09.05.2020)
11. Об итогах заседания совета глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), состоявшегося 15-16 июня 2009 года в городе Екатеринбурге // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://www.lex.uz/ru/docs/2796313 (дата обращения 10.05.2020)
12. Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский О.А. (под общей редакцией Парамонова В.В.) Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. - Бишкек: 2008 год. - 201 с.
13. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан и Кабинета Министров при президенте Республики Узбекистан, об оказании гуманитарной помощи Республике Таджикистан // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://www.lex.uz/ru/docs/843430 (дата обращения 04.05.2020)
14. Президент Узбекистана впервые за последнюю четверть века совершил госвизит в Таджикистан URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5018068 (дата обращения : 10.05.2020)
15. Процесс принятия «Ташкентской декларации» по Афганистану // МИД Узбекистана. URL: https://mfa.uz/ru/press/news/2018/03/14331/ (дата обращения: 10.05.2020)
16. Пятерка ядерных государств подписала Протокол о гарантиях безопасности стран Центральной Азии URL: https://news.un.org/ru/story/2014/05/1242551 (дата обращения 10.05.2020)
17. Российско-узбекистанские переговоры в Кремле 5 апреля 2017 года. // Официальный сайт президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54219 (дата обращения 10.05.2020)
18. Современные международные отношения: Учебник / Под ред. Торкунова А.В., Мальгина А.В. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. - 688 с.
19. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям Республики Узбекистан в 2017-2021 годах URL: http://strategy.gov.uz/ru (дата обращения 10.05.2020)
20. Ташкентская декларация по Афганистану // МИД Узбекистана. URL: https://mfa.uz/ru/press/news/2018/03/14326/ (дата обращения 10.05.2020)
21. Троицкий Е. Ф. Становление и развитие Шанхайской организации сотрудничества (2000-2007 гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №323. C.180 - 182.
22. Узбекистан напомнил о необходимости проведения независимого международного расследования актов насилия на юге Кыргызстана URL: https://news.un.org/ru/story/2010/10/1172021 (дата обращения 09.05.2020)
23. Ханова И.Е., Казахстан - Узбекистан: история сотрудничества и перспективы взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2017. №4-1 (10). C. 79-89.
24. The meeting between President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov and the UN Secretary General Ban Ki-moon URL: https://www.un.int/uzbekistan/uzbekistan/uzbekistan-and-un (дата обращения 10.05.2020).
ROLE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN STRENGTHENING PEACE AND SECURITY WITHIN THE CIS
M.P. Mirasrarov, M.V. Petrova
Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia
Abstract: The article deals with the foreign policy of the Republic of Uzbekistan in the PostSoviet world and its strategy for strengthening peace and stability in the Central Asian region. The author used the historical and chronological aspects of the study needed to consider the dynamics of Uzbekistan's relations with the CIS countries and the participation of its intergovernmental organizations. Thus, the initiatives and decisions of the Government of the Republic of Uzbekistan on many current issues have been fully reflected. This also enabled the author to identify the main principles of the foreign policy of the Republic of Uzbekistan after the country's declaration of independence. In the author's view, the Republic of Uzbekistan has made a significant contribution to general security in the region through active foreign policy activities. The location of the Republic of Uzbekistan in the center of the region gives it the status of a country that must maintain neutrality and strive for mutual cooperation and peaceful coexistence. It is worth noting that the achievement of these goals requires the stabilization of State authority in Afghanistan and the cessation of drug trafficking through its territory. Since the beginning of 2010, Uzbekistan has been reducing its participation in intergovernmental organizations because of their ineffectiveness in solving problems in the post-Soviet area and has focused on bilateral relations. An analysis of the concept of foreign policy of the Republic of Uzbekistan shows that the change of Government has not affected significant changes in its policy. Thus, since the adoption of the new foreign policy strategy in 2012, the Republic of Uzbekistan has focused on stabilizing the situation in Afghanistan through United Nations mechanisms.
Keywords: CIS, cooperation, Republic of Uzbekistan, foreign policy, peace, security.
For citation: Mirasrarov M.P., Petrova M.V. Role of the Republic of Uzbekistan in strengthening peace and security within the CIS. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2020;4(4):150-158.
Сведения об авторах
Мирасраров Мирсаид Пулат угли, студент Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: [email protected]
Петрова Марина Валерьевна, магистрант Института международных отношений Ка-занского(Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: [email protected]
Authors of the publication
Mirsaid P. Mirasrarov, student of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. Email: [email protected]
Marina V. Petrova, Master's student, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. Email: [email protected]
Дата поступления 01.09.2020 Принята к публикации 23.10.2020