Научная статья на тему 'Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией'

Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1643
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Узбекистан / Центральная Азия / внешнеполитическая концепция / приоритеты внешней политики / Russia / Uzbekistan / Central Asia / foreign policy concept / foreign policy priorities.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хуррамов Жонибек Рустамович

Темы исследования определяется как общим трендом активизации интеграционных процессов на территории СНГ, так и укреплением двустороннего сотрудничества России и Узбекистана. Межгосударственный диалог между двумя странами не всегда формировался в позитивном дружественном ключе. Однако сегодня при сохранении множества политических и экономических трудностей (миграционная политика, торговые отношения и пр.) произошли очевидные подвижки в сторону не просто нормализации отношений, но выведения их на новый качественный уровень. С учетом приоритетного характера развития постсоветского пространства оба государства выражают твердую позицию по преодолению сложностей современного периода, решения государственных задач и в целом укрепления стратегического российско-узбекского диалога. При этом заявляется о необходимости расширения межгосударственного диалога за счет новых областей, таких как военно-техническое, торгово-экономическое, гуманитарно-культурный отрасли. Особое внимание уделяется периоду после 2016 г, когда произошла смена власти в Республике Узбекистан и наметились определенные изменения в его внешней политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хуррамов Жонибек Рустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Bases of Relations between Uzbekistan and Russia

The research topics are determined both by the general trend of activization of integration processes in the CIS, and by strengthening bilateral cooperation between Russia and Uzbekistan. The interstate dialogue between the two countries was not always formed in a positive friendly manner. However, today, while maintaining many political and economic difficulties (migration policy, trade relations, etc.), there has been an obvious shift towards not just normalization of relations but bringing them to a new qualitative level. Considering the priority nature of the development of the post-Soviet space, both states express a firm position on overcoming the complexities of the modern period, solving state tasks and, in general, strengthening the strategic Russian-Uzbek dialogue. At the same time, it is stated that it is necessary to expand the interstate dialogue at the expense of new areas, such as the military-technical, trade and economic, humanitarian and cultural industries. Special attention is paid to the period after 2016, when there was a shift in power in the Republic of Uzbekistan and certain changes in its foreign policy were outlined.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией»

Постсоветские исследования. Т.2. № 5 (2019) Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией

Ж.Р. Хуррамов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Аннотация. Темы исследования определяется как общим трендом активизации интеграционных процессов на территории СНГ, так и укреплением двустороннего сотрудничества России и Узбекистана. Межгосударственный диалог между двумя странами не всегда формировался в позитивном дружественном ключе. Однако сегодня при сохранении множества политических и экономических трудностей (миграционная политика, торговые отношения и пр.) произошли очевидные подвижки в сторону не просто нормализации отношений, но выведения их на новый качественный уровень. С учетом приоритетного характера развития постсоветского пространства оба государства выражают твердую позицию по преодолению сложностей современного периода, решения государственных задач и в целом укрепления стратегического российско-узбекского диалога. При этом заявляется о необходимости расширения межгосударственного диалога за счет новых областей, таких как военно-техническое, торгово-экономическое, гуманитарно-культурный отрасли. Особое внимание уделяется периоду после 2016 г, когда произошла смена власти в Республике Узбекистан и наметились определенные изменения в его внешней политике.

Ключевые слова: Россия, Узбекистан, Центральная Азия, внешнеполитическая концепция, приоритеты внешней политики.

Conceptual Bases of Relations between Uzbekistan and Russia

J.R. Khurramov

RUDN University, Moscow, Russia Abstract. The research topics are determined both by the general trend of activization of integration processes in the CIS, and by strengthening bilateral cooperation between Russia and Uzbekistan. The interstate dialogue between the two countries was not always formed in a positive friendly manner. However, today, while maintaining many political and economic difficulties (migration policy, trade relations, etc.), there has been an obvious shift towards not just normalization of relations but bringing them to a new qualitative level. Considering the priority nature of the development of the post-Soviet space, both states express a firm position on overcoming the complexities of the modern period, solving state tasks and, in general, strengthening the strategic Russian-Uzbek dialogue. At the same time, it is stated that it is necessary to expand the interstate dialogue at the expense of new areas, such as the military-technical, trade and economic, humanitarian and cultural industries. Special attention is paid to the period after 2016, when there was a shift in power in the Republic of Uzbekistan and certain changes in its foreign policy were outlined.

Keywords: Russia, Uzbekistan, Central Asia, foreign policy concept, foreign policy priorities.

Роль и место Узбекистана в СССР Узбекская ССР была создана 27 октября 1924 г. Стоит отметить, что республика состояла из различных стран и областей, в том числе Самаркандской область, Сырда-рьинской область, Ферганской область, Хорезмской область, Бухарской область и Каракалпакская АССР. Кроме того, Таджикская АССР была включена в Узбекскую ССР до 1929 г.1

Республика была образована в соответствии с декларацией Первого Учредительного съезда Советов Республики 13 февраля 1925 г., которая избрала Президиум ЦИК и утвердила состав СНР Узбекской ССР. После этого в 1925 г. Узбекская ССР

1 Niclas Norling. Party Problems and Fictionalism in So- Archives. Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road

viet Uzbekistan / Evidence from the Communist Party Studies Program, 2017 P.26,27

1328

вошла в состав СССР как союзная респуб-

лика1.

Узбекская ССР расположена в центральных и северных частях Средней Азии. Население страны составляло 19906 тыс. чел., что было на третьем месте среди стран СССР. По территории Узбекская ССР занимало 447,4 тыс. км2 и была 5-й по территории среди государств СССР.

Узбекистан играл важную роль в СССР в годы социального развития. По сути, Узбекистан стал индустриально-аграрной республикой. Кроме того, одновременно в этом регионе развивалась легкая промышленность и мощная хлопковая база СССР. Узбекская ССР была одним из ведущих производителей на постсоветском

1 Образование Узбекской ССР. Вопросы Национальной Политики и Государственного

Строительства. Обновлено: Март 2, 2017 - [Режим доступа]: http://vek-noviy.ru (Дата обращения: (03.12.2018)

пространстве с точки зрения хлопка и других продуктов.

Узбекская ССР была лидером в промышленности и производстве среди стран Центральной Азии. Например; Узбекская

ССР заняла первое место по хлопководству, поскольку 85% орошаемых земель занимались этим производством и ежегодно производила от 60 до 70% всей советской про-дукции1.

Следующий график описывает развитие хлопковой промышленности Узбекской ССР с 1913 по 1991 гг. Как видно, хлопковая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны. (График 1)2

Хлопковая промышленность была важна для экономики страны так же, как СССР. Однако на хлопковой отрасли узбекского производства были колебания. Например: с 1980 по 1985 гг. хлопковая промышленность достигла пика и через два года снизилась с 1986 по 1987 гг., а затем снова достигла пика в 1988 году, после чего постепенно продолжала снижаться.

Роль Узбекской ССР в победе СССР во Второй мировой войне

За годы войны Узбекистан принял более миллиона человек из оккупированных регионов России - Украины и Белоруссии. Из них 200 000 были детьми. Население Узбекистана понимающе отнеслось к бедам

этих людей и оказывали необходимую гуманитарную помощь. Им было выделено 135 000 м2 жилья. Много было сделано для трудоустройства перемещенных лиц. Только в Ташкенте в 1941-1942 гг. было трудоустроено около 240 тыс. чел.

В годы войны многие солдаты были ранены, в том числе солдаты Узбекской ССР. В начале войны правительство республики начало создавать дополнительные больницы. 1 октября 1941 г. в Народном комиссариате здравоохранения Узбекистана было построено 47 больниц, которые могли принять 14950 пациентов, оснащенных необходимым оборудованием. Эвакуированным больницам были выделены лучшие здания Ташкента и других крупных городов Узбекской ССР. К концу 1942 г. на территории Узбекистана находилось 113 прививочных больниц на 39140 мест. Во время войны 164 382 раненных были

Производство основных видов промышленной продукции 1970 г

Нефть 1805 тыс.т Угль 3747 тыс.т I Сталь 389 тыс.т

Прокат чёрных металлов 321,8 тыс.т

Минеральные удобрения 4091 тыс.т

Цемент 3196 тыс.т

Хлопок-волокно 1530тыс.т

1 Soviet Cotton Production in the Post War Period / Of- 2 Хлопковый путь Узбекистана //

fice of Research and Reports Central Intelligence https://ru.ictsd.org/bridges-news

Agency//CIS Historical Review Program Release as Sanitized 1999. P.16

госпитализированы, из которых 87% получили лечение. Более 750 предприятий, организаций и колхозов позаботились о больницах, чтобы обеспечить полноценное питание на фронте, а весь узбекский народ позаботился о раненых1.

Победа СССР над вооруженными силами Германии, самоотверженный труд рабочих страны, в том числе узбеков, имеет решающее значение. Промышленность Узбекистана отправила на фронт во время войны 2100 боевых самолётов, 17342 транспортных самолётов, 17100 минометов, 4500 единиц оружия массового уничтожения, около 60 000 военная техника, 22 миллиона единиц мин и 500 000 танков, 3 миллиона радиоламп, 300 000 парашютов, 5 поездов, 18 санитарных поездов, 2200 переносных кухонь было доставлено 2861,5 тыс. eд. войск.

Стоит отметить, что после второй мировой войны политика индустриализации Узбекской ССР начала развиваться. А также стоит отметить, что после окончания этой

1 ШМшЫ jahon игшЫ yШarida о^Ьек ха^т^ fashizm шШап qozongan g'alabaga qo'shgan hissasi. Urushning boshlanishi. Umumiy harbiy safarbarlik. 07.09.2017 - [Режим доступа]: http://hozir.org/ikkin-chi-jahon-urushi-yillarida-ozbek-xalqining-fashizm-us-tida.html (Дата обращения: (09.12.2018)

войны Узбекская ССР в основном обратила свое внимание на развитие внутреннего производства и экспорта.

Следующие две диаграммы показывают нам 20-летние изменения в области производства различных продуктов Узбекской ССР (диаграмма 12).

На первом графике мы видим, что основные продукты, которые производила Узбекская ССР, — это нефть и уголь, а наименее производимые продукты — это сталь, проката черных металлов. (диаграмма 2)3.

На этом графике мы можем увидеть те же продукты после 20-летнего периода. Были некоторые изменения в некоторых продуктах, и некоторые из них не изменились, это такие как сталь, проката черных металлов, которые были наименее произведены и остались такими же после 20 лет. Большое изменение произошло с цементом, поскольку его производство увеличилось в два раза. Основываясь на этом графике, можно сделать вывод, что наиболее

2 Узбекская Советская Социалистическая Республика. - [Режим доступа]: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/113/685.ht т (Дата обращения: (05.12.2018)

3 Там же.

произведённой продукцией Узбекской ССР в СССР была нефть и уголь, поэтому Узбекская ССР сыграла значительную роль в экспорте нефти и угля в СССР. Почему производство цемента увеличилось в 1970 г.? Это потому, что в то время началась реконструкция в Узбекистане. Причиной реконструкции стало землетрясение 1966 г. в Ташкенте. Москва сыграла значительную роль в реконструкции Ташкента после землетрясения. Московское правительство помогло народу Узбекистана, в короткие сроки построив для них новые квартиры.

Узбекская ССР на пути к независимости.

Получение независимости было нелегким для Узбекистана. По словам исследователя, фундамент для шага к независимости был заложен Шарафом Рашидовым, который был первым секретарем коммунистической партии Узбекистана с 1959 по 1982 гг. За время своего пребывания в правительстве он пытался собрать своих родственников и друзей, чтобы Узбекский ССР мог работать вместе и быть независимыми. В то время Москва выбирала для правительства в основном русских, но шаг за шагом в Узбекистане число узбеков в правительстве начало расти, благодаря политике Ш. Рашидова, который хотел сделать Узбекистан менее подконтрольным Москве1.

После смерти Ш. Рашидова Москва снова взяла под контроль Узбекскую ССР.

Стоит отметить, что в Узбекистане к концу 1980-х гг. некоторые несогласные интеллектуалы создали политические организации для выражения своих претензий. Самый важный из них, «Бирлик» («Единство»), первоначально выступал за диверсификацию сельского хозяйства, программу по спасению высохшего Аральского моря и провозглашение узбекского языка государственным языком республики. Эти вопросы были выбраны отчасти потому, что они вызывали реальное беспокойство, а отчасти потому, что они являлись более безопасными способами выражения более широкого недовольства

1 Niclas Norling. Party Problems and Fictionalism in Soviet Uzbekistan / Evidence from the Communist Party

Archives. Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program, 2017 P.12, 92

узбекским правительством. В своих публичных дебатах с Бирликом правительство и партия никогда не теряли своих позиций. Как стало особенно ясно после вступления Каримова в качестве главы партии, большинство узбеков, особенно вне городов, все еще поддерживали коммунистическую партию и правительство. Интеллектуальные лидеры Бирлика никогда не могли обратиться к широкому кругу населения.

Ключевым моментом, который стимулировал движение к независимости, была попытка советского переворота против Горбачева в августе 1991 г. Большинство лидеров Центральной Азии активно или пассивно поддержали переворот.

Узбекистан становится независимым

К весне 1991 г. парламент всех пяти республик провозгласил свой суверенитет. Узбекистан стал похож на четыре других государства Центральной Азии, которые обрели независимость 26 декабря 1991 г., когда СССР формально распался.

Попытка государственного переворота против правительства Горбачева недовольными сторонниками жесткой линии в Москве, которая произошла в августе 1991 г., послужила катализатором движения за независимость по всему Советскому Союзу. Несмотря на первоначальную нерешительность Узбекистана противостоять перевороту, Верховный Совет Узбекистана объявил республику независимой 31 августа 1991 г.2 В декабре 1991 г. был проведен референдум о независимости с 98,2% голосов избирателей. В том же месяце был избран парламент, а И. Каримов был избран первым президентом новой страны.

На основании исследования роли и места Узбекской ССР можно сделать следующие выводы: если говорить об экономике, то Узбекская ССР была одной из ведущих среди республик постсоветского пространства по производству хлопка и промышленному производству. Значительным был и вклад узбекского народа в Победу в Великой Отечественной войне. Среди узбеков -69 Героев Советского Союза. УзССР

2 Шинкарецкая Г.Г. Как распадался Союз Советских Социалистических Республик, 2010. С. 16

приняла много детей и людей из других республик. Народ Узбекской ССР позаботился о них. Вот почему узбекский народ называют великим узбекским народом.

Принципы и механизмы внешней политики Узбекистана.

После обретения независимости Узбекистан начал развивать двухсторонние отношения с зарубежными странами, в основном с соседними. Кроме того, Узбекистан создал основные задачи своей внешней политики и начал действовать в соответствии с этими задачами. Основными задачами внешней политики Республики Узбекистан являются дальнейшее укрепление независимости и суверенитета государства, повышение роли страны и международной политики, создание максимально благоприятных условий для обеспечения национальной и региональной безопасности, устойчивого и динамичного развития национальной экономики. Продолжая поступательное движение к открытому демократическому государству, пополняя ряды развитых стран мира1.

Основными внешнеполитическими задачами Узбекистана на современном этапе являются:

1. Последовательное развитие международного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурной, гуманитарной, научно-технической и других областях;

2. Создание максимально благоприятных внешнеполитических условий для эффективного осуществления демократических реформ в стране и динамичных процессов модернизации общества и экономики;

3. Сохранение и укрепление мира и стабильности в Центральной Азии, превращение региона в зону безопасности и устойчивого развития, содействие достижению мира и стабильности в Афганистане;

4. Формирование сбалансированной и многоплановой системы стратегического партнерства с ведущими государствами мира и международными организациями, поддержание геополитического равновесия в

1 Uzbekistan: 25 years of independence - the model

strives on [Режим доступа]: https://economictimes.in-diatimes.com (Дата обращения: 02.12.2018)

регионе, широкая диверсификация торгово-экономических, технологических, транспортных и других отношений Узбекистана;

5. Использование политических, дипломатических и международно-правовых механизмов, включая меры превентивной дипломатии, для своевременного решения существующих или возникающих проблем в регионе;

6. Укрепление международного имиджа Узбекистана как надежного политического и экономического партнера, повышение инвестиционной, туристической, культурной и исторической привлекательности страны на международной арене;

7. Активное развитие и использование механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества для стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций и высоких технологий в приоритетные отрасли национальной экономики;

8. Содействие в формировании и развитии многоплановой системы международных транспортных и коммуникационных коридоров, обеспечивающей надежный и стабильный доступ Узбекистана к мировым рынкам;

9. Обеспечение комплексной защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан за рубежом2.

Основываясь на этих задачах, можно сделать следующий выводы:

У Приоритетным регионом Узбекистана является Центральная Азия;

У Внешняя политика республики ориентирована в основном на развитие торговли, экономики, культурного и научно-технического сотрудничества;

У Узбекистан поддерживает мир и безопасность;

У Узбекистан прилагает особые усилия для развития своего международного имиджа как надежного политического и экономического партнера.

Республика Узбекистан установила основополагающие принципы своей внешней политики, что подчеркивается

2 Foreign policy of the Republic of Uzbekistan [Режим доступа]: http://www.uzbekistan-geneva.ch/coopera-tion-with-international-organisations-93 .html (Дата обращения: 02.01.2019)

Министерством иностранных дел Узбекистана следующим образом: основополагающие принципы внешней политики Республики Узбекистан является основном проведение открытой, прагматичной и сбалансированной внешней политики, основанной на национальных интересах, а также развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами на основе общепризнанных международных норм и принципов, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, мирного урегулирования споров не применения силы1.

Узбекистан проводит мирную политику и не участвует в военно-политических блоках и оставляет за собой право покинуть любое межгосударственное образование в случае его превращения в военно-политический блок2.

Стоит отметить, что Узбекистан проводит политику независимости и баланса сил между основными игроками, присутствующими в Центральной Азии (Россия, Китай, США и Евросоюз). На протяжении многих лет его участие в региональных организациях носило противоречивый характер3.

Внешняя политика Узбекистана на новом этапе оказала влияние на соседние страны, особенно на регион Центральной Азии, в котором Республика Узбекистан сейчас проводит внешнюю политику под названием «Центральная Азия прежде всего». Спустя несколько месяцев после выборов президент Республики Узбекистан, Ш. Мирзиёев утвердил пять основных приоритетных направлений развития Республики Узбекистан, и это планируется сделать до 2021 г.4 Стратегия действий президента Республики Узбекистан включает пять больших глав, и каждая глава состоит

1 Министерство Иностранных Дел Республики Узбекистан // Внешняя Политика [Режим доступа]: https://mfa.uz/ru/cooperation/ (Дата обращения: 02.02.2019)

2 Richard Weitz. Uzbekistan's New Foreign Policy: Change and Continuity under New Leadership 2018г. P.9

3 Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Узбекистана в

2004-2007 гг.: от стратегического партнерства с

США к союзническим отношениям с Россией. С. 93-

95.

из нескольких частей, которые определяют эту главу.

Политико-правовая база двусторонних отношений Узбекистана и России

Прежде всего, следует отметить, что Узбекистан стал независимым государством 31 августа 1991 г. Соответственно, после получения независимости Узбекистан стал считать себя главной стратегической силой в регионе ЦА после распада Советского Союза. Учитывая ее население и центральное расположение, а также ее политическая элита РУ воспринимал Россию как главного соперника их ведущей роли в Центральной Азии5. Первый шаг к дипломатическим отношениям между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией был сделан в 1992 г., когда две стороны подписали соглашение, касающееся дипломатических отношений Узбекистана и России. В том же году Москва и Ташкент подписали пять дипломатических протоколов и соглашений, четыре из которых все еще действуют, а один из них в настоящее время не действует. Первый протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, подписанный 20 марта 1992 г.6 В этом дипломатическом документе контекст в основном касается начального этапа развития международных отношений между двумя государствами, а также направлена на содействие реализации целей и принципов СНГ и этот дипломатический документ все еще действует. В соответствии с соглашением и протоколами, подписанными в том же году, Узбекистан и Россия договорились развивать свои двухсторонние дипломатические отношения на уровне посольств. В настоящее время Россия иметь посольство в Ташкенте, и Узбекистан иметь посольства в РФ, точнее в Москве, Санкт-

4 Указ президента Республики Узбекистан, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах г. Ташкент, 7 февраля 2017 г., № УП-4947

5 Vaclav Lidl. Uzbekistan's Foreign Policy / The pendulum Diplomacy between the US and Russia, 2014. P 55.

6 Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 20 марта 1992, подписан в г. Киеве 20.03.1992.

Петербурге и Новосибирске. Вследствие этого через два месяца после подписания соглашения был подписан еще один дипломатический документ, касающийся соглашения двух государств на основе международных отношений, а также дружбы и сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. Это двухстороннее соглашение отличается от предыдущего. Разница заключается в том, что он гораздо шире и касается различных аспектов двухсторонних отношений России и Узбекистана. Соглашение включает 27 статей, в основе которых лежат территориальные вопросы и уважение двух государств к их истории, языку, нации и мирным отношениям. Кроме того, следует отметить, что статья 10 основана на экономических отношениях Российской Федерации и Узбекистана, которые республика играет на начальном этапе развития двусторонних отношений в области экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что встречи глав Узбекистана и России в рамках международных саммитов также сыграли важную роль в развитии двухсторонних отношений. Встреча президента Узбекистана и России состоялась в марте 1994 г. в Москве, и Б. Ельцин и И. Каримов подписали еще один комплекс соглашений, касающихся продления предыдущего соглашения о военном сотрудничестве, в котором подчеркивалось, что стороны не должны позволять кому-либо использовать свои территория для атаки другой подписавшей. В соответствии с этим двусторонним соглашением обе стороны должны предоставлять друг другу военные объекты и войска, когда это необходимо1.

Правовая база российско-узбекского сотрудничества состоит из более 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, касающихся различных областей, в том числе

военного, экономического и гуманитарного сотрудничества2.

Всестороннее сотрудничество между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией развивается на основе Соглашений о стратегическом партнерстве (2004 г.) и союзнических отношений (2005 г.)3. Двухстороннее соглашение о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан было подписано 6 июня 2004 г., что сыграло значительную роль в развитии двусторонних отношений между двумя государствами. Соглашение о стратегическом партнерстве включает в себя 15 статей, касающихся различных аспектов. Например: статья 3 касается поддержки друг друга при рассмотрении вопросов, затрагивающих их национальные интересы в международных процедурах, а статья 7 касается взаимодействия с военными объединениями двух государств, например: доставка военной продукции в Республику Узбекистан из Российской Федерации, обучение в военных училищах, двустороннее военное сотрудничество и др.

Договор о союзнических отношениях между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией считается важнейшим двухсторонним соглашением, играющим основную роль в развитии международного стратегического партнерства между Узбекистаном и Россией, также играет важную роль в развитии всестороннего сотрудничества между двумя странами. Договор включает 16 статей, связанных с различными аспектами. Например: Статья 5 посвящена совместной работе по укреплению мира, укреплению стабильности и безопасности на глобальном и региональном уровнях. В частности, в договоре подчеркивалось дальнейшее укрепление центральной роли ООН и ее Совета Безопасности, реализация целей и принципов, закрепленных в документах ОБСЕ, предотвращение и

3 Договор о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Подписан в г. Ташкенте 16.06.2004. Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан подписан в г. Москве 14.11.2005.

1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области подписан в г. Москве 02.03.1994.

2 Межгосударственные отношения России и Узбеки-

стана // РИА новости - [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180609/1522124017.html (Дата обращения 15.12.2018).

разрешение конфликтов и решение региональных и глобальных проблем безопасности и стабильности. Кроме того, в шестой статье Российская Федерация и Республика Узбекистан договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и аналогичными действиями и незаконным оборотом наркотиков. Контракт в настоящее время в силе, и его дата вступления в силу 19 июля 2006 г.

Когда мы говорим о развитии двусторонних отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, мы должны помнить об официальных визитах президентов двух государств. После этого стоит упомянуть официальный визит Президента Республики Узбекистан в Москву 14-15 апреля 2013 г.1 Во время своего визита в Москву И. Каримов осветил вопросы, связанные с террористической организацией «Талибан» и борьбой ней. А также он сказал, что мы, как государства-члены ШОС, должны работать на месте, чтобы найти решение таких проблем, и он также сказал, что без России эти проблемы не могут быть решены.

Кроме того, они обсудили наиболее важные темы двустороннего сотрудничества, наметили конкретные планы на будущее в политической, торгово-экономической, культурной и гуманитарной сферах, а также подписали программу экономического сотрудничества между Правительством Республики Узбекистан и Республикой Узбекистан. Правительство Российской Федерации на 2013-2017 гг.

Следует отметить, что Республика Узбекистан и Российская Федерация имеют схожие позиции по различным вопросам внешней и региональной политики и одновременно работают над дальнейшим развитием своих внешнеполитических взаимодействий.

Республика Узбекистан и Российская Федерация осуществляют взаимную

поддержку в международных организациях, включая ООН, ШОС и СНГ. Кроме того, Узбекистан и Россия имеют схожую внешнюю политику в различных аспектах. Например; они оба поддерживают политику сохранения и укрепления мира и стабильности в регионе СНГ, и в то же время поддерживают сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. Ташкент и Москва хотят укреплять сотрудничество в рамках международных организаций, таких как ООН, ШОС и СНГ. Согласно нескольким источникам, у этого есть большой потенциал2.

Следующий визит президента состоялся в Ташкенте, где Д. Медведев (третий президент Российской Федерации) посетил Узбекистан с рабочим визитом в июле 2011 г. Он принимал участие в обсуждениях на саммите в Ташкенте. Президенты Узбекистана и России обсудили предпосылки сотрудничества Республики Узбекистан и Российской Федерации в обеспечении стабильности безопасности в центрально-азиатском регионе3. В ходе его визита было подписано несколько соглашений, в том числе соглашение двух государств о предоставлении дипломатических представительств России и Узбекистана, а также программа сотрудничества МИД. Следующим визитом, сыгравшим важную роль в двусторонних отношениях двух государств в торгово-экономической и гуманитарно-культурной сферах, стал официальный визит Президента Узбекистана в Российскую Федерацию в Уфе 10 июля 2015 г. В ходе визита президента Узбекистана в Россию обсуждалось несколько вопросов, в том числе вопросы, которые отстают в развитии двухсторонних отношений в таких областях, как торговля, экономика, культура и гуманитарные вопросы, а также вопросы

1 Владимир Путин встретится с президентом Узбекистана Исламом Каримовым - [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/page/332 (Дата обращения 15.12.2018).

2 Совместное заявление по итогам официального ви-

зита Президента Республики Узбекистан И.А.

Каримова в Российскую Федерацию - [Электронный ресурс] ULR: http://www.kremlin.ru/ref_notes/526 (Дата обращения: 1.12.2018).

3 Визит Президент России в Узбекистан - [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/ news/1155 (Дата обращения: 2.12.2018).

региональной безопасности1. Стоит отметить, что культура играет важную роль в двусторонних отношениях, и два государства, Россия и Узбекистан, уважают культурные традиции и историю друг друга. Вследствие этого является уважение Узбекистана к российской культуре, в республике действуют 22 российских культурных центра, объединяющих региональные и городские общественные культурные объединения, а также более 700 школ получают образование на русском языке. После обретения независимости двусторонние отношения между Узбекистаном и Россией активизировались, особенно в таких областях, как культура, наука, информационные технологии, здравоохранение, спорт и туризм. Активизации двухсторонних отношений в этих областях можно видеть по соглашению, подписанному 19 марта 1993 г., которое касалось сотрудничества в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и ту-ризма2. Соглашение включает в себя 12 статей, которые играют значительную роль в развитии двусторонних отношений между двумя государствами и в настоящее время она действует. Республика Узбекистан и Российская Федерация подписали различные соглашения, договоры и протоколы в области туризма на пути развития двухсторонних отношений в этой области. Согласно исследованию, Россия и Узбекистан подписали соглашение о туризме в 1993 г., а через 24 года еще одно соглашение было подписано в 2017 г. о развитии сотрудничества в сфере туризма, в рамках которого это соглашение было подписано при втором президенте Республики Узбекистан3. Ш. Мирзиёев впервые посетил Москву в качестве второго президента Республики Узбекистан в 2017 г. Это означает, что через 24 года Узбекистан коснулся этой темы,

1 Встреча с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым - [Электронный ресурс] URL: www.kremlin.ru/news/8010 (Дата обращения: 9.12.2018).

2 Соглашение между правительством Российской

Федерации и правительством Республики Узбеки-

стан о развитии сотрудничества в области културы науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма, подписан в г. Москве 19.03.1993

поскольку Республика Узбекистан предпринимает усилия по расширению двусторонних отношений с Российской Федерацией.

Очередной визит Президента России В.В. Путин в Узбекистан состоялся 10 декабря 2014 г., и этот визит сыграл важную роль в развитии экономических отношений в течение следующих пяти лет. В ходе его визита в Узбекистан было подписано несколько двухсторонних соглашений, в том числе межправительственные соглашения, экономическое сотрудничество, и в то же время две стороны обсудили как будут развивать двухсторонние отношения в области экономического сотрудничества4.

Республика Узбекистан и Российская Федерация считаются стратегическими партнерами, так как они имеют более высокий товарооборот по сравнению с другими государствами в регионе Центральной Азии, за исключением Казахстана. Стоит отметить, на основе стратегического партнерства было подписано соглашение о развитии экономического сотрудничества на пять лет с 2015 по 2019 гг., в этом двухстороннем экономическом соглашении разъясняются основные направления экономического сотрудничества Узбекистана и России. Соглашение включает 6 статей, в которых указаны основные цели и направления деятельности. Статьи в основном касаются сотрудничества двух государств в области транспорта и коммуникаций, а также межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

Кроме того, следует отметить, что главы государств Узбекистана и России регулярно встречаются на многосторонних саммитах и встречах в рамках СНГ и ШОС. Следующий официальный визит Президента России и Узбекистана состоялся

3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о развитии сотрудничества в области туризма подписан в г. Москве 05.04.2017

4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015 - 2019 годы подписан в г. Ташкенте 10.12.2014.

спустя два года, когда Президент Узбекистана И. Каримов посетил Россию с официальным визитом 25-26 октября 2016 г.1 Этот официальный и рабочий визит также сыграл важную роль в развитии двусторонних отношений между двумя государствами. Стороны обсудили перспективы развития двустороннего сотрудничества в различных сферах, а также обсудили взаимодействие в рамках СНГ и ШОС. А также состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам в мире, а также в регионе СНГ. В рамках этого официального визита Президента Республики Узбекистан в Россию были подписаны некоторые соглашения, программа сотрудничества, меморандумы в различных областях.

Стоит отметить, Узбекистан опирается на военное сотрудничество с Россией в пограничных вопросах республики. Согласно соглашению между Россией и Узбекистаном в области военного сотрудничества, Россия должна оказывать военную помощь Узбекистану не только в случае прямой агрессии с юга, но и для укрепления границ Узбекистана. Южная граница Узбекистана важна для республики, как первый президент Узбекистана сказал на встрече с президентом России в 1992 г.: «Мы заботимся о безопасности нашей южной границы» и ожидаем от России военной поддержки. 30 мая 1992 г. в Москве было подписано узбек-ско-российское соглашение. Большинство пунктов соглашения касалось военных вопросов, включая подготовку личного состава для узбекской армии в российских военных школах2.

Вместе с Россией Узбекистан сумел поддержать «буферную зону» в Северном Афганистане путем защиты власти в южной части Узбекистана. Эта «буферная зона» обеспечивала безопасность южных границ Узбекистана. После того, как

Талибан пришел к власти на севере Афганистана, «буферная зона» была практически уничтожена. На границе возникла критическая ситуация. В это время, Узбекистан обратился к России за военно-технической помощью в рамках Договора о военно-техническом сотрудничестве и двустороннего соглашения между Узбекистаном и Рос-сией3.

По данным исследования, Россия и Узбекистан являются стратегическими партнерами и в то же время имеют союзнические отношения с 2004 г. Основной базой двусторонних документов Узбекистана и России является протокол об установлении дипломатических отношений, соглашение о стратегическом партнерстве и соглашение о союзнических отношениях. Эти двусторонних документов играют основополагающую роль в межгосударственных отношениях между Россией и Узбекистаном.

На основании рассмотренного процесса и областей изучения первой главы можно сделать следующие выводы:

Сотрудничество России и Узбекистана является взаимовыгодным. Если вернуться к истории, Узбекистан был одним из основных производителей в СССР. Основываясь на исследовании, можно заметить, что после распада СССР не было стабильных двусторонних отношений между Россией и Узбекистаном, двусторонние отношения которых начали развиваться после подписания соглашения о стратегических партнерах в 2004 г. и соглашения о союзнических отношениях в 2005 г. В настоящее время внешняя политика Узбекистана меняется, республика открыта для инвестиций, и многие зарубежные страны в настоящее время инвестируют в Узбекистан. Ташкент оказывает хорошее влияние на регион Центральной Азии, что выгодно как для республики, так и для стран Центральной Азии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Lidl V. Uzbekistan's Foreign Policy / The pendulum Diplomacy between the US and Russia, 2014. P 55.

1 Российско-узбекские переговоры от 26. 10.2016 -[Электронный ресурс] ULR: http://kremlin.ru/events/president/news/51792 (Дата обращения: (01.12.2018).

2 Pikulina M. Uzbekistan in the Mirror of Military Secu-

rity: A Historical Preface to Current Events // Conflict

Studies Research Centre, Defense Academy of the United Kingdom, November 1999. 3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества подписан в г. Москве 29.10.2016

2. Norling N. Party Problems and Fictionalism in Soviet Uzbekistan / Evidence from the Communist Party Archives. Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program, 2017 P. 26-27.

3. Pikulina M. Uzbekistan in the Mirror of Military Security: A Historical Preface to Current Events // Conflict Studies Research Centre, Defense Academy of the United Kingdom, November 1999.

4. Soviet Cotton Production in the Post War Period / Office of Research and Reports Central Intelligence Agency//CIS Historical Review Program Release as Sanitized 1999. P.16.

5. Weitz R. Uzbekistan's New Foreign Policy: Change and Continuity under New Leadership 2018г. P.9.

6. Ахмедов Х.Т., Смолик Н.Г. Республика Узбекистан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2, №1. С. 854-865.

7. Ахмедов Х.Т. Участие Узбекистана в развитии военно-политической интеграции и обеспечении региональной безопасности в Центральноазиатском регионе // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2, №4. С. 1180-1186.

8. Базылева С.П., Черненко Е.Ф. Сотрудничество Узбекистана и России как стабилизирующий фактор на евразийском пространстве // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2016; 16(3). С. 505-520.

9. Внешняя политика стран СНГ // Под ред. Д.А. Дегтерева, К.П. Курылева. М.: Аспект Пресс, 2019.

10. Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018; 18(2). С. 292-303.

11. Рахимов К.Х., Курылев К.П. Роль Шанхайской Организации Сотрудничества в обес-пече-нии безопасности в Центральной Азии. [б. м.]: Издательские решения, 2018. — 202 с.

12. Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Узбекистана в 2004-2007 гг.: от стратегического партнерства с США к союзническим отношениям с Россией. С. 93-95.

13. Шинкарецкая Г.Г. Как распадался Союз Советских Социалистических Республик, 2010. С.16.

Сведения об авторе: Хуррамов Жонибек Рустамович - магистр в области международных отношений кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Ahmedov H.T., Smolik N.G. Respublika Uzbekistan v integracionnyh processah na postso-vetskom prostranstve // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2, №1. S. 854-865.

2. Ahmedov H.T. Uchastie Uzbekistana v razvitii voenno-politicheskoj integracii i obespechenii regional'noj bezopasnosti v Central'noaziatskom regione // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2, №4. S. 1180-1186.

3. Bazyleva S.P., CHernenko E.F. Sotrudnichestvo Uzbekistana i Rossii kak stabiliziruyushchij faktor na evrazijskom prostranstve // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016; 16(3). S. 505-520.

4. Vneshnyaya politika stran SNG. Pod red. D.A. Degtereva, K.P. Kuryleva. M.: Aspekt Press, 2019.

5. Kazancev A.A., Gusev L.YU. Reformy vo vneshnej politike Uzbekistana: osnovnye dosti-zheniya i scenarii razvitiya // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; 18(2). S. 292-303.

6. Troickij E.F. Vneshnyaya politika Uzbekistana v 2004-2007 gg.: ot strategicheskogo part-nerstva s SSHA k soyuznicheskim otnosheniyam s Rossiej. S. 93-95.

7. SHinkareckaya G.G. Kak raspadalsya Soyuz Sovetskih Socialisticheskih Respublik, 2010. S.16.

About the author: Khurramov Zhonibek R. Master of International Relations international relations of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University (email: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.