Научная статья на тему 'Казахстан - Узбекистан: история сотрудничества и перспективы взаимодействия'

Казахстан - Узбекистан: история сотрудничества и перспективы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
4654
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КАЗАХСТАН / УЗБЕКИСТАН / РОССИЯ / КИТАЙ / США / МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / CENTRAL ASIA / KAZAKHSTAN / UZBEKISTAN / RUSSIA / CHINA / USA / WORLD-POWER / INTERNATIONAL RELATIONS / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ханова Ирина Евгеньевна

Статья посвящена анализу взаимоотношений Казахстана и Узбекистана, их месту и роли в современной геополитической системе. Уделяется внимание политике мировых держав в отношении этих стран. По мнению автора, Казахстан и Узбекистан как два лидера Центральной азии имеют значительный потенциал для расширения политических, экономических и культурно-гуманитарных связей, что будет способствовать стабильному развитию этих государств и укреплению безопасности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakhstan - Uzbekistan. History of cooperation and prospects of interaction

This article describes the relations between Kazakhstan and Uzbekistan, the major complications taking place in the two countries’collaboration.The author also analyzes the roles and positions in the modern geopolitical system. Special attention is paid to the World-powers policy in regard to Kazakhstan and Uzbekistan. According to the author, Kazakhstan and Uzbekistan as two leaders of Central Asia have significant potential for expanding the political, economic, cultural and humanitarian ties, what will contribute to the stable development of those states and strengthening the region security.

Текст научной работы на тему «Казахстан - Узбекистан: история сотрудничества и перспективы взаимодействия»

И.Е. Ханова

Казахстан - Узбекистан: история сотрудничества и перспективы взаимодействия

Статья посвящена анализу взаимоотношений Казахстана и Узбекистана, их месту и роли в современной геополитической системе. Уделяется внимание политике мировых держав в отношении этих стран. По мнению автора, Казахстан и Узбекистан как два лидера Центральной Азии имеют значительный потенциал для расширения политических, экономических и культурно-гуманитарных связей, что будет способствовать стабильному развитию этих государств и укреплению безопасности в регионе.

Ключевые слова: Центральная Азия, Казахстан, Узбекистан, Россия, Китай, США, мировые державы, международные отношения, интеграционные процессы.

В результате распада СССР перед новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве встал вопрос о формировании равноправных и взаимовыгодных отношений на базе международно-правовых норм и принципов с учетом сложившихся к тому времени геополитических реалий. Важное значение это имело и для стран постсоветской Центральной Азии (ЦА), вставших на путь суверенного развития и приступивших к созданию системы межгосударственных экономических, политических и культурных отношений.

Казахстан и Узбекистан можно отнести к важнейшим стратегическим партнерам в Центральной Азии - регионе, на территории которого сосредоточены большие запасы природных ресурсов (углеводороды, уран, золото, газ, нефть, цветные металлы). Оба государства обладают весомым экономическим и человеческим потенциалом, связаны общими историческими, географическими,

© Ханова И.Е., 2017

культурными, религиозными и языковыми корнями и имеют достаточно протяженную общую границу (2203 км).

Республика Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее значимых как в политическом, так и в экономическом плане государств на постсоветском пространстве. Географическое положение страны имеет свои плюсы и минусы. Хотя у Казахстана нет выхода к океанам, по площади это крупнейшее государство в центре Евразии (2 724 900 кв. км), через которое проходят стратегически важные транзитные транспортные артерии. При этом Казахстан граничит с супердержавами, значительно превосходящими его по площади, населению и уровню социально-экономического развития (Россия и Китай), а также с Ираном (граница проходит по Каспийскому морю), претендующим на роль регионального центра. Эти обстоятельства сказываются на внешнеполитической линии Казахстана, который по объективным причинам проводит курс, учитывающий интересы влиятельных соседей.

Казахстанское руководство сумело извлечь выгоду из такого положения, балансируя между партнерами и превращаясь в государство, которое само стало претендовать на роль регионального лидера, а также, наряду с Россией, одного из ведущих участников и инициаторов региональных и межрегиональных интеграционных проектов. Так, еще в конце 1991 - начале 1992 г. во многом именно по инициативе бессменного лидера страны Н. Назарбаева обрело нынешние границы Содружество независимых государств (СНГ). Казахстан проявил себя как активный член таких организаций, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). С начала 2010 г. трем крупным торговым партнерам - России, Беларуси и Казахстану удалось оформить Таможенный союз. Казахстан взял на вооружение концепцию евразийства, модернизировав и адаптировав ее к новым условиям.

Узбекистан, уступая Казахстану по площади практически в шесть раз (территория Узбекистана - 447,4 тыс. кв. км.), тем не менее превосходит его по населению (Казахстан - более 15,5 млн человек, Узбекистан - свыше 27,6 млн человек) и, по европейским меркам, является достаточно крупным государством. При этом границы Узбекистана гораздо менее безопасные, особенно с Афганистаном. Все это, а также особенности предшествующего историко-культурного развития привели к тому, что внешнеполитический курс Узбекистана формировался в постсоветский период на основе умеренного изоляционизма, определенной закрытости страны и дис-танцированности от интеграционных проектов, несмотря на формальное членство в ряде интеграционных организаций.

Географическая близость и наличие общих социально-экономических проблем (торговое сотрудничество, экологическая ситуация в Приаралье, вопросы технологий экономного водопользования, миграционные процессы, взаимодействие в сфере мелиорации, национальная безопасность) изначально толкали Казахстан и Узбекистан на путь стратегического партнерства. При этом различия в подходах к решению ряда глобальных задач, стоящих перед двумя государствами, а также скрытое или явное соперничество между лидерами периодически обостряли отношения между рассматриваемыми странами, делая их конкурентами. Главы обоих государств открыто демонстрируют свои притязания на лидерство в центральноазиатском регионе. В частности, И. Каримов не раз заявлял о преемственности государственности современного Узбекистана и государства Тимуридов, власть которых, как известно, распространялась в течение определенного времени на большую часть территории ЦА. Многогранность форм и методов взаимодействия Казахстана и Узбекистана учитывалась внешними партнерами, которые всегда стремились использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.

отношения Узбекистана с Казахстаном носили сложный характер еще с советских времен. Во многом наследием общего советского прошлого стали трудности в вопросе легитимации общей границы. Исторически на этих землях жили казахи, узбеки, таджики и представители других народов. В разные периоды создавались и распадались государства, а вместе с ними менялись и границы. В период советской власти границы между республиками перекраивались несколько раз. Например, если в 1924 г. в результате политики размежевания Каракалпакия вошла в состав Казахской АССР, то в 1936 г. по решению Москвы она была включена в состав Узбекской АССР.

В постсоветский период в результате долгого и напряженного переговорного процесса Казахстану и Узбекистану удалось урегулировать споры по делимитации и демаркации государственной границы, острые вопросы были решены на компромиссной основе. Н. Назарбаев отметил, что относительно делимитации границ между Казахстаном и Узбекистаном теперь «не осталось нерешенных вопросов», И. Каримов в свою очередь подчеркнул, что это результат «мудрого государственного компромисса»1. Так, поселок Багыс и пять населенных пунктов, расположенных вдоль Арнасайской плотины, где проживают преимущественно казахи, по обоюдной договоренности переданы Казахстану. Поселок Туркестанец, принадлежавший ранее Казахстану, отошел к Узбекистану. Казахстан-

ский лидер особо отметил, что жителям этого поселка гарантирована возможность переехать на жительство в Казахстан со статусом оралмана2. Три поселка Кызылординской области, где проживает преимущественно узбекское население, также вошли в состав Узбекистана.

Дипломатические отношения между независимыми Казахстаном и Узбекистаном были установлены 23 ноября 1992 г. Двусторонняя договорно-правовая база насчитывает в настоящее время более 100 совместных документов по различным областям деятельности. Основополагающим документом стал Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанный 30 октября 1998 г. Стороны неоднократно обменивались визитами на высшем уровне. В 2002 г. между странами был подписан Договор о делимитации отдельных участков общей государственной границы, который полностью завершил определение линии совместной границы. Оба договора о казахстанско-уз-бекской государственной границе вступили в силу 5 сентября 2003 г. Значимым событием в развитии взаимодействия стал государственный визит президента Казахстана в Узбекистан в марте 2006 г., в ходе которого было принято решение об учреждении Межгосударственного координационного совета (МКС) под патронажем президентов двух стран в целях эффективного решения приоритетных вопросов двустороннего сотрудничества3.

Во время официального визита Н. Назарбаева в Узбекистан 16-17 марта 2010 г. обсуждались вопросы дальнейшего развития казахстанско-узбекских отношений в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Казахстанские СМИ расценили итоги визита как начало нового витка во взаимоотношениях двух стран в сторону кардинального улучшения.

Вместе с тем Узбекистан в лице его президента И. Каримова неоднократно противодействовал инициативам Казахстана. Так, в апреле 2008 г. во время визита последнего в Астану Н. Назарбаев выдвинул «идею о создании союза центральноазиатских государств»4. Президент Узбекистана не воспринял эту инициативу, мотивировав тем, что региональная интеграция может нанести ущерб центральноазиатским странам в силу существенных отличий в их социально-экономическом развитии. В 2010 г. Казахстан счел своим приоритетом проведение саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Астане. Встреча ведущих мировых лидеров в своей столице стала делом не только большого престижа, но и огромной важности с точки зрения тех интеграционных преобразований, которые Казахстан осуществляет

во всей ЦА. Когда в Вене обсуждалась сама идея проведения саммита ОБСЕ в Казахстане, то свое несогласие с ней высказала лишь одна страна - Узбекистан. Но и здесь стороны пришли к дипломатическому компромиссу. И. Каримов поддержал идею проведения саммита ОБСЕ в 2010 г. в Астане. Казахстан же в ответ поддержал позицию Узбекистана, выступавшего против строительства Рогун-ской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане без предварительного проведения международной экспертизы данных проектов. Кроме того, Казахстан и Узбекистан договорились увеличить взаимный торговый оборот.

Следует заметить, что двусторонние торгово-экономические отношения в период с 1990-х до середины 2000-х гг. по ряду причин находились на сравнительно низком уровне. Ситуация изменилась в 2008 г. во время визита президента Узбекистана в Астану, где было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между Узбекистаном и Казахстаном, и в последующие годы объем внешнеторгового оборота между странами вырос значительно. В 2012 г. он превысил 2,5 млрд долл., причем экспорт из Казахстана в Узбекистан составил 1,344 млрд долл., а импорт из Узбекистана в Казахстан -817 млн долл. В 2015 г. товарооборот между странами превысил 3,2 млрд долл. И Казахстан, и Узбекистан обладают значительным потенциалом для расширения сотрудничества в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспортных коммуникаций, нефтегазовой промышленности и др. Один из ключевых вопросов - предоставление взаимных тарифных и нетарифных преференций при транзите и поставках грузов, например из Узбекистана в Россию через Казахстан или из Казахстана в различные страны Азии через Узбекистан. В 2015 г. транзит узбекских грузов по территории Казахстана составил более 2 млн т, а казахстанских грузов по территории Узбекистана - более 3 млн т. Значительный рост транзитных показателей Казахстана и Узбекистана ожидается в связи с запуском ряда новых международных коммуникационных проектов, которые свяжут ЦА с другими регионами.

В ходе визита Н. Назарбаева в Узбекистан в апреле 2016 г. стороны обозначили ряд важных направлений взаимодействия, включая вопросы расширения политического и экономического сотрудничества, обеспечения стабильности в Центральной Азии. Президент Казахстана подчеркнул: «Время такое, и геополитические моменты настолько сложны, что нам надо сосредоточиться. Все большие игроки - как Россия, Китай, США, Европа - с интересом следят за нашим сотрудничеством. Я горжусь своей дружбой с Вами и дружбой казахского и узбекского народов. Цель состоит

в том, чтобы укрепить эти отношения, взаимное доверие и передать его следующим поколениям»5. По результатам встречи в Ташкенте была принята договоренность об активизации двустороннего сотрудничества по ряду региональных и международных проблем и угроз, включая борьбу с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия и др. Стороны отметили наличие значительного потенциала для укрепления взаимодействия и выразили стремление к дальнейшему развитию сотрудничества Узбекистана и Казахстана в рамках международных и региональных организаций.

В официальных казахстанских СМИ часто говорится о ведущем положении Казахстана в регионе. Практически все меры Астаны, направленные на развитие позитивного внешнеполитического имиджа страны, позиционируют Казахстан как лидирующее в ЦА государство. Председательство Казахстана в ОБСЕ оценивается Астаной как эпохальное событие для всего региона. И. Каримов, в свою очередь, неоднократно указывал на то, что «курс казахстанской власти, по сути дела, противоречит национальным интересам страны»6. В частности во время одного из заседаний парламента он заявил, что в Казахстане ущемляются интересы коренного этноса и его роль в национальном строительстве.

В двусторонних отношениях между республиками важную роль играет присутствие казахского национального меньшинства в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане. Ухудшение социально-экономического положения значительной части населения Узбекистана оказало влияние на развитие ряда негативных для Казахстана процессов. Это прежде всего увеличивающиеся потоки нелегальных трудовых мигрантов, создающих напряжение на казахстанском рынке труда. Число граждан Узбекистана, выезжающих за пределы республики в поисках работы, увеличивается с каждым годом. При этом миграционные процессы сопровождаются ростом преступности, в том числе связанной с незаконным распространением наркотиков.

Особую актуальность проблеме нелегальной узбекской миграции придает то, что она направлена в первую очередь в южные области Казахстана, где сохраняется высокая плотность и большой естественный прирост населения. Приток мигрантов обостряет эти особенности и повышает интенсивность нагрузки в социально-экономической сфере. Противоречия между казахами и узбеками возникают на почве конкуренции за рабочие места, претензий относительно уровня оплаты труда (как правило, труд узбекских рабочих оценивается существенно дешевле казахских).

Казахстан проводит политику поощрения возвращения казахов на историческую родину, хотя пока этот процесс нельзя признать вполне эффективным7. Глобальная цель и задача руководства страны в демографической сфере заключаются в увеличении населения и приведении его плотности в соответствие с размерами территории. Для этого применяются и меры, направленные на повышение естественного прироста населения (например, материальное поощрение женщин). В Узбекистане подобной программы по стимулированию возвращения узбеков нет, так как отсутствует необходимость механического увеличения населения в силу его резкого естественного роста, и, наоборот, существует проблема перенаселенности.

Серьезное значение в миграционных процессах имеет и религиозный фактор. Узбеки традиционно были и остаются более религиозными (Исламский религиозный центр всего бывшего Советского Союза находился в Ташкенте), казахи в значительно меньшей степени привержены исламу. Если в Узбекистане мусульмане составляют до 90% населения (узбеки, таджики, казахи, каракалпаки, уйгуры, татары, крымские татары, турки-месхетинцы), то в Казахстане численность мусульман едва достигает 65% (казахи, уйгуры, татары, дунгане, чеченцы, ингуши, турки)8.

Государственный визит президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в Казахстан в марте 2017 г. открыл новую страницу в отношениях двух стран. В ходе переговоров обсуждались вопросы дальнейшего развития сотрудничества, укрепления мира и безопасности, состоялся обмен мнениями по актуальным региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес. В частности, президент отметил, что «Узбекистан и Казахстан заинтересованы в быстрейшем урегулировании афганской проблемы. Переход Афганистана на мирные рельсы во многом зависит от экономического развития, в котором могут и должны принять участие страны нашего региона. ...Огромную роль могут сыграть совместные инфраструктурные проекты в Афганистане, в том числе по развитию трансафганского транспортного коридора, который будет иметь позитивное значение и для выхода стран региона к портам стран Южной Азии, Персидского залива и Ближнего Востока. . Региональное взаимодействие в осуществлении совместных проектов в Афганистане в таких сферах, как развитие энергетического сектора и транспортных коммуникаций, с учетом опыта наших специалистов, может сыграть огромную роль в укреплении мирного процесса в этой стране»9.

Казахстан является одним из важных партнеров Узбекистана в торгово-экономической сфере. Узбекистан экспортирует в Ка-

захстан природный газ, автомобили, транспортные средства, минеральные удобрения, текстильную, электротехническую, плодоовощную продукцию, строительные материалы и другие товары и услуги. Из Казахстана в Узбекистан импортируются нефть, металлы, мука, масложировая продукция. По итогам 2016 г. объем взаимного товарооборота составил 2 млрд долл. На территории Казахстана и Узбекистана функционируют сотни совместных компаний. Однако внешняя политика двух государств не лишена противоречий. Астана придерживается многовекторной политики и провозгласила стратегию «Путь в Европу». Ташкент отдает предпочтение двусторонней политике. Казахстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Узбекистан же покинул ее ряды. Каждое из этих государств установило стратегические отношения с США, Россией и другими великими державами, но очевидно, что приоритетное внимание при осуществлении их собственного стратегического сотрудничества должно быть отдано региону ЦА.

Для России Казахстан является ключевым партнером на постсоветском пространстве. Это касается как экономических проектов, в частности связанных с развитием газотранспортной инфраструктуры, так и политических и культурных. При этом в условиях довольно сильного соперничества за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном выстраивание отношений с последним является для России инструментом оказания определенного давления на Астану. За 25 лет, прошедших после обретения независимости Россией и Узбекистаном, в их двусторонних связях были различные периоды, но в настоящее время есть все основания говорить о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях Ташкента и Москвы. За последние годы подписано более 150 документов, регулирующих взаимодействие в самых различных областях - политической, экономической, военно-технической, гуманитарной и многих других10.

Для США важно укрепление своих позиций как в Узбекистане, так и в Казахстане. Однако если Казахстан рассматривается ими как территория между Россией и Китаем, то отношения с Узбекистаном, преимущественно мусульманской и самой густонаселенной страной ЦА, граничащей со всеми остальными государствами региона, имеют большое значение при определении вектора развития всей Центральной Азии и достижении долгосрочных внешнеполитических целей и задач в этой части мира. В настоящее время администрация Д. Трампа ведет активную борьбу с терроризмом в Афганистане, Сирии, Ираке. Именно это является главной точкой пересечения интересов США и государств Центральной Азии.

для Китая Казахстан - важнейший объект экспансии, прежде всего экономической. Завоевание рынка Казахстана, наполнение его своими товарами и в результате рост экономического влияния в регионе, где доминируют Россия и Запад, - вот наиболее актуальные задачи, стоящие перед КНР. Любое ослабление политического влияния России в Казахстане почти автоматически приводит к росту политического веса Китая. Узбекистан для Китая также исключительно важен. Узбеки в этническом отношении близки к уйгурам. Строящаяся железная дорога Кашгар - Андижан, которая свяжет Китай с Узбекистаном, будет способствовать установлению непосредственного экономического и торгового контакта и несколько ослабит экспортно-импортные возможности Казахстана, так как товары будут направляться из Китая в Узбекистан по более короткому пути. Кыргызстан, по чьей территории пройдет эта железнодорожная магистраль, также будет иметь выгоду, получая прибыль от транзита11.

ЕС в своих отношениях со странами ЦА делает ставку на совместные экономические интересы. Кроме того, европейские страны целенаправленно продвигают в регионе свои технические регламенты, стандарты качества, создавая базу для дальнейшего расширения влияния.

Подводя итог, следует отметить, что в целом сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном имеет положительную динамику. договорно-правовая база двусторонних отношений охватывает практически все его сферы. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достаточно стабилен. У двух государств одна цель - сохранить стабильность и мир в регионе и всесторонне развивать тесные добрососедские связи. Казахстан и Узбекистан как два лидера Центральной Азии имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно-гуманитарных отношений. С избранием нового президента Узбекистана Ш. Мер-зиёева наблюдается активное сближение этих стран. дальнейшее развитие их отношений будет способствовать укреплению международного имиджа двух государств, региональной стабильности, в том числе укреплению безопасности границ России и Китая со странами ЦА, снижению здесь трансграничных рисков. В конечном итоге страны получат больше преференций от расширения регионального экономического и политического сотрудничества. В условиях проведения активной политики ведущих мировых держав в ЦА Казахстану и Узбекистану приходится делать непростой выбор, с кем и в каких сферах сотрудничать. От этого во многом будет зависеть не только будущее этих стран, но и обстановка во

всем регионе. Только согласованные действия двух государств во взаимодействии с РФ, США, ЕС, а также Китаем, Турцией, Ираном, Пакистаном, Индией и другими странами позволят достичь необходимых результатов в деле укрепления стабильности во всем Центрально-Азиатском регионе.

Примечания

Назарбаев и Каримов подписали окончательный договор о границах: Спорные Багыс и Туркестанец поделены поровну [Электронный ресурс] // ЦентрАзия. 2002. 10 сент. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php7st-1031603040 (дата обращения: 20.07.2017).

Оралманы - этнические казахи-репатрианты, которые переселяются в Казахстан из соседних стран.

Основные направления двухстороннего сотрудничества Казахстана и Узбекистана: 1991-2006 гг. // Вестник Национальной академии Республики Казахстан. 2006. № 5. С. 93-96.

Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана: Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации // Казахстанская правда. 2005. 19 февр.

Взаимоотношения Узбекистана и Казахстана: основные тенденции и фактор устойчивости Центральной Азии [Электронный ресурс] // Stan Radar. 2016. 21 апр. URL: http://www.stanradar.com/news/Ml/20534-vzaimootnoshenija-uzbekistana-i-kazahstana-osnovnye-tendentsii-i-faktor-ustojchivosti-tsentralnoj-azii.html (дата обращения: 20.07.2017).

Мамираимов Т. Новый виток во взаимоотношениях Астаны и Ташкента? [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Фергана». 2010. 12 апр. URL: http://fergananews24.ru/articles/6530.html (дата обращения: 20.07.2017). Казахская и узбекская диаспора: важный фактор развития отношений между Казахстаном и Узбекистаном: Хронология, структура и некоторые закономерности формирования казахской государственности // Материалы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора юридических наук, профессора, академика Академии юридических наук РК Т. Агдарбекова (Туркестан, МКТУ им. Х.А. Ясави, 7-8 ноября 2008 г.). Туркестан, 2008. С. 535-540.

Хаджи Муслим. Узбекистан - Казахстан: «вечная» дружба с визовой отметкой?! [Электронный ресурс] // Интернет-газета Zona. 2000. 15 марта. URL: http://www.zonakz.net/articles/12989 (дата обращения: 20.07.2017). Шавкат Мирзиёев дал интервью накануне визита в Казахстан [Электронный ресурс] // Новости Узбекистана. 2017. 22 марта. URL: http://novosti-uzbekistana.

2

3

4

5

6

7

ru/shavkat-mirziyoev-dal-intervyu-nakanune-vizita-v-kazaxstan/ (дата обращения: 05.06.2017).

10 Мухаметшин Ф.М. Россия - Узбекистан: стратегическое партнерство и союзнические отношения в действии [Электронный ресурс] // Кафедра постсоветского зарубежья РГГУ. 2007. 16 янв. URL: http://www.postsoviet.ru/page.php7pid-55 (дата обращения: 15.07.2017).

11 Геополитические условия сотрудничества Казахстана и Узбекистана в период суверенитета // Отан тарихы. 2009. № 4. С. 28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.