Научная статья на тему 'Российско-узбекские отношения в 2008–2012 годах: тенденции и проблемы развития'

Российско-узбекские отношения в 2008–2012 годах: тенденции и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1156
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / УЗБЕКИСТАН / UZBEKISTAN / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / СОЮЗНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ALLIED RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мещеряков Константин Евгеньевич

Рассмотрены основные тенденции и проблемы развития российско-узбекских отношений в политической, военно-технической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах в годы президентства Д.А. Медведева. Анализируется нормативно-правовая база межгосударственного сотрудничества, сформированная сторонами в указанный период. Раскрывается сущность российско-узбекских отношений как отношений стратегического партнерства и союзничества. Делается акцент на субъективном факторе в укреплении связей между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian-Uzbekistani relations in 2008—2012: trends and problems

The article deals with the main trends and problems in the evolution of the Russian-Uzbekistani relations in political, military, economic and humanitarian fields under the presidency of Dmitry Medvedev. It analyses the legal framework of interstate cooperation shaped in 2008–12, shows the essence of the Russian-Uzbekistani relations as those of strategic partnership and political and military alliance, and emphasizes the importance of the factor of leadership in the development of the bilateral relations.

Текст научной работы на тему «Российско-узбекские отношения в 2008–2012 годах: тенденции и проблемы развития»

УДК 327

К.Е. Мещеряков

РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2008-2012 ГОДАХ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Узбекистан является одним из ключевых государств Центральной Азии. Обладая выгодным географическим положением, разнообразными природными ресурсами, богатым демографическим потенциалом, достаточно развитой и диверсифицированной экономикой, данная республика с момента обретения независимости играла особую роль в региональных делах и пользовалась существенным влиянием на мировой арене. К сожалению, российские дипломаты далеко не сразу правильно оценили значимость сотрудничества с Ташкентом для нашей страны: в первые годы президентства Б.Н. Ельцина он оказался буквально вытолкнут с орбиты влияния Москвы, предпочитавшей развивать контакты исключительно со странами Запада и практически не обращавшей внимания на ситуацию в Центральной Азии. Когда ошибочность подобного курса стала очевидной, реальные возможности для установления привилегированных отношений с Узбекистаном у России были уже упущены. В результате вплоть до отставки Б.Н. Ельцина между Москвой и Ташкентом сохранялись непонимание и отчужденность, а уровень их взаимодействия оставался крайне низким.

После прихода к власти В.В. Путина отечественная дипломатия развернулась в сторону СНГ, причем наибольшее внимание новое российское руководство стало уделять цент-ральноазиатскому региону. Благодаря усилиям, предпринятым В.В. Путиным, уже к 2002 году Россия и Узбекистан полностью очистили свои отношения от негативного наследия предыдущих лет и начали стремительное сближение друг с другом. В 2004 году они достигли уровня стратегического партнерства, а в 2005 году провозгласили себя союзниками. Их диалог заметно интенсифицировался, межгосударственные контакты диверсифицировались и обогатились новыми формами сотрудничества.

В подобных обстоятельствах вполне естественным представлялся вопрос о том, какие изменения российско-узбекские отношения

претерпят после избрания на пост президента Д.А. Медведева. Поскольку новый российский лидер демонстрировал намерение сохранить основные принципы внешней политики Москвы на постсоветском пространстве, большинство отечественных и зарубежных экспертов полагали, что характер российско-узбекского диалога останется прежним. На наш взгляд, подобные оценки лишь отчасти соответствовали действительности. Целью данной статьи является рассмотрение основных тенденций и проблем в отношениях между Москвой и Ташкентом в годы президентства Д.А. Медведева (2008—2012).

Примечательно, что президент Узбекистана И.А. Каримов изначально выступал против передачи В.В. Путиным власти Д.А. Медведеву, в котором он категорически не видел продолжателя курса прежнего российского лидера. Соответствующее заявление было сделано им еще в феврале 2008 года, в ходе его первого официального визита в Москву после переизбрания на пост главы государства в декабре 2007 года [6]. Д.А. Медведев, придерживавшийся сравнительно либеральных взглядов и пришедший к власти как представитель первого не связанного с советским прошлым поколения российских руководителей, оказался чуждым И.А. Каримову и политически, и идеологически. Между ним и главой Узбекистана сразу возникло непонимание. Так, И.А. Каримов стал единственным центральноазиатским лидером, не поздравившим Д.А. Медведева ни после выборов, ни в день его инаугурации. В результате свой первый зарубежный визит в должности президента Д.А. Медведев совершил в Казахстан — страну, являющуюся главным конкурентом Узбекистана в Центральной Азии. Данный визит имел статус государственного, что не оставляло иллюзий по поводу намерения нового российского лидера изменить установленный В.В. Путиным баланс в отношениях Москвы с Астаной и Ташкентом.

Тем не менее И.А. Каримов, как прагматически мыслящий деятель, был весьма далек

от стремления пойти на коренной пересмотр принципов взаимодействия Узбекистана и России. В июне 2008 года он отправился в Санкт-Петербург на неформальный саммит СНГ, где впервые встретился с Д.А. Медведевым в должности президента. Главы государств обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в сфере безопасности и перспективы реализации новых экономических проектов. Внешне Д.А. Медведев никак не отреагировал на демарши узбекского лидера, заявив, что «для нас Узбекистан — ключевой стратегический партнер в Средней Азии». В то же время примечательно, что в лексикон российского руководства неожиданно вернулся забытый еще в 1993 году термин «Средняя Азия», противопоставляющий южные республики централь-ноазиатского региона Казахстану. Подобная формулировка четко расставила все акценты: отныне в рамках всего центральноазиатско-го региона главным приоритетом российской дипломатии объявлялось укрепление партнерства с Астаной, и здесь для Ташкента не оставалось никаких шансов. Однако возродив понятие «Средняя Азия» и назвав Узбекистан ключевым партнером России в данном субрегионе, Д.А. Медведев попытался создать условия, при которых Москва сможет развивать отношения с Астаной и Ташкентом независимо друг от друга. В свою очередь, И.А. Каримов впервые поздравил коллегу со вступлением в новую должность и подтвердил, что для Узбекистана отношения с Россией остаются приоритетными [16].

Встреча Д.А. Медведева и И.А. Каримова выявила три основные тенденции. Во-первых, после смены власти в России отношения между Москвой и Ташкентом должны были продолжить поступательное развитие. Это представлялось особенно важным, учитывая, что соответствующий сценарий был разработан не Д.А. Медведевым, а В.В. Путиным. Во-вторых, в российско-узбекских отношениях более не могло приниматься прорывных решений. Кроме того, учитывая, что ни Д.А. Медведев, ни И.А. Каримов в своих выступлениях не назвали наши страны союзницами, речь могла идти даже о временном понижении градуса их взаимодействия. В-третьих, Россия однозначно поставила Узбекистан на второе место в иерархии своих приоритетов в Центральной Азии.

В дни российско-грузинского конфликта в августе 2008 года президент Узбекистана проявил сдержанность. С одной стороны, он не выразил поддержки действиям России, что поначалу было достаточно болезненно воспринято Москвой, которая во время андижанских событий 2005 года безоговорочно поддержала И.А. Каримова. С другой стороны, в отличие от Андижанской области в составе Узбекистана Южная Осетия не являлась частью территории России, поэтому проводить параллели в данном случае было бы некорректно. При этом И.А. Каримов ни разу не подверг критике российскую операцию по принуждению Грузии к миру.

Положительное влияние на дальнейший ход российско-узбекского сотрудничества оказал первый визит в Ташкент В.В. Путина в должности вновь назначенного председателя правительства России. Он прибыл в Узбекистан вечером 1 сентября 2008 года — в День независимости республики, что имело особое дипломатическое значение. Прием В.В. Путина в Ташкенте был организован на уровне, соответствующем приему главы союзного государства: в аэропорту его лично встречал И.А. Каримов. Он напомнил, что в 2000 году говорил российскому коллеге о готовности пойти с ним в разведку, и с тех пор ничего не изменилось [15]. В устах политического патриарха, возглавляющего восточное государство, подобная оценка выглядела особенно яркой.

В ходе состоявшихся переговоров стороны обсудили два основных блока вопросов: партнерство в газоэнергетической сфере и ситуацию на Южном Кавказе. В области энергетики российская делегация предложила Ташкенту комплексный план долгосрочного сотрудничества, по которому «Газпром» должен был устанавливать закупочные цены на приобретаемый у Узбекистана газ по европейской формуле, что означало их увеличение почти в 2 раза. Узбекистан должен был начать строительство новой ветки газопровода в Казахстан и далее — в Россию. Поначалу оба предложения вызвали у Ташкента возражения. И.А. Каримов был готов повысить цены на поставляемое «Газпрому» топливо, но стремился формировать их не на рыночных принципах, а на основе административных решений, так как в перспективе мировые цены на газ могли упасть. Что касается строительства новой ветки газопровода, то

оно окончательно привязало бы Узбекистан к российскому маршруту экспорта топлива, на десятилетия вперед лишив его даже гипотетической возможности выбора партнеров в энергетической сфере. Тем не менее узбекская сторона все же одобрила российский проект, что означало дипломатическую победу Москвы. На этом фоне вопрос о признании Узбекистаном независимости Абхазии и Южной Осетии оказался второстепенным. Официально И.А. Каримов ничего не сказал по данному поводу, но российские дипломаты, присутствовавшие на ужине в честь приезда В.В. Путина, отметили, что в своих тостах узбекский лидер «дал объективную оценку деятельности грузинских военных на территории Южной Осетии» [15]. Вероятно, она полностью удовлетворила российскую сторону, но не могла быть озвучена перед телекамерами.

Визит В.В. Путина в Ташкент стал одним из тех редких случаев, когда ключевые договоренности достигаются не главами двух государств, а главой одного государства и председателем правительства другого. С российской стороны данный визит стал первой после президентских выборов поездкой руководителя высшего ранга в Узбекистан и свидетельствовал о сохранении ею заинтересованности в развитии партнерства с Ташкентом. Он способствовал преодолению отчужденности в двусторонних отношениях, возникшей в начале 2008 года. В результате в лексикон узбекского, а затем и российского руководства стали возвращаться союзнические формулировки.

Между тем поездка В.В. Путина не смогла остановить сближение Узбекистана со странами Запада, начавшееся весной 2008 года. Поддерживая особые отношения с Москвой, Ташкент по-прежнему не отказывался от ключевого принципа своей дипломатии — многовектор-ности. После смены российского руководства и проведения Москвой операции по принуждению Грузии к миру Узбекистан получил реальные возможности для восстановления контактов с США и их европейскими партнерами, замороженных после андижанских событий. В сентябре 2008 года о предстоящей отмене санкций против Ташкента, введенных тремя годами ранее, объявил Европейский союз. В ноябре И.А. Каримов выразил готовность участвовать в альтернативных российскому направлению

проектах газоэкспорта. Последнее существенно расширяло возможности строительства Транскаспийского газопровода и означало перспективу утраты Москвой монопольных позиций на узбекском газовом рынке, хотя и не отменяло договоренностей, достигнутых сторонами в ходе визита В.В. Путина. Тогда же Узбекистан, еще не завершивший адаптации своего законодательства к нормам ЕврАзЭС, заявил о выходе из данной организации, сочтя ее деятельность неэффективной. После победы на президентских выборах в США Б. Обамы Вашингтон начал с Ташкентом переговоры о возвращении в Узбекистан американской военной базы. При этом Ташкент по-прежнему не сделал ни одного антироссийского заявления, даже на словах не нарушая принципов союзнического взаимодействия с Москвой.

В январе 2009 года Узбекистан с государственным визитом посетил Д.А. Медведев. Узбекистан стал последней страной Центральной Азии, в которой побывал новый российский лидер. Открывая переговоры, И.А. Каримов отметил, что расценивает данный визит «как знак огромного внимания, как... обоюдное стремление еще больше укрепить отношения между нашими странами» [17]. Главы государств детально обсудили ситуацию в Афганистане, согласившись, что военных способов ее урегулирования не существует. Д.А. Медведев выразил готовность к активизации взаимодействия в данной области с администрацией Б. Обамы, что можно было рассматривать как его принципиальное согласие на возвращение в Узбекистан американских военнослужащих.

Второй блок обсуждаемых президентами вопросов касался экономического аспекта российско-узбекских отношений. Главы государств выразили удовлетворение ростом товарооборота между двумя странами, продолжавшимся даже в условиях мирового экономического кризиса. Основное внимание они вновь уделили взаимодействию в энергетической сфере; Ташкент гарантировал Москве продажу всего объема своего экспортного газа, выразив готовность увеличить поставки «Газпрому» в 2 раза в текущем году и еще в 2 раза — по мере расширения мощности своих трубопроводов. Взамен «Газпром» подтвердил намерение закупать узбекское топливо по рыночным ценам [3]. Таким образом, Д.А. Мед-

ведев и И.А. Каримов дали ход договоренностям, достигнутым в сентябре 2008 года.

В гуманитарной сфере президенты подтвердили курс на поддержку русского языка в Узбекистане и узбекского языка в России и на защиту культурной самобытности народов двух стран. В области внешней политики они впервые за последние годы «выразили откровенные мнения» о ходе интеграционных процессов на постсоветском пространстве [9, 23]; последнее свидетельствовало о намерении Ташкента еще более ограничить свое в них участие. Главным документом, принятым по итогам визита, стало Совместное коммюнике, в котором главы государств обозначили все основные решения, принятые ими в ходе состоявшихся переговоров [25].

Весьма примечательным представляется тот факт, что статус визита Д.А. Медведева в Узбекистан не соответствовал уровню достигнутых в его ходе договоренностей. По существу, стороны лишь подтвердили ранее согласованные решения и адаптировали свое стратегическое партнерство к переменам, произошедшим с февраля 2008 года. Принципиально новых предложений о расширении взаимодействия не последовало ни от Москвы, ни от Ташкента. Единственным политическим документом, подписанным по итогам визита, стало Совместное коммюнике, не отличавшееся ни новизной, ни глубиной содержания. Между тем даже по итогам официальных визитов главы государств, как правило, принимают документы более высокого ранга, особенно если речь идет о странах-союзницах. Поэтому основное значение поездки Д.А. Медведева, на наш взгляд, состояло в том, что новое российское руководство на высшем уровне подтвердило намерение выполнять договоренности, достигнутые В.В. Путиным и И.А. Каримовым в предыдущие годы. Это должно было придать российско-узбекским отношениям дополнительную устойчивость.

Весной 2009 года экономический кризис привел к корректировке отдельных совместных проектов Москвы и Ташкента. В марте впервые за несколько лет на уменьшение объемов добычи природного газа в Узбекистане пошел «Газпром», вернувший правительству республики лицензии на геологоразведку месторождений в Устюртском районе. В апреле о сокращении объемов газодобычи в Узбекистане объявил «Лукойл». При этом закупки топлива «Газпромом»

в стране остались прежними. Вероятно, причиной сокращения инвестиционной активности российских компаний в Узбекистане стало не только ухудшение их финансового положения, но и очередной поворот на Запад во внешней политике Ташкента. Если в предыдущие годы для укрепления политического влияния Москвы российские компании были вынуждены сотрудничать с Узбекистаном на любых условиях, то теперь они могли себе позволить тратить на это меньшие средства.

В июне 2009 года Узбекистан занял особую позицию на саммите ОДКБ, отказавшись подписывать Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), но не выступая против его заключения другими участниками блока. Это вызвало у Москвы разочарование. После того как в августе 2009 года президенты России и Киргизии договорились об открытии новой российской военной базы в Оше, МИД Узбекистана распространил заявление, в котором впервые с начала 2000-х годов подверг критике российские планы по наращиванию военного присутствия в Центральной Азии, ссылаясь на то, что оно может нарушить баланс сил в регионе. В результате вторая российская военная база в Киргизии так и не была создана. Вскоре Узбекистан отказался участвовать в учениях ОДКБ, запланированных на осень 2009 года. Все это объективно поставило вопрос о перспективах его дальнейшего пребывания в данной структуре [13, с. 71—72].

Осенью 2009 года Ташкент окончательно вышел из международной изоляции. В октябре 27 стран — членов ЕС приняли решение снять эмбарго на поставки в Узбекистан оружия. В ноябре заявление о восстановлении доверия между Ташкентом и Вашингтоном сделал посол США в Узбекистане Р. Норланд. Вскоре планы расширения своего сотрудничества с Узбекистаном озвучила Япония, предложившая Ташкенту взаимодействовать в области добычи урана. В результате Узбекистан вернул себе статус одного из двух ключевых государств Центральной Азии, возобновив борьбу за региональное лидерство с Казахстаном. В декабре Ташкент вышел из Объединенной энергосистемы Центральной Азии, получив возможность поднять до мирового уровня цены на транзит через свою территорию топлива и электроэнергии, поставляемых Казахстаном и Туркменией в Киргизию

и Таджикистан. Данное решение показало, что он действительно является важным региональным актором, от политики которого зависят все соседние государства. Вскоре Узбекистан заявил о намерении подключиться к газопроводу Туркменистан — Китай, призванному связать с КНР газовые месторождения всех центрально-азиатских республик; в перспективе это могло полностью разрушить российскую монополию на экспорт узбекского топлива.

Таким образом, Узбекистан оказался одной из немногих постсоветских республик, заметно укрепивших свои международные позиции во время экономического кризиса 2008—2009 годов. В борьбу за влияние на эту страну включились все крупные державы. В подобных обстоятельствах Москва повысила значимость Ташкента в своей внешней политике. Так, в День независимости Узбекистана, 1 сентября 2009 года, Д.А. Медведев направил И.А. Каримову поздравление, в котором подчеркивалось, что российско-узбекское сотрудничество сохраняет насыщенный характер стратегического партнерства и союзничества [5]. В ноябре, после годичного перерыва, президент назначил новым послом России в Узбекистане В.Л. Тюрденева. Напутствуя дипломата, он отметил, что «Узбекистан — наш крупнейший партнер. От того, насколько добрыми и полноценными будут наши отношения с руководством этой страны. зависит во многом успех российской политики в Центральной Азии» [4]. В декабре «Газпром» заключил с «Узтрансгазом» контракт о закупке в 2010 году дополнительных объемов топлива по европейской цене. Все вышесказанное свидетельствовало о том, что Москва не собиралась отказываться от активного взаимодействия с Ташкентом даже в условиях расширения его диалога с западными странами.

В январе 2010 года Ташкент посетила российская правительственная делегация во главе с вице-премьером И.И. Шуваловым. Она обсудила с И.А. Каримовым вопросы погашения Узбекистаном задолженности по техническим кредитам, предоставленным ему Москвой в первой половине 1990-х годов [21]. Итоги состоявшихся переговоров озвучены не были, но вскоре И.А. Каримов подписал годовой План сотрудничества между Узбекистаном и США, предусматривавший углубление их взаимодей-

ствия в политической, социальной, экономической сферах, в вопросах безопасности.

В марте 2010 года, по итогам визита в Ташкент Н.А. Назарбаева, главы Казахстана и Узбекистана неожиданно сделали заявление о прекращении соперничества своих государств и переходе их к тесному взаимодействию в решении региональных проблем. В первую очередь, стороны заняли консолидированную позицию по вопросу о строительстве ГЭС на территории Таджикистана и Киргизии, требуя учитывать при этом интересы всех государств Центральной Азии. Вероятно, данное решение имело в большей степени пропагандистский характер, но вызвало у Москвы оптимизм, учитывая, что традиционная борьба между Астаной и Ташкентом представлялась ей крайне неудобной [14, с. 259].

В апреле 2010 года И.А. Каримов посетил Россию с первым после окончания мирового экономического кризиса официальным визитом. Главы государств обсудили изменения, произошедшие в российско-узбекских отношениях с начала 2009 года, рассмотрели будущие совместные проекты в экономической сфере, а также ситуацию, сложившуюся после революции в Киргизии. Вопрос о погашении долга Ташкента перед Москвой, достигшего 700 млн долларов, на переговорах не поднимался [20].

По итогам двухдневных консультаций Д.А. Медведев и И.А. Каримов приняли Совместное заявление, содержавшее обновленную программу развития российско-узбекских отношений на период до 2012 года. Стороны подтвердили высокий уровень своего диалога, основанного на принципах равноправия, взаимоуважения и учета интересов друг друга. Они выразили намерение продолжить углубление связей с целью проведения модернизации своих экономик и повышения уровня жизни граждан, основываясь на положениях Договоров о стратегическом партнерстве 2004 года и союзнических отношениях 2005 года. Соответственно в основании российско-узбекских отношений по-прежнему должны были лежать принципы стратегического партнерства и союзничества.

В принятом документе Д.А. Медведев назвал Узбекистан одним из ключевых партнеров России в центральноазиатском регионе. Это означало, что российское руководство вернулось к докризисному восприятию пространс-

тва Центральной Азии как единого целого, не противопоставляя Казахстан республикам Средней Азии и не ставя важность своих отношений с ним принципиально выше значимости партнерства с Узбекистаном. Стороны выразили обоюдное стремление к дальнейшему наращиванию контактов на высшем и высоком уровнях, к углублению сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научной, гуманитарной областях. Особое внимание они уделили вопросам диверсификации инвестиционного и кооперационного взаимодействия, выразив заинтересованность в реализации новых совместных проектов в отраслях машино- и авиастроения, исследований космоса, развития транспортной инфраструктуры, перерабатывающей, химической промышленности и фармацевтики.

В гуманитарной сфере президенты подчеркнули поступательный характер развития связей между народами двух стран и подтвердили заинтересованность в дальнейшей активизации контактов в области науки, образования, культуры, искусства, туризма и спорта. Они осудили любые проявления национализма и ксенофобии на территории России и Узбекистана и сделали акцент на необходимости наращивания координации между своими миграционными структурами.

В области внешней политики Москва и Ташкент отметили обоюдное стремление к развитию сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС, подчеркнув наличие для этого существенного потенциала. Данное положение продемонстрировало, что в ближайшее время Узбекистан не собирался покидать структуры ОДКБ или ограничивать свое участие в работе Содружества. По основным вопросам мировой политики, а также ситуации в Центральной Азии стороны подтвердили близость или полное совпадение мнений [24]. Все вышесказанное существенно отличалось от тезисов, озвученных Д.А. Медведевым и И.А. Каримовым годом ранее, в ходе государственного визита президента России в Узбекистан.

Переговоры лидеров двух стран продемонстрировали, что между ними впервые за время президентства Д.А. Медведева начало устанавливаться определенное взаимопонимание. Данный вывод был озвучен на итоговой пресс-конференции И.А. Каримовым, заявившим,

что «установление... доверительных отношений между президентами является. прекрасным фундаментом для того, чтобы. отношения между двумя странами приобрели устойчивый характер» [7].

Весной 2010 года Д.А. Медведев и И.А. Каримов вернулись к практике регулярных консультаций по текущим вопросам двустороннего взаимодействия. Как правило, подобные консультации проводились ими в форме телефонных разговоров. В июне новым послом Узбекистана в России был назначен З.С. Пулатходжаев. На церемонии вручения верительных грамот Д.А. Медведев отметил, что «принципы стратегического партнерства, союзнические принципы были и остаются прочным фундаментом наших исторических, близких отношений с Узбекистаном» [10]. Вскоре президент России посетил Ташкент в рамках проведения в столице Узбекистана саммита ШОС. Помимо участия в многосторонних консультациях, Д.А. Медведев и И.А. Каримов провели двусторонние переговоры, отметив, что многие вопросы в российско-узбекских отношениях еще предстоит решить, но соответствующая работа ведется в плановом порядке и в конструктивной, деловой обстановке [2].

В ноябре 2010 года в Узбекистане активизировались реформы в политической и экономической сферах. Президент республики предложил существенно расширить функции парламента за счет сокращения своих собственных полномочий. Государством были приняты меры по укреплению доверия населения и иностранных инвесторов к его банковской системе. На этом фоне Москва и Ташкент отметили 5-ю годовщину подписания Договора о союзнических отношениях. Д.А. Медведев направил И.А. Каримову поздравительное послание, в котором отметил особое значение данного документа «для дальнейшего динамичного развития многоплановых российско-узбекских связей» и выразил уверенность, что «курс на строительство союзнических отношений отвечает коренным интересам граждан России и Узбекистана» [12].

В начале 2011 года внимание узбекского руководства оказалось приковано к революционным событиям на Ближнем Востоке, вошедшим в историю как «Арабская весна». В республике были усилены меры безопасности,

снизился темп политических преобразований. Служба национальной безопасности провела изъятия из торговых сетей Ташкента литературы «сомнительного содержания», закрыв около 20 книжных магазинов. В апреле Д.А. Медведев и И.А. Каримов провели очередной телефонный разговор, в ходе которого обсудили ситуацию в Северной Африке и зоне Персидского залива и ее влияние на положение дел в Центральной Азии. Президенты договорились еще более усилить взаимодействие своих государств на двусторонней основе и в рамках ОДКБ [26].

Одновременно руководство Узбекистана заметно активизировало восточный и южный векторы своей дипломатии.

В апреле 2011 года И.А. Каримов совершил государственный визит в Китай, по итогам которого стороны подписали более 20 соглашений. Пекин выразил готовность проинвес-тировать 5 млрд долларов в энергетический, банковский и инфраструктурный секторы узбекской экономики, а Ташкент — в скорейшем порядке завершить строительство своей ветки газопровода Туркменистан — Китай.

Министры иностранных дел Узбекистана, Туркмении, Ирана, Катара и Омана подписали соглашение о создании нового международного транспортного коридора, призванного соединить страны Центральной Азии с портами Персидского залива. Инициатором данного проекта выступил И.А. Каримов, стремившийся вывести глубоко континентальный Узбекистан к морям Индийского океана и увеличить товарооборот своей республики со странами Аравийского полуострова и Ираном. Это способствовало дальнейшему усилению позиций Ташкента в Центральной Азии и свидетельствовало о его твердом намерении взять курс на повышение своего статуса в общеазиатских делах.

В мае 2011 года И.А. Каримов отправился в Индию, где обсудил с руководством этой страны перспективы расширения сотрудничества в энергетической сфере, в отраслях легкой промышленности, здравоохранения, туризма, в области высоких технологий. Таким образом, Ташкент предпринял попытку выйти на еще один обширный азиатский рынок, сулящий ему значительный приток средств от экспорта углеводородов.

Активные действия Узбекистана на восточном и южном направлениях были с тревогой

восприняты Вашингтоном, справедливо усмотревшим в них возможность дальнейшего ослабления своего влияния на Ташкент. В результате США перенесли продовольственную базу своих войск, дислоцированных в Афганистане, из Объединенных Арабских Эмиратов в Узбекистан, выразив готовность закупать овощи и фрукты у местных фермеров. Это вызвало у Ташкента удовлетворение, еще раз подтвердив тезис о правильности проводимого им внешнеполитического курса.

Вскоре, по инициативе узбекской стороны, Д.А. Медведев и И.А. Каримов провели очередные телефонные переговоры. Президент Узбекистана проинформировал коллегу о договоренностях, достигнутых им в последние месяцы с альтернативными Москве партнерами [27]. Тем самым он продемонстрировал, что его страна по-прежнему сохраняет приверженность принципам союзнического взаимодействия с Россией, при которых любые изменения во внешней политике двух государств в обязательном порядке согласуются их руководителями.

В июне 2011 года Д.А. Медведев посетил Ташкент с кратким рабочим визитом. Главы двух государств сосредоточили свое внимание на обсуждении нескольких групп вопросов: влияние «Арабской весны» на ситуацию в Центральной Азии; текущие проблемы российско-узбекского сотрудничества в политической, экономической областях и сфере безопасности; пути дальнейшей активизации двусторонних отношений. Лидеры двух стран констатировали, что между ними сложились «доверительные и очень тесные контакты», при этом Д.А. Медведев охарактеризовал Узбекистан как стратегического партнера России и «близкое нам государство». Примечательно, что переговоры президентов прошли в достаточно теплой, но деловой атмосфере, их выступления были лишены какой-либо эмоциональности. Тем не менее обе стороны отметили, что блиц-визит Д.А. Медведева оказался чрезвычайно продуктивным, и выступили за дальнейшее использование подобной формы обмена мнениями по вопросам, представляющим обоюдный интерес [1].

В июле в Ферганской области Узбекистана произошло землетрясение, во время которого погибло 13 человек и было ранено более 80 человек. Д.А. Медведев направил И.А. Каримову телеграмму, в которой выразил соболезнова-

ние, что было с пониманием воспринято Ташкентом, впрочем, не обратившимся к Москве за какой-либо помощью.

В августе узбекский национальный провайдер «Узбек-телеком» заблокировал интернет-доступ к большинству популярных в стране информационных ресурсов, в том числе к сайтам российских телеканалов «НТВ», «Первый», «Россия», радиостанций «Маяк», «Эхо Москвы», изданий «Известия», «Коммерсантъ», «Независимая газета». Российская сторона предпочла не реагировать на данный шаг, представив его как внутреннее дело Узбекистана.

1 сентября 2011 года Узбекистан отметил 20-ю годовщину независимости. Д.А. Медведев направил И.А. Каримову поздравительную телеграмму, в которой высоко оценил успехи, достигнутые республикой в самых разных областях, и высказался за дальнейшее углубление дружественных отношений между двумя странами [11].

В октябре В.В. Путин опубликовал статью «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». Данная работа была оценена экспертами как главное программное заявление Путина в области внешней политики, подлежащее воплощению в жизнь в случае его избрания на предстоящих выборах на пост президента России. В статье давался анализ интеграционных процессов на постсоветском пространстве и выдвигалась инициатива постепенного перерастания Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС в Евразийский союз [22]. Инициатива В.В. Путина вызвала у Узбекистана неожиданно нервную реакцию. Уже в октябре в Ташкенте прошли переговоры с госсекретарем США Х. Клинтон, в ходе которых стороны обсудили ситуацию в Афганистане и Центральной Азии, а также перспективы расширения своего сотрудничества в инвестиционной, торгово-экономической и гуманитарной областях. В то же время МИД республики заявил, что его диалог с Вашингтоном развивается не в ущерб отношениям с Москвой, неизменно сохраняющим союзнический характер [18]. В декабре И.А. Каримов подверг сомнению возможность вхождения своего государства в Евразийский союз; он отметил: «К сожалению, кое-где на пространстве бывшего Союза есть определенные силы, которые вынашивают мысли о воз-

рождении в новой форме империи, носившей название СССР» [19]. Таким образом, президент Узбекистана впервые за многие годы позволил себе завуалированную критику В.В. Путина, что не могло вызвать симпатий у Москвы.

Зимой 2011—2012 годов интенсивность российско-узбекского диалога несколько снизилась. Главы государств и правительств двух стран заметно сократили частоту своих консультаций, в российских СМИ наметилось уменьшение интереса к Узбекистану. В то же время возникшее затишье в отношениях между нашими государствами можно было объяснить начавшимися переменами в политическом руководстве России, поскольку Москва оказалась в большей степени поглощена своими внутренними делами, а Ташкент ожидал завершения избирательного цикла в России.

Итоги президентских выборов, состоявшихся в России 4 марта 2012 года, были восприняты Узбекистаном с воодушевлением. Уже 5 марта И.А. Каримов направил В.В. Путину поздравительное послание, в котором тепло поздравил коллегу с победой и выразил надежду, что «исторически сложившиеся традиционно дружественные отношения и тесное многоплановое сотрудничество между нашими странами и народами будут и впредь последовательно развиваться на основе принципов взаимного уважения и доверия, в духе стратегического партнерства и союзничества» [8]. Это означало, что с возвращением В.В. Путина на пост президента Ташкент был намерен сохранить прежний характер своих отношений с Москвой, которые, благодаря традиционному взаимопониманию между главами двух государств, должны были получить новый мощный импульс к всестороннему развитию.

Подводя итоги, отметим, что 2008— 2012 годы стали непростым этапом в современной истории российско-узбекских отношений. В это время на их развитие перестал оказывать благотворное воздействие субъективный фактор, ранее проявлявшийся в особых симпатиях между лидерами России и Узбекистана. И.А. Каримов крайне негативно отреагировал на избрание президентом совершенно чуждого ему по взглядам Д.А. Медведева и немедленно приступил к сокращению взаимодействия с Москвой по всем направлениям. С марта по июнь 2008 года в диалоге Москвы и Ташкента

повисла пауза, что объективно поставило вопрос о готовности сторон сохранить в своих отношениях дух союзничества и стратегического партнерства.

Вместе с тем и Россия, и Узбекистан четко осознавали, что полная ревизия принципов их сотрудничества не соответствует долгосрочным интересам двух стран. Поэтому Москва постаралась как можно сдержаннее реагировать на демарши узбекского руководства, а оно, в свою очередь, достаточно быстро овладело собой и уже в июне 2008 года официально заявило о намерении продолжить контакты с Россией.

В 2009 — начале 2010 года нормальному развитию российско-узбекских отношений мешал мировой экономический кризис, под влиянием которого стороны заметно сократили масштабы своего взаимодействия в энергетической, торговой и инвестиционной областях, что грозило разрушить экономический фундамент их стратегического партнерства. Тем не менее наихудшего варианта развития событий сторонам удалось избежать, и по мере выхода из рецессии диалог между ними был восстановлен в полном объеме.

С середины 2010 года и вплоть до отставки Д.А. Медведева с поста президента российско-узбекские отношения демонстрировали постепенный рост — правда, теперь уже на иных принципах, чем в годы руководства В.В. Путина. Из

них окончательно исчезли прежняя теплота, нацеленность на совместное достижение общих целей, в них чаще стали возникать противоречия, в том числе политического и идеологического характера. Узбекистан усилил диверсификацию своей внешней политики, окончательно лишив Россию привилегированного положения на своем внутреннем рынке. Тем не менее стороны сохранили высокую частоту контактов на высоком и высшем уровнях, преимущественно экономическую основу взаимодействия, стремление углублять и диверсифицировать сложившиеся между ними связи, действуя на долгосрочной планируемой основе. Пусть и в весьма специфической форме, но неизменным остался союзнический характер российско-узбекского партнерства, при котором Москва и Ташкент в обязательном порядке согласовывали друг с другом все основные решения в области как внутренней, так и внешней политики.

Таким образом, в годы президентства Д.А. Медведева России и Узбекистану удалось сохранить, но не приумножить большинство своих прежних достижений в политической, экономической и гуманитарной сферах. При этом главным принципом узбекской дипломатии оставалась многовекторность, и любые попытки Москвы начать более активное сближение с Ташкентом неизменно встречали сопротивление с его стороны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визит в Узбекистан [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2011. 14 июня. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ news/11558 (дата обращения: 25.01.2013).

2. Встреча с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым // Там же. 2010. 10 июня. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8010 (дата обращения: 25.01.2013).

3. Гриб, Н. «Газпром» тянет трубы к Узбекистану [Текст] / Н. Гриб, Д. Смирнов // Коммерсантъ-Daily. — 2009. — 26 января.

4. Дмитрий Медведев встретился с недавно назначенным послом России в Узбекистане Владимиром Тюрденевым [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2009. 11 декабря. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6312 (дата обращения: 25.01.2013).

5. Дмитрий Медведев направил поздравительное послание Президенту Узбекистана Исламу Каримову по случаю Дня независимости республики [Элек-

тронный ресурс] // Там же. 2009. 1 сентября. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/5340 (дата обращения: 25.01.2013).

6. Заявления для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров [Электронный ресурс] // Там же. 2008. 6 февраля. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159344. shtml (дата обращения: 25.01.2013).

7. Заявления для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров [Электронный ресурс] // Там же. 2010. 20 апреля. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/7509 (дата обращения: 25.01.2013).

8. Каримов, И.А. Его Превосходительству господину Владимиру Путину, избранному Президенту Российской Федерации [Электронный ресурс] / И.А. Каримов // Портал Узбекистана OLAM.uz. 2012. 5 марта. — Режим доступа: http://news.olam.uz/ politics/8019.html (дата обращения: 25.01.2013).

9. Медведев, Д.А. Выступление на российско-узбекистанских переговорах в расширенном составе [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев // Президент России. Официальный сайт. 2009. 23 января. — Режим доступа: http://archi-ve.kremlin.ru/text/appears/2009/01/211997. shtml (дата обращения: 25.01.2013).

10. Он же. Выступление на церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев // Там же. 2010. 3 июня. — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/transcripts/7958 (дата обращения: 25.01.2013).

11. Он же. Поздравительное послание Президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев // Там же. 2011. 1 сентября. — Режим доступа: http://www. kremlin.ru/news/12519 (дата обращения: 25.01.2013).

12. Он же. Поздравительное послание Президенту Узбекистана [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев // Там же. 2010. 14 ноября. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/9501 (дата обращения: 25.01.2013).

13. Мещеряков, К.Е. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и участие в них России [Текст] / К.Е. Мещеряков. - СПб., 2012. - 238 с.

14. Он же. Политика России в Центральной Азии: тенденции и проблемы развития, пути модернизации с целью повышения эффективности [Текст] / К.Е. Мещеряков. - СПб., 2012. - 372 с.

15. Наумов, И. Абсолютный нейтрал Каримов [Текст] / И. Наумов // Независимая газета. - 2008. -3 сентября.

16. Начало встречи с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2008. 6 июня. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ text/appears/2008/06/202193.shtml (дата обращения: 25.01.2013).

17. Начало встречи с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым [Электронный ресурс] // Там же. 2009. 23 января. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2009/01/211993.shtml (дата обращения: 25.01.2013).

18. Панфилова, В. В Ташкенте ждут Хиллари Клинтон [Текст] / В. Панфилова // Независимая газета. — 2011. — 18 октября.

19. Она же. Отложенная партия Ислама Каримова [Текст] / В. Панфилова // Там же. — 2011. — 7 декабря.

20. Она же. Ташкент забыл о долге, а Москва не напомнила [Текст] / В. Панфилова // Там же. — 2010. — 22 апреля.

21. Президент Узбекистана вчера в Ташкенте принял российскую делегацию [Текст] // Там же. — 19 января.

22. Путин, В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня [Текст] / В.В. Путин // Известия. — 2011. — 3 октября.

23. Совместная пресс-конференция по итогам российско-узбекистанских переговоров [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2009. 23 января. — Режим доступа: ЫЛр:// archive.kremlin.ru/text/appears/2009/01/211999.shtml (дата обращения: 25.01.2013).

24. Совместное заявление по итогам официального визита Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в Российскую Федерацию [Электронный ресурс] // Там же. 2010. 20 апреля. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ref_notes/526 (дата обращения: 25.01.2013).

25. Совместное коммюнике об итогах государственного визита в Республику Узбекистан Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 января 2009 года [Электронный ресурс] // Там же. 2009. 23 января. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/212002.shtml (дата обращения: 25.01.2013).

26. Телефонный разговор с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым [Электронный ресурс] // Там же. 2011. 12 апреля. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/10917 (дата обращения: 25.01.2013).

27. Телефонный разговор с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым [Электронный ресурс] // Там же. 2011. 23 мая. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/11314 (дата обращения: 25.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.