Научная статья на тему 'Участие Узбекистана в развитии военно-политической интеграции и обеспечении региональной безопасности в центральноазиатском регионе'

Участие Узбекистана в развитии военно-политической интеграции и обеспечении региональной безопасности в центральноазиатском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1405
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / ОДКБ / СНГ / Российская Федерация / интеграция / военное сотрудничество. / Uzbekistan / CSTO / CIS / Rus- sian Federation / integration / military coopera- tion.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахмедов Хуршид Тулкин Угли

татья посвящена рассмотрению военно-политического вектора внешней политики Узбекистана. В сложившихся геополитических реалиях руководство Узбекистана осознает, что геополитическая борьба за ресурсы Центральной Азии продолжится, и внутрирегиональная разобщенность окажется лишь на руку корыстным внешним игрокам. Поэтому Ташкент проявляет последовательную заинтересованность в укреплении экономических связей, взаимовыгодного партнерства в военной и военнотехнической сферах в рамках СНГ и центральноазиатского региона в целом. В непростой геополитической и экономической ситуации Узбекистан создал современную, мобильную, хорошо оснащенную и эффективную армию, которая считается самой сильной в Центральной Азии. В минувшем году оборонные расходы республики достигли 4% ВВП, более 1,4 миллиарда долларов. По другим данным, Узбекистан ежегодно тратит на ВПК свыше 4 миллиардов долларов. Военная доктрина Узбекистана носит оборонительный характер, исключает участие страны в военнополитических союзах и размещение на узбекской территории иностранных военных баз, вместе с тем декларирует курс на эффективное военно-политическое взаимодействие с другими государствами, «многовекторный курс». Успешно развивается военное и военно-техническое сотрудничество Ташкента и Москвы. Минобороны Узбекистана заинтересовано в закупках российского оружия и совместных мероприятиях боевой подготовки. Министры обороны двух стран А.Азизов и С. Шойгу в октябре 2018 г. подписали соглашение о взаимном использовании воздушного пространства. О возвращении республики в ОДКБ речи пока не идет, и все же реалии прочнее юридических абстракций. Так, Узбекистан получает вооружения по внутрироссийским ценам. Это единственная страна СНГ вне ОДКБ и Таможенного союза с подобными привилегиями. Значительная экономия средств позволяет ускоренно, до 2020 года модернизировать вооруженные силы. Объективно обеспечить гарантии безопасности Центрально-Азиатскому региону может только РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF UZBEKISTAN IN THE DEVELOPMENT OF MILITARY AND POLITICAL INTEGRATION AND ENSURING REGIONAL SECURITY IN THE CENTRAL ASIAN REGION

The article is devoted to the research of the military and political vector of Uzbekistan’s foreign policy. In the current geopolitical realities Uzbekistan’s government realizes that the geopolitical struggle for the resources of Central Asia will continue, and intra-regional disunity will only be at the mercy of external players. Therefore, Tashkent is showing a consistent interest in strengthening economic ties and mutually beneficial partnership in the military and military-technical spheres within the framework of the CIS and the Central Asian region as a whole. In a difficult geopolitical and economic situation, Uzbekistan has created a modern, mobile, well-equipped and effective army, which is considered the strongest in Central Asia. In the past year, the defense expenditures of the republic reached 4% of GDP, more than 1.4 million dollars. According to other sources, Uzbekistan spends more than $ 4 billion annually on the military-industrial complex. The military doctrine of Uzbekistan is defensive in nature, excludes the country's participation in military-political alliances and the deployment of foreign military bases on Uzbekistan’s territory, while declaring a course for effective military and political interaction with other states, a so called "multivector course". Military and military-technical cooperation between Tashkent and Moscow is successfully developing. Uzbekistan’s Ministry of Defense is interested in the procurement of Russian weapons and joint combat training activities. The defense ministers of the two countries, Abdusalom Azizov and Sergei Shoigu, in October 2018 signed an agreement on the mutual use of airspace. There is no talk about returning the republic to the CSTO, and yet the reality is stronger than legal abstractions. For example, Uzbekistan receives weapons at domestic prices. This is the only CIS country outside the CSTO and the Customs Union with similar privileges. Significant cost savings allow accelerated, by 2020, to modernize the armed forces. Objectively, only the Russian Federation can provide security guarantees to the Central Asian region.

Текст научной работы на тему «Участие Узбекистана в развитии военно-политической интеграции и обеспечении региональной безопасности в центральноазиатском регионе»

УЧАСТИЕ УЗБЕКИСТАНА В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ

Х.Т. Ахмедов

Российский университет дружбы народов Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению военно-политического вектора внешней политики Узбекистана. В сложившихся геополитических реалиях руководство Узбекистана осознает, что геополитическая борьба за ресурсы Центральной Азии продолжится, и внутрирегиональная разобщенность окажется лишь на руку корыстным внешним игрокам. Поэтому Ташкент проявляет последовательную заинтересованность в укреплении экономических связей, взаимовыгодного партнерства в военной и военно-технической сферах в рамках СНГ и цен-тральноазиатского региона в целом. В непростой геополитической и экономической ситуации Узбекистан создал современную, мобильную, хорошо оснащенную и эффективную армию, которая считается самой сильной в Центральной Азии. В минувшем году оборонные расходы республики достигли 4% ВВП, более 1,4 миллиарда долларов. По другим данным, Узбекистан ежегодно тратит на ВПК свыше 4 миллиардов долларов. Военная доктрина Узбекистана носит оборонительный характер, исключает участие страны в военно-политических союзах и размещение на узбекской территории иностранных военных баз, вместе с тем декларирует курс на эффективное военно-политическое взаимодействие с другими государствами, «многовекторный курс».

Успешно развивается военное и военно-техническое сотрудничество Ташкента и Москвы. Минобороны Узбекистана заинтересовано в закупках российского оружия и совместных мероприятиях боевой подготовки. Министры обороны двух стран А.Азизов и С. Шойгу в октябре 2018 г. подписали соглашение о взаимном использовании воздушного пространства.

О возвращении республики в ОДКБ речи пока не идет, и все же реалии прочнее юридических абстракций. Так, Узбекистан получает вооружения по внутрироссий-ским ценам. Это единственная страна СНГ вне ОДКБ и Таможенного союза с подобными привилегиями. Значительная экономия средств позволяет ускоренно, до 2020 года модернизировать вооруженные силы. Объективно обеспечить гарантии безопасности Центрально-Азиатскому региону может только РФ.

Ключевые слова: Узбекистан, ОДКБ, СНГ, Российская Федерация, интеграция, военное сотрудничество.

PARTICIPATION OF UZBEKISTAN IN THE DEVELOPMENT OF MILITARY AND POLITICAL INTEGRATION AND ENSURING REGIONAL SECURITY IN

THE CENTRAL ASIAN REGION

H.T. Akhmedov

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the research of the military and political vector of Uzbekistan's foreign policy. In the current geopolitical realities Uzbekistan's government realizes that the geopolitical struggle for the resources of Central Asia will continue, and intra-regional disunity will only be at the mercy of external players. Therefore, Tashkent is showing a consistent interest in strengthening economic ties and mutually beneficial partnership in the military and military-technical spheres within the framework of the CIS and the Central Asian region as a whole. In a difficult geopolitical and economic situation, Uzbekistan has created a modern, mobile, well-equipped and effective army, which is considered the strongest in Central Asia. In the past year, the defense expenditures of the republic reached 4% of GDP, more than 1.4 million dollars. According to other sources, Uzbekistan spends more than $ 4 billion annually on the military-industrial complex. The military doctrine of Uzbekistan is defensive in nature, excludes the country's participation in military-political alliances and the deployment of foreign military bases on Uzbekistan's territory, while declaring a course for effective military and political in-

teraction with other states, a so called "multi-vector course".

Military and military-technical cooperation between Tashkent and Moscow is successfully developing. Uzbekistan's Ministry of Defense is interested in the procurement of Russian weapons and joint combat training activities. The defense ministers of the two countries, Abdusalom Azizov and Sergei Shoigu, in October 2018 signed an agreement on the mutual use of airspace.

There is no talk about returning the republic to the CSTO, and yet the reality is stronger than legal abstractions. For example, Uzbekistan receives weapons at domestic prices. This is the only CIS country outside the CSTO and the Customs Union with similar privileges. Significant cost savings allow accelerated, by 2020, to modernize the armed forces. Objectively, only the Russian Federation can provide security guarantees to the Central Asian region.

Key words: Uzbekistan, CSTO, CIS, Russian Federation, integration, military cooperation.

Постсоветские государства часто рассматриваются исследователями как тлеющие очаги нестабильности. Внутренние конфликты между государствами региона по причине неурегулированных проблем, а также близость к раздираемому военными действиями Афганистану во многом определяет приоритеты сотрудничества республик региона. Имея общую границу с Афганистаном, Узбекистан всегда активно участвовал в интеграционных инициативах, нацеленных на поддержание стабильности в регионе. А.Д. Богатуров считает, что политические проблемы региона связаны с вопросами безопасности соседних стран - Афганистана, Пакистана и Ирана и причина этой неразрывности в том, что контуры политических границ не совпадают с очертаниями политико-географических интересов безопасности разных стран, как например в Ферганской долине или в зоне таджикско-афганской границы. Таким образом, интересы безопасности в регионе практически едины и отношения между странами находятся «в динамичной форме стабильности» в отличие от относительно статичных, юридиче-

ски строго закрепленных и управляемых международных отношений в Европе [Богатуров, Дундич, Троицкий 2010: 10].

На заре независимости Узбекистан активно наращивал сотрудничество в сфере безопасности со странами НАТО и с США. Узбекистан, одним из первых в регионе, предоставил США возможность разместить на своей территории военные базы еще до террористических атак в Нью-Йорке. После терактов 11 сентября 2001 г. и создания под эгидой США «глобальной антитеррористической коалиции» военный аэродром Карши-Ханабад и вспомогательный аэродром «Кокойты» были переданы в распоряжение министерства обороны США для авиационной поддержки операций на территории Афганистана, поставок продовольствия и военного имущества американским войскам. Кроме того, практически в то же время военно-воздушные силы Германии разместили свой контингент на базе в Термезе. Таким образом, Узбекистан активно включился в представление военно-стратегических интересов США и НАТО в регионе [Старчак 2014: 42]. В марте 2002 г. США и Узбекистан подписали Декларацию о рамках стратегического партнерства и сотрудничества. В ней говорилось о том, что США будут рассматривать любую внешнюю угрозу безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан с максимальной серьезностью. Кроме того, Узбекистан получил отремонтированный аэродром и довольно высокую арендную плату за него -10 млн долл. в год. Позже американские военные базы появились в Кыргызстане, Таджикистане и Пакистане.

Таким образом, на несколько лет Узбекистан определился с приоритетами военно-политического сотрудничества, не прекращая при этом сотрудничество по линии СНГ. Впоследствии вмешательство США во внутренние дела Узбекистана, в частности возникновение очагов нестабильности в самой стране повлекло за собой охлаждение отношений между Узбекистаном и США. В мае 2005 г. на территории страны в Андижане произошли массовые беспорядки после захвата административных зданий группами вооружённых экстреми-

стов. Помимо этого, в Ферганской долине не раз происходили кровавые межэтнические столкновения, в частности в 1989 г. в Узбекистане и в 1990 г. в Киргизии. Страны пытались разрешить конфликты без вмешательства внешних акторов. После того, как США потребовали от властей Узбекистана проведения независимого расследования майских событий в Андижане, в начале июля 2005 г. на саммите ШОС была принята декларация с призывом к США рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания американских военных в Киргизии и Узбекистане. 29 июля 2005 года МИД Узбекистана заявил, что американцы должны будут покинуть базу в течение полугода. В конце августа сенат Узбекистана (верхняя палата парламента) придал этому решению форму закона. В принятом документе отмечалось, что сенат «не видит причин для продления деятельности базы ВВС США на территории Узбекистана». В заявлении напоминается, что «аэродром был предоставлен США для проведения поисково-спасательных и гуманитарных операций в Афганистане на основании соглашения, подписанного в 2001 г. Узбекистан выполнил свои обязательства, однако США не возместили расходы от нанесённого ущерба окружающей среде». После этого контингент базы был переведен в Кыргызстан, а база перешла под контроль военных сил ОДКБ.

Договор о коллективной безопасности, который еще называется «Ташкентским договором» впервые был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана1. Через 5 лет Узбекистан отказался продлевать договор и в 1999 г. присоединился к ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие). Ташкент отказался продлевать договор о коллективной безопасности, ссылаясь на «невозможность адаптировать документ под каждого участника». Однако аналитики отмечают, что руководство Узбекистана

1 ОДКБ делает ставку на быстрое реагирование// InfoRos. 2010, 17 декабря. URL: http://inforas.m/m/?°/o20module=news&acüon=view& id=26802 (дата обращения 27.04.2018 г.).

не собиралось мириться с главенствующим положением России в договоре, ведь сам первый президент Узбекистана Ислам Каримов на одной из конференций заявил, что «имперские силы не хотят признавать, что Узбекистан может идти независимым путем»2. ГУАМ был создан в 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией и Узбекистан присоединился к нему вплоть до 2005 г. [Язькова 2005: 11] ГУАМ предполагал развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы и стремящихся к углублению интеграции, и считался альтернативой СНГ. Характерной чертой нового объединения изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России [Язькова 2005: 12]. Но уже в 2002 г. Узбекистан заявил о намерении выйти из ГУУАМ, после чего стал игнорировать мероприятия организации. Первый президент Ислам Каримов официально заявил о выходе его страны из организации лишь в мае 2005 г. Таким образом, Узбекистан поступился своими экономическими интересами в организации и покинул ее сразу после начала цветных революций в странах-участницах ГУУАМ, в частности «оранжевой» революции на Украине и призыва президента Грузии Михаила Саакашвили к тенденции цветных революций на всем постсоветском пространстве. Формальным поводом для выхода Узбекистана послужило «существенное изменение изначально объявленных целей и задач организации». Как было сказано в письме узбекского президента Каримова, Узбекистан не устраива-

2 Как Узбекистан выполняет союзнические обязательства// Газета "Коммерсантъ" №213 от 14.11.2005, стр. 9 URL:

https://www.kommersant.ru/doc/626272 (дата обращения 20.05.2018 г.).

ют «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооружённых блоков и пересмотре существующих систем безопасности». Узбекские власти объяснили, что не способны активно участвовать в этих процессах в «силу географического положения» [Торкунов, Тюлин, Мельвиль 2005: 855]. Таким образом, Узбекистан открыто показал свое нежелание участвовать в международных организациях, которые вмешиваются во внутренние дела страны и требовал к себе соответственного отношения.

Узбекистан и сам нередко становится полноправным участником региональных конфликтов, особенно острые последствия имеют вопросы делимитации государственных границ и вопросы водопользования. Долгое время Узбекистан находился в напряженных отношениях с Таджикистаном и одной из причин данной взаимной неприязни являлись вопросы использования Рогунской ГЭС. Основной проблемой во взаимоотношениях между странами является несбалансированная система эксплуатации водных ресурсов в гидроэнергетическом режиме, при которой зимние паводки сменяются дефицитом воды в период вегетации основных сельскохозяйственных культур. Следует отметить, что во времена СССР Таджикистан обеспечивал поливной водой поля Узбекистана в поливной сезон, а Узбекистан в свою очередь, поставлял в Республику Таджикистан газ в зимний период. Однако, после распада СССР, поставки энергоносителей прекратились и на них выросли цены, поэтому Таджикистан был вынужден использовать воду в качестве источника энергии. В ответ Узбекистан заявил, что данная позиция является угрозой всему аграрному сектору региона. В 2001 г. сначала Узбекистан, а потом и Таджикистан ввели визовый режим. В марте 2018 г. ситуация изменилась и СМИ заявили о возможном участии Узбекистана в строительстве Рогунской ГЭС, основываясь на совместном заявлении президентов Узбекистана и Таджикистана Ш. Мирзиёева и Э. Рахмона, подписанного по итогам переговоров в Душанбе1. В дан-

1 Узбекистан может принять участие в строительстве Рогунской ГЭС// Бри1тк,2018

ный момент все обстоятельства указывают на потепление отношений между двумя странами. Подобное недопонимание также имели место в отношениях Кыргызстана и Узбекистана.

Помимо разногласий в вопросах водопользования, Узбекистан принимал непосредственное участие в межтаджикском конфликте. В начале ноября 1992 г. Правительство Узбекистана обещало оказать конкретную военную помощь кулябцам в случае их решительного наступления на Душанбе. Руководство Узбекистана, опасаясь распространения идей ваххабизма и исламской революции на своей территории, без мандата ООН и других международных организаций все-таки направило свои карательные военные бригады в Таджикистан с целью подавления сил Объединенной оппозиции. В результате карательные отряды нанесли еще больший урон населению региона. Узбекистан, имея общие границы с Таджикистаном, был заинтересован в безопасности своих границ и поэтому страна участвовала посредником в переговорах между враждующими. Узбекистан был первым в международном сообществе, кто в полной мере осознал всю опасность для региона, исходящую от противостояния в соседнем государстве, и призвал таджикские политические силы и мировое сообщество к немедленному урегулированию кризиса. Однако, кроме Узбекистана в мирном урегулировании ситуации была заинтересована Россия, которая действовала в регионе практически и приносила реальные результаты, предотвращая еще большее количество жертв среди местного населения. Узбекистан, оказывая помощь одной и сторон конфликта, в результате оказался сам втянут в него2.

URL: https ://ru. sputnik-

tj .com/main/20180310/1024971282/uzbekistan-tajikistan-stroitelstvo-rogunskaya-ges.html (дата обращения 08.05.2016)

2 Кулбараков Р.Д. Проблемы терроризма в Центральной Азии // Международная практическая конференция "Терроризм: проблемы противодействия" URL: http://conference.antiterror.rsbi.kz/index.php/doklads/3 6-kylbarakov (дата обращения 8.04. 2018).

В регионе распространены конфликты, в которые оказываются вовлеченными несколько стран региона сразу. В 1999 г. произошли взрывы пяти автомобильных бомб в центре Ташкента, в результате которых погибли 20 человек и более 120 человек получили ранения1. В августе того же года произошло вторжение боевиков ИДУ на территорию Кыргызстана (Баткен-ский район) с территории Таджикистана, в северо-восточные тренировочные лагеря, которые использовались для подготовки профессиональных боевиков. Отряды боевиков численностью до 400 (500) человек захватили несколько высокогорных сел, взяли в заложники командующего внутренними войсками Кыргызстана, нескольких сотрудников МВД и 4 японских геологов. Боевики потребовали освобождения из тюрем Узбекистана нескольких тысяч своих единомышленников и признания ИДУ официальной оппозицией режиму Каримова. Заложники были освобождены в октябре. Интенсивные бои с правительственными войсками Кыргызстана продолжались до декабря. В 2005 г. в Ташкенте произошла серия из 3 взрывов, совершенных террористами-смертниками: у посольства США, Израиля и в здании Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан2.

Но все же стоит отметить, что многие угрозы в отношение стран региона не оправдались. Страны региона придерживаются Конституций, где они определены как светские и пока радикальный ислам не превратился в тенденцию. Значительную роль в поддержании мира и безопасности в регионе сыграли международные интеграционные объединения ОДКБ и ШОС, целью которых, помимо экономического и культурного сотрудничества является обеспечение и поддержание безопасности,

на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком3. Многие эксперты высказываются за целесообразность совместных учений ШОС-ОДКБ, для достижения более эффективных результатов. К тому же давно высказываются предложения по расширению полномочий организаций, которые довольно осторожно действовали, когда дело касается не внешних угроз, а внутриполитических конфликтов отдельных стран. В 2010 году ОДКБ получило правовую основу для реагирования не только на внешние угрозы суверенитету, но и на внутригосударственные кризисы. Кроме того, теперь в случае спорных ситуаций ОДКБ сможет обходить принцип обязательного консенсуса при принятии решений, так как организация переходит на принятую в СНГ схему, при которой голосуют только заинтересованные в конкретном вопросе государства-члены4.

До января 2018 г. Узбекистан в своей оборонной политике руководствовался военной доктриной от 30 августа 1995 г.5 Согласно доктрине Республика Узбекистан, как суверенное государство и субъект международных отношений, основывает свою оборонную политику на принципах мирного сосуществования всех стран, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения их суверенитета и независимости, а также целостности и неизменности сложившихся межгосударственных границ. Республика Узбекистан считает, что развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами создает благоприятные условия для улучшения жизни ее народа, упрочнения общественного строя, основанного на общепризнанных нормах международного права, принципах

1 Фадеева, А. А. История региональной интеграции в Центральной Азии. (1991-2015 гг.) //Магистерская диссертация, 2016 URL: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2536 (дата обращения 13.04.2018)

2 Кулбараков Р.Д. Проблемы терроризма в Центральной Азии // Международная практическая конференция «Терроризм: проблемы противодействия» URL: http://conference.antiterror.rsbi.kz/index.php/doklads/3 6-kylbarakov (дата обращения 8.04. 2016).

3 Крамник И. Учения ШОС - подготовка к экзамену. 2 РИА Новости. 2010, 16 сентября. http:// www.rian.ru/analytics/20100916/276184909.html (дата обращения 8.04. 2016).

4 ОДКБ делает ставку на быстрое реагирование. InfoRos. 2010, 17 декабря. URL: http://inforos.ru/ru/? module=news&action=view&id=26802 (дата обращения 27.12.2015 г.).

5 Военная доктрина Республики Узбекистан// LEX.uz, 2018 URL: http://www.lex.uz/docs/134026 (дата обращения 27.04.2018 г.).

демократии и социальной справедливости. Военная доктрина также предусматривала развитие при активном участии заинтересованных государств и мирового сообщества системы региональной безопасности Центральной Азии.

В декабре 2017 г. был принят и одобрен Сенатом и подписан Президентом Ш. Мирзиеевым новый закон «Об Оборонной Доктрине Республики Узбекистан»1. Новая доктрина Республика Узбекистан подтверждает оборонительный характер страны. Она не считает своим противником ни одно из государств и строит отношения со всеми странами на основе приоритета национальных интересов страны и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, взаимной выгоды, равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования всех спорных вопросов мирными средствами и путем переговоров, признания нерушимости и неизменности сложившихся межгосударственных границ2. Кроме того, Узбекистан не допускает присутствия своих военных контингентов за пределами страны и теперь его военная политика носит в основном оборонительный характер, этим и объясняется смена формулировки с «военной» доктрины на «оборонительную».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод что ситуация с безопасностью в регионе оставляет желать лучшего. Географическая близость к очагам нестабильности, высокий уровень коррупции в странах региона, экономическая и социальная нестабильность, низкий уровень информированности и религиозного образования могут свести на нет любые попытки минимизировать и сдерживать угрозы в регионе. Также на безопасность в регионе влияют и внешние силы. В регионе остается угроза цветных революций и раскачивания политической обстановки по причине растущего недоверия народа к действующей власти. Узбекистан играет важ-

1 Закон Республики Узбекистан об Оборонной Доктрине Республики Узбекистан// LEX.uz, 2018 URL: http://www.lex.uz/docs/3495906?0NDATE=10.01.201 8%2000#3497629 // (дата обращения 27.04.2018 г.).

2 Там же

ную роль в обеспечении безопасности в Центральной Азии, в том числе в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми. Двусторонние и многосторонние усилия Узбекистана для решения кризиса в Афганистане представляют собой важный вклад в достижение мира и стабильности в этой стране. Однако, нередко сама страна оказывалась в роли участника, а иногда и инициатора конфликтов в регионе. Данные прецеденты с одной стороны были связаны с бескомпромиссной политикой первого Президента Узбекистана Ислама Каримова, с другой стороны с не проработанностью региональных проблем в целом. Узбекистан всегда демонстрировал решимость действовать смело, самостоятельно и ловко лавировать между своими союзниками, действуя исключительно в своих интересах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богатуров А.Д, Дундич А.С., Троицкий Е. Ф.. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000-х годах. Очерки текущей политики. Выпуск 4. М.: НОФМО, 2010. 104 с.

2. Старчак М. В. Сотрудничество России и США в сфере военного сотрудничества с Кыргызстаном и прогноз на будущее // Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2014. - №1 (7). -С. 42

3. Торкунов А.В., Тюлин И.Г., Мельвиль А.Ю. и др. Региональные организации на пространстве СНГ // Современные международные отношения и мировая политика. - М.: Просвещение, 2005. -С. 855-856. - 990 с.

4. Язькова А. Саммит ГУАМ: намеченные цели и возможности их реализации // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2005. - Вып. 16. - С. 10-13.

Сведения об авторе: Ахмедов Хуршид Тулкин угли - магистр в области международных отношений кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Bogaturov A.D, Dundich A.S., Troickij E. F. Central'naja Azija: «otlozhen-nyj nejtralitet» i mezhdunarodnye ot-noshenija v 2000-h godah. Ocherki tekushhej politiki. Vypusk 4. M.: NOFMO, 2010. 104 pp.

2. Starchak M. V. Sotrudnichestvo Ros-sii i SShA v sfere voennogo sotrudniche-stva s Kyrgyzstanom i prognoz na budu-shhee // Ezhegodnik Instituta mezhdunarod-nyh issle-dovanij Moskovskogo gosudar-stvennogo instituta mezhdunarodnyh ot-noshenij (Universi-teta) Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii. - 2014. - №1 (7). - S. 42

3. Torkunov A.V., Tjulin I.G., Mel'-vil' A.Ju. i dr. Regional'nye organiza-cii na prostranstve SNG // Sovremennye mezhdu-narodnye otnoshenija i mirovaja po-litika: uchebnik. - M.: Prosveshhenie, 2005. - S. 855856. - 990 s.

4. Jaz'kova A. Sammit GUAM: name-chennye celi i vozmozhnosti ih realizacii // Evropejskaja bezopasnost': sobytija, ocenki, prognozy. - Institut nauchnoj informacii po obshhestvennym naukam RAN, 2005. - Vyp. 16. - S. 10-13.

About the author: Akhmedov Khurshid Tulkin Ugli. Master of International Relations international relations of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.