Научная статья на тему 'Узбекистан - региональная сверхдержава Центральной Азии? Реальность или дилемма'

Узбекистан - региональная сверхдержава Центральной Азии? Реальность или дилемма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2416
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Реза Фарамани Расул, Моради Гейдар

После распада Советского Союза страны Центральной Азии получили независимость и стали проводить самостоятельную внешнюю политику, свободную от российского контроля. При этом единственной из этих стран, способной к независимой и активной внешней политике, рассчитанной на долгосрочную перспективу, является Узбекистан. Он же сильнее других стран стремится достичь положения региональной сверхдержавы. Для этого имеются серьезные объективные и субъективные предпосылки: военный потенциал, относительно большое и относительно гомогенное население, географическое положение и природные ресурсы, определенная поддержка его светского режима и готовность согласиться на его гегемонию в регионе со стороны Соединенных Штатов Америки, наконец, политическая воля. В статье делается попытка ответить на вопрос, почему же, несмотря на все эти предпосылки и немалые усилия, Узбекистан до сих пор не сумел добиться поставленной цели. На взгляд авторов, достичь ведущего положения в регионе и занять место региональной сверхдержавы стране мешает ряд серьезных проблем, ограничивающих ее внешнеполитические возможности. К числу таких ограничителей относятся несклонность Узбекистана к интеграции и согласованию действий в масштабах региона, особенности географического положения Узбекистана, ставящие его в сильную зависимость от действий соседей, дефицит водных ресурсов, структурные слабости его экономики, проблемы с политической системой и вызовы со стороны исламского фундаментализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекистан - региональная сверхдержава Центральной Азии? Реальность или дилемма»

УЗБЕКИСТАН — РЕГИОНАЛЬНАЯ СВЕРХДЕРЖАВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ? РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ДИЛЕММА

Расул РЕЗА ФАРАМАНИ

магистр политологии Колледжа страхования Организации экономического сотрудничества при Университете Аламе Табатабаи (Керманшах, Иран)

Гейдар МОРАДИ

магистр политологии, член Клуба молодых ученых отделения Исламского университета Азад в Санандадже (Санандадж, Иран)

АННОТАЦИЯ

После распада Советского Союза страны Центральной Азии получили независимость и стали про-

водить самостоятельную внешнюю политику, свободную от российского контроля. При этом единственной из этих

стран, способной к независимой и активной внешней политике, рассчитанной на долгосрочную перспективу, является Узбекистан. Он же сильнее других стран стремится достичь положения региональной сверхдержавы. Для этого имеются серьезные объективные и субъективные предпосылки: военный потенциал, относительно большое и относительно гомогенное население, географическое положение и природные ресурсы, определенная поддержка его светского режима и готовность согласиться на его гегемонию в регионе со стороны Соединенных Штатов Америки, наконец, политическая воля. В статье делается попытка ответить на вопрос, почему же, несмотря на все эти предпосылки и

немалые усилия, Узбекистан до сих пор не сумел добиться поставленной цели. На взгляд авторов, достичь ведущего положения в регионе и занять место региональной сверхдержавы стране мешает ряд серьезных проблем, ограничивающих ее внешнеполитические возможности. К числу таких ограничителей относятся несклонность Узбекистана к интеграции и согласованию действий в масштабах региона, особенности географического положения Узбекистана, ставящие его в сильную зависимость от действий соседей, дефицит водных ресурсов, структурные слабости его экономики, проблемы с политической системой и вызовы со стороны исламского фундаментализма.

Введение

Узбекистан стал независимым государством в конце 1991 года в результате распада Советского Союза. Благодаря самой большой в регионе численности населения, богатым запасам энергетических ресурсов и иных полезных ископаемых, географическому положению на пересечении региональных торговых и транспортных сетей эта не имеющая выхода к морю страна потенциально является региональной сверхдержавой1.

Со времени получения независимости главной внешнеполитической целью Узбекистана было сохранение внутренней стабильности его авторитарного режима и суперпрезидентской республики. Власти страны быстро поняли, что достичь этой цели будет легче, если они сумеют предотвратить нежелательное вмешательство и давление со стороны внешних игроков2. Узбекистан, одна из ведущих стран Центральной Азии, играет серьезную роль в геополитических процессах, начавшихся в южной части прежнего Советского Союза после его распада. Во многом это обусловлено географическим положением страны, лежащей в самом центре региона, ее историей, а также особым политическим курсом узбекских властей, придерживающихся весьма специфического вектора государственного развития3.

Узбекистан, в котором проживает больше половины всего населения Центральной Азии, стремится к ведущей роли в регионе. Его внешнеполитический курс очень сильно зависит от того, какие решения в тот или иной момент примет президент. В начале августа 2012 года президент Каримов представил в законодательный орган новую Концепцию внешней политики,

1 Cm.: Nichol J. Uzbekistan Recent Developments and U.S. Interests. Congressional Research Service, 21 August 2013.

2 Cm.: Spechler D.R., Spechler M.C. The Foreign Policy of Uzbekistan: Sources, Objectives and Outcomes: 1991— 2009 // Central Asian Survey, June 2010, Vol. 29, No. 2. P. 159—170.

3 Cm.:MenteshashviliA. Security and Foreign Policy in Central Asian and Caucasian Republics. Tbilisi, 1999.

которая была стремительно одобрена. В ней провозглашается, что «основными целями внешней политики Республики Узбекистан являются дальнейшее упрочение независимости и суверенитета государства, укрепление места и роли страны в международной политике, создание максимально благоприятных условий для обеспечения национальной и региональной безопасности, устойчивого и динамичного развития национальной экономики, продолжения поступательного движения по пути строительства открытого демократического государства, вхождения в число развитых государств мира»4.

Страны Центральной Азии стремятся занять в регионе как можно более значимые позиции по отношению к другим странам и к внерегиональным державам, и в этом контексте особо следует отметить внешнеполитическую активность и региональные амбиции Узбекистана. У него есть серьезные предпосылки для того, чтобы взять на себя роль региональной державы. В частности, этому могут способствовать исторические и культурные факторы. Если обратить взгляд в прошлое, можно увидеть, что в СССР руководство Коммунистической партии отводило Узбекистану важную роль: у его лидеров были особые возможности и полномочия проводить в жизнь в регионе распоряжения Кремля. Так, в Таджикистане политические и военные руководители в большинстве случаев назначались узбекскими правящими группами.

Узбекистан считает, что его географическое положение, размеры населения, проживание по всему региону этнических узбекских общин, военная мощь, сотрудничество с Соединенными Штатами в военной сфере, в сфере безопасности в борьбе с терроризмом и исламским фундаментализмом, наличие на его территории таких важных культурных и религиозных центров, как Самарканд и Бухара, роль Ташкента как религиозного центра мусульман в советское время — все это дает ему основания претендовать на статус региональной сверхдержавы.

Региональная сверхдержава

Региональные сверхдержавы (их еще иногда называют региональными лидерами, ведущими странами региона или великими державами регионального масштаба) — это страны, признаваемые в данном регионе в качестве мощной силы независимо от дружественности или враждебности их отношений в рамках региональной системы5. В международных отношениях региональной сверхдержавой считается страна, обладающая в пределах соответствующего региона мощью и властью. Региональные сверхдержавы образуют полюса своих регионов. Обычно региональная сверхдержава располагает возможностями и рычагами воздействия, важными в масштабах региона, но не в глобальном масштабе. Критерии определения и признаки региональной сверхдержавы в разных дефинициях слегка варьируются. Так, Европейский консорциум политических исследований определяет региональную сверхдержаву следующим образом: «Государство, принадлежащее к четко определенному географическому региону, доминирующее в этом регионе в военном и экономическом отношении, способное осуществлять гегемонию в регионе и оказывать существенное влияние на мировой арене, готовое использовать свою мощь и признаваемое или даже с готовностью принимаемое своими соседями в качестве регионального лидера»6. От региональных сверхдержав ожидают, что они

4 Uzbekistan to Adopt Concept of Foreign Policy Activities // UzDaily News Service, 31 July 2012; Legislative Chamber Approves Concept of Foreign Political Activities // UzDaily News Service, 1 August 2012; Lillis J. Uzbekistan: Tashkent Says No to Foreign Military Bases and Blocs // Choihona — Eurasianet, 3 August 2012. Русский текст см.: Внешняя политика. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан [http://mfa.uz/ru/cooperation/policy/].

5 См.: WrightM. Power Politics. В кн.: Classical Theories of International Relations / Ed. by H. Bull, et al. London, 1978. P. 63.

6 A Maturing Regional Power? [www.essex.ac.uk/news/2006/nr20060314.htm].

будут исполнять функции региональных миротворцев и полицейских, поддерживающих порядок, и возьмут на себя роль морального авторитета. На них лежит ответственность за поддержание порядка на их заднем дворе. Иногда в этом деле они могут пользоваться ограниченной поддержкой великих держав. Кроме того, ожидают, что региональные сверхдержавы будут способствовать распространению и соблюдению приемлемых правил и норм региональной политики7.

Характеристики региональной сверхдержавы

Региональная держава — это государство, которое

1) составляет часть некоторого четко определенного в географическом, экономическом, политическом и идейно-психологическом отношении региона;

2) оказывает заметное влияние на геополитическую ситуацию и идейно-политическое устройство региона;

3) демонстрирует наличие материальных (военных, экономических, демографических), организационных (политических) и идеологических ресурсов, позволяющих ему проецировать свою мощь в масштабах региона;

4) связано с данным регионом экономически, политически и культурно;

5) пользуется реальным влиянием на дела региона — как на предпринимающиеся действия, так и на их результаты;

6) все сильнее влияет на происходящее в регионе через региональные органы управления;

7) интегрировано в межрегиональные и глобальные организации и институты, где не только представляет собственные интересы, но и выступает, пусть и в самой ограниченной форме, как представитель интересов региона8;

8) признается в качестве региональной сверхдержавы другими странами как в самом регионе, так и за его пределами, особенно сверхдержавами других регионов;

9) в значительной степени определяет региональную повестку дня в сфере безопасности;

10) сама претендует на данную роль (поддерживает самообраз региональной сверхдержавы)9.

Основные принципы, цели и направления внешней политики Узбекистана

31 сентября 1991 года, день официального провозглашения независимости Узбекистана, стал исходным моментом в процессе его полноценной интеграции в мировое сообщество. С

7 Cm.: Flemes D. Conceptualising Regional Power in International Relations: Lessons from the South African Case, June 2007 [www.giga-hamburg.de/workingpapers]. P. 10.

8 Cm.: NolteD. How to Compare Regional Powers: Analytical Concepts and Research Topics. Hamburg: GIGA German Institute of Global and Area Studies. Preliminary Version Paper prepared for delivery at the ECPR Joint Session of Workshops, Helsinki, 7—12 May 2007.

9 Cm.: NolteD. Macht und Machthierarchien in den internationalen Beziehungen. Ein Analysekonzept für die Forschung über regionale Führungsmächte. B kh.: GIGA Working Paper No. 29. Hamburg: GIGA, 2006. P. 28 [www.giga-hamburg.de].

обретением суверенитета Узбекистан получил возможность проводить самостоятельную внешнюю политику. В основе ее лежат следующие общие принципы и цели.

1. Внешняя политика страны основывается на приоритете национальных интересов страны при соблюдении общих принципов и норм международного права, невмешательстве во внутренние дела других стран, равноправном сотрудничестве и стремлении решать спорные вопросы мирным путем.

2. Узбекистан не рассматривает ни одну страну как своего противника в военном или политическом плане.

3. Военная политика страны основывается на Конституции Республики Узбекистан, Законе «Об обороне», Военной доктрине Республики Узбекистан, обязательствах Узбекистана в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, натовского «Партнерства ради мира» и других международных организаций.

4. Военная доктрина Узбекистана, как она представлена в Законе «Об обороне» от 1992 года, выглядит строго оборонительной и не содержит никаких территориальных претензий ни к одной стране.

5. Общая военная доктрина Узбекистана не допускает принятия на вооружение армией страны стратегического или тактического ядерного, а также химического оружия.

6. Вооруженные силы страны по мировым стандартам невелики, она считается сильнейшей в военном отношении среди пяти новых независимых государств Центральной Азии.

7. Особая роль отводится превентивной дипломатии, нацеленной прежде всего на разрешение и предотвращение конфликтов на международном и региональном уровне.

8. С другой стороны, опыт предотвращения и разрешения вооруженных конфликтов как в мире в целом, так и на территории стран СНГ показывает, что возможности мирного разрешения конфликтов могут использоваться более эффективно в том случае, когда они опираются на достаточную военную мощь и поддержку10.

Характерной чертой узбекской внешней политики является разработанная под руководством президента И. Каримова «превентивная дипломатия», направленная на своевременное предотвращение эскалации и напряженности и ликвидацию конфликтных ситуаций. Республика Узбекистан неоднократно и своевременно обращалась к мировому сообществу с призывом решить проблему Афганистана, активно противостоять терроризму, экстремизму и наркоагрессии, объявить Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия.

Один из главных внешнеполитических приоритетов Узбекистана — укрепление и развитие отношений с соседними странами. Дальнейшее расширение регионального сотрудничества является важнейшим условием установления мира, стабильности и процветания в Центральной Азии. Особое внимание уделяется конструктивному взаимодействию в рамках Организации Центрально-Азиатского сотрудничества.

Динамично и последовательно развивая отношения со странами Запада, Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной и Южной Азии, Узбекистан стремится сделать эти отношения более прочными и наполнить их более глубоким содержанием. Основываясь на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 1996 года между Узбекистаном и Европейским союзом, страна стремится расширить политический диалог и торговые отношения с ЕС11.

10 Cm.: Pikulina M. Uzbekistan in the Mirror of Military Security: A Historical Preface to Current Events // Conflict Studies Research Centre, Defense Academy of the United Kingdom, November 1999.

11 Cm.: Foreign Policy of Uzbekistan. The Governmental portal of the Republic of Uzbekistan [www.state.gov/r/pa/ei/ bgn/2924.htm Uzbekistan].

После объявления независимости Узбекистан получил возможность установить прямые контакты с мусульманскими странами Азии, Ближнего и Среднего Востока — странами, близкими ему по духу, культуре и традициям. Политические, экономические и культурные отношения с этими странами постоянно развиваются. Сотрудничество, нацеленное на поддержание мира и стабильности в регионе и в мире в целом, остается одним из главных приоритетов внешней политики Узбекистана12.

Узбекистан проводит многовекторную внешнюю политику, в рамках которой стремится дистанцироваться от России и выйти из-под ее влияния за счет

1) участия в различных многосторонних объединениях;

2) укрепления отношений с Западом13 и

3) обретения позиции регионального лидера14.

В своих шагах по обеспечению национальной безопасности и предложениях по укреплению региональной безопасности Узбекистан отдает приоритет следующим направлениям.

> Укрепление национальной безопасности: здесь особое внимание уделяется строительству и укреплению национальных Вооруженных сил;

> Укрепление системы региональной безопасности: здесь на первое место ставится укрепление доверия с соседними странами и координация действий в сфере региональной обороны с другими странами на базе Центральноазиатского альянса (с Казахстаном и Кыргызстаном) и двустороннего сотрудничества (с другими странами региона и странами СНГ, включая Россию).

> Укрепление коллективной безопасности в масштабах СНГ: здесь первостепенное внимание уделяется работе в рамках Договора о коллективной безопасности.

> Укрепление системы безопасности в масштабах Евразии для обеспечения благожелательного отношения к осуществлению миротворческих акций: здесь особенно важным считают укрепление отношений с ОБСЕ и НАТО.

> Укрепление глобальной системы безопасности: здесь на первом месте стоит сотрудничество с ООН15.

Узбекистан и другие государства Центральной Азии

Таджикистан

Внешняя политика независимого Узбекистана в Центральной Азии всегда была откровенно активной, нацеленной на лидерство. В 1990-х годах реальное сопротивление попыткам Узбекистана проводить более решительную региональную политику исходило от Таджикистана16.

12 Cm.: Ibidem.

13 Cm.: Akbarzadeh S. Uzbekistan and the United States: Authoritarianism, Islamism and Washington's Security Agenda. London: Zed Books, 2005. P. 65—67.

14 Cm.: Horsman S. Uzbekistan's Involvement in the Tajik Civil War 1992—1997: Domestic Considerations // Central Asian Survey, 1999, Vol. 18 (1). P. 44—45.

15 Cm.: PikulinaM. Op. cit.

16 Cm.: Ozzano L. Uzbekistan's Foreign Policy (1991—2001): A Decision-Making Analysis // Working Papers Anno dipartimnto di studi political. Torino, Italy, 2004, No. 4.

4 сентября 1992 года Каримов совместно с лидерами других стран Центральной Азии и российским президентом выступил с предупреждением об угрозе для всего региона из-за конфликта в Таджикистане. Именно в Узбекистане проходили подготовку и получили оружие бойцы из Гиссара и из Курган-Тюбе и Куляба, главным образом узбеки. 6 декабря эти силы, поддержанные узбекской авиацией, атаковали столицу, и восемь дней спустя Рахмонов получил возможность занять свой пост в Душанбе17. Не приходится сомневаться в том, что Ташкент стал поддерживать все группы, сражавшиеся против режима: в последующие месяцы отношения между двумя соседними странами стремительно ухудшались, и Рахмонов обвинил Узбекистан в помощи узбекским наемникам, теперь уже сражавшимся вместе с оппозицией,18 и даже в соучастии в покушении на самого Рахмонова в апреле 1997 года во время его визита в Худжанд19. Кроме того, на Ташкент возлагали вину за несколько вооруженных выступлений на севере страны, успешно подавленных российскими войсками20. Таджикистан обвинил Узбекистан в поддержке сепаратистов: там опасаются, что этнические узбеки, составляющие 25% населения страны, могут потребовать для себя автономии. Узбекистан, в свою очередь, обвинил Таджикистан в том, что тот дает убежище узбекским и таджикским террористам, намеревающимся свергнуть правительство Узбекистана21. Таджикистан сильно зависит от завоза товаров через территорию Узбекистана. В 2010 году Узбекистан в течение длительных периодов приостанавливал пропуск железнодорожных вагонов через границу с Таджикистаном, чтобы помешать возведению плотины, а возможно, и вызвать в Таджикистане дефицит других товаров и тем оказать давление на таджикское правительство22. В феврале 2010 года Узбекистан начал ограничивать и автомобильное сообщение с Таджикистаном, возможно, с целью оказать на Таджикистан давление и заставить его отказаться от строительства плотины, способной сократить объем поступающего в Узбекистан речного стока23.

Афганистан

Когда в 1991 году страны Центральной Азии получили независимость, трем южным республикам, имеющим общую границу с Афганистаном, пришлось вырабатывать внешнеполитический курс по отношению к беспокойному соседу. Главной задачей было не допустить, чтобы охвативший Афганистан конфликт перекинулся на их территорию. Большинство авторов полагают, что Каримов рассчитывал, опираясь на узбекскую общину в Афганистане во главе с полевым командиром генералом Дустумом, сражавшимся во время Афганской войны (1979—1989) на стороне Советской Армии, создать на границах с Узбекистаном буферную зону стабильности, защищающую южные области республики от дальнейшего влияния исла-мистов24. Для этого Ташкент, как предполагают, предоставлял Дустуму денежные средства и

17 См.: RubinB.H. Tajikistan: From Soviet Republic to Russian-Uzbek Protectorate // Symposium «The International Relations of Central Asia». В кн.: Central Asia and the World: Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan, and Turkmenistan. New York, 1994.

18 См.: Anderson J. The International Politics of Central Asia. Manchester/New York: Manchester University Press, 1997. P. 183.

19 См.: Bohr A. Uzbekistan: Politics and Foreign Policy // Central Asian and Caucasian Prospects, Royal Institute of International Affairs, London, 1998. P. 52.

20 См.: Ibid. P. 54.

21 Подробнее об узбеко-таджикских водных войнах см., например: Uzbekistan vs Tajikistan: Competition over Water Resources Intensifying // Eurasianet, 8 December 2010.

22 См.: Kyrgyzstan, Tajikistan Agree on Border Cooperation // RFE/RL, 4 March 2009.

23 См.: Nichol J. Op. cit.

24 См.: Bohr A. Op. cit. P. 55.

вооружение (отдельные комментаторы даже говорят о мечте Каримова о «Большом Узбекистане», включающем и контролируемые Дустумом афганские провинции)25. На протяжении нескольких лет стратегия Каримова вполне срабатывала, и даже после утверждения власти «Талибана» Дустум сохранял контроль над шестью северными провинциями Афганистана, пока узбекский лидер с 1994 года безуспешно пытался сколотить широкую антиталибскую коалицию и привлечь к участию в ней Россию и страны Центральной Азии26. Нынешние тенденции во внешней политике Узбекистана, особенно в том, что касается Афганистана, демонстрируют явные признаки стратегической неопределенности из-за противоречивого характера действий Узбекистана на международной арене в целом в последнее время. Эта внутренняя противоречивость, в свою очередь, отражает неоднозначность политических тенденций в регионе. Политическая позиция Узбекистана в отношении Афганистана представляется весьма нечеткой27.

Казахстан

Отношения между Узбекистаном и Казахстаном уже давно рассматриваются как соперничество Каримова с казахстанским президентом Н. Назарбаевым за положение регионального лидера28. Со времени провозглашения независимости Казахстана и Узбекистана в 1991 году между двумя странами было подписано около сотни двусторонних соглашений. Среди самых известных — Стратегия экономического сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном на 2007—2016 годы и Программа экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан на 1998—2005 годы. Представляется, что интересы двух стран больше всего совпадают в том, что касается проблем национальной безопасности, особенно противодействия угрозам со стороны мусульманских экстремистов. В марте 2006 года, за несколько дней до визита Назарбаева в Узбекистан, власти Казахстана не удовлетворили запрос Узбекистана об экстрадиции одного из самых непримиримых противников Каримова, диссидента имама Обидхона кори Назарова и позволили тому покинуть Казахстан для получения убежища в Европе29. На пресс-конференции 9 сентября 2002 года президенты Казахстана и Узбекистана объявили, что им удалось преодолеть все разногласия по вопросу о демаркации границы и в отношениях между двумя странами не осталось никаких спорных проблем. Президент Назарбаев даже предположил, что в будущем перед лицом существующих военных и политических блоков казахи и узбеки могут объединиться в единую страну. Официальные власти Узбекистана никак не отреагировали на это экстравагантное заявление, в котором, по всей вероятности, следует видеть выражения чувства дружбы и общности интересов. Первым шагом в направлении к более тесному сотрудничеству могло бы стать улучшение координации экономик двух стран30. Сознавая возможности, которые открывает стремительно растущая экономика Казахстана, Узбекистан и Казахстан в июле 2007 года подписали новую стратегию сотрудничества, рассчитанную на 10 лет. Премьер-министр Казах-

25 Cm.: Capisani G. The Handbook of Central Asia. London/New York: Tauris, 2000. P. 97.

26 Cm.: RashidA. Talebani. Islam, Petrolio e il Grande Scontro in Asia Centrale. Milano: Feltrinelli, 2001. P. 184.

27 Cm.: Tolipov F. Strategic Uncertainty in Uzbekistan's Afghanistan Policy // CACI Analyst, 22 July, 2011 [www. cacianalyst.org/?q=node/5583].

28 Cm.: Uzbekistan page [www.ncsj.org/Uzbekistan.shtml].

29 Cm.: WeitzR. Karimov-Nazarbayev Rivalry Pervades Bilateral Summit // CACI Analyst, 14 May, 2008 [www.caci-analyst.org/?q=node/4856].

30 Cm.: Plater-ZyberkH. Uzbekistan: Old Threats & New Allies. Conflict Studies Research Centre. Defense Academy of the United Kingdom, January 2003.

стана Карим Масимов назвал южного соседа Казахстана «стратегическим партнером». Объем двусторонней торговли стремительно рос31.

Кыргызстан

Отношения Узбекистана с Кыргызстаном до сих пор осложнены серьезными проблемами. Одна из них — участок приграничной территории, право пользоваться которым во времена советского правления было предоставлено Узбекистану и который до сих пор не был возвращен под суверенитет Кыргызстана32. Однако на протяжении 1990-х годов отношения между двумя странами, несмотря на весь потенциал для конфликта из-за спорных территорий33, оставались в основном вполне мирными34. Конфликт был спровоцирован нарастанием угрозы для правящего режима Узбекистана со стороны исламистских боевиков, с особой силой проявившейся во взрывах в Ташкенте 16 февраля 1999 года и во вторжениях в страну боевиков из Исламского движения Узбекистана летом 1999 и 2000 годов, осуществлявшихся через территорию Кыргызстана35. Во взрывах в Ташкенте в 1999 году также обвиняли исламских фундаменталистов, проникших в Узбекистан с территории Кыргызстана. Это побудило Узбекистан ввести более строгие ограничения на пересечение границы со стороны Кыргызстана и установить в приграничных районах противопехотные мины. Еще одним источником напряженности в отношениях между двумя странами стал отказ Кыргызстана вернуть в Узбекистан сотни беженцев, хлынувших туда через границу после андижанской бойни в 2005 году36. В октябре 1999 года узбекская сторона критиковала власти Кыргызстана за недостаточно энергичные усилия по ликвидации исламистских боевиков на его территории37. Отношения между Ташкентом и Бишкеком постепенно улучшаются, однако в 2002 году И. Каримов, говоря о безопасности в регионе, заявил, что отдельные страны пока ограничиваются лишь разговорами о борьбе с терроризмом и «слишком долго заигрывают с терроризмом»38.

17 мая 2005 года Каримов утверждал, что «тюльпановая революция» способствовала постоянному притоку из Кыргызстана в Узбекистан оружия для террористов, и обвинил Кыргызстан в укрывательстве бежавших из Узбекистана «террористов»39. В том же году премьер-министр Кыргызстана категорически отверг утверждения Каримова о том, что андижанские боевики пользовались учебными базами в Кыргызстане и получали от него иную помощь. Конфликт между этническими узбеками и этническими кыргызами на юге Кыргызстана в июне 2010 года еще сильнее обострил напряженность в отношениях между странами. До 100 000 этнических узбеков бежали от насилия в Южном Кыргызстане и укрылись в лагерях

31 Cm.: SpechlerD.R., SpechlerM.C. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Cm.: Megoran N. Bad Neighbors, Bad Fences // Asia Times, 15 March 2000 [http://www.atimes.com/casia/ BC15Ag01.html].

33 Cm.: Central Asia: Border Disputes and Conflict Potential. Crisis Group Report 33, 4 April 2002.

34 Cm.: Megoran, N. W. The Borders of Eternal Friendship? The Politics and Pain of Nationalism and Identity along the Uzbekistan-Kyrgyzstan Ferghana Valley Boundary 1999-2000. Cambridge, unpublished PhD dissertation, 2002.

35 Cm.: Naumkin V.V. Militant Islam in Central Asia: The Case of the Islamic Movement of Uzbekistan. Berkeley Program in Post-Soviet Studies, Spring, 2003.

36 Cm.: Oliker O. Why America Shouldn't Sever Ties with Uzbekistan // RAND, 6 September 2005 [http://www.rand. org/commentary/090605BS.html].

37 Cm.: Plater-ZyberkH. Op. cit.

38 Ibidem.

39 Cm.: The White House. White House Briefing, 13 May 2005; The State Department. Daily Press Briefing, May 18, 20, 24, and 26, 2005; The White House. President's Press Conference, 31 May 2005.

беженцев на территории Узбекистана40. Спустя год столкновения между узбеками и кыргыза-ми все еще оставались предметом разного рода обвинений, предположений и интерпретаций. Они стали впечатляющим уроком для так называемых новых независимых государств в Центральной Азии, особенно для Кыргызстана и соседнего с ним Узбекистана. В ходе столкновений вопрос о том, вмешается ли Узбекистан, чтобы защитить узбеков в Южном Кыргызстане, был ключевым вопросом, определявшим возможный ход развития событий и их результат41.

Туркменистан

После того как Туркменистан и Узбекистан в 1991 году стали независимыми государствами, отношения между ними далеко не всегда оставались безоблачными. Источники напряженности были самые разные. Среди них пограничные споры — главный источник проблем в отношениях между всеми странами Центральной Азии. К ним добавлялись и другие факторы. Как и почти все страны Центральной Азии, Туркменистан беспокоило стремление Узбекистана утвердиться в качестве доминирующей силы в регионе. Но после неудачного покушения на президента Ниязова в ноябре 2002 года, которое туркменские власти восприняли как попытку государственного переворота, абстрактная озабоченность сменилась вполне конкретными опасениями42. Отношения между Туркменистаном — страной, стремившейся свести к минимуму все контакты с окружающим миром, — и Узбекистаном стали крайне напряженными. Советский режим в свое время проводил границы между странами таким образом, что на территории каждой из двух стран оказались этнические меньшинства, и в условиях экономического упадка и узбекское меньшинство в Туркменистане, и туркменское меньшинство в Узбекистане испытывали дискриминацию43. После 2004 года отношения между двумя странами немного улучшились. В 2004 году президент Туркменистана нанес визит в Узбекистан. В октябре 2007 года, уже при новом руководстве Туркменистана, президент Каримов прибыл туда с государственным визитом, породив надежды на улучшение двухсторонних отношений44.

Что же мешает Узбекистану стать региональной сверхдержавой?

Ситуация с правами человека

Ст. 13 Конституции Республики Узбекистан провозглашает: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».

40 Cm.: Opening Statement of Assistant Secretary Schwartz. U.S. Department of State, 29 June 2010 (cm. TaK^e: Tashkent's Response to Kyrgyz Crisis Boosts Karimov's Image // Eurasianet, 15 July 2010).

41 Cm. : TolipovF. Uzbekistan — Kyrgyzstan Relations after June 2010 Imply a Continued Lack of Regionalism // CACI Analyst, 3 August 2011 [www.cacianalyst.org].

42 Cm.: Peimani H. Turkmenistan Reconsiders Relations with Uzbekistan. Johns Hopkins University, Central Asia Caucasus Institute, 4 June 2003 [www.cacianalyst.org].

43 Cm.: Ibidem.

44 Cm.: PannierB. Uzbekistan: President Makes Landmark Visit to Turkmenistan // RFE/RL, 18 October 2007 [http:// www.rferl.org/featuresarticle/2007/10/a3c5c120-764e-4c37-811f-75f56e39c3b3.html].

Однако пресса и электронные СМИ находятся под жестким контролем государства. Даже блокируются отдельные электронные сайты, в том числе и располагающиеся на территории России. Представители нескольких известных мировых информационных агентств и наблюдатели международных правозащитных организаций высылались из страны под надуманными предлогами, когда того требовали политические интересы властей45.

В мае 2005 года жестокое подавление гражданских выступлений в городе Андижане на востоке Узбекистана вызвало горячие протесты по всему миру. Правительство США все более жестко критиковало действия режима Каримова и требовало независимого расследования происходивших событий46. Сообщали о десятках гражданских лиц, убитых или раненных в ходе подавления беспорядков. По сообщениям присутствовавших на месте событий зарубежных репортеров и других заслуживающих доверия свидетелей, множество людей погибли, когда войска открыли огонь по демонстрантам на главной площади47. Как утверждалось в Докладах о соблюдении прав человека в странах мира за 2009 год Государственного департамента США, власти Узбекистана по-прежнему допускали серьезные нарушения прав человека. Среди прочих указывались такие нарушения, как произвольные аресты и задержания; отказ в справедливой судебной процедуре; ограничения свободы слова, печати, собраний и объединений; контроль со стороны государства над деятельностью гражданского общества; использование принудительного труда на хлопковых полях. Пытки и дурное обращение стали обычной практикой в тюрьмах и местах задержания. Сообщалось о людях, которые, как утверждали, умерли от пыток во время пребывания в тюрьмах или местах задержания48. Узбекистан не является демократическим государством и не имеет свободной прессы. В стране было создано несколько одобренных властями политических партий, но они пока не продемонстрировали готовности отстаивать какой-то отличный от линии властей политический курс. Полиция и разведывательные службы используют пытки как повседневный инструмент расследования49.

Характер политической системы

Оппозиционным партиям отказывают в регистрации, их члены подвергаются преследованиям, а иногда и арестам, возрастает давление на НПО и гражданское общество в целом. Свобода выражения мнений по-прежнему остается крайне ограниченной50. Почти вся власть принадлежит исполнительным органам51. Режим президента Каримова становится все более авторитарным. Этот процесс особенно усилился с принятием 8 декабря 1992 года новой Конституции, расширившей полномочия президента52. Полное доминирование президента Каримова в политической жизни страны грозит появлением разрушительного политического вакуума после его ухода53. Между 1989 годом и маем 1992 года, когда разразилась гражданская

45 Cm.: SpechlerD.R., SpechlerM.C. Op. cit.

46 Cm.: Akbarzadeh S. Uzbekistan and the United States: Friends or Foes? // Middle East Policy, 2007, Vol. 14 (1). P. 113—114.

47 Cm.: Bullets were Falling Like Rain // Human Rights Watch. FBIS, 14 May, Doc. No. CEP-27134; 18 May, Doc. No. CEP-27011; and 27 May, 2005, Doc. No. CEP-115; June 2005; Xinhua News Agency, 28 May 2005.

48 Cm.: Country Reports on Human Rights Practices for 2009. U.S. Department of State, 11 March 2010 [www.state. gov/g/drl/rls/hrrpt/2009/sca/136096.htm].

49 Cm.: U.S. Department of State Background Note, March 2007, Infoplease Country Profile: Uzbekistan.

50 Cm.: The Failure of Reform in Uzbekistan: Ways Forward for the International Community. ICG Central Asia Report No. 76, Osh/Brussels, 11 March 2004.

51 Cm.: Masood Ya. Islamic «Threat»: The Case of Uzbekistan [www.caei.com.ar].

52 Cm.: Melvin N.J. Uzbekistan: Transition to Authoritarianism on the Silk Road. Amsterdam: Harwood Academic, 2000. P. 32.

53 Cm.: Plater-ZyberkH. Op. cit.

война в Таджикистане, Ислам Каримов готов был терпеть пусть и незначительную, но демократизацию и допускал открытое существование ряда оппозиционных политических движений и независимых религиозных групп54. Некоторые статьи новой Конституции наделяют президента Республики Узбекистан чрезмерными полномочиями55.

Фундаментализм и терроризм

Ислам представляет собой политическую силу, а любые демократические элементы в обществе создают угрозу для постсоветской элиты Узбекистана, не желающей терять свое привилегированное положение. Стремясь искоренить любую оппозицию, будь она религиозной или светской, правительство ведет активную пропаганду против исламского фундаментализма и оппозиции, которые обвиняют в попытках свергнуть законную власть. В конце 1980-х годов альтернативные движения бросили вызов власти Коммунистической партии по всему Советскому Союзу, включая и Центральную Азию56. Появление этих новых соперников, оспаривавших не подлежавшую прежде сомнению власть Коммунистической партии в Центре, вызывало резкую реакцию узбекского правительства, возглавляемого Исламом Каримовым, тогдашним первым секретарем ЦК КПСС57. Позднее внутри самого Узбекистана режиму президента Каримова постоянно бросали вызов такие организации, как Партия исламского возрождения Узбекистана, Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и «Хизб ут-Тахрир»58. Единственной организацией, которая ставила задачу свергнуть режим Каримова вооруженным путем, было ИДУ. Движение было создано в 1996 году Тахиром Юлдашевым и Джумой Намангани, — первый являлся политическим лидером движения, второй его военным командиром. На этапе своего формирования ИДУ получила решающую помощь от «Талибана», в том числе и в обучении бойцов. Движение также поддерживало тесную связь с Арабской бригадой Усамы бен Ладена и получало от него финансовую помощь59. Всякая форма религиозного фанатизма рассматривается узбекскими властями как угроза безопасности Центральной Азии. Узбекистан крайне опасается терроризма, подпитываемого и вдохновляемого религиозным фундаментализмом в любой его форме, и постоянно проявляет бдительность по отношению к распространению радикального политизированного ислама60. В исламском радикализме видят главную угрозу существующему порядку, и это решающим образом влияет и на все внешнеполитические решения Узбекистана61.

Отсутствие выхода к морю и дефицит водных ресурсов

Страны, лишенные выхода к морю, не могут доставлять свои товары в порты, не пользуясь транспортной инфраструктурой соседних транзитных стран. Не имеющим собственного

54 См.: United States Commission on International Religious Freedom Report on Uzbekistan, May 2002.

55 Все статьи, цитируемые в данном разделе, взяты с веб-сайта: [http://www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_ id=35869].

56 См.: Yalcin R. The Rebirth of Uzbekistan. Politics, Economy and Society in the Post-Soviet Era. Ithaca Press, 1st edition, 24 June 2002. P. 165.

57 См.: Uzbekistan Nations in Transit, 1998 [http://www.freedomhouse.org/nit98/uzbek.html].

58 См.: EickelmanD.F., Piscatori J. Muslim Politics. NJ: Princeton University Press, 1996. P. 139.

59 См.: Rashid A. Islamic Movement of Uzbekistan's Incursion Assists the Taliban [http://www.cacianalyst.org/sept-13/ islamic_movement_of_uzbekistan.htm].

60 См.: On Initiatives for Regulating the Afghan Conflict // Narodnoye slovo, 11 January 1997.

61 Ozzano L. Op. cit. P. 90.

выхода к морю странам приходится поддерживать прочные политические отношения с транзитными государствами: если такая страна окажется в военном или дипломатическом конфликте со страной-транзитером, эта последняя легко может закрыть границы или ввести регулирование, убивающее торговлю. И даже если нет явного конфликта, страны, не имеющие выхода к морю, крайне уязвимы для политических капризов соседей62.

Не имеющие выхода к морю страны Южного Кавказа и Центральной Азии сильно страдали от пограничных споров. После роспуска Советского Союза административные границы, прежде разделявшие его бывшие республики, сохранились и превратились в государственные, став источником множества споров. На Узбекистане эта проблема отразилась особенно тяжело: он страдает от напряженных отношений с четырьмя из пяти граничащих с ним стран: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. А у пятого его соседа, Афганистана, просто нет сколько-нибудь развитой инфраструктуры63.

Дефицит водных ресурсов в Узбекистане обостряется с каждым годом из-за его хлопковых полей и растущего населения. Нехватка воды и ее неоправданные потери должны были бы побудить все страны Центральной Азии принять совместную программу управления пользованием водными ресурсами64. Для Узбекистана — страны, расположенной в сердце Центральной Азии и не имеющей выхода к морю, водные проблемы всегда стояли очень остро. Проблема дефицита водных ресурсов стоит перед страной уже давно, однако в 2008 году крестьяне оценивали этот дефицит как катастрофический. Сегодня около 90% водных ресурсов Республики уходит на орошение. Последствия дефицита воды, очевидно, испытывает и знаменитая и ценнейшая монокультура Узбекистана — хлопок. Власти Узбекистана не способны справиться с проблемами нехватки воды. Проблемы эти могли бы быть частично решены, если бы государство проявляло готовность наладить отношения с соседними Кыргызстаном и Таджикистаном, лежащими выше по течению рек. Возможно, нынешнее обострение дефицита воды в Узбекистане побудит власти пересмотреть внешнюю политику и выступить с инициативой долгожданного сотрудничества65.

Экологические проблемы

Узбекистан превратился в одного из крупнейших в мире производителей хлопка, хотя у него нет для этого достаточных сравнительных преимуществ66. Если говорить в двух словах, ситуация с Аральским морем считается крупнейшей экологической катастрофой ХХ века. После того, как вода отступила, обнажились более 33 000 кв. км морского дна67.

Столь сильному усыханию Аральское море подверглось из-за чрезмерного использования стока впадающих в него рек. Громадное превышение дебита этих рек вызвано крайне низкой эффективностью систем орошения в Туркменистане и Узбекистане. Без смягчающе-

62 Cm.: Michael L.F., John W. McArthur J.W., Sachs J.D., Snow Th. The Challenges Facing Landlocked Developing Countries // Journal of Human Development, March 2004, Vol. 5, No. 1.

63 Cm.: Tavitan N. The Blockade of Armenia by Turkey: None of Your Business? // Forum of Armenian Associations of Europe, Geneva, 2001.

64 Cm.: Plater-ZyberkH. Op. cit.

65 Cm.: AkhmadovE. Uzbekistan Experiences Serious Water Shortage // CACI Analyst, 28 May 2008 [www.cacianalyst.

org].

66 Cm.: LeeD. Comparative Advantage // Foundation for Economic Education, 1999 [http://www.fee.org/Publications/ the- Freeman/article.asp?aid=4962].

67 Cm.: MnatsakanianR. Fertilizer Crop by Use in Uzbekistan: Chapter 2 — Agro-Ecological Zones and Land Quality // UN FAO Corporate Document Registry, 2003 [http://www.fao.org/DOCREP/006/Y4711E/y4711e05.htm].

го влияния Аральского моря на климат зимы там стали значительно холоднее, а летние периоды — гораздо жарче68.

Экономика

От советской эпохи Узбекистан унаследовал неразвитую инфраструктуру, громадную зависимость от одной-единственной пригодной для экспорта сельскохозяйственной культуры и деградирующую окружающую среду. После провозглашения независимости в декабре 1991 года власти страны стремились поддерживать некую разновидность командной экономики с помощью субсидий и жесткого контроля над производством и ценами. Результатом стала высокая инфляция, заставившая правительство в 1994 году пойти на определенные экономические реформы69. После распада Советского Союза перед экономикой Узбекистана встало множество проблем в нескольких сферах:

1) экономические институты;

2) необходимость приватизации;

3) слабость инфраструктуры и неспособность модернизировать, отремонтировать и/или увеличить мощности необходимых инфраструктурных объектов и сооружений;

4) слабое развитие ряда отраслей сельского хозяйства и промышленности и многих видов сельскохозяйственного и промышленного производства;

5) недостаточные объемы финансовой поддержки из-за рубежа, будь то пакеты помощи или прямые инвестиции;

6) растущий внешний долг;

7) высокие темпы инфляции после обретения независимости;

8) нехватка квалифицированных кадров70.

Учитывая отсутствие в стране необходимой институциональной инфраструктуры для успешного управления и решения первой из проблем — слабости экономический институтов, власти провозгласили необходимость перехода к либеральной экономике71. Узбекистан по-прежнему переживает сильную экономическую стагнацию, безработица растет, а уровень жизни падает. И хотя в столичном Ташкенте сохраняется определенная видимость процветания, в реальности множество людей в столице и еще больше в провинции живут в усиливающейся нищете72.

Наркоторговля

После распада Советского союза на его месте возникли новые независимые государства. «Вместе с новыми независимыми государствами появились и новые границы, которые необ-

68 Cm.: Library of Congress — Federal Research Division Country Profile: Uzbekistan, February 2007 [www.eurasiacritic. com/articles/drug-trafficking-Uzbekistan].

69 Cm. : Akiner Sh. Central Asia: New Arc of Crisis? Royal United Services Institute for Defense Studies, 1993. P. 34.

70 Cm.: Peimani H. Failed Transition, Bleak Future?: War and Instability in Central Asia and the Caucasus. Westport, Conn.: Praeger, 2002. P. 27.

71 Cm.: Ibid. P. 30—39.

72 Cm.: Ibidem.

ходимо было охранять, и новые пограничники, которых необходимо было обучить. До тех пор, пока в 1993—1994 году не были созданы новые государственные таможенные службы, новые границы оставались практически абсолютно прозрачными. Это была одна из причин, вызывавших у международных наркоторговцев особый интерес к данному региону».

«Власти Узбекистана и независимые аналитики утверждают, что главные угрозы для Узбекистана сегодня связаны со сложно переплетенными между собой терроризмом, контрабандой наркотиков, оружия и людей и коррупцией, особенно там, где доходы транснациональной организованной преступности используются для финансирования терроризма». После обретения независимости «власти Узбекистана неоднократно подчеркивали важность международного сотрудничества в борьбе с наркотиками и транснациональной организованной преступностью и старались включить страну в систему такого сотрудничества»73. Несмотря на все попытки сократить производство наркотиков в Афганистане, тамошние полевые командиры препятствуют этому, так как видят в производстве и контрабанде наркотиков главный источник доходов. Контрабанда наркотиков — не новое для Узбекистана явление, но узбекским пограничникам и правоохранительным органам придется столкнуться с новыми проблемами, которые могут возникнуть из-за внезапных перемен к лучшему в Афганистане. Долгосрочная война с наркотиками — это задача, к решению которой должны готовиться правоохранительные органы стран Центральной Азии, какие бы другие обязанности им ни нужно было испол-нять74.

Еще одна проблема Центральной Азии — участие ИДУ в контрабанде наркотиков. В конце 1990-х — начале 2000-х годов ИДУ практически контролировало маршрут транспорта наркотиков из Афганистана в Кыргызстан (в Ош).

В Центральной Азии, и особенно в Узбекистане, действуют и несколько других террористических групп, большинство из которых прямо связаны с наркоторговлей в регионе. Связана с контрабандой наркотиков и «Аль-Каида» — вероятно, самая известная в мире террористическая организация75.

Заключение

Благодаря своему относительно многочисленному населению, богатым энергетическим и иным ресурсам, географическому положению в самом сердце Центральной Азии Узбекистан постепенно превращается в региональную сверхдержаву, занимая ключевые стратегические позиции в регионе. Узбекистан — страна с большой территорией (по площади она примерно равна Франции), занимающая стратегическое положение в центре региона, она граничит не только с остальными четырьмя странами Центральной Азии, но и с Афганистаном. В советские времена Москва признавала Узбекистан первым среди равных в Средней Азии. Он шире других республик региона был представлен в центральных органах власти и управления. Совокупность всех эти факторов обеспечила Узбекистан необходимыми элементами инфраструктуры и политическим опытом, без которых, как оказалось, невозможно добиться успеха в качестве независимого государства. Можно утверждать, что в весьма непростых условиях нынешней Центральной Азии Узбекистан оказался единственной страной, чьи сравнительные преимущества позволяют играть заметную роль не только в регионе, но и на мировой арене.

73 Цит. по: TuyluogluM.Ya. Drug Trafficking in Uzbekistan, May 2010 [www.eurasiacritic.com/articles/drug-traffick-ing-uzbekistan].

74 См.: Plater-ZyberkH. Op. cit.

75 См.: Tuyluoglu M.Ya. Op. cit.

Все это делает Узбекистан потенциальным лидером в регионе. Кроме того, это единственная страна в регионе, сумевшая создать способные к действию вооруженные силы, которые могут защищать страну и осуществлять военное вмешательство в регионе. Способность узбекского руководства играть на интересах безопасности великих держав: США, России, Китая — и претендовать на роль барьера против исламского фундаментализма также повышает статус Узбекистана как независимой силы, с которой следует считаться в регионе. Однако при всем своем потенциале и даже реальной возможности играть важную роль в Центральной Азии, Узбекистан сталкивается с множеством проблем, мешающих ему занять место региональной сверхдержавы. Ряд препятствий, в том числе нарушения прав человека, угнетение и репрессии внутри страны, пытки и уголовное преследование журналистов, запрет НПО и политических партий, проблемы с политической структурой, вроде режима личной диктатуры Ислама Каримова, роль различных кланов во властной системе, масштабы коррупции, отчуждение людей и политических партий от участия в управлении, экономические трудности, сохраняющиеся со времени распада Советского Союза, мешают реализации его внешнеполитических амбиций. Экономика Узбекистана сталкивается с множеством важных проблем, связанных с приватизацией, слабостью инфраструктуры и неспособностью модернизировать, реконструировать или нарастить мощности необходимых инфраструктурных объектов и сооружений; слабым развитием ряда отраслей сельского хозяйства и промышленности и многих видов сельскохозяйственного и промышленного производства, недостаточностью финансовой поддержки из-за рубежа, будь то пакеты помощи или прямые инвестиции, растущим внешним долгом, высокими темпами инфляции, нехваткой квалифицированных кадров и т.п. Усилению страны мешает и ряд объективных проблем политико-географического характера, таких как отсутствие выхода к морю и географическое положение в нижнем течении рек при дефиците водных ресурсов, вызванном необходимостью орошать хлопковые поля, водопотреблением промышленности и ростом населения. Критической экологической проблемой являются катастрофические, особенно для Узбекистана, последствия усыхания Аральского моря. Усиление фундаментализма, активизация террористических организаций в Центральной Азии провоцируют власти страны на подавление деятельности и преследование всех исламистских групп, что еще больше усиливает политическую напряженность и ограничивает ее внешнеполитические возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.