Постсоветские исследования. Т.3. № 4 (2020) Терроризм в СНГ: узбекский джихадизм. Исламское движение Узбекистана
А.Н. Бактыбаева
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан
Аннотация. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) (организация запрещена на территории РФ) является активной террористической организацией в регионе Центральной Азии с момента образования в 1998 г. По классификации госдепартамента США, находится в списке наиболее опасных международных террористических организаций. Также организация признана террористической и ее деятельность запрещена на территории стран, таких как Казахстан, Кыргызстан, Россия, Канада, Великобритания и так далее. Первоначальной целью организации было свергнуть правительство Узбекистана и создать Исламский халифат в Ферганской долине. На момент своего создания ИДУ получило значительные средства от лидера «Аль-Каиды» (организация запрещена на территории РФ) Усамы бен Ладена, что оказалось крайне важным для создания группы. В результате ИДУ предприняло несколько громких атак. Когда произошли теракты 11 сентября, ИДУ действовало из северного Афганистана. Джума Намангани и Таир Юлдашев, основатели и наиболее способные лидеры организации, были убиты в ноябре 2001 г. и августе 2009г. соответственно. Военные меры предпринятые узбекским правительством, заставили ИДУ искать убежища в Афганистане. Для выживания и сохранения своей актуальности, группа должна была продвигать цели местных боевых группировок в афганско-пакистанском регионе. Сегодня ИДУ тесно сотрудничает с международными террористическими организациями и представляет реальную угрозу странам Центрально-Азиатского региона. Целью данной статьи является анализ деятельности террористических организации в СНГ на примере узбекского джихадизма отколовшихся от него ячеек, представляющих реальную угрозу, которую можно сравнить с угрозой Аль-Каиды. Ещё до начала американской военной кампании в Афганистане, исходящая от ИДУ угроза вышла за рамки одного государства. Деятельность организации уже тогда перешла на региональный уровень и стала угрожать по меньшей мере трём государствам: Таджикистану, Узбекистану и Киргизстану. Потеря союзников из Афганистана в конце 2001 года нанесло движению ощутимый удар, но не уничтожила его. Изменение ситуации способствовало переходу от вертикальной структуры организации к сетевой. В статье рассматриваются истоки появления джи-хадизма и развития исламистских организации в Центральной Азии, также рассматриваются идеология и стратегия ИДУ, отношения данной организации с другими группировками, их политическая деятельность.
Ключевые слова: Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Аль-Каида, Талибан, Центральная Азия, Афганистан, Узбекистан, исламский экстремизм, джихадизм, международный терроризм.
Terrorism in the CIS: Uzbek Jihadism. Islamic Movement of Uzbekistan
A.N. Baktybayeva
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan
Abstract. The Islamic Movement of Uzbekistan (IMU) (the organization is banned on the territory of the Russian Federation) has been an active terrorist organization in the Central Asian region since its inception in 1998. According to the classification of the US Department of State, it is on the list of the most dangerous international terrorist organizations. The organization is also recognized as a terrorist organization and its activities are prohibited in countries such as Kazakhstan, Kyrgyzstan,
Russia, Canada, the UK and so on. The organization's original goal was to overthrow the Uzbek government and create an Islamic caliphate in the Ferghana Valley. At the time of its creation, the IMU received significant funds from the leader of al-Qaeda (the organization is prohibited in the territory of the Russian Federation) Osama bin Laden, which was extremely important for the creation of the group. As a result, the IMU launched several high-profile attacks. When the September 11 attacks occurred, the IMU was operating from northern Afghanistan. Juma Namangani and Tair Yuldashev, the founders and the most capable leaders of the organization, were killed in November 2001 and August 2009. respectively. The military measures taken by the Uzbek government forced the IMU to seek refuge in Afghanistan. In order to survive and maintain its relevance, the group had to advance the goals of local militant groups in the Afghan-Pakistani region. Today, the IMU works closely with international terrorist organizations and poses a real threat to the countries of the Central Asian region. The purpose of this article is to analyze the activities of terrorist organizations in the CIS using Uzbek jihadism as an example of breakaway cells representing a real threat that can be compared with the threat of al-Qaeda. Even before the start of the American military campaign in Afghanistan, the threat posed by the IMU went beyond the borders of one state. The organization's activities already moved to the regional level and began to threaten at least three states: Tajikistan, Uzbekistan and Kyrgyzstan. The loss of allies from Afghanistan at the end of 2001 dealt a tangible blow to the movement, but did not destroy it. The change in situation facilitated the transition from the vertical structure of the organization to the network. The article discusses the origins of the emergence of jihadism and the development of Islamic organizations in Central Asia, also examines the ideology and strategy of the IMU, the relationship of this organization with other groups, their political activities.
Keywords: Islamic Movement of Uzbekistan (IMU), al-Qaeda, Taliban, Central Asia, Afghanistan, Uzbekistan, Islamic extremism, jihadism, international terrorism.
Термин «угроза джихадизма» используется в этой статье с особым, конкретным значением: салафитский или радикальный исламский подход, который не стремится покорить сердца и умы. Другие исламисты с сильными политическими организациями, такими как Египетское братство мусульман, Партия справедливости и развития Турции (ПСР) или партия Эннахда в Тунисе, заняли более прагматичные и умеренные позиции. Однако джихадисты стремятся навязать свои идеи другим людям - сначала с помощью терроризма, а затем, если это возможно, путем захвата власти и применения правительством суровых мер в отношении любого видения, противоречащего их идеологии.
Конечно, при таком подходе к управлению джихадисты никогда не будут привлекательны для большого числа людей, поскольку у них нет истинной социально ориентированной низовой стратегии. Эти группы на самом деле являются не более чем небольшими ячейками или как они считают себя «авангардом». Прекрасным примером влияния ограниченного числа является ИДУ (организация запрещена на территории
РФ). Даже для этой самой известной группы джихадистов ее небольшой размер дает максимальный эффект, которого она может достичь с помощью атаки, когда государство совершает серьезную политическую ошибку в ответ. К таким ошибкам относятся вторжение в страну, не имеющую ничего общего с нападением, усиление дипломатической напряженности или подавление религиозного или этнического меньшинства.
Как только государство совершает одно из этих действий, джихадисты могут использовать свой экстремистский дискурс с максимальной выгодой и разжигать порочный круг атак, репрессий и вербовки, которые являются ключом к их существованию. Последней определяющей чертой джихадистов является то, что их идеологический радикализм, склонность к формированию небольших групп и отсутствие интереса к ненасильственному политическому влиянию приводят их к отказу от традиционной национальной лояльности.
Предпосылки джихадизма в Республике Узбекистан. Для объяснения данной угрозы, необходимо вернуться к трём её основным
источникам.Во-первых, социальное неравенство, во-вторых, возврат к религии и наконец авторитарный режим постсоветского Узбекистана. После провозглашения независимости в Узбекистане, государственные услуги для граждан стали платными, а цены на предметы первой необходимости более не сдерживались правительством1. Государственные служащие, работники сельского хозяйства, а также рабочие, задействованные в промышленности и строительстве, стали «новыми бедными» постсоветской эпохи. В последсвтии этого росли состояния, компилированными некоторыми «новыми узбеками», а параллельно им и влияние криминальных организаций как и в дургих странах постсоветского простанства. Нужно отметить, что ситуацию усугубляли демографические проблемы, всегда существовавшие в этом регионе.2 В 1989 г. в Узбекистане насчитывалось в три с половиной раза больше населения в возрасте 10-14 лет, чем 50-54 лет, что предвещало высокий уровень безработицы для новых поколений. Реакция «новых бедных» на сложившуюся ситуацию была обусловлена советским воспитанием: они отвергали новую систему, в которой не соблюдались принципы социального равенства и справедливости. В более широком смысле, их философия складывалась из смеси марксизма и исламской морали. В этот же период, религия стала своего рода «социальной терапией» для молодёжи из малообеспеченных слоёв населения, помогавшая противостоять трудностям жизни в новом государстве. Это позволяет говорить о распространённом мнении о том, что «вышедшая из городской бедноты молодёжь», яляется первой жертвой социального неравенства на Среднем Востоке, как и в любом другом месте, исторически являлась - и остаётся на сегодняшний день - одним из главных кадровых резервуаров для радикально настроенных групп. Узбекский джихадизм,
1 "Country Reports on Terrorism 2018: Uzbekistan." Официальный сайт Посольства США в Узбекистане, 2018. URL: https://uz.usembassy.gov/country-reports-on-terrorism-2018-uzbekistan/
2Rabasa Angel, "The Caucasus and Central Asia. Beyond Al-Qaeda: Part 1, The Global Jihadist Movement", RAND Corporation, 2006
3 "Islamic Movement of Uzbekistan| Narrative Summaries
of Reasons for Listing." UN Security Council, 2011.
как и другие подобные движения до него, вербовал своих рядовых членов среди этих слоёв населения, так как это было очень выгодно представителям оппозиции к правительству экспрезидента И. Каримова3. С распадом СССР начался процесс возрождения ислама. Большинство узбеков не стали набожными мусульманами в одночасье; для многих из них возвращение к исламу означало, прежде всего, внесение определённого порядка в постсоветский социальный хаос. Данная тенденция была также связана с ростом национализма, поскольку ислам составляет часть национальной культуры большинства стран центральноазиатского региона. Для некоторых религия была привлекательной и в идеологическом плане. В это время, в особенности в Ферганской долине, и появились салафистские группы с революционными настроениями. Салафизм уже имел глубокие корни в Центральной Азии. С независимостью Узбекистана в узбекской части Ферганской долины появились группировки фундаменталистов. Они определяли свою цель такиим образом: восстановление порядка на улицах и регулирование цен на местных рынках. Именно таким образом после распада Советского Союза приобрела известность группировка «Адо-лат», которая переводится на русский язык как «справедливость». Первоначально выполняя функцию «народного ополчения», она оказывает влияние на программы, ориентированные на ислам. Спустя некоторое время она стала популярной в качестве боевой силы в группировку «Ислам лашкарлари» (Воины ислама). Другая ветвь этого движения, ответственная за религиозную пропаганду и вербовку молодежи, контролировалась Тахиром Юлдашевым, 24-летним местным муллой, который вскоре стал одним из самых влиятельных салафитских лидеров в Ферганской долине.4
URL:https://www.un.org/securitycouncil/sanc-
tions/1267/aq_sanctions_list/summaries/entity/islamic-
movement-of-uzbekistan
4Luhn Alec, "Western cyclists killed in suspected terrorist attack in Tajikistan." The Telegraph, 30 July 2018. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/07/30/western-cyclists-killed-suspected-terrorist-attack-tajikistan/(Дата обращения: 20.04.2020г)
Существуют и другие исламистские группы, которые подпирают общий революционный настрой. Государство не могло установить контроль над регионом, а салафиты, единственно получившие реальный авторитет, продемонстрировали, что им нужно стремиться к власти: в декабре 1991 г. они захватили местный штаб бывшей коммунистической партии в городе Наманган. Они хотели добиться от Ташкента провозглашения Исламской узбекской республики. Из Ферганской долины «Адолат» также пытался распространить свою деятельность в Ташкенте. В феврале 1992 г., салафисты, объединившиеся с демократической оппозицией (партиями «Эрк» и «Бирлик») и умеренными исламистами («Исламская партия возрождения Узбекистана»), пытались принудить Ислама Каримова к переговорам, одновременно развивая свои контакты за рубежом. Исламские лидеры, со всей очевидностью, уже тогда разделяли джихадистское мировоззрение, планировали усиливать захват власти. Внутренняя ситуация и рост напряженности в отношениях между бывшими коммунистами и оппозицией в Узбекистане продемонстрировали неспособность глав государств Центральной Азии обеспечить собственную безопасность. Военные настроения были вполне реальными. Как и лидеры стран Ближнего Востока после деколонизации, главы центрально-азиатских государств оказались в ситуациях, когда власть могла быть захвачена или потеряна путём насилия. В Узбекистане усилилась тенденция уже проявленная в конце 1980-х гг. в оппозиции Каримова по отношению к «перестройке».1 В январе 1992 г. была применена система подавления студенческих волнений в Ташкенте и разгона толпы , когда ситуация в Ферганской долине вышла из-под контроля, И. Каримов решил прибегнуть к восстановлению полного порядка в республике. Демонстрация была вызвана тем, что авторитет власти и стабильность будут восстановлены любой
ценой. Получено широкую известность высказывания узбекского президента в июле 1992 г.: «Необходимо прочистить мозги сотне людей, чтобы сохранить жизни тысяч». В 1993 г. все оппозиционные группы были уничтожены, джихадисты скрылись в Таджикистане. В то время это создало некую иллюзию стабильности в Узбекистане для международных наблюдателей. На самом же деле узбекские лидеры избрали тот же путь, что и режимы Среднего Востока до них: стабильность в краткосрочной перспективе, полученная путём массовых репрессий, влечёт за собой риск радикализации. 2
Исламское движение Узбекистана (организация запрещена на территории РФ) - это салафитско-джихадистская военизированная группировка, которая стремится свергнуть узбекское правительство и создать исламское, управляемое шариатом правительство. ИДУ вступило в конфликт с американскими войсками во время военной кампании США в Афганистане в 2001 году, после чего он переехал в Пакистан. На протяжении большей части своего существования ИДУ было тесно связано с «Аль-Каидой» (организация запрещена на территории РФ), афганским «Талибаном» (организация запрещена на территории РФ) и «Техрик-и-Тали-бан Пакистан» (ТТП) и часто проводило совместные операции с организациями. Его наиболее заметные нападения включают нападение в апреле 2012 г. на пакистанскую тюрьму Банну, которая освободила 384 заключенных, и нападение в июне 2014 г. на международный аэропорт Джинна в Карачи, Пакистан, в августе 2015 г., после периода ухудшения отношений с афганскими талибами. ИДУ пообещал верность Исламскому государству (ИС) (организация запрещена на территории РФ). Некоторые источники предполагают, что боевики, ответственные за нападение на Манхэттен в октябре 2017
1 "Country Reports on Terrorism 2018: Uzbekistan." Сайт Посольства США в Узбекистане, 2018. URL: https://uz.usembassy.gov/country-reports-on-terrorism-2018-uzbekistan/
2 Аналитический доклад. Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам -
членам ОДКБ на центральноазиатском и афганском направлениях. М.: Аналитическая ассоциация ОДКБ; Институт международных исследований МГИМО МИД России, 2017. С. 18.
года и нападение на байкеров в Таджикистане в июле 2018 г., могли быть связаны с ИДУ.1
Исламское движение Узбекистана (ИДУ) - исламистская военизированная
группировка, действующая в Центральной Азии. Соучредители ИДУ Тахир Юлдашев и Джума Намангани первоначально создали воинствующую организацию «Адолат» в 1991 г. для установления исламского права в Узбекистане. Когда эта группа была объявлена вне закона президентом Узбекистана Каримовым, лидеры создали новую базу в Таджикистане, с которой они начали трансграничные атаки в Узбекистане. В 1998 г., когда правительство Каримова приняло все более жесткие меры против узбекских мусульманских общин, Юлдашев и Намангани официально создали ИДУ и получили разрешение талибов на создание базы в Афганистане. Новая группа провозгласила джихад в Узбекистане и заявила о своем намерении изгнать Каримова
и установить закон о шариате в Узбекистане.
2
На момент своего создания ИДУ получило значительные средства от лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, что оказалось крайне важным для создания группы. В результате ИДУ предприняло несколько громких атак, таких как нападение в августе 2000 г. на таджикские пограничные деревни; неясно, была ли группа ответственна за взрывы в Ташкенте в феврале 1999 г. После взрывов узбекское правительство первоначально обвинило Хизб ут Тахрир(организация запрещена на территории РФ), панисламскую партию, что привело к массовым арестам и пыткам мусульман. До конца 2001 г. ИДУ вело целенаправленную партизанскую кампанию против узбекского правительства и сил безопасности с поддержкой баз в Афганистане, Таджикистане, Кыргызстане. После событий 11 сентября и начала
операции «Несокрушимая свобода» ИДУ переключило свое внимание на борьбу с коалиционными силами под руководством США в Афганистане, что усилило сотрудничество и идеологические связи между ИДУ, АК и афганским талибами. ИДУ все чаще начинает преследовать всех, кто противостоит его цели создания транснационального халифата в
Центральной Азии, и атакует западные и союзные интересы в регионе. ИДУ также поддерживал тесные отношения с «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП); две группы объединились для нападения на международный аэропорт Джинна в Карачи, Пакистан, в 2014 г., и создали совместную группировку боевиков Ansar al-Aseen для освобождения боевиков TTP в пакистанских тюрьмах .
После запуска правительством Пакистана Операции «Зарб-э-Азб» в июне 2014 г. против групп боевиков в стране ИДУ понесла тяжелые потери и перенесла многие из своих операций в Пакистане в северный Афганистан. Со своих афганских баз группа поддерживала наступление афганских талибов весной 2015 г. против правительственных сил.3
В августе 2015 г., после периода ухудшения отношений с афганскими талибами, лидер ИДУ Усман Гази пообещал лояльность Исламскому государству (ИГИЛ) (организация запрещена на территории РФ). Это был весьма спорный шаг, учитывая столкновения ИГИЛ и враждебные отношения с афганскими талибами в афгано-пакистанском регионе. Впоследствии ИДУ начали борьбу с правительственными силами в северных провинциях Афганистана и Пакистане вместе с региональным филиалом ИГИЛ4, Исламским государством Хорасан.
В связи с крупными территориальными поражениями ИГ в 2017 г. ИДУ все чаще выступает за нападения с транспортных средств. Некоторые источники
1 Roggio Bill, "Tahir Yuldashev confirmed killed inUS strike in South Waziristan." The Long WarJournal, 2009. C.10-12.
2 Ilkhamov Alisher, "Mystery Surrounds Tashkent Explosions." Middle East Research and Information Project,
2004. URL: https://merip.org/2004/04/mystery-sur-
rounds-tashkent-explosions/
3Rabasa Angel, "The Caucasus and Central Asia." Beyond Al-Qaeda: Part 1, The Global Jihadist Movement, RAND Corporation, 2006.
4 "Proscribed Terrorist Organisations." UK Home Office, 2017. URL: https://www.gov.uk/government/publica-tions/proscribed-terror-groups-or-organisations--2
предполагают, что боевики, ответственные за нападение на Манхэттен в октябре 2017 г. и нападение на байкеров в Таджикистане в июле 2018 г., могли быть связаны с ИДУ.1
Стратегия ИДУ: идеология и цели. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) является салаф итско-джихадистской
группировкой. Первоначально группа стремилась свергнуть светское,
авторитарное правительство в Узбекистане президента И. Каримова. Под влиянием афганских талибов ИДУ расширило свои цели до создания исламского халифата по всей Центральной Азии. ИДУ разделяет веру ИГИЛ в радикальную салафитскую идеологию и его приверженность глобальному джихаду, что является важным фактором в его активной поддержке террористической группы ИГИЛ. 2
До октября 2001 г. деятельность ИДУ предназначалось для узбекских
правительственных сил и связанных с ними субъектов, проводя взрывы и захват заложников. Во время возглавляемой США операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году группа сместила акцент на борьбу с американскими и международными силами в Афганистане, наряду с Аль-Каидой и афганскими талибами. После 2001 г. ИДУ начало нападать на правительственные силы в Афганистане и Пакистане, а также на всех, кто выступал против видения регионального исламского халифата. Группа проводила теракты-самоубийства, взрывы и рейды против сил коалиции, Международных сил содействия безопасности и других западных интересов в Центральной Азии.
Связи между узбекскими исламистами и талибами не были чем-то новым. Среди бойцов ИДУ были таджики, узбеки и уйгуры, которые нашли убежище в религиозных школах Джамаат-и-Улема, исламского движения, сформировавшего идеологию талибов. В 1990-х гг. в этих медресе приняли участие несколько сотен боевиков ИДУ. Это
идеологическое влияние было особенно важным, так как центральноазиатские джихади-сты не имели средств для финансирования до конца 1990-х гг. Поэтому помощь, которую они получили от Джамаат-и-Улема, была крайне необходима. Влияние Аль-Сури также усилило тенденцию среди бойцов ИДУ рассматривать себя как часть борьбы, которая вышла за пределы Узбекистана и даже Центральной Азии. ИДУ рассматривал свою борьбу как столкновение цивилизаций не только с «ближним врагом» - Каримовым и республиками Центральной Азии, но также с «дальним врагом» - США, Россией, Израилем. 3
Организация также публикует агитационные материалы и аудиозаписи через свое отделение СМИ - Студия Джундаллах (Jundallah Studio). ИДУ проводит широкую пропагандистскую деятельность, публикует видео казней и боевиков ИДУ, которые проводят нападения, а также видеосообщения, призывающие людей на всем регионе Центральной Азии присоединиться к политике джихада.
Политическая деятельность. У ИДУ были конфликтные отношения с авторитарным и антиисламским
правительством президента Узбекистана И. Каримова, который навязал множество политик, направленных на ограничение религиозной практики мусульманского большинства. Последующее
распространение исламского экстремизма среди узбекского населения якобы было выражением антиавторитаризма и противодействия насилию и коррупции администрации. В 1999 г. серия взрывов в столице Ташкенте была организована в результате неудачного покушения на жизнь Каримова. Каримов возложил вину на радикальных ваххабитских исламистов, и в частности на ИДУ, - однако это приписывание остается спорным, и, возможно, попытка убийства была работой
1Kaura Vinay, "Uzbekistan ups its involvement in Afghanistan." Middle East Institute, 2018. URL: https ://www.mei. edu/publications/uzbekistan-ups-its-involvement-afghanistan
2Azamy, Hekmatullah. "Will the Islamic Movement of Uzbekistan (IMU) Trade the Taliban for ISIS?" Counter
Terrorist Trends and Analyses, vol. 7, no. 6, 2015, pp. 30-
35. URL: https://www.jstor.org/sta-
ble/26351364?seq=1 #metadata_info_tab_contents 3Roggio, Bill. "Islamic Movement of Uzbekistan confirms leader Tahir Yuldashev killed." The LongWar Journal, 2010.
конкурирующих политических и
региональных элит. Независимо от того, кто был ответственным, результатом стало усиление подавления Ислама Каримовым, особенно в традиционно наблюдательной Ферганской долине - шаг, который только увеличил число тех, кто бежит из Узбекистана, чтобы присоединиться к Намангани и ИДУ в долине Тавильдара. 1
Позже в том же году ИДУ провел свои первые поддающиеся проверке операции с вторжением в Баткенскую область на юге Кыргызстана - регион, населенный в основном этническими узбеками, который расположен между Тавильдарой в Таджикистане и Ферганской долиной в Узбекистане. Повстанцы захватили мэра Оша (столицы региона) и успешно вымогали выкуп у плохо подготовленного киргизского правительства в Бишкеке, а также вертолет, чтобы доставить их в Афганистан.2Затем последовали новые вторжения в Баткен, в ходе одного из которых было похищено несколько японских геологов - хотя Япония и отказала им в этом, их последующее освобождение почти наверняка последовало за значительным выкупом.
Эти рейды оказали серьезное влияние на Центральную Азию и привели к значительному международному давлению на Таджикистан, в последнюю очередь со стороны Каримова, с целью изгнать ИДУ со своей базы в долине Тавильдара.
В период с 1999 по 2005 гг. не менее 8000 человек были арестованы по подозрению в том, что они исламисты. Только 1500 человек были освобождены после ареста, и многие из тех, кто остался в заключении, умерли в заключении от жестокого обращения или болезней. 3
Основные атаки. В данном параграфе я расскажу о некоторых крупных атак в истории боевиков. Это не исчерпывающий
1 Roggio, Bill. "2 IMU Leaders Captured inNorthern Afghanistan." The Long War Journal, 2013.
2"Islamic Movement of Uzbekistan." AustralianNational Security, 2018. URL: https://www.nationalsecu-rity.gov.au/Listedterroristorgamsations/Pages/Islamic-MovementofUzbekistan.aspx
3"Japanese hostages released in Kyrgyzstan." BBCNews,
1999. (Дата обращения: 29.04.2020г)
список, но он отражает некоторые наиболее известные атаки или поворотные моменты в ходе деятельности данной организации.
16 февраля 1999 г.: боевики выпустили 5 бомб, заложенных одновременно, в Ташкенте, столице Узбекистана, одна из которых чуть не убила президента Каримова. Узбекское правительство обвинило ИДУ в нападении, но это утверждение не было подтверждено (16+ убитых, более 100 раненых). 4
9 августа 1999 г. г.партизанская группировка ИДУ похитила мэра и трех чиновников из небольшой деревни на западе Кыргызстана. В течение недели правительство Кыргызстана выполнило требования ИДУо выкупе и вертолете для безопасного проезда в Таджикистан. 23 августа ИДУзахватило четырех японских геологов и восемь кыргызских солдат в качестве заложников на юге Кыргызстана. Последние два заложника были освобождены через два месяца (неизвестно числоубитих и раненых).
Декабрь 2002 г. - май 2003 г.: ИДУ запустило четыре взрыва в кыргызских городах Ош и Бишкек, в результате которых погибли восемь человек (8 убитых, неизвестно число раненых).
30 июля 2004 г.: ИДУ предприняло несколько ударов самоубийства против посольств Израиля и США в Ташкенте, Узбекистан. В тот же день террорист-смертник также напал на автомобиль, в котором находился назначенный премьер-министром Пакистана представитель (2 убитых, 9 раненых).5
Июнь 2007 г.: ИДУ якобы участвовало в осаде Красной мечети в Исламабаде, Пакистан. Боевики удерживали не менее 250 человек в заложниках, когда они сражались с пакистанскими силами за контроль над
4SharipzhanMerhat, "IMU Declares It Is Now Part of the Islamic State." Radio Free Europe/ Radio Liberty, 06 Aug. 2015. (Дата обращения: 29.04.2020г)
5"Islamic Movement of Uzbekistan| Narrative Summaries of Reasons for Listing." UN SecurityCoun-cil,2011.URL:https://www.un.org/securitycouncil/sanc-tions/1267/aq_sanctions_list/summaries/entity/islamic-movement-of-uzbekistan
мечетью (62 убитых, неизвестно число раненых).
19 сентября 2010 г.: ИДУ взяло на себя ответственность за засаду конвоев таджикских солдат в Раштской долине в Таджикистане, убив 25 солдат (25 убитых, неизвестно число раненых).
5 апреля 2012 г.: ИДУ вместе с пакистанскими талибами и боевиками ТТП напали на тюрьму Банну в Пакистане и освободили 384 заключенных, в том числе претупников, которые были осуждены за особо тяжкие преступления (неизвестно число убитых, 5 ранены).
8 июня 2014 г.: ИДУ участвовало в нападении на международный аэропорт Джинна в Карачи, Пакистан, совместно с ТТП и пакистанским талибом. В результате нападения все 10 нападавших погибли (36 убитых, неизвестно число раненых).
Февраль 2015 г.: ИДУ захватило около 30 хазарейцев в заложниках в провинции Забул, Афганистан. В следующем месяце группа опубликовала видеозапись обезглавливания одного из заложников, солдата афганской национальной армии. По сообщениям, похищение произошло в связи с арестом афганским правительством женщин, поддерживающих идеологию ИДУ (1 убит, неизвестно число раненых).
31 октября 2017 г.: Узбекский боевик врезался в грузовик в мирных жителей на велосипедной дорожке в Манхэттене, подстрекая к тому, что некоторые эксперты считают это самым смертоносным нападением боевиков в Нью-Йорке после 11 сентября. Некоторые источники
предполагают, что он был связан с ИДУ (8 убитых, 11 раненых).
29 июля 2018 г.: Исламское государство взяло на себя ответственность за нападение на иностранных велосипедистов в таджикском районе Дангхара. Возможно, что боевики были связаны с ИДУ, который продолжает свою деятельность в данном регионе (4 убитых, 3 раненых).
1 Glasser, Susan B. "U.S., Israeli Embassies Hit inUzbek Bomb Attacks." WashingtonPost, 2004 URL: https ://www.washingtonpost. com/archive/poli-tics/2004/07/31/us-israeli-embassies-hit-in-uzbek-bomb-
attacks/fe5109bb-1ef0-4c93-807f-3b4e6037df30/ (Дата обращения: 10.05.2020г)
Отношения ИДУ с другими
группировками. ИДУ имеет давние отношения с афганскими талибами. В 1998 году соучредители ИДУ Намангани и Юлдашев официально создали группу и начали проводить операции в Афганистане в качестве гостей на стороне талибов в Афганистане. В обмен на покровительство талибов ИДУ переправляло незаконные наркотики по всей Центральной Азии. ИДУтакже оказало поддержку талибам в борьбе против сил Северного альянса во время правления группы в Афганистане и в борьбе с силами коалиции под руководством США в рамках операции «Несокрушимая свобода». После свержения режима афганских талибов ИДУ поддерживало тесные отношения со своим теневым правительством на севере Афганистана. 1
ИДУ также поддерживает тесные отношения с Аль-Каидой2. В конце 1990-х гг. лидер АК Усама бен Ладен предоставил финансирование, которое способствовало созданию ИДУ. АК предоставлял оружие, обучение, финансовую и материально-техническую поддержку ИДУ до 2002 г., в то время как ИДУ действовало в основном в Афганистане. Эта помощь позволила нарождающемуся ИДУ предпринять несколько громких атак в 1999 и 2000 гг.
После перемещения ИДУв Пакистан в конце 2001 г. он организовал в стране учебные лагеря под защитой пакистанских талибов. Примерно в это же время группа также установила тесные отношения сотрудничества с сетью Хаккани. Обе группы объединились для запуска нескольких атак. Кроме того, сеть Хаккани помогла подготовить боевиков ИДУ, а ИДУ, в свою очередь, предоставила бойцов для нападений.
Другим близким союзником ИДУ в Пакистане был Техрик-и-Талибан (ТТП); Обе группы сотрудничали, чтобы организовать многочисленные нападения на пакистанские силы безопасности. В 2013 г.
2 "Foreign Terrorist Organizations." U.S. Department of State, 2015. URL: https://www.state.gov/foreign-terror-ist-organizations/
ИДУ и ТТП также сформировали совместное подразделение «Ансар аль-Асир» для освобождения членов ТТП из пакистанских тюрем.1
В августе 2015 г., после периода ухудшения отношений с афганскими талибами, лидер ИДУ Усман Гази пообещал лояльность Исламскому государству (ИГИЛ). Впоследствии эта группа начала борьбу против правительственных сил в северных провинциях Афганистана и Пакистане вместе с региональным филиалом ИГИЛ, провинцией Исламское государство Хорасан. В конце 2015 г. последователи эмира Гази якобы сражались вместе с боевиками ИГИЛ в Афганистане против афганских талибов.
Несколько осколочных групп сформировались из ИДУ в ходе его боевой деятельности. Джамаат Ансарулла, таджикская отколовшаяся группа, сформировалась в ответ на заявление ИДУ о поддержке ИГ и подтвердила свою преданность талибам. Джундулла, военизированная группировка,
базирующаяся в Афганистане, была отделена от ИДУ в 2009 г. после смерти эмира Юлдашева. Джундулла разделял аналогичные цели с ИДУ, и эти две группы поддерживали отношения благоприятного сотрудничества. Группа исламского джихада, позже переименованная в Союз исламского джихада, образованная в 2002 г. после перемещения ИДУ в Пакистан сотрудничала с ИДУ и сетью Хаккани для операций на юго-востоке Афганистана. 2
Заключение и основные
выводы.Постепенный вывод возглавляемых НАТО сил из Афганистана в настоящее время является наиболее широко обсуждаемым политическим событием в Центральной Азии. Правительства, дипломаты и аналитики по вопросам безопасности постоянно размышляют о последствиях сокращения контингента войск США для региона. Упрощенно утверждать, что вывод западных войск не окажет отрицательного воздействия. До тех пор, пока Афганистан не станет
1 Roggio, Bill. "25 Tajik soldiers killed inlslamistam-bush." The Long War Journal, 2010.
2Mehl, Damon. "The Islamic Movement of Uzbekistan Opens a Door to the Islamic State." Combatting Terrorism
по-настоящему стабилизированным под влиянием политического деятеля, который достаточно силен и желает нацелиться и ликвидировать джихадизм в Центральной Азии и его союзников, проблемы Кабула будут влиять на северных соседей страны.
Исламское движение Узбекистана и Союз исламского джихада- действительно опасные группы. Но до сих пор они не оказали такого же влияния на страны Центральной Азии, как талибы. ИДУ и СИД хорошо подготовлены и тесно связаны с транснациональным джихадизмом и «Аль-Каидой», и у них есть профессионализм, необходимый для того, чтобы бастовать на своих постсоветских землях. Но массовое распространение из Афганистана и Пакистана, которое дестабилизирует лидеров региона, - несбыточная мечта.
Фактически, влияние этих групп будет настолько значительным, насколько позволяют режимы в Центральной Азии. Угрожающие им джихадисты обречены оставаться небольшими группами, поскольку централь-ноазиатские общества явно не желают следовать экстремистскому политическому пути боевиков.
ПравоохранительныеорганыУзбекистана ведут собственный список террористов и вносят вклад в базы данных Интерпола. Большинство пограничных постов и аэропортов оснащены сканерами биометрических данных. Узбекистан в основном завершил конвертацию всех паспортов в новую биометрическую версию и работает над введением международных биометрических паспортов для поездок за границу, начиная с января 2019 г. Правительства региона имеют прекрасную возможность после 2014 г. Режимы должны учредить необходимые операции полиции и пограничного контроля, чтобы избежать вторжений. В то же время они должны серьезно отнестись к другим проблемам, возникающим в Афганистане, включая незаконный оборот наркотиков, и работать в рамках международных органов, таких как Шанхайская
Center, June 2015. URL: https://ctc.usma.edu/the-islamic-
movement-of-uzbekistan-opens-a-door-to-the-islamic-
state/
организация сотрудничества, для стабилизации своего южного соседа. И они должны противостоять искушению непропорционально утверждать опасность джихада за рубежом. Прежде всего, они должны сосредоточиться на разработке внутренней политики, которая в полной мере учитывает социальные и экономические проблемы, которые могут обеспечить джихадистов новыми новобранцами в будущем.
Лидеры Центральной Азии должны учиться на собственных ошибках прошлого и
на ошибках арабских авторитарных режимов и принять реформистский подход к решению политических и религиозных вопросов. Вероятно, потребуется смена поколений, чтобы этот урок был по-настоящему понятен. Подавление оппозиции и продвижение местного ислама сработали в краткосрочной перспективе, но таких инструментов может быть недостаточно в долгосрочной перспективе.
Библиографический список
Аманбекова Ш. Влияние афганского кризиса на процесс исламизации Центральной Азии // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1. № 3. С. 318-329.
Есентаева А. Фактор Афганистана во внешнеполитическом курсе центральноазиатских государств // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2. № 3. С. 1111-1118.
Звягельская И.Д. К вопросу об угрозах безопасности в Центральной Азии // URL: niiss.ru/05.shtml (Дата обращения 10.06.2020).
Кадырова К.А. Основные тенденции практического применения концепции джихада в начале XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014, № 3. С. 140-148
Малышева Д.Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18, № 2. С. 259-272.
Набиев Р.А., Шакиров И.Я. Ареалы активизации исламских фундаменталистских течений в постсоветских среднеазиатских государствах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 83-90.
Сущность международного терроризма. Участие Республики Узбекистан в международных организациях по борьбе с терроризмом // Сайт Всемирной истории. URL: http://vsemirna-yaistoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=84:2011-12-26-12-52-58&catid= 8:2011-12-26-12-33-18&Itemid=2.
Аналитический доклад. Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам - членам ОДКБ на центральноазиатском и афганском направлениях. М.: Аналитическая ассоциация ОДКБ; Институт международных исследований МГИМО МИД России, 2017. С. 18.
"Islamic Movement of Uzbekistan." Australian National Security, 2018. URL: https://www.na-tionalsecurity.gov.au/Listedterroristorganisations/Pages/IslamicMovementofUzbekistan.aspx
Ilkhamov Alisher, "Mystery Surrounds Tashkent Explosions." Middle East Research and Information Project, 2004. URL: https://merip.org/2004/04/mystery-surrounds-tashkent-explosions/
Azamy, Hekmatullah. "Will the Islamic Movement of Uzbekistan (IMU) Trade the Taliban for ISIS?" Counter Terrorist Trends and Analyses, vol. 7, no. 6, 2015, pp. 30-35.
Kaura Vinay, "Uzbekistan ups its involvement in Afghanistan." Middle East Institute, 2018. URL: https://www.mei.edu/publications/uzbekistan-ups-its-involvement-afghanistan
Rabasa Angel, "The Caucasus and Central Asia. Beyond Al-Qaeda: Part 1, The Global Jihadist Movement", RAND Corporation, 2006.
Mehl, Damon. "The Islamic Movement of Uzbekistan Opens a Door to the Islamic State." Combatting Terrorism Center, June 2015. URL: https://ctc.usma.edu/the-islamic-movement-of-uzbeki-stan-opens-a-door-to-the-islamic-state/
Сведения об авторе: Бактыбаева Айжан Нурлановна, магистр в области международных отношений, КазНУ им. Аль-Фараби (e-mail: baktybayeva.aizhan@mail.ru).
References
Amanbekova Sh. Vliyanie afganskogo krizisa na process islamizacii Central'noj Azii // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1. № 3. Р. 318-329.
Yesentayeva A. Faktor Afganistana vo vneshnepoliticheskom kurse tsentral'noaziatskikh gosudarstv // Postsovetskiye issledovaniya, 2019. T. 2. № 3. Р. 1111-1118.
Zvyagel'skaya I.D. K voprosu ob ugrozah bezopasnosti v Central'noj Azii [On the Question of Security Threatsin in CentralAsia]. URL:niiss.ru/05.shtml2013 (in Russian).
Kadyrova K.A. Osnovnye tendencii prakticheskogo primeneniya koncepcii dzhihada v nachale XXI v. // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014, № 3. S. 140-148.
Malysheva D.B. Postsovetskaya Central'naya Aziya i Afganistan kak sfera peresecheniya interesov krupnyh aziatskih gosudarstv // Vestnik Rossijskogo uni-versiteta dru- Эволюция исламского экстремизма в странах Центральной Азии 615 zhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 18, № 2. Р. 259-272
NabievR.A., ShakirovI.YA. Arealy aktivizacii islamskih fundamentalistskih techenij v postsovetskih sredneaziatskih gosudarstvah // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. T. 15, № 3. Р. 83-90.
Sushhnost' mezhdunarodnogo terrorizma. Uchastie Respubliki Uzbekistan v mezhdunarodnyh organizacijah po bor'be s terrorizmom. Sajt Vsemirnoj istorii. Available from: http://vsemirna-yaistoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=84:2011-12-26-12-52-58&catid= 8:2011-12-26-12-33-18&Itemid=2 (in Russ).
Analiticheskiy doklad. Ugroza mezhdunarodnogo terrorizma i religioznogo ekstremizma gosudarstvam - chlenam ODKB na tsentralnoaziatskom i afganskom napravleniyakh. M.: Analit-icheskaya assotsiatsiya ODKB; Institut mezhdunarodnykh issledovaniy MGIMO MID Rossii. 2017. Р. 18.
"Islamic Movement of Uzbekistan." Australian National Security, 2018. URL: https://www.nation-alsecurity.gov.au/Listedterroristorganisations/Pages/IslamicMovementofUzbekistan.aspx
Ilkhamov Alisher, "Mystery Surrounds Tashkent Explosions." Middle East Research and Information Project, 2004. URL: https://merip.org/2004/04/mystery-surrounds-tashkent-explosions/
Azamy, Hekmatullah. "Will the Islamic Movement of Uzbekistan (IMU) Trade the Taliban for ISIS?" Counter Terrorist Trends and Analyses, vol. 7, no. 6, 2015, pp. 30-35.
Kaura Vinay, "Uzbekistan ups its involvement in Afghanistan." Middle East Institute, 2018. URL: https://www.mei.edu/publications/uzbekistan-ups-its-involvement-afghanistan
Rabasa Angel, "The Caucasus and Central Asia. Beyond Al-Qaeda: Part 1, The Global Jihadist Movement", RAND Corporation, 2006.
Mehl, Damon. "The Islamic Movement of Uzbekistan Opens a Door to the Islamic State." Combatting Terrorism Center, June 2015. URL: https://ctc.usma.edu/the-islamic-movement-of-uzbeki-stan-opens-a-door-to-the-islamic-state/
About the author: Baktybayeva Aizhan Nurlanovna, Master in International Relations, Kaz NU
Al Farabi (e-mail: baktybayeva.aizhan@mail.ru).