Научная статья на тему 'Роль преподавателя в современном образовательном процессе'

Роль преподавателя в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7220
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Дарья Николаевна

В статье сделана попытка рассмотреть трансформацию роли преподавателя гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях, в условиях применения новых требований к учебному процессу, соответствующих Болонскому соглашению. Сделаны выводы о том, что преподаватель из «источника знаний» превращается в «проводника» по информационным потокам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в современном образовательном процессе»

УДК 378.12

Куликова Дарья Николаевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и регионоведения Новосибирского государственного технического университета, dashik_k@mail.ru, Новосибирск

роль преподавателя в современном образовательном ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье сделана попытка рассмотреть трансформацию роли преподавателя гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях, в условиях применения новых требований к учебному процессу, соответствующих Болонскому соглашению. Сделаны выводы о том, что преподаватель из «источника знаний» превращается в «проводника» по информационным потокам.

Ключевые слова: Роль преподавателя, педагогическая практика, Болонский процесс

Kulikova Darya Nikolaevna

Candidate of History Sciences, Associate Proffessor of the Department of International Relations and Regional Studies, Novosibirsk State Technical University, dashik_k@mail.ru, Novosibirsk

ROLE OF LECTURER IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The article is an attempt to examine the transformation of role of the teacher of the humanities in higher education, in terms of application of the new requirements to the educational process, the relevant agreement of Bologna. It is concluded that the teacher of the “source of knowledge” becomes a “conductor” on the information flow.

Keywords: The role of the teacher, student teaching, the Bologna process.

Во все времена и во всех культурных традициях было особое уважительное отношение к учителю. Ведь учитель является не только носителям и распространителем знаний, но и воспитателем ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека. Таким образом, можно сказать, что учитель/ педагог/преподаватель является своего рода «воспитателем души» человека. Именно поэтому профессия учителя востребована в любом обществе, так как учитель формирует социальную среду, готовит «кузницу» кадров, адаптирует к жизни будущее поколении.

Российская педагогическая традиция имеет свои специфические особенности. Исторический путь нашего государства наложил отпечаток и на развитие педагогической практики. В советский период, не смотря на то, что статус преподавателя был очень высок в обществе, однако, преподаватель вынужден был придерживаться определенной ценностной парадигмы, «воспитывать» студентов в рамках социалистической идеологии. После распада Советско-

го Союза позиции преподавателя в обществе существенно пошатнулись. Связано это и с тем, что учитель/преподаватель был частью и носителем социалистической идеологии, которая потерпела крах, а следовательно, учитель, который должен был «навязывать» эту идеологию, потерял свой авторитет. Сказалось также и то, что профессия учителя/ преподавателя стала одной из самых низкооплачиваемых профессий, а поэтому учителя и преподаватели оказались за чертой бедности. В условиях утверждения денег и богатства как основой и главной ценности, все больше в российском обществе формировалось отношение к бедным как к людям «второго сорта» (особенно свойственно это было молодежной среде). Таким образом, авторитет учителя/преподавателя неукоснительно и стремительно падал.

Кроме того, существенное влияние на падение авторитета преподавателя оказало и внедрение в образовательный процесс принципа товарно-денежных отношений, то есть переход на систему платного образования. При отсутствии достаточного уровня

культуры обращения с деньгами и культуры рыночных отношений, платные образовательные услуги стали восприниматься, прежде всего, молодежью, как любая другой сферы услуг, где господствует принцип «кто платит - тот и прав». И лишь в начале XXI века социальный статус преподавателя начал повышаться. То, на каком уровне, будет этот статус в российском обществе зависит и от политики российского государства, и, прежде всего, от того, каким будет преподаватель как профессионал, от того, какими профессиональными и личными качествами будет обладать преподаватель, а также каким образом он будет выстраивать отношения со студентами.

В условиях присоединения России к Болонскому процессу эти вопросы становятся особенно важными, так как меняется не только структура высшего образования (переход на двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратура), но и трансформируется роль преподавателя в образовательном процессе.

В качестве главной цели Болонского процесса провозглашается создание единого общеевропейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования. Реализация этой цели предусматривает, в соответствии с принципами Болонской декларации: введение двухуровневой (бакалавр-магистр) системы образования; введение системы кредитов как унифицированного способа учета объема учебной работы; внедрение методологий и критериев, обеспечивающих высокое качество образования; создание возможности продолжения образования в других высших учебных заведениях стран, подписавших Болонскую декларацию [1]. Это означает, что и к преподавателю теперь должны предъявляться особые требования. В советской образовательной парадигме, преподаватель был, если не единственным, но самым важным источником профессиональной информации, и образовательный процесс стоился, прежде всего, на получении знаний студентом непосредственно от преподавателя. В рамках же Болонской системы, основной акцент в образовательном процессе делается на самостоятельное освоение студентом большого количества профессиональных знаний. В условиях свободного доступа к огром-

ному массиву разнообразной информации (доступ к интернет ресурсом, большое количество всевозможных печатных изданий и т. д.), это выглядит вполне логично. Однако это не значит, что роль преподавателя в образовательном процессе снижается, она трансформируется.

Болонский процесс в купе с утверждением гуманистической парадигмы в образовательную педагогическую систему, внес значительные коррективы в образовательный процесс: подходы к обучению стали личностно-ориентированным и личностно-деятельным. Происходит переход на личностно-ориентированные технологии, означающие, по словам В. А. Сластеника, «персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков)» [Приводится по: 2]. Характеризуя новый тип технологий, исследователи отмечают, в первую очередь, что они «предусматривают преобразование суперпозиции преподаватели и субординцированной позиции студента в личностно равноправные позиции». Объясняя преобразования, нужно указать на новые акценты в деятельности педагога и тем самым раскрыть новые его функции в процессе педагогического взаимодействия, а именно... «преподаватель не только учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует студента к общему и профессиональному развитию, создаёт условие для его самостоятельности» [Приводится по: 2].

Таким образом, преподаватель для студента служит своего рода «проводником» в огромном массиве информационных потоков. Профессиональная деятельность преподавателя, особенно гуманитарных дисциплин, направлена в первую очередь не на то, чтобы быть первоисточником профессиональной информации, а на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление.

Специфика высшего профессионального образования заключается в том, что в вуз приходят люди уже с определенным багажом знаний. Кроме того, преподавателю в своей профессиональной деятельности

важно помнить, что у студента, к моменту поступления в вуз уже есть определенное мировосприятие и определенные ценностно-нравственные ориентиры, которые если не сформировались полностью, то находятся уже в стадии формирования. Именно поэтому, современный образовательный процесс должен быть личностно-ориентированным.

Безусловно, «учебно-воспитательный процесс в вузах характерен активным использованием разнообразных технических, информационно--вычислительных и других средств, без которых в настоящее время немыслима профессиональная подготовка кадров высшей квалификации. Однако материальная база учебно-воспитательного процесса, даже самая совершенная, выполняет все же вспомогательную функцию. Главным, решающим звеном целенаправленного педагогического процесса выступают педагоги, поскольку живой контакт, живое общение наставников и воспитанников нельзя заменить никакими техническими средствами» [3]. Специфика гуманитарных наук заключается в том, что один и тот же факт можно оценивать по-разному. Например, студент самостоятельно может найти и изучить информацию о деятельности Петра I или о реформах Б. Ельцина, он даже может самостоятельно изучить разливные точки зрения на эти исторические процессы. Задача же преподавателя заключается в том, чтобы, во-первых, не дать студенту «потонуть» в огромном массиве информации, во-вторых, помочь студенту взглянуть на факты с разных точек зрения, сформировать комплексное представление о явлении, в-третьих, совместно со студентом проанализировать данный факт, так чтобы у него (студента) выработалось собственное представление и мнение, и он мог аргументировано его отстаивать. В данном случае, личное общение преподавателя и студента играет огромную роль. Кроме того, при таком подходе к образовательному процессу крайне важны не только профессиональные качества преподавателя (знание самого факта, знание различных точек знание на данный факт, знание классической и новой литературы и источников и т. д.), но и личностные качества преподавателя. Преподаватель должен обладать определенными человеческими качествами для того, чтобы

наладить доброжелательные и эффективные для образовательного процесса отношения со студентом. Так, в ходе социологических опросов, выявлены и проранжированы черты взрослых, которые импонируют молодежи: первое место занимает вежливость (44% опрошенных); второе - смелость (32,3%); третье - культура поведения (26,1%); четверное - честность (24,1%); так же в этот список попали - опрятность, умение найти общий язык с молодёжью, искренность, ум, трезвость и т. д. [4]. Это следует учитывать преподавателю в своей профессиональной деятельности. Важно также помнить, что отношения между преподавателем и студентом будет тогда позитивные, когда преподаватель будет тактичным настолько, чтобы не унижать достоинство человека, а это значит, что он не должен терять контроль над собой.

Преподаватель также должен помнить о том, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности» [3, с. 111]. Это означает, что на преподавателя накладывается дополнительная ответственность, не просто готовить профессионала, а воспитывать гражданина, «человека в человеке».

Подводя итог, хочется отметить, что роль преподавателя в обществе в целом, и в образовательном процессе в частности трансформируется. Одно должно оставаться неизменным - это весомый статус педагогической профессии в обществе, профессионализм и высокие ценностно-нравственные ориентиры педагога. Достичь это можно только совместными усилиями государства в целом и каждого отдельного преподавателя в частности. Именно это является залогом

успешного развития общества и процветания государства.

Библиографический список

1. Болонская декларация и ее основные аспекты. [Электронный ресурс]. Ы1р://%'%г«г. spbu.ru/news/edusem/bd/htm (дата обращения: 28.08.2012).

2. Валяева Е. В. Ролевые позиции педагога в новой образовательной парадигме [Элек-

тронный ресурс] http://festival.1september.ru/ агііс^/210357/ (дата обращения: 28.08.2012).

3. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. - 2011. - №3. - Т. 2. -С. 110-115.

4. Синюк А. МЛичность преподавателя как «зеркало» студента [Электронный ресурс]. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/ 128275719009214685/Default.aspx (дата обращения: 28.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.