Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности'

Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов В. А.

На основе анализа научной литературы рассмотрены вопросы профессиональной ориентации студентов через призму педагогических условий их актуализации, что представляет особую значимость для высшей профессиональнопедагогической школы в период реформирования всей системы образования России и определяет основные направления развития профессионально-ценностных установок будущих учителей и преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS ASPECT AS THE CONCEPT OF CULTURE PROFESSIONAL PERSON

In this paper, based on analysis of scientific literature addressed issues of vocational guidance of students through the prism of their mainstream educational environment that is especially important for higher and vocational educational schools in the period of restructuring the entire education system in Russia and defines the main directions of development of vocational value orientations offuture teachers and professors.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности»

сборник тезисов докладов II Всероссийской научно-методической конференции. Рязань, 2011.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. 2010.

3. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг./ под ред. Т.Л. Клячко. М.: МАКС Пресс, 2009.

N.P.Podlavilcheva

DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF ESTIMATION OF STUDYING OF DISCIPLINE «THE ECONOMIC THEORY» WITHIN THE LIMITS OF КОМПЕТЕНТНОСТНОГО THE APPROACH

The author's model of structurization of the professional competence of students of economic specialities is offered.

Key words: competence, conceptual thinking, business game, qualitative control.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 378.14

В. А. Романов, д-р пед. наук, проф., (4872) 35-20-90, romanov-tula@mail. т (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК АСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ

На основе анализа научной литературы рассмотрены вопросы профессиональной ориентации студентов через призму педагогических условий их актуализации, что представляет особую значимость для высшей профессиональнопедагогической школы в период реформирования всей системы образования России и определяет основные направления развития профессионально-ценностных установок будущих учителей и преподавателей вузов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, культура личности, познавательная деятельность.

В современных условиях характерное для человеческой цивилизации усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым соответствующее наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных социальноэкономических проблем, для принятия адекватных целям социального развития общества решений на государственном, региональном, муниципальном уровнях [3].

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в российской высшей профессиональной школе, характеризуется преодолением наметившегося социального раскола и ориентацией на поиск путей гуманизации образовательного процесса в сфере педагогического образования. В

344

настоящее время стало очевидно, что без ориентации на воспроизведение и созидание ценностей, определяющих смысл жизни человека, ориентирующих его на практическое освоение действительности, не удастся создать условий для жизни, достойной человека [1].

В практике образования подобное понимание ценностных аспектов жизнедеятельности является условием включения будущих учителей в систему профессиональных отношений, которое, по мнению современных философов, всегда осуществляется при участии сознания в целом и ценностного сознания в частности.

Гуманистическая направленность всего российского образования изменила представления о целях и механизмах развития личности, сместив акцент на возможности трансляции общечеловеческой и национальной культуры, поэтому анализ данной ситуации в педагогических вузах России позволяет сделать вывод о том, что при всей противоречивости динамики отечественных педагогических традиций, достижений и неудач в области высшей школы, педагогический поиск все более активизируется в направлении гуманизации, а подготовка будущего учителя в нашей стране строится так, чтобы ценностные ориентации его учебно-воспитательной деятельности, с одной стороны, отвечали новым социальным реалиям, а, с другой стороны, воплощали в себе непреходящие общечеловеческие и национальные ценности.

Методологическим основанием гуманизации образования являются работы философов, раскрывающие сущность культуры, закономерности ее развития, ценностный потенциал и функционирование в обществе. Поэтому, рассматривая в контексте научных работ Вершининой Л.В., Лузакова А.А., Повзун В.Д., Пупкова С.В., Равкина З.И., Разина А.В., Щелиной Т.Т. и др. ученых психолого-педагогическую значимость общечеловеческих ценностей, нельзя не обратить внимание на то, что каждая отдельно взятая ценность, в определенной системе, выступает в качестве элемента целостной структуры общегуманитарных ценностей, являясь внутренним стержнем культуры общества и основным звеном, объединяющим все формы общественного сознания [4].

Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к духовному кризису личности и общества в целом. Учитывая это обстоятельство, в системе высшего профессионально-педагогического образования, мы считаем необходимым, выявлять ведущие, доминирующие элементы в системе ценностей, которые могут выступать в качестве цели при выборе и формировании ценностных ориентаций студентов, являясь базовым элементом их внутренней культуры.

Значимость ценностей в жизни молодого человека определяется их потенциальными возможностями в открытии личностью смыслов жизни, поэтому российская система образования указывает на необходимость

ориентации личности на новые гуманистические образовательные ценности, определяет высокую актуальность исследовательских вопросов поиска новых путей аксиологизации процесса подготовки будущих учителей в системе высшего профессионально-педагогического образования. Отечественные педагоги-исследователи не раз обращали внимание на то, что современная личностно ориентированная парадигма образования, является основой преобразований, как в общемировом педагогическом сообществе, так и в отечественной образовательной системе и реализуется на основе предметно-содержательного, культурологического, аксиологического, технологического и личностно -деятельностного подходов, поэтому наличие соответствующих исследований в этой области позволяет отечественным педагогам-практикам выявить конкретный механизм реализации личностно ориентированного образовательного процесса, который целесообразно рассматривать как совокупность целенаправленных, взаимосвязанных и технологически упорядоченных действий педагогов по осуществлению этого процесса[2].

Аксиология как учение о ценностях в представлении исследователей выступает, с одной стороны, методологической основой и механизмом развития ценностно-смыслового отношения студентов к профессиональной культуре, а с другой - определяется как путь некоего переосмысления и обновления ценностями теории и практики образования в сфере профессиональной деятельности на данном историческом этапе.

Сегодня существует несколько направлений в решении данных исследовательских задач и выделяется множественность трактовок, определяющих термин “ценность“. Так, по мнению многих ученых, “за ценность можно принять почти всё (поведение, идеи, психические переживания, убеждения и т.д.), что ассоциируется с основными и, одновременно, с очень многозначными научными понятиями“, или “ценность - это свойство или набор свойств, принадлежащих данному лицу или вещи, которые говорят о его чертах (к примеру, нравственных или духовных), ценных для людей, которые могут удовлетворить какие-то их потребности“. На основании этих определений можно судить о реальной многозначности термина “ценность“, действующих сегодня в философской, социологической, психолого-педагогической и научнопопулярной литературе [4].

Таким образом, «ценностью» можно называть состояние вещей, на которое направляется наше устремление или которое удовлетворяет наши потребности. «Ценностями» могут определяться положительно оцененные объекты нашего поведения. Наконец, под «ценностью» ряд исследователей понимают критерий, на основании которого различные объекты достойны положительной оценки. Проанализировав эти определения, нельзя не

заметить, что в них делается особый акцент на ценности как явление познавательного характера, что очень важно для педагогики высшей школы.

Аксиологический подход позволяет выделить ценностный компонент профессиональной культуры, объединяющий элементы культуры в систему на различных уровнях, например: общества, социальных групп, профессиональных групп и личностей. Однако, говоря о ценностях, мы считаем корректным, связать их с компонентами, которые выделяются З.И. Равкиным и др. в структуре педагогического образования на фоне преобладающей сегодня в нашем обществе общей эмоциональной нестабильности и неуверенности личности в успешной реализации в последующем своих жизненных перспектив [6].

В данном случае мы имеем в виду определение таких категорий, как ценностные отношения, ценностные ориентации, профессиональноценностные ориентации и др., которые трактуется неоднозначно.

В соответствии со спецификой рассматриваемой в статье темы сущность этих категорий может отражаться в следующих принятых формулировках:

• ценностным будет называться отношение, формирующееся в результате оценочной деятельности и приводящее индивида к осознанию определенной ценности объекта или явления;

• ценностные ориентации - это важнейший компонент структуры личности, характеризующий ее отношение к различным ценностям и определяющий ее мотивацию и поведение.

Использование подобных определений, на наш взгляд и по мнению ведущих педагогов-исследователей, наиболее продуктивно, так как позволяет выявить условия возникновения, существования, внешнего проявления и определяет возможности их активизации.

Под профессионально-ценностными ориентациями, соглашаясь с академиком РАО З.И. Равкиным, целесообразно понимать элемент внутренней культуры личности, который выражает ее субъективное отношение к общественно-значимым ценностям труда и определенным компонентам профессионально-педагогической деятельности [6].

Как отмечается в некоторых психолого-педагогических исследованиях, решение этих вопросов осложняется изменением в общественном и индивидуальном сознании общества, системы общих социальных ориентиров, в том числе и связанных с образом профессии “учителя” и “преподавателя”. При этом, к величайшему сожалению, в современном российском образовании прослеживается социальная неопределенность ценностных представлений об “идеальном образе профессии”, смещаются ориентиры с профессионального на финансовый,

бытовой и жизненный аспекты.

Все эти аспекты исключительно важны, но нельзя забывать, что только педагоги, ориентированные на социальную и личностно-значимую ценность своей профессии, способны достигать значительных успехов в своей профессиональной деятельности. Только они осознанно включаются во все инновационные педагогические проекты, ведут поиск новых альтернативных путей и способов развития образовательной системы, активно внедряют в свою работу существующие прогрессивные идеи. Поэтому именно их деятельность, про мнению Вершининой Л.В., Лузакова А.А., Повзун В.Д., Пупкова С.В., Равкина З.И., Щелиной Т.Т. и др., может стать действенным фактором обновления всей педагогической практики, в том числе и в условиях реформирования всей образовательной системы России.

Опытные преподаватели вузов знают и в своей практической деятельности учитывают тот факт, что в учебно-познавательной деятельности самих студентов ценностные, в том числе и профессионально-ценностные ориентации, выступают как мотив деятельности на всем ее протяжении - от начала обучения до периода практической деятельности.

В работах Вершининой Л.В. и др. указывается, что любой вид деятельности включает в себя ценностно-ориентационные действия и вносит в учебный процесс своеобразие: предметным содержанием; влиянием на отношения учащихся; формированием их активности; влиянием на развитие способов их самостоятельных действий [1].

Таким образом, все элементы структуры учебно-познавательной деятельности функционируют в четкой взаимосвязи с комплексом личностных ориентаций, а активизация учебно-познавательной деятельности в целом, и ценностной ориентации в частности, преследует цель и общего развития личности, при этом оптимальное сочетание всех элементов структуры и их взаимосвязь определяют качество и эффективность учебно-познавательной деятельности и уровень внутренней культуры студентов при ее осуществлении.

На основе анализа существующих подходов к рассмотрению профессионально-ценностных ориентаций необходимо ориентироваться на понимание актуализации - как действия, направленного на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации. Экстраполируя данное определение на педагогическую деятельность, целесообразно рассматривать это понятие как «... взаимодействие преподавателя вуза и студента, в ходе которого происходит стимулирование познавательных процессов и творчества студентов, связанные с умственным напряжением и направленные на формирование у последних профессионально-

личностных потребностей, установок и их реализация в активном образе жизнедеятельности».

Конечная цель актуализации профессионально-ценностных ориентаций студентов направлена соответственно на их стимулирование к переходу на более высокий уровень профессиональной компетентности и социальной активности, а педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональных ценностных установок у студентов должно обеспечить освоение ими соответствующих профессиональных компетенций [5], при этом актуализация профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях высшего профессионального образования может быть рассмотрена как взаимодействие, заключающееся в сотрудничестве преподавателя вуза и студентов, направленное на интеграцию актуальных социальных установок с личностно-ценностными ориентациями будущих преподавателей вуза и учителей и ориентированное на адаптацию образовательного процесса к реалиям окружающего мира [3, 7 и др.].

Рассматривая вопросы актуализации профессионально-ценностных ориентаций студентов, следует уделять внимание культурным традициям, соответствующим целям отдельной личности, социальных групп и общества в целом, т.к. ценность выполняет важную роль в процессе психологического восприятия окружающего мира и связано с его ценностно-ориентационной деятельностью и педагогическими условиями актуализации ценностных ориентаций современной молодежи. В связи с этим, мы считаем обоснованным построение процесса обучения будущих учителей (в том числе и преподавателей вузов) в рамках реализации личностно ориентированной парадигмы образования, понимая, что актуализация профессионально-ценностных ориентаций студентов является элементом внутренней культуры личности студентов и решает важнейшие психолого-педагогические задачи современной высшей профессиональной школы России [4].

На основе анализа научных исследований последних лет, философской, психолого-педагогической, социологической, исторической и другой литературы можно выделить следующие педагогические условия актуализации профессионально-ценностных ориентаций студентов, представляющих особую значимость для высшей профессиональной школы:

• умение студентов дифференцировать объекты (анализ предметов и явлений, их изменение и развитие, оценка деятельности и т.д.);

• учет эмоциональной направленности личности студентов, что позволяет увидеть качество выполнения оценочной функции, связанной с наличием эмоционального отклика и подготовки студента к адекватному поведению и конкретным действиям;

• ценностное наполнение содержания образования, что тесно связано с отражением в содержании образования того уровня ценностей, к которым формируется отношение;

• личностная направленность процесса актуализации ценностных ориентаций, предполагающая такую организацию процесса, при которой широкий спектр объективных нравственных общепризнанных ценностей становится предметом осознания и переживания субъекта как особых потребностей личности;

• умение педагога (преподавателя вуза) транслировать ценности в жизнедеятельность студентов средствами не только содержания образования, но и используемыми образовательными технологиями, что непосредственно определяется индивидуально-личностными качествами и профессиональной подготовкой участников педагогического процесса;

• формирование педагогом профессионально важных качеств (видение педагогической проблемы, ориентация на новое педагогическое мышление и личностно-гуманную позицию в собственной деятельности, освоение всего богатства общечеловеческой и педагогической культуры, —ценностное взаимодействие“ педагогов и студентов, подразумевающее наличие навыков культуры общения) и др.

Таким образом, выделение этих педагогических условий позволяет говорить о том, что в системе высшего профессионального образования они должны обязательно присутствовать и определять процесс развития ценностных установок будущих учителей и преподавателей вузов и давать им четкое представление о профессиональной культуре личности.

Список литературы

1. Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя: Монография. М.: МПСИ, 2009. 258 с.

2. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте болонского процесса/ Кирьякова А.В. [и др.] // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (часть 3). С 519-523;

ШЬ: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981140.

3. Пупков С.В. Ценностно-ориентационные портреты студентов вуза в контексте золотого правила нравственности // Мир образования образование в мире. 2010. № 2. С.32-37.

4. Романов В.А. Профессионально-ценностные ориентации как элемент внутренней культуры личности студентов // Межвузовский сборник научных трудов "Ценности профессиональной деятельности педагога" Черкассы-Ульяновск: Изд-во Ульяновского ИПКПРО, 2011. С. 109-115.

5. Скляренко И.С. Формирования профессиональных ценностных установок // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 11. С.42-43.

6. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность / под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОиП РАО, 1995. 214 с.

7. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. 384 с.

V.A. Romanov

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS ASPECT AS THE CONCEPT OF CULTURE PROFESSIONAL PERSON

In this paper, based on analysis of scientific literature addressed issues of vocational guidance of students through the prism of their mainstream educational environment that is especially important for higher and vocational educational schools in the period of restructuring the entire education system in Russia and defines the main directions of development of vocational value orientations offuture teachers and professors.

Key words: vocational training, teacher education, culture of personality, cognitive activity.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 378.016:74

А. В. Щеглов, доц., 8-905-116-29-03, al exshche glov@mail. ru (Россия, Тула, ТулГУ)

РОЛЬ И МЕСТО ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Рассматривается сущность объемно-пространственной композиции и определяется ее роль в процессе дизайн-образования; исследуются ее художественные средства.

Ключевые слова: объемно-пространственная композиция, объемно-

пространственное мышление, дизайн-образование, студенты-дизайнеры, профессиональные компетенции.

Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных направлений дизайна. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы, является композиция. Теоретики и практики дизайна определяют композицию в дизайн-образовании как специфичную творческую деятельность, направленную на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.