Научная статья на тему 'Сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя вуза'

Сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3628
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев М. Н., Коневалова Н. Ю., Кунцевич З. С., Медведева Л. З.

В статье рассмотрены вопросы профессиональной компетентности преподавателя вуза. Определено понятие и раскрыто содержание профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the matters of the professional competence of higher school teachers. The concept is defined and the content of the professional competence is disclosed.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя вуза»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

МЕДВЕДЕВ М.Н., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., КУНЦЕВИЧ З.С., МЕДВЕДЕВА Л.З.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Резюме.

В статье рассмотрены вопросы профессиональной компетентности преподавателя вуза. Определено понятие и раскрыто содержание профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция.

Abstract.

This article deals with the matters of the professional competence of higher school teachers. The concept is defined and the content of the professional competence is disclosed.

Key words: professional competence, competence.

Вопрос повышения качества высшего образования остается приоритетной задачей современного образования. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование профессиональных качеств преподавателей, для оценки которых необходимы критерии профессиональной компетентности.

Настоящее время диктует новые требования к преподавателю высшей школы. Это связано, прежде всего, с глобализацией образования, формированием единого образовательного пространства. В связи с этим целесообразно говорить и о преподавателе университета нового поколения. Он должен соответствовать всем тем качествам, которые важны для педагога в любой стране мира. Идеальный педагог в современных условиях - это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. При этом педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе трудовых отношений.

Инноватика и смена моделей обучения (переход от трансляционной педагогики к смыс-

ловой, педагогическому сотрудничеству) объективно требуют новых подходов к подготовке специалистов в ВУЗе. Социальные реалии и отражающие их тенденции в образовании характеризуются направленностью на специалистов, компетентных в своей области, владеющих профессионально - педагогической культурой. В этой связи профессиональная компетентность рассматривается как достаточное и необходимое условие образовательной деятельности, саморазвития и самосовершенствования педагога. Ориентация общества на грамотного и компетентного специалиста выражается в разработке систем мониторинга качества подготовки выпускника ВУЗа, направленности на изучение процесса профессионализации в целях оптимизации управления образовательной системой. Для подготовки таких специалистов необходимы педагогические кадры, обладающие не только высокими профессиональными, но и профессионально-педагогическими и личностными качествами.

Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя ВУЗа является необходимым условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Целью работы явилось изучение содержания и определение понятия «профессиональная компетентность преподавателя вуза»

Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В связи с подписанием большинством европейских стран Болонской декларации в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Однако в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей, умений и навыков.

В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [1]. А по словарю Д.Н. Ушакова ... «компетенция» это: 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [2]. И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [3]. А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать

определенными возможностями в какой-либо сфере. В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

В Образовательном стандарте Республики Беларусь компетентность определяется как «выраженная способность применять свои знания и умения», а «компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения практических и теоретических задач».

С.Е. ТТТитттов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным - не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [5]. Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение - это действие (doing) в специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных

задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке педагога, а под компетентностью - уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности [4]. Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная дея-

тельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого, термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности. В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это

- «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [6]. Значит, компетентность

- это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность

- это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В.Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство.

Содержание профессиональной компетентности преподавателя

Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога с практической точки зрения, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество -педагогическое мастерство. Мастерство, по Ю.П.Азарову, - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хоро-

шо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [7]. Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко,

- это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерство сводят к умениям педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. По А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная [8].

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию педагогического мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство педагога - это и есть компетентность. Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.

По мнению Станкина М.И., с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

- экспрессивные способности - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

- дидактические способности - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

- авторитарные способности - умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

- научно-педагогические способности - умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

- перцептивные способности - это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

- коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

- личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;

- организаторские способности - умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.п.;

- мажорные способности - это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

- прогностические способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

- конструктивные способности, или педагогическое воображение - это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине [9]. Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов педагог включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение. Кухарев И.В. считает, что совершенствование подготовки учителя в наши дни направлено на то, чтобы обеспечить

ему возможность строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого знания внутренней жизни школьника, точного учета характера действий, которые учитель адресует своим воспитанникам. Глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, - вот что необходимо современному и компетентному учителю для сознательного управления учебно-воспитательным процессом, чтобы обеспечить высокий уровень развития учащихся школы [6]. Важным, на наш взгляд, в содержании профессиональной компетентности является также организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем. Морева Н.А. отмечает, что в процессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос «Как учить?». Поэтому он задумывается об обновлении и улучшении учебно-методического обеспечения реального учебного процесса. Его наработки постепенно обретают форму авторской технологии, основу которой составляет обобщенный индивидуальный опыт педагога. Причем отбирается только, то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий деятельности преподавателя и приносит ощутимый результат [10]. Успешность работы учителя в значительной (а нередко в определяющей) степени обуславливается так же и его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимися. Компетентные педагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия у учащихся, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют свою работу. Под воздействием таких учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагогов методы обучения и воспитания учащихся становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств в личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагога к учащимся. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально ре-

шать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития). Для этого у компетентного педагога, по-мнению Романовой Е.С., должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим [11].

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог - это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить. Поэтому, на наш взгляд, прав. С.Смирнов, который пишет: «Человек, обеспечивающий образование, - не математик, не историк, и даже не учитель, а методолог, социотехник, коммуникатор» [12]. Как пишет В.Е. Степанова, методолог - умеющий организовать и соорганизовать деятельность субъектов, социотехник - умеющий развивать и расширять связи, коммуникатор - умеющий строить отношения на основе диалога, в целом специалист, «умеющий адекватно употреблять самого себя в условиях постоянно меняющейся деятельности. Это специалист, развивающий новые формы Мышления и Деятельности.» [13]. Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы - исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты.

Н.Лобанова в структуре профессиональной компетентности выделяет профессиональ-

но-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты. Профессионально-содержательный, или базовый компонент, предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности. Профессионально - деятельностный, или практический компонент, включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, усвоенные личностью как наиболее эффективные. Профессионально-личностный компонент включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности [6]. По-мнению Подласого И.П., существует несколько типов профессиональной компетентности:

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная, яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика [9].

Заключение

Обобщая литературные данные, можно сделать следующие выводы:

1. Профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты. Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании

профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначную трактовку. Во-вторых, существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец, нет единого мнения исследователей по отношению к определению структуры профессиональной компетентности.

2. По-нашему мнению, сущность понятия «профессиональная компетентность преподавателя» можно выразить как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность.

3. Рассмотрено содержание профессиональной компетентности преподавателя, которое, если обобщить мнения различных авторов, в целом включает:

а. Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение профессионализм, включающий в себя профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание предмета и учащегося, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием учебно-воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим преподавателем.

б. Профессионально значимые личностные качества педагога.

Литература

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова ; РАН, Рос. фонд культуры. - 3-е изд. - М. : АЗЪ, 1995. - 928 с.

2. Ушаков, Д.И. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.И. Ушакова. - Т. 1. - М., 1935. - 284 с.

3. Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. - М. : Моск. псих.-соц. ин-т, Флинта, 1998.

- 272 с.

4. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.

- М., 2002.

5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. -М.: Пед. о-во России, 1999. - 354 с. - Прил.

6. Кухарев, И.В. На пути к профессиональному совершенству / И. В. Кухарев. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с. (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения).

7. Азаров, Д.П. Мастерство воспитателя / Д.П. Азаров. - М., 1971. - 164 с.

8. Макаренко, А.С. Пед. соч. : в 8 т. / А.С. Макаренко. - М., 1985. - Т. 4. - 236 с.

9. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. - М. : Моск. псих.-соц. ин-т, Флинта, 1998. - 368 с.

10. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - 3-е изд., стер.

- М. : Академия, 2008. - 432 с.

11. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиографы / Е. С.Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004.

- 464 с.

12. Смирнов, А.С.Философия. Культура. Образование / А.С.Смирнов. - Новосибирск, 1990. -185 с.

13. Степанова, В. Е. В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) / В.Е.Степанова. - Якутск : ИП-КРО, 2007. - 164 с.

14. Подласый, И.П. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И.П. Подласый. - М. :

ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1 : Общ. основы. Процесс обучения. - 576 с.

15. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под ред. В.И. Байденко. - М., 2006.

- 210 с.

16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И.А.Зимняя. -М., 2004. - 381 с.

17. Засобина, Г.А. Практикум по педагогике : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Г.А. За-собина, И.В.Савин; под ред. Н.В.Савина. - М.: Просвещение, 1986. - 111 с.

18. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С.Пряжников. - М. : Академия, 2005. - 496 с.

19. Тарасова, Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе : учеб.пос. для студентов сред. и высш. пед.учеб. заведений / Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова. - Борисоглебск, 2002. - 186 с.

20. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

21. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Эйдос [Электронный ресурс]. 2005 12 Дек. - Режим доступа: http:www.eidos.ru/ journal.htm.

Поступила 16.10.2013 г. Принята в печать 06.12.2013 г.

Сведения об авторах:

Медведев М.Н. - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии УО «ВГМУ»;

Коневалова Н.Ю. - проректор по учебной работе и международным связям, д.б.н., профессор кафедры общей и клинической биохимии УО «ВГМУ»;

Кунцевич З.С. - декан факультета повышения квалификации по психологии и педагогике, д.пед.н., профессор кафедры общей и физколлоидной химии УО «ВГМУ»;

Медведева Л.З. - ассистент кафедры офтальмологии УО «ВГМУ».

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра патологической анатомии. Тел.моб.: +375 (29) 21278-89, e-mail: md_mikhail68@mail.ru - Медведев Михаил Николаевич.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.