Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема'

Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1676
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / PEDAGOGICAL PROFESSION / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL QUALIFICATION / PEDAGOGICAL MASTERSHIP / PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронов Ш., Умарова М.

Профессиональная подготовка учителя занимает значимое место в педагогике и психологии высшей школы. В поисках путей повышения качества подготовки педагогических кадров определилось несколько направлений. В статье анализируются опубликованные материалы по проблеме модернизации высшего профессионального образования. Авторы подчеркивают, что в качестве основных единиц обновления содержания образования необходимо рассмотреть компетентность и компетенцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Competency of Future Teachers as Pedagogical Problem

The professional training of a teacher occupies a considerable place in the pedagogics and psychology of higher school. Several trends have been chrystallized in the quest of the ways concerned with elevation of quality in reference to the preparation of pedagogical human resources. The author analyzes the published materials dealing with the problem of modernization in regard to higher professional education. He stresses that it is necessary to differentiate between competency and competence as principal units of innovation in reference to the contents of education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема»

156 - НОМАИ донишгох 1

ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА

Ш. Шаронов, М. Умарова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые сллова: педагогика, профессиональная квалификация, педагогическое мастераство, педагогическая ситуация

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством.

В психолого-педагогической литературе при рассмотрении процесса формирования и развития профессионализма используются два понятия: компетентность и компетенция.

В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1 Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав [2,8].

А по словарю Д.Н. Ушакова ... «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [4, 284].

А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [3, 268].

А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[5,86]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным - не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [6, 254].

— 158 - НОМАИ донишгох

Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение - это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.

Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непрояв-ленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью - уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности [5].

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого, термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это - «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим и знаниями, профессиональными умениями и навыками» [1,74].

Значит, компетентность - это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность - это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как A.B.

Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Профессия учителя - творческая. Учитель работает над развитием личности учащегося, но каждый раз он имеет дело с (единственным экземпляром) уникальным по своим индивидуальным свойствам и качествам ребёнком. К каждому ученику необходим свой подход, каждый раз приходится в новом варианте использовать имеющиеся знания и умения. Неповторимы педагогические ситуации - меняются участники, их количество, условия. Поэтому так важно иметь информацию об уровне развития учащихся, их интересах, способностях, желаниях, чтобы искать новые средства деятельности, методики, приемы с целью повышения эффективности педагогической деятельности. Но для этого, чтобы «творить», нужен достаточно высокий уровень знаний - ведь известно, что пустая голова не рассуждает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения)

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. -М.: АЗЪ, 1995

3. Турчинов А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998

4. Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1 " Под ред. Д.И.Ушакова. -М„ 1985

5. Хуторской A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов / A.B.Хуторской, - М., 2002

6. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе. / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999

Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема

Ш. Шаропов, М. Умарова

Ключевые слова: педагогическая профессия, профессиональная компетенция, профессиональная квалификация, педагогическое мастерство, педагогическая ситуация

Профессиональная подготовка учителя занимает значимое место в педагогике и психологии высшей школы. В поисках путей повышения качества подготовки педагогических кадров определилось несколько направлений.

В статье анализируются опубликованные материалы по проблеме модернизации высшего профессионального образования.

Авторы подчеркивают, что в качестве основных единиц обновления содержания образования необходимо рассмотреть компетентность и компетенцию.

Formation of Professional Competency of Future Teachers as Pedagogical Problem

Sh.Sharopov, M. Umarova

Key words: pedagogical profession, professional competency,

professional qualification, pedagogical mastership, pedagogical situation

The professional training of a teacher occupies a considerable place in the pedagogics and psychology of higher school. Several trends ha\'e been chrystallized in the quest of the ways concerned with elevation of quality in reference to the preparation of pedagogical human resources.

The author analyzes the published materials dealing with the problem of modernization in regard to higher professional education.

He stresses that it is necessary to differentiate between competency and competence as principal units of innovation in reference to the contents of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.