Научная статья на тему 'Модульно-компетентностный подход в совершенствовании качества морского образования'

Модульно-компетентностный подход в совершенствовании качества морского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО / СТАНДАРТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / POINT-RATING (CREDIT) SYSTEM / COMPETENCIES / QUALITY / STANDARD / UP-TO-DATE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPETENCY / MODULE / MODULE AND COMPETENCY-BASED / CRITERIA OF VALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Лариса Владимировна

В современной концепции образования, ориентированного на результат, цели обучения должны формулироваться как проекция профессиональных требований, предъявляемых рынком труда. Особенно актуальной при таком подходе становится проблема создания комплексной системы контроля за результатами обучения, выраженными в терминах профессиональных компетенций. В статье рассматривается модульно-компетентностный подход как основная тенденция развития современного высшего профессионального образования, направленная на повышение эффективности учебного процесса и качества подготовки будущих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульно-компетентностный подход в совершенствовании качества морского образования»

УДК 378

ЛобановаЛариса Владимировна Larisa Lobanova

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODULE AND COMPETENCY-BASED APPROACH TO PERFECTION OF MARINE EDUCATION’S QUALITY

В современной концепции образования, ориентированного на результат, цели обучения должны формулироваться как проекция профессиональных требований, предъявляемых рынком труда. Особенно актуальной при таком подходе становится проблема создания комплексной системы контроля за результатами обучения, выраженными в терминах профессиональных компетенций. В статье рассматривается модульно-компетентностный подход как основная тенденция развития современного высшего профессионального образования, направленная на повышение эффективности учебного процесса и качества подготовки будущих специалистов

Елючевые слова: компетенции, качество, стандарт, современные технологии, профессиональное образование, компетентностный подход, компетентность, модуль, модульно-компетен-тностный, критерии оценки, баллъно-рейтинго-вая система

Modern concept of result-oriented education requires the purposes of education have to be represented as the projection of qualifications, specified by the labor market. This approach makes the creation of complex system for controlling education results, expressed in terms of professional competencies, the most relevant and challenging problem. In the article it is considered the unit and competency-based approach as the basic tendency of development of the modern higher education, directed on increase of efficiency of educational process and quality of qualification of the future specialists

Key words: competencies, quality, standard, up-to-date technologies, professional education, competency-based approach, competency, module, module and competency-based, criteria of valuation, point-rating (credit) system

Современные социально-экономические, политические и образовательные задачи развития общества, изменения в профессиональной деятельности, структуре, содержании, принципах, техническом оснащении и новых организационных формах управления привели к изменениям требований к подготовке специалистов. Компетентнос-тно-ориентированное профессиональное образование — реакция профессионального образования на изменившиеся социальноэкономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой.

Одной из основных задач современной системы образования является подготовка

компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Но на пути решения этой важной научной и практической задачи встают противоречия между:

— складывающимся на рынке образовательных услуг и традиционным подходом к оценке качества подготовки специалиста;

— внедряемым, но недостаточным информационно-технологическим обеспечением текущего и итогового контроля оценки качества подготовки и потребностью в появлении системы эффективных диагностических методик оценки качества подготовки специалиста;

— готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста и требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда [2].

Качество само по себе, и образования в том числе, не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. Можно сказать, что качество есть соответствие определенным заданным стандартам, а управление качеством — не что иное, как приведение системы к стандарту. Чтобы обеспечить соответствие системы стандарту, необходимо знать ее реальное состояние.

Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности — отлаженную научно обоснованную систему обеспечения образовательного процесса и соответствующий высокий уровень подготовки выпускников. Сегодня требуется пересмотр традиционных представлений об учебном процессе, внедрение современных технологий, позволяющих приблизить качество подготовки специалиста морского флота к современным и грядущим требованиям, к практике реформируемой транспортной сферы. Опережающий характер морского профессионального образования предполагает формирование готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня». Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) специалиста — актуализированное в определенной профессиональной ситуации потенциальное действие.

Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 80-х гг. прошлого века, когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция «минимальной компетентности» [3].

При этом компетентность в самом широком смысле понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения этого понятия происхо-

дило расширение его объема и содержания. В самое последнее время говорить о компе-тентностном подходе в образовании стали ведущие педагоги и психологи: В.А. Болотов, Е.Я. Коган, В.А. Кальней, А.М. Новиков, В.В. Сериков, С.Е. Шишовидр.

В России понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили широкое распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Компетенция — это способность успешно отвечать индивидуальным или общественным требованиям качественно выполнять профессиональную деятельность. Компетенция должна быть, во-первых, личностным качеством, во-вторых, отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты и, в-третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, т.е. позволять определять возникающие проблемы и оперативно решать поставленные задачи. Среди различных видов компетенций выделяются, прежде всего, базовые компетенции, являющиеся ключевыми, которые служат основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни.

Какими базовыми и предметно-ориен-тироваными компетенциями должны обладать курсанты, обучающиеся в морском учебном заведении?

Компетентностный подход в российском морском профессиональном образовании нашел свое отражение в Федеральном Государственном образовательном стандарте III -го поколения, в котором к конечным результатам процесса образования относят следующие компетенции:

— ценностно-смысловые — ценностные ориентиры, способность ориентироваться в

окружающем мире, осознавать свою роль и предназначение, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

— учебно-познавательные — совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; планировании повышения квалификации;

— информационные — навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и в окружающем мире; владение современными средствами информации, способность ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

— коммуникативные — знание языков, способов взаимодействия с окружающими и отдаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами;

— социально-правовые — исполнение воинской обязанности, гражданского долга, понимание сущности и значимости происходящих событий в мире, стране, коллективе;

— личностного самосовершенствования

— освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самопод-держки.

Предложенные компетенции позволят курсанту и выпускнику более ясно понимать ценности и установки по отношению к конкретной цели; научат контролировать свою деятельность, обучаться самостоятельно; быть уверенным в себе; нести ответственность за жизнь и безопасность других людей; приобретать навыки самоконтроля; размышлять о будущем; обращать внимание на проблемы, связанные с достижением поставленных целей; приучат к самостоятельности мышления; выработают навыки по решению сложных задач и использованию новых идей и инноваций для достижения цели.

Центральное место в содержании сов-

ременного профессионального образования теперь занимает новая структурная единица — модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом — на выработку умений [1].

Компетенции формируют иной подход к процессу обучения, определяя спектр навыков, которые должны быть сформированы в результате обучения. Например, для иностранного языка по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования-это следующая компетенция:

«Общаться устно и письменно на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; демонстрировать способность говорить на иностранном языке, используемом в радиотелефонной связи и понимать его на требуемом рабочем уровне; использовать Стандартный морской навигационный словарь-разговорник и словарь Стандартных фраз Международной морской организации общения на море» [4].

Компетенции предполагают более широкое и глубокое овладение иностранным языком именно в профессиональной сфере. Такой подход несколько снижает напряженность с постоянно обсуждаемой проблемой низкого качества владения иностранными языками. А проблема эта часто упирается в отсутствие ясной цели и четкой мотивации их изучения. Обучающийся, которому не понятно, как и когда в своей професси-

ональной деятельности он будет использовать иностранный язык, т.е. не знает, зачем ему такая компетенция, не стремится к овладению ею. В то же время, как только такая потребность возникает и цель понятна (работа в иноязычном экипаже, общение в иностранных портах, общение с представителями компаний, таможней, общение на море во время спасательной операции и т.д.), курсант готов не просто прилагать усилия, но и стремится к качественному изучению иностранного языка.

Компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива более традиционному кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц, аналогичных российским представлениям об образовательном стандарте. Соответственно, оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, компетентностный подход предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности. Описание компетенций обязательно включает нормативную модель диагностических процедур, позволяющих практически организовать аттестационные процедуры. Все многообразие современных методов оценки результатов обучения направлено на преодоление субъективности оценки преподавателем. Практически вся система обучения строится на субъективных факторах видения конечных целей профессионального образования, на субъективности преподавателя-разработчика; субъективности руководства вуза, которое разрабатывает и утверждает миссию своего учебного заведения, в рамках которой принимаются учебные планы; на субъективности учащихся, которые на основании собственного выбора и предлагаемых дисциплин формируют индивидуальный учебных план. По нашему мнению, очень перспективен метод субъективной оценки результатов обучения комиссией, состоящей из самих курсантов, преподавателей и представителей потенциальных работодателей. Метод коллективной оценки опирается на принцип субъективности,

которая в определенных условиях гарантирует объективность оценки.

В чем состоит гарантия качества образования при использовании предлагаемого метода оценки результатов обучения?

1. Включение обучающихся в процесс контроля знаний. Качество образования зависит от мотивации обучающихся. Участвуя в процессе оценивания знаний, обучающиеся начинают разделять ответственность наряду с преподавателем за результат обучения.

2. Сравнительный анализ навыков и знаний. Качество образования можно определить только в сравнении с другим качеством по определенным критериям. Когда обучающиеся видят и сравнивают работу и достижения других, они тем самым выделяют плюсы и минусы собственных навыков и знаний — это выступает дополнительным стимулом в повышении качества собственного образования.

3. Критерии оценки. Для определения качества образования необходимы критерии. В процессе оценки работ обучающиеся не просто руководствуются предлагаемыми критериями, но и высказываются о соответствии этих критериев. Осознанное и критическое отношение к критериям — это тоже показатель заинтересованности обучающихся в качестве образования. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий. При данной технологии результаты контроля отражают степень достижения целей образовательной программы путем сравнения зафиксированного состояния с желаемым. Для этого определяются критерии степени достижения целей — характеристики, отражающие результаты работы курсанта по модулю, а затем и по программе в целом. Критерии формулируются в терминах компетенций. Далее непосредственно измеряемые характеристики сопоставляются согласно принятым критериям, в совокупности позволяющим оценить степень достижения каждого критерия.

Для учета результатов контроля в

Амурском филиале МГУ им. адмирала Г.И. Невельского эффективно используется балльно-рейтинговая система, позволяющая курсанту проектировать собственный результат по каждому из модулей, определять собственную степень успешности. Преподаватель, оценивая задания в баллах, имеет возможность регулировать активность курсантов в выполнении различных видов заданий, направленных на осуществление текущего контроля за формированием отдельных составляющих компетенций.

4. Привлечение преподавателей и представителей потенциального работодателя. Присутствие других преподавателей и представителей потенциального работодателя организует работу обучающихся и повышает чувство ответственности за оценки, ориентирует обучающихся на соответствие их качества образования требованиям рынка труды.

При новой парадигме образования меняется основная образовательная цель, ко-

торая теперь заключается не столько в «зна-ниевой» подготовке, сколько в обеспечении условий для профессионального самоопределения и самореализации личности. Новая компетентностная система направлена на развитие гуманитарного мировоззрения студента и ориентирована на решение как минимум двух основных задач:

1) развитие личных способностей давать объективную и многогранную оценку событиям человеческой жизни, зависящей от закономерностей поведения человека среди людей;

2) развитие практических умений в принятии решений, когда необходимо согласованное, соразмерное, ответственное и гармоничное природе человеческого мира отношение к действительности.

Этот подход к повышению качества образования исключит разрыв в интересах работодателей и результатах образования и между потребностями различных отраслей и сфер деятельности.

Литература

1. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — №2,— С. 31-36.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10.

3. Кальней В.А., Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: метод, пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.

4. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. — Самара: Профи, 2001. — С. 28-32.

5. Клочков А.Я. Подходы к внедрению системы менеджмента качества образовательного учреждения // Материалы международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество». — Санкт-Петербург, 2010.

6. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. — Вопросы образования. — 1988. — №1.

7. Новиков А.М. Профессиональное образование России // Перспективы развития. — М., 1997. — 254 с.

8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010 года № 680 [Электронный ресурс] // URL: http://www.npstoik.ru/vio/inside. php?ind=articles&article_key=355.

9. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. — №2.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Лобанова Л.В., аспирантка, преподаватель английского языка, Амурский филиал Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского

Служ.тел.: (4162) 22-65-78

L. Lobanova, Post-graduate student, the teacher of English language, Amur branch of Maritime state university named after G.I. Nevelskoy

Научные интересы: мониторинг качества образования по иностранному языку в морском вузе

Scientific interests: monitoring of quality of education on foreign language in maritime high school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.