7. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.- М: МИА, 2008. - 14 с.
8. Серёгин Г. Н. Авиационные тренажеры — реальный путь к повышению безопасности полётов / "Право и безопасность", №3-4 (20-21), декабрь 2006г.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
подполковник Быков Е.В., курсант Руденко В.Э, 2016 Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.
Аннотация: В статье рассмотрен компетентностный подход для обучения курсантов по дисциплинам профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта военного профессионального образования, рассмотрены понятия компетенции и компетентности, предложена методика учета индивидуально-психологических особенностей при формировании военно-специальных компетенций курсантов. Статья может быть полезна профессорско-преподавательским коллективам при разработке учебно-методических документов по дисциплинам ФГОС ВПО по различным специальностям.
Ключевые слова: компетентностный подход, индивидуально-психологические особенности, военное образование, компетенции.
Реформирование Вооруженных Сил, перевод их к новому облику, к новой структуре и изменению взглядов политического и военного руководства страны на применение Вооруженных Сил Российской Федерации, что требует и нового качества подготовки военных специалистов, способных реализовать их боевой потенциал в современных условиях профессиональной деятельности.
Подготовка военного специалиста с высшим образованием - сложный и трудоемкий процесс. Растущие потребности в военных кадрах с высоким уровнем профессиональной компетентности диктуют необходимость учета перспектив их роста, обеспечение профессиональной мобильности, ориентации образовательной политики высшей военной школы на непрерывное совершенствование всей системы подготовки военных специалистов.
В современном образовании сформировалось целое направление, которое получило название компетентностного подхода. Переход к компетентностному подходу в образовательном процессе - это попытка привести обучение в соответствие с потребностями общества практически во всех сферах деятельности. При этом происходит переориентация оценки результатов образовательной деятельности обучаемого с понятий традиционно ориентированных, присущих для подхода - «знания, умения, навыки», на понятия, характерные для компетентного подхода. К таким понятиям и относятся - «компетенция » и «компетентность». Причем содержание этих понятий, как и содержание компетентностного подхода в образовании, ориентировано на конечный результат образования.
Компетенция - это совокупность знаний, навыков, умений, способов действий и психологической готовности, необходимых для выполнения деятельности по отношению к определенному кругу объектов и процессов.
Компетентность - это характеристика личности, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта.
С проблемой подготовки военных специалистов в современных социально-экономических условиях тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из тенденций развития образовательных систем.
Одна из таких тенденций — переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста
в системе его подготовки. И, конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержания образования, так и в изучении моделируемой деятельности.
Внедрение в систему российского высшего профессионального образования новой уровневой системы подготовки кадров, переход от традиционной к компетентностной модели подготовки специалистов, сближение российских стандартов и процедур оценки качества образовательной деятельности с европейскими, и другие инновации в системе отечественного высшего военного образования требуют выработки новых подходов к контролю качества обучения и оценке уровня военно-профессиональной подготовки специалистов в образовательном процессе современных военных вузов.
Решение проблемы оценки уровня военно-профессинальной подготовки будущих офицеров предполагает наличие эффективной и объективной системы контроля военно-специальной подготовки курсантов на различных этапах образовательного процесса в военно-учебном заведении. В условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) нового поколения недостаточно эффективным оказывается традиционный подход оценочных методик изучения дисциплин и освоения программы. Система подготовки военных специалистов основана на комплексном изучении дисциплин в их совокупности и реализуется через основные образовательные программы. С введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) 3-го поколения вузы перешли к подготовке специалистов, реализуя и развивая компетентностный подход в обучении.
Несмотря на тот факт, что все вузы стремятся перейти на компетентностную модель обучения, однако фиксация результатов образования, реализующихся в овладении той или иной компетенцией, как правило, четко не определена. Итоговые оценки выставляются за освоение отдельных дисциплин, однако приравнивание их к оценке уровня сформированности компетенций, на наш взгляд, представляется некорректным.
Система подготовки военных специалистов должна основываться на формировании компетенций посредством комплексного освоения дисциплин с использованием современных технологий обучения. В этом контексте обоснована необходимость применения модульного построения дисциплин, комплексного оценивания уровня сформированности военно-профессиональных компетенций выпускников с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Каждый человек как личность обладает системой индивидуально-психологических свойств, к которым относятся: темперамент, характер, направленность и способности. В процессе трудовой деятельности и во взаимодействии с другими людьми человек всегда проявляет эти особенности.
Темперамент является устойчивой природной основой поведения индивида. Поэтому необходимо стремиться к нахождению для обучающегося с определенным темпераментом наиболее подходящих способов реализации его качеств.
Характер является индивидуальным сочетанием устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.
Под направленностью личности понимается ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений в жизни и деятельности.
Способности представляют собой свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.
Исходя из научных источников и наработок предположим, что учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося представляет собой комплекс мероприятий включающий:
1. Выявление индивидуально-психологических особенностей курсантов, от которых в наибольшей степени зависит успешность обучения.
2. Повышение уровня восприятия и усвоения учебного материала курсантами, развитие их познавательных способностей и других личностных качеств и приспособление их к уровню сложности учебного материала и в целом образовательного процесса.
3. Подачу учебного материала в соответствии с возможностями курсантов по его восприятию и усвоению - приспособление учебного материала к степени развития личностных качеств курсантов.
На базе современных высших учебных заведений уже долгое время проводятся эксперименты и тестирование по учету индивидуально-психологических особенностей обучающих, но результаты этих исследований не всегда приводят к единой оценке, а в военном образовании это бывает еще более трудоемким процессом, так как кандидатов на обучение отбирают по нескольким показателям.
Для оценки учебного процесса было выбрано две экспериментальные группы курсантов (отлично успевающих и отстающих). Для представления результатов отбирались личные особенности, по которым были найдены явные отличия. Оказалось, что наибольшие отличия проявились в характеристиках, как: внимание, память, мышление и учебная мотивация.
Эти данные позволяют сделать вывод, что стандартные методы преподавания в военном учебном заведении должны быть модифицированы и совершенствованы в нужном для формирования военно-профессиональных компетенций направлении.
Примером таких модернизаций можно привести применение лекции-пресс-конференции, лекции с разбором конкретных ситуаций.
В отличие от традиционного представления лекция - пресс-конференция имеет следующие особенности. Преподаватель называет тему лекции и просит курсантов письменно задавать ему вопросы по определенной проблематике. Каждый обучающийся должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, записать их и передать преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде логически стройного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов курсантов.
Данный вид лекции можно использовать в начале, в середине и в конце изучаемого курса.
Применение лекции в начале изучения темы имеет основной целью выявление круга интересов и потребностей курсантов, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету.
Проведение лекции - пресс-конференции в середине темы или курса направлено на привлечение внимания курсантов к основному содержанию учебного предмета, уточнению представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизации знаний обучающихся, коррекции выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
Чтение данного вида лекции в конце темы или раздела дисциплины ставит целью подведение итогов работы, определение уровня развития усвоенного курсантами содержания соответствующих разделов курса.
В лекции с разбором конкретных ситуаций преподаватель выносит на обсуждение проблемную ситуацию, которую учащиеся анализируют и обсуждают совместно с ним. Иногда обсуждение проблемной ситуации становится прологом к последующей части лекции с целью заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных аспектах, подготовить к творческому восприятию учебного материала.
Таким образом, анализ образовательной деятельности позволяет сделать вывод о том, что высокий профессионализм и педагогический опыт преподавателей, поиск ими оптимальных путей решения проблем преподавания путем применения активных и интерактивных технологий (где обучаемый выступает как субъект деятельности аналогично фигуре преподавателя, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей), способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов военного вуза и, безусловно, качества образовательного процесса.
Знание и учет индивидуально-психологических свойств и качеств курсантов необходимы преподавателю для реализации индивидуального подхода к учащемуся, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и службы, группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения поставленной цели.
Можно сделать вывод, что под военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество личности офицера-руководителя, представляющее собой совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные задачи,
возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта.
Формирование военно-профессиональных компетенций у выпускников военных вузов является важнейшей методологической и психолого-педагогической проблемой, потому, что итоговым результатом этого процесса должен быть компетентный специалист, соответствующий требованиям, определённым в ФГОС ВПО, обладающий широким набором общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющим ему легко адаптироваться и функционировать в системе профессиональной военной деятельности, в новой обстановке, овладевать новыми знаниями и умениями, необходимыми для осуществления изменяющихся и усложняющихся задач военной службы.
Список литературы:
1. Азарова Р.Н, Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции. Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010 .-52 с.
2.Ефремова И.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.
3. Коритчук В.В., Доценко С.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицеров ракетных войск и артиллерии // Военная мысль. - 2010. - №12 - С. 50-57.
4. Полосин А.Н. Состав и структура компетенций выпускника военно-технического вуза //Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 58-62.
5. Коган Л.Н., Руденкин В.Н. Индивидуализация как способ развития личности: (Проблемы, поиски, решения). - Свердловск, 1989.
6. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск, 2007. 368 с.
7. Военная педагогика / под ред. А.А. Башлакова. М., 2008. 504 с.
8. Киреева Е.П. Формирование военно-профессиональной компетентности у курсантов военных вузов // Проблемы обучения и информатизации образования в сфере подготовки специалистов по эксплуатации сложных технических систем: тезисы докл. Всерос. научно-техн. конф. (Серпухов, 28-29 июня 2012) Серпухов, 2012. С. 114-118.
9. Будяк, Л.В. Компетентностный подход в высшем образовании / Л.В. Будяк // Вектор науки: серия «Педагогика, психология». ТолГУ. - 2011. - № 1.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 230106 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». - 2012. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx? substr= 230106&st= all&qual=0
УДК 811.111
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
К.В. Никитина, 2016 Башкирский государственный медицинский университет, старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, кандидат филологических наук, г. Уфа
Аннотация. Успешность обучения иностранному языку зависит от ряда факторов. Одним из них является учет национально культурной специфики общества, в котором функционирует изучаемый язык. Понимание иноязычного текста невозможно без понимания инокультурных особенностей, сопутствующих его созданию. В условиях современной глобальной интеграции необходимо не только знать иностранные слова, но и быть знакомым с культурой