УДК 372.8
Зозулин Игорь Николаевич
Преподаватель кафедры математики и информатики, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева внутренних войск МВД России, [email protected], Новосибирск
Чернов Артем Владимирович
Старший преподаватель кафедры математики и информатики, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева внутренних войск МВД России, [email protected], Новосибирск
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье обоснована роль информатики как учебной дисциплины в формировании общекультурной компетентности курсантов военных вузов на примере Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева внутренних войск МВД России. Рассмотрены общекультурные компетенции, на развитие которых, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, ориентирована дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (ИиИТвПД). На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что наиболее эффективным средством формирования качеств личности, на которые ориентированы общекультурные компетенции, является использование активных методов обучения. В связи с этим предложены некоторые активные методы обучения (групповая беседа, проблемное изложение материала, парное обучение, метод проектов, индивидуальна работа), применение которых целесообразно, с учетом специфики военного вуза, на занятиях по дисциплине ИиИТвПД.
Ключевые слова: компетентностный подход, активные методы обучения, военное образование, общекультурные компетенции, информатика.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в военном вузе предполагает компетентностный подход в организации учебного процесса. Конечной целью обучения при этом, помимо знаний, умений и навыков, являются сформированные компетенции, а именно: способность успешно действовать в конкретных ситуациях и в ситуациях с часто меняющимися условиями, самообучаться и самосовершенствоваться.
Стоит заметить, что в настоящий момент в научном сообществе нет однозначного понимания терминов «компетенция» и «компетентность». В данной работе будем придерживаться определений, предложенных А. Ж. Жафяровым. В своих исследованиях он убедительно доказал, что компетенция относится ко всему человечеству и принадлежит категории долженствования, но не владения, а компетентность - это свойство конкретного человека. Таким образом, под компетенцией в данной области деятельности будем понимать название вида дея-
тельности человечества. Сущность компетенции - человечество должно быть готово решать конкретные проблемы этой области. Компетентностью индивидуума в данной области деятельности назовем уровень владения им соответствующей компетенцией [2].
ФГОС ВПО определяет перечень компетенций, которыми должен обладать каждый выпускник. Это общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) и профессионально-специализированные компетенции (ПСК) [6]. Помимо этого, выпускник военного вуза должен дополнительно освоить военно-профессиональные компетенции (ВПК), перечень которых приведен в основной образовательной программе военного вуза.
Многие отечественные и зарубежные авторы [5; 8; 9; 10] относят общекультурные компетенции к классу базовых или ключевых компетенций, то есть рассматривают их как основу для формирования профессиональной компетентности специалиста. В то же время общекультурные компетенции не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты
независимо от сферы их деятельности. Они дают возможность выпускникам вуза более успешно реализовать себя в различных сферах деятельности, в том числе не связанных с полученной в вузе квалификацией. Уровень общекультурной компетентности в отличие, например, от профессиональной компетентности носит более устойчивый и постоянный характер. Так, если профессиональная компетентность может быть недолговечной (из-за устаревания прикладных знаний, совершенствования технологий и т. д.), то общекультурную компетентность человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на ее основе свой новый профессиональный облик [5].
Немаловажную роль в процессе формирования общекультурных компетенций занимает информатика как учебная дисциплина. Во-первых, компетенции, формируемые на занятиях по информатике, часто носят междисциплинарный характер и играют важную роль в организации целостно -го информационного пространства знаний обучающихся. Во-вторых, информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. В-третьих, информатика - стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человечества, связанная с использованием информационных технологий. Чтобы подтвердить последнее, достаточно сказать, что на данный момент период удвоения результатов научного знания в области информационно-коммуникационных технологий составляет всего 1,5 года, хотя совсем недавно, в конце ХХ в., этот показатель был равен примерно 10 годам [1].
На основе ФГОС ВПО и основной образовательной программы (ООП) на кафедре математики и информатики Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева внутренних войск МВД России была разработана рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (ИиИТвПД) по специальности «Правовое обеспечение нацио-
нальной безопасности».
Целью изучения дисциплины является приобретение курсантами базовых знаний и практических навыков, позволяющих эффективно применять средства вычислительной техники для решения служебно-боевых задач в сфере профессиональной деятельности по специальности.
Рассмотрим общекультурные компетенции, на формирование которых в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ориентирована дисциплина ИиИТвПД.
ОК-9 - способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения.
ОК-10 - способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК-11 - способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
ОК-16 - способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
Как можно заметить, общекультурные компетенции ориентированы, прежде всего, на формирование способности к логическому, продуктивному творческому мышлению и способности получать и систематизировать информацию. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме [3; 4; 7] позволяет сделать вывод, что наиболее эффективным средством формирования компетентностей по указанным компетенциям является использование на учебных занятиях активных методов обучения, основанных на информационных технологиях.
С учетом специфики военного вуза, из всего многообразия активных методов обучения, существующих в современной педа-
гогической науке, на занятиях по информационным технологиям в профессиональной деятельности наиболее целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие: групповая беседа, проблемное изложение материала, парное обучение, метод проектов, индивидуальная работа.
Так, при проведении групповых занятий, целью которых является углубленное изучение теоретических положений дисциплины, уместно использовать методы групповой беседы и проблемного изложения материала [4]. Групповая беседа позволяет не только расширить круг мнений по изучаемой теме, но и вовлечь в процесс рассуждения-размышления-обучения всех курсантов, в том числе и слабоуспевающих. На этапе начала изучения нового раздела темы будет полезно применить метод проблемного изложения материала. В этом случае важно объяснить логическую взаимосвязь с ранее изученным материалом, показать междисциплинарную связь и область применения получаемых знаний в профессиональной деятельности. Тем самым увеличивается мотивация курсантов к изучению дисциплины, формируются навыки доказательства и опровержения, развивается стремление к самосовершенствованию. Результат - возрастает уровень владения ОК-9, ОК-11, то есть компетентность по этим компетенциям.
Практические занятия по дисциплине ИиИТвПД предназначены, прежде всего, для индивидуальной работы каждого курсанта за компьютером. Но для выполнения заданий по сложным темам преподаватель может организовать совместную работу курсантов в парах. Парное обучение, как считают многие педагоги-исследователи, например, В. В. Малев [4], помогает реализовать основные принципы личностно-ориентированно-го обучения. Вследствие этого на практическом занятии, кроме способностей работать с информационными ресурсами и технологиями, формируется личная ответственность за выполняемое задание, развивается стремление к самореализации, личностному росту, вырабатывается умение работать в команде. Здесь стоит обратить внимание на вводную часть занятия, в которой преподавателю целесообразно совместно с курсантами обсудить задание, предложить
обучающимся различные способы его выполнения. Только на основе хорошо усвоенного материала у курсантов появляется возможность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению профессиональных задач. Результат - возрастает уровень владения ОК-10, ОК-16.
В рамках изучения учебной дисциплины ИиИТвПД курсантам предлагается выполнить курсовую задачу, что, по сути, является реализацией метода проектного обучения. Цель курсовой задачи - научить курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, выполнения расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. В данном случае имеет место эффективная интеграция информационных технологий в образовательный процесс, при этом сами информационные технологии выступают средством:
- инструмента разработки проекта;
- организации учебной деятельности (индивидуальная и групповая работа);
- информационно-поисковой деятельности;
- оформления результатов исследования.
В итоге, помимо приобретенных знаний
по дисциплине ИиИТвПД, у курсантов появляется возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, т. е. формируется способность к постановке исследовательских задач и выбору путей их решения. В результате возрастает уровень владения ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-16.
Результаты применения активных методов обучения на занятиях по информатике, на наш взгляд, еще раз доказывают надпред-метный характер общекультурных компетенций. В связи с этим формирование компетентности по данным компетенциям должно осуществляться комплексно на всех видах занятий, что может быть успешно реализовано только за счет усилий всего преподавательского состава. Не подлежит сомнению и тот факт, что роль дисциплины ИиИТвПД в системе подготовки военного специалиста имеет потенциальные возможности по развитию общекультурной компетентности будущих офицеров.
Библиографический список
1. Жафяров А. Ж. Компетентностные модели развития детей, одаренных в области математики // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 3. - С. 192-200.
2. Жафяров А. Ж. Философские противоречия в интерпретациях понятий «компетенция» и «компетентность» // Философия образования. -2012. - № 1. - С. 163-169.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. - М.: ИЦПКПС, 2004. - 42 с.
4. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
5. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. -2010. - № 9. - С. 23-36.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (сте-
пень) «специалист») [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 39. - URL: М1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.01.2015).
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля [Электронный ресурс]. - URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения: 11.01.2015).
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 84-95.
9. Karsenti Т., Dumouchel G., Collin S. Overview of the levels of ICT and information literacy skills in Canada's preservice teachers // International Journal of Computers & Technology. - 2014. - P. 5121-5125 [Электронный ресурс]. - URL: http://ijctonline. com/ojs/index.php/ijct/article/view/1055/ (дата обращения: 22.01.2015).
10. Redding S. Personal competencies in personalized learning. - Philadelphia, PA: Center on Innovations in Learning, 2014. - 41 р. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.centeril.org/ publications/Personalized_Learning.pdf (дата обращения: 22.01.2015).
Zozulin Igor Nikolaevich
Lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Novosibirsk Military Academy of interior troops, [email protected], Novosibirsk
Chernov Artem Vladimirovich
Senior Lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Novosibirsk Military Academy of interior troops, [email protected], Novosibirsk
INFLUENCE OF COMPUTER SCIENCE ON THE DEVELOPMENT OF PERSONAL competence IN CADETS OF MILITARY ACADEMY
Abstract. The article describes the role of computer science as an academic discipline on the development of personal competence in cadetsof military academies. Revealed that the most effective means of formation of personality traits, which are oriented personalcompetence, is the use of active learning methods. The main active learning methods used in various kinds of activities on the subject "Computer science and information technology in professional work" in the Novosibirsk Military Academy of interior troops.
Keywords: competence approach, active learning methods, military education, personal competence, computer science.