Научная статья на тему 'К вопросу качества военно-профессиональной подготовки слушателей (курсантов) с использованием модульного обучения (на примере военной академии РВСН имени Петра Великого и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова)'

К вопросу качества военно-профессиональной подготовки слушателей (курсантов) с использованием модульного обучения (на примере военной академии РВСН имени Петра Великого и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULAR EDUCATION / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / TRAINING MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Борис Львович, Наумов Андрей Иванович

В статье изложены подходы по модульному представлению содержания образования, которое соответствует компетентностному формату образовательного процесса, раскрыты пути и условия повышения эффективности профессиональной подготовки слушателей (курсантов) ВА РВСН и РВВДКУ за счет внедрения модульной технологии обучения, базирующейся на компетентностном подходе в образовательный процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляков Борис Львович, Наумов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE QUALITY OF MILITARY-PROFESSIONAL TRAINING OF THE STUDENTS (CADETS) WITH THE USAGE OF MODULAR EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF MILITARY ACADEMY OF STRATEGIC MISSILE FORCES NAMED AFTER PETER THE GREAT AND RYAZAN HIGHER AIRBORNE COMMAND SCHOOL NAMED AFTER ARMY GENERAL V.F. MARGELOV)

The article considers the approaches of modular presentation of education content in the line with competency-based format of educational process; the ways and conditions of increasing effectiveness of students' (cadets') professional training with the help of adoption of modular education technology based on the competency approach in the educational process are disclosed.

Текст научной работы на тему «К вопросу качества военно-профессиональной подготовки слушателей (курсантов) с использованием модульного обучения (на примере военной академии РВСН имени Петра Великого и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова)»

УДК 378:37.01

Борис Львович БЕЛЯКОВ,

профессор кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Москва), доктор философских наук, профессор

arbit70@mail.ru

Андрей Иванович НАУМОВ,

заместитель начальника учебно-методического отдела Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова (г. Рязань)

andrej_naumov_7 9@mail. ш

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ (КУРСАНТОВ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РВСН ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И РЯЗАНСКОГО ВЫСШЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОГО КОМАНДНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ В.Ф. МАРГЕЛОВА)

ON THE ISSUE OF THE QUALITY OF MILITARY-PROFESSIONAL TRAINING OF THE STUDENTS (CADETS) WITH THE USAGE OF MODULAR EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF MILITARY ACADEMY OF STRATEGIC MISSILE FORCES NAMED AFTER PETER THE GREAT AND RYAZAN HIGHER AIRBORNE COMMAND SCHOOL NAMED AFTER ARMY GENERAL V.F. MARGELOV)

В статье изложены подходы по модульному представлению содержания образования, которое соответствует компетентностному формату образовательного процесса, раскрыты пути и условия повышения эффективности профессиональной подготовки слушателей (курсантов) ВА РВСН и РВВДКУ за счет внедрения модульной технологии обучения, базирующейся на компетентностном подходе в образовательный процессе.

The article considers the approaches of modular presentation of education content in the line with competency-based format of educational process; the ways and conditions of increasing effectiveness of students' (cadets') professional training with the help of adoption of modular education technology based on the competency approach in the educational process are disclosed.

Ключевые слова: военное образование, профессиональная подготовка, педагогические технологии, компетентностный подход, компетенции, модульное обучение, учебные модули.

Keywords: military education, professional training, educational technology, competency-based approach, competencies, modular education, training module.

2016 год начался для нас в условиях сложной и противоречивой военно-политической обстановки, продолжающихся экономических санкций, вызовов и угроз национальной безопасности Российской Фе-

дерации, что подчеркивает в выступлениях Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин. [4]

Для тех, кто посвятил жизнь службе в армии, это означает не только понимание,

но и своевременное практическое реагирование. Поэтому сейчас и в ближайшем будущем военная сила останется важным инструментом внешней политики. Но содержание вооруженной борьбы коренным образом меняется, ее основой становятся действия сил сдерживания и специальных операций или сил быстрого реагирования, ядром которых в нашей стране являются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и Воздушно-десантные войска (ВДВ), позволяющие упреждать НЕПОПРАВИМОЕ и решать оперативно-стратегические задачи в любой точке земного шара.

В 2015 г. главные вузы РВСН и ВДВ выполнили госзаказ по подготовке кадров, набору слушателей (курсантов) в соответствии с планом Генштаба, поставленные задачи в полном объеме. Академия имени Петра Великого сменила место дислокации, организованно начала учебный год и отметила 195-й день рождения.

Сегодня одним из основных приоритетов реформирования и укрепления Вооруженных Сил России (РВСН и ВДВ в частности) является проблема КАЧЕСТВА работы вузов, совершенствование и развитие высшего военного образования, подготовка высококвалифицированных офицерских кадров. [1]

Качество - внутренняя сущность предметной области, а образование (по нашему мнению, в самом упрощенном толковании) - ОБРАЗ, сформированный в сознании педагогом, и ЗНАНИЯ, добытые через труд слушателем (курсантом), которые потом не только превращаются в навыки, умения, компетенции, а становятся ФУНДАМЕНТОМ (регулятором) профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации (качественного во всех отношениях). [2, с. 32-36]

В этой связи хотелось бы отметить реальные научные достижения последних лет специалистов этой области И.А. Алехина, И.С. Дробота, Л.Н. Лазуткиной, Е.А. Солодовой, А.А. Фасоли, признанных по итогам 2015 г. лучшими педагогами Министерства образования РФ, РВСН и ВДВ.

Уместно вспомнить, что командир первой американской атомной подводной лодки адмирал Риковер более полувека назад писал: "Образование - вот та область, с которой вступили действительно в великое столкновение. Серьезность вызова нам от СССР не в том, что он сильнее нас в военном отношении. А в том, что угрожает нам своей системой образования, система образования, которая была в СССР, это очень устойчивая система".

Подготовку офицерских кадров в интересах РВСН и ВДВ осуществляют Военная академия имени Петра Великого (г. Балашиха) (ВА РВСН), ее филиал (г. Серпухов) и Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ), успешно прошедшие очередную аккредитацию и по своим показателям соответствующие требованиям качественного вуза.

Перед руководящим и преподавательским составами академии и училища сейчас стоит важнейшая задача - построить модель профессиональной подготовки слушателей (курсантов) так, чтобы обучение нового поколения офицеров стало лично-стно ориентированным, развивающим, мотивированным. Важно учесть способности, потребности и особенности каждого обучающегося, научить их принимать верные управленческие решения, добиться того, чтобы современный офицер командного профиля умел творчески и самостоятельно мыслить и действовать.

Основой построения учебного процесса, реализующего государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования второго поколения, была учебная дисциплина (дисциплинарная модель структурированного содержания образования). При дисциплинарной модели образования содержание подготовки специалиста делилось на большое количество учебных дисциплин, которые, в свою очередь, разделялись на разделы и темы. Программы учебных дисциплин имели линейное построение - отдельные темы образовывали непрерывную последовательность тесно связанных меж-

ду собой звеньев, учебный материал изучался один раз.

При таком построении учебного процесса цели, методика преподавания и оценка результатов обучения проектировались для каждой учебной дисциплины. Однако в профессиональной деятельности выпускника училища знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения различных дисциплин, преобразуются в профессиональные компетенции, которыми по выпуску из училища должен обладать специалист, и используются комплексно. Следовательно, дисциплинарное построение учебного процесса не согласуется с одним из основных аспектов новой образовательной парадигмы - компетентностной моделью выпускника.

Особенность основных образовательных программ высшего образования, созданных на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО) (а теперь уже и "три плюс"), заключается в реализации компетентност-ного подхода, в котором акцент делается не на преподавателя, предметно-дисциплинарную и содержательную сторону образования, а на слушателя (курсанта) и ожидаемые результаты обучения (подход, центрированный на личности обучаемого).

ФГОС ВО - это комплексная обобщенная законодательно закрепленная социальная норма федерального (общероссийского) уровня и "рамочного", но достаточно "жесткого" типа по отношению к основным содержательным и организационным характеристикам высшего образования для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля. [1, с. 14-15]

Для подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в указанных вузах активно внедряются новые педагогические технологии, которые являются основным условием повышения эффективности профессиональной подготовки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования "три плюс" поколения. Модульное обучение является одной из таких педагогических технологий,

которая была разработана, апробирована и внедрена в повседневную деятельность кафедрой военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН. Сегодня кафедра (08) является уникальным и единственным в своем роде учебно-научным подразделением Министерства образования РФ, где плодотворно трудятся 10 докторов наук - педагогов высшей квалификации (в том числе философских, психологических, военных, социологических наук, четверо из которых в возрасте до 40 лет), 11 профессоров и 10 доцентов. Реализация на практике 48-ми тематических планов и учебных программ позволяют не только моделировать, инициировать, верифицировать инновационные педагогические технологии, но и увязывать научные поиски с реальными практическими задачами войск. [3, с. 5]

Сущность и основная идея модульного обучения - самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками, формирующими профессиональные компетенции в соответствии с заданными целями обучения. Немаловажным при этом является тот факт, что ОФИЦЕРОВ необходимо учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать...

Модуль является основополагающим понятием в этой технологии.

Впервые в современном толковании это понятие определено в работе П.А. Юцяви-чене: "Модуль - блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей" [7, с. 219]. Т.И. Шамова отмечает: "Модуль - это целевой функциональный узел, учебное содержание которого и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. При этом ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем" [7, с. 91].

Анализ психолого-педагогических работ в этой области показывает, что модульное представление содержания образователь-

ного процесса является довольно сложным и трудоемким.

Хочется отметить, что для реального, а не декларированного, формального перехода на модульное обучение необходимо создать необходимые условия:

- учебные планы и структурно-логические схемы подготовки специалистов по конкретным специальностям подготовки должны обеспечить логически связанную последовательность изучения дисциплин -дисциплины-"поставщики" должны подготовить слушателя (курсанта) к усвоению содержания ведущей учебной дисциплины;

- предварительная экспериментальная проверка основных составляющих процесса модульного структурирования содержания образования;

- мотивация преподавательского состава к реальному переходу на компетентно-стный формат обучения в вузе;

- создание условий и определенная готовность обучающихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- соответствие материально-технических ресурсов и образовательной технологии преподавания в условиях модульного обучения.

Согласно структурно-логическим схемам подготовки слушателей (курсантов) по специальностям высшего образования, реализуемым в ВА РВСН и РВВДКУ, процесс обучения разбит на учебные модули. Целью освоения каждого учебного модуля является формирование определенных компетенций обучающихся.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. [5]

По содержанию каждый модуль включает в себя определенный набор логически взаимосвязанных дисциплин (тем, разделов) различных кафедр. В основе взаимосвязи самих модулей лежит целевая установка подготовки выпускника, которая достигается выполнением требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалис-

та. При этом цели дисциплин (тем, разделов), входящих в учебный модуль, согласовываются и ориентируются на конечный результат, зафиксированный в модели специалиста (квалификационной характеристике - компетенциях).

Компетенции и результаты обучения являются главными целевыми установками в реализации ФГОС ВО третьего поколения как интегрирующие начала "модели профессиональной подготовки слушателей (курсантов) военных командных вузов".

Компетенции не могут сформироваться за счет каких-либо отдельных учебных дисциплин. Они являются результатом образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д. Результаты обучения и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне междисциплинарных учебных модулей и учебных дисциплин.

В связи с этим следует обратить внимание, что, исходя из целевой установки, каждый учебный модуль оценивается в ходе проведения комплексного промежуточного контроля (междисциплинарного экзамена, зачета, контрольного занятия и т. п. ) в рамках всех дисциплин, которые задействованы в данном модуле, только тогда можно будет увидеть реальную картину с точки зрения уровня требуемых профессиональных компетенций и достижения других уровней обученности.

Одним из ключевых требований компе-тентностного подхода в обучении по программам, составленным в соответствии с ФГОС ВПО, является четко выраженная направленность образовательного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей деятельности по должностному предназначению. Реализация данной задачи потребовала модернизации существующей системы контроля успеваемости и качества подготовки курсантов на основе:

- внедрения модульной системы обучения, базирующейся на компетентностном подходе;

- учета междисциплинарных связей;

- комплексного применения единых тестовых заданий;

- системного подхода при организации контроля за счет активного участия всех субъектов, участвующих в образовательном процессе.

Это позволяет:

- оценить эффективность применяемых педагогических технологий обучения и непосредственно деятельность преподавателей, их использующих;

- более полно осуществить интеграцию между различными учебными дисциплинами;

- определить текущий (промежуточный) и окончательный уровни усвоения обучающимися учебных модулей, разделов (тем) учебных дисциплин, степень готовности к изучению очередного модуля, учебной дисциплины (раздела) по уровню остаточных знаний и использовать полученные результаты для оперативного управления их познавательной деятельностью;

- уточнить обязанности должностных лиц вуза по организации и проведению контроля.

В настоящее время нормативными документами не определен однозначный механизм оценки результатов обучения, соответствующий компетентностному формату образовательного процесса. Устная и письменная формы контроля являются традиционными, которые совершенствовались десятилетиями, привычными для преподавателей и соответствовали квалификационной модели выпускника, на основе которой проектировались предыдущие образовательные стандарты. Оценочная информация, получаемая при контроле результатов обучения в традиционных формах, является в основном внутренней потребностью вуза - перевод на следующий курс, выплата денежного довольствия, частично при распределении по окончании... и играет малую роль в повышении качества подготовки выпускников. В современных условиях необходим переход от традиционного оценивания знаний к педагогическим измерениям, основанным на педагогическом мониторинге, моделировании, прогно-

зировании и тестировании (т.е. так называемых педагогических инновациях).

Педагогические тесты позволяют получить своевременную, достоверную и объективную оценочную информацию о соответствии уровня подготовки (знаний, умений, навыков и сформированных ком-петентностей) требованиям, заданным федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, и на этой основе принять обоснованные управленческие решения по коррекции образовательного процесса. [5] Вместе с тем важно избежать ошибок идеализации тестирования при реализации программ второго поколения. А их на практике было великое множество.

В настоящее время в РВВДКУ одним из применяемых методов контроля является педагогическое тестирование.

Конечно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения, которые необходимо хорошо осознавать, чтобы правильно применять тесты. Как показал опыт, в ряде случаев наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными методами контроля.

Применение тестов позволяет оценить степень вероятности влияния на результат случайных факторов и, следовательно, знать, насколько точен полученный результат, минимизирует затраты времени преподавателей и курсантов для определения уровня подготовленности последних.

Качество подготовки выпускников училища определяется целым рядом факторов процесса обучения, среды обучения и факторами самих обучающихся, воздействуя на которые на различных уровнях управления можно обеспечить подготовку офицера с требуемым уровнем готовности к военно-профессиональной деятельности. Управленческие решения будут обоснованными и обеспечат необходимый эффект только в том случае, если информация о результатах обучения будет своевременной, достаточно полной и достоверной для принятия решений. Своевременность и полнота информации обеспечивается систематическим проведением оценочных про-

цедур на всех этапах образовательного процесса в училище.

Система проверки знаний, умений и навыков, уровня сформированности компетенций у обучающихся при изучении учебных модулей включает такие виды контроля, как текущий контроль успеваемости и качества подготовки курсантов, подразделяющийся на входной, оперативный, модульный контроль, контроль остаточных знаний, промежуточную и итоговую аттестации.

Анализ результатов контроля осуществляется в учебно-методическом отделе, на факультетах и на кафедрах.

Результаты анализа используются для :

- определения качества, глубины и объема усвоения учебного материала каждого модуля и определения соответствия уровня и качества подготовки курсантов требованиям ФГОС ВО;

- определения имеющихся недостатков в подготовке, причин их появления и степени ответственности за них основных субъектов и объектов образовательного процесса;

- подведения итогов образовательного процесса с руководящим, преподавательским составом, командирами курсантских подразделений и курсантами;

- прогнозирования результатов обучения курсантов в последующем;

- выработки предложений для оперативного управления образовательным процессом и повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов. [6]

В заключение необходимо отметить, что, если мы говорим о реализации компе-тентностного подхода обучаемых вузов по

программам, составленным в соответствии с ФГОС ВО "три плюс" поколения, считаем ВАЖНЫМ заметить, чтобы каждый учебный модуль оценивался в ходе проведения комплексного промежуточного контроля (междисциплинарного экзамена, зачета, контрольного занятия и т.п.) в рамках ТЕХ дисциплин, которые задействованы в данном модуле.

Внедрение в образовательный процесс модульного обучения должно внести в процедуры оценивания результатов обучения и определения оценки существенные особенности. Главная особенность состоит в том, что при контроле необходимо выявить, не только овладел ли слушатель (курсант) знаниями, умениями и навыками, заданными ФГОС ВО, но и был готов применять их на практике. Мы сознательно не затрагиваем здесь проблему морально-психологической готовности (ибо эта тема требует отдельного разговора) Представляется важной и проблема соответствия квалификационных требований военно-профессиональной подготовки выпускников реальным возможностям вуза (состояние учебно-методической базы, качество укомплектованность профессорско-преподавательского состава, как и на каком уровне сформированы общие и военно-профессиональные компетентности.). Требования ФГОС ВО должны выполнить все обучаемые в полном объеме на определенном качественном уровне подготовленности (в теории это так, а на практике?). Следовательно, содержание этих требований должно быть основанием для определения содержания контроля и главным критерием оценки его результатов.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р // СПС КонсультантПлюс.

2. Беляков, Б.Л. Методология и методика научно-исследовательской деятельности или основы научной организации труда и профессионализации в Военной академии РВСН имени

Алгоритмы ВЫСШеЙ ШКОЛЫ

Петра Великого : монография / Б.Л. Беляков, И.В. Дробот, С.А. Федосеев. - М.: ВА РВСН, 2014. - 287 с.

3. Карлов, С.Н. История и будни кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН (к 40-летию кафедры) : монография (исторический труд) / С.Н. Карлов, А.И. Станкевич. - М.: ВА РВСН, 2015. - 197 с.

4. Перечень поручений по Итогам Государственного совета по вопросам совершенствования системы образования от 23 декабря 2015 года. - URL: http://Kremlin.ru/acts/ assignment/orders/51143

5. Плющ, Н.Г. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетент-ностного формата : методическое пособие / Н.Г. Плющ, М.В. Митрофанов, А.И. Костен-ко. - Рязань: РВВДКУ, 2012. - 98 с.

6. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения : методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 134 с.

7. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Вильнюс: Минвуз Лит.ССР, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.