к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-5); способность применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-15). Важнейшим методическим принципом при формировании данной группы компетенций является принцип историко-стилевого осмысления произведения как культурного текста конкретной эпохи, со свойственной данной эпохе системой образов и атрибутикой музыкального языка. Каждая эпоха вырабатывает свои отличительные ритмические, гармонические, фактурные модели, которые наиболее адекватно отражают эстетическую природу искусства того или иного времени, свойственную ему систему художественных образов и т. д. Владение знаниями о музыкальных стилях помогает выдерживать принцип аутентичности как соответствия авторскому оригиналу.
Группа компетенций, направленных на совершенствование фортепианной техники и исполнительского мастерства: способность совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-6); готовность к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-7); готовность к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-8). В развитии данной группы компетенций существенную роль играет мотивация. Здесь важно привлекать опыт выдающихся исполнителей, анализировать исполнительские приемы и техники разных пианистов [3]. Кроме того, необходимо актуализировать и развивать музыкальные способности, а так же обучать их использовать в своей практике. Так, важно показать в процессе разучивания произведения работу зрительной, мышечной, слуховой, ладоинтонационной, гармонической памяти. При этом можно исследовать, какой вид памяти развит у данного молодого исполнителя наилучшим образом, и, опираясь на него, стараться постепенно развивать и задействовать другие виды. Саморефлексия в данном виде работы как способность к самодиагностике, самоанализу является необходимым фактором [4].
Компетенции, направленные на развитие способности ставить и воплощать художественные и творческие задачи: способность осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1); способность критически оценивать результаты собственной деятельности (ОПК-2); способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произве-
Библиографический список
дения (ПК-2); способность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3). Весьма эффективным методическим приемом в развитии данной группы компетенций является работа по анализу и сравнению различных исполнительских интерпретаций одного и того же произведения. Постепенно на основе этой работы формируется собственное творческое видение музыкального образа, возникает интерес к поиску выразительных возможностей для его воплощения [5].
Группа компетенций, направленная на формирование исполнительского артистизма и готовности к публичным выступлениям: способность демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1); готовность организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9).Одним из важных методических принципов является способность к правильному настрою перед концертным выступлением, которая включает множество психологических приемов, таких как преодоление сценического волнения, акцентуация на музыкальном образе, умение выстроить внутренний контакт с публикой.
Группа компетенций, связанных с развитием способности к самообучению: готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способность и готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-10). Существенную роль в формировании данной группы компетенций играет навык самооценки. Адекватная самооценка позволяет определить пробелы в знаниях и навыках и выстроить тактику их устранения путем самообучения - чтения литературы, прослушивания и анализа различных интерпретаций. Саморегулирование и самокорректировка - не самодостаточные процессы самостоятельной работы студента, они нуждаются в правильной организации самостоятельной работы. На самостоятельные занятия в курсе «Фортепиано», как правило, отводится значительное количество времени. От способности правильно организовать самостоятельную работу во многом зависит успех всей исполнительской практики. Педагог обязан помочь студенту в планировании самостоятельных занятий.
В результате мы видим, что процесс работы педагога-пианиста, направленный на развитие пианистических навыков в условиях компетентностного подхода в работе со студентами исполнительских специальностей, требует от него актуализации нового уровня системно-педагогического мышления в сочетании с творческим вдохновением. При этом необходимым основанием всей педагогической работы остается индивидуальный подход к каждому студенту, учитывающий его базовую фортепианную подготовку, уровень музыкальности и общие личностные качества.
1. Калинина Ю.А. Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном музыкальном образовании. Психология и педагогика. 2009; 3: 174 - 176.
2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/103
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва: Музыка, 1978.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Мысль, 1975.
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Москва: Музыка, 1988.
References
1. Kalinina Yu.A. Problemy realizacii kompetentnostnogo podhoda v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Psihologiya i pedagogika. 2009; 3: 174 - 176.
2. PortalFederal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/103
3. Alekseev A.D. Metodika obucheniya igre na fortepiano. Moskva: Muzyka, 1978.
4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Mysl', 1975.
5. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannoj igry: Zapiskipedagoga. Moskva: Muzyka, 1988.
Статья поступила в редакцию 01.06.17
УДК 378
Naumov A.I., Deputy Chief of Training Division, Ryazan higher airborne troop orders of Suvorov twice Commander's command school n.a. Army General V.F. Margelov; postgraduate, Military University of the Russian Federation (Ryazan, Russia), E-mail: [email protected]
DIDACTIC MODELING OF TRAINING CADETS OF THE MILITARY COMMAND UNIVERSITIES: BASICS, CONTENTS AND STRUCTURAL FEATURES. Modern conditions of developing a commanding officer's official activity are governed by the enhanced role of professional competencies that determine exclusive standards for the quality of military command universities students' train-
ing and their competencies. This makes it necessary to introduce instructional modeling of students' efficient vocational training on the basis of module teaching technology based on a competence building approach. The article presents the basics, contents and structural features of instructional modeling of vocational training of military command universities students. The result of the didactic simulation training of cadets will be the creation of a didactic model, which can be introduced into the educational process of the military command universities and can guarantee the strengthening of its effectiveness.
Key words: vocational training, military command universities, learning process, instructional modeling, module teaching technology, competence building approach.
А.И. Наумов, заместитель начальника учебно-методического отдела ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» МО РФ, соискатель ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Рязань, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ:
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Современные условия развития служебной деятельности офицера командного профиля, обусловленные возросшей ролью профессиональных компетенций, определяют повышенные требования к качеству подготовки курсантов военных командных вузов и их компетентности, что создает необходимость дидактического моделирования эффективной профессиональной подготовки курсантов на основе модульной технологии обучения, базирующейся на компетентностном подходе. В статье раскрыты сущность, содержание и структурные особенности дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, военные командные вузы, образовательный процесс, дидактическое моделирование.
Современная профессиональная подготовка курсантов, реализуемая в военных командных вузах МО РФ, рассмотренная с позиции дидактического моделирования, представляет собой интеграцию нескольких дидактических процессов: процесса моделирования, процесса функционирования и процесса совершенствования подготовки. В этой статье мы рассмотрим процесс дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов, его сущность, содержание и структурные особенности. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций [1, с. 14].
Общие основы современной теории моделирования были заложены в работах С.И Архангельского, В.Г. Афанасьева, С.Я. Батышева, А.А. Братко, Т.И. Шамовой, В.А. Ясвина и др., где моделирование начинает строиться на системных идеях и осознаётся как специфический нелинейный научный процесс, имеющий сложную структуру. Определение моделирования, наиболее полно отражающее специфику исследования, представлено в работе С.М. Вишняковой, где «моделирование - материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [2, с. 170].
Педагогическая сущность моделирования профессиональной подготовки специалистов уточнена в исследованиях таких ученых, как Ю.А. Бахарев, А.И. Богатырев, А.В. Гладков, В.И. Гонца, Н.А. Дмитриев, Л.Ю. Кривцов, В.А. Меховников, Д.А. Погонышева, В.Ю. Полунин, В.А. Шняк и др., занимающихся проблемами педагогики высшего образования [3; 4; 5; 6 и др.].
Изучение проблемы дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов в психолого-педагогической науке позволило выявить его сущность, как особый закономерный и противоречивый педагогический процесс, являющийся комплексом научно подтвержденных процедур дидактического моделирования, имеющих под собой твердую методическую основу и обеспечивающих собой создание эффективной дидактической модели профессиональной подготовки курсантов с использованием учебных модулей как средства и условия повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов. В дидактической модели цели, содержание и результаты профессиональной подготовки курсантов сформулированы в компетентностном формате и учитывают динамические изменения военно-профессиональной деятельности офицера командного профиля.
Содержание процесса дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов включает в себя следующие компоненты: формирование исходных данных дидактического моделирования профессиональной
подготовки курсантов; проверка взаимообусловленности модели офицера командного профиля и модели профессиональной подготовки курсантов; определение системообразующих факторов процесса дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов; формирование целевых установок дидактической модели и каждого учебного модуля профессиональной подготовки курсантов; разработка и реализация дидактической модели профессиональной подготовки курсантов с использованием модульной технологии обучения, базирующейся на компетентностном подходе, как условия повышения эффективности данного процесса; планирование и организация образовательной деятельности вузов на основе дидактической модели профессиональной подготовки курсантов, обеспечение её эффективного развития и функционирования в рамках образовательного процесса.
Данный подход к рассмотрению сущности и содержания процесса дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов предусматривает не простое описание исследуемого явления, а объяснение и познание его структуры.
Структура дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов, позволяющая обеспечить повышение эффективности и максимальной оптимизации данного процесса, представляет собой систему, состоящую из совокупности устойчивых взаимосвязей, обеспечивающих определенную целостность и единство, и включает в себя: выявление субъектов и объектов дидактического моделирования; определение целей, задач и функций дидактического моделирования; выявление закономерностей и противоречий, проявляющихся в процессе дидактического моделирования; выбор принципов дидактического моделирования; выявление форм, методов и средств дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов.
Все структурные элементы исследуемого процесса полностью взаимосвязаны и призваны реализовать формирование у курсантов компетенций военно-профессиональной деятельности.
Субъектами являются руководящий и преподавательский состав вузов, организующий учебную, методическую и научную деятельность, имеющий необходимый уровень педагогического мышления, обладающий современными педагогическими технологиями и действующий как сознательный преобразователь существующего образовательного процесса. Также субъектами этого процесса будет являться руководящий состав воинских частей и соединений, где проходят дальнейшую службу выпускники, это позволит конкретизировать содержание компонентов процесса дидактического моделирования, своевременно и оперативно вносить в него необходимые коррективы.
Однозначно субъектами дидактического моделирования необходимо считать и самих курсантов, являющихся центральным
звеном этого процесса, так как успешное формирование, развитие и закрепление профессионально важных компетенций, позволяющих качественно и эффективно выполнять задачи военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время, определяется их активно-деятельностным участием, отношением и мотивацией к обучению и становлению, стремлением к развитию продуктивного мышления, активизации познавательной самостоятельной учебной деятельности, формированию субъектной позиции в обучении.
Объектом выступает профессиональная подготовка курсантов военных командных вузов, ее содержание и компоненты, а также педагогические условия её осуществления, характер взаимоотношений субъектов дидактического моделирования.
Цель дидактического моделирования состоит в том, чтобы, создав и внедрив в образовательный процесс военных командных вузов эффективную дидактическую модель профессиональной подготовки курсантов, основанную на модульной технологии обучения и компетентностном подходе, созданием самоорганизующейся, контролируемой и корректируемой обучающей среды добиться целенаправленного повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов.
Исследования показывают, что в процессе дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов реализуются педагогические функции, являющиеся одной из главных предпосылок развития и совершенствования профессиональной подготовки курсантов, которые условно можно разделить на общие и специальные (таблица 1).
Изучение педагогической практики показало, что основными закономерностями исследуемого процесса являются: соответствие состояния процесса дидактического моделирования уровню развития педагогической науки, разработанности теоретических основ дидактического моделирования в педагогике высшей военной школы, изучения практической профессиональной деятельности выпускников военных командных вузов; соответствие целей, задач и содержания дидактической модели профессиональной подготовки курсантов требованиям ФГОС ВО и квалификационным требованиям к выпускникам, определяющих профессиональные компетенции офицера командного профиля; соответствие управляющих воздействий субъектов дидактического моделирования целевым установкам профессиональной подготовки и мотивациям курсантов военных командных вузов.
Как известно, источником развития военно-педагогического процесса являются объективно присущие ему противоречия [7, с. 40]. Основным из них будет являться противоречие между проектируемой дидактической моделью профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов и реальной профессиональной деятельностью офицера командного профиля в войсках. Все выявленные противоречия предстают перед субъектами проектной деятельности по созданию дидактической модели в виде различных проблем и трудностей, которые нужно разрешить. Именно эти закономерности и противоречия определяют основные принципы дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов.
Таблица 1
Функции дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов
Функции Характеристики
Общие Организационная Определяет порядок организации деятельности руководящего и преподавательского состава по созданию дидактической модели профессиональной подготовки и деятельность самих обучающихся в процессе овладения профессиональными компетенциями.
Дидактическая Формирует профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник военного командного вуза, обеспечивает создание эффективной дидактической модели профессиональной подготовки курсантов с использованием учебных модулей, как средства и условия повышения эффективности образовательного процесса и способствует активному, целеустремленному овладению обучающимися этими компетенциями, развитию мышления, способности к самоорганизации, умению грамотно принимать решения.
Контрольно-корректирующая Помогает выработать критерии и показатели эффективности дидактической модели профессиональной подготовки. Позволяет выявлять качество усвоения учебных модулей и основной образовательной программы в целом, развивать способности самоанализа и самокоррекции у обучающихся, разрабатывать инструментарий эффективного контроля и коррекции дидактического моделирования для повышения эффективности изучаемого нами процесса и успешного овладения профессиональными компетенциями.
Воспитательно-развивающая Формирует профессиональные и личностные качества выпускника военного командного вуза, развивает мышление и самостоятельность, мотивирует обучающихся к саморазвитию путем реализации междисциплинарных связей, активизации самостоятельной работы и самоконтроля, перехода к субъект-субъектным взаимоотношениям между преподавателем и курсантом, учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Специальные Профессиональ-но-компетентностная Определяет необходимый уровень подготовленности офицера командного профиля, сформирован-ности и дальнейшего развития профессиональной компетентности, необходимой выпускнику военного командного вуза для последующей успешной военно-профессиональной деятельности по предназначению в войсках.
Прогностическая Обеспечивает, основываясь на накопленный прежде опыт, предвидение противоречий и трудностей, которые могут появиться, как в дидактическом моделировании профессиональной подготовки курсантов, так и в самом процессе этой подготовки, а так же получение опережающей информации о предполагаемых путях их решения.
Исследовательская Реализуется при проведении субъектами научно-подтвержденных и обоснованных исследований в процессе дидактического моделирования профессиональной подготовки и обеспечивает возможности самостоятельного получения новых знаний, необходимых для повышения эффективности образовательного процесса в военных командных вузах.
Модернизирующая Обеспечивает приведение процесса профессиональной подготовки в военных командных вузах в соответствие с тенденциями развития Вооруженных сил, с новыми требованиями, предъявляемыми к служебной деятельности офицера командного профиля в военное и мирное время.
Мировоззренческая Позволяет сформировать целевые установки каждого учебного модуля, дидактической модели в целом, и определить основные концептуальные подходы к процессу профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов.
В основе теории дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов, как впрочем, и любой другой дидактической теории, лежат дидактические принципы, являющиеся исходными положениями, отражающими течение объективных закономерностей исследуемого процесса, определяющие цели и задачи, содержание и особенности, формы и методы организации и управления этим процессом, позволяющие курсантам и преподавателям соблюдать этапность процесса обучения, организовать взаимодействие и субъект-субъектные взаимоотношения между ними. Принципами дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов являются: принцип системности и целостности; принцип научности; принцип личностно-ориентированного моделирования; принцип прогностичности; принцип обеспечения эффективности реализации и мобильности дидактической модели; принцип полноты, структурной динамичности и саморазвития; принцип реализации обратной связи; принцип соблюдения паритетного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе дидактического моделирования; принцип междисциплинарности и комплексности; принцип преемственности всех этапов и содержания дидактического моделирования; принцип профессионально-направленного подхода к дидактическому моделированию; принцип модульности.
Приведённые в статье принципы взаимосвязаны друг с другом и обеспечиваются определенными методами, формами и средствами, являющимися в совокупности педагогическим инструментарием. Совокупность методов, форм и средств ди-
Библиографический список
дактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов многообразна и является его технологической основой.
Результатом дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов будет являться создание дидактической модели, внедрение которой в образовательный процесс военных командных вузов гарантированно повысит его эффективность. В этой модели цели, содержание и результаты профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов строятся в компетентностном формате, с учетом постоянно меняющихся, динамичных условий военно-профессиональной деятельности офицера командного профиля. Средствами и условием повышения эффективности изучаемого в исследовании процесса будут являться междисциплинарные учебные модули, входящие в структуру проектируемой дидактической модели.
Таковы сущность, содержание и структурные особенности процесса дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов в высшей военной школе. Необходимо отметить, что выделение компонентов структуры дидактического моделирования весьма условно, так как четко определённых и выраженных границ между звеньями изучаемого нами процесса в принципе не существует. Практика подтверждает, что все они взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии одного с другим, хотя специфика каждого из них по-своему проявляется в образовательном процессе военных командных вузов.
1. Дмитриев Н.А. Проектирование профессиональной деятельности будущего специалиста в условиях сетевого взаимодействия «Школа-Вуз». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тула, 2013.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.
3. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под редакцией А.В. Барабанщикова. Москва: ВПА, 1980.
4. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006.
5. Меховников В.Ю. Моделирование профессиональной подготовки курсантов в военном вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007.
6. Гонца В.И. Дидактическое проектирование подготовки инженеров в высшей военной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: ВУ, 2010.
7. Военная педагогика: учебное пособие. Под общей редакцией И.А. Алехина. Москва: ВУ, 2007.
References
1. Dmitriev N.A. Proektirovanie professional'noj deyatel'nosti buduschego specialista v usloviyah setevogo vzaimodejstviya «Shkola-Vuz». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2013.
2. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.
3. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii vysshej voennoj shkoly. Pod redakciej A.V. Barabanschikova. Moskva: VPA, 1980.
4. Gladkov A.V. Modelirovanie professional'nogo obucheniya kursantov v usloviyah voenno-inzhenernogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2006.
5. Mehovnikov V.Yu. Modelirovanie professional'noj podgotovki kursantov v voennom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2007.
6. Gonca V.I. Didakticheskoe proektirovanie podgotovkiinzhenerov v vysshej voennojshkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: VU, 2010.
7. Voennaya pedagogika: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej I.A. Alehina. Moskva: VU, 2007.
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 372.857
Pavlov I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Yakovleva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AT LESSONS OF BIOLOGY AT THE DECISION OF OBJECTIVES BASED ON SCIENTIFIC FICTION. The article reveals ways to solve a problem of development of critical thinking of schoolchildren at lessons by setting biological problems, based on the plot of science fiction stories.The idea of using a video fragment from a movie is to establish positive motivation of schoolchildren to the learning process, which will help to develop their critical thinking through refuting and analyzing problems at the biology lessons. The mechanism of realization of the idea, which is used with the application of dialogue technology of "biological fight" is presented.
Key words: critical thinking, task, science fiction, biology.
И.И. Павлов, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
А.В. Яковлева, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]