Научная статья на тему 'Повышение качества профессиональной подготовки курсантов (слушателей) в условиях модульного обучения (опыт Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища)'

Повышение качества профессиональной подготовки курсантов (слушателей) в условиях модульного обучения (опыт Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / LEARNING MODULES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / MODULE LEARNING / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Андрей Иванович

В статье на основе опыта организации образовательного процесса в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище раскрыты особенности модульного содержания профессиональной подготовки курсантов, соответствующего компетентностному формату образовательного процесса, показаны пути и условия повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов за счет внедрения модульной системы обучения в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING QUALITY OF CADETS PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF MODULE LEARNING (THE EXPERIENCE OF RYZAN HIGHER AIRBORNE COMMAND SCHOOL)

Based on the experience of organizing educational process at Ryzan Higher Airborne Command School the article considers the specific fea-tures of module content of cadets1 professional training and those of educational process due to the competency-based approach as well as ways and conditions of improving efficiency of professional training of cadets by means of implementation of module learning system in the educational process.

Текст научной работы на тему «Повышение качества профессиональной подготовки курсантов (слушателей) в условиях модульного обучения (опыт Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища)»

УДК 378

Андрей Иванович НАУМОВ,

заместитель начальника учебно-методического отдела Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова (г. Рязань)

andrej_naumov_7 9@таП. ги

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ОПЫТ РЯЗАНСКОГО ВЫСШЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОГО

КОМАНДНОГО УЧИЛИЩА)

IMPROVING QUALITY OF CADETS PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF MODULE LEARNING (THE EXPERIENCE OF RYZAN HIGHER AIRBORNE COMMAND SCHOOL)

В статье на основе опыта организации образовательного процесса в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище раскрыты особенности модульного содержания профессиональной подготовки курсантов, соответствующего компетентностному формату образовательного процесса, показаны пути и условия повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов за счет внедрения модульной системы обучения в образовательный процесс.

Based on the experience of organizing educational process at Ryzan Higher Airborne Command School the article considers the specific fea-tures of module content of cadets1 professional training and those of educational process due to the competency-based approach as well as ways and conditions of improving efficiency of professional training of cadets by means of implementation of module learning system in the educational process.

Ключевые слова: компетентностный подход, модульное обучение, учебные модули, педагогические технологии, профессиональная подготовка, компетенции, компетентность.

Keywords: competency-based approach, module learning, learning modules, pedagogical technologies, professional training, competencies, competence.

Качество - внутренняя сущность предметной области, а образование (по нашему мнению, в самом упрощенном толковании) ОБРАЗ, сформированный в сознании педагогом, и ЗНАНИЯ, добытые через труд слушателем (курсантом), которые потом превращаются не только в навыки, умения, компетенции, а становятся ФУНДАМЕНТОМ (регулятором) профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации (качественного во всех отношениях). [1, с. 32-36]

Сегодня очень сложно говорить о том, что кадровой политике в области обеспечения безопасности современного общества уделяется мало внимания учеными, государственными деятелями, специалистами в области обеспечения безопасности общества и его основных институтов. [2] И все же проблема поиска наиболее эффективной системы подготовки профессиональных кадров остается актуальной. [7] Хороший опыт реализации образовательного процесса на основе модульной системы

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -

накоплен в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (РВВДКУ). Именно о нем пойдет речь далее.

В основе образовательного процесса, реализующего государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования второго поколения, стояла учебная дисциплина (дисциплинарная модель структурирования содержания образования). При дисциплинарной модели образования содержание подготовки специалиста делилось на большое количество учебных дисциплин, которые, в свою очередь, разделялись на разделы и темы. Программы учебных дисциплин имели линейное построение - отдельные темы образовывали непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, учебный материал изучался один раз.

При таком построении образовательного процесса цели, методика преподавания и оценка результатов обучения проектировались для каждой учебной дисциплины. Однако в профессиональной деятельности выпускника РВВДКУ знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения различных дисциплин, преобразуются в компетенции, которыми по выпуску из училища должен обладать офицер, и используются комплексно. Поэтому дисциплинарное построение образовательного процесса не соответствует одному из основных аспектов новой образовательной парадигмы - ком-петентностной модели выпускника.

Принципиальной особенностью федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения является применение модульной модели представления содержания образовательных программ.

Сущность и основная идея модульного обучения - самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в соответствии с заданными целями обучения. Немаловажным при этом является то, что курсантов необходимо учить не тому, ЧТО они должны думать, а тому, КАК они должны думать.

Модуль является основополагающим понятием в этой технологии.

Общепринятыми являются определения П.А. Юцявичене: "Модуль - блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей" [8, с. 219] и Т.И. Шамовой: "Модуль - это целевой функциональный узел, учебное содержание которого и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. При этом ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем" [3, с. 91].

В федеральных государственных образовательных стандартах используются следующие термины: профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности. Междисциплинарный курс - часть программы профессионального модуля, ориентированная на формирование системы знаний, умений и практического опыта, необходимых для освоения профессионального модуля. Может содержать разделы различных учебных дисциплин. [6, с. 148]

Анализ психолого-педагогических работ показывает, что модульное представление содержания образовательного процесса является довольно сложным и трудоемким процессом. Под модульным обучением можно понимать определенную дидактическую систему, которая представляет собой совокупность разнообразных форм, способов и методов общей образовательной деятельности преподавателя и обучающихся, организованную в учебных модулях и имеющую целью овладение необходимыми профессиональными компетенциями и повышение

эффективности профессиональной подготовки курсантов РВВДКУ.

При полной самостоятельности отдельного модуля он тем не менее неразрывно взаимосвязан с другими модулями и интегрирован в образовательную программу профессиональной подготовки курсантов.

Модуль выступает как средство и программа обучения. Каждый элемент имеет собственные учебные цели: познавательную и профессиональную, которые доводятся обучающимся до начала обучения. Задача познавательной цели - формирование теоретических знаний, профессиональной - формирование профессиональных компетенций на основе приобретенных знаний.

Модуль обеспечивает мотивацию обучающегося к получению знаний за счет того, что обеспечивает формирование именно тех профессиональных компетенций, которые будут необходимы ему в дальнейшем при прохождении службы в воздушно-десантных войсках на должности по предназначению.

Усвоение учебного материала и овладение необходимыми профессиональными компетенциями при модульном обучении происходит благодаря целенаправленной и осознанной деятельности курсантов, что гарантирует необходимую степень овладения новыми знаниями.

Область деятельности преподавателя при реализации модульного обучения расширяется от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Необходимо отметить, что для реального, а не формального перехода на модульное обучение нужно создать следующие условия:

- обеспечение логически связанной последовательности изучения дисциплин -дисциплины-"поставщики" должны подготовить курсанта к усвоению содержания ведущей учебной дисциплины - учебными планами и структурно-логическими схемами подготовки специалистов по конкретным специальностям;

- предварительная экспериментальная проверка основных составляющих процес-

са модульного структурирования содержания образования;

- мотивация профессорско-преподавательского состава к реальному переходу на компетентностный формат обучения в образовательной организации;

- мотивация и определенная готовность обучающихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- соответствие материально-технических ресурсов и образовательной технологии преподавания в условиях модульного обучения.

Согласно структурно-логическим схемам подготовки курсантов по специальностям высшего образования, реализуемым в РВВДКУ, процесс обучения разбит на девять учебных модулей. Целью освоения каждого образовательного модуля является формирование определенных профессиональных компетенций обучающихся. По содержанию каждый модуль включает в себя определенный набор логически взаимосвязанных дисциплин (тем, разделов) различных кафедр. В основе взаимосвязи самих модулей лежит целевая установка подготовки выпускника РВВДКУ, которая достигается выполнением требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста. При этом цели дисциплин (тем, разделов), входящих в модуль, согласовываются и ориентируются на итоговый результат, зафиксированный в модели профессиональной подготовки курсантов РВВДКУ.

В связи с этим следует обратить внимание, что, исходя из целевой установки, каждый модуль необходимо оценивать в ходе проведения комплексного промежуточного контроля (междисциплинарного экзамена, зачета, контрольного занятия и т. п. ) в рамках всех дисциплин, которые обеспечивают учебный модуль. Только тогда можно будет увидеть реальную картину с точки зрения уровня сформированности требуемых компетенций и достижения других уровней обученности.

Одним из ключевых требований компе-тентностного подхода в обучении курсантов РВВДКУ по программам, составлен-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -

ным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, является четко выраженная направленность образовательного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей деятельности по должностному предназначению. Реализация данной задачи потребовала модернизации существующей системы контроля успеваемости и качества подготовки курсантов на основе:

- внедрения модульной системы обучения;

- учета междисциплинарных связей;

- комплексного применения единых тестовых заданий в сочетании с традиционными формами контроля;

- системного подхода при организации контроля за счет активного участия всех субъектов, участвующих в образовательном процессе,

что позволяет:

- оценить эффективность применяемых в училище технологий обучения и непосредственно деятельность преподавателей, их использующих;

- более полно осуществить интеграцию между различными учебными дисциплинами;

- определить текущий и окончательный уровни усвоения обучающимися учебных модулей, разделов (тем) учебных дисциплин, степень готовности курсантов к изучению очередного модуля по уровню "остаточных знаний" и использовать полученные результаты для оперативного управления их познавательной деятельностью;

- уточнить обязанности должностных лиц училища по организации и проведению контроля.

В настоящее время нормативными документами не определен единый механизм оценивания результатов обучения, соответствующий компетентностному формату образовательного процесса. Устная и письменная формы контроля - традиционные формы, которые совершенствовались десятилетиями, привычны для преподавате-

лей и соответствовали квалификационной модели выпускника, на основе которой проектировались предыдущие образовательные стандарты. Оценочная информация, получаемая при контроле результатов обучения в традиционных формах, является в основном внутренней потребностью училища - перевод на следующий курс, выплата денежного довольствия, распределение по окончании училища (частично) и играет малую роль в повышении качества подготовки выпускников. В современных условиях необходим переход от традиционного оценивания знаний к педагогическим измерениям, основанным на педагогическом тестировании.

Педагогические тесты позволяют получить своевременную, достоверную и объективную оценочную информацию о соответствии уровня подготовки курсантов (знаний, умений, навыков и сформированных компетентностей) требованиям, заданным федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, и на этой основе принять обоснованные управленческие решения по коррекции образовательного процесса [4, с. 139; 5, с. 98].

В настоящее время в училище одним из применяемых методов контроля является педагогическое тестирование.

Конечно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения и недостатки, которые необходимо хорошо осознавать, чтобы правильно применять тесты. Как показал опыт, в ряде случаев наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными формами контроля.

Применение тестов позволяет оценить степень вероятности влияния на результат случайных факторов и, следовательно, знать, насколько точен полученный результат, минимизирует затраты времени преподавателей и курсантов для определения уровня подготовленности последних.

Качество подготовки выпускников училища определяется целым рядом факторов процесса обучения, среды обучения и самих обучающихся, воздействуя на которые на различных уровнях управления, можно

обеспечить подготовку офицера воздушно-десантных войск с требуемым уровнем готовности к военно-профессиональной деятельности. Управленческие решения будут обоснованными и обеспечат необходимый эффект только в том случае, если информация о результатах обучения будет своевременной, достаточно полной и достоверной для принятия решений. Своевременность и полнота информации обеспечивается систематическим проведением оценочных процедур на всех этапах образовательного процесса в училище.

Система проверки знаний, умений и навыков, уровня сформированности компетенций у обучающихся при изучении модулей включает такие виды контроля, как текущий контроль успеваемости и качества подготовки курсантов, подразделяющийся на входной, оперативный, модульный контроль, контроль остаточных знаний, промежуточную и итоговую аттестации.

Анализ результатов контроля осуществляется в учебно-методическом отделе, на факультетах и на кафедрах.

Результаты анализа используются для:

- определения качества, глубины и объема усвоения учебного материала каждого модуля и определения соответствия уровня и качества подготовки курсантов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;

- определения имеющихся недостатков в подготовке курсантов, причин их появления и степени ответственности за них основных субъектов и объектов образовательного процесса;

- подведения итогов образовательного процесса с руководящим, преподаватель-

ским составом, командирами курсантских подразделений и курсантами;

- прогнозирования результатов обучения курсантов в последующем;

- выработки предложений для оперативного управления образовательным процессом и повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов училища.

Подводя итог, необходимо обратить внимание на то, что внедрение технологии модульного обучения в рамках реализации компетентностного подхода по программам подготовки, составленным в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, требует организационной перестройки всего образовательного процесса. Это коснется планирования работы преподавательского состава, подготовки учебно-материальной базы, разработки и введения в образовательный процесс необходимого информационно-методического обеспечения, организации надлежащего контроля успеваемости и качества подготовки курсантов (слушателей). Но, несмотря на все трудности и проблемы, возникающие в процессе перехода на модульную технологию обучения и создания эффективной дидактической модели профессиональной подготовки курсантов, ничто не должно сдерживать этот процесс, являющийся ключевым направлением повышения эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров как для вооруженных сил, так и для других министерств и ведомств силового блока, которые каждый на своем участке ответственности выступает гарантом национальной безопасности Российской Федерации.

Библиографический список

1. Беляков, Б.Л. Методология и методика научно-исследовательской деятельности или основы научной организации труда и профессионализации в Военной академии РВСН имени Петра Великого : монография / Б.Л. Беляков, И.В. Дробот, С.А. Федосеев. - М. : ВА РВСН, 2014.

Вестник Сибирского юридического

института ФСКН России— -

2. Невирко, Д.Д. Кадровая политика в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации наркополицейских как фактор антинаркотической безопасности / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич // Гуманитарный вестник Военно-технический университет. - 2015. - № 2.

3. Педагогические технологии : что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М.-Тюмень: МПГУ, ТИПК, 1994.

4. Плющ, Н.Г. Внутривузовское управление качеством подготовки выпускников училища : методическое пособие / Н.Г. Плющ. - Рязань : РВВКУС, 2008.

5. Плющ, Н.Г. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетент-ностного формата : методическое пособие / Н.Г. Плющ, М.В. Митрофанов, А.И. Костен-ко. - Рязань : РВВДКУ, 2012.

6. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: Эгвес, 2009.

7. Шинкевич, В.Е. Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирования высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России (по материалам социологических исследований) : монография / В.Е. Шинкевич. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2007.

8. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.