Научная статья на тему 'Специфика коммуникативной компетентности учителя начальных классов'

Специфика коммуникативной компетентности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УМЕНИЕ / ВЛАДЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / COMPETENCE / COMMUNICATIVE AND PROFESSIONAL COMPETENCE / ABILITY / POSSESSION / CAPACITY / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Маргарита Александровна

В статье показана необходимость подготовки компетентных преподавателей начальной школы в свете новых веяний в системе образования. Раскрыты понятия «компетентность», «компетенция», «коммуникативная компетентность» и «профессиональная компетентность». Обозначена проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного учителя начальных классов. Определены источники формирования коммуникативной компетентности и критерии развития коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the need for competent primary school teachers in the light of new developments in the education system. The authors disclosed the concept of «competence», «competence», «communicative competence» and «professional competence». They identify the problems of development communicative competence as the professional values of modern primary school teachers. The authors determined the sources of formation communicative competence and criteria for the development of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Специфика коммуникативной компетентности учителя начальных классов»

УДК 37.035.44 doi: 10. 20310/1810-231X-2016-15-4-88-92

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Карпова Маргарита Александровна

Центр развития ребенка «Возрождение», Россия, г. Тамбов e-mail: amor-margarita.ved@mail.ru

В статье показана необходимость подготовки компетентных преподавателей начальной школы в свете новых веяний в системе образования. Раскрыты понятия «компетентность», «компетенция», «коммуникативная компетентность» и «профессиональная компетентность». Обозначена проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного учителя начальных классов. Определены источники формирования коммуникативной компетентности и критерии развития коммуникативной компетенции.

Ключевые слова учитель начальных классов, компетенция, коммуникативная и профессиональная компетентности, умение, владение, способность, педагогическая деятельность

На современном этапе становления системы школьного образования главной задачей является развитие личности ребенка. Признание активной роли учащегося в образовательной деятельности приводит к изменению представления о содержании взаимодействия ученика с учителем. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученикам, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения коммуникативных универсальных учебных действий.

При этом процесс становления индивида, как личности, происходит постепенно и под влиянием очень многих факторов. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к профессиональному уровню развития будущего учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности и общей культуре. Особенно это важно для преподавателей школы начального звена, которые готовят учащихся к социальной адаптации в обществе.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответ-

ствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, знать новые психолого-педагогические требования к педагогическому процессу, владеть новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов - это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке или вне его, обусловлена не только высоким уровнем знаний и умений педагога, продуманным выбором предметных технологий, развитой способностью к проектировочной деятельности и т. д., но и его умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Динамичность общественного развития предполагает, что деятельность педагога не предопределена на весь период профессиональной карьеры и предусматривает необходи-

мость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности.

Таким образом, на рынке образовательных услуг одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения является уровень профессиональной компетентности преподавателя, определяющий качество подготовки будущих специалистов. В условиях жесткой конкуренции, в школе происходит внедрение инновационных образовательных технологий, рассчитанных на компетентных учителей, становление которых тормозится наличием определенных проблем. К таковым относятся ригидность мышления педагога (пристрастие к «старым», традиционным методам и формам профессионально-педагогической деятельности), неопределенность категорий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», а также усталость от необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным изменениям.

Компетентность - овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности. «Компетенция» и «компетентность» очень часто употребляются как понятия, тесно связанные друг с другом. Э. Ф. Зеер считает, что понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Под компетенцией понимается «общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий» [1].

Другой подход представлен в работе В. А. Сластёнина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова. Согласно этому подходу, речь идет о компетенциях как об умениях и навыках, а компетентность трактуется как степень, уровень их развития (педагогическое мастерство - высший уровень) [2].

А. В. Хуторской говорит о понятиях «компетенция» и «компетентность» как об общем и индивидуальном. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов

и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Он разделяет эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью -уже состоявшееся его личностное качество (характеристику) [3].

В дальнейшем под компетентностью будем рассматривать интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. А под компетенцией - совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Изучая понятия компетенции и компетентности, Э. Ф. Насырова установила, что независимо от трактования, понятие компетентности неразделимо от профессиональной деятельности. В своих научных исследованиях она говорит о важности в процессе формирования профессиональной компетентности не только интеграции теоретической и практической подготовки, но и о необходимости овладения опытом, формировании функциональной и личностной готовности педагога [4].

Что включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? По мнению Л. Я. Шамес, под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5].

Профессиональная компетентность, по убеждению Л. И. Луценко, представляет собой системное, интегративное единство. Это синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностно-

го, включая и обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т. д.) и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность не сводится к отдельным качествам личности, их сумме, или к определенным знаниям, умениям, навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным [6].

В современной практике в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам. На наш взгляд, это определение достаточно емко характеризует суть понятия «профессиональная компетентность» и в дальнейшем будем оперировать им.

Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2 %) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р. А. Макаревича), поэтому наиболее значимой проблемой является развитие коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного преподавателя начальных классов.

Коммуникативная компетентность относится к ключевым компетенциям, необходимым для профессиональной педагогической деятельности, и определяется многими психологами (А. А. Крылов, Е. В. Прозорова и др.) как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [7]. В числе важных коммуникативных качеств педагога называются следующие: склонность к общению с людьми, общительность, умение эффективно разрешать конфликт, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, непринужденность, логическая и четкая речь, вежливость, тактичность, чувство юмора и др.

Рассмотрим структуру коммуникативных способностей, умений и навыков, используемых преподавателем в общении с учениками. Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть учитель начального звена:

- познание человеком других людей, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя с людьми;

- общая оценка человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценка отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценка связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение понимать значение жестов, мимики и пантомимики;

- познание человеком самого себя; предполагает оценку своих знаний, способностей, характера и других черт личности; оценку того, как он воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей;

- умение правильно оценить ситуации общения: наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социально-психологический смысл возникшей ситуации.

Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям профессиональной деятельности педагога и отражать следующие умения:

- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально-значимых целей;

- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему [8].

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности является: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Из этих ис-

точников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности.

В общем виде коммуникативную компетентность педагога можно охарактеризовать как определенный уровень сформированно-сти личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

Таким образом, коммуникативная компетентность является основной составляющей профессиональной компетентности учителя начальных классов. Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик; умение активного слушания, построение обратной связи; владение ситуацией и гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее собеседнику; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности.

Мы полагаем, что именно повышение уровня коммуникативной компетентности преподавателя начальных классов - это одна из важнейших задач современной школы, так как именно учитель является той фигурой, которая не только способствует трансляции знаний и формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов начального звена, но и вдохновляет их личным примером.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 58-64.

2. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 2002.

3. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http://www. eidos.ru/iournal/-2002/0423.htm

4. Насырова Э. Ф. Модульная технология обучения. Сургут, 2008.

5. Шамес Л. Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании. СПб., 2006.

6. Луценко Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. 2005. № 3. С. 61-68.

7. Вергелес Г. И. Педагогическая психология. СПб., 1999.

8. Ротова Н. А. Определение понятия «Коммуникативная компетенция педагога» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 9-10. С. 44-47.

References

1. Zeer E. F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obra-zovaniya [Professional human development concept in continuing education system] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 5. S. 58-64.

2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. M., 2002.

3. Hutorskoj A. V. Opredelenie obshchepred-metnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakteristika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov [Defining general objective content and core competencies as a characteristic of the new approach to the design of educational standards] // Internet-zhurnal «Ejdos». 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/-2002/0423.htm

4. Nasyrova E. F. Modul'naya tekhnologiya obucheniya [The modular technology of training]. Surgut, 2008.

5. Shames L. YA. Kul'turno-pedagogicheskie polya i prostranstva v sovremennom obrazovanii [Cultural and pedagogical fields and space in modern education]. SPb., 2006.

6. Lucenko L. I. Kompetentnostnaya model' povysheniya kvalifikacii direktora shkoly [Competence model of professional development school director // Pedagogika. 2005. № 3. S. 61-68.

7. Vergeles G. I. Pedagogicheskaya psihologi-ya [Pedagogical psychology]. SPb., 1999.

8. Rotova N. A. Opredelenie ponyatiya «Kommunikativnaya kompetenciya pedagoga» [The definition of concept «communicative competence of the teacher»] // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. Vyp. 9-10. S. 44-47.

* * *

SPECIFICS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE PRIMARY SCHOOL TEACHER

Karpova Margarita Aleksandrovna

Child Development Center «Renaissance», Russia, Tambov, e-mail: amor-margarita.ved@mail.ru

The article describes the need for competent primary school teachers in the light of new developments in the education system. The authors disclosed the concept of «competence», «competence», «communicative competence» and «professional competence». They identify the problems of development communicative competence as the professional values of modern primary school teachers. The authors determined the sources of formation communicative competence and criteria for the development of communicative competence.

Key words: primary school teacher, competence, communicative and professional competence, ability, possession, capacity, educational activities

Об авторе:

Карпова Маргарита Александровна, воспитатель Центра развития ребенка «Возрождение», г. Тамбов About the author:

Karpova Margarita Aleksandrovna, Tutor of Child Development Center «Renaissance», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.