Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов'

Особенности формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / ФИЛОЛОГ / ФОРМИРОВАНИЯ / СПОСОБНОСТЬ / COMPETENCE / TEACHER / PHILOLOGIST / FORMATION / ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Матлуба Каюмовна, Хакимова Шоира Исломовна

Статья посвящена проблемам формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов. Отмечается, что в развитии компетентности педагога главную роль играют его профессионально-педагогические способности. Приведены основные группы профессионально-педагогических способностей преподавателей с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы. На основе теоретических размышлений и уже известных теорий поднимается вопрос о профессиональной компетентности будущих педагогов-филологов. Авторы пришли к выводу, что профессиональную компетентность учителя-филолога можно рассмотреть как единство таких ее ключевых составляющих: ключевая компетентность (универсальные компетенции, которые необходимы для любой профессиональной деятельности); базовая компетентность(представляет систему психологических, педагогических, методических умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания); специальная компетентность (система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of a Formation of Professional Competence of Future Teachers-Philologists

The article dwells on the problems dealing with a formation of the professional competences offuture teachers-philologists. It is noted that in the development of teacher's competence the main role is played by his professional and pedagogical abilities. The main groups of professional and pedagogical abilities of teachers from the position of basic operational functions of a teacher of a vocational school are adduced in the article. Designing on the premise of theoretical reflections and already well-known theories, the authors raise the issue concerned with a professional competence of future educators-philologists. The authors come to the conclusion that a professional competence of a future teacher-philologist can be considered as a unity of such key components as: key competence (universal competencies that are necessary for any professional activity); basic competence (represents a system of psychological, pedagogical, methodological habits and abilities that determine the formed pedagogical activity, and a teacher as individual being the bearer of certain values, ideals and pedagogical consciousness); special competence (a system of linguistic, sociolinguistic, cultural, strategic and discursive knowledge, skills and abilities that allow communicants to interact effectively in concrete socially determined communicative situations).

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов»

УДК 8Т ББК 83,3 (09)

М.К. УМАРОВА Ш.И.ХАКИМОВА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ФИЛОЛОГОВ

Посмотрев программу профессионального потенциала педагога с практической точки зрения, можно заметить, что на первый план выдвигается интегральное качество-учительское мастерство. Мастерство по Ю.П.Азарову - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». (1, 46)

Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерство сводят к умениям педагогической техники, в то время как это -лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. По А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. (4, 105)

В педагогической теории исторически сложилось два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя - это и есть компетентность.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.

По мнению М.И.Станкина, с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

- экспрессивные способности - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

- дидактические способности - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

- авторитарные способности - умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет в волевом влиянии на воспитанников;

- научно-педагогические способности - умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

- перцептивные способности - это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

- коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

- личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;

- организаторские способности - умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.п.;

- мажорные способности - это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

- прогностические способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

- конструктивные способности, или педагогическое воображение, - это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине (8, 51).

Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческую) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.

И.В. Кухарев считает, что совершенствование подготовки учителя в наши дни направлено на то, чтобы обеспечить ему возможность строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого знания внутренней жизни школьника, точного учета характера действий, которые учитель адресует своим воспитанникам. Глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, - вот что необходимо современному и компетентному учителю для сознательного управления учебно-воспитательным процессом, чтобы обеспечить высокий уровень развития учащихся школы (3, 189)

Важным, на наш взгляд, в содержании профессиональной компетентности является также организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем. Н.А. Морева отмечает что, в процессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос «Как учить?», поэтому он задумывается об обновлении и улучшении учебно-методического обеспечения реального учебного процесса. Его наработки постепенно обретают форму авторской технологии, основу которой составляет обобщенный индивидуальный опыт педагога. Причем отбирается только, то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий деятельности преподавателя и приносит ощутимый результат (5, 178).

Успешность работы учителя в значительной (а нередко в определяющей) степени обуславливается так же и его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимися. Компетентные педагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия у учащихся, нащупывают их возможности, а потому систематически корректируют свою работу. Под воздействием таких учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагогов методы обучения и воспитания учащихся становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств в личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагога к учащимся. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка). А для этого у компетентного педагога, по мнению Е.С.Романовой, должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим. (7, 198)

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена

общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог - это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить. Поэтому, на наш взгляд, прав А.С.Смирнов, который пишет: «Человек, обеспечивающий образование, - не математик, не историк, и даже не учитель, а методолог, социотехник, коммуникатор». (9, 38) Как пишет В.Е. Степанова, методолог - человек умеющий организовать и соорганизовать деятельность субъектов, социотехник - человек умеющий развивать и расширять связи, коммуникатор - умеющий строить отношения на основе диалога, в целом специалист, «умеющий адекватно употреблять самого себя в условиях постоянно меняющейся деятельности. Это специалист, развивающий новые формы мышления и деятельности.» (10, 9).

По мнению, И.П. Подласого существуют следующие типы профессиональной компетентности:

1) специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность;

2) социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда;

3) личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4) методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода;

5) психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика (6).

Таким образом, содержание профессиональной компетентности будущих учителей таджикского языка и литературы включает:

1. Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем;

2. Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначное определение специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы.

Как общие ключевые компетенции, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования, исследователями выделяются следующие(2, 14-32.):

1) поликультурная компетенция, касающаяся отношений в многокультурном обществе, понимания различий, уважения друг друга;

2) политическая и социальная компетенция: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты;

3) языковая (коммуникативная) компетенция, касающаяся владения устным и письменным общением, владения несколькими языками;

4) информационная компетенция, связанная с возникновением информации, владением новыми информационными технологиями, понимание применением;

5) предметно-деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин или образовательных отраслей и связана со способностью учиться всю жизнь как основой

непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Анализ методической литературы показал, что целеполагание в обучении языку в условиях Республики Таджикистан ориентируется на формирование комплекса ключевых компетенций, входящих в интегративное понятие «коммуникативная компетенция»: лингвистической, тематической, социокультурной, компенсаторной, учебной, дискурсивной, лингвострановедческой и других, которые носят уровневый характер.

Таким образом, профессиональную компетентность учителя-филолога можно рассмотреть как единство таких ее ключевых составляющих:

-ключевая компетентность (универсальные компетенции, которые необходимы для любой профессиональной деятельности); - базовая компетентность (представляет систему психологических, педагогических, методических умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания); - специальная компетентность (система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать. / Ю.П. Азаров. М.: Просвещение, 1985. -448 с.

2. Байденко, В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса/ В.И Байденко // Проф.образование и личность специалиста.-М.,2002.-232с.

3. Кухарев, И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. / И.В. Кухарев М.: Просвещение, 1990. - 159. - (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). - 159 с., с.74

4. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности. / А.С. Макаренко М., Педагогика. - 1972. - 332 с.

5. Морева, Н.А., Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка М. Просвещение. 1983г. / Н.А Морева.-111 с.

6. Подласый И.П. Педагогика Навый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В2 кн. М. Владос,1999-кн1: Общие Основы. Процесс обучения.-253с.

7. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиографы / Е.С.Романова. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

8. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога:Акмеология воспитания и обучения / Станкин М.И. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.

9. Смирнов, А.С.Философия. Культура. Образование / А.С.Смирнов. -Новосибирск, 1990. - 185 с.

10. Степанова, В.Е. В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) / В.Е.Степанова. - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. - 164 с.

REFERENCES:

1. Azarov, Yu.P. The Art to Bring up / Yu.P. Azarov. - M.: Enlightenment, 1985. - 448 p.

2. Bidenko, V.I., Oskarsson B. Basic Skills (key competences) as Integrating Factor in the Educational Process / V.I. Bidenko // Vocational Education and Specialist as an Individual. -M., 2002. - 232 p.

3. Kukharev, I.V. On the Way to Professional Perfection: the book for a teacher/ I.V. Kukharev // - M.: Enlightenment, 1990. - 159. - (Teacher's Mastership; ideas, advices, suggestions). - 159 p., - P.74

4. Makarenko, A.S. Collective and Upbringing of Individual. / A.S. Makarenko. - M.: Pedagogy. - 1972. - 332 p.

5. Moreva, N.A., Napolnova T.V. Activization of Mental Activity of Pupils at the Lessons of Russian Language / N.A. Moreva. - M.: Enlightenment. 1983. -111 p.

6. Orlov, A.B. Individual and Essence: External and Internal "I" of Man / A.B. Orlov // Issues of Psychology. 1995. № 2. - P. 5-19.

7. Romanova, Ye.S. 99 Popular Professions. Psychological Analysis and Professiographers / Ye.S. Romanova. The second edition. - St. Petersburg: Peter, 2004. - 464 p.

8. Stankin, M.I. Professional Abilities of the Teacher: Archeology of Upbringing and Tuition / M.I. Stankin. - M.: Moscow Psychological-Social Institute. Flinta, 1998. - 368 p.

9. Smirnov, A.S. Philosophy. Culture. Education / A.S. Smirnov. - Novosibirsk, 1990. - 185 p.

10. Stepanova, V.Ye. In the Space of Thinking and Activity (Self-Development of Pedagogical Collective) / V.Ye. Stepanova. - Yakutsk: Publishing house of Irkutsk Pedagogical-Cultural Association, 2007. - 164 p.

Вижагихои ташаккули салохияти касбии филолог-муаллимони оянда

Вожахои калиди: салоуият, муаллим, филолог, ташаккул, цобилият.

Мацола ба баррасии мушкилоти салоуияти касбии филологи муаллимони оянда тахассус ёфтааст. Цайд карда шудааст, ки дар рушди салоуияти касбии омузгор нацши асосиро малакаи касбй ва педагогии у мебозад. Гуруууои аслии малакаи касби ва педагогии омузгорон аз нуцтаи назари вазифауо ва фаъолияти асосии омузгори мактаби миёна ироа шудааст.Дар асоси бозтоби мулоуизауои назарияви ва назарияуои дар уоли уозир шинохташуда масъалаи салоуияти касбии омузгорони филологи оянда матрау шудааст. Муаллифон ба хулоса омаданд, ки салоуияти касбии муаллимони филологро метавон уамчун низоми томи цузъуои асосии зерин барраси кард: салоуияти калиди (салоуияти умуми, ки барои уама гуна фаъолияти касби зарур аст); салоуияти асоси (системаи малакауои психологй, педагогй ва методй, ки камолоти фаъолияти педагогй ва шахсияти муаллимро уамчун уомили арзишуои хос, ормонуо ва тафаккури педагогй муайян менамояд); салоуияти махсус (системаи фарогири донишуои забони, ицтимои-забони, фаруанги, стратеги ва гуфтмони, цобилият ва малакаи цодир ба уамкори, ки бо мухотабон дар уолатуои коммуникативй ицтимоии мушаххас фаъол мешаванд).

Особенности формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов Ключевые слова: компетенция, учитель, филолог, формирования, способность.

Статья посвящена проблемам формирования профессиональной компетенции будущих учителей-филологов. Отмечается, что в развитии компетентности педагога главную роль играют его профессионально-педагогические способности. Приведены основные группы профессионально-педагогических способностей преподавателей с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы. На основе теоретических размышлений и уже известных теорий поднимается вопрос о профессиональной компетентности будущих педагогов-филологов. Авторы пришли к выводу, что профессиональную компетентность учителя-филолога можно рассмотреть как единство таких ее ключевых составляющих: ключевая компетентность (универсальные компетенции, которые необходимы для любой профессиональной деятельности); - базовая компетентность(представляет систему психологических, педагогических, методических умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания); - специальная компетентность (система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях).

Peculiarities of a Formation of Professional Competence of Future Teachers-Philologists Keywords: competence, teacher, philologist, formation, ability.

The article dwells on the problems dealing with a formation of the professional competences offuture teachers-philologists. It is noted that in the development of teacher's competence the main role is played by his professional and pedagogical abilities. The main groups of professional and

pedagogical abilities of teachers from the position of basic operational functions of a teacher of a vocational school are adduced in the article. Designing on the premise of theoretical reflections and already well-known theories, the authors raise the issue concerned with a professional competence of future educators-philologists. The authors come to the conclusion that a professional competence of a future teacher-philologist can be considered as a unity of such key components as: key competence (universal competencies that are necessary for any professional activity); basic competence (represents a system of psychological, pedagogical, methodological habits and abilities that determine the formed pedagogical activity, and a teacher as individual being the bearer of certain values, ideals and pedagogical consciousness); - special competence (a system of linguistic, sociolinguistic, cultural, strategic and discursive knowledge, skills and abilities that allow communicants to interact effectively in concrete socially determined communicative situations).

Маълумот дар бораи муаллифон:

Умарова Матлуба Цаюмовна, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи педагогикаи умумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумцурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), Е-мий:: [email protected] Хакимова Шоира Исломовна, номзади илмуои филологи, дотсент, мудири кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти тоцики Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.¥афуров(Цумцурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E^ail: [email protected] Сведения об авторах:

Умарова Матлуба Каюмовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), Е-май: [email protected] Хакимова Шоира Исломовна, кандидат филологических наук, доцент, заведущая кафедрой методики преподавания таджикского языка и литературы Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), Е-май: [email protected] Information about the authors:

Umarova Matluba Kaiumovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of general pedagogy under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand)E-mail:[email protected] Hakimova Shoira Islomovna, candidate of philological sciences, Associate Professor, head of the department of Tajik Language and literature Methods of Teaching under Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.