Научная статья на тему 'Самовоспитание в процессе профессионального становления будущего учителя'

Самовоспитание в процессе профессионального становления будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МОБИЛЬНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONALISM / FLEXIBILITY / MARKET ECONOMY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-DISCIPLINE (SELFEDUCATION) / ACTIVATION / TEACHER TRAINING / КАСБИЯТ / ЗУДҳАРАКАТӣ / ИқТИСОДИЁТИ БОЗОРГОНӣ / ТАШАККУЛИ КАСБӣ / ХУДТАРБИЯКУНӣ / ФАЪОЛНОКӣ / ТАЙЁРИИ МУАЛЛИМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович

Рассматриваются вопросы связанные с самовоспитание в процессе профессионального становления будущего учителя. Отмечается, что высокая квалификация и профессионализм, мобильность и умение быстро адаптироваться к ежедневно меняющимся условиям жизни и деятельности стали сегодня нормой времени, продиктованной социально-экономическими условиями не только в производственной, но и гуманитарной сфере. Подчеркивается, что рыночная экономика затронула все без исключения стороны нашей жизни и в этих условиях самовоспитание и самосовершенствование будущих учителей приобретают особое значение. Исходя из этого подготовку учителей технологии в ВУЗе предлагается проводить посредством их активного включения в процесс профессионального становления будущего учителя самовоспитания, являющегося неотъемлемой составляющей само менеджмента. Проведено анализ, который позволил установить перечень различных факторов, поглощающих время будущего учителя. На их основе студентам предоставляются возможность уяснить, в чем заключается важность работы над собой и постепенно включаться в процесс самовоспитания, само менеджмента и достижения успеха. Разработаны рекомендации и практические задания, помогающие студентам концентрировать внимание на факторах, способствующих активизации процесса их самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-education in the process of professional development of a future teacher

High qualification, professionalism, flexibility and the ability to adapt to daily changing life conditions became an ordinary phenomenon due to social and economic requirements of not only industrial but also humanitarian sphere. Market economy influenced all aspects of our life and this fact called forth a special attitude towards self-education and self-development of future teachers. In teacher training at universities, it is suggested that a future teacher should directly be involved in the process of self-education and self-management.The outcomes of the analysis conducted let the students realize the importance of self-education and self-management in achieving success. A set of recommendations and practical tasks have been developed at the faculty which help students concentrate on the factors leading to the activation of the process of their self-education.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание в процессе профессионального становления будущего учителя»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13.00.01.ПЕДАГОГИКАИ УМУМЙ, ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGICS

AND EDUCATION

УДК 373.7

ББК 74.200 А.А.АЗИЗОВ

САМОВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Рыночная экономика, в корне изменившая прежние, социалистические подходы к развитию общества, во главу угла поставила иные ценности. Сегодня предпочтение отдается высокой квалификации и профессионализму, мобильности и умению быстро адаптироваться к ежедневно меняющимся условиям жизни и деятельности. Всеми этими качествами, бесспорно, должны обладать и будущие учителя технологии (трудового обучения), и эти качества необходимо развивать в ходе их обучения и воспитания. В то же время преподаватели факультета изобразительного исскуства, черчения и технологии нашего университета проявляют озабоченность сложившейся ситуацией: около 40 % сегодняшних абитуриентов, поступающих на факультет, не вполне уверены в правильности выбора ими будущей профессии. Чем объяснить этот факт, низким уровнем профориентационной работы на предыдущих ступенях обучения, непрестижностью профессии учителя технологии или какой-либо иной причиной, еще, видимо, предстоит выяснить, а сегодня состояние неопределенности, в котором пребывают выпускники нашего факультета, приводит к непрекращающемуся оттоку учителей технологии из системы школьного образования, существенно возросшему в последние годы.

Одна из вероятных причин этого - низкая профессиональная компетентность выпускников факультета и, прежде всего, психолого - педагогическая компетентность. Подобная картина наблюдается и в других странах. Так, ряд российских исследователей указывают, что для 74,6 % учителей - стажеров наиболее затруднительным оказывается общение с детьми, их родителями, родственниками, коллегами; у 65,5 % молодых учителей вызывает серьезные затруднения подготовка к урокам; 47,6 % испытывают трудности в организации совместной деятельности с учащимся; 45 % в изучении коллектива и личности детей (5, 10-11).

По данным исследований только у 1/3 российских выпускников развитость организаторских умений находится на высоком и достаточном уровне, а, примерно 1/3 выпускников практически не готова выполнять организаторские функции на должном уровне (3, 8-9).

Вышеуказанные факты наглядно демонстрируют о наличии противоречия: с одной стороны, общество требует подготовки специалистов, которые были бы способны эффективно решать стоящие перед ними задачи, а, с другой стороны, отмечается недостаточная готовность выпускников педагогических заведений решать задачи на соответствующем уровне.

Разрешение данного противоречия возможно, на наш взгляд, в пересмотре сложившихся подходов; взглядов на педагогическую деятельность, ее организацию и возможности, в числе которых мы видим активное включение в процесс профессионального становления будущего учителя самовоспитания, являющегося неотъемлемой

Важно, чтобы студенты научились стимулировать свою деятельность по познанию своего «Я», самосовершенствованию и «доведению» своих личностных профессиональных качеств до самого высокого уровня развития. Исходя из этого, воспитать себя, сформировать себя, довести развитие своих личностных профессиональных качеств до определенного эталона - это важнейшая цель студента педагогического вуза и она должна решаться всем содержанием и методами работы в университете. Еще Жан Жак Руссо считал, что, если учитель не умеет воспитывать себя, он не должен воспитывать других. В трудах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Ромена Ролана, в письмах писателя А. Маркути, объединенных под названием «Будь человеком», также можно встретить мысли по этой проблеме и рекомендации по самосовершенствованию личности.

«Самовоспитание - это сознательная продолжительная работа человека над собой в целях формирования недостатков. Главное при этом - правильное понимание человеком своих гражданских обязанностей, вытекающих из интересов общества» (8, 103).

Вопросы самовоспитания будущих учителей нашли свое отражение в трудах Ф. Н. Гоноболина, В. А. Кузьминой, В. А. Сластенина, В. А. Крутецкого и других авторов. Однако эти труды, в большинстве своем, написаны в конце ХХ века, до распада СССР, когда в стране проповедовались иные ценности и были другие социально-экономические условия жизни и деятельности. В настоящее время в силу вступили другие обстоятельства, продиктованные временем. Рыночная экономика затронула все без исключения стороны нашей жизни и в этих условиях особое значение приобрели высокий профессионализм и мастерство не только в сфере производства товаров и услуг, но и в системе образования, и по этой причине самовоспитание и самосовершенствование будущих учителей приобретают особое значение. «Все победы начинаются с победы над самим собою», -подчеркивал Л. М. Леонов. Здесь можно также подчеркнуть, что составляющими самовоспитания являются самокритика, самоконтроль и будущим учителям это также следует учитывать в работе над собой.

Еще Гераклит указывал, что «всем людям свойственно познавать себя и мыслить», а Гете подчеркивал, что познавать себя можно «... только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, говорил он, и ты узнаешь, что в тебе есть»(4, 8).

Работая над проблемой самовоспитания, мы выделили 13 параметров, по которым с помощью различных методик студенты смогут оценить себя - это эрудиция, самооценка, интересы, мотивы выбора профессии, память, мышление, воля, характер, темперамент, тремор рук, координация движений, педагогическое воображение, дидактические способности.

Самооценка студентов проверялась с помощью специальной методики «Самооценка». В четырех наборах слов приводится 80 качеств личности. Испытуемый должен выбрать те качества, которые лично для него наиболее значимы. Затем он отмечает те, которые, по его убеждению, присущи ему. Поделив сумму присущих индивиду качеств на сумму значимых для него качеств, получим коэффициент самооценки. По нашим данным, только треть студентов обладает адекватной самооценкой, около 50% - завышенной и около 20 % - заниженной. Отметим полезность педагогических и технологических практик, после которых число студентов с адекватной самооценкой увеличивается, но в то же время увеличивается число студентов с заниженной самооценкой. Одной из причин этого, мы считаем не вполне правильное понимание значения отдельных свойств личности и поэтому, работая с данной методикой, мы разъясняем студентам суть тех или иных свойств личности для адекватного их восприятия, используя словарь С. И. Ожегова.

В своем исследовании мы стремимся научить будущих учителей элементам само менеджмента. Насколько хорошо студенты справляются со своей работой, оценивается по анкете (1, 19-20). В результате оказалось, что около 20 % респондентов не планируют свое время и находятся во власти внешних обстоятельств. 42 % опрошенных пытаются управлять своим временем, но не всегда при этом достаточно последовательны, чтобы иметь успех; 31 % - достаточно правильно используют свое время и лишь 6 % студентов - рационально и разумно расходуют свое время и являются, тем самым, примером для других.

В современных условиях будущим учителям важно примерять положительные стороны менеджмента на себя, стремясь, посредством его достоинств, самосовершенствоваться. К ним мы относим: выполнение работы с меньшими затратами, лучшая организация труда, лучшие результаты труда, меньше спешки и стрессов, больше удовлетворения от работы, большая мотивация труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, меньше ошибок при выполнении своих функций, достижения профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

«Личность учителя - это совокупность таких качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, компетентность в работе, любовь и уважение к детям» (2, 14).

Проведенный нами анализ позволил установить перечень факторов, поглощающих время будущего учителя. К ним мы отнесли: нечеткую постановку цели деятельности, отсутствие приоритетов в делах, попытки слишком много сделать за один раз, отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения, нерациональное планирование трудового дня, личную неорганизованность, индифферентное (пассивное) отношение к учебе, отсутствие самодисциплины, неумение довести дело до конца, бесцельные разговоры на частные темы, синдром «откладывания», желание все знать, спешку, нетерпение и др.

Установлено, что более четверти времени, будущие учителя тратят на чтение, поэтому совершенствование техники чтения означает, одновременно, и совершенствование организации труда. Таким образом, одной из задач самовоспитания является обучение будущих учителей методам рационального чтения. Известно, что без специальной подготовки взрослый человек способен прочитать 200-250 слов в минуту и более. Поэтому очень важно освоить правила совершенствования методики чтения, устранить факторы, мешающие быстрому чтению, разработать собственную микрографию (1,178).

Одним из направлений самовоспитания будущих учителей технологии является освоение самоконтроля, под которым мы понимаем способность человека устанавливать степень соответствия между эталоном (образцом) деятельности и своей деятельностью или намерением совершить какие-то действия. Уровень сформированного самоконтроля определяем с помощью теста «Проверь себя» (6, 8-12). У трети респондентов самоконтроль развит слабо, они редко обращаются к нему, а если и обращаются, то часто игнорируют его результаты, т.е. не исправляют свои ошибки. У более 40 % опрошенных бывают случаи, когда они попадают в неприятные ситуации из-за того, что вовремя не проконтролировали себя. И только у 20 % студентов самоконтроль развит достаточно высоко, хотя и у этой категории имеются резервы для самосовершенствования и работы над собой, чтобы закрепить умения самоконтроля и превратить его в устойчивое качество личности.

Проводимые нами исследования подтверждают необходимость ознакомления студентов с ведущей концепцией менеджмента - концепцией ограничений. Согласно этому источнику: «Ограничение - это фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы человека». (5, 78). Учитывая совпадение функций в деятельности педагога, мы попытались выделить те ограничения, которые влияют на эффективность работы учителя, среди них: неумение управлять собой, размытые личные ценности, нечёткие личные цели, нерациональное использование времени, неумение перерабатывать и запоминать информацию, остановленное саморазвитие, слабые навыки решать проблемы, отсутствие творческого подхода, неумение влиять на людей, неумение обучать, низкая способность формировать коллектив.

Студентам предлагается провести тщательный самоанализ своих ограничений и познакомиться с теми из них, от которых следует избавиться.

Для этого необходимо:

1. Выбрать вначале одно или два ограничения и в течение недели интенсивно работать над их ослаблением.

2. Ежедневно подводить итоги.

3. Превращать приобретенные в само менеджменте умения в устойчивые навыки.

4. Контролируя свою деятельность, добиваться ежедневно хотя бы маленьких успехов.

5. Быть настойчивым и терпеливым в достижении цели, находить сподвижников.

Так, например, ограничение, именуемое «Умение управлять собой» для учителя важно вдвойне, т.к. он своим видом, настроением оказывает влияние на учащихся, поскольку он, тем самым, может, либо настроить их на оптимистический лад и повысить их работоспособность, либо позволить им расслабиться, навевая скуку и тоску.

Чтобы научить студента управлять своей деятельностью, поступками и временем, ему необходимо обладать здоровым телом, не иметь вредных привычек, быть энергичным, обладать жизнестойкостью, быть спокойным и сбалансированно подходить к жизни и к учебе, уметь устранять стрессовые ситуации. А для этого необходимо научиться поддерживать свое физическое здоровье, рационально распределять силы и время, преодолевать трудности, быть спокойным и уравновешенным.

Разработав рекомендации по исключению и ослаблению перечисленных ограничений из жизни, мы предоставили студентам возможность уяснить, в чем заключается важность и ценность работы над собой и постепенно включаться в процесс самовоспитания, само менеджмента и достижения успеха. Это очень важно сейчас, когда общество переходит от диктатуры «ленивых» к экономике талантливых, работоспособных, т.е. рыночной экономике.

На основе вышеупомянутых рекомендаций нами разработаны также практические задания, способствующие активизации процесса самовоспитания будущих учителей. Их использование в ходе обучения оказывает существенную помощь студентам и приводит их к уверенности в правильности выбора профессии учителя технологии, в чем, собственно, и заключается одна из наших педагогических целей и задач - повысить качество подготовки учителей и создать необходимый кадровый резерв для системы образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зайверт, Л.Ваше время - в ваших руках/Л.Зайверт. - М.: Экономика, 1991.-232 с.

2. Захаров, Н.Н.Профессиональная ориентация школьников/ Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 1989.-192 с.

3. Кочетов, А.И.Как заниматься самовоспитанием/А.И.Кочетов. - Минск: Высшая школа, 1985.-256с.

4. Маркова,С.Ф.Формирование организаторских умений будущих учителей в процессе воспитательной работы: автореф.дисс... канд.педаг.наук: 13 00 01/Маркова Светлана Фоминична. -Красноярск, 1991.-15 с.

5. Орлов,Ю.М.Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками:Кн. для учащихся/Ю.М.Орлова.-М.: Просвещение,1987.-224 с.

6. Ретивых, М.В.Как помочь выбрать профессию/ М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. - Тула. Приокское книжное издательство, 1990-132с.

7. Тарасов, В.В. Педагогическое общение и его роль в становлении молодого учителя: автореферат дисс... канд.педаг.наук: 13 00 01/ Тарасов Вячеслав Владимирович - Л.,1990. - 17 с.

8. Хрисанова, Е.Г.Формирование самоконтроля поведения у учащихся профтехучилищ во внеучебной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01/ Хрисанова Елена Геннадьевна.- Казань, 1990.-174 с.

REFERENCES:

1. Zoyvert, L. Your time is in your hands / L. Zayvert. - M.: Economy, 1991.-232 p.

2. Zakharov, N.N. Professional orientation of schoolchildren / N.N. Zakharov, V.D. Simonenko.- M .: Enlightenment, 1989.-192 p.

3. Kochetov, A.I. How to engage in self-education / A.I.Kochetov. - Minsk: Higher School, 1985.-256 p.

4. Markova, S.F. Formation of organizational skills of future teachers in the process of educational work: avtoref.diss ... Candidate of Pedagogical Science: 13 00 01/Markova Svetlana Fominichna. - Krasnoyarsk, 1991.-15 p.

5. Orlov, Yu.M. Self-knowledge and self-education of character: Psychologist conversations with high school students: Prince. for students / Yu.M.Orlova.-M .: Education, 1987.-224 p.

6. Retivykh, MV How to help choose a profession / M.V. Retive, V.D. Simonenko. - Tula. Priokskoe book publishing house, 1990-132p.

7. Tarasov, V.V. Pedagogical communication and its role in the formation of a young teacher: author's abstract of thesis ... candidate of pedagogical science: 13 00 01 / Tarasov Vyacheslav Vladimirovich - L., 1990.- 17 p.

8. Khrisanova, EG Formation of self-control behavior in vocational school students in extracurricular activities: dissertation Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Khrisanova Elena Gennadievna. -Kazan, 1990.-174 p.

Худтарбиякуни дар раванди ташаккули касбии муаллими оянда

Вожах,ои калиди: касбият, зудуаракати, ицтисодиёти бозоргони, ташаккули касби, худтарбиякуни, фаъолнокй, тайёрии муаллим.

Мацола ба масъалаи худтарбиянамои дар раванди ташаккули касбии омузгорони оянда бахшида шудааст.Цайд мегардад, ки салоуияти баланд, уирфаи будан, зудуаракати ва цобилияти зуд ба шароити тагйирёбии рузмарраи уаёт ва фаъолият мутобиц шудан талаботу меъёри замони имруз гардидааст, ки ин на тануо дар соуаи истеусолот, балки дар соуаи илмуои гуманитари низ асари худро гузоштааст. Тазаккур меравад, ки ицтисоди бозоргони ба уамаи паулууои уаёти мо, аз цумла соуаи маориф, таъсир расонд ва дар чунин шароит худтарбиянамои ва худтакмилдщии муаллимони оянда ауамияти махсус касб кардааст.Бино бар ин пешнщод шудааст, ки омода намудани муаллимони ояндаи фанни технология (таълими меунат) дар мактабуои оли бо воситаи мушорикати фаъоли онуо дар раванди ташаккули касбият ва худомузии муаллимони оянда, ки таркиби цудоинопазири худмудирият аст, ба роу монда шавад.

Таулил гузаронида шуд, ки он имкони муайян кардани омилуои гуногуне, ки барои рабудани вацти муаллими оянда шароит мууайё менамоянд, ошкор месозад.Бар асоси ин мабно донишцуён фурсат мегиранд то зарурияти кор аз болои худро дарк намоянд ва ба тадриц раванди худтарбиякуни, худмудирият ва дастёби ба комёбиро бифауманд.

Тавсия ва вазифауои амали коркард шудаанд, ки ба донишцуён барои тамаркузи диццат бар авомили муассир, ки ба фаъолкунии раванди худтарбиясозии онуо мусоидат мекунад, ёри мерасонад.

Самовоспитание в процессе профессионального становления будущего учителя Ключевые слова: профессионализм, мобильность, рыночная экономика, профессиональное становление, самовоспитания, активизация, подготовка учителя

Рассматриваются вопросы связанные с самовоспитание в процессе профессионального становления будущего учителя. Отмечается, что высокая квалификация и профессионализм, мобильность и умение быстро адаптироваться к ежедневно меняющимся условиям жизни и деятельности стали сегодня нормой времени, продиктованной социально-экономическими условиями не только в производственной, но и гуманитарной сфере. Подчеркивается, что рыночная экономика затронула все без исключения стороны нашей жизни и в этих условиях самовоспитание и самосовершенствование будущих учителей приобретают особое значение. Исходя из этого подготовку учителей технологии в ВУЗе предлагается проводить посредством их активного включения в процесс профессионального становления будущего учителя самовоспитания, являющегося неотъемлемой составляющей само менеджмента.

Проведено анализ, который позволил установить перечень различных факторов, поглощающих время будущего учителя. На их основе студентам предоставляются возможность уяснить, в чем заключается важность работы над собой и постепенно включаться в процесс самовоспитания, само менеджмента и достижения успеха.

Разработаны рекомендации и практические задания, помогающие студентам концентрировать внимание на факторах, способствующих активизации процесса их самовоспитания.

Self-education in the process of professional development of a future teacher

Key words: professionalism, flexibility, market economy, professional development, self-discipline (self-education), activation, teacher training.

High qualification, professionalism, flexibility and the ability to adapt to daily changing life conditions became an ordinary phenomenon due to social and economic requirements of not only industrial but also humanitarian sphere.

Market economy influenced all aspects of our life and this fact called forth a special attitude towards self-education and self-development of future teachers. In teacher training at universities, it is suggested that a future teacher should directly be involved in the process of self-education and self-management.The outcomes of the analysis conducted let the students realize the importance of self-education and self-management in achieving success.

A set of recommendations and practical tasks have been developed at the faculty which help students concentrate on the factors leading to the activation of the process of their self-education.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Азизов Абдулатиф Абду^алимович, доктори илмуои педагоги, профессори кафедраи технология ва методикаи таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров(Чум%урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: abdulatif.azizov2017@mail.ru Сведения об авторе:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики её преподавания ХГУ имени Бободжона Гафурова(Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: abdulatif.azizov2017@mail.ru Information about the autor:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doktor of pedagogy, professor of the Deportament of tehnology and the methods of teacher under Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: abdulatif.azizov2017@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.