Литература
1. Григораш 0.5. Организация и оценка каче- 2. Трубилин А.И, Григораш О.В, Тельнов Г.В.
ства учебного процесса по агроинженер- Оценка эффективности деятельности ка-
ным специальностям: Учеб.-метод. посо- федры и факультета / Под. общ. ред. А.И.
бие. Краснодар: КубГАу, 2009. 395 с. Трубилина. Краснодар: КубГАУ, 2008. 97 с.
GRIGORASH O.V. INCREASING THE MANAGEMENT EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS
The article proposes the algorithm of quality management of learning process at higher educational institution including quality assessment of students’ knowledge and skills and assessment of the efficiency of academic staff activity. Implementation of the mentioned algorithm may enhance the efficiency of educational process management at higher educational institution.
Key words: academic staff, quality of students training, quality of academic staff activity, assessment procedures.
М.Н. КОХ, доцент
К проблеме оценки компетентности преподавателя вуза
Обращаясь к особенностям профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях реализации компетентностного подхода в образовании, автор отмечает, что современный преподаватель выступает как исполнитель множества педагогических функций. Поэтому в качестве критерия оценки его компетентности необходимо рассматривать его готовность к постоянному профессиональному росту, сфор-мированность профессиональной позиции.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, результат педагогической деятельности, профессиональное развитие, профессиональная позиция педагога.
В новой парадигме образования, принятой с момента вступления России в Болонский процесс, глобальной задачей образования становится обеспечение вхождения человека в социальный мир, содействие его продуктивной адаптации в этом мире. Основными единицами результата образования сегодня признаны понятия «компетентность» и «компетенция». Эти понятия в наибольшей степени соответствуют определению такого интегрального социальноличностного и поведенческого феномена, как результат образования в совокупности его мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих. Между тем среднестатистический современный российский студент ориентирован на быстрый результат
при минимуме затраченных усилий, его социальная позиция отличается инфантилизмом - отсутствием осознанных и самостоятельных решений в значимых областях жизни, социальной апатией. В этой ситуации устаревают прежние критерии эффективности деятельности преподавателя вуза, ему уже недостаточно быть просто транслятором знаний, перечень его профессиональных задач становится значительно шире.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище » Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить
Юбилей
79
вместе, научиться жить», определив, по сути, основные компетентности современного студента. Иначе говоря: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с многочисленными ситуациями и работать в группе » [1].
Анализ понятий «компетентность», «компетенция» занимает центральное место в публикациях, посвященных модернизации образования в России (И.А. Зимняя, А.М. Новиков, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер и др.). Актуальным представляется разведение понятий «компетентность» и «компетенция». На сегодняшний день компетенция рассматривается как сочетание характеристик, относящихся кзнанию и его применению, к мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности. Существенным моментом является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для продолжения образования. Основной разработчик компетенций Г. Халаж приводит пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:
• «политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
• компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы предотвратить проявления расизма и ксенофобии, образование должно “оснастить” молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение к другим и способность жить с людьми других культур, языков, религий;
• компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и со-
циальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
• компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владение ИКТ, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон; навык критического суждения в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.
• способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной, профессиональной, так и социальной жизни» [2].
В рамках новой парадигмы образования И.А. Зимняя трактует компетентность как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности» [там же]. Моделируя качество подготовки специалиста, Ю.Г. Татур дает следующее определение: «Компетентность - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности(способности)на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности, с учетом ее социаль-
ной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны» [3].
Таким образом, компетентностное обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности и применять на практике полученные знания и навыки в многообразных социальных ситуациях. Результат образования, фиксированный в терминах компетенций и компетентности, является одним из инструментов обеспечения мобильности будущих российских выпускников на европейском рынке труда.
Из сказанного следует, что высшая школа сегодня официально призвана развивать не только собственно профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формировать их личностные качества. Особая роль в этом принадлежит рядовому вузовскому преподавателю. Соответственно, параллельно вопросу о формировании компетентности студента неизбежно встает вопрос о необходимом уровне компетентности педагога, который будет обеспечивать этот процесс [4].
По характеру результата труда преподавателя судят о его компетентности. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Можно выделить следующие виды профессиональной компетентности:
• специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
• социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
• личностная компетентность - владе-
ние приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
• индивидуальная компетентность -владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок [5].
Названные виды компетентности не всегда совмещаются в одном человеке. Так, преподаватель может быть хорошим узким специалистом, но не быть способным осуществлять задачи своего развития либо отличаться отсутствием коммуникативных навыков.
В то же время успешная профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Эти психологические конструкты облегчают выполнение профессиональной деятельности и способствуют выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Профессионализация личности предполагает формирование устойчивых положительных мотивов, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к постоянному профессиональному росту, нахождение оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности. Т аким образом, компетентность преподавателя должна измеряться не только новообразованиями личности студента, но и профессиональным и личностным ростом самого преподавателя.
Талантливый преподаватель вуза отличается прежде всего особой организацией своей деятельности: она должна быть насыщена авторскими методиками, технологиями обучения. Обязательными компонентами при оценке профессионализма преподавателя высшей школы сегодня должны стать разработка и применение электронных учеб-
Юбилей
81
но-методиче-ских материалов, владение методическими приемами использования слайд-лекций и 1Т-технологий, включение активных форм обучения.
В число фор-мируемыху студентов компетенций входят как профессиональные, так и общекультурные. Поэтому современный преподаватель выступает как исполнитель множества педагогических функций [6]. При этом не исключено, что в силу своих личностных особенностей педагог не всегда способен добиться оптимального результата во всем.
Проведенные нами экспериментальные исследования подтверждают тот факт, что представления педагогов о специфике педагогической деятельности, ее результатах и целях различаются. Это выражается, к примеру, в большей сосредоточенности отдельных педагогов на задачах обучения, нежели на воспитании и развитии личности ученика. Причиной тому являются специфические особенности этих процессов [7].
В ряде случаев некоторые особенности личности учителя ведут к снижению эффективности его работы, утрате контакта с коллегами и учащимися, потере авторитета в их глазах, а следовательно, и возможности оказывать на них свое влияние. Поэтому можно сделать вывод, что в реальных условиях результаты педагогической деятельности зачастую являются производными личности педагога. Что соответствует одному из основных постулатов педагогики: специфика педагогической деятельности заключается в развитии личности учащихся посредством личности учителя.
Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода в образовании при оценке компетентности преподавателя вуза необходимо делать акцент прежде всего на активности личности, на готовности к постоянному профессиональному росту, на сформированности его индивидуальной профессиональной позиции как преподавателя.
Литература
1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокрови-
ще. ШЕБСО, 1996.
2. См.: Зимняя И.А. Ключевые компетенции -
новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре
модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
4. Медведев В.Е., Татур Ю.Г. Подготовка
преподавателя высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 46-56.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личнос-
ти преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
6. Витвицкая Л.А. Организация взаимодей-
ствия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 93-96.
7. Кох М.Н. Личностные особенности при-
нятия педагогом ответственности: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2009.
KOH M.N. TO THE PROBLEM OF UNIVERSITY TEACHER’S COMPETENCE ASSESSMENT
The article focuses on the specifics of university teacher’s activities in conditions of competence-based approach realization. The modern teacher should perform a lot of pedagogical functions, that’s why an appropriate criterion for his competence assessment will be his preparedness for continual professional development and a firm professional position.
Key words: competence assessment of university teacher, result of pedagogical activity, professional development, teacher’s professional position.
Становление
Е.В. МЕДВЕДЕВА, к. психол. наук, субъектности студента
ст. преподаватель в образовательном
процессе вуза
В статье с системных позиций рассматривается организация процесса становления субъектности студентов в образовательном процессе вуза, которая способна обеспечить органичное сочетание обучения и воспитания как основы личностно-профессионального развития студента.
Ключевые слова: субъектность, личность студента, образовательный процесс, становление субъектности, развитие, обучение, воспитание.
В современных условиях подготовка центральных задач вузов. Поэтому сегод-
специалистов с высоким уровнем профес- ня важно выявить содержательные и про-
сиональной компетентности, способных к цессуальные аспекты образовательного
непрерывному самосовершенствованию, процесса в высшей профессиональной шко-
постоянному пополнению и расширению ле, которые могут способствовать решению
спектра своих знаний и умений, т.е. способ- поставленных задач. Очевидно, что в про-
ных учиться всю жизнь, является одной из фессиональном образовании на смену иде-