помогает перейти обучающемуся от усвоения готовых знаний в процессе учебных занятий к самообразовательной деятельности с учетом его особенностей и возможностей, дает возможность развивать свою индивидуальность, развивать умения добывать и обновлять свои знания путем самообразования.
Список литературы
1. Гилязова, Д.Р. Развитие альтернативного образования в странах Британского содружества (XX в.): дис. ... канд.пед.наук. Казань, 2009.
T.G. Makuseva
ON THE QUESTION OF EDUCATIONAL SYSTEM UPGRADING: AN INDIVIDUALLY ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS
The alternative self-education systems as one of the ways of modern educational system upgrading are considered in the article. The author suggested the concept of alternative education upon which the model of alternative self-education system is scientifically based and the innovative technology of its application in the "school-university" system is developed.
Key words: alternative education, alternative self-education system, cultural science approach, attendant education, an individually oriented educational process
Получено 15.05.2012
УДК 378.091.2
А.В. Миронова, канд. пед. наук, ст. преподаватель, 8-910-947-06-69, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
Рассмотрена необходимость и эффективность перехода российского образования на компетентностный подход. Профессиональное саморазвитие должно быть направлено на постоянное вырабатывание уверенности личности в себе, в своих силах, положительной мотивации на успех в любом виде деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное саморазвитие, современный, специалист.
Внедрение новой модели профессионального образования является одним из важнейших условий перспективного развития страны. Инновация в российском образовании - реализация компетентностного подхода, который проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Использование компе-тентностного подхода диктуется требованиями современных поколений ГОСТов, стандартами третьего поколения, образовательных программ и
повышением ответственности за качество предоставляемых образовательных услуг населению. Категориальная база компетентностного подхода связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень знаний и навыков обучающихся, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт ценностного отношения). В связи с этим понятие «профессионализм», под которым традиционно понимается узкая направленность на специализацию, заменяется понятием «компетентность» [7]. Отличие компетентностного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен реализовать их в работе. По мнению В. А. Болотова, «компетентностный подход - обобщенное условие способности человека действовать за пределами учебных способов и учебных ситуаций» [1].
Термины «компетентность» и «компетенция» стали широко использоваться многими исследователями в конце XX века. В современной научной литературе имеются различные подходы к определению этих понятий, а также перечень ключевых компетенций, которыми должен владеть специалист. Однозначных определений «компетентность» и «компетенция» нет. Как показывает анализ работ понятие «компетентность» часто отождествляется с понятием «компетенция». Зачастую эти понятия используются без должного изучения их истинного значения и содержания. Характеристики (судя по контексту), присущие «компетентности», приписываются «компетенции», понятия меняются местами, приводятся их необоснованные структуры и классификации.
Ориентированное на создание компетенций образование, получившее название «competence-based education», начало формироваться только в 60-е годы в Америке в общем контексте предложенного Н. Хо-мским (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно непосредственно к теории языка. До этого момента понятия «компетентность» и «компетенция» воспринимались под любым углом за исключением трактовки через педагогическую призму процесса образования. В историческом плане в развитии данного явления в образовательном процессе выделяют несколько этапов становления.
Самой распространенной теорией, которой придерживается большинство научных деятелей, является выделение трех этапов становления компетентностного подхода в образовании.
Первый этап - 1960-1970 гг. - является официальным началом компе-тентностного подхода и характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция» (Н. Хомский, Р. Уайт). Одновременно создавались предпосылки размежевания понятий «компетентность» и «компетенция». С этого времени в русле трансформационной грамматики и теории обуче-
ния языкам начинается исследование различных видов языковой компетенции и ввод понятия «коммуникативная компетентность».
Второй этап - 1970-1990 гг. - заключается в проникновении понятий «компетентность» и «компетенция» в образовательное пространство и характеризуется использованием понятий «компетентность» и «компетенция» в теории и практике овладения языком (особенно не родным). Также понятия нашли отражение в достижении профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, общении. В понятийном аппарате разрабатывается содержание понятия «социальные компетентности и компетенции». Исследователи и в мире, и в России начинают не только классифицировать компетентности (компетенции), выделяя от трех до тридцати семи видов (Дж. Равен), но и строить образовательную деятельность, имея в виду их формирование как конечный результат этого процесса [5].
Третий, современный этап развития competence-based education (компетентностного подхода в образовании), характеризуется тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века Ж. Делор, сформулировал «четыре столпа», на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», этим, по сути, были определены новые глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит: «научиться делать с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [2].
В русле Болонского процесса подход к результату образования как возможной основе формирования общего понимания содержания квалификаций и степеней стал определяющим. В одной из наиболее известных программ, в которой участвуют университеты всех стран Евросоюза, а именно в проекте «Надстройка образовательных структур» приоритетным направлением совместных усилий названо определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов (уровней) обучения, под которыми имеются в виду ученые степени бакалавра и магистра.
Компетентную личность характеризуют знания «основ наук» и умения, с ними связанные, навыки, необходимые для выполнения психомоторных функций, профессиональных ролей, когнитивной и аффективной деятельности, межличностного общения. В целом ученые относят компетентность больше к общей характеристике индивида, а не связывают ее с разрозненными умениями.
Большинство авторов, рассматривая в своих теориях проблему компетентности, отмечают, что молодому специалисту на пути профессио-
нального становления требуется эмоциональная стабильность, моральная устойчивость, творческая сообразительность. Природа компетентности многообразна, но она такова, что может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т.е. при условии глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
В работах А.К. Марковой в общем контексте профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности - специалиста в той или иной области профессиональной деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Говорить о профессиональной компетентности можно лишь при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированности внутреннего мира личности [3]. Профессиональная компетентность - это индивидуальная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии; как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Таким образом, можно заключить, что феномен профессиональной компетентности проявляется в сложном, взаимообусловленном многообразии видов и компонентов, является средством, обеспечивающим сознательное решение профессиональных задач, одним из условий становления личности.
На основе анализа научной литературы мы сочли возможным выделить два подхода в определении терминов «компетентность» и «компетенция». Первый подход характеризуется разграничением этих двух понятий. Компетентность трактуется как более широкое понятие, общая характеристика личности, включающая в себя ряд ключевых компетенций. Компетентность здесь некая открытая система знаний, действующая и пополняющаяся в процессе решения профессиональных и личностных задач. При втором подходе авторы не проводят строгого разделения понятий «компетентность» и «компетенция». Зачастую они используются как синонимы при определении содержания и классификации компетентности (компетенции).
В документах по модернизации общего образования пока нет четкой позиции по поводу того, какой термин следует использовать: компетентность или компетенция, так как термин competence имеет иностранное происхождение, и его трактовка часто зависит от перевода.
В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, специалист создает новое в своей профессии - технологию, метод, прием, самостоятельно принимает решение и несет за него ответственность.
Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей к компетентностной модели выпускника образовательного учреждения как среднего профессионального, так и высшего образования включают признаки готовности к выполнению основных видов и задач профессии. Отличительная черта компетентностного подхода в отличие от знаниевой парадигмы - практикоориентированность, выраженная в единстве знаний, умений, личностных качеств для выполнения всех видов профессиональной и социальной деятельности в изменяющихся условиях.
Сегодня востребованными являются не просто специалисты, а профессионалы. Эти два понятия различаются в профессиологии.
Специалист - работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками.
Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. От специалиста профессионал отличается следующим.
Во-первых, он является субъектом профессиональной деятельности, а не носителем совокупности знаний и конкретной деятельности.
Во-вторых, профессионал ориентирован на развитие собственных профессиональных и личностных способностей, а не только на знания, умения и навыки.
В-третьих, он готов практически решать проблемы, возникающие в знакомых и новых ситуациях, строя стратегии своего профессионального развития.
Профессионал как субъект труда, в отличие от исполнителя, сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия их реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию.
Современному обществу и производству требуются именно профессионалы. Задача подготовки профессионалов для основных сфер деятельности в современной социокультурной ситуации приобретает особую актуальность.
Формирование способности к профессиональному образованию на протяжении всей жизни является единственным способом вооружить людей знаниями, умениями и навыками, успевающими за быстротечной сменой технологий. Подготовку такого специалиста может обеспечить только высшее учебное заведение, где на основе компетентностного подхода большое внимание уделяется не только формированию профессиональных знаний и умений, но и психолого-педагогической подготовки студентов к работе в постоянно меняющихся условиях, в острой конкурентной борьбе.
Таким образом, компетентностный подход - это проектное, модульное, интерактивное, контекстное обучение с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий), которое позволяет формировать профессионально значимые и социально необходимые личностные качества - компетенции. Среди них - культура системного мышления, культура организации поведения, коммуникативная культура, стремление к самообразованию и саморазвитию. Эти качества способствуют успешному трудоустройству, а в дальнейшем - профессионально-личностному росту выпускников. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что ком-петентностный подход - это подход, при котором результаты образования остаются значимыми за пределами системы образования.
Непрестанный рост потребности в обновлении знаний, в переориентации и переподготовке приводит к такому фундаментальному изменению в профессиональном образовании, каким является непрерывное образование, обучение на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. Непрерывное образование - насущная потребность каждого человека. Оно включает в себя:
- охват образованием всей жизни человека;
- понимание образовательной системы как целостной, объединяющей и интегрирующей все его уровни и формы;
- акцент на самоуправление, самообразование и самовоспитание, самооценку;
- совершенствование умения учиться;
- стимулирование мотивации к учебе;
- познание и развитие собственной системы ценностей;
- поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного и профессионального развития [6].
Следовательно, педагогическая концепция непрерывной системы образования должна быть направлена на:
- создание образовательных программ, обеспечивающих благоприятные условия для интенсивного усвоения нового содержания информационного пространства;
- формирование профессионально важных качеств и свойств специалиста;
- разработку новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов и приемов обучения и воспитания;
- проведение учебно-воспитательного процесса с использованием новых технологий обучения.
Становится очевидным, что эффективная деятельность любой сферы невозможна без непрерывного профессионального саморазвития, спо-
собствующего формированию значимых профессиональных компетенций специалистов в новых, постоянно изменяющихся условиях.
Проблема формирования готовности студентов к саморазвитию, обучению на протяжении всей жизни занимает особое место в профессиональном образовании. Необходимо не просто стимулировать процесс обучения, но вместе со студентами искать новые пути и возможности становления их профессионального развития в стенах вуза. Нужна новая парадигма образования: возможность вовлечения каждого в познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, применения им знаний на практике.
Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанная на компетенциях, позволяет оперативно обновлять и изменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологии, организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентноспособном уровне, предоставляя возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося [4]. Следовательно, эффективность перехода российского образования на компетентностный подход наблюдается в изменении целей, содержания, технологий обучения, системы оценивания и критериальной базы. Ориентация на компетентность становится основной инновацией современного образования, направленной на профессиональное саморазвитие личности.
В современных быстро меняющихся социально-экономических условиях недостаточно быть просто грамотным специалистом, необходимо уметь самостоятельно моделировать предстоящую профессиональную деятельность, проектировать перспективы своего жизненного пути, быть готовым к систематической коррекции своей профессиональной деятельности в зависимости от развития производства и совершенствования технологий. Следовательно, профессиональное саморазвитие становится возможным только при опоре на компетентностный подход и личностно-ориентированный характер образования.
Вызванная глобализацией, тенденция соответствия имеющимся международным стандартам требует от специалиста готовности к постоянному обновлению профессиональных знаний. Он рассматривается как целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности.
Эта целостность обретается в процессах становления и развития. И не просто в развитии вообще, а в саморазвитии - как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способности превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования.
Профессиональное саморазвитие в данном контексте рассматривается не только как разновидность практики, целью которой является ознаком-
ление студентов с различными профессиональными методами и организационными структурами и получение общего представления о профессиональной деятельности. Под профессиональным саморазвитием мы понимаем движение от уровня квалификации, позволяющего выполнять действия по достижению целей, поставленных извне, к уровню построения своей профессиональной деятельности и к профессионализму, когда субъект способен организовывать различные виды собственной деятельности в соответствии с конкретной ситуацией.
Саморазвитие начинается в тот момент, когда человек принимает решение о том, что ему необходимо совершенствоваться. Это решение -ключевой момент саморазвития, так как несомненно, тогда человек может сам контролировать этот процесс. В процессе саморазвития меняются не только условия деятельности специалиста, но и сам человек (его установки, потребности, мотивации, приоритеты). Поэтому основой компетентностно-го подхода в профессиональном образовании является ценность саморазвития, самообразования и самопроектирования личности студента.
Особую значимость в практике современного профессионального образования приобретают методы работы, которые стимулируют самостоятельное творчество студентов. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. предусматривается значительное повышение роли самостоятельной учебной работы студентов и существенное улучшение руководства ею, обеспечение методической помощи и контроля в выполнении самостоятельных заданий, уменьшение нагрузки студентов обязательными аудиторными занятиями.
Система высшего профессионального образования России призвана обеспечить условия для выращивания новой формации высокообразованных профессионалов, способных реализовать устойчивое, динамическое развитие экономики на основе высоких образовательных и наукоемких технологий, специалистов, для которых установка на саморазвитие, профессиональное мастерство является приоритетной стратегией их жизнедеятельности.
Анализ существующей системы профессионального образования позволил сделать вывод о том, что приоритетность компетентностного подхода к подготовке специалистов актуализирует проблему профессионального саморазвития студентов. Под профессиональным саморазвитием понимается процесс осознанного целенаправленного развития себя как профессионала, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, обеспечивающих развитие компетентности, направленной на эффективную профессиональную деятельность.
Значимость саморазвития личности определяется ее регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действи-
тельности. В его сферу включается также отношение к себе как к субъекту социальных отношений и как личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях. Известно, что человек, выбирающий профессию самостоятельно, на основе сформировавшейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстрее и легче адаптируется к условиям работы, испытывает удовлетворенность своей деятельностью. В этой связи проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы.
Профессиональное саморазвитие будущего специалиста представляет собой многоуровневый процесс формирования и развития способностей, профессионально значимых качеств личности и опыта профессиональной деятельности, характеризующих субъективные и объективные критерии профессионального роста.
В современной социокультурной ситуации перед образованием поставлена цель подготовить творческого специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию. Ее решение все чаще связывается с развитием личностных качеств будущего специалиста, его практических умений для самостоятельного эффективного выполнения профессиональной деятельности. Все это определяет задачи, которые необходимо решить в образовательном процессе вуза, включающие подготовку специалиста, владеющего профессиональными знаниями, а также умениями приобретать их в рационально организованной самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие в ней. Сегодня, когда изменяется парадигма учебного процесса, субъектом образования должна стать личность, способная к саморазвитию, умеющая ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном социально-экономическом пространстве.
Чаще всего проблема саморазвития включается в общий круг проблем саморегуляции личности или в круг вопросов самовоспитания и готовности к профессиональному саморазвитию. Однако в целом эффективная система профессионального саморазвития студента остается делом будущего педагогики высшей школы.
Список литературы
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. 2003. № 10.
2. Делор Ж. Образование - сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 // Университетская книга. 1997.№ 4.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. С 56-60.
4.Михайлютина М.И. Тенденции развития среднего профессионального образования на современном этапе. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы». Красноярск, 2010. С. 128-129.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М., 2002. С 47-49.
6. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2000. С. 98-112.
7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
A.V. Mironova
PROVEMENT OF THE COMPETENCE METHOD TO THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT
The article considers the necessity and effectiveness of transition of Russian education to competence method. Professional self-development must be directed to working out self-confidence, assurance in person's abilities, positive motivation to success in any kind of activity.
Key words: competence method, professional self-development, modern, specialist.
Получено 15.05.2012
УДК 378.016: 330.01
Н.П. Подлавильчева, ст. преподаватель, 8-920-755-24-33, [email protected] ( Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ)
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Рассматриваются критерии оценки компетенций при различных формах проведения занятий.
Ключевые слова: компетенции, оценка результатов деятельности, критерии, уровни, качество оценки.
Принятие Россией Болонской декларации и создание национальной структуры квалификаций подразумевает сопоставимость и сравнимость соответствующих дипломов ступеней высшего образования по набору определенного количества «кредитов» или зачетных единиц студента выбранного профиля обучения и учебных заведений как результата квалификационной подготовки, что дает возможность дальнейшего совершенствования компетенций.
Переход на компетентностный подход в рамках высшего профессионального образования предусматривает помимо выделения компе-