Научная статья на тему 'Компетентностная модель и личностные качества преподавателя высшей школы'

Компетентностная модель и личностные качества преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА МОДЕЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MODEL''S STRUCTURE / HIGHER SCHOOL LECTURER / STUDENT / SUBJECT OF INTERACTION / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED MODEL / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONALISM / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна, Захожая Татьяна Михайловна

В статье представлены авторские позиции относительно оснований построения компетентностной модели современного преподавателя высшей школы, её структуры. Обоснованы основные личностные качества преподавателя, которые являются естественным дополнением названной модели и оказывают существенное влияние на результативность деятельности всех субъектов образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна, Захожая Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE-BASED MODEL AND PERSONAL QUALITIES OF A HIGHER SCHOOL LECTURER

The article deals with the authors' viewpoint with reference to the reasons of forming up a competence-based model of a higher school lecturer and describing its structure. The essential personal qualities of a lecturer are validated and its significant impact on achieving both greater efficiency and gains in educational process at the university is proved.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель и личностные качества преподавателя высшей школы»

ББК 74р.30 YAK 378.1

Н.Н. СТАВРИНОВА, Т.М. ЗАХОЖАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

N.N. STAVRINOVA, T.M. ZAKHOZHAYA

THE COMPETENCE-BASED MODEL

AND PERSONAL QUALITIES OF A HIGHER SCHOOL LECTURER

В статье представлены авторские позиции относительно оснований построения компетентностной модели современного преподавателя высшей школы, её структуры. Обоснованы основные личностные качества преподавателя, которые являются естественным дополнением названной модели и оказывают существенное влияние на результативность деятельности всех субъектов образовательного процесса в вузе.

The article deals with the authors' viewpoint with reference to the reasons of forming up a competence-based model of a higher school lecturer and describing its structure. The essential personal qualities of a lecturer are validated and its significant impact on achieving both greater efficiency and gains in educational process at the university is proved.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, студент, субъект взаимодействия, компетентность, компетентностная модель, структура модели, личностные качества, профессионализм, гражданская позиция, социальная активность.

Key words: higher school lecturer, student, subject of interaction, competence, competence-based model, model's structure, personal qualities, professionalism, citizenship.

Трудно спорить с тем, что мы живём в постоянно меняющемся мире. Единственная его постоянная величина - изменчивость. Неизбежно меняется высшая школа, вся система образования. Хотим мы или нет, меняется все: цели образования, ценности, общество, люди. Независимо от того, ставят ли они себе такую задачу. Процесс объективный, и начался не сегодня. Поэтому вполне очевидно, что на данный момент преподаватель вуза уже изменился по сравнению с прошлым веком. О том, что он был плохой или, наоборот, с него надо брать пример, мы не будем рассуждать в рамках данной статьи. Вопрос только в том, как преподавателю нынешней высшей школы успеть за стремительно меняющимся обществом, преобразованиями в экономике, как соответствовать новым требованиям и ожиданиям?

Вступление России в мировое образовательное пространство поставило целый ряд новых задач перед высшей школой, решение которых требует высокого профессионализма преподавателей, создания условий для успешной профессиональной подготовки студентов. Происходящее в нашей стране реформирование системы высшего образования нацелено на повышение его качества. Именно последнее, как известно, зависит от многих взаимосвязанных факторов и, прежде всего, от уровня профессиональной деятельности и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, личностных особенностей педагогов. Ведь изменение целей, содержания, технологий обучения в высшей школе вызывает необходимость постановки задачи обеспечения более полного, личностно и социально интегрированного результата. На сегодняшний день в качестве общей основы такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования и профессиональной деятельности в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных, деятельностных составляющих и определено понятие «компетентность/компетенция». Основная направленность компе-тентностного подхода в образовании заключается в обеспечении личност-

ного развития, в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, то есть компетентностная парадигма является новой методологической основой высшего образования.

Включение России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учётом мировых тенденций [1; 3; 5], послужили стимулом к разработке, обсуждению и реализации ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения, основанного на положениях компетентностного подхода. В свою очередь, введение названного стандарта, изменение целей высшего образования требует от преподавателя вуза освоения новых управленческих функций, содержания деятельности, актуальных, активизирующих всех субъектов образовательного процесса форм и технологий.

При этом, анализируя особенности социокультурных изменений, происходящих в обществе, состояние системы высшего профессионального образования, приходится с сожалением констатировать, что в высшей школе всё ещё сохраняется устаревший взгляд на педагогическую профессию, в частности на деятельность преподавателя высшей школы, в котором видят, как и прежде, преподавателя-предметника, ориентированного на знаниевую модель образования. Но инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню образованности выпускника вуза, но и уровню профессиональной квалификации и компетентности современного преподавателя, его профессионально-значимым личностным качествам, поэтому оставаться на таких позициях уже недопустимо.

Термин «компетентность» в последнее время весьма интенсивно используется в международной практике, гуманитарных, социальных науках. Компетентность как феномен широко изучается в рамках аксиологического, деятельностного, системного подходов. Руководствуясь положениями деятельностного подхода, мы взяли за основу определение компетенции, предложенное В.С. Лазаревым, который рассматривает её как функциональную систему психики, обеспечивающую человеку способность решать задачи определённого типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Компетенция, по мнению учёного, - это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий. Сформированная компетенция означает наличие у субъекта соответствующей функциональной системы психики как целостного, интегративного образования [6, с. 11].

На сегодняшний день практически на всех уровнях обозначены критерии, позволяющие определять и оценивать качество подготовки специалистов в вузах с акцентированием качества профессиональных образовательных программ [4, с. 34]. Однако в ходе теоретического анализа выявлено, что на данный момент большая часть публикаций по реализации компетентност-ного подхода в российских вузах посвящена развитию профессиональных (специальных) компетенций студентов. Однако и в документах международных организаций, и в отечественных законодательных и нормативных актах по вопросам высшего профессионального образования отмечается ключевая роль преподавательских кадров в образовательном процессе. Вполне очевидно, что постановка вопросов о структуре и содержании профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава вузов, способного обеспечить формирование необходимых компетенций у студентов, о создании реальной компетентностной модели преподавателя высшей школы не просто своевременна, но и крайне актуальна.

Результаты исследований А.А. Дульзон и О.М. Васильевой показали, что длительная практика использования компетентностного подхода службами развития персонала за рубежом демонстрирует эффективность этого

инструмента в повышении конкурентоспособности компаний в реальном секторе экономики, обеспечивает их развитие. Уже сложился и успешно функционирует рынок услуг по разработке моделей компетенций под конкретных заказчиков. На этом фоне ведутся давние и активные дискуссии о плюсах и минусах применения компетентностного подхода для системы образования, прежде всего высшего [4, с. 37].

«Мода» на компетенции без анализа реальных потребностей конкретного вуза приведёт к тому, что модели будут создаваться просто ради самих моделей, без дальнейшего их использования. Поэтому для нас было очень важно с самого начала работы по созданию компетентностной модели преподавателя высшей школы определить цели, под которые разрабатывается модель. Нами было выделено несколько таких целей.

1. Создание «идеального образа преподавателя СурГПУ» для повышения результативности взаимодействия администрации вуза и его структурных подразделений с профессорско-преподавательским составом.

Актуальность разработки идеального образа преподавателя может быть подтверждена тем фактом, что по результатам наблюдений проректоров, деканов, заведующих кафедрами часть преподавателей вуза по личностным, гражданским и профессиональным качествам не готовы результативно выполнять ту работу, которая от них требуется для обеспечения качественной подготовки специалистов в инновационном вузе. Компетентностная модель преподавателя высшей школы позволит обеим сторонам руководствоваться одними критериями и показателями («говорить на одном языке») и наглядно довести до сведения кандидатов на преподавательские должности в вузе необходимые компетенции и желательные профессионально-значимые личностные качества.

2. Создание инструмента для более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.

3. Обеспечение обоснованности формирования кафедральных и индивидуальных планов развития преподавательского состава на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем сформированности компетентности.

4. Повышение имиджа СурГПУ: университет получит реальный инструмент, позволяющий наглядно показать работодателям, педагогическому сообществу в целом, какие компетенции выпускников вуз стремится обеспечить и какие соответствующие требования вуз предъявляет к своему профессорско-преподавательскому составу.

Анализируя цели и структуру различных моделей [1; 2; 3; 4], мы пришли к выводу, что компетентностная модель преподавателя высшей школы должна быть ориентирована на основные виды деятельности, ключевые роли преподавателя высшей школы и комплекс актуальных на сегодняшний день профессиональных задач. По нашему мнению, у претендента на должность преподавателя вуза должны быть хорошо сформированы способности выступать субъектом как минимум пяти видов деятельности: специальной предметной (преподавательской, которую мы условно подразделили на учебную, учебно-методическую, воспитательную), инновационной, научно-исследовательской, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждой из них должны ставиться и решаться определённые типы профессиональных задач, а значит, выполняться соответствующие действия. На основании сказанного, наша компетентностная модель представляет собой достаточно полный ранжированный набор ключевых знаний (когнитивный компонент), умений (ориентировочный и операциональный компоненты), опыта и других характеристик, которые необходимы преподавателю высшей школы для решения комплекса профессиональных задач, достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности в вузе. Состав компетенций в нашей модели представляет собой не набор частных знаний, умений и

опыта, а является целостным единством, обеспечивающим преподавателю вуза способность творчески включаться во все виды трудовой деятельности в качестве её субъекта и решать профессиональные задачи разного уровня. Следует уточнить, что определить ключевые компетенции преподавателя высшей школы можно только относительно конкретной образовательной системы, в которой он работает или будет работать. Любая система накладывает свои ограничения на осуществляемую в ней деятельность. Поэтому при разработке модели нами не рассматривались компетенции, которые необходимы преподавателю вуза для реализации его деятельности в традиционной образовательной системе, ориентиром для нас был инновационный вуз.

Следует уточнить, что в зависимости от конкретных целей, особенностей образовательной системы вуза структура и степень детализации компе-тентностной модели преподавателя высшей школы может различаться. Для нас актуален верхний уровень компетенции, который для любого человека обычно представляется тремя группами интегральных компетенций: компетенциями, характеризующими личностные качества человека (личность), компетенциями, характеризующими его коммуникативные качества (взаимодействие), и компетенциями, характеризующими деятельность человека безотносительно к виду и уровню сложности этой деятельности (действие). В данной статье мы остановимся на характеристике только одной группы интегральных компетенций: компетенций, характеризующих личностные качества человека (личность). Поэтому, определившись со структурой компетент-ностной модели, мы не могли оставить без внимания вопрос о значимых для современного преподавателя высшей школы профессиональных и личностных качествах, которые, на наш взгляд, являются естественным дополнением модели и важным ориентиром при отборе преподавателей.

Как известно, педагогическая профессия - одна из древнейших, в ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к её носителям новые требования. А преподаватели высшей школы, как уже сказано, являются одной из главных социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены чрезвычайно важные задачи. Создавая компетентностную модель преподавателя вуза, мы пришли к выводу, что его профессиональная компетентность, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, ещё не гарантирует успех в решении многих задач педагогической деятельности в высшей школе. Педагогические способности преподавателя, культура общения, личностные качества выступают важным и значимым дополнением к создаваемой нами компетентностной модели. Ведь в реальном образовательном процессе высшего учебного заведения профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности преподавателя, они не могут рассматриваться обособленно.

В процессе разработки компетентностной модели возникла объективная необходимость соотнесения выделенных нами компонентов профессиональной компетентности преподавателя высшей школы с новыми требования к нему, которые диктуют время, особенности и социальная значимость профессии. Вполне естественно, что с сегодняшних позиций достаточно легко говорить об образе идеального преподавателя вуза XIX века, первой половины XX века, преподавателя советского вуза... Можно проверить, как они соответствовали времени и задачам, которые перед ними ставились. Другое дело -преподаватель высшей школы XXI века. Это, пожалуй, в первую очередь, вопрос не к самим педагогам, а к экспертному сообществу, студентам, родительской общественности. Тем не менее, мы всё-таки постараемся раскрыть этот вопрос в статье, обозначить свой взгляд на дискуссионный аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза - его личностные качества.

Требования к личности учителя, преподавателя можно найти в трудах практически каждого выдающегося философа, просветителя, педагога. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что лучшие представители отечественной высшей школы своим примером, силой своей личности воспитывали в молодых людях замечательные традиции трудолюбия и уважения к науке, учили терпеливо и настойчиво преодолевать трудности на пути к достижению учёного звания, прививали академичность и интеллигентность.

Сегодня уже достаточно убедительно доказано, что практическая деятельность человека, к которой отнесена и деятельность преподавателя вуза, лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина её - искусство, профессиональное творчество. Поэтому одно из главных требований к преподавателю - наличие педагогических способностей, которые можно рассматривать как качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе, связанной с обучением, воспитанием, развитием других людей. Наличие названных способностей у преподавателя высшей школы крайне важно в решении современных задач профессиональной деятельности, которая отличается многогранностью и многоаспектностью.

Как известно, в вузе студента к будущей профессиональной деятельности готовит не один преподаватель, а целая команда педагогов-профессионалов. Поэтому «современный преподаватель» - прежде всего, собирательный образ, группа, коллектив, куда входят как преподаватели предметных кафедр, так и преподаватели общевузовских кафедр, сотрудники научных и учебных лабораторий, представители администрации и другие специалисты. Именно они реализуют образовательную программу специальности в конкретной академической группе. А это означает, что каждый преподаватель должен быть индивидуальностью, иметь свой голос, собственную позицию в коллективной дискуссии по реализации профессиональной образовательной программы, а также вносить вклад в реализацию общей цели подготовки студента к решению современных задач в сфере избранной им профессиональной деятельности.

Перечислять личностные характеристики современного преподавателя высшей школы нет смысла, этому посвящена масса публикаций и мнения различных авторов достаточно противоречивы. Тем не менее, считаем необходимым обозначить одинаковые во все времена нравственные ориентиры: доброта (она сегодня особенно в дефиците), гуманность, трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, справедливость, объективность, настойчивость. Не теряют своей актуальности для высшей школы сегодня и такие качества, как выдержка, ответственность, организованность, общая эрудиция, научная увлечённость, профессиональные интересы, любовь к педагогической деятельности, студентам и коллегам, гражданственность, социальная активность. Неотъемлемым от личности современного вузовского преподавателя является и то, что называется, возможно, и старомодными словами - «интеллигентность» и «порядочность». Преподаватель сможет сформировать эти качества у студентов, только обладая ими. Нельзя воспитать порядочность, не будучи самому порядочным...

Сегодня особую роль приобретают человеческие качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками благоприятных отношений со всеми субъектами образовательного процесса: человечность, терпимость, честность, справедливость, обязательность, объективность, доброжелательность, интерес к жизни обучающихся, эмоциональная уравновешенность и отзывчивость, самокритичность, сдержанность, толерантность, эмпатия. Но, при всей их актуальности, преподаватель должен быть и требовательным, это важное условие результативности его деятельности. Нейтрализовать сильное напряжение, присущее любому педагогическому процессу, преподавателю всегда поможет тонкое чувство юмора. Особую актуальность для преподавателя высшей школы сегодня приобретает профессиональный

такт - это соблюдение чувства меры в общении со всеми субъектами образовательного процесса, это концентрированное выражение ума, общей культуры, это и умение строить взаимодействие со студентами с позиции старшего партнёра, консультанта, помощника, тьютора... Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности обучающегося. Однако изучение статистических данных о динамике отчисления студентов в современных вузах показало, что педагогическая требовательность не всегда трактуется преподавателями однозначно, не во всех случаях сочетается с уважительным отношением к студентам. Но это уже тема другого исследования.

Преподавателю высшей школы необходимо все время помнить, что каждый студент - это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности студентов, если в группе тридцать человек, а на потоке - двести, но необходимо к этому стремиться. Поэтому очень важная и совершенно обязательная вещь - презумпция природного ума студента. Недопустимо, когда преподаватель заранее уверен, что студент глупее его. Дальнейшая совместная работа покажет, кто умён, а кто - не очень. Только считая своих студентов умными, способными, продвинутыми в разных сферах, можно раскрыть возможности тех, кому мешают сделать это особенности психологии или неудачный опыт учения.

Преданность своему призванию, своей профессии, делу, которому служит и вузу, в котором работает, отличают настоящего преподавателя, осознающего личную ответственность за решение поставленных перед ним задач. Эти качества важны ещё и потому, что их тиражирование среди студентов социально необходимо. Ведь помимо образовательных задач преподаватель ежедневно и в разных обстоятельствах решает множество задач воспитательного характера, результативность решения которых во многом зависит от его личностных качеств, потому что только личность может сформировать личность.

Завершая далеко не полный обзор личностных качеств преподавателя, хотелось уточнить, что в современном вузе он организатор, информатор, консультант, партнёр, фасилитатор, собеседник, наставник, мастер, художник, артист, оратор, дирижёр, единомышленник. И это далеко не полный перечень его профессиональных ролей, требующих самых разнообразных качеств. И всё же определяющим качеством для настоящего преподавателя высшей школы является сила его личности. Об этом образно сказал В.А. Сластёнин: «Личность преподавателя - это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно: личность воспитателя значит все в деле воспитания» [7, с. 106]. А ещё в XIX веке К.Д. Ушинский по этому поводу подметил: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [8, с. 160].

Завершая рассуждения о компетентностной модели преподавателя и его личностных качествах, следует отметить, что построить идеальную модель невозможно. Разрабатываемая нами компетентностная модель и определение желаемого арсенала личностных качеств преподавателя высшей школы, по сути, являются инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жёсткой нормы, замыкающей в некоторый перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность преподавателя. Однако наличие такого инструмента позволит достаточно результативно и оперативно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества в вузе, причём как на индивидуальном, так и на организационном уровне.

Меняются времена, меняются поколения, меняются цели высшей школы... Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своём развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса. Но очевидно и то, что преподавателю высшей школы

без стремления заглянуть вперёд, осознать стратегические пути развития нового поколения (в том числе и профессионального) невозможно развиваться и достигать поставленных целей. Все в этом мире взаимосвязано: прошлое, настоящее, будущее; культура, нравственные ценности, духовное наследие народов, экономика, политика, экология. Совершенно очевидно, что высшей школе невозможно отгородиться, изолироваться от экономических, социальных, образовательных проблем. Именно поэтому первая и, возможно, самая значимая задача для системы высшего профессионального образования - это создание условий для профессионального и личностного развития преподавателей, соответствующих вызовам эпохи. Разрабатываемая нами модель, комплекс обозначенных личностных характеристик преподавателя вполне могут выступать в качестве таких условий.

Литература

1. Акулова, О.В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве : метод. рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс [Текст] / О.В. Акулова, Н.А. Вершинина, О.Б. Даутова ; под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 175 с.

2. Арендачук, И.В. Профессиональные компетенции в структуре профессионализма преподавателей высшей школы [Текст] / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. - 2009. - № 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 4. - С. 63 - 68.

3. Грачев, В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.В. Грачев, О.А. Жукова, А.А. Орлов // Педагогика. - 2009. -№ 2. - С. 107 - 112.

4. Дульзон, А.А. Модель компетенций преподавателя вуза [Текст] / А.А. Дульзон, О.М. Васильева // Вестник Томского государственного технического университета. - 2010. - № 2. - С. 34 - 43.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

6. Принципы и процедуры определения требований к результатам инновационного образования на основе компетентностного подхода : метод. рекомендации [Текст] / сост. В.С. Лазарев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева. -М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 77 с.

7. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с.

8. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. [Текст] / под ред. А.М. Еголи-на. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 5. - 355 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.