ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
1 2 3
Романцов М.Г. , Мельникова И.Ю. , Демидик С.Н.
1Романцов Михаил Григорьевич - профессор, доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук;
2Мельникова Ирина Юрьевна - профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой, кафедра педиатрии и детской кардиологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
г. Санкт-Петербург;
3Демидик Светлана Николаевна - ассистент, кандидат медицинских наук, кафедра фтизиатрии и пульмонологии, Гродненский государственный медицинский университет, г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация: в статье обсуждается проблема компетентности преподавателя медицинского вуза, описана его профессиональная компетентность, представлены уровень профессионализма и модель компетенций в рамках профессионально -педагогической деятельности. Описаны результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью представления ими профессионального образа преподавателя медицинского вуза, представлен рейтинг профессионально-педагогических компетенций, которыми должен владеть преподаватель медицинского вуза, прошедший обучение и получивший диплом «преподавателя высшей школы». Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, профессионально-педагогический рейтинг преподавателя медицинского вуза.
В законодательных и нормативных актах по проблемам высшего образования отмечается ключевая роль преподавательских кадров в образовательном процессе. Очевидно, что вопрос о необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава вузов, способного обеспечить получение необходимых компетенций учащимися, не просто важен, но и крайне актуален [1, 2, 3].
Проблема компетентности преподавателя вуза активно исследуется, но на сегодняшний день нет единого определения понятия компетентности и окончательно не решен вопрос с перечнем компетенций. В высшем медицинском образовании проблема понимания сути компетентностного подхода находит свое воплощение, поскольку медицинское образование при оценке эффективности обучения опиралось на оценку знаний, умений и навыков, определяемых для различных врачебных специализаций.
Несмотря на понимание необходимости реформировать высшее образование, проблема и заключается как в понимании методологического характера компетентностного подхода, так и в осуществлении его практического внедрения (методы работы преподавателей, касающиеся построения образовательного процесса, оценки обучения и методов обеспечения качества образовательного процесса) [4, 5, 6, 7].
На рынке образовательных услуг одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения является уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза, определяющий качество подготовки будущих специалистов. Само понятие «профессиональная компетентность», его содержание, сущность и структура, сегодня еще не определены однозначно, не разработана система критериев определения сформированности
41
профессиональной компетентности преподавателя. Под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам. Составляющими профессиональной компетенции являются знания, умения, навыки, профессионально значимые личностные качества, в совокупности, обеспечивающие его способность успешно выполнять свою работу. Компетентный преподаватель непременно должен владеть научными знаниями в области преподаваемой дисциплины, он хороший методист, профессионально владеющий методами и методикой (образовательными технологиями), позволяющими ему представить учебный материал в виде системы познавательных задач, решение которых направленно на овладение содержания изучаемой дисциплины [8].
Профессиональная деятельность немыслима без критериев ее оценки с позиций компетентностного подхода и с использованием компетенций и профессионального опыта (способность, готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в ситуациях профессиональной деятельности) [9].
Развитие педагогического мастерства преподавателя вуза может быть охарактеризовано как последовательное восхождение на более высокие уровни профессионализма. Оценка этого качества могут быть выполнены в рамках четырехуровневой классификации педагогической деятельности преподавателя высшей школы [10]. Репродуктивный уровень - преподаватель сообщает знания, рассказывает то, что знает сам. Этот уровень свойственен людям, глубоко знающим свою дисциплину, но не имеющим необходимой педагогической квалификации (компетентности). Концептуальный уровень - преподаватель обладает широкой концептуальной подготовкой в виде знаний как минимум концепций смежных блоков, позволяющих профессионально конструировать интердисциплинарную систему знаний, которую должны освоить студенты. Продуктивный уровень, характеризующийся тем, что преподаватель обладает инвариантной над предметной подготовкой, обеспеченной системой психолого-педагогических знаний и умений их применять в деятельности. Это обеспечивает эффективную мотивацию студентов, позволяющую им быть субъектами формирования необходимой системы знаний. Интегративный уровень характеризуется тем, что преподаватель, владеющий высшей степенью продуктивного уровня, обладает техникой педагогического общения и соответствующими качествами личности. Будучи профессионально компетентным, он способен полноценно участвовать в коллективном процессе становления концептуального и социального интеллекта (интегративного стиля мышления и нравственных убеждений) студентов и аспирантов.
Применительно к профессионально-педагогической деятельности врача компетентность рассматривается в двух аспектах: в области лечебно -профилактической деятельности как специалиста и в области профессионально-педагогической деятельности как преподавателя. Врачи, которые являются преподавателями медицинского вуза, занимают особое место в системе высшей школы, так как специфика их деятельности обусловлена двумя профессиональными детерминантами - медицинской и педагогической практикой. Они испытывают трудности в анализе, осмыслении своей педагогической практики в использовании педагогических подходов к формированию процесса обучения, оценке качества медицинского образования. Решая задачу качества профессионального образования, осуществляя внедрение в образовательный процесс новых способов его оценки, следует принимать во внимание личностную и профессиональную готовность преподавателей вузов, а выражается она в качестве их компетентности и компетенций, реализующих инновационные подходы в вузе [11, 12].
Компетентностный подход интегрирует в себе сформированные у педагога высшей школы профессионально-педагогические способности, связанные с обучением и становлением профессиональной направленности обучаемых по специальности и развитием профессионально важных качеств личности педагога-врача [13].
42
Нами проведено анкетирование по тесту, предложенному Даутовой О.Б. и Тарховой А.В., врачей-педиатров [14]. В анкетировании приняло участие 102 учащихся. Исследование проведено конфиденциально, добровольно, получено согласие слушателей на анонимность.
Предложено два варианта задания: 1 - ответить на вопросы анкеты, позволяющие характеризовать профессиональный образ преподавателя медицинского вуза. Для этого необходимо оценить степень значимости профессиональных компетенций по четырехбалльной шкале и отметить вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует мнению учащихся об «идеальном» преподавателе вуза.
2 - предложено определить рейтинг профессиональных компетенций преподавателей (с учетом предлагаемых вопросов), выявить высоко значимые для учащихся педагогические компетенции, а также определить педагогические компетенции, требующие внимания и реализации в учебном процессе.
Профессиональный профиль преподавателей, включающий преподавательскую (учебно-педагогические компетенции), научно-исследовательскую деятельность и социально-профессиональные коммуникации представлен в таблице 1.
Таблица 1. Представление учащихся о преподавателе высшей школы
Компетенции Выраженность (в %) уровня компетенций
Низкий - 0-1 Средний - 2 Высокий - 3
Профессиональная компетентность (с учетом учебно-педагогических, научно-исследовательских и социально-профессиональных компетенций) 2.4 10.3 87.3
Низкий (0 - 1 балл) уровень компетенций определялся у 2.4% преподавателей, тогда как на высокий (3 балла) уровень компетенций указали 87.3% учащихся.
Таблица 2. Рейтинг компетенций, характеризующих профессиональную компетентность
преподавателя высшей школы
Рейтинг Компетенции Средний балл
1. Хорошо знает свой предмет. Обычно связывает теорию с практикой. Знакомит слушателей с новейшими материалами, касающимися данной дисциплины. Создает атмосферу взаимопонимания, диалога и сотрудничества. Доступно излагает материал. 3.0
2. Внимателен к вопросам, поднимаемых слушателями, и всегда отвечает на них. В начале изучения учебной дисциплины знакомит с требованиями относительно форм контроля знаний. Объективно оценивает знания и умения слушателей. 2.9
3. Эффективно распределяет аудиторное время; успевает рассмотреть все заявленные для изучения вопросы. Предлагает раздаточный информационно-аналитический материал по данной дисциплине 2.8
4. Поощряет слушателей высказывать собственные идеи и мнения. Предлагает для самостоятельной работы задания, способствующие реальному личностно-профессиональному росту. 2.6
5. Использует методы, которые активизируют учебную деятельность слушателей. Стремится заинтересовать слушателей аудиторной работой. При построении содержания учебной дисциплины учитывает контекст профессиональной деятельности слушателей 2.5
6. Акцентирует внимание слушателей на различных концепциях по изучаемой теме. Вовлекает слушателей в дискуссии и поощряет участие в них. Находит время для внеаудиторных занятий со слушателями 2.4
На основании опроса по среднебалльной оценке компетенций установлен их рейтинг, сгруппированный в 6 групп (табл. 2). Средний суммарный балл высоко оцениваемых педагогических компетенций колебался от 2.98 до 2.78 (табл. 3).
Таблица 3. Высоко оцениваемые учащимися педагогические компетенции преподавателя
медицинского вуза
Компетенции Средний балл оценки
ПК 1, 24 Хорошо знает свой предмет. Доступно излагает учебный материал 2.98
ПК 9, 16 Знакомит слушателей с новым материалом, касающимся изучаемой темы 2.90
ПК19 Создает атмосферу взаимопонимания, диалога и сотрудничества 2.82
ПК7 Эффективно распределяет аудиторное время, успевает рассмотреть все заявленные вопросы 2.80
ПК8 Обычно связывает теорию с практикой 2.78
Средний балл значимых для обучающихся педагогических компетенций колебался от 2.7 до 2.62 (табл. 4.)
Таблица 4. Значимые для обучающихся профессиональные компетенции преподавателя
Компетенции Средний балл оценки
ПК18 Объективно оценивает знания, умения, навыки слушателей 2.70
ПК2, 20, 23 Излагает учебный материал с использованием различных информационных средств, наглядных форм обучения 2.68
ПК6 Знает специфику обучения взрослых и с ее учетом представляет учебный материал 2.64
ПК11 Акцентирует внимание слушателей на новых концепциях по изучаемой теме 2.62
Таблица 5. Педагогические компетенции, на которые необходимо обратить внимание с целью их развития и требующие реализации в учебном процессе
Компетенции Средний балл оценки
ПК 3,5 Необходимость информирования слушателей по структуре и содержанию занятий, формах работы на занятиях 2.42-2.40
ПК 10, 12, 13, 14, 15, 17 Необходимость представления раздаточного материала по изучаемой теме, использовать методы, активизирующие учебную деятельность, вовлекать слушателей в дискуссии, диалоги, заинтересовать аудиторной работой, поощрять высказывать собственные идеи 2.44-2.38
ПК20 Находить и предлагать внеаудиторную деятельность 2.50
ПК21 Формировать личностно-профессиональный рост 2.54
ПК10 ПК21 Разработка информационно-аналитического материала по темам и представлением их слушателям; Разработка заданий для самостоятельной работы, способствующей личностно-профессиональному росту слушателей 2.0 1.9
Низкая балльная (колебания от 2.5 до 1.9 балла) оценка представлена в таблице 5. На эти педагогические компетенции необходимо обратить внимание, поскольку они
44
требуют своего развития и реализации в учебном процессе. Недостаток присутствия этих компетенций объясняется отсутствием у преподавателей (2.4%) профессиональной подготовки по направлению «преподаватель высшей школы».
Таким образом, 87.3% участников, участвующих в анкетировании преподавателей, высоко оценили педагогическую компетентность; установлен рейтинг профессионально-педагогических компетенций, которыми необходимо владеть преподавателю медицинского вуза, определены высоко значимые для преподавателя педагогические компетенции и перечень компетенций, которые требуют развития и реализации в образовательном процессе.
Модель компетенций [15] преподавателя является инструментом, который позволяет достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности, причем как на индивидуальном, так и на организационном уровне (табл. 6).
Таблица 6. Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной
деятельности
Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности
1. Профессионально-педагогические компетенции
1.1 Глубокое знание предмета
1.2 Знание последних мировых достижений по преподаваемой дисциплине
1.3 Владение проектным менеджментом
1.4 Владение основами педагогики
1.5 Знание основ психологии
1.6 Знание педагогических технологий
1.7 Владение педагогическими технологиями
1.8 Умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения для достижения поставленных педагогических целей
1.9 Способность находить и применять новые образовательные технологии
1.10 Умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов
1.11 Владение различными формами, методами и приемами пед. деятельности с учетом своих пед. способностей, специфики преподаваемой дисциплины и обучаемого контингента
2. Профессионально-личностные компетенции
2.1 Навыки сочетания требовательности с доброжелательностью
2.1 Умение разрешать конфликтные ситуации на занятиях
2.3 Владение речью
2.4 Умение владеть аудиторией
2.5 Способность к адекватной оценке целостности и эффективности учебного процесса и соответствия достигнутых результатов пед. деятельности планируемым
2.6 Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию со студентами (индивидуально-ориентированному и групповому), в т.ч. неформальному, способствующему достижению положительного результата учебно-педагогического процесса в целом
2.7 Гибкость, способность к импровизации
2.8 Способность формировать у студентов творческую сознательно-активную установку на будущую профессию, чувства гражданской и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности, развитие общей культуры, широкого кругозора и этики поведения
3. Владение методологией и методикой создания учебных, учебно-методических и др. материалов
3.1 Способность моделировать содержание учебного материала, форм и методов преподавания читаемых курсов с учетом их места и роли в общей программе подготовки специалистов, взаимосвязи с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью студентов
3.2 Умение формировать материал интересно
3.3 Умение отобрать основной материал
3.4 Умение структурировать материал
3.5 Умение составлять эффективные контролирующие материалы
3.6 Умение создавать учебные материалы по курсу
3.7 Умение создавать лабораторные материалы
4. Лекторское мастерство
4.1 Умение соизмерять содержание и объем материала и заданий с балансом времени студента, используемыми учебными материалами, ТСО, инф. технологиями, наглядными пособиями
4.2 Умение доводить материал до студентов
4.3 Умение правильно выбрать темп занятия
4.4 Умение выбирать и использовать средства информационной поддержки
4.5 Владение навыками планирования занятий
4.6 Умение формировать учебные планы и программы
5. Умения и навыки организации учебной аудиторной и внеаудиторной групповой и индивидуальной деятельности
5.1 Умение организовать дискуссию
5.2 Умение обеспечить эффективное участие студентов на занятии
5.3 Умение вовлекать студентов в научную работу
5.4 Умение проводить экзамены и зачеты
5.5 Владение навыками организации и проведения консультаций и др. форм индивидуальной работы со студентами
5.6 Умение проводить лабораторные занятия
5.7 Способность руководить дипломным и курсовым проектированием
5.8 Умение организовывать производственные практики
5.9 Умение организовывать самостоятельную работу студентов
6. Исследовательская деятельность
6.1 Готовность участвовать в исследовательских проектах
6.2 Умение разрабатывать нормативно-техническую документацию
6.3 Навыки публикаций материалов научной работы
6.4 Владение технологиями публичных выступлений (конференции и пр.)
6.5 Способность к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и педагогической деятельности
6.6 Умение находить источники финансирования научных исследований заказчиков конкретных научно- технических, научно-методических и др. профессионально важных разработок
Для реализации компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе необходимо обеспечить педагогическую подготовку преподавателям с использованием модели компетенций по направлению «преподаватель высшей школы» с целью повышения профессионализма обучаемых [13].
Список литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 26 декабря 2012 г.
2. Зенкевич Е.Р. Методическая поддержка преподавателей в оценке качества образования студентов / Е.Р. Зенкевич // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», 2013. 1. С. 116-119.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 26-20р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
4. Ильясова М.Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы / М.Д. Ильясова // Сибирский педагогический журнал, 2008. 3. С. 61-77.
5. Косое Ю.В. Методологические основы компетентностного подхода / Ю.В. Косов // Научные труды Северо-Западного института управления, 2011. 1. С. 27-32.
6. Романцое М.Г. Компетентностная модель обучения врачей-педиатров с учетом особенностей образовательного процесса / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова // Terra Medica, 2016. 3. С. 4-7.
7. Серякова С.Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы / С.Б. Серякова // Перспективы науки, 2011. № 10. С.314-316.
8. Зеер Э., Самаюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. № 4. С. 23-29.
9. Ефремов О.Ю. Развитие профессионально-педагогической деятельности: профессиональная компетентность педагога / О.Ю. Ефремов // Педагогика. М.: Издательство ПИТЕР, 2010. С. 22-23.
10. Гринкруг Л.С., Фишман Б.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития / под ред. Р.К. Сережниковой. Москва. Издательский дом АЕ, 2012. 316 с.
11. Ванчакова Н.П. Психология и педагогика: учебное пособие / Н.П. Ванчакова, И.В. Тельнок, В.А. Хадик. Санкт-Петербург: Издательство СПбГМУ им. И.И. Павлова, 2015. С. 121-123.
12. Митрофанова К.А. Понятие компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании / К.А. Митрофанова // Вестник ВГУ: проблемы высшего образования, 2016. 2. С. 63-68.
13. Русин Н.А. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя / Н.А. Русин, С.В. Алексеева // Медицина и образование в Сибири. Педагогические науки, 2008. 2. С. 1-4.
14. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода / под ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2014. 296 с.
15.Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2009. № 2. С. 29-37.
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Жарбулова С.Т.
Жарбулова Сауле Траровна - кандидат педагогических наук, профессор, Российская академия естествознания, кафедра русского языка и литературы, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос об использовании диалогического обучения в условиях нового подхода. Автор анализирует этапы организации диалогического обучения во время аудиторной работы. Организация личностно-деятельностной работы в процессе развития коммуникативных навыков способствует успешности рефлексии обучающихся.
Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, коммуникативная компетенция, диалогическое обучение, групповая работа, успешность.
Преподавание практического курса русского языка в казахской аудитории в системе многоуровневого профессионального образования характеризуется тем, что должен развивать у будущих специалистов профессионально коммуникативную компетенцию. Русский язык в казахской аудитории является одной из профилирующих дисциплин, которая способствует развитию личностно-деятельностных навыков культуры делового общения.