УДК 75
РОЛЬ ПЛЕНЭРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ THE ROLE OF PLAIN-AIR IN TEACHING
© И.В. Амелина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© IV. Amelina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье раскрываются цель, задачи учебной практики в условиях природы, роль пленэра в процессе получения профессиональных навыков, в развитии художественно-образного мышления, творческого воображения, передачи световоздушной среды средствами живописи и графики. Даются рекомендации по написанию этюда, выполнению графических набросков и зарисовок как поисков композиционного решения пейзажа.
The role and the objectives of practical training in the open air are revealed in the article. The role of plain-air in the process of acquiring professional skills in development of image thinking, creative imagination, portraying light and aerial environment through painting and graphics. The recommendations are given concerning etude painting and performing graphic sketches and drafts as ways of a landscape composition solution.
Ключевые слова: пленэр; пейзаж; световоздушная среда; наброски; зарисовки и этюды с натуры; живопись; графика; художественно-образное мышление.
Key words: plain-air; landscape; light and aerial environment; sketches; drafts and etudes from life; painting; graphics; artistic and creative thinking.
Процесс формирования творчески мыслящей личности протекает тем успешнее, чем активнее и разнообразнее творческая деятельность. Особым фактором развития художественно-образного мышления выступает контакт с природой. Он развивает творческую мысль, обогащает воображение. Природа, как ничто другое, может явить человеку красоту и служить вдохновляющим объектом живописи. Поэтому значительный раздел учебной работы на отделении изобразительного и декоративно-прикладного искусства принадлежит учебной практике - пленэру.
Практика в условиях природы - целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки учителя изобразительного искусства. Природа - неиссякаемый источник творческих идей. Важно научиться видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных обра-
зов, замечать декоративные качества натуры - пластику формы, силуэты, линии, ритмы, гармонию цветовых сочетаний [1, с. 3]. Во всех художественных вузах летняя практика проводится в течение нескольких лет обучения. Студенты каждое лето выезжают в самые различные районы для проведения творческой практики на пленэре. Наиболее интересными и удачными в плане проведения пленэрной практики являются с. Ба-хилова Поляна, с. Ширяево. Природа этих мест характерна для нашей области, разнообразный ландшафт: Жигулевские горы, берег Волги, лес - всегда привлекал художников. Еще со времен пленэрных поездок Ф. Васильева и И. Репина волжские виды являются неисчерпаемым источником тем и пейзажных сюжетов.
Разделы программы по пленэру предусматривают исполнение композиционных заданий; выполнение постановки на
открытом воздухе; самостоятельный сбор материала для работы над будущей композицией. Главной целью практики по изобразительному искусству являются закрепление и углубление специальных знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции; развитие творческой активности и инициативы студентов, их художественных потребностей и эстетического вкуса в условиях изобразительной деятельности на природе.
На пленэрной практике перед студентом ставятся следующие задачи:
• развитие глубокой пространственной ориентации, способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение - в двухмерном пространстве на плоскости;
• развитие целостного восприятия натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; умения цельно воспринимать объекты на пленэре и находить большие цветовые отношения в них, выдерживать тональный и цветовой масштабы;
• развитие творческого воображения -способности создавать средствами живописи художественные образы.
Сегодня занятия живописью под открытым небом стали обычным явлением не только в практике профессиональных художников, но и в учебной подготовке студентов. Как начинающие, так и умудренные опытом живописцы с неизменным вниманием и прилежанием изучают природу. Этот удивительный мир красоты стал одним из неиссякаемых источников реалистического изобразительного искусства. Основную роль в развитии этого направления сыграла отечественная школа живописи. Возникновение интереса к изучению живописи на пленэре непосредственно связано с развитием реалистических тенденций в изобразительном искусстве, в частности в пейзажном жанре. Этюды с натуры были обязательной частью индивидуальной подготовки многих живописцев прошлых лет. К началу XIX в. этюды с натуры в творче-
стве некоторых пейзажистов становятся самостоятельными произведениями.
Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. В результате общения с природой появляется вдохновение на создание творческой интерпретации пейзажного мотива, будь то графическая или живописная композиция.
Обучение работе на пленэре направлено на развитие творческой активности студентов.
Выполнение учебных этюдов на открытом воздухе несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности в короткие сроки - все это новые и непривычные для неопытного живописца условия, которые усложняют работу с натуры.
Процесс формирования у студентов эстетического восприятия окружающего мира, как и развитие у них навыков отображения колористического состояния натуры в своих работах, неразрывно связан с приобретением опыта выполнения живописных этюдов на природе. Перед учащимися ставятся сложные задачи - запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры, всегда зависящее от времени года, времени суток и, что немаловажно, от погодных условий, которые могут изменяться прямо во время работы. Поэтому недостаток времени, быстротечность событий вынуждают художника мгновенно ориентироваться в обстановке и развивают важную способность быстро улавливать и отображать общий цветовой и пластический характер натуры. Приобретение подобных навыков, несомненно, положительно скажется впоследствии и в работе над натурными постановками в помещении, и в целом
И. В. Амелина
на творческих качествах молодых художников.
Первой задачей при выходе на пленэр является выбор мотива. Практически любой мотив можно сделать интересным и композиционно завершенным, приложив определенные усилия. Некоторые студенты делают ошибку, когда ищут некий идеальный для живописи сюжет или состояние. Не стоит тратить время на поиски в природе композиционного готового мотива, хотя, безусловно, такое возможно. На самом деле основной задачей при выборе натуры является поиск такого сюжета, который был бы созвучен тому настроению, в котором находится сам художник. Процесс поиска является важной частью пленэрной практики, т. к. он уже сам по себе оказывает развивающее воздействие на студентов, формируя в них умение подмечать в неброском уголке природы что-то интересное, красивое, живописное. Следует стремиться передать «ощущение», «чувство» природы. Мало рисовать мотив, описать его глазами ботаника - важно уловить жизнь, настроение природы, которая вызывает в человеке созвучное состояние.
Прежде чем браться собственно за этюд, стоит сделать несколько графических набросков для поиска композиционного решения пейзажа. Композиция будущего этюда должна быть решена: определены линия горизонта, точка зрения, решены все пропорциональные отношения изображаемых объектов. В набросках фиксируется общее впечатление, самое характерное, самое главное. Необходимо быстро и точно в широкой, обобщенной, лаконичной манере выразить главную суть.
Начиная работать красками, следует определить общий колорит пейзажа, основные тональные отношения натуры и «взять» большие отношения земли и неба.
Для определения колорита и основных цветовых отношений необходимо выяснить характер света. В зависимости от времени года, времени суток, погодных
условий освещение может быть разным: более теплым или холодным, иметь соответствующий оттенок, влияющий на общее состояние натуры. От этого зависит и общее эмоциональное состояние этюда. Поэтому, начиная работу цветом, студенты должны в первую очередь научиться находить главные цветовые отношения больших масс - земли и неба, земли и воды, обусловленные освещением. Ключевым моментом создания колорита этюда является определение общего тонового и цветового состояния освещенности натуры. Оценивая это состояние по трем свойствам цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота), необходимо передать основные цветовые отношения, соответствующие натуре. Затем следуют углубленные разработки градаций светотени, главным образом на первом и втором плане. Уточняя общее состояние тонально-цветовых отношений, следует найти контрольные отношения в этюде:
1) между самым светлым и самым темным объектами натуры;
2) между самым теплым и самым холодным цветами натуры;
3) между самым интенсивным и самым «блеклым» цветами.
Определение отношения предметов по светлоте, цветовому тону (по тепло-холодности) и насыщенности является важнейшим условием гармоничной настройки тонально-цветовой гаммы в этюде. Передача общего колористического состояния в кратковременном пленэрном этюде - задача гораздо более важная, чем точное изображение отдельных деталей. Работая над пейзажем, не следует забывать и о конструкции. Передвигаясь от обобщенного целого к деталям, надо постараться не потерять того первого эмоционального восприятия натуры, которое было в самом начале работы. Также необходимо научиться чувствовать роль воздушной перспективы. Следует улавливать перспективное изменение цветов на разных планах, постоянно сравнивая их.
Начинающий живописец не в силах решить сразу комплекс задач: сделать правильный подбор красок на палитре, определить для себя последовательность композиционного решения, линейно-конструктивного построения форм, выявить основные цветовые отношения натуры. В период пленэрной практики студенты сталкиваются с целым рядом проблем. Одной из первых причин проявления этих проблем является недостаточно развитая способность целостного видения натуры.
Этюды элементов пейзажа следует сопровождать выполнением карандашных набросков и рисунков более длительных, поскольку известно, что рисунок - основа основ изобразительного искусства. Для начинающего художника задача грамотного рисования особенно актуальна. Карандашные наброски являются важным условием формирования профессионального «видения» художника.
Рисунок в качестве подготовительного к станковой картине и как завершенное произведение искусства лучше осваивать на пленэре, где применение техники академического рисунка можно сочетать с новыми исканиями, экспериментированием, выражением собственной индивидуальности. Задания на пленэре распланированы так, чтобы каждый студент познакомился и изучил на практике различные графические материалы. Сочетание быстрых набросков с длительными зарисовками открывает границы возможностей художника.
Чем увереннее художник владеет карандашом и различными графическими прие-
мами, тем легче ему будет создать свои композиционные сочинения. Работая красками, художники всегда помнят о рисунке. Профессиональный взгляд художника даже в процессе подготовки к работе представляет собой не что иное, как мысленную зарисовку или быстрый, точнее говоря, мгновенный набросок, причем с учетом особенностей того изобразительного материала, в котором будут выполняться данный этюд или рисунок. Опыт мастеров пленэрной живописи убеждает в необходимости постоянной, каждодневной тренировки в рисовании, в совершенствовании сложнейшего психофизиологического механизма быстрого охватывания формы. Для этой цели могут быть полезными любые предварительные зарисовки и наброски перед длительными этюдами и в перерывах между сеансами.
Таким образом, приобретение опыта работы на пленэре, накопленный натурный материал вкупе с изучением различных материалов и средств выражения - это тот багаж, к которому выпускники отделения ИЗО и ДПИ будут обращаться на протяжении всего творческого пути. Вот почему так важно методически правильно провести пленэрную практику. Работая на пленэре, прежде всего, следует опираться на свои непосредственные впечатления от выбранной натуры. Художнику необходимо иметь развитое чувство художественного образного восприятия природы, способность глубокого проникновения в ее колористическое состояние. Пленэрная живопись, как ничто другое, способствует развитию этих качеств.
Литература
1. БазановаМ.Д. Пленэр. М. : Изобразительное искусство, 1994. 158 с.
Сведения об авторе
Амелина Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: amelinaiv8791@mail.ru.
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 333-55-24.