Научная статья на тему 'Методические рекомендации к заданиям на создание общего тонового и цветового состояния в живописи на пленэре'

Методические рекомендации к заданиям на создание общего тонового и цветового состояния в живописи на пленэре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2261
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА / РЕФЛЕКСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / ЦВЕТОВАЯ ГАММА / ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЛЕНЭР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронина Н.К.

В статье рассматриваются основные задачи упражнений на общее тоновое и цветовое состояние натуры на пленэре. Даются методические рекомендации к заданиям на состояние в условиях пленэрной практики. Раскрываются особенности этих заданий на каждом курсе с учетом усложнения колористических и композиционных задач и техники исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR CREATION OF A GENERAL TONE AND COLOR STATE IN PAINTING ON A PLEIN AIR

The main tasks of exercises for the general tone and color state of nature in the plein air are considered in the article. Methodical recommendations to exercises on the state in conditions of plein-air practice are given. The features of these tasks are revealed in each course, taking into account the complication of color and composition tasks and techniques of performance.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации к заданиям на создание общего тонового и цветового состояния в живописи на пленэре»

УДК 378.147.75

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЯМ НА СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО ТОНОВОГО И ЦВЕТОВОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ

В статье рассматриваются основные задачи упражнений на общее тоновое и цветовое состояние натуры на пленэре. Даются методические рекомендации к заданиям на состояние в условиях пленэрной практики. Раскрываются особенности этих заданий на каждом курсе с учетом усложнения колористических и композиционных задач и техники исполнения.

Ключевые слова: световоздушная среда, рефлексная взаимосвязь, целостное восприятие, колористическое единство, цветовая гамма, цветовое состояние, пленэр.

Н. К. Пронина N.K. Pronina

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS

FOR CREATION OF A GENERAL TONE

AND COLOR STATE IN PAINTING ON A PLEIN AIR

The main tasks of exercises for the general tone and color state of nature in the plein air are considered in the article. Methodical recommendations to exercises on the state in conditions of plein-air practice are given. The features of these tasks are revealed in each course, taking into account the complication of color and composition tasks and techniques of performance.

Keywords: light-air environment, reflex interrelation, integral perception, color unity, color scale, color condition, plein air.

Живопись на пленэре имеет свои специфические особенности изображения натуры. Если сравнить ее с живописью в помещении, то сразу очевидно, что идет изменение пространства, оно открывается, становится многоплановым, изменяется масштабность, появляется много воздуха. Также важные изменения касаются характера и смены освещения. Именно характер освещения является важным моментом в пленэрной живописи. Свет в условиях пленэра создает характерную для пейзажа световоздушную среду. Отраженный свет в сочетании с основным светом создает цветовую среду или, как принято говорить на профессиональном языке художников, состояние. Рефлексы вовлекают предмет в сферу своего влияния, как бы окутывают его неким средним цветным светом, окрашивая поверхность цветными лучами, исходящими от окружающих предметов. Именно игра цветовых сочетаний, множество цветовых оттенков, движение и пульсация цвета делают живопись на пленэре живой.

Цвет - совокупность многообразия рефлексов от живой трепетной окружающей природы, его необходимо почувствовать и передать красками в живописном этюде на пленэре. Работая над этюдом на пленэре, студенту необходимо научиться отобразить полноту солнечного освещения и воздушной среды. Здесь значимую роль приобретает колористический строй и общий тон живописного изображения.

Проблема пленэра - это проблема цвета прежде всего. Пленэр обогащает живописное видение художника. Важным становится понимание того, как изменяется предметный цвет под воздействием окружающей среды. Предметный цвет целиком подчинен цвету воздуха, отделяющего от живописца дальние предметы.

При создании живописного изображения на пленэре важно, чтобы живописец целостно воспринимал натуру. Особенностью зрительного восприятия, которую имеет смысл учитывать при обучении начинающего живописца на пленэре, является константность восприятия. В процессе постоянного общения с окружающими предметами

у человека складываются определенные представления о них. Цвет для нас всегда связан с предметом. Мы знаем, что снег - белый, трава летом - зеленый, небо - синее. Между тем цвета в зависимости от удаления, влияния окружения и освещения выглядят различно.

С самого начала работы с натуры на пленэре студенту необходимо стремиться видеть цельно натуру, развивать аконстантное видение.

Существуют особенности зрительного восприятия цветов натуры при тех условиях освещения, в которых находится живописец в момент написания этюда. Можно увидеть этюды, выполненные в условиях, например, утреннего мягкого освещения, дневного интенсивного, вечернего, под лучами закатного солнца (рис. 1, 2, 3, 4).

Видно, как сильно меняется цветовой строй изображения в разных условиях освещения. Если на каждом этюде в виде узкой полоски прикрепить шкалу оттенков цвета в своем натуральном неизменном виде, то сравнительный анализ цвета в этюде с цветом на шкале позволяет установить, какие цветовые изменения произошли в изображаемом объекте.

Правильная постановка глаза имеет огромное значение: точно воспитанный, хорошо тренированный глаз безошибочно определит отклонение одного оттенка цвета от другого. Выработка способности цельного видения и одновременного сравнения всех частей натуры - это важная часть обучения живописи на пленэре.

В пленэрной живописи важно студента научить выражать характер общего состояния освещенности в природе. Легко заметить изменения в освещении на пленэре, они ведут за собой тональные изменения в общем цветовом строе пейзажного мотива. Вечерний пейзаж будет темнее по тону, чем дневной, залитый солнцем (рис. 5, 6). При пасмурной погоде, когда солнце не светит, не может быть резких освещенных мест и резких контрастных теней (рис. 7). Изменение общей освещенности ведет также к изменению общей цветовой ситуации натуры, при этом может меняться насыщенность цвета. Если уменьшается освещение, то менее насыщенными становятся

цвета пейзажа. Изменения состояния освещенности в разное время суток, в разное время года, при разной погоде должны непременно отображаться в общем колористическом строе различных этюдов на состояния (рис. 8, 9,10).

Определение цветовой гаммы, в которой нужно строить пропорциональные тоновые отношения, является важным условием для передачи в этюде на пленэре общего тонового и цветового состояния. Для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба в живописи этюда на пленэре лучше использовать более сдержанные краски и не полностью брать диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Соблюдение общего тонового и цветового состояния -ключевой мотив живописи на пленэре. Успех в живописи этюда обеспечивается уже в начале работы, если верно взяты тоновые и цветовые отношения (например, земли, неба, воды). В этом случае можно достигнуть самого необходимого в пленэрной живописи - состояния. А ведь именно им передается настроение и эмоциональное воздействие пейзажа.

Цветовой строй изображения определяется светом, его структурой. Разное распределение освещенности в живописном изображении может давать разный тип колористического построения. Формирование способности в передаче средствами живописи характера предмета, помещенного в различные условия световоздушной среды, расширяет представления начинающего живописца о цветовых градациях в натуре и о колорите создаваемого живописного изображения. Эта способность включает следующие умения: передачу больших световых масс, построение равномерно и полностью освещенного колорита; использование тени в построении цветового целого, передачу общей затем-ненности, умение передавать световоздушную среду в построении живописного целого.

Основой для создания гармоничного колорита в этюдах служит тот факт, что как бы ни были разнообразны цветовые качества натуры, общий цвет освещения объединяет все многообразие красок пейзажа в общее колористическое единство. Спектральный состав освещения оказывает объединяющее цветовое влияние на все предметы и объекты натуры (рис. 2, 3, 10).

Передача цветовых отношений объектов природы с учетом общего цветового состояния освещенности является основой живописи на пленэре. Цвет предметов в зависимости от состояния освещения и удаленности от наблюдателя выглядит по-разному.

Очевидно, что состояния освещенности в солнечный и пасмурный день будут совершенно разные, точно так же как утреннее, дневное и ночное освещение (рис. 11, 12, 1, 2). Каждое время суток обусловлено определенным характером освещения: утро - желто-розовое, день - золотистый, вечер -оранжево-красный, при свете луны - освещение серо-голубое. Если хотя бы один цвет в изображении не соотносится с цветом освещения, то этот цвет будет посторонним данному состоянию освещенности, он будет разрушать цельность изображения, а также колористическую гармонию. Здесь следует заметить, что колористическое единство не сводится к тому, чтобы градации цвета принадлежали одному цветовому тону. Гармония цветового контраста интересно работает, когда надо показать освещенные места и тени при написании этюда заката солнца.

Для того чтобы создать в живописном этюде цветовое единство, студенту необходимо научиться правильно брать цвет освещения, необходимо овладеть образным характером цвета, выработать умение быть точным в определении цветового оттенка и в нахождении его верного пространственного положения; научиться понимать движение цвета по форме, решать те или иные сюжетно-пластичес-кие задачи с помощью нахождения неповторимого оттенка каждого цвета.

Колорит может строиться на напряженных цветовых сочетаниях, и на сдержанных нейтральных цветах. В формировании цветового единства могут участвовать цветовые сочетания в пределах малого, среднего и большого интервала цветового круга, которые соответственно называют родственными, родственно-контрастными и контрастными. Колористическое единство может достигаться как на усложненности цвета, где большое значение придается рефлексам, тонкой градации цветовых оттенков, так и на открытых контрастных цветовых соотношениях [1].

В создании колористического единства важная роль принадлежит построению основных отношений, которые определяют общую гармонию. Цветовые отношения в изображении подчинены определенным закономерностям, отражающим закономерности реальной действительности, но в сложной и опосредованной форме. Основу работы отношениями составляет сравнительный анализ натуры. Работая с натуры, живописец должен научиться строить цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе и следить за колористической соподчиненнос-тью. Такое соподчинение является основой колористической гармонии и согласованности цветового строя этюда в условиях пленэра.

«Краткосрочные упражнения, которыми насыщена подготовительная работа с натуры в условиях пленэра, особенно в начальном периоде изучения природы, дают возможность стать на путь работы отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже» [2, с. 83]. Именно эти качества определяют специфику пленэрной живописи.

На каждом курсе в пленэрной практике есть задания на общее состояние натуры, однако они не дублируются. От курса к курсу идет усложнение колористических и композиционных задач, освоение новых живописных и графических техник.

1 курс. Краткосрочные этюды, этюды-наброски. Студенты 1 курса работают в технике акварельной живописи, изучают ее возможности в передаче различных состояний природы. Мотивы на 1 курсе выбираются несложные.

1-е задание. Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа при различном освещении (небо и деревья, вода и берег, ритм облаков, отражение в воде и т. д.): а) вечерний этюд, закат солнца, освещение - контрастное, контраст между светом и тенью в пейзаже - тоновой и цветовой; б) дневной этюд, сильное освещение под солнцем; цветовые отношения в таком этюде очень высветлены; в) этюд в пасмурный день характеризуется ровностью общего тонового состояния, тени практически отсутствуют, предметы передних планов более сохраняют присущим им цвет; г) утренний этюд - это мягкое, рассеянное освещение, прозрачность и легкость отношений; д) сумерки в этюде, характе-

ризует общее затемнение, отсутствие тоновых и цветовых контрастов.

Задачи. Восприятие и передача основных тоновых отношений объектов пейзажа, выявление общего целостного колористического решения этюда.

2-е задание. Краткосрочные этюды одного и того же простого мотива пейзажа при различном освещении и цветовом состоянии световоздушной среды.

Задачи. Умение целостно воспринимать окружающий пейзаж, видеть основные цветовые отношения в выбранном мотиве пейзажа. Передача общего тонового и цветового состояния освещения в разное время суток, в различную погоду. Освоение акварельной техники, ее приемов и возможностей в пленэрной живописи при передаче различных состояний природы.

3-е задание Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажей в разнообразных условиях общего цветового освещения. Данное задание выполняется на всем протяжении пленэрной практики. Возможные темы:

1) прозрачное, раннее утро; 2) серый, облачный день; 3) оранжевый закат; 4) сиреневые сумерки и т. д.

Задачи. Развитие аконстантного видения цвета предметов и объектов пленэра. Организация колористического строя в этюде, который максимально точно передал бы данное состояние природы. Передача основных цветовых отношений натуры.

4-е задание. Краткосрочные этюды облаков в различное время дня.

Задачи. Изучение закономерностей воздушной перспективы при различных состояниях освещенности. Поиск выразительного цветового и ритмического решения в этюде неба.

2 курс. Студенты осваивают возможности работы на пленэре гуашью и темперой. На втором курсе усложняются композиционные задачи. Также дается установка на выбор более сложного мотива. Если на 1 курсе основной упор делался на быстрые этюды-наброски, краткосрочные этюды пейзажа, состояний пейзажа, то на 2 курсе краткосрочные этюды варьируются с более длительными этюдами. В этюдах на различные состояния идут разнообразные колористические поиски. Колорит рассматривается как средство раскрытия композиционного замысла. Цветовое единство живописного изображения - важное условие при написании этюда.

1-е задание Серия краткосрочных этюдов мотивов пейзажей в разнообразных условиях общего цветового освещения с введением 2-3 планов.

Задачи. Выявление тоновых и цветовых отношений различных планов в этюде. Передача различных колористических состояний в этюдах в зависимости от общего цветового освещения в каждом конкретном случае. Применение различных приемов работы гуашевыми красками в условиях пленэра.

2-е задание. Краткосрочный этюд пейзажа с открытым пространством (теплый вечерний колорит).

Задачи. Передача в этюде пейзажа основных моментов линейной и воздушной перспективы. Поиски наиболее выразительных сочетаний для передачи глубины пространства, выразительное и гармоничное решение теплого колорита, решение больших пятен света и тени, характерных при вечернем освещении.

3-е задание. Длительный этюд по памяти пейзажа с открытой глубиной пространства.

Задачи. Развитие наблюдательности и зрительной памяти в условиях пленэра.

4-е задание. Выполнить несколько краткосрочных этюдов одного и того же мотива пейзажа при различном освещении и цветовом состоянии среды с ярко выраженной перспективой.

Задачи. Композиционная организация этюдов. Передача в этюде пейзажа основных моментов линейной и воздушной перспективы. Выявление и воспроизведение на живописной плоскости этюда общего тонового и цветового состояния освещения в различное время суток и при различных климатических погодных условиях.

5-е задание. Длительный этюд с введением архитектурного мотива на контрасте при вечернем освещении.

Задачи. Передать общее состояние контраста в цвете и тоне, характерное для вечернего освещения.

7-е задание. Утренний этюд, с архитектурным мотивом в сближенной, родственной цветовой гамме.

Задачи. Найти основные тоновые и живописные отношения сближенной цветовой гаммы.

3 курс. Студенты совершенствуют свои возможности в технике масляной живописи на пленэре. Усложняются композиционные задачи. Разработка пространства в этюде, работа над портретом в условиях пленэра. Сюжетная композиция в этюде.

1-е задание. Краткосрочные этюды городского динамичного пейзажа при различных условиях освещения (завод, стройка, порт).

Задачи. Выявление общего состояния в пейзаже с четко просматриваемой динамичной линией индустриального мотива. Определить колористическую напряженность в этюде.

2-е задание. Сюжетно-тематический этюд пейзажа с натуры (базар, праздник городской). Зарисовки, наброски по памяти и по представлению выбранного сюжета. Этюды мотива на передачу общего тонового и цветового состояния освещения в пейзаже.

Задачи. Грамотная композиционная организация этюда, последовательная работа над сюжетом. Выявление характерных черт окружающей натуры. Композиционная продуманность и осознанность в выборе мотива, сюжета, точки зрения, формата. Решение общего состояния праздника. Построение сочного насыщенного колорита.

3-е задание. Краткосрочные этюды головы и торса человека в условиях пленэра при различных состояниях среды.

Задачи. Выявление существенных качеств натуры в условиях конкретного общего цветового состояния освещенности пейзажа. Совершенствование масляной техники в условиях пленэра.

4-е задание. Этюд с отражением (пруд, озеро, река), с изображением стаффажа.

Задачи. Найти колористический строй и ритмическую составляющую композиции этюда. Определить и передать общие цветовые и тоновые отношения воды, неба, групп людей. Передать цветовое единство пейзажного мотива.

Рис. 5 Рис. 6

Рис. 11

1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. : Искусство, 1965. 143 с.

2. Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству : учеб. пособие для студентов худож.-

граф. факультетов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1984. 112 с.

© Пронина Н. К., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.