Научная статья на тему 'Особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики'

Особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1162
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА / ЭТЮД / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / ЦВЕТОВАЯ ГАММА / ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЛЕНЭР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Н. К.

В статье рассматриваются основные задачи краткосрочных живописных упражнений на пленэре, роль этих упражнений в развитии аконстантного целостного восприятия и построении колористического единства на живописной плоскости. Раскрываются особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SHORT-TERM EXERCISES AT THE INITIAL STAGE OF STUDENTS'' TRAINING IN PAINTING IN CONDITIONS OF PLENARY PRACTICE

The article examines the main tasks of short-term pictorial exercises in the plein air, the role of these exercises in the development of an inconstant holistic perception and the construction of a coloristic unity on a picturesque plane. Features of short-term exercises at the initial stage of students' training in painting in conditions of plein air practice are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики»

дидактические затруднения, ищет пути решения, формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, знакомится с технологиями обучения.

На третьем этапе преподаватель должен осознать необходимость собственной исследовательской деятельности, он принимает участие в разработке учебных программ, изучает возможности технологии обучения и преподавания своего предмета.

На четвертом этапе (реализация собственных идей) преподаватель изучает свой опыт, разрабатывает авторские программы и учебно-методические комплексы к ним, разрабатывает отдельные элементы технологии обучения.

Пятый, завершающий, этап (разработка нового педагогического знания) предполагает подготовку преподавателем научных статей, написание им научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.

Профессиональный рост от преподавателя-практика к преподавателю-исследователю Ш. Т. Таубаева отражает в схеме «преподаватель-стажер, преподаватель-творчес-ки работающий, преподаватель-мастер, преподаватель-новатор» [5].

Профессиональную деятельность преподавателя необходимо рассматривать как систему. Системный подход позволяет рассматривать учебную, методическую и научную работу не изолированно, а во взаимосвязи. Результативность и эффективность каждого вида деятельности в общей системе работы преподавателя зависит от тех или иных

условий, факторов, влияя по-своему на качество образования и качество подготовки специалистов в целом. В современных условиях преподаватель высшего учебного заведения становится ключевым звеном в решении важнейшей государственной задачи по подготовке специалистов с высшим образованием и высокой профессиональной квалификацией, готовых к творчеству и научным изысканиям в сфере своей профессиональной деятельности. По существу, в конечном счёте, именно от качества деятельности преподавателей зависит общий уровень качества образования в стране.

1. Федотов В. Р. Основы педагогического мастерства преподавателя высшей военной школы: содержание, опыт, рекомендации: тез. лекций. СПб. : ВИА, 1991. 92 с.

2. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. М. : Просвещение, 2006. 320 с.

3. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М. : Высш. школа, 1988. 168 с.

4. Тубаева Ш. Т. Новая парадигма образования как ориентир в осмыслении учителем своей исследовательской культуры // Непрерывное образование: состояние, проблемы и перспективы. Алматы : ПГУ им. С. Торайгырова, 2007. С. 19-24.

5. Таубаева Ш.Т. Исследовательская культура учителя. Алматы: Алеем, 2000. 370 с.

© Олейник В. С., Жолдыбаев И. Б., 2017

УДК 378.147.75 Н К ПРонина

N. K. Pronina

особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики

В статье рассматриваются основные задачи краткосрочных живописных упражнений на пленэре, роль этих упражнений в развитии аконстантного целостного восприятия и построении колористического единства на живописной плоскости. Раскрываются особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэрной практики.

Ключевые слова: световоздушная среда, этюд, целостное восприятие, колористическое единство, цветовая гамма, цветовое состояние, пленэр.

FEATURES OF SHORT-TERM EXERCISES AT THE INITIAL STAGE OF STUDENTS' TRAINING IN PAINTING IN CONDITIONS OF PLENARY PRACTICE

The article examines the main tasks of short-term pictorial exercises in the plein air, the role of these exercises in the development of an inconstant holistic perception and the construction of a coloristic unity on a picturesque plane. Features of short-term exercises at the initial stage of students' training in painting in conditions of plein air practice are revealed.

Keywords: light-air environment, etude, holistic perception, coloristic unity, color scale, color condition, plein air.

Живопись несложного пейзажного мотива является начальным этапом обучения живописи на пленэре. Многие художники-педагоги считают этюды на пленэре наибо-

лее эффективной формой работы с цветом. «Проблема пленэра - это проблема отношения к цвету прежде всего. Открытие пленэра было едва ли не самым радикальным

переворотом в отношении художников нового времени к цвету» [1, с. 170]. Выполняя живописный этюд пейзажного мотива, начинающий живописец знакомится с основными проблемами живописного изображения и законами цветовой гармонии, с вопросами трактовки формы, композиции, а также с изменением цвета предметов под влиянием световоздушной среды, с проблемами передачи пространства. Комплексное освоение перечисленных вопросов является основой повышения эффективности учебно-творческой деятельности студентов начальных курсов на занятиях по живописи и способствует успешному выполнению в дальнейшем специальных живописных задач.

Главными задачами обучения, особенно на начальном этапе, является формирование и развитие целостного восприятия в изобразительной деятельности, изучение закономерностей создания колористического единства на живописной плоскости. Успешность развития целостного восприятия во многом зависит от содержания и характера учебных упражнений, от целостной системы упражнений, направленной на эффективность формирования аконстан-тного видения.

В краткосрочных заданиях целесообразно ставить конкретные учебные задачи с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития каждого студента. Они обращают внимание на закономерности изобразительной грамоты, дают практические навыки передачи конструктивных и пропорциональных отношений, общего тонового и цветового состояния. В процессе этих упражнений отрабатываются и закрепляются отдельные изобразительные действия. Такие задания, выполняемые во время самостоятельной работы, экономят учебное время на академических занятиях, служат для поддержания определенной профессиональной формы студента.

Для того чтобы студенты успешно прошли путь от простого копирования натуры до познания особенностей взаимодействия среды, цвета, освещения необходимо определить последовательность динамично усложняющихся практических заданий.

Подготовительные и краткосрочно-тренировочные упражнения способствуют решению методических и организационных проблем, которые возникают в педагогическом процессе при работе над длительным этюдом. Они важны перед началом работы, когда необходимо передать основные пропорционально-конструктивные, а также большие тоновые и цветовые отношения.

Задачи краткосрочных упражнений:

1) выработка на основе полученных знаний живописно-пластических навыков;

2) формирование целостного восприятия колористического единства и создание его в живописном изображении;

3) изображение натуры на основе динамики цветового и светового состояния натурной среды.

Можно классифицировать краткосрочные упражнения как живописный набросок-этюд, кратковременный живописный этюд-зарисовка, этюд по памяти и по представлению.

С помощью кратковременного живописного этюда-зарисовки в краткосрочных упражнениях можно вычленить отдельные учебные задачи и добиться их полного выполне-

ния. К этому виду этюдов на пленэре относятся зарисовки отдельных фрагментов деревьев, растений, цветов, камней, фрагментов архитектурных строений. В таких упражнениях необходимо точно передать особенности натуры, ее конструктивное строение, пластику, пропорции цветовую гармонию.

Живописный этюд-набросок - это этюд с натуры небольшого размера, где в самых общих чертах отражены живописно-пластические качества натуры. Иногда такие этюды художники называют нашлепками. Живописный этюд-набросок может выполняться как непосредственно перед длительной работой, так и дополнительно. Целью его является запечатление общего цветового состояния и состояния меняющегося освещения. Задачи живописного наброска-этюда: передать наиболее существенные и характерные качества натуры, общую цветовую гамму; увидеть в натуре экспрессию, движение и лаконичными средствами выразить их; достигнуть свежести, эмоциональности и остроты восприятия натуры.

Этюды по памяти и представлению способствуют развитию целостного восприятия цвета.

Краткосрочные упражнения требуют максимальной собранности и активности, они способствуют тому, что студент мобилизует все свои творческие способности на отбор наиболее существенного и характерного, а значит, лучше видит целое.

Роль общего тонового и цветового состояния пейзажной натуры в построении гармоничного цветового строя можно хорошо пронаблюдать и понять, если практически выполнить задание в технике гризайль, затем выполнить этюды в цветовом решении с одного и того же пейзажного мотива, в разных условиях освещения.

«В начале практики выполняются подготовительные этюды по изучению общего цветового состояния пейзажа. Их цель - выявить особенности процесса восприятия натуры и ее изображения; создать основу для развертывания упражнений по изучению закономерностей цветового строя этюда на пленэре, главным образом метода работы цветовыми отношениями при целостном восприятии натуры» [2, с. 77].

Если сравнить живопись на пленэре с живописью в помещении, то сразу очевидно, что идет изменение восприятия пространства, оно открывается, становится многоплановым, изменяется масштабность, появляется много воздуха. Также важные изменения касаются характера и смены освещения. Именно характер освещения является важным ключевым моментом в пленэрной живописи. Свет в условиях пленэра создает характерную для пейзажа световоздуш-ную среду. Отраженный свет в сочетании с основным светом создает цветовую среду или, как принято говорить на профессиональном языке художников, состояние.

Выполнение краткосрочных упражнений на выявление структуры света способствует развитию целостного восприятия, что позволяет эффективно формировать колористическое единство в живописном изображении. Цветовой строй как модели, так и изображения определяется структурой света. Формирование способности передавать характер предмета, помещенного в различные условия световоздушной среды, включает следующие умения:

- передавать большие световые массы;

- использование тени в построении целостного изображения;

- построение цветового единства;

- передавать световоздушную среду в построении целостного изображения.

Характер освещения делает особенным цветовой и тоновой строй пейзажа. Один и тот же пейзажный мотив, изображённый в разных световых состояниях, имеет различное тонально-цветовое состояние. С изменением освещенности меняется светлота и насыщенность цветов. Естественный колорит натуры, объединённый общим цветом освещения, является основой создания гармоничного цветового строя изображения.

Упражнения на выявление структуры света включают в себя следующие задания:

а) на равномерную освещенность или общую затемнен-ность с отдельными высвечиваемыми местами;

б) на разное удаление от источника освещения (контрастное боковое, рассеянное, в глубине, против света);

в) на передачу световоздушной среды в живописном построении.

Данные упражнения показывают тесную связь светотени и цвета предметов, зависимость изменения общего тонального состояния от изменения характера освещенности.

Краткосрочные упражнения, направленные на поиски цветовой гармонии в живописном изображении имеют своей целью найти согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.

В создании целостного изображения важная роль отводится построению основных отношений, которые определяют общую гармонию. Основу работы с отношениями составляет умение сравнивать и анализировать натуру.

Колористическое и тональное единство может создаваться на сочетании локальных пятен. Пятно выступает в этой ситуации не как сумма оттенков, необходимое эмоционально богатое цветовое и тональное звучание достигается расположением локальных пятен, их соседством, ритмом и относительной величиной.

Также большие возможности для организации колористического единства открывает решение цветового строя, основанного на цветовой гамме и тональном единстве. В данном случае цветность создается даже внутри почти монохромного пятна, в отличие от использования сильных цветовых противоречий.

На первый план выходит поиск новых выразительных возможностей цвета и света при сохранении полноты и силы его изобразительности, единство изобразительных средств и выразительности, единство выразительной и изобразительной сторон колорита, света и тени. Цветовые и тональные отношения превращают сумму предметов в пространство, среду. Изменяется понимание их роли в изображении. Отношения не только выделяют композиционный центр изображения, но и выражают идею, создают образ изображаемой модели.

Студентам предлагаются упражнения на выявление гармонии цветовых взаимосвязей, которые формируют образную трактовку цвета:

а) на передачу основных цветовых масс, их взаимосвязь и взаимообусловленность: пейзажный мотив с чистой и ясной окраской (рис. 1);

б) на создание в живописном изображении цветовой гаммы: несложный пейзаж в холодной цветовой гамме (рис. 2);

в) на передачу теплохолодности: теплохолодность цветовой лепки объемной формы практически можно усвоить, если написать этюд пейзажа, который находится в разных условиях освещения: при холодном утреннем и теплом вечернем (рис. 3);

г) на передачу основных контрастов на живописной плоскости: пейзаж, построенный на контрастной паре цветов (рис. 4);

д) на построение рефлексной взаимосвязи: пейзаж с ярко выраженными рефлексами;

е) на передачу общего цветового состояния: цветовой строй изображения должен отражать объединяющее влияние, которое производит на все объекты цвет освещения. Для изучения разных состояний цвета освещения один и тот же пейзаж можно написать серым пасмурным утром и в солнечный полдень (рис. 2, рис. 3, рис. 5).

Значимым моментом при выполнении упражнений по живописи является композиционная организация цветового пространства - важная составляющая создания колористического единства в живописном изображении.

Индивидуальные упражнения даются с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, варьируются как характер заданий, так и их последовательность.

Дополнительные упражнения на композиционную организацию живописного изображения включают в себя выполнение следующих заданий:

а) на пространственное равновесие цветовых пятен на композиционной плоскости;

б) на ритмическую организацию цветовых пятен;

в) на передачу общей цветовой тоники, выявление доминанты и субдоминанты живописного изображения;

г) на разрешение цветовой напряженности;

д) на организацию цветовой плоскости пятном через систему интервалов, на цветовое соотношение силуэта пятна и фона.

Поскольку колористические способности относятся к типу творческих способностей, важно учитывать то, что деятельность студентов приобретает творческий характер в случае, когда изменяется способ деятельности, т. е. происходит взаимодействие между учащимся и его практическим опытом в зависимости от поставленных перед ним практических задач. Поиск студентом решения проблемы представляет собой сознательную перестройку своего изобразительного опыта. Это означает, что творчеству, в широком понимании, предшествует этап обучения студентов технологии, методам и способам изобразительной деятельности.

Рис. 5

2. Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному 1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. : Искусство, 1965. искусству. М. : Просвещение, 1984. 112 с.

214 с. _

© Пронина Н. К., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.