Научная статья на тему 'Пленэрная практика в системе художественного образования'

Пленэрная практика в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3825
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / ПРАКТИКА / OPEN AIR / ACTIVITY / CREATIVITY / PAINTING / LANDSCAPE / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головачева Наталья Петровна, Рабилова Зоя Жилгилдиновна

В статье обосновываются специфические задачи постижения живописного мастерства в процессе изображения природы. Описываются основные этапы последовательного решения конкретных живописных задач. Рассматриваются возможные формы мотивации, активизирующие творческую деятельность студентов на выполнение поставленных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plein-air practice in system of art education

The article describes the specific tasks of comprehension beautiful craftsmanship in the process of image of nature. It describes the main stages of the sequential solution of a specific scenic tasks. It discusses possible forms of motivation that encourages creative activity of students on completion of assigned units.

Текст научной работы на тему «Пленэрная практика в системе художественного образования»

5. Учебный план по направлению подготовки 280700.62 — «Техносферная безопасность» и профиль подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». — Омск : ОмГТУ, 2012. — 5 с. ■л 6. Основная образовательная программа высшего профес-

сионального образования направления подготовки магистров

? 280700.62 — «Техносферная безопасность» и профиля под-^ готовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». — Омск : | ОмГТУ, 2010. - 29 с.

5 7. Ковалев, А. И. Система высщего образования: инфор-

™ мационная среда, экономика, менеджмент : учеб. пособие /

£ А. И. Ковалев, В. В. Закотнов, Е. Д. Липкина, В. П. Люшня ;

^ под ред. А. И. Ковалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск :

I ОмГПУ, 1998. — 183 с. х

6 8. Мы движемся в верном направлении // Четверг. — 2014. — ° 11 декабря.

БОКАРЕВ Александр Иванович, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета (ОмГТУ). КОРЧАГИН Анатолий Борисович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ОмГТУ. ЛЕНИЦКИЙ Константин Сергеевич, старший преподаватель кафедры «Вождение» Омского автобронетанкового инженерного института. Адрес для переписки: omankor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.12.2014 г. © А. И. Бокарев, А. Б. Корчагин, К. С. Леницкий

УДК 378.147 75 н. П. ГОЛОВАЧЕВА

З. Ж. РАБИЛОВА

Омский государственный педагогический университет

Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы

ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновываются специфические задачи постижения живописного мастерства в процессе изображения природы. Описываются основные этапы последовательного решения конкретных живописных задач. Рассматриваются возможные формы мотивации, активизирующие творческую деятельность студентов на выполнение поставленных установок.

Ключевые слова: пленэр, деятельность, творчество, живопись, пейзаж, практика.

Пленэрная практика на художественно-графических факультетах проходит с первого по третий курс. Её специфика заключается в том, чтобы активизировать профессионально-творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства, а также обеспечить постоянно усложняющиеся живописные задачи, состоящие в следующем:

— дать будущим художникам представление об особенностях живописного процесса на пленэре, его основных компонентах и законах построения; о специфике работы с цветовыми отношениями, декоративностью цвета, выразительностью, о передаче колористического состояния пейзажа;

— раскрыть специфику композиционного построения станковой картины на основе этюдного материала;

— развить образное восприятие и представление, сформировать индивидуальный творческий подход художника к изображаемому пейзажу;

— способствовать развитию эстетического вкуса, умению выражать, содействовать формированию эстетической оценки изображаемого пейзажного мотива;

— обогащать знания, развивать умения, навыки и способы деятельности по решению различных живописных задач.

Основой учебно-познавательной деятельности на пленэре является выполнение натурных этюдов пейзажа в различных условиях освещения и состояния,

использование различных художественных приемов работы. Таким образом, в основу курса пленэра заложен творческий метод художника, состоящий в решении задач в постоянно меняющихся условиях.

Формирование творческого метода в процессе пленэрной практики заключается, прежде всего, в том, чтобы не копировать природный мотив, а находить своеобразие колористического образа. Признанный мастер сюжетной композиции Б. В. Иоган-сон писал: «В природе нет ничего отдельного. Все зависит одно от другого. Понять это целое и выявить живописную связь вещей и не простое дело, как думают некоторые наивные копировщики. Списать натуру невозможно, а главное, не нужно. Её нужно проявлять на холсте. Чтобы ее выявлять на холсте, нужно уметь видеть. Все искусство держится на чуть-чуть» [1].

На пленэрной практике формируется образовательно-творческий коллектив, объединенный общими целями и задачами, потребностями и мотивами деятельности, направленными на эстетическое освоение пейзажного жанра, а также на приобретение знаний, умений, навыков реалистического отображения окружающей действительности.

Творческая деятельность студентов основана на положительной мотивации к учебной деятельности, на состоянии переживания успеха, увлеченности общим делом, создании благоприятной психологической обстановки в коллективе, постоянном

стремлении студентов к творчеству. Все эти мотивы в конечном итоге выступают как необходимые условия для творческой деятельности студентов.

Творческую деятельность студентов на пленэрной практике целесообразно определить в определенной иерархической последовательности:

— учебно-творческая деятельность, т.е. учебная работа по выполнению заданий обязательной программы и одновременно творческая по достижению в рисунках и живописных этюдах художественной выразительности и образности природы;

— организация работы, включающая обязательные занятия под руководством руководителя и самостоятельную работу во второй половине дня или свободное время на уровне самоорганизации и личной инициативы;

— методика работы как порядок и закономерность основного плана деятельности при выполнении рисунков и живописных этюдов с натуры, обеспечивающие высокое качество произведений, созданых на основе метода работы тональными и цветовыми отношениями.

Кроме этого, необходимо определить конкретные этапы, обеспечивающие логическую последовательность всего процесса обучения студентов во время прохождения пленэрной практики.

1 этап. Формирование активности: самостоятельность, самоопределение, самопознание. На данном этапе ставятся следующие педагогические задачи: вызвать интерес у студентов к работе различными изобразительнымыи материалами, познакомить со способами ведения рисунка и этюда с натуры, стимулировать изучение теории и практики работы в условиях пленэра, показать на практике возможности живописных материалов.

2 этап. Активизация творческой деятельности — увлечение, развитие, стремление, достижение самоутверждения. На данном этапе используются следующие педагогические задачи: ознакомление студентов с основами творческой деятельности, изучение законов композиции; изучение методики творческого поиска и активизация общения действий студентов во время просмотров и анализа этюдного материала; стимулирование изучения техники и технологии рисунка и живописи, особенностей работы над пейзажем известных мастеров.

3 этап. Формирование профессионально-творческой активности — способности к созданию произведений. На данном этапе используются следующие педагогические задачи: активизация творческой работы студентов, вовлечение студентов в участие в студенческих конференциях, в различных выставках, организация работы по подготовке докладов по жанрам пейзажной живописи, ориентация на создание собственного стиля.

В контексте описанных этапов планируется освоение конкретного теоретического и практического материала, активизирующего творческую деятельность студентов.

При реализации намеченных этапов необходимо обеспечить теоретические основы для обучения пейзажной живописи в процессе пленэрной практики. Для этого необходимо осветить историю развития пейзажного жанра в живописи.

Пейзажная живопись, как жанр изобразительного искусства, имеет неисчерпаемые возможности эстетического обогащения художника, позволяет сделать его внутренне более богатым. Пейзаж предполагает определенное композиционное решение, он имеет неповторимый сюжет, конкретное настроение,

ритм, гармонию цветовых контрастов. Общие художественно-эстетические ценности пейзажа давно определились, в то же время каждый художественный период развития изобразительного искусства выдвигает свои эстетические предпочтения.

Пейзажная живопись обусловливается необходимостью воспроизведения изменчивой воздушной среды, определяемой солнечным светом и состоянием атмосферы. Живопись на пленэре — правдивое отражение красочного богатства природы, находящейся под открытым небом. Активизация творческих действий художникапо передаче конкретного природного состояния на открытом обусловливается и игрой изменения красок природы под воздействием света и воздуха. Поэтому задача передачи общего тонового и цветового состояния природного мотива с элементами воздушной перспективы становится первостепенной.

Следовательно, изучение изобразительных и выразительных живописных средств, передающих эстетическую оценку художника к пейзажному мотиву, является актуальной задачей. Поэтому предусматриваются задания на изучение специфики различных живописных материалов, а также технических приемов по рациональному использованию выразительных возможностей конкретных живописных материалов. Это предполагает формирование целостного представления художника о композиционно-творческой работе, предопределяющей направление изобразительных действий в контексте образного представления о гармонии. Практические задания по пейзажной живописи предполагают как выполнение этюдного материала непосредственно на пленэре, разработку эскизного материала на самостоятельных занятиях. Для этого целесообразно использовать основные методы пейзажной живописи: 1) метод работы цветовыми отношениями и цельность восприятия натуры в условиях пленэра; 2) восприятие и передачу основных цветовых отношений; 3) общее тоновое и цветовое состояние; 4) цвет освещения и колористическое единство объекта; 5) изображение деталей пейзажа; 6) пространство в пейзаже.

Многие известные художники подчёркивали черезвычайное значение тональных контрастов в пейзажной живописи. Например, художник-пейзажист Н. П. Крымов считал, что «главной задачей живописи является передача общего тона картины, то есть общее потемнение или посветление светосилы. Только то произведение можно назвать живописным, где угадана светосила» [2]. Вполне очевидно, что в пленэрной живописи взаимодействие тоновых и цветовых котрастов проявляется довольно тонко, следовательно, начинающих художников необходимо вооружить теоретическими знаниями. Для этого на начальном этапе обучения предусматриваются лекционные занятия, на которых студенты изучают историю развития пленэрной живописи, теоретические основы пейзажной живописи. Следующие занятия проводятся на пленэре. На первых этапах необходимо научиться изображать элементы пейзажа, то есть прорабатывать форму основных его деталей: деревьев, облаков, гор, многопланового рельефа местности.

Различия в природе бывают не только по форме и величине, но и в пропорциях и строении. Все деревья и растения имеют свой тон. Изображение пейзажа требует знаний линейной и воздушной перспективы, которые дополняют друг друга. Например, близкий нам предмет или растение имеет больше

подробностей, то есть детализируется. При удалении детали заметны меньше, рисовать их нужно менее отчетливо. Большую роль в пленэре играет передача освещения. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью — пейзаж меняет свой колорит. Утром контуры нечетки. Вечером все предметы на фоне неба видны отчетливо.

Особую сложность составляет изображение отражений в воде, поскольку трудно уловить тонкие контрастные отношения тона и цвета. Научиться передавать тонкости пейзажа можно только непосредственно с натуры, то есть на пленэрной практике. Пейзажные работы на пленэре могут быть двух типов: длительные и кратковременные этюды. В длительных этюдах требуется убедительная передача пространства, погоды, освещения, детальная проработка формы изображаемых предметов. Такие работы нужно писать в несколько сеансов.

Кроме длительных, необходимо выполнять кратковременные этюды. Как показала практика, этот вид этюдов наиболее интересен студентам, порой удается охватить неожиданные состояния природы.

Прежде чем приступить к основной работе, студенты делают эскиз. Эскиз — это предварительный набросок, на котором решается композиция пейзажа. Сначала выполняется подготовительный рисунок на основном формате. Важно также научиться выявлять общее тоновое и общее цветовое состояние природы — колорит.

Значение эскизов, выполненных на основе этюдов с натуры, трудно переоценить, об этом писали многие известные художники. В частности, Б. В. Иоган-сон, исходя из собственного богатого творческого опыта, считал, что писать картину без эскиза — это всё равно что строить дом без проекта. «Пойдут бесконечные переделки, выскабливания, появится торопливость, приблизительность типажа, неуверенность, потеряется основная композиционная мысль» [1, с. 74 — 75]. Следовательно, работу над пейзажем необходимо проводить поэтапно, например:

1. Первоначальный замысел зафиксировать подвижным материалом: карандаш, уголь, пастель.

2. Исполнение натурных набросков и этюдов, отвечающих замыслу и сюжету пейзажа. Материал может быть самым разнообразным.

3. Первоначальные эскизы композиции в тоне и цвете.

4. Окончательный эскиз на формате.

В эскизе необходимо найти образную живописную форму первоначальному замыслу, передать эстетическую оценку художника к изображаемому.

Основная задача учебных этюдов на пленэре — изображение предметов и объектов в световоздуш-ной среде. В пейзаже воздушная перспектива заметна лучше, предметы ослабевают, теряют свою четкость очертаний по мере их удаления от нас, цвет уходящих вдаль предметов становится менее насыщенным. При этом пристальное внимание необходимо уделять соблюдению единства и целостности композиционного центра. Целостность живописной композиции зависит от гармоничного взаимодействия всех композиционных элементов.

Библиографический список

1. Иогансон, Б. В. Молодым художникам о живописи / Б. В. Иогансон. — М. : Академия художеств СССР, 1959. — С. 36 — 37.

2. Крымов, Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания / Н. П. Крымов. — М. : Искусство, 1989. — С. 19.

ГОЛОВАЧЕВА Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ). Адрес для переписки: 26gala.natali@mail.ru РАБИЛОВА Зоя Жилгилдиновна, старший преподаватель кафедры живописи Казахского национального педагогического университета им. Абая, соискатель по кафедре академической живописи и рисунка ОмГПУ.

Адрес для переписки: zoya.rabilova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2015 г. © Н. П. Головачева, З. Ж. Рабилова

Книжная полка

Барчуков, И. В. Теория и методика физического воспитания и спорта (для ссузов) / И. В. Барчуков ; ред. Г. В. Барчукова. - 4-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2015. - 368 с. - ISBN 978-5-40604326-4.

Рассматриваются теория и методика физического воспитания, система физической культуры и спорта России, организация и проведение обучения физическим упражнениям, особенности физического воспитания юношей и девушек, проблемы тренировки спортсменов, педагогика сотрудничества учителя с обучаемыми и их родителями, а также информационные технологии в сфере физической культуры и спорта. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения. Для учащихся средних профессиональных учебных заведений, будущих специалистов в области физического воспитания, массовой физической культуры и спорта, тренеров, педагогов, организаторов учебных занятий.

Наволокова, Н. П. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / Н. П. Наволокова, А. В. Андреева ; под ред. А. Фоминичева. - Ростов-н/Дону, 2014. - 118 с. - ISBN 978-5-222-21625-5.

В настоящем пособии представлены 99 опорных схем и таблиц, касающихся общих основ педагогики, дидактики, обучающих технологий, основ педагогической деятельности и пр. Отличительная характеристика пособия — доступная, удобная, лаконичная форма подачи материала и его систематизированное изложение. Для широкой педагогической общественности, студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.