Научная статья на тему 'Интеграция кафедр вузов и предприятий - целесообразная форма консолидации сил и средств по разработке бакалаврских работ'

Интеграция кафедр вузов и предприятий - целесообразная форма консолидации сил и средств по разработке бакалаврских работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБЛАГОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ КАФЕДР С ПРЕДПРИЯТИЯМИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ / ОТЧЕТ О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ADVANCE APPROACH TO DEVELOPING BACHELOR THESIS / INTEGRATION OF DEPARTMENTS WITH ENTERPRISES / STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE / PREPARATORY AND FINAL STAGES OF DEVELOPMENT / A REPORT ON THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокарев Александр Иванович, Корчагин Анатолий Борисович, Леницкий Константин Сергеевич

Общеизвестно, что понимание ясности и четкости содержания бакалаврской работы приобретается по мере накопления фактического материала по ее теме. Для его достижения необходим заблаговременный подход к сбору фактического материала по теме бакалаврской работы. Целесообразной формой реализации такого подхода является интеграция кафедр вуза и предприятий для решения совместными усилиями общих образовательных и производственных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокарев Александр Иванович, Корчагин Анатолий Борисович, Леницкий Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The university departments and enterprises integration is expedient form consolidation of forces and means for development of Bachelor thesis

It is well known that understanding the clarity and content Bachelor thesis acquired by the accumulation of actual material on its subject. To achieve it needs well in advance approach to data collection of actual materials on Bachelor thesis. Appropriate form of implementation of this approach is the integration of the university departments and enterprises to jointly solve common educational and industrial problems.

Текст научной работы на тему «Интеграция кафедр вузов и предприятий - целесообразная форма консолидации сил и средств по разработке бакалаврских работ»

УДК 378.147

А. И. БОКАРЕВ А. Б. КОРЧАГИН К. С. ЛЕНИЦКИЙ

Омский государственный технический университет

Омский автобронетанковый инженерный институт

ИНТЕГРАЦИЯ КАФЕДР ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ -ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ФОРМА КОНСОЛИДАЦИИ СИЛ И СРЕДСТВ ПО РАЗРАБОТКЕ

БАКАЛАВРСКИХ РАБОТ_

Общеизвестно, что понимание ясности и четкости содержания бакалаврской работы приобретается по мере накопления фактического материала по ее теме. Для его достижения необходим заблаговременный подход к сбору фактического материала по теме бакалаврской работы. Целесообразной формой реализации такого подхода является интеграция кафедр вуза и предприятий для решения совместными усилиями общих образовательных и производственных задач.

Ключевые слова: заблаговременный подход к разработке бакалаврской работы, интеграция кафедр с предприятиями, студенческий научный кружок, подготовительный и заключительный этапы разработки, отчет о научно-практических исследованиях.

Бакалавранту, как начинающему исследователю, весьма важно знать не только основные требования, предъявляемые к бакалаврским работам (БР), но и иметь достаточно ясное и четкое представление о содержании БР и целесообразном подходе к сбору фактического материала для ее разработки в ходе дипломного проектирования [1, 2].

На наш взгляд, понимание ясности и четкости содержания БР и целесообразного подхода к сбору фактического материала для ее разработки в ходе дипломного проектирования достигается со временем по мере накопления фактического материала по ее теме. В этом случае в сознании бакалавранта формируется видение содержания БР и последовательности ее разработки, что в дальнейшем материализуется в тему и структуру БР [1, 3, 4].

Изложенная точка зрения отражает заблаговременный подход по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования. Он предусматривает сбор фактического материала в ходе практик и его обработку в ходе курсовых работ в соответствии с темой и структурой БР. Результатом таких целенаправленных действий должно стать создание массива фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования (рис. 1).

Однако в рамках заблаговременного подхода перед бакалаврантом возникает сложная задача — выполнить структурно-логическую увязку задач и результатов практик и курсовых работ со структурой БР. Результатом такой увязки должно стать создание массива фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования [5, 6].

В ряде случаев при разработке БР используется и непосредственный подход к сбору фактического материала для ее разработки. В этом случае сбор фактического материала для разработки и разработка БР осуществляется параллельно в ходе дипломного проектирования (рис. 2).

Очевидно, что в рамках непосредственного подхода перед бакалаврантом возникает сложная задача — за ограниченный промежуток времени создать массив фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования.

Такое положение дел свидетельствует о наличии проблемы по разработке БР в срок. Она заключается в создании массива фактического материала достаточного для разработки БР в ходе дипломного проектирования. Ее разрешение обеспечивается созданием технологии по сбору фактического материала для разработке БР в ходе дипломного проектирования.

Следует отметить, что основой для создания подобных технологий служит соответственно заблаговременный или непосредственный подход.

Рассмотрим кратко содержание указанных подходов и выберем из них наиболее целесообразный для создания технологии по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования.

Обратимся к ситуации, когда используется непосредственный подход к сбору фактического материала для разработки БР (рис. 2). В этом случае сбор фактического материала и разработка БР осуществляется в период дипломного проектирования и имеет серьезный недостаток. Он заключается в том, что за ограниченный промежуток времени

Рис. 1. Суть заблаговременного подхода по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования

Создание за 4...5 недель массива фактического материала для разработки БР е ходе дипломного проектирования

А

1

Разработка и зашита БР в ходе дипломного проектирования

Рис. 2. Суть непосредственного подход по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования

(на дипломное проектирование выделяется до пяти недель) бакалавранту необходимо провести информационный поиск и обработку большего массива фактического материала, что, как правило, приводит к недостаточному обоснованию проблемы, неточности формулировки цели и задач исследования. В таком положении автор БР просто стремится изложить все, что собрано им по теме, заимствуя из различных публикаций таблицы, графики и выводы, не выходя за рамки общеизвестного. В результате содержание БР соответствует реферативному сообщению или даже простому изложению общеизвестного материала.

Перспективность использования заблаговременного подхода по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования можно подтвердить следующим [3 — 6].

1. Ограниченным временем на дипломное проектирование.

Так, на дипломное проектирование выделяется до пяти недель. Опыт свидетельствует, что пять недель, как правило, достаточно только для систематизации и оформления заранее собранного фактического материала в виде пояснительной записки и графического материала, далее на организацию предварительной защиты, рецензирование и защиту БР перед членами ГЭК.

2. Научной и практической значимостью результатов БР.

Так, БР представляет собой завершенное научно-практическое исследование (НПИ) и свидетельствует о готовности бакалавров выполнять исследования на фактическом материале для получения научных результатов, ориентированных на разработку рациональных предложений с целью повышения эффективности функционирования исследуемых процессов предприятия (й).

С учетом сказанного видно, что для получения таких значимых результатов необходимо длительное (не менее 1 года) творческое участие бакалаврантов в НПИ по темам БР и на базе предприятия(й). Практика свидетельствует, что достичь такого состояния

можно путем консолидации сил и средств кафедр вузов с соответствующими предприятиями. т.е. на основе интеграции кафедр вузов с предприятиями.

При этом создаются благоприятные условия для функционирования на базе предприятий студенческих научных кружков [7, 8].

В таких условиях бакалавранты в составе студенческого научного кружка во внеучебное время и в ходе практик выполняют сбор фактического материала по первоначально выбранным темам БР. Собранный таким образом фактический материал используется при курсовом проектировании для обоснования и разработки рациональных предложений, ориентированных на повышение эффективности функционирования исследуемых производственных процессов предприятия. В дальнейшем собранный фактический материал оформляется в виде отчета о НПИ (конспекта материалов), достаточного для разработки БР в ходе дипломного проектирования (рис. 3).

Таким образом, с точки зрения разработки БР в срок и подготовки бакалавров в интересах конкретных предприятий, заблаговременный подход по сбору фактического материала для ее разработки в ходе дипломного проектирования является наиболее целесообразным.

Вполне ясно, что для ее реализации необходимо иметь соответствующую технологию. Рассмотрим один из подходов по созданию технологии в области повышения эффективности разработки БР [1, 3, 6, 7].

Известно, что технология в целом создается с целью повышения эффективности соответствующей производственной базы на основе обоснованно установленных исходных данных. Так, наилучшей производственной базой для создания технологии в области повышения эффективности разработки БР является интеграция кафедр и предприятий, так как она позволяет обоснованно устанавливать такие исходные данные, как [7, 8]:

— перечень «проблемных» производственных участков, требующих проведения исследований с целью повышения эффективности их функционирования;

Рис. 3. Заблаговременный подход по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования

Таблица 1

Этапы и основные мероприятия технологии заблаговременного сбора фактического материала для разработки БР

Подготовительный этап (период организации и ведения НПИ) и основные его мероприятия Заключительный этап и основные его мероприятия

4-й семестр обучения 5-й и 6-й семестры обучения 7-й семестр обучения и часть 8-го семестра (до дипломного проектирования) Часть 8-го семестра обучения (дипломное проектирование)

1. Разработка структуры БР по первоначально выбранной теме. Создание и функционирование студенческого научного кружка на базе интеграции «кафедра —предприятие». Ведение НПИ по темам БР. 2. Разработка индивидуальных заданий по практикам по темам БР. 3. Выполнение курсовых работ на основе собранного фактического материала в ходе практик по темам БР и в интересах предприятий. 4. Обсуждение и публикация полученных результатов по теме БР. 5. Формирование массива материала в виде отчета о НПИ для разработки БР в ходе дипломного проектирования. 6. Обсуждение отчета о НПИ и окончательное оформление темы, структуры и разделов БР. 7. Предзащита и рецензирование БР. 8. Защита БР.

— перечень тем БР, направленных на разработку рациональных предложений, ориентированных на повышение эффективности функционирования «проблемных» производственных участков предприятий. При этом их перечень позволяет определить состав и сформировать студенческий научный кружок по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования.

Следующим шагом для создания технологии заблаговременного сбора фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования является представление ее как совокупность двух этапов — подготовительного и заключительного, что дает возможность определения основных ее мероприятий.

Так, подготовительный этап — это период организации и ведения НПИ по темам БР на базе и в интересах предприятия составом студенческого научного кружка, а реализуется путем выполнения ряда мероприятий, которые расположены в четкой логической последовательности. При этом НПИ заключаются не только в сборе фактического материала во внеучебное и учебное время, но и формирование массива фактического материала в виде отчетов для разработки БР в ходе дипломного проектирования. Он, как правило, начинается с 4-го семестра обучения и продолжается до начала дипломного проектирования.

Заключительный этап — это период дипломного проектирования и включает в себя:

— обсуждение с научным руководителем отчетов о НПИ и окончательное формулирование тем, определение структур и оформления разделов БР;

— предварительную защиту БР и устранение выявленных замечаний;

— направление БР на рецензирование и получение рецензии;

— защиту БР с присуждением автору академической степени «бакалавр».

Содержания подготовительного и заключительного этапов позволяют установить основные мероприятия предлагаемой технологии (табл. 1).

Далее, обоснованно установленные исходные данные и перечень основных мероприятий позволяют создать технологию заблаговременного сбора фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования в виде структурно-логической схемы и определиться с основными документами, обеспечивающими ее реализацию (рис. 4).

Основными документами, обеспечивающими реализацию технологии заблаговременного сбора фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования, являются структура БР по первоначально выбранной теме и индивидуальный план НПИ по теме БР. Рассмотрим порядок их оформления.

1. Структура БР по первоначально выбранной теме.

Известно, что структура БР — это документ, который отражает содержание и определяет последовательность разработки БР и базой для ее разработки является тема.

Так, сформулированная тема БР в словесном и смысловом значении отражает цель и задачи исследования. Так, как цель исследования — ясное и чёткое понимание того, зачем пишется БР, а задачи

Заключение Договора о сотрудничестве между кафедрой н предприятием для решения общих образовательных н производственных задач. В частности, определяется перечень «проблемных» производственных участков, требующих проведение исследований с целью повышения эффективности нх функционирования,,_

ЮН31

На основе перечня «проблемных» производственных участков разраоатываются, обсуждаются н утверждаются на заседание кафедры темы ЕР, направленные на разработку рациональных предложений, ориентированных на повышение эффективности функционирования «проблемных» производственных участков предприятии.

туе

Распределение и закрепление тем БР за преподавателями - научными руководителями и представление нх бакалаврантам для изучения и выбора.

Бакал аврал ты могут предлагать и инициативные темы БР Кафедра имеет право нх аргументировано отклонить нлн переформулировать.

Закрепление тем БР за преподавателями - научными руководителями и бакалаврантамн осуществляется распоряжению! завкафедрой, в котором преподаватели и бакал аврал ты, давая соответственно согласие на научное руководство н разработку, расписываются._

На основе закрепления темБР за бакалаврангами научный руководитель БР создает студенческий научный кружок на базе предприятия и разрабатывает технологию заблаговременного подхода к сбору фактического материала для разработкнБР.

Бакал аврал ты под руководством научного руководителя БР определяют цель и задачи исследования. Далее, на основе целен н задач исследования разрабатывают структуры ЕР и индивидуальные планы НПИ

Ш1ду/2

На основе структуры БР н индивидуальн ых планов НПИ бакал аврал ты разрабатывают и утверждают у научного руководителя БР задания на практики н выполнения курсовых работ согласно темы н разделов БР.

Бакалавриаты регулярно во внеучебное время, в ходе практики выполнения курсовых работ встречаются с научным руководителем БР на предприятии в составе студенческого и аучн ого кружка для обсуждения результатов сбора и обработки фактического материала по темам БР.

По окончанию НПИ [середина мая) бакалавранты на основе собранного и обработанного фактического материала создают массив материалов в виде отчетов о НПИ (конспектов материалов) по темам БР, достаточных для окончательного оформления БР в ходе днюомн ого проектирования. На баз е отчетов о НПИ бакалавран ты разрабашв ают и публикуют статьи в сборнике студенческих научных работ.

В ходе дипломного проектирования оакатавранты с научным руководителем обсуждают отчеты о НПИ по темам БР, что позволяет корректировать первоначальную тему, цель, задачи н структуру БР и приступить к окончательному оформлению БР. Далее, в установленное время организуется предзащита, рецензирование н защита БР._

Рис. 4. Технология заблаговременного сбора фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования (вариант)

исследования — это то, что необходимо сделать для достижения цели исследования. Цель и задачи исследования должны быть конкретными и ясными.

Так, например, если тема БР по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях» сформулирована как «Прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий пролива хлора при разгерметизации контейнера», то цель исследования заключается в изложении научно обоснованного рационального технического предложения по предотвращению разгерметизации контейнера с хлором.

Цель исследования предопределяет задачи исследования:

1. Прогнозирование и оценка последствий пролива хлора из контейнера при его разгерметизации.

2. Анализ существующих решений и выбор рационального решения по предотвращению разгерметизации контейнера с хлором при его транспортировке.

3. Практическое решение по ликвидации последствий пролива хлора при разгерметизации контейнера с хлором при его транспортировке.

Задачи исследования определяют структуру (разделы) БР:

1. Исследование потенциальной опасности пролива хлора при разгерметизации контейнера при его транспортировке на ЛИГВ.

2. Разработка технического предложения по предотвращению разгерметизации контейнера с хлором при его транспортировке на ЛИГВ.

3. Приведение в готовность АСФ ЛИГВ по ликвидации последствий пролива хлора при разгерметизации контейнера при его транспортировке.

2. Индивидуальный план НПИ по теме БР — это документ, который определяет последовательность, объем и сроки выполнения конкретных мероприятий с целью разработки БР в интересах предприятия. Он разрабатывается на основе структуры

Таблица 2

Индивидуальный план научно-практического исследования бакалавранта Иванова И. И по теме БР (вариант)

Наименование мероприятий Семестры (и недели) Отметка о полноте выполнения

4 5 6 7 8

1. Информационный поиск и изучение основ научных исследований, нацеленные на формирование проблемы, цели и задач БР; изучение требований, предъявляемых к БР, и правил оформления научных исследований. Разработка индивидуального задания на производственную практику на основе содержания 1-го и 2-го разделов БР; сбор фактического материала и представление их в виде отчета; защита отчета по производственной практике. Выполнен в полном объеме

2. Разработка на базе отчета по производственной практике курсовой работы, содержание которой соответствует 1-му разделу БР. Выполнен в полном объеме

3. Разработка на базе отчета по производственной практике курсовой работы, содержание которой соответствует 2-му разделу БР. Разработка индивидуального задания на преддипломную практику на основе содержания 3-го раздела БР; сбор фактического материала и их представление в виде отчетов; защита отчета по практике. Выполнен в полном объеме

4. Разработка на базе отчета по преддипломной практике курсовой работы, содержание которой соответствует 3-му разделу БР. Формирование массива материала в виде отчета о НПИ по теме БР. Статья по теме БР в сборник студенческих научных работ. Выполнен в полном объеме

5. Обсуждение отчета о НПИ и окончательное формирование темы, структуры и содержания разделов БР. Предзащита, рецензирование и защита БР. Выполнен в полном объеме

БР, технологии организации и ведения заблаговременного подхода к сбору фактического материала для разработки БР и для его оформления целесообразно использовать линейно-графический метод планирования.

Линейно-графический метод планирования, помимо сроков начала и окончания мероприятий, включает графическое представление об их продолжительности (они изображаются путем ленточного заполнения календарных сеток). Календарные сетки в линейном графике могут быть детализированы по семестрам и неделям. Это обусловливает наглядность линейно-графических построений, их очевидную простоту и определило широкое распространение при составлении планов, требующих увязки совокупности планируемых мероприятий (табл. 2).

Таким образом, с точки зрения разработки и защиты БР в срок, а также подготовки бакалавров в интересах конкретных предприятий, заблаговременный подход по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования является наиболее целесообразным.

Реализация заблаговременного подхода по сбору фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования предусматривает создание соответствующей технологии в области повышения эффективности разработки БР в интересах предприятий. При этом наилучшей производственной базой для ее создания является интеграция кафедр и предприятий. Так, она позволяет установить перечень тем БР, разработка которых обеспечит повышение эффективности функционирования «проблемных» производственных участков предприятия. Что в целом и является целью технологии.

При этом основными документами, обеспечивающими реализацию технологии заблаговременного сбора фактического материала для разработки БР в ходе дипломного проектирования, являются тема и структура БР, индивидуальный план НПИ по теме БР. Так, индивидуальный план НПИ показывает, когда и какие мероприятия должны быть выполнены, какие должны быть получены результаты по теме БР. В дальнейшем, полученные в ходе НПИ результаты сводятся в отчет, материалы которых используются для окончательного оформления темы и структуры БР в ходе дипломного проектирования.

Библиографический список

1. Бокарев, А. И. Сведения о профессионализме бакалавра и требования к ВКР на соискание академической степени «бакалавр» / А. И. Бокарев, А. Б. Корчагин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 5 (132). - С. 119-123.

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Министра образования и науки РФ [от 14 декабря 2009 г. № 723]. - М. : Минобрнауки России, 2009. - 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кругов, В. И. Основы научного исследования / В. И. Кру-тов. - М. : Высшая школа, 1989. - 399 с.

4. ПП ОмГТУ 71.12-2008 «Планирование процесса жизненного цикла продукции. Положение о выпускной квалификационной работе (бакалавра, дипломированного специалиста, магистра)» [утв. и введ. в действие приказом от 15.05.2008 № 62]. - Омск : ОмГТУ, 2008. - 27 с.

Е

о

5. Учебный план по направлению подготовки 280700.62 -«Техносферная безопасность» и профиль подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». - Омск : ОмГТУ, 2012. - 5 с. ■л 6. Основная образовательная программа высшего профес-

сионального образования направления подготовки магистров

? 280700.62 - «Техносферная безопасность» и профиля под-^ готовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». - Омск : | ОмГТУ, 2010. - 29 с.

5 7. Ковалев, А. И. Система высщего образования: инфор-

™ мационная среда, экономика, менеджмент : учеб. пособие /

£ А. И. Ковалев, В. В. Закотнов, Е. Д. Липкина, В. П. Люшня ;

^ под ред. А. И. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск :

I ОмГПУ, 1998. - 183 с. х

6 8. Мы движемся в верном направлении // Четверг. - 2014. -° 11 декабря.

БОКАРЕВ Александр Иванович, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета (ОмГТУ). КОРЧАГИН Анатолий Борисович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ОмГТУ. ЛЕНИЦКИЙ Константин Сергеевич, старший преподаватель кафедры «Вождение» Омского автобронетанкового инженерного института. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.12.2014 г. © А. И. Бокарев, А. Б. Корчагин, К. С. Леницкий

УДК 378 147 75 Н. П. ГОЛОВАЧЕВА

З. Ж. РАБИЛОВА

Омский государственный педагогический университет

Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы

ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновываются специфические задачи постижения живописного мастерства в процессе изображения природы. Описываются основные этапы последовательного решения конкретных живописных задач. Рассматриваются возможные формы мотивации, активизирующие творческую деятельность студентов на выполнение поставленных установок.

Ключевые слова: пленэр, деятельность, творчество, живопись, пейзаж, практика.

Пленэрная практика на художественно-графических факультетах проходит с первого по третий курс. Её специфика заключается в том, чтобы активизировать профессионально-творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства, а также обеспечить постоянно усложняющиеся живописные задачи, состоящие в следующем:

— дать будущим художникам представление об особенностях живописного процесса на пленэре, его основных компонентах и законах построения; о специфике работы с цветовыми отношениями, декоративностью цвета, выразительностью, о передаче колористического состояния пейзажа;

— раскрыть специфику композиционного построения станковой картины на основе этюдного материала;

— развить образное восприятие и представление, сформировать индивидуальный творческий подход художника к изображаемому пейзажу;

— способствовать развитию эстетического вкуса, умению выражать, содействовать формированию эстетической оценки изображаемого пейзажного мотива;

— обогащать знания, развивать умения, навыки и способы деятельности по решению различных живописных задач.

Основой учебно-познавательной деятельности на пленэре является выполнение натурных этюдов пейзажа в различных условиях освещения и состояния,

использование различных художественных приемов работы. Таким образом, в основу курса пленэра заложен творческий метод художника, состоящий в решении задач в постоянно меняющихся условиях.

Формирование творческого метода в процессе пленэрной практики заключается, прежде всего, в том, чтобы не копировать природный мотив, а находить своеобразие колористического образа. Признанный мастер сюжетной композиции Б. В. Иоган-сон писал: «В природе нет ничего отдельного. Все зависит одно от другого. Понять это целое и выявить живописную связь вещей и не простое дело, как думают некоторые наивные копировщики. Списать натуру невозможно, а главное, не нужно. Её нужно проявлять на холсте. Чтобы ее выявлять на холсте, нужно уметь видеть. Все искусство держится на чуть-чуть» [1].

На пленэрной практике формируется образовательно-творческий коллектив, объединенный общими целями и задачами, потребностями и мотивами деятельности, направленными на эстетическое освоение пейзажного жанра, а также на приобретение знаний, умений, навыков реалистического отображения окружающей действительности.

Творческая деятельность студентов основана на положительной мотивации к учебной деятельности, на состоянии переживания успеха, увлеченности общим делом, создании благоприятной психологической обстановки в коллективе, постоянном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.