Таким образом, мы считаем, что составление учебного плана с учетом вышеперечисленных рекомендаций приведет к непрерывному развитию ИКТ-компетентности педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык», а также позволит укрепить межпредметные связи и обеспечит преемственность и последовательность перехода от развития общекультурных ИКТ-компетенций к профессиональным, а затем специальным ИКТ-компетенциям.
Библиографический список
1. Лапчик, М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления [Электронный ресурс]. — URL: http://www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 07.07.2014).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения 10.07.2014).
3. Петренкова, С. Б. Особенности построения курса «Математика и информатика» / С. Б. Петренкова, Е. В. Рашидова // Современные информационные технологии и ИТ-образование : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2008. - С. 271-276.
4. Семакин, И. Г. Эволюция школьной информатики / И. Г. Семакин // Информатика в школе. — 2011. — № 5 (225). - С. 2-7.
5. Сиренко, Н. А. Учебная дисциплина «Математика и информатика» в ссуз: проблемы и пути их преодоления [Электронный ресурс]. - URL: http://ito.Su/2000/II/1/127.html (дата обращения: 07.07.2014).
ПЕТРОВА Наталья Валерьевна, ассистент кафедры «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».
Адрес для переписки: wiki.admi@gmail.com
Статья поступила в редакцию 09.09.2014 г. © Н. В. Петрова
УДК 378.147:75
З. Ж. РАБИЛОВА Н. П. ГОЛОВАЧЕВА
Омский государственный педагогический университет
СПЕЦИФИКА
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ_
В статье на основе обобщения живописного опыта вьщающихся мастеров пленэрной живописи, а также психологических исследований особенностей творческого процесса выявляется наиболее целесообразная методическая последовательность в овладении искусством пейзажной живописи.
Ключевые слова: пленэр, творчество, деятельность, цвет, тон, живопись.
Многовековая история развития пленэрной живописи во многом обусловливает направление поисков методической целесообразности конкретных форм и методов обучения в контексте эстетических предпочтений различных художественных школ. В каждую из художественных эпох акцентировались свои принципы пленэрного изображения. Например, с эпохи Возрождения начинает формироваться живописная школа, основанная на научном подходе к изображению природы. В трудах великих художников того времени Л. Альберти, Д. Вазари, П. Веро-незе, А. Дюрера, Л. да Винчи, Ч. Ченнини и др. подчеркивается необходимость освоения изображения природы посредством воспитания у художника целостного видения и живописного изображения от целого к деталям. В это же время стал проявляться интерес художников к особенностям зрительного восприятия при изображении с натуры.
К проблемам пленэрной живописи обращались выдающиеся художники-практики и в более поздние времена А. Ватто, Э. Делакруа, Д. Рейнольдс, П. Рубенс, которые считали природу школой для художника.
Совершенно новое веяние в искусство пленэрной живописи внесли художники-импрессионисты
и постимпрессионисты П. Гоген, В. Ван Гог, Э. Мане, К. Моне, П. Сезанн, А. Сислей и др., которые стремились воплотить на холсте непосредственные эмоциональные впечатления от природы.
Следует отметить, что и в русском изобразительном искусстве пленэрная живопись занимает особое место. Достаточно вспомнить знаменитые имена художников Ф. Васильева, К. Коровина, А. Куинджи, И. Левитана, В. Поленова, В. Саврасова, В. Серова, И. Шишкина и других известных живописцев, понимавших пленэрную живопись в единстве с сюжетной и композиционной составляющей. В этом контексте необходимо отметить, что, преодолевая каноны классического и романтического пейзажа, обогащая свой опыт достижениями мирового живописного искусства, эти художники создали совершенно новую сюжетно-образную концепцию пейзажной живописной композиции. Важнейшее место здесь принадлежит знаменитому художнику А. Саврасову, который пришел к созданию подлинно русского пейзажа, основанного на изображении реальной действительности. Вместе с тем огромное значение для развития пейзажного жанра в России имела его плодотворная педагогическая деятельность, в кото-
рои он стремился развивать творческии подход учеников в непосредственной работе с натуры. Его принцип обучения заключался в отказе от традиционной штудировки натуры в мастерской и копировании оригиналов, в предоставлении ученикам значительной свободы в работе с натуры, на пленэре. Он ставил задачи находить в природе то, что отвечает чувству каждого художника, и убедительно передать найденный сюжет. При этом Саврасов считал основной целью обучения формирование самостоятельного мышления ученика, видя в этом залог сознательного отношения молодого художника к реальной действительности и к искусству. Он считал недопустимым простое копирование окружающей действительности и ставил задачи передачи «ощущения», «чувства» от природы, пейзажа [1]. Педагогическая деятельность А. Саврасова заложила прочную основу для дальнейшего развития реалистического пейзажного искусства, создала предпосылки и возможности для интенсивного овладения пленэрной живописью. Ярким примером эффективности его педагогической деятельности является творчество его учеников, впоследствии известных художников Л. Каменева, К. Коровина, И. Левитана, М. Нестерова.
Ценный теоретический и эмпирический материал живописного искусства оставили художники советского периода А. Дейнека, Б. Иогансон, Н. Крымов, С. Чуйков, К. Юон и др. Многие известные ученые-методисты посвятили свои исследования различным проблемам обучения живописи (Г. В. Беда, Б. Г. Гагарин, Н. В. Масленников, Г. Б. Смирнов, А. А. Унков-ский, О. В. Шаляпин, А. П. Яшухин и др.). Их работы позволили существенно обогатить понимание сущности живописного процесса с педагогических позиций. Следовательно, важнейшей задачей обучения является подготовка творчески активной профессиональной личности художника, основанной на знании изображаемой природы, ее структуры в соединении с умением передавать в живописи свое эмоциональное отношение к увиденному пейзажному мотиву.
Вместе с тем актуальные проблемы художественного творчества исследуются в психологической науке известными учеными Н. Н. Волковым, Е. И. Игнатьевым, В. И. Кириенко, В. С. Кузиным, О. И. Никифоровой, Б. М. Тепловым и др. Анализ исследований этих авторов позволяет сделать вывод о том, что понятие «профессионально-творческая деятельность» соотносится с достижением определенной цели благодаря соответствующим средствам, обеспечивающим как результат, так и сам процесс. В современной психологии различают внешние, моторные действия, связанные с конкретными движениями личности, и внутренние, психические, обеспечивающие умственную активность посредством анализа конкретной ситуации. Внешняя деятельность направляется умственной деятельностью, что обеспечивает целесообразность и эффективность последней.
Профессионально-творческая деятельность художника связана с рождением новых образов и новых средств для достижения убедительного и выразительного образа, а также с высокой мотивацион-ной готовностью к развитию профессионально-значимых качеств. В этом контексте профессионально-творческая деятельность понимается как сложный динамический процесс личностного образования, затрагивающего все внутренние психологические сферы личности и выражающего во всех личностных проявлениях конкретного человека. Известно, что
творчество предполагает индивидуально-личностное решение поставленной задачи, что, казалось бы, искючает какую-либо объективную оценку. Однако в изобразительном искусстве существует понятие грамотности и выразительности живописного изображения. Во время живописного изображения с натуры достаточно объективному оцениванию поддаются визуально воспринимаемые показатели природного мотива и его технического живописного воплощения: общие и частные пропорции, плановость, контрастность цветовых и тональных взаимодействий и др. В конечном счете как правило оцениваются грамотность и техничность исполнения этюда. Вместе с тем трудно оценить степень гармоничности цветовых взаимодействий (чувство меры, целостность, ритмичность и др. критерии), обусловливающих эстетическую оценку живописного этюда, а также соотнесенность живописных действий с первоначальным замыслом, что позволяет учитывать целостный перцептивный процесс в творческой деятельности.
«Сквозной целью учебной практики, — писал К. Юон, — должно стать усвоение учащимися всех основных законов зрительного природного мира во всех типичных условиях освещения и воздушной среды как изучение закономерностей в работе над формой, как изучение композиции и зрительной ритмики или добротных качеств живописной фактуры законов колорита и взаймодействия красочных сочетаний, искусства цветового и светового насыщения живописи и т.д. [2].
В теории и практике обучения пленэрной живописи особенно ценно педагогическое наследие Н. П. Крымова. Первейшей задачей художник считал постановку глаза на правильное определение общих цвето-тоновых отношений. В частности, он утверждал, что «ошибка в тоне дает неверный цвет ... живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала... Можно легко увидеть, что темнее — это многие видят. Главное увидеть, что, чего и насколько темнее». Н. Крымов считал, что в работе над этюдом пейзажа основным является определение общего тона. Правильное определение общего тона помогает передать состояние пейзажа, материальность, избавляет от лишней детализации, дает глубину и распределяет предметы в пространстве. Определение общего тона художник неразрывно связывает с умением видеть цельно и работать отношениями: «... живописным можно назвать только такое произведение, в котором найден общий тон и верные отношения между тонами отдельных предметов и частей картины» [3].
Несколько иной позиции придерживался известный советский живописец и педагог Б. Иогансон, который считал достижение гармонии цветовых отношений главной задачей живописца. Развивая педагогические достижения своих учителей В. Серова и К. Коровина в обучении пленэрной живописи, Б. Иогансон стремился «поставить глаз» молодого художника на точность определения цветовых оттенков при помощи метода сравнения. Он советовал сравнивать сначала всего два, потом три тона и работать как бы сразу двумя и тремя кистями, выявлял разницу в светосиле и оттенке глаза. «При этом небходимо сравнивать темное с темными, тени с тенями, света со светами, полутона с полутонами. Живопись в природе не находится в готовом, написанном состоянии, она полукрыта, ее нужно проявлять на холсте. Чтобы ее выявлять на холсте, нужно уметь видеть. А чтобы видеть, необходимо
поставить глаз» [4]. В основу обучения живописи Б. Иогансон положил метод работы отношениями и постоянно акцентировал внимание художников на необходимость добиваться точных цветовых взаимоотношений.
В пленэрной живописи освещение каждого состояния в природе диктует свой подход в фактурном и цветовом решении мотива. Тонкие, пасмурные состояния пейзажа скрадывают и обобщают большое количество деталей. В таких ситуациях мотив наполняется большими обобщенными массами-ритмами. Данное обобщение требует широкой живописной трактовки. Солнечное освещение проявляет большое количество информации и деталей в изображаемом пейзаже. Это ставит перед художником сложную задачу выявления главного и подчинение этому всех многочисленных второстепенных деталей и цветовых контрастов. Кроме этого, для передачи цветовых отношений солнечного дня требуется декоративность решения цветовых отношений в этюде. Колорит основывается на четкости проявления ритмического взаимодействия основных глубинных ходов пейзажного мотива.
Безусловно, изображение раннего утра, солнечного дня или вечернего состояния требует от художника образного осмысления изображаемого и нахождения адекватных живописных средств для передачи своего эмоционального отношения к воспринимаемому природному явлению. Вместе с тем очевидно, что живописное изображение весеннего, летнего, осеннего пейзажа, а также различных природных состояний (дождь, гроза, радуга, туман и т.д.) значительно активизирует творческую деятельность художника по выявлению колористического своеобразия каждого природного мотива. Кроме этого, световое освещение в природе постоянно меняется, поэтому художнику необходимо успеть выявить только основные цветовые и тоновые контрасты, определяющие колористическую сущность изображаемого природного состояния. Все это предполагает наличие у художника активной творческой деятельности. Для успешной творческой работы необходима личностная мотивация к конкретной творческой деятельности, что обеспечивает стремление к самостоятельному поиску образного решения пленэрного мотива, увлеченность, сосредоточенность, устойчивый интерес к выбранной профессии, к саморазвитию и к самосовершенствованию.
Живописная творческая деятельность начинается с сопоставления изображаемого с самыми отдаленными образами, дающими возможность художнику «пробелить» воспринимаемое через самые неожиданные образы воображения и сопоставления, что эффективно способствует выявлению живописной сути и нахождению новых, еще неизвестных способов передачи личностного отношения к изображаемому. Хотя, естественно, требует более интенсивного умственного напряжения и эмоционального настроя
студентов, чем простое копирование, однако только в этом случае мы можем говорить о полноценной творческой деятельности в живописном процессе.
Многие дипломные работы выпускников основаны на впечатлениях и живописных материалах пленэрной практики. Основная цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения. Задачи практики включают: выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафта, растительных форм, фигуры человека, живой и неживой природы, архитектурного декора, разработку авторских орнаментальных композиций. Занятия по живописи, рисунку и композиции на пленэре направлены на развитие у студентов широкой пространственной ориентации, способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение — в двухмерном пространстве на плоскости. Студентов необходимо научить отображать в своих работах целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности, применять в этюдах метод работы отношениями, сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб. Поэтому важнейшей задачей обучения является подготовка творчески активной профессиональной личности художника, основанной на знании изображаемой природы, ее особенностей в соединении с умением передавать в живописи свое эмоциональное отношение и эстетическую оценку изображаемому пейзажному мотиву.
Библиографический список
Л.
1. Мальцева, Ф. С. А. К. Саврасов / Ф. С. Мальцева. — Художник РСФСР, 1984. - С. 142.
2. Юон, К. Ф. Об искусстве / К. Ф. Юон. — М. : Советский художник, 1959. — С. 296.
3. Крымов, Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания / Н. П. Крымов. — М. : Искусство, 1989. — С. 17—33.
4. Иогансон, Б. В. За мастерство в живописи / Б. В. Иогансон. — М. : Просвещение, 1952. — С. 33.
РАБИЛОВА Зоя Жилгилдиновна, соискатель по кафедре академической живописи и рисунка Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), старший преподаватель кафедры живописи Казахского национального педагогического университета им. Абая.
Адрес для переписки: zoya.rabilova@mail.ru ГОЛОВАЧЕВА Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка ОмГПУ. Адрес для переписки: 26gala.natali@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.01.2015 г. © З. Ж. Рабилова, Н. П. Головачева
Книжная полка
Мильчарек, Н. А. Педагогическая психология : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Н. А. Мильчарек. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Рассмотрены теоретические вопросы педагогической психологии: психологические механизмы обучения и воспитания, сравнительный анализ психологических предпосылок традиционной и инновационной стратегий образования, психологическое содержание педагогической деятельности, а также представлен перечень и содержание практических заданий, план-задания по учебным неделям, перечень тем для самостоятельной работы студентов.