УДК 75.022.81
Одаряев Денис Валерьевич
Odaryaev Denis Valeryevich
соискатель кафедры живописи и композиции
Кубанского государственного университета тел.: (918) 043-18-05
PhD applicant of the Pictorial Art and Design Department, Kuban State University tel.: (918) 043-18-05
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЖИВОПИСИ ПЛЕНЭРА
COMPETENCE-BASED APPROACH TO PLEIN-AIR PAINTINGS TEACHING
Аннотация:
Summary:
Разработана и внедрена в учебный процесс некоторых художественно-графических факультетов группа специальных компетенций в обучении живописи пленэра, способствующая развитию композиционно-образного мышления студентов курсов.
The article expounds elaboration and implementation of special competences in plein-air painting educational process by some pictorial and graphic arts departments, therefore stimulating development of compositional and creative thinking of 2-4 year students.
Ключевые слова:
компетенция, компетентность, эскиз картины, этюдный материал, живопись на пленэре, композиционно-образное мышление.
competency, competence, sketch for a painting, etude material, open air painting, compositional and creative thinking.
Keywords:
Основным результатом образовательного процесса на художественно-графических факультетах в настоящее время является овладение студентами не только определенным набором знаний, но и совокупностью компетенций в области изобразительного искусства.
Введение образовательных компетенций в учебный процесс позволяет решить одну из главнейших проблем современного обучения, когда студенты обретают необходимые знания на теоретическом уровне, но не всегда применяют их на практике.
Прежде чем перейти к обозначенной проблеме, необходимо обратиться к определению понятия «компетенция». А.В. Хуторской дает ему следующее истолкование: «Компетенция -готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [1, с. 109]. «Компетенция - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» [2, с. 325]. Компетенция также характеризует не только практическую деятельность, но и «определенный круг объектов, по отношению к которым эта компетенция задается» [3, с. 110]. Например, компетенция художника задается такими предметами, как масляные краски, изобразительная плоскость (холст или оргалит), кисти и т.д. «Компетентность - это овладение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4, с. 110].
«Компетенция» в отличие от «компетентности» является общеобразовательным стандартом, не содержащим личное отношение ученика к предмету деятельности.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, которые могут относиться только к учащимся. Например, студент художественно-графического факультета осваивает в вузе компетенции пленэрной живописи, но использует их составляющие в полном объеме только после окончания университета. Во время обучения эти компетенции считаются образовательными [5].
Как отмечает А.А. Васильева, компетентностный подход обладает двумя важными качествами: во-первых, он позволяет ориентироваться не на количество полученных знаний, а на компетентного в своей сфере специалиста, во-вторых, связывать образовательные программы с потребностями работодателей [6]. Также при компетентностном подходе «оценке педагога подлежит не только посещаемость, текущая и итоговая успеваемость, но и участие в научных конференциях, творческих выставках, конкурсах и т.д.» [7, с. 198].
В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата на художественно-графическом факультете перечисляются три основные группы компетенций, которыми должен обладать выпускник: общекультурные (ОК), профессиональные (ПК), специальные (СК).
Наше исследование затрагивает специальные компетенции, к которым относятся:
1. Владение теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна.
2. Готовность планировать, организовывать и осуществлять процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, дизайну.
3. Владение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике.
4. Владение навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (в том числе обнаженной натуры, фигуры в интерьере).
5. Готовность использовать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, владение творческими способностями.
Однако, на наш взгляд, перечисленных выше компетенций недостаточно для обеспечения учебного процесса живописи пленэра у студентов художественно-графических факультетов. Поэтому в результате систематизации знаний и практических навыков, получаемых студентами на пленэрной практике, нами были разработаны следующие специальные компетенции в живописи пленэра:
1. Осознанное владение понятийным аппаратом, терминологией живописи и умение пользоваться ими во взаимосвязи с содержанием учебного материала курса пленэрной живописи: понимание отличительных особенностей живописи в условиях мастерской и в условиях пленэра; владение понятиями общего тона и общего цвета, предметного и обусловленного цвета, воздушной и линейной перспективы.
2. Владение знаниями и практическими умениями, обеспечивающими целенаправленность и последовательность составления эскиза пейзажа-картины: сбор подготовительного материала; эскизы, определяющие цветовое и тоновое состояние мотива; эскиз общего композиционного решения; картон.
3. Готовность решать образные и пластические задачи этюдов пленэрной живописи: целенаправленный выбор пленэрного мотива; определение общего тона и общего цвета натуры (пейзажа или портрета) в условиях пленэра; определение больших цветовых отношений между основными объектами натуры (отношения неба, земли, воды и т. д.); моделировка больших форм с помощью тона и цвета; выявление в этюдах соотношения предметного и обусловленного цвета натуры.
4. Готовность ориентироваться в передаче средствами живописи постоянно меняющихся условий пленэра: применять работу памяти и представления не только в процессе составления композиции эскиза картины, но и в доработке этюдов с натуры в условиях мастерской; рассчитывать время выполнения каждой из задач натурных этюдов на пленэре.
Перечисленные выше компетенции явились основой для разработки критериев оценки практической подготовки студентов по живописи пленэра: умение логически выстраивать композицию эскиза картины, используя собранный этюдный материал; решение этюдных задач пленэрной живописи (определение общего тона и общего цвета пейзажа и портрета в условиях пленэра, моделировка больших форм с помощью тона и цвета и т.д.); использование различных технических приемов; осознанное владение терминологией живописи в необходимом объеме во взаимосвязи с содержанием учебного материала курса пленэрной живописи.
Отметим, что в основе разработанных нами компетенций положен метод работы отношениями, который основывается на сопоставлении всех цветов натуры по светлоте, насыщенности и цветовому оттенку [8].
Выделенные специальные компетенции не только способствуют освоению реалистической изобразительной грамоты и развивают чувство цветовой гармонии, но и предоставляют большие возможности для проявления композиционно-образного мышления, которое необходимо для формирования будущего художника-педагога. Это композиционно-образное мышление может быть развито у студентов художественно-графических факультетов не только в этюдах с натуры, но и при работе над эскизом картины, которая может выполняться как в условиях пленэра, то есть непосредственно с натуры, так и в мастерской на основе собранного этюдного материала.
Для реализации компетентностного подхода к обучению живописи пленэра нами была разработана экспериментальная программа, включающая специальные задания на развитие зрительной памяти, представления и композиционно-образного мышления. Данная программа была внедрена в учебный процесс художественно-графического факультета II—IV курсов Кубанского государственного университета, Орловского государственного университета и Карачаево-Черкесского государственного университета.
В проведенном эксперименте использовались следующие общедидактические методы обучения живописи пленэра:
— информационно-перцептивный метод, заключающийся в передаче студентам теоретической информации (лекции, вводные беседы перед каждым заданием);
— репродуктивный метод, предполагающий наглядный показ педагогом различных приемов работы с изобразительным материалом, последовательности ведения этюда (кратковременного и длительного) и эскиза картины;
— метод проблемных упражнений, проявляющийся в самостоятельной работе студентов над пейзажной композицией. Данный метод применяется после того, как учащиеся обрели необходимые умения и навыки этюдной живописи на пленэре;
— исследовательский метод, как и метод проблемных упражнений, применяется после усвоения студентами основ пленэрной живописи. Учащимся дается задание на исследование изменений общего тона и общего цвета одного какого-либо пейзажа в разное время суток.
Как показал эксперимент, введение компетентностного подхода в обучение пленэрной живописи позволяет последовательно преодолевать различные проблемы, возникающие у студентов в процессе практики. Количество учащихся, добившихся уровня «выше среднего» и «высокого», в экспериментальных группах было больше на 25 % и 30 %, чем в контрольных.
Ссылки:
1. Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007.
2. Словарь иностранных слов. М., 2005.
3. Хуторской А.В. Указ. соч.
4. Там же.
5. Там же.
6. Васильева А.А. Принципы формирования основных образовательных программ третьего поколения на факультете изобразительного искусства // Современные проблемы художественнопедагогического образования. СПб., 2007.
7. Денисенко В.И. Внедрение компетентностного подхода в процессе специальной подготовки ху-дожника-педагога // Художественно-педагогическое и художественное образование в условиях модернизации высшей школы России: история, теория, методика. Краснодар, 2010.
8. Беда Г.В. Живопись. М., 1986.
References (transliterated):
1. Khutorskoy A.V. Sovremennaya didaktika. M., 2007.
2. Slovar' inostrannykh slov. M., 2005.
3. Khutorskoy A.V. Op. cit.
4. Ibid.
б. Ibid.
6. Vasil'eva A.A. Printsipy formirovaniya osnovnykh obrazovatel'nykh programm tret'ego pokoleniya na fakul'tete izobrazitel'nogo iskusstva // Sovremennye problemy khudozhestvenno-pedagogicheskogo obra-zovaniya. SPb., 2007.
7. Denisenko V.I. Vnedrenie kompetentnostnogo pod-khoda v protsesse spetsial'noy podgotovki khudozh-nika-pedagoga // Khudozhestvenno-pedagogiches-koe i khudozhestvennoe obrazovanie v usloviyakh modernizatsii vysshey shkoly Rossii: istoriya, teoriya, metodika. Krasnodar, 2010.
5. Beda G.V. Zhivopis'. M., 19S6.