Научная статья на тему 'Некоторые методические аспекты пленэрной живописи'

Некоторые методические аспекты пленэрной живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головачева Н.П.

В статье обосновываются специфические задачи постижения живописного мастерства в процессе изображения природы. Описываются основные этапы последовательного решения конкретных живописных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODOLOGICAL ASPECTS OF PLEIN AIR PAINTING

The article describes the specific tasks of achieving painting mastery in the process of nature depicting. The main stages of the sequential solution of the specific painting tasks are described.

Текст научной работы на тему «Некоторые методические аспекты пленэрной живописи»

но-колористическая трактовка цвета предполагает конкретно-чувственное его восприятие и эмоциональное переживание. Но одновременно с этим происходит, хотя это и кажется парадоксальным, некоторое умаление цвета. Пока цвет использовался локально, он был более заметен, ярок, большую роль играла символика цвета. При колористическом решении цвет, разделяя свою выразительную и изобразительную роль с другими средствами художественной выразительности, несколько стушевывается, становится менее заметным и броским. Назовем основные признаки колоризма.

1. Это гармония красок, образующая некое оптическое целое. Монохромность исключает колоризм.

2. Колоризм не может быть сведен только к цветовой гармонии. Комбинация разнообразно окрашенных фигур на плоскости может представлять очень приятное сочетание и образовать оптическое целое, как, например, в орнаменте, но в данном случае мы будем иметь только гармонию цвета, но не колорит.

3. Колоризм в собственном смысле слова - особое качество живописного произведения, и поэтому необходимым его условием является живописная интерпретация цвета, т. е. не простая комбинация открытых цветов, а система валерных отношений. Свет и цвет у подлинного колориста выступают в неразделимом единстве.

4. Колорит не есть точная копия цветовых отношений натуры . Художник-колорист допускает несколько повы шенное звучание воспринимаемых в действительности цветов, и там, где обычно видят простое серое, он видит розовое, синее и т. д.

5. Важным признаком колорита является сохранение выразительности цвета в изображении далей. «Неколорист», следуя известному закону о том, что цвета по мере удаления от нас теряют насыщенность и как бы сближаются между собой, решает задачу очень просто, замазывая пейзажные дали какой-нибудь серо-голубой красочной смесью. Колорист же сохранит красоту и выразительность цвета на резкой глубине картинного пространства.

6. Колоризм не обязательно содержится там, где художник употребляет чистые краски. Он может быть присущ и произведениям, которые на первый взгляд кажутся серыми. По этому поводу Рафаэль замечал: «Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Шардена следует изучать как одного из наших величайших колористов, так как среди наших мастеров он не только тоньше всех видел, но и умел лучше всех передавать те нежнейшие сероватые оттенки, которые порождены светом, рефлексами и воздушной средой» (цит. по [5, с. 198]).

Таким образом, в живописи обнаженной фигуры студенту необходимо решить задачу изображения формы живой натуры в определенных условиях освещения. Выполнение подобных сложных заданий по этой тематике необходимо для приобретения профессиональных навыков в области живописи. Общие знания и практические навыки, накапливаемые в процессе этой работы, несомненно, будут использованы при выполнении композиции. Студентам предстоит писать различные по характеру постановки - этюды мужской и женской фигуры в условиях разной освещенности.

1. Виннер А. В. Техника живописи советских мастеров. М.: Совет. худож., 1958. 206 с.

2. Волков А. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 214 с.

3. Унковский А. А. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983. 145 с.

4. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. 190 с.

5. Левидова М. М. Цвет и линия. М.: Совет. худож., 1986. 326 с.

© Баймуханов Г. С., 2015

УДК 378. 147:75

некоторые методические аспекты пленэрной живописи

В статье обосновываются специфические задачи постижения живописного мастерства в процессе изображения природы. Описываются основные этапы последовательного решения конкретных живописных задач.

Ключевые слова: пленэр, деятельность, творчество, живопись, пейзаж, практика.

Н. П. Головачева N. P. Golovacheva

some methodological aspects of plein air painting

The article describes the specific tasks of achieving painting mastery in the process of nature depicting. The main stages of the sequential solution of the specific painting tasks are described.

Keywords: pleinair, activity, creativity, painting, landscape, practice.

Изучение специфики пейзажной живописи, знакомство с природой в ее разнообразии и величии в изобразительном контексте искусства, является одной из важных задач подготовки будущих художников и важным разделом программы курса живописи.

Выполнение учебных заданий на пленэре (на открытом воздухе) несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, множество разнообразных планов, смена одного состояния на другое - все это усложняет работу художника с натуры и в то же время содержит в себе бога-

тейший запас знаний. В ходе работы с натурой художник решает несколько задач: композиционный поиск в разном формате (горизонталь, вертикаль, квадрат), свето-тоновое состояние определенного момента времени, изображение и передача воздушной среды и значительного пространства, общее колористическое единство и целостность восприятия работы. Решить все эти задачи сразу может лишь опытный художник. Для этого необходимо последовательное выполнение заданий с конкретно поставленными задачами по рисунку, живописи и композиции.

Одной из основных задач пленэрного этюда является передача определенного светового состояния пейзажа. Для передачи цветовых особенностей пейзажа, рекомендуется писать этюды одного и того же пейзажа при различном освещении. Хорошим примером для этого являются работы французского художника-импрессиониста Клода Моне «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером» (1894). Один и тот же объект (собор), но совсем другое восприятие и ощущение от картины, иная цветовая игра, иное переплетение излучений солнечного света и рефлексов от окружающей среды. Наблюдение за изменением свето-тонового и цветового состояния одного и того же мотива обогащает колористическую палитру начинающего художника, развивает знание о тоне и цвете.

Тон, как один из главных составляющих характеристик цвета особое место занимает в живописи, являясь выразительным и изобразительным средством. Замечательный художник-педагог Н. П. Крымов уделял большое внимание нахождению общего тона в работе над живописным этюдом. «Только глаз одаренного в живописи человека умеет тонко видеть разницу тонов, значит, такой человек имеет больше данных стать художником. Так, музыкант, одаренный тонким слухом, слышит разницу меньше полутона. Самое главное - тон. Кто пишет картину тоном и верно передает его, умея при всем разнообразии оттенков сохранить общий тон, тот называется живописцем» [1, с. 27-28].

Пейзаж, написанный утром, будет отличаться от пейзажа, написанного вечером или днем за счет изменения общей освещенности. Неверно взятое цветовое пятно (повышенной или пониженной светлотности) будет нарушать весь цветовой баланс. Взятый верно общий тон в этюде характеризует общее состояние освещенности в природе. С помощью тона иллюзорно создается объемность изображения, передается плановость в пейзаже. Ритмическая организация в композиции пейзажа через цвето-тоновые отношения помогает не только создать точность увиденного, но и выразить эмоционально образное отношение к нему. Тонкая тоновая живопись великолепно представлена в работах известного русского художника Исака Левитана. Сложные, но всегда «музыкальные» и гармоничные тональные отношения присутствуют в его пейзажах.

Пейзажные работы на пленэре могут быть двух типов: длительные и кратковременные этюды. В начале работы на пленэре следует выбирать простые сюжеты, где решением должна быть передача тоном и цветом двух-трех отношений (неба, земли и предметной плоскости) выполняемых на формате А4, А6 в виде кратковременного этюда. В написании таких несложных этюдов стоит

совсем отказаться от деталей, излишней загруженности переднего плана.

Работу над деталями пейжаза, в передаче характера отдельных растительных и архитектурных форм, лучше всего выполнять в графических набросках и зарисовках. В таких зарисовках выразительность и пластичность формы можно передавать через линию, пятно, штрих, используя разные графические материалы (пастель, тушь, уголь, сангина и т. д.), начиная, как и в живописном этюде, с небольшого формата листа.

В длительном этюде ставятся следующие задачи: убедительная передача объемных архитектурных и растительных форм пейзажа, соотношение частей пейзажа по цвету и свету, выделение главного и второстепенного, передача плановости. Работа над длительным этюдом проходит в несколько сеансов.

Задача передачи общего тонового и цветового состояния природного мотива с элементами воздушной перспективы становится первостепенной в пленэрной практике. Работа большими цветовыми и тональными пятнами помогает увидеть целое, правильно передать в этюде тонально-цветовые отношения переднего и дальнего плана, состояние воздушной среды, а также способствует умению сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Живописный процесс всегда основывается на противопоставлении цвета и тона, взаимодействии между ними.

Мастер жанровой композиции Б. В. Иогансон писал: «Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению... Все значение и весь смысл моего метода заключается в поисках тона и цвета любого пятна, любой точки этюда не путем пытливого анализа одного этого пятна, а наоборот, путем сравнения с окружающим, позволяющего найти соответственное место в целом» [2, с. 36-37]. Большую роль играет умение целостно воспринимать и передавать целостность как в пейзаже, так и в других жанрах и видах искусства.

Говоря о целостном, Б. В. Иогансон утверждал, что целостность восприятия является необходимым условием гармоничного решения живописной композиции, а способность «увидеть явление в целом, схватить и держать это целое в орбите напряженного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого -композиционного и колористического - это и есть основа основ искусства» [2, с. 80].

Не стоит забывать о композиции, ее роли в передаче художественного замысла пейзажа, необходимо использовать в пейзаже средства гармонизации композиции: ритм, статику, контраст, нюанс, масштаб, стилизацию и т. д. Начиная с простого мотива и переходя к более сложным компо-зиционым схемам пейзажного искусства, мы расширяем свои изобразительные познаниия и умения. Характерны следующие задачи: изобразить пейзаж с замкнутым пространством (например дворы-колодцы), передать много-планновость в построении кулисной или спиралевидной композиции и т. д. Так, объект изображения (пейзаж) подчиняется общей схеме композиции, выделяется конструктивная форма картины.

62

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

Знания и материал, полученный при прохождении пленэрной практики очень важен для выполнения дипломной работы по живописи и графике в первую очередь. Прием композиционно-структурной организации пейзажа - картины с использованием композиционных схем поможет выйти на образное видение, что является главным достижением для художника.

1. Крымов Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Искусство, 1989. 224 с.

2. Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. М.: Академия художеств СССР, 1959. 248 с.

© Головачева Н. П., 2015

УДК 37.013

арт-педагогика в подготовке учителей изобразительного искусства

В статье рассматриваются возможности арт-педагоги-ки в совершенствовании методической подготовки учителя изобразительного искусства. Рассматриваются условия реализации задач художественного образования и развития творчества детей. Процесс изображения с натуры рассматривается как решение ряда изобразительных задач. Педагог должен знать способы решения задач, составляющих процесс изображения и творчества. Формирование опыта творческой деятельности будущих педагогов и школьников обусловлено работой над эскизом, а также овладением технологией художественных материалов. Единство восприятия и практической художественной деятельности обеспечивает овладение языком искусства.

Ключевые слова: арт-педагогика, творческий процесс, эскиз, язык изобразительного искусства, художественное восприятие.

A. A. HeaxHoea L. A. Ivakhnova

artpedagogics in preparation of fine arts teachers

The article discusses possibilities of artpedagogics in improvement of methodical preparation of fine arts teachers. The terms of realization of tasks of artistic education and development of children's creativity are examined. The process of depicting from nature is considered as a solution of a number of the artistic tasks. Teachers should know the methods of tasks solutions that are constituents of the process of depicting and creation. The formation of the future teachers and school students' creative activities

is determinedly the work at sketches as well as acquirement of art materials technologies. The unity of the perception and practical artistic activities leads to the artistic language acquirement.

Keywords: artpedagogics, creative process, sketch, language of fine art, artistic perception.

Художественное образование и развитие творческих способностей детей занимают важное место в документах о реформе общеобразовательной и художественной школы. Любая задача, поставленная перед школой, решается педагогом в дидактическом процессе конкретных учебных предметов. Задачи художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития могут быть решены с применением средств арт-педагогики, через взаимодействие восприятия изобразительного искусства и организацию практической художественной деятельности детей.

Процесс обучения изобразительному искусству в школе основан на традициях русской реалистической художественной школы, предполагающей восприятие, анализ, изучение натуры, знание методической последовательности выполнения каждого задания, этапов, которые отражают определенный круг изобразительных задач. Этот процесс предполагает овладение языком выразительности, изучение и применение законов композиции, цветовой гармонии, восприятие изобразительного искусства, постижение учащимися способа решения художником определенной художественной задачи, приема, при помощи которого создан художественный образ. В этом процессе взаимосвязаны художественное развитие и эстетическое воспитание, обу-

чение и художественно-творческая деятельность, что является ключевыми признаками арт-педагогики.

Сферами арт-педагогической деятельности в образовательном пространстве являются интеграция педагогики, психологии, искусствоведения, а также организация художественного творчества. Основными задачами арт-педагогики являются облегчение процесса обучения, опора в усвоении учебного материала на имеющийся духовный опыт, личностная значимость знаний, умений, навыков для обучающихся, создание отношений сотрудничества и благоприятных условий для диалога, развитие общих и специальных способностей, креативности и продуктивного самовыражения [1]. Процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства в цикле методических дисциплин выстраивался с опорой на обозначенные задачи.

Реализация задач художественного образования возможна только при условии подготовки художественно образованного педагога, эстетическое воспитание детей предполагает наличие в структуре педагогической деятельности механизмов реализации этой задачи. Творческое развитие может организовать учитель - творческая личность, владеющая этапами творческого процесса. Творческий процесс - процесс создания художественного произведения - сложнее процесса изображения с натуры. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.