Научная статья на тему 'Формирование у студентов ХГФ целостного восприятия пейзажа'

Формирование у студентов ХГФ целостного восприятия пейзажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ / TEACHING PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Елена Александровна

Статья посвящена проблеме оптимизации методов и приемов, способствующих формированию у студентов ХГФ целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи. На основе результатов начального этапа диссертационного исследования констатирующего эксперимента подробно рассматривается поисковый этап: перечислены и проанализированы выбранные методы и приемы, характеризуется комплекс упражнений, разработанный и экспериментально проверенный. Делается подробный разбор формирующего упражнения, направленного на создание эталонных представлений понятий «цветовой тон» и «локальный цвет»; приводится пример вопросов для анализа натурного мотива; подробно описываются этапы выполнения этюда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of an Integral Perception of the Landscape by Students of the Arts and Graphics Faculty

The article is dedicated to the problem of optimizing methods and ways of formation of an integral perception of the landscape by students of the Arts and Graphics Faculty and its reproduction in the landscape painting. On the basis of the preliminary results of the Ph.D. thesis carrying out an experiment, the article minutely dwells on the first, material-collecting, stage of the thesis: the methods and ways are listed and analyzed, the developed and approved complex of exercises is described. A detailed analysis of formative exercises for building the ideal conception of color tone and local color; an example of the questions for the analysis of a life motive is furnished; the phases of making a sketch are described in some detail.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов ХГФ целостного восприятия пейзажа»

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ХГФ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖА

Е. А. Старикова

Аннотация. Статья посвящена проблеме оптимизации методов и пртемов, способствующих формированию у студентов ХГФ целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи. На основе результатов начального этапа диссертационного исследования - констатирующего эксперимента - подробно рассматривается поисковый этап: перечислены и проанализированы выбранные методы и приемы, характеризуется комплекс упражнений, разработанный и экспериментально проверенный. Делается подробный разбор формирующего упражнения, направленного на создание эталонных представлений понятий «цветовой тон» и «локальный цвет»; приводиться пример вопросов для анализа натурного мотива; подробно описываются этапы выполнения этюда.

Ключевые слова: пейзаж, художественный образ, обучение живописи.

Summary. The article is dedicated to the problem of optimizing methods and ways of formation of an integral perception of the landscape by students of the Arts and Graphics Faculty and its reproduction in the landscape painting. On the basis of the preliminary results of the Ph.D. thesis - carrying out an experiment, the article minutely dwells on the first, material-collecting, stage of the thesis: the methods and ways are listed and analyzed, the developed and approved complex of exercises is described. A detailed analysis of formative exercises for building the ideal conception of"color tone" and "local color"; an example of the questions for the analysis ofa life motive is furnished; the phases of making a sketch are described in some detail.

105

Keywords: landscape, artistic image, teaching painting.

Проблема целостного восприятия в живописи сложна и многогранна. В ней пересекаются все пути творческой деятельности художника - говорим ли мы о техничном исполнении художественного произведения или о колорите, создании композиционной структуры, умении строить реалистическую форму. Все в конечном итоге сводится к одному: созданию целостного изображения натуры, будь то тематическая картина, обычный живописный этюд или

учебная натура. Во всех случаях основным, определяющим моментом в оценке работы является то, насколько верно и полно передана жизнь во всем ее диалектическом единстве и внутренней обусловленности составляющих ее частей. Художник должен владеть высокой техникой, умением конструировать в своем сознании и создавать в материале целостный образ натуры, то есть подчинять все детали главному и целому, опустив все лишнее, что мешает выраже-

106

нию основной идеи художественного произведения. Именно при работе с натуры наиболее эффективно происходит формирование таких качеств восприятия, как тонкость дифференцировки, умение видеть сходство и различия предметов, аналитичность и синтетичность восприятия, умение видеть конкретное и новое [1, с. 262].

Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность.

Восприятие человека не всегда цельно, ему надо учиться «видеть». Для того чтобы цельно видеть или «поставить глаз», надо понять и представить данный объект во взаимодействии с окружающими объектами, знать закономерности этой взаимосвязи, изучить и проанализировать внешнюю и внутреннюю структуру данного объекта.

Восприятие - очень сложный процесс, включающий все органы чувств человека, в том числе системы мозга, глаз, руки, то есть синтез ощущений. Именно через ощущения мы детально воспринимаем, конкретизируем тот или иной предмет. Восприятие предметности или передача материальности в изображении художником создается благодаря множественности чувственных ощущений, а именно: чувства светотеневых и цвето-тоновых отношений, чувства формы, чувства ритма, конструкции, гармонии цветовых сочетаний и чувства све-товоздушной перспективы.

Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства. Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении - одна из основных задач в обучении изобразительной деятельности.

Однако анализ существующей на сегодняшний день практики обучения студентов ХГФ показывает, что целый ряд вопросов, связанных с наиболее эффективным сочетанием методов и приемов, способствующих формированию целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи, нуждается в более подробном рассмотрении.

Для разработки комплекса методов формирования целостного восприятия и передачи его в пленэрной живописи нами был проведен констатирующий эксперимент, который преследовал следующие цели: определить исходный уровень сформированности целостного восприятия; выявить характерные ошибки, допускаемые студентами в процессе изображения пейзажа; обозначить узловые моменты, определяющие направление педагогического руководства на этапе знакомства с техникой масляной живописи. Характер допущенных ошибок на предмет целостного восприятия пейзажа заключался в следующем:

1. Неумение выделять главное в содержании сюжета. Как правило, нет композиционного центра. Если есть, то он слабо выражен, так как в этюдах присутствует пересчет деталей, однообразность их по массам, тону, цвету.

2. Изображение объектов цветом без учета освещения. За основу берется предметный цвет: зеленый - для травы и листвы, голубой - для неба. Соответственно, неубедительна передача глубины пространства пейзажа.

Перечисленные недостатки в работах студентов препятствуют передаче состояния пейзажа, то есть созданию художественного образа, а значит и целостности. Кроме того, снижаются профессиональные качества работы.

Выводы итогов констатирующего эксперимента помогли определить

ф

комплекс методов, способствующих решению проблемы целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи.

Из существующих в отечественной дидактике методов в процессе обучения живописи для нас особый интерес представляют методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, которые предполагают передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации и практическое применение полученных при этом знаний и умений [2, с. 283]. Поиск адекватных поставленной задаче методов закончился тем, что в процессе эксперимента на занятиях живописи в период практики на пленэре использовалось сочетание следующих методов и приемов:

• метод работы отношениями;

• метод сравнения;

• метод работы от общего к частному;

• словесный метод - беседа, прием - план анализа натурного мотива (постановка наводящих вопросов);

• наглядные методы - метод личного показа, прием - демонстрация преподавателем поэтапного выполнения этюда; параллельная работа преподавателя на пленэре, средства - работы из методического фонда, иллюстрации работ художников;

• практический метод - упражнения (краткосрочные, кратковременные, длительные, специальные, формирующие тренировочные);

• метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, прием - анализ работ с участием студентов (текущий просмотр в конце занятия).

Рассмотрим эти сочетания методов и приемов более подробно.

В предложенном комплексе методов доминирующим является метод работы отношениями. Грамотное живописное изображение натуры, передача ее объемных, пространственных и материальных качеств основываются на методе пропорционального переложения зрительного образа цветовых отношений природы на диапазон красок палитры. Сущность передаваемых в этюде цветовых отношений вытекает из сущности отношений, воспринимаемых зрением. Построение цветовых отношений этюда производится с учетом общего тонового и цветового состояния. Выделенный метод является основным законом живописной грамоты. При выполнении этюда цветовые отношения определяются в натуре методом сравнения предметов по трем свойствам: цветовому оттенку (цветовому тону), светлоте и насыщенности. Чтобы иметь возможность правильно определить тоновые и цветовые отношения в пейзаже, необходимо выработать специальную постановку глаз - уметь смотреть на все предметы одновременно, цельно. Выработка способности цельного видения и одновременного сравнения всех частей натуры - важная задача обучения живописи. Процесс изображения, в соответствии с вышесказанным, основывается на методе ведения работы от общего к частному, то есть от общего - к деталям и обобщению. Работа над пейзажным этюдом начинается с построения основных отношений - цветовых различий между главными объектами пейзажа (небом, землей, водой, передним, средним и дальними планами).

Словесный метод - беседа, прием - план анализа натурного мотива. В ходе констатирующего эксперимента стало очевидно, что у большинства студентов на момент начала работы над этю-

107

дом нет определенности творческого замысла, нет какой-либо структуры в анализе натурного мотива. Наблюдательность является сложным свойством личности. Это свойство включает умение наблюдать, то есть владение определенными умственными операциями, и установку на наблюдение... Последняя, вырабатываемая у студентов в процессе обучения, заключается в том, что учащийся стремится высмотреть в наглядном объекте его свойства, а также отношения между ними. Наличие подобной установки служит необходимым условием формирования умения наблюдать [3, с. 43]. Для того чтобы наблюдение стало целенаправленным, во время вводной беседы мы предложили примерный план анализа, задавая таким образом основное направление для рассуждений учащихся при выборе пейзажного мотива, обращая их внимание на главное. Приведем такой пример вопросов:

1. Что вас особенно взволновало в выбранном мотиве? Ради чего вы будете писать его?

2. Каково общее настроение в пейзаже?

3. Как это настроение выражено в колорите?

4. Что будет зрительным центром?

5. С помощью каких средств живописи вы будете выделять композиционный центр?

6. Сравните тональные, цветовые отношения на свету и в тени. Что будет самым светлым и самым темным?

7. Какой формат позволит вам наиболее полно выразить художественный замысел?

Схема анализа пейзажного мотива может конкретизироваться и дополняться в зависимости от поставленных задач.

Наглядные методы - метод личного показа, прием - демонстрация преподавателем поэтапного выполнения этюда. На наш взгляд, наглядным является показ поэтапного выполнения этюда, сделанный непосредственно на глазах у студентов, без использования заранее приготовленных образцов. Это важно, поскольку на 2 курсе студенты должны освоить сложную технику масляной живописи. Преподаватель показывает процесс выполнения этюда, начиная с выбора мотива, формата, и каждый этап сопровождает подробными комментариями.

Этапы выполнения этюда:

1. Выбор формата этюда в зависимости от замысла. В целях формирования целостного восприятия это необходимо делать на глаз, без использования рамки - видоискателя.

2. Компоновка в формате с учетом пропорций, масштаба. Определение композиционного центра. В целях свободного владения материалом (маслом) компоновку следует выполнять кистью, а не карандашом и углем. Коррекция рисунка осуществляется с помощью растворителя и куска ткани.

3. Определение общего характера формы и общих цветовых отношений больших силуэтов и пятен. Раскладывание цветовых различий между основными объектами неба и земли, первого, второго и дальнего планов. Необходимо помнить, что тональность неба определяет тональность всей работы.

4. Выполнение детальной моделировки формы цветом. Не разрушая общей формы и общих цветовых отношений, каждая деталь обрабатывается в связи с другими и целым. Холодным тонам всегда сопутствуют теплые тона и наоборот.

5. Заключительный этап-обобщение.

Параллельная работа преподавателя на пленэре. Наблюдение за мастерством художника - бесценный опыт для начинающих живописцев. У учащихся появляется возможность увидеть, как трансформируется обычный мотив в художественный образ, как мастер решает те же самые живописные задачи, которые стоят и перед ними. Кроме того, сопоставительный анализ, который проводит студент при параллельной работе с преподавателем на пленэре, дает ему возможность самому - что очень ценно -находить ответы на возникшие вопросы. Формирование стремления к активной самоуправляемой работе является важной задачей всех учебных предметов. Самостоятельная деятельность обучаемого невозможна без осуществления самоконтроля за ходом и результатами работы, который должен выполняться студентами сознательно и целенаправленно [4, с. 67]. Кроме того, в каждом студенте поддерживается энергичное творческое состояние, формируются позитивные эмоции, уверенность в своих силах, вера в способность достигнуть успеха в решении поставленной задачи.

Показ работ из методического фонда, иллюстраций работ художников. Демонстрация лучших работ способствует представлению у студентов о конечном результате упражнения. А вот примеры работ высокого профессионального уровня воспитывают у студентов культуру живописи, что является фундаментом не только профессиональной грамотности, но и стержнем творческой индивидуальности.

Практический метод - упражнения. Структура и содержание системы упражнений во многом определяют результат обучения. Система включает определенное количество различных заданий, предусматривающих овладение учащи-

мися суммой знаний, умений и навыков, необходимых для успешного формирования целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи. Задания состоят из ряда различных по типу упражнений, содержания и конкретных методических установок. Типы упражнений (краткосрочные 10-15 минут, кратковременные 1-2 часа, длительные, формирующие), определяются методическими требованиями. Эти требования соответствуют конкретному разделу обучения пленэрной живописи, его содержанию, задачам, целям.

Нами было установлено, что основная проблема студенческих работ -определение цветового тона. Это нарушает целостность изображения, поэтому мы в течение пленэрной практики применяли специальное тренировочное формирующее упражнение. Оно носило краткосрочный характер (1520 минут) и выполнялось в абстрактной форме [5, с. 299-300]. Чтобы обеспечить процесс перевода информации из внешнего во внутренний план, понятие должно быть выделено и абстрагировано от объекта (материального носителя). Абстрактная форма изображения является наиболее адекватной этому процессу и позволяет выделить понятие в чистом виде.

При выполнении упражнения имеется два набора эталонных карточек. Один вариант окрашен в локальные цвета (можно использовать цветную бумагу). Другой - представляет тональные аналоги цветов. Карточки соответственно нумеруются. Вначале выполняется эскиз композиции на локальные цвета, исходя из набора цветных эталонов - карточек. Затем выполняется тональный вариант цветовой композиции с определением тона соответствующих цветов. Далее студентам выдается на-

110

бор пронумерованных тональных карточек, посредством которых студент самостоятельно сверяет и при необходимости корректирует свой тональный эскиз с эталоном. Педагог должен четко отследить последовательность операций. Эта последовательность отражает один из методов профессионального мышления специалиста, которым они пользуются в своей деятельности, но в результате накопления опыта работы этот метод доводится до автоматизма, процесс сворачивается и проявляется как мгновенное решение (то есть определение тона художником во время работы над картиной).

Данное упражнение особенно актуально перед выполнением пленэрных заданий. Необходимо отметить, что его нужно проводить в помещении, чтобы не было сильного влияния окружающей среды (рефлексов).

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, прием - анализ выполненных работ с участием студентов (текущий просмотр в конце занятия). Большая польза этого вида работы состоит в том, что непосредственно на практических занятиях, во время частичной завершенности этюда, студенты выставляют свои учебные работы и обсуждают их коллективом. Данный метод позволяет каждому студенту на промежуточном отрезке времени увидеть недостатки и достоинства своего этюда и сознательно улучшить результат работы. Коллективное и диалоговое обсуждение с педагогом достоинств и погрешностей студенческих работ во время совместного просмотра раскрывает потенциал учеников, служит хорошей школой, способствует воспитанию самостоятельности, помогает глубже осознать специфику пейзажной живописи на пленэре, активизирует процесс ста-

новления творческой индивидуальности студентов-художников. Посредством стимулирования стремления к самостоятельному выбору целей, задач и изобразительных средств, их решения, становится возможным эффективнее учить студентов изображать жизнь природы творчески, образно и цельно, развивать умение находить в обыденном нечто необыкновенное. Через организацию текущих просмотров этюдов непосредственно на пленэре студенты приобретают навыки более точной постановки творческих задач, умение направлять поиск художественного образа в соответствии со своими личностными художественными установками, формировать и уточнять свои индивидуальные качества живописи.

Предложенная нами методическая система заданий способствует глубокому освоению теоретического материала, являющегося фундаментом практики, активизирует мыслительную и практическую деятельность, создает необходимые условия для результативного проведения учебной практики «пленэр».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 560 с.

3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.

4. Корзинова Е. И. Развитие способностей студентов художественно-графического факультета к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. - М.: Прометей, 2004. - 84 с.

5. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). - М.; Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2003. - 349 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.