Научная статья на тему 'Содержательный компонент методической системы развития чувства колорита у студентов художественно- графического факультета на занятиях живописью пейзажа'

Содержательный компонент методической системы развития чувства колорита у студентов художественно- графического факультета на занятиях живописью пейзажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛОРИТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДЕМОНСТРАЦИЯ / ПЛЕНЭР / ЕДИНАЯ ЦВЕТОВАЯ СИСТЕМА / ОБЩИЙ ТОН / ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошев Иван Петрович

На основе анализа научной литературы, а также педагогической практики автора, нами разработана методическая система развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа. Система практических занятий данной методической системы делится на три основных этапа: обучение студентов основам пейзажной живописи на пленэре, формирование умения объединять предметные цвета в единую цветовую систему, решение образных задач в пейзаже. Указанные этапы учитывают основные факторы, влияющие на формирование колорита в реалистическом пейзаже. При грамотном решении данных задач можно уверенно говорить о присутствии колорита в этюдах студентов и, как следствие, о развитом у них чувстве колорита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошев Иван Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательный компонент методической системы развития чувства колорита у студентов художественно- графического факультета на занятиях живописью пейзажа»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ ПЕЙЗАЖА

I И.П. Грошев

Аннотация. На основе анализа научной литературы, а также педагогической практики автора,, нами разработана методическая система развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа. Система практических занятий данной методической системы делится на три основных этапа: обучение студентов основам пейзажной живописи на пленэре, формирование умения объединять предметные цвета в единую цветовую систему, решение образных задач в пейзаже. Указанные этапы учитывают основные факторы, влияющие на формирование колорита в реалистическом пейзаже. При грамотном решении данных задач можно уверенно говорить о присутствии колорита в этюдах студентов и, как следствие, о развитом у них чувстве колорита.

Ключевые слова: колорит, методическая система, демонстрация, пленэр, единая цветовая система, общий тон, пространство, художественный образ.

104

Summary. Based on the close analysis of the scientific research work and pedagogical traning of the researcher, the methodological system of the development of sense ofcolour of studens at the lanscape painting study was worked out. The system of practical classes of this methodological system is divided into three main stages: teaching studens the basic of landscape outdoor paiting, forming the skill of combining the shades of colour into the united colour system, realizing the imagery in landscape. The mentioned stades take into consideration the major factors which influence the formation ofshades ofcolour in realistic landscape. These tasks being solved successfully we may speak fikmly about the presence of colouring students" skethes and as a consequence about the developed sense ofcolour.

Keywords: colouring (shades of colur), methodological system, demonstration, outdoor paiting, united colour system, general brightness, space, image.

Овладение в полной мере живописным мастерством невозможно без изучения колорита — наиболее выразительного и эмоционального средства в живописи, активно участвующего в построении художествен-

ного образа. Колорит имеет огромное значение в передаче настроения, замысла и идеи художественного произведения. Поэтому при обучении живописи студентов педагогического университета художественно-графи-

ВЕК

ческих факультетов, развитие чувства колорита является одной из важнейших задач.

Разработанная нами методическая система применима в такой области дисциплины «Живопись», как занятия живописью пейзажа в условиях пленэра. Для развития у студентов чувства колорита одним из наиболее эффективных методов является пленэрная практика. Здесь обучение делает основной акцент на передаче общей среды и сочетаниях цветовых пятен, не отвлекая внимание студентов на мелкие детали и сложности рисунка.

Содержание разработанной нами методической системы основано на единстве теоретических знаний и практических умений, необходимых для занятия живописью пейзажа. Оно включает в себя цикл последовательных заданий, помогающих студентам поэтапно усваивать учебный материал, необходимый для успешной работы над живописью пейзажа и развития чувства колорита. Каждое задание имеет четко поставленные цели, задачи и методические указания, способствующие направлению деятельности студентов согласно этапам обучения.

Данная методическая система условно разделяется на три этапа:

1. Обучение студентов основам пейзажной живописи на пленэре:

а) организация рабочего места и методы работы с живописными материалами;

б) соблюдение этапов живописного изображения пейзажа;

в) формирование умения работать отношениями.

2. Формирование умения объединять предметные цвета в единую цветовую систему:

а) передача общего тона;

б) передача характера освещения и пространства;

в) передача характера воздействия общих и частных рефлексов.

3. Решение образных задач в пейзаже:

а) выделение главного;

б) использование пространства согласно образной задаче;

в) использование цвета согласно образной задаче.

На первом этапе обучения необходимо сформировать у студентов навыки работы с техническими и живописными средствами. Это осуществляется методом практического показа. Педагог демонстрирует варианты грамотной организации рабочего места, палитры, оговаривает спектр рекомендуемых для использования красок, последовательность размещения их на палитре, способы смешивания красок, характер нанесения их на холст и т.д. В отсутствие данного умения у студентов дальнейшее обучение не будет иметь смысла. Поэтому проведение данной демонстрации, по нашему мнению, необходимо. На всех этапах разработанной нами методической системы активно применяется метод практического показа. Приводя пример практической демонстрации педагога, Н.Н. Ростовцев писал: «...учебно-воспитательный эффект был равен месячной самостоятельной работе аспирантов» [2, 46]. Для успешного обучения живописи студентов каждое новое задание необходимо начинать с демонстрации выполнения этюда педагогом. Основное же внимание при этом уделяется решению поставленных на данном занятии задач. Это поможет студентам сфор-

105

3 / 2009

Преподаватель

106

мировать четкие представления о том, какие цели необходимо перед собой ставить и к чему стремиться, выполняя учебные задания. Следующей важной задачей, решение которой необходимо для успешных занятий живописью пейзажа с натуры, является формирование у студентов целостного видения и умения работать отношениями. Это учит видеть и изображать цвета, обусловленные окружающей средой, что впоследствии помогает изображать освещение, пространство, состояние природы. Таким образом, у студентов проявляется умение изображать единство предметных цветов, а это открывает прямую дорогу к развитию у них чувства колорита. Работа отношениями подразумевает сравнение различных элементов натуры между собой, умение подчинять второстепенные детали доминирующим объектам. Для того, чтобы студент начал определять цветовые масштабы, он должен понять, что сравнивать, по какому принципу разделять натуру на главные тональные массы. Умение разбивать натуру на доминирующие тональные массы является первым умением, которое необходимо сформировать, обучая студентов живописи пейзажа. С этой целью на начальном этапе обучения выполняются специальные упражнения. К ним относятся кратковременные этюды пейзажа против света, в случае солнечной погоды, либо кратковременные этюды пейзажей с четко разделяющимися по цвету доминирующими массами, в случае пасмурной погоды. После этого студенты приступают к изучению характерных особенностей изображения основных, наиболее различных состояний природы.

В нашей методической системе таких состояний мы выделили четыре: ясный солнечный день, ясный солнечный вечер, переменное освещение, серый день. Студенты выполняют небольшие этюды пейзажа при различных условиях окружающей среды, где они отрабатывают умение точно изображать цвет натуры, работать отношениями, и постепенно формируют аконстантное восприятие. Планомерно задания усложняются дополнительными планами, введением в пейзаж более сложных объектов, в том числе и архитектурных, а также увеличением формата. Залогом успешного обучения является повторение ранее пройденного материала, поэтому определенный период обучения начинается с занятия по выполнению упражнений на умение анализировать и раскладывать натуру на доминирующие тональные массы. По мере роста профессионального мастерства студентов эти задания усложняются и переходят в новое качество. Четкий контроль процесса обучения особенно важен на начальном этапе, так как пробелы в знаниях и неправильно понятые вопросы первостепенных тем лишают смысла все дальнейшее обучение.

Второй этап обучения нашей методической системы подразумевает формирование у студентов умения объединять предметные краски в единую цветовую систему. Здесь решаются задачи передачи общего тона, то есть степени общей освещенности пейзажа. С этой целью студенты поочередно выполняют мотивы самого светлого дневного состояния и состояния близкого к закату, а время проведения занятий чередуются. На более поздних этапах вни-

мание студентов акцентируется на передаче освещения и пространства. Основным средством усвоения данного материала вновь является сравнение. Для понимания характера воздействия освещения на предметные цвета, опираясь на исследования А.А. Унковского [3,92], мы предлагаем студентам выполнять ряд этюдов одного и того же пейзажного мотива при различном состоянии окружающей среды. Для ощущения изменений, обусловленных пространством, выполняются этюды с б'ольшим количеством планов и глубоким пространством. При составлении системы упражнений учитывался тот факт, что неопытные студенты замечают необходимые элементы пейзажа лишь тогда, когда они явно заметны. Например: разделение доминирующих тональных масс в пейзаже наиболее заметно при состоянии «контражура»; влияние освещения явно ощущается при наблюдении одного и того же предметного цвета при различном освещении, особенно при вечернем; влияние пространства заметно при сопоставлении ближнего и значительно удаленного планов и т.д. Прочувствовав данные закономерности, студенты начинают целенаправленно искать их в пейзажах, где влияние этих закономерностей менее выразительно. Позже выполняются задания на понимание характера воздействия общих и частных рефлексов. Хорошее усвоение выше описанного материала способствует формированию основных навыков построения реалистического пейзажа, а также, что особенно важно для развития чувства колорита, формирует умение создавать в изображении единство пред-

метных красок и ощущения цветовой системы.

Но единая цветовая система — это еще не колорит. Колорит проявляет себя лишь в тех работах, где присутствует художественный образ. С этой целью на третьем этапе обучения студенты выполняют серию заданий на усвоение основных законов композиции, таких, как выделение в работе главного, выбор формата и линии горизонта согласно замыслу, умение выделят в натуре наиболее типичное и характерное и т.д. Для этого выполняются следующие упражнения: пейзаж с акцентом на небе, водоеме, лесе, пейзаж с преобладанием пространства над объектом, объекта над пространством. В конце как наиболее сложные задачи выполняются пейзаж с акцентом на пространстве, освещении, времени суток. При грамотном решении данных задач можно уверенно говорить о присутствии колорита в этюдах и, как следствие, о развитом чувстве колорита у студентов.

Кроме основных задач в упражнениях нашей методической системы решаются и второстепенные, например, такие, как изучение новых технических приемов, вопросы проработки деталей, применение пластики мазка. Эти задачи также решаются студентами по мере важности и сложности. Несмотря на то, что данная методическая система рассчитана на студентов 2—4 курсов, где основным живописным материалом является масляная живопись, на разных этапах обучения используются такие материалы, как акварель, гуашь, выполняются графические зарисовки. Это способствует обогащению технического багажа студентов, проявляясь в виде применения в масляной живо-

107

3 / 2009

Преподаватель

ВЕК

108

писи различных технических приемов. Эти приемы значительно влияют на формирование колорита картины. Н.Н. Волков писал: «Способ нанесения краски тесно связан с впечатлением от нее. Рыхлое, плотное или прозрачное нанесение краски меняет цвет даже в тех случаях, когда сама краска не изменилась» [1, 83].

Полноценное обучение возможно лишь в сочетании практических упражнений и теоретического материала. Кроме вопросов, касающихся закономерностей восприятия и изображения натуры, в разработанной нами методической системе прослеживается развитие понятий о колорите в истории искусств, анализируются произведения выдающихся художников-колористов. Передача теоретического материала осуществляется как в виде кратковременных рассказов и бесед во время практических занятий, так и в виде отдельных лекций и посещения музеев. Студенты должны иметь представления о колористических системах Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Веласкеса, французских импрессионистов, художников-передвижников и т.д., знать способы колористического объединения цветовых пятен на картинной плоскости, разбираться в вопросах цветоведения, психологии и физиологии, иметь представление о несобственных качествах цвета и способах наделения цветов предметным смыслом.

Помимо пленэрных занятий в одном конкретном городе рекомендуется делать периодические выезды за город, а также однодневные выезды в другие близлежащие города. Так, в период экспериментальных занятий осуществлялись поездки в такие города, как: Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Зарайск, Таруса, Можайск. Эти поездки наиболее полезны на третьем, завершающем, этапе обучения, там, где основной целью студентов является решение образных задач в пейзаже. Студенты имеют возможность сравнить и попытаться изобразить характерные особенности различных городов, что расширяет их образные представления и усиливает интерес к занятиям живописью.

Подводя итоги, добавим, что в нашей методической системе с целью повышения работоспособности студентов, а также достижения ими более высоких результатов предлагается использовать кратковременный комплекс разогревающих физических упражнений. Они позитивно влияют на весь учебный процесс занятий пленэром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965.

2. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. — Омск: Полиграфист, 2002.

3. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.