МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ПРИ РАЗВИТИИ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ ПЕЙЗАЖА
И.П. Грошев, кафедра живописи Московского педагогического государственного университета, (916) 0106950
На основе анализа методической литературы, а также педагогической практики автора нами разработан цикл упражнений для самостоятельных занятий студентов, применяемый во время плановой пленэрной практики на художественно-графическом факультете. Мы рекомендуем студентам выполнить 3 практических задания, нацеленных главным образом на формирование аконстантного восприятия и изучения студентами закономерностей изображения различных состояний природы. К данным упражнениям относятся: небольшие этюды одного и того же пейзажного мотива при различном состоянии природы, выполняемые на одном картоне; этюды одного и того же более сложного пейзажного мотива при различном состоянии природы, выполняемые на отдельных картонах; этюды различных пейзажных мотивов при различном состоянии природы.
Ключевые слова: метод самостоятельной работы, практические упражнения, аконстантное восприятие, зрительный ряд, сравнительный анализ, зрительная память, состояние природы.
A METHOD OF SELF-STUDY wORK wHICH IS USED FOR DEVELOPMENT OF STUDENTS' SENSE OF COLOR DURING PAINTING STUDIES OF LANDSCAPE AT THE GRAPHIC ART DEPARTMENT
Groshev I.P.
On the base of an analysis of workbooks and also authors pedagogic experience we worked out series of exercises for studenfs self-study trainings using during routine practice in the open air at a graphic art department. We recommend students to fulfill three practical's which are focused mainly upon building students ability to see a conditioned color and their study of patterns of an image of different conditions of the nature. We can attribute these practical's to:
1) small sketches of an one and the same landscape motif in different conditions of theу nature done in one cardboard;
2) sketches of an one and the same more complete landscape motif in different conditions of the nature done in separate cardboards;
3) sketches of different landscape motifs in different conditions of the nature.
Key words: method of a self-study work, practical's, ability to see a conditioned color, a comparative analysis, visual memory, condition of the nature.
В числе методов практической работы, наряду с занятиями, проходящими непосредственно под руководством преподавателя, при обучении студентов пейзажной живописи и развитии у них при этом чувства колорита, активно применяются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов значительно повышает эффективность обучения. Она способствует более глубокому погружению студентов в процесс изучения материала и получению ими практических умений. Самостоятельная работа заставляет студентов саморазвиваться, искать новые, более понятные и удобные для них пути обучения, учит самостоятельно принимать творческие решения, повышая интерес к живописи, а также увеличивает количество времени, посвященного практической наработке навыков, что
повышает качество их техники и развивает творческие способности.
В числе прочих при самостоятельной работе применяется такой метод, как практические упражнения. Данный метод предполагает самостоятельную практическую деятельность студентов — выполнение упражнений, нацеленных на решение задач, необходимых для развития у них чувства колорита без непосредственного руководства со стороны преподавателя. Преподаватель должен четко контролировать процесс самостоятельной работы студентов, давая им строго определенные задания, ставя перед ними конкретные цели и задачи, давая необходимые рекомендации, периодически проверяя и анализируя результаты такой работы. Во время пленэрной практики в самостоятельной работе мы
рекомендуем применять практические упражнения, выполнение которых в полном объеме не вписывается гармонично в процесс практических занятий под непосредственным руководством преподавателя. К числу таких упражнений относится выполнение ряда этюдов одного и того же пейзажного мотива при различном состоянии окружающей среды. Такие упражнения чрезвычайно эффективны для формирования аконстантного восприятия через запоминание характерных изменений предметных цветов. Кроме этого, наблюдая различные состояния природы, студенты изучают их характерные закономерности, что формирует у них четкие представления о способах изображения различных состояний пейзажа. П. Сезанн говорил: «Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом, которые должны помогать друг другу. Нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путем наблюдения природы, интеллект — путем логики ощущений, создающих выразительные средства» [3, с. 191]. Выполнение подобных упражнений подразумевает продолжительную практику и многократное посещение одних и тех же мест, а также решение сходных задач (формирование аконстантного восприятия, изучение закономерностей восприятия и изображения различных состояний природы, развитие чувства целостности), что при применении таких упражнений во время плановых занятий с педагогом мешает изучению нового материала, посещению разных мест и сводит результаты пленэрной практики к решению ограниченного круга задач. Однако исключение таких упражнений из процесса обучения, по мнению автора, крайне нежелательно, так как задачи, которые наилучшим образом решаются с помощью таких занятий, тесно связаны со всем процессом обучения и значительно повышают его результаты, в частности, способствуют развитию чувства колорита. В нашей методической системе мы рекомендуем студентам поочередно выполнить три самостоятельных задания. При выполнении первых двух заданий студент выбирает понравившийся ему вид, регулярное посещение которого для него удобно (рядом с домом, вид из окна), и выполняет небольшие этюды данного вида при заметных изменениях условий среды. В этом случае студент всегда может найти время на выполнение данного упражнения, что значительно повышает вероятность того, что он сделает это задание (в наше время это достаточно важный нюанс). Количество выполняемых студентами этюдов одного и того же мотива — от 5 до 7, в зависимости от установок педагога. Такое количество поможет студенту составить достаточный зрительный ряд, сравнить характерные изменения цвета, что в дальнейшем поможет успешней изображать различные состояния природы. Меньшее количество этюдов не позволит провести студенту качественный сравнительный анализ, а большее приведет к снижению интереса, поэтому указанное количество этюдов, как показала педагогическая практика автора, оптимально. Для выполнения первого задания педагог рекомендует
выбирать наиболее простые мотивы, не увлекаясь при их выполнении деталями. Перед студентами ставится задача: передать отношения основных тональных масс и общее тоновое и цветовое состояние. Первые этюды данного задания выполняются рядом на одном картоне. Такой способ был успешно испытан советским художником-педагогом А.А. Унковским [4, с. 92]. Так как у студентов на начальном этапе обучения еще недостаточно хорошо развита зрительная память, данный способ выполнения упражнения поможет студентам эффективнее сравнивать написанные ими этюды. На наш взгляд, на одном картоне удобней всего выполнять 3 этюда. Данное число даст возможность успешно сравнивать, но при этом не вносить беспорядок в процесс работы и излишнюю рябь в процесс восприятия. Второе задание студенты выполняют на разных картонах несколько больших размеров, имея под рукой этюды изображаемого мотива при другом состоянии. На данном этапе это способствует развитию зрительной памяти, что очень важно при пленэрной практике, особенно при быстро меняющемся состоянии природы. Здесь, помимо предыдущих, перед студентами ставятся задачи: проследить и передать направление освещения, контрасты и плановость. Третье задание заключается в том, что студенты самостоятельно выполняют этюды различных мотивов при разном состоянии природы. Это помогает укрепить полученные при выполнении предыдущих заданий навыки передачи характерных изменений предметного цвета в зависимости от условий среды, только уже при изображении каждый раз нового пейзажного вида. Система выполнения данных самостоятельных упражнений строится по принципу явных различий. Данный принцип заключается в том, что первые этюды при выполнении каждого нового самостоятельного задания должны резко отличаться своим состоянием. Например, первый этюд изображаемого вида студент выполняет в яркий солнечный полдень, второй — во время заката солнца. Постепенно амплитуда изменений погоды уменьшается. Данный принцип способствует развитию у студентов умений воспринимать и изображать характерные изменения общей светлоты (общего тона) пейзажа. Советский ученый А.В. Виннер отмечал: «От верности взятого общего тона, характерного для данного состояния природы зависит правдивость передачи не только самого состояния, но и пространства» [1, с. 44]. Преподаватель требует от студентов выполнения в неделю от 3 до 4 самостоятельных этюдов. Контроль за процессом работы осуществляется путем еженедельного общегруппового просмотра. Здесь преподаватель анализирует результаты самостоятельной работы студентов и вносит индивидуальные рекомендации. В процессе выполнения самостоятельных практических упражнений используются такие методические приемы, как: прием активизации творческой деятельности, прием выработки системы задач, прием рационализации самостоятельной деятельности учащихся [2, с. 75].
Результаты научно-исследовательской работы свидетельствуют о том, что предлагаемый в данной статье цикл самостоятельных практических заданий гармонично вписывается в процесс плановой пленэрной практики и способствует эффективному формированию значительного числа умений и навыков. К данным навыкам относятся: аконстантное восприятие цвета натуры; умение анализировать натуру; умение изображать характерные особенности различных состояний природы; умение воспринимать и изображать натуру целостно. Кроме того, предлагаемые в данной статье самостоятельные задания развивают такие творческие способности, как художественная наблюдательность, чувство цвета, чувство тона, чувство целостности. Указанные навыки и способности имеют основополагающее значение для развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виппер А.В. Как работают мастера живописи. — М.: Советская Россия, 1965.
2. Никитин С.Б. Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления: Дис. канд. пед. наук. — М., 2007.
3. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. — М.—Л.: Искусство, 1972.
4. Унковский АА. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.
РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ПАСТЕЛЬ, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ) НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
А.А. Колодина, аспирант кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета, (915) 0311777
Важной составной частью проблемы повышения качества подготовки будущих художников-педагогов является овладение цветными графическими материалами (пастелью, цветными карандашами), изучение их профессиональных качеств и выразительных возможностей через призму историко-педагогического и художественного опыта обучения реалистическому рисунку. Изучение опыта применения цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) известными художниками-педагогами способствует расширению знаний, умений и навыков в работе с данными материалами, а также выявлению выразительных возможностей цветных графических техник. На примере достижений прошлого, деятельности выдающихся педагогов можно подтвердить мысль о том, что использование выразительных возможностей цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) на занятиях рисунком способствует профессиональной подготовке будущих художников-педагогов.
Ключевые слова: пастель, цветные карандаши, выразительность, графический материал, живописный рисунок, профессиональная подготовка, анализ пастели и других мягких материалов, пастельные портреты в XVIII веке, техника реставрации сухой пастели, эффекты применения водной обработки пастели на бумаге с дальнейшим использованием сухого пигмента.
A PART OF USE EXPRESSIVE OPPORTUNITY COLORED GRAPHIC MATERIALS (PASTEL, COLORED PENCILS) ON THE STUDIES OF DRAWING IN PROFESSIONAL TRAINING OF THE ART-TEACHER
Kolodina A.A.
The important component of a problem of improvement of quality of preparation of the future art — teachers is mastering by colored graphic materials (а pastel, colored pencils) colored graphic materials, studying of their professional qualities and expressive possibilities through a prism of historic-pedagogical and art experience of training to realistic drawing. Studying of experience of application colored graphic the technician (pastels, colored pencils) known art-teachers promotes expansion of knowledge, skills in work with the given materials, and also to revealing of expressive possibilities colored graphic the technician. On an example of achievements of the past, activity of outstanding teachers,