Научная статья на тему 'Изображение пейзажа против света как основное средство формирования умения студентов работать отношениями на начальном этапе обучения живописи пейзажа'

Изображение пейзажа против света как основное средство формирования умения студентов работать отношениями на начальном этапе обучения живописи пейзажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ABILITY TO SEE A CONDITIONED COLOUR / ОБОБЩЕНИЕ / GENERALIZATION / ЦЕЛОСТНОЕ ВИДЕНИЕ / AN INTEGRAL VISION / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON / ПЕЙЗАЖ ПРОТИВ СВЕТА / LANDSCAPE HE LIGHT / "CONTRE-JOUR" / РАБОТА ОТНОШЕНИЯМИ / WORK WITH RETIOS / АКОНСТАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / "КОНТРАЖУР"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошев И.П.

В результате анализа литературы определен ряд факторов, в первую очередь влияющих на формиро-вание умения студентов работать отношениями. К этим факторам относятся: целостное видение, умение анализировать натуру, сравнение доминирующих тональных масс натуры, умение видеть обу-словленный цвет натуры. Опираясь на педагогический опыт автора, а также на методическую лите-ратуру, мы предлагаем использовать пейзаж против света в качестве упражнения, способствующего эффективному усвоению студентами умения работать отношениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошев И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE AGAINST THE LIGHT AS THE MAJOR METHOD OF BUILDING OF STUDENTS` SKILL TO OPERATE RАTIOS AT THE BEGINNING STAGE OF LEARNING OF LANDSCAPE PAINTING

As a result of analysis of literature a number of factors influenced on students' building of skill to work with ratios are specified. These factors include an integral vision, an ability to see conditioned colour of reality. Rely on the auther's pedagogic experience and also on workbooks we suggest to use landscape against the light as a training helping students to lean efficiently skills to work with ratios.

Текст научной работы на тему «Изображение пейзажа против света как основное средство формирования умения студентов работать отношениями на начальном этапе обучения живописи пейзажа»

УДК 372.874 ББК 74

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕЙЗАЖА ПРОТИВ СВЕТА КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАБОТАТЬ ОТНОШЕНИЯМИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ ПЕЙЗАЖА

И.П. Грошев, кафедра живописи ХГФ МПГУ, (916) 0106950

В результате анализа литературы определен ряд факторов, в первую очередь влияющих на формирование умения студентов работать отношениями. К этим факторам относятся: целостное видение, умение анализировать натуру, сравнение доминирующих тональных масс натуры, умение видеть обусловленный цвет натуры. Опираясь на педагогический опыт автора, а также на методическую литературу, мы предлагаем использовать пейзаж против света в качестве упражнения, способствующего эффективному усвоению студентами умения работать отношениями.

Ключевые слова: аконстантное восприятие, обобщение, целостное видение, сравнение, пейзаж против света, «контражур», работа отношениями.

LANDSCAPE AGAINST THE LIGHT AS THE MAJOR METHOD OF BUILDING OF STUDENTS' SKILL TO OPERATE RАTIOS AT THE BEGINNING STAGE OF LEARNING OF

LANDSCAPE PAINTING

Groshev I.P.

As a result of analysis of literature a number of factors influenced on students' building of skill to work with ratios are specified. These factors include an integral vision, an ability to see conditioned colour of reality. Rely on the auther's pedagogic experience and also on workbooks we suggest to use landscape against the light as a training helping students to lean efficiently skills to work with ratios.

Keywords: ability to see a conditioned colour, a generalization, an integral vision, comparison, landscape against the light, "contre-jour", work with retios.

Одной из главнеиших задач, решение которых необходимо для успешных занятий живописью пейзажа с натуры, является формирование у студентов целостного видения и умения работать отношениями. Это учит видеть и изображать цвета, обусловленные окружающей средой, что помогает изображать освещение, пространство, состояние природы. Таким образом у студентов проявляется умение изображать единство предметных цветов, а это открывает прямую дорогу к развитию у них чувства колорита.

Работа отношениями подразумевает сравнение различных элементов натуры между собой, умение подчинять второстепенные детали доминирующим объектам. «Чтобы верно передать на картинной плоскости светотеневые и цветовые отношения натуры, надо научиться их определять, или, как говорят художники, их видеть», - писал советский художник-педагог А.П. Яшухин [4, с. 31]. Для того чтобы студент начал определять цветовые масштабы, он должен понять, что сравнивать, по какому принципу разделять натуру на главные тональные массы. Умение студента разделять натуру на доминирующие тональные массы является первым умением, которое необходимо сформировать, обучая студентов живописи пейзажа. С этой целью на начальном этапе обучения выполняются специальные упражнения. К числу подобных упражнений в

первую очередь относится пейзаж против света (контрожур). Педагогическая практика автора показала, что данный вариант пейзажа, в качестве подводящего упражнения, необходимо вводить на начальном этапе обучения. Пейзаж против света достаточно быстро открывает для понимания студентов многие закономерности пейзажной живописи с натуры. Он учит студентов основам работы отношениями, в частности, анализировать натуру, разбивать ее на доминирующие тональные массы. Художник-педагог А.А. Унковский писал: «Работая над деталями пейзажа, малоопытные художники часто теряют чувство целого, увлекаются перечислением мелких форм и цветовых пятен, стараются точно передать какой-то участок пейзажа, не подчиняя его целому» [3, с. 31]. При пейзаже против света сильно обобщаются детали, которые при малом опыте студентов сильно отвлекают их внимание от решения основных задач в пейзаже, сильно проявляется как светлотный, так и цветовой контраст. Студенты явно замечают многие закономерности живописного изображения и восприятия, необходимые им в дальнейших занятиях живописью, например, понятия о силуэте, характер игры цвета, определение цветовых масштабов и т.д. Кроме того, пейзаж против света естественным образом приучает студентов смотреть на натуру целостно. Важность целостного видения при опре-

делении цвето-тональных отношений активно отмечал в своих работах советский художник-педагог Г.В. Беда, подробно описывая различные техники «широкого смотрения» [1, с. 159]. В то время, когда студент пишет пейзаж против света, солнце светит ему в лицо, заставляя прищуриваться, вследствие чего студент видит натуру более обобщенно, целостно. Обязательным условием эффективности упражнения «пейзаж против света» является практический показ педагога. Преподаватель должен четко разъяснить характерные особенности данного состояния, продемонстрировать правильную этапность его изображения, акцентировать внимание студентов на наиболее важных для дальнейшего процесса обучения моментах. После практического показа педагога большинство студентов сразу достаточно убедительно передавали состояние пейзажа против света, это заставило их оценить связь результатов работы с соблюдением закономерностей изображения, повысить интерес к живописи. Эффективность выполнения пейзажей против света на начальном этапе обучения была неоднократно проверена автором. Студенты начинают анализировать натуру, выполняя и другие варианты пейзажей, лучше чувствовать силуэт, работать отношениями, что обусловлено влиянием на процесс восприятия натуры ранее полученных знаний [2, с. 155]. Кроме того, введение отдельных выходов на пленэр с выполнением подобных упражнений в течение учебного года положительно

сказывается и на живописи натюрморта.

Результативность данного упражнения связана с тем, что, во-первых, студенты эффективно справляются с более простыми задачами, во-вторых, они понимают закономерности тогда, когда явно их видят. При состоянии «контражур» выразительно заметны те закономерности, понимание которых необходимо именно на начальном этапе: анализ натуры, разделение ее на доминирующие тональные массы, обобщение, изменения предметного цвета за счет освещения, целостное видение, работа отношениями. По этой причине полезно расширить применение пейзажа против света в процессе занятий живописью, например, в виде первого этюда при изображении сложного пейзажа, что поможет выделить основные тональные массы и конструкцию пейзажа.

Литература

1. Беда Г.В. Основа изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1981.

2. Кузин В.С. Психология живописи. Издание 4-е, исправленное. - М.: Оникс, 2005.

3. Унковский А.А., Смирнов Г.Б. Пленэр (практика по изобразительному искусству). - М.: Просвещение, 1981.

4. Яшухин А.П. Живопись. Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1985.

УДК 53

ББК Ч 476.51я73

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В.В. Волков, аспирант кафедры информационных технологий и теории и методике обучения физике Ярославского государственного педагогического государственного университета им. К.Д. Ушинского, 8(902) 3325183

Автор описывает разработанную им модель формирования компонентов научного познания в процессе обучения физике. Для эффективной оценки степени сформированности компонентов научного познания студентов используется пятимерный граф компонентов научного познания.

Ключевые слова: научное познание, обучение физике, сформированность компонентов научного познания.

ESTIMATION OF COMPLETENESS OF COMPONENTS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

AT TRAINING TO THE PHYSICIST

Volkov V.V.

The author describes the model offormation of components of scientific knowledge developed in the course of training to the physicist. For an effective estimation of degree of completeness of components of scientific knowledge of students the five-measured count of components of scientific knowledge is used.

Keywords: scientific knowledge, training to the physicist, completeness of components of scientific knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.