Научная статья на тему 'Изобразительная грамота как основа пленэрной практики'

Изобразительная грамота как основа пленэрной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1762
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / PLEIN AIR / ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА / PLEIN-AIR PRACTICE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА / VISUAL ART LITERACY / ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА И СВЕТА / PERCEPTION OF COLOR AND LIGHTING / ИМПРЕССИОНИЗМ / IMPRESSIONISM / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА РИСУНКА И ЖИВОПИСИ / ACADEMIC SCHOOL OF DRAWING AND PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Людмила Сергеевна

В данной статье автор рассматривает вопросы, касающиеся пленэрной практики студентов художественно-графических специальностей. Цель работы представляет собой усовершенствование системы, подготовки начинающего художника к пленэрной практике. В статье анализируется и актуализируется понятие «изобразительная грамота» по отношению к современной системе подготовки художника. В статье автор приводит аргументы в пользу занятий пленэром как для студента, так и для опытного художника. Также автор приводит основные характерные черты отличия работы художника на пленэре от работы в мастерской. На основе этих отличий делаются выводы о том, какие проблемы возникают в ходе пленэрной практики студентов, а также предлагается возможное их решение. Данная работа мажет быть полезной художникам-педагогам средних и высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual art literacy as the basis for the Plein Air practice

The article deals with the issues concerning the plein air practice of students of art and graphic specialties. The aim of the work is the improvement of the system of training the young artist inplein-air practice. The article analyzes and actualizes the concept of „visual art literacy" in relation to the modern system of training of the artist. The author gives arguments in favor of the practice of plein air, both for the student and for the experienced artist. Also the author gives basic characteristics of the difference of the artist''s work in the open air from working in a studio. On the basis of these differences conclusions about what problems arise during the plein air practice of students and their possible solutions are proposed. This work can be useful for teacher artists of secondary and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Изобразительная грамота как основа пленэрной практики»

1УДК 372.874 ББК 85.1

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА КАК ОСНОВА ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

Л. С. Филиппова

В данной статье автор рассматривает вопросы, касающиеся пленэрной практики студентов художественно-графических специальностей. Цель работы представляет собой усовершенствование системы подготовки начинающего художника к пленэрной практике. В статье анализируется и актуализируется понятие «изобразительная грамота» по отношению к современной системе подготовки художника. В статье автор приводит аргументы в пользу занятий пленэром как для студента, так и для опытного художника. Также автор приводит основные характерные черты отличия работы художника на пленэре от работы в мастерской. На основе этих отличий делаются выводы о том, какие проблемы возникают в ходе пленэрной практики студентов, а также предлагается возможное их решение. Данная работа может быть полезной художникам-педагогам средних и высших учебных заведений.

Ключевые слова: пленэр, пленэрная практика, изобразительная грамота, восприятие цвета и света, импрессионизм, художественное образование, академическая школа рисунка и живописи.

VISUAL ART LITERACY AS THE BASIS FOR THE PLEIN AIR PRACTICE L. S. Filippova

The article deals with the issues concerning the plein air practice of students of art and graphic specialties. The aim of the work is the improvement of the system of training the young artist in pleinair practice. The article analyzes and actualizes the concept of „visual art literacy" in relation to the modern system of training of the artist. The author gives arguments in favor of the practice of plein air, both for the student and for the experienced artist. Also the author gives basic characteristics of the difference of the artist's work in the open air from working in a studio. On the basis of these differences conclusions about what problems arise during the plein air practice of students and their possible solutions are proposed. This work can be useful for teacher artists of secondary and higher educational institutions.

Keywords: plein air, plein-air practice, visual art literacy, perception of color and lighting, impressionism, art education, academic school of drawing and painting.

Означении пленэра в изобразительном искусстве много говорится практически во всех трудах значимых художников-педагогов, таких как Г. В. Беда, А. П. Яшухин, А. А. Унковский, А. П. Маслов и другие. Через рисование с натуры в условиях живой, постоянно меняющейся окружающей атмосферы художник имеет возможность не только изучать, наблюдать, сравнивать объекты, но и и чувствовать малейшие изменения в состоянии природы. В процессе этого восприятия задействованы все органы его чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения. Ключе-

вым моментом в работе художника на пленэре является самостоятельность в выборе мотива, материала и техники выполнения работы и т. п. Безусловно, начинающий художник не вполне способен самостоятельно определится с сюжетом, композицией и дальнейшими вопросами изображения пейзажа или отдельных его фрагментов, будь то зарисовки растений и животных или многосеансовая работа над портретом в условиях пленэра.

Пленэрная практика студентов представляет собой занятия рисунком и живописью непосредственно на природе, с «натуры». Основная

часть всех выполненных за практику работ -этюды и зарисовки, наброски. Также выполняются пейзажные композиции (сельский и городской пейзажи) на основе натурных этюдов и натюрморт на природе. У старших курсов итоговые работы связаны непосредственно с изображением человека - это портреты и фигурные композиции.

Работа художника на пленэре имеет существенные отличия от работы в студии. Пленэр можно считать началом и венцом профессионализма художника. Началом потому, что рисование с натуры - единственно верный способ познания действительности, познания окружающего мира. Не зря обучению рисованию в XIX в. отводилась не менее значимая роль, чем обучение точным наукам, языкам и литературе - как в России, так и за рубежом. Работу художника на пленэре, будь то графика или живопись, можно считать венцом по той причине, что это наиболее сложный процесс, нежели рисование в помещении. Работая в условиях постоянно меняющейся натуры, перемен освещения, погоды, ветра, движения облаков, воды, не говоря уже о рисовании людей и животных на пленэре, художник должен иметь необходимые для этого знания, умения и навыки. Комплекс этих знаний, умений и навыков и есть понятие «изобразительная грамота». Проблемой данного исследования является недостаток подготовки начинающих художников к выходу «на пленэр», отсутствие актуализации полученных знаний и навыков ими в студии для пленэрной практики.

В своей диссертации Н. В. Зинченко акцентирует принципиальное отличие рисования в аудитории от работы на пленэре. «Изображение большого пространства в пейзаже, принципиально отличающегося от планов в натюрморте и портрете, актуализирует знания студентов по вопросам линейной и воздушной перспективы, законов работы цветовыми отношениями, тона и колорита живописного этюда» [1, с. 2].

Занятия пленэром крайне важны и необходимы при подготовке художника, художника-педагога. Только при рисовании с натуры закладываются и вырабатываются основные навыки рисования и свето-цветовосприятия. Лишь наблюдая за постоянно движущейся и

меняющейся природой, сравнивая формы, оттенки, чувствуя перемены света и ветра, даже улавливая различные запахи, можно стать художником. «Человек и природа - единое целое. Красота окружающего нас мира действует на воображение, вызывает эстетическое чувство. Надо учиться не только смотреть на природу и вещи, но еще и видеть их» [2, с. 5].

Пленэр - это рисование с натуры на открытом воздухе (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») установился как самостоятельный жанр изобразительного искусства во Франции во второй половине XIX в., основоположниками рисования с натуры, живописи на пленэре были так называемые импрессионисты: К. Моне, Э. Дега, Э. Мане, К. Писсаро, П. Синьяк, А. Сислей, О. Ренуар и другие.

О художниках-импрессионистах говорили, что они пишут как бы вибрацию, движение воздуха. Задачей импрессионистов было не достижение реалистически верного и точного до литературных деталей изображения, а передача впечатления от момента, тронувшего глаз и душу художника.

Пленэр как форма занятий изобразительным искусством необходим с самой первой ступени художественного образования. И для разной степени подготовленности учащегося ставятся свои цели и задачи данной практики. Таким образом, рисование с натуры - основа изобразительного искусства в любых его проявлениях.

Процесс обучения изобразительному искусству во многом схож с процессами обучения другим наукам и предметам и имеет в своей основе систему методов обучения. Как и в изучении любого языка, математики, истории, обучении тому или иному виду работы - в основе всего обучения лежит грамотный подход к предмету. Грамота может проявляться как в написании слова, формулы, так и в выполнении зарисовки, этюда.

Для начала следует определить, что означает понятие «изобразительная грамота». В современном информационном пространстве можно встретить различное понимание этого понятия. Как выше было сказано, под понятием «изобразительная грамота» понимается комплекс знаний, умений и навыков художника в рисовании. Некоторые художники и педа-

гоги понимают под «изобразительной грамотой» некий свод правил изображения для художника, другие же подразумевают под этим определенные законы изобразительности. Например, известному художнику-педагогу, твердо отстаивающему традиции академической школы, Д. Н. Кардовскому близка такая трактовка понятия: «Все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения» [3, с. 128]. Также в высказывании Н. Н. Ростовцева: «Изобразительная грамота предусматривает знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими» [4, с. 229].

Таким образом, в рамках нашего исследования мы предлагаем свое определение понятия «изобразительная грамота»: наличие у художника знаний, умений и навыков реалистического изображения объектов, грамотной передачи их формы и сути, знаний законов построения композиции, цветоведения, перспективы, наравне с наличием у него развитого художественного восприятия и, как следствие, художественного вкуса.

Исходя из вышесказанного получается, что цель любого художественного образования и есть обучение студентов изобразительной грамоте. Незнание законов изобразительности, непонимание сути предмета, неумение «видеть» и воспринимать окружающий мир с эстетической точки зрения, и, в конце концов, отсутствие художественного вкуса не может привести к созданию художественного произведения, произведения изобразительного искусства в частности. Каждый человек, тем более художник, имеет собственное восприятие действительности. Можно проявлять индивидуальность в выборе направления в искусстве, технике выполнения работы, иметь свой фирменный стиль, но при этом отсутствие знаний основ изобразительной грамоты приводит к пустым попыткам копирования действительности (в чем нет никакого смысла соревноваться с современной фото и видеотехникой). Понятие изобразительной грамоты само по себе не статично, грамота постоянно развивается, знания имеют свойство накапливаться и анализироваться человеком, умения и навыки - совер-

шенствоваться. Поэтому в контексте нашего исследования мы говорим об обучении изобразительной грамоте именно как подготовительного этапа перед пленэрной практикой начинающего художника.

Согласно учебным планам большинства высших и средне-специальных учебных заведений, реализующих подготовку художников и художников-педагогов в рамках классической академической школы рисунка и живописи, пленэрная практика проводится после окончания первого года обучения, что актуализирует и систематизирует полученные за год обучения знания и навыки студентов о композиции, выборе сюжета, линейной и воздушной перспективе, пластике в рисунке, светотеневых отношениях и колористике. За первый год обучения, предшествующий пленэрной практике, студенты усердно занимаются рисунком, живописью, композицией. В течение года они набирают необходимое количество знаний и навыков, изучают основы изобразительной грамоты, необходимые для того, чтобы столкнуться с окружающим миром, натурой лицом к лицу. Таким образом, мы не можем выделить обучение изобразительной грамоте в отдельное русло, это происходит в ходе занятий академическим рисунком и живописью в течение учебного года. Но зачастую этого бывает недостаточно, и, выходя на пленэрную практику, студент оказывается не вполне к ней готовым.

Для достижения конкретной цели: подготовить студента - начинающего художника к пленэрной практике - необходимо уделять большее внимание беседам как об искусстве в целом, так и об изобразительной грамоте как о своде правил реалистического изображения. Необходимо не только следовать учебной программе, демонстрировать студентам работы известных художников, разбирать их вместе с учениками, но и ставить перед ними проблему. Ведь художник в процессе работы всегда преодолевает себя, некую поставленную задачу, проблему, решение которой он ищет, переживает, и вот, наконец, находит это решение. Например, у художника есть некий замысел, идея, задуман сюжет. Проблемой становится поиск композиционного решения. Задача педагога показать, каким образом вести этот поиск (рисование многочисленных эскизов, начиная с ритма светотеневых пя-

тен, усложняя рисунок, наконец, выполнение уже конкретных зарисовок и этюдов фрагментов будущей работы и т. п.).

Также следует обращать внимание студентов на учебные постановки, они должны уметь не только изобразить их на плоскости, но и составить самостоятельно. Все это вкупе с изучением студентами основ академического рисунка, живописи, занятиями композицией способствует приобретению ими навыков самостоятельности в своем творческом поиске, в работе на пленэре, где они, по большей степени, остаются с природой наедине. Безусловно, пленэрная практика проводится под руководством педагога, но, несомненно, отличается самостоятельной работой студентов, что должно помочь им достичь творческой независимости, индивидуальности.

В рамках нашего исследования мы предлагаем усовершенствовать именно занятия пленэрной практикой, добавив к пленэрной практике цикл подготовительных занятий под названием «Основы изобразительной грамоты на пленэре».

Такие занятия могли бы проходить в форме интеллектуальных бесед об изобразительном искусстве преподавателя с группой студентов непосредственно в преддверии «выхода на пленэр».

Для того чтобы приступить к занятиям пленэром, необходимо дать студенту первичную подготовку, начальные базовые знания, развить навыки изобразительной грамоты. В ходе первого года обучения студенты занимаются в оборудованных аудиториях, выполняют следующие работы:

• натюрморт из простых геометрических тел;

• рисование гипсового орнамента или розетки;

• тематический натюрморт из предметов быта;

• рисунок интерьера общественного здания;

• рисование гипсовых слепков частей лица;

• рисование черепа человека в различных ракурсах.

Далее студента ждет пленэрная практика, рисование непосредственно с натуры, на природе. Для того чтобы подготовить к этому начинающего художника, необходимо актуализировать и обобщить полученные им за учебный

год знания и навыки изобразительной грамоты. Также необходимо адаптировать их к условиям «живого» рисования, рисования в условиях рассеянного естественного освещения и его постоянного изменения, переменчивости погодных условий, наличия множества отвлекающих факторов и многого другого. «Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не только стараемся передать в рисунке его внешний вид, но и изучаем характерные особенности строения его формы» [5, с. 7].

В ходе пленэрной практики студенты выполняют наброски и зарисовки деревьев, цветов и растений различными графическими материалами, выполняют графические зарисовки и живописные этюды сельских и городских пейзажей, средств транспорта, натюрморт на природе, зарисовки людей и животных.

Целью пленэрной практики является овладение комплексом знаний и навыков в рисовании, живописи и композиции в условиях открытого воздуха, что само по себе и является изобразительной грамотой. По окончании курса пленэрной практики студент обязан уметь:

• профессионально создавать изображения на основе непосредственного восприятия натуры;

• делать наброски и зарисовки, живописные краткосрочные и длительные этюды;

• профессионально компоновать изображения, активно применяя эскизы и натурные работы;

• работать в жанре натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, анималистического рисунка, фигурной и многофигурной композиции;

• использовать разнообразные графические и живописные материалы.

Овладение вышеперечисленными навыками в процессе пленэрной практики предполагает решение следующих задач:

• изучение теоретических основ композиции, рисунка и живописи, включающих в себя знания основ компоновки изображения, строения формы, перспективы, теории светотени, истории развития изобразительного искусства, пластической анатомии человека, анатомии животных, техник и художественных материалов;

• практическое овладение приемами и ме-

тодами рисования и живописи в условиях открытого воздуха и освещения, изучение лучших образцов искусства пленэра;

• освоение навыков живого, непосредственного рисования и живописи с натуры при помощи краткосрочных зарисовок, набросков и этюдов;

• приобретение знаний и умений для работы над композицией на основе натурных и эскизных материалов.

Пленэрная практика дает множество возможностей для художника в выборе графических и живописных материалов, техник, жанров изобразительного искусства.

Рисование — сложный вид деятельности человека, сочетающий в себе процессы познания и созидания. Бывает, что один процесс преобладает над другим, тогда студент склоняется или к научному изучению окружающей действительности, и его произведение теряет художественное, духовное наполнение, или лишь к созидательному, когда без вдумчивого анализа происходит только копирование.

В рисовании можно выделить два взаимосвязанных, но разных вида: рисование творческое и учебное. В учебном рисовании главную роль играет учебно-познавательный процесс, решение поставленных учителем задач на каждом отдельном этапе ведения работы и ходе обучения в целом, где элементы творчества присутствуют, но незначительно. В творческом же рисовании стоят более сложные задачи, такие как создание автором художественного образа, передача сложной духовно-нравственной идеи, попытка диалога со зрителем и т. п. И довольно часто в творческом рисовании художники пренебрегают учебными установками и правилами изображения для достижения своих творческих целей. Любое художественное образование ставит перед собой задачи обучить начинающего художника изобразительной грамоте, развить необходимые художнику навыки, такие как глазомер, навыки цве-товосприятия, техники рисунка и т. п. для того, чтобы далее он мог использовать все это в самостоятельной творческой деятельности и даже выйти за пределы этих законов и правил в достижении высоких идеалов.

Рисование в условиях пленэра расширяет привычные студенту границы как в буквальном

смысле (ограничение аудиторного пространства, постановки в частности), так и в переносном - больше внимания уделяется выбору мотива, наполнению работы духовным смыслом, настроением, чувственностью. Занятия пленэром способствуют накоплению новых представлений начинающего художника о пространстве, свете, композиции.

Способность видеть красоту окружающего мира во всех его деталях и проявлениях, слышать и чувствовать звучание утреннего солнца в каплях росы, шелест и шорохи листьев на ветру, палящий зной или серость затянувшегося дождя - все это отличает творческую натуру. Занятия пленэром помогают художнику раскрыть свой творческий потенциал, впустив в свою душу окружающий мир и, полюбив его, перенести на холст.

Знания изобразительной грамоты, необходимые художнику для того, чтобы приступить к работе в условиях пленэра, включают в себя:

• правила и законы построения композиции;

• навыки верной передачи пропорций;

• законы линейной и воздушной перспективы;

• правила построения светотени;

• колористические знания и навыки;

• владение различными техниками графики и живописи;

• наличие художественного вкуса.

Вышеперечисленные знания и навыки студенты получают, развивают и накапливают в ходе первого года обучения, а также во все последующие. Но для успешного прохождения пленэрной практики начинающему художнику необходимо актуализировать и обобщить эти знания, адаптировать их непосредственно к «живому» рисованию на пленэре.

Невозможно стать самостоятельным художником, лишь перенимая те упражнения и приемы, которые демонстрирует учитель в стенах аудитории. Но именно здесь закладываются основы изобразительной грамоты, которые впоследствии станут отправной точкой в саморазвитии творческой личности и индивидуальности художника.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинченко, Н. В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем) [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Зинченко. - М., 2008.

2. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер. - 6-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2005. - 272 с.: ил.

3. Кардовский, Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма [Текст] / Д. Н. Кардовский. - М., 1960.

4. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок [Текст]: учебник для студентов худож.-граф. фак. педин-тов / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд, доп. и перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

5. Ростовцев, Н. Н. Учебный рисунок [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1976. - 287 с.

6. Рощин, С. П. Живопись. Основы теории и практики [Текст] /С. П. Рощин. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 216 с.

7. Рощин, С. П. К вопросу научного обоснования методики преподавания изобразительного искусства [Текст] / С. П. Рощин // Искусство и образование. - 2010. - N° 1. - С. 91-97.

REFERENCES

1. Zinchenko N. V. Razvitie tvorcheskoy samo-stoyatelnosti studentov na plenernoy praktike (v rabote nad peyzazhem). Extended abstract PhD Dissertation (Education). Moscow, 2008.

2. Kirtser Yu. M. Risunok i zhivopis: ucheb. poso-bie. Moscow: Vyssh. shk., 2005. 272 p.: ill.

3. Kardovskiy D. N. Ob iskusstve. Vospominaniya, statyi, pisma. Moscow, 1960.

4. Rostovtsev N. N. Akademicheskiy risunok: uchebnik dlya studentov khudozh.-graf. fak. pe-din-tov. Moscow: Prosveshchenie: Vlados, 1995.

5. Rostovtsev N. N. Uchebnyy risunok: ucheb. po-sobie. Moscow: Prosveshchenie, 1976. 287 p.

6. Roshchin S. P. Zhivopis. Osnovy teorii i prakti-ki. Moscow: Tsentr Media Proektov "ABF", 2008. 216 p.

7. Roshchin S. P. K voprosu nauchnogo obos-novaniya metodiki prepodavaniya izobrazitel-nogo iskusstva. Iskusstvo i obrazovanie. 2010, No. 1. Pp. 91-97.

Филиппова Людмила Сергеевна, ассистент кафедры рисунка и графики Московского городского педагогического университета, институт культуры и искусств e-mail: [email protected]

Filippova Ludmila S., Assistant Lecturer, Drawing and Graphics Department, Moscow City Teacher Training University, Institute of Culture and Arts e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.