Научная статья на тему 'Значение пленэрной практики в профессиональном художественном образовании'

Значение пленэрной практики в профессиональном художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL ART EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / FINE AND DECORATIVE ART / ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА / PLEIN-AIR PRACTICE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ARTISTIC AND CREATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шокорова Л. В., Гречнева Н. В.

В статье рассматриваются роль и значение пленэрной практики в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей. Выявляются физиологические особенности зрительного восприятия в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Характеризуются методы художественного познания действительности и учебной деятельности в условиях пленэра. Определяются методы творческой работы в профессионально-художественной деятельности, способствующие развитию цельного восприятия и художественно-творческих способностей. Обосновывается комплекс специальных задач, направленных на приобретение и развитие у учащихся знаний, умений и навыков рисования на открытом воздухе. Описываются темы работ на пленэре. Предлагаются педагогические условия формирования профессиональных умений и навыков студентов художественных специальностей в арт-пространстве пленэра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF PLEIN-AIR PRACTICE IN PROFESSIONAL ART EDUCATION

The article discusses the role and importance of plein-air practice in vocational training of art specialties' students. It identifies psychophysiological characteristics of visual perception in fine and decorative art. The work characterizes methods of artistic perception of reality and educational activity in the conditions of an open-air. The authors define methods of creative work in professional and artistic activities, conducing the development of integral perception and artistic-creative skills. The research reveals a complex of special tasks aimed at the acquisition and development of students' knowledge, abilities and skills of drawing outdoors. It describes the themes of work in plein-air. It comes up with pedagogical conditions of formation of professional skills of art specialties' students in plein-air art space.

Текст научной работы на тему «Значение пленэрной практики в профессиональном художественном образовании»

ствиям и в условиях современного боя повысится, если во время учёбы создать условия реальной боевой обстановки. Такую обстановку можно создать в специально оборудованном зале с использованием средств имитации современного боя.

Специалисты в области рукопашного боя выделяют три этапа в процессе подготовки курсантов по этому разделу физической подготовки:

- обучение основам техники выполнения приема;

- обучение боевым действиям и основам тактики;

- ситуативное обучение в условиях, максимально приближенных к боевым [5].

Содержание первых двух этапов реализуется на занятиях по физической подготовке, а третьего на занятиях по тактике. Следует особо подчеркнуть явную недостаточность разработок и акцентов на достижение высокой эффективности взаимосвязи и взаимообусловленности содержания, методики и организации выделенных этапов подготовки курсантов по рукопашному бою и особенно извлечения и применения ценностей психологического плана, определение путей формирования психической устойчивости обучаемых средствами рукопашного боя.

В некоторых вузах системы МВД России для формирования психологической готовности к единоборству с правонарушителями на занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» с курсантами практикуются учебно-тренировочные поединки по правилам кикбоксинга, бокса, самбо. Поединки проводятся, если курсант в достаточной мере владеет навыками самозащиты. При этом важно, что бы поединок проходил на фоне физического утомления. Физическое утомление достигается путем выполнения силового комплексного упражнения (СКУ), взятого из Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Количество повторений СКУ - от 3 до 5 раз. Спарринги проводятся в форме вольного боя и длятся от 2 до 3 мин. Преподаватель контролирует ведение учебно-тренировочного поединка, следит за тем, чтобы у

Библиографический список

курсантов не брали вверх эмоции и при этом схватка не переросла в драку [6]. На занятиях по физической подготовке практикуются спарринги с «вооруженным» противником (противник «вооружен» макетом ножа, палки). Поединок длится от 30 с до 1 мин. Цель этого поединка - избежать ударов или порезов, по возможности, курсант пытается обезоружить «правонарушителя».

Попытка использовать содержательный и методический арсенал приемов рукопашного боя в целях формирования психо-э-моциональной устойчивости неизбежно требует решения ряда проблем, связанных с ограниченными временными ресурсами на обучение и трудоемкостью массового обучения курсантов сложным двигательным действиям.

В рамках обозначенных проблем можно выделить следующие направления их решения:

- отбор наиболее рационального содержания для обучения, разработка детализированной по рукопашному бою программы;

- выбор оптимальной базовой техники приемов;

- алгоритмизация тактических ситуаций, отрабатываемых в полуобусловленных схватках;

- обоснование тактических ситуаций с применением имитационных средств во время боевых схваток;

- обоснование временных рамок с использованием возможных форм физической подготовки.

Таким образом, совершенствование навыков рукопашного боя при подготовке будущих сотрудников ОВД является актуальной проблемой. В качестве наиболее эффективного средства решения данной проблемы используется комплексный и системный подходы, позволяющие сочетать возможности учебной деятельности по физической подготовке с возможностями спортивной работы как одной из основных форм физической подготовки курсантов ВУЗов системы МВД РФ и форм сопутствующей подготовки будущих полицейских.

1. Глубокий В. А. Физическая подготовка как средство формирования психологической готовности сотрудников ОВД к ведению единоборства с правонарушителями. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008; 1 (32): 52 - 53.

2. Исламов В.А. Кувшинков М.А. Теоретико-методологические и правовые основы профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ к выживанию в условиях локальных конфликтов: монография. Рязань, 2015.

3. Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. Москва, 2011.

4. Хагай В.С. Рукопашный бой как средство формирования психоэмоциональной устойчивости военнослужащих. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.

5. Хагай В.С., Стрельников Р.В., Мхце Б.А., Земляной А.И. Формирование психоэмоциональной устойчивости военнослужащих на основе совершенствования навыков рукопашного боя. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 40 - 42.

6. Уфимцев О.Ю., Князев В. . Становление и совершенствование техники ударов, защит и передвижений в процессе занятий по физической подготовке в системе МВД России. Москва, 2001.

References

1. Glubokij V. A. Fizicheskaya podgotovka kak sredstvo formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti sotrudnikov OVD k vedeniyu edinoborstva s pravonarushitelyami. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2008; 1 (32): 52 - 53.

2. Islamov V.A. Kuvshinkov M.A. Teoretiko-metodologicheskie i pravovye osnovy professional'noj i fizicheskoj podgotovki voennosluzhaschih VDV k vyzhivaniyu v usloviyah lokal'nyh konfliktov: monografiya. Ryazan', 2015.

3. Karayani A.G., Korchemnyj P.A., Marchenkov V.I. Psihologicheskaya podgotovka boevyh dejstvij vojsk: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.

4. Hagaj V.S. Rukopashnyj boj kak sredstvo formirovaniya psiho'emocional'noj ustojchivosti voennosluzhaschih. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

5. Hagaj V.S., Strel'nikov R.V., Mhce B.A., Zemlyanoj A.I. Formirovanie psiho'emocional'noj ustojchivosti voennosluzhaschih na osnove sovershenstvovaniya navykov rukopashnogo boya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 40 - 42.

6. Ufimcev O.Yu., Knyazev V. . Stanovlenie i sovershenstvovanie tehniki udarov, zaschit i peredvizhenij v processe zanyatij po fizicheskoj podgotovke vsisteme MVD Rossii. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 15.01.17

УДК 37.05

Shokorova L.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Domestic and Foreign Art, Altai State University

(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Grechneva N.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Domestic and Foreign Art, Altai State University

(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

IMPORTANCE OF PLEIN-AIR PRACTICE IN PROFESSIONAL ART EDUCATION. The article discusses the role and importance of plein-air practice in vocational training of art specialties' students. It identifies psychophysiological characteristics of visual perception in fine and decorative art. The work characterizes methods of artistic perception of reality and educational activity in the conditions of an open-air. The authors define methods of creative work in professional and artistic activities, conducing the development of integral perception and artistic-creative skills. The research reveals a complex of special tasks aimed at the acquisition and development of students' knowledge, abilities and skills of drawing outdoors. It describes the themes of work in plein-air. It comes up with pedagogical conditions of formation of professional skills of art specialties' students in plein-air art space.

Key words: professional art education, fine and decorative art, plein-air practice, artistic and creative skills.

Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Н.В. Гречнева, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются роль и значение пленэрной практики в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей. Выявляются физиологические особенности зрительного восприятия в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Характеризуются методы художественного познания действительности и учебной деятельности в условиях пленэра. Определяются методы творческой работы в профессионально-художественной деятельности, способствующие развитию цельного восприятия и художественно-творческих способностей. Обосновывается комплекс специальных задач, направленных на приобретение и развитие у учащихся знаний, умений и навыков рисования на открытом воздухе. Описываются темы работ на пленэре. Предлагаются педагогические условия формирования профессиональных умений и навыков студентов художественных специальностей в арт-пространстве пленэра.

Ключевые слова: профессиональное художественное образование, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, пленэрная практика, художественно-творческие способности.

Развивающиеся процессы глобализации и модернизации всех сфер общественной жизни предъявляют новые требования к качеству профессиональной подготовки конкурентоспособных, востребованных специалистов, способных реализовывать свой потенциал в новых социально-культурных условиях. Ведущим аспектом решения вопросов профессионального и творческого развития студентов, их самосовершенствования и саморазвития должны стать накопленные научные и практические знания в области художественного творчества. Осмысление процесса развития художественно-творческих способностей должно качественно повысить профессиональную подготовку будущего специалиста в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Одним из наиболее эффективных способов развития художественно-творческих способностей студентов является рисование в условиях пленэра.

Пленэр (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») - техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. В работе великого немецкого поэта Гёте «Учение о красках» содержаться ценные мысли о значении пейзажной живописи. Гёте писал: «Художник, благодарный природе, которая породила его самого, дарит ей взамен новую вторую природу, но созданную чувствами и мыслями, совершенную по-человечески» [1, с. 156].

Работа на открытом воздухе обладает своими специфическими особенностями и возможностями в достижении профессионального мастерства. Эти занятия способствуют развитию таких необходимых качеств как наблюдательность, цельное восприятие натуры, образное мышление, развитая зрительная память. Работа на пленэре формирует навыки и умения в быстром рисовании, необходимые для будущего художника. Общение с природой формирует эстетический вкус учащихся, открывает возможности для дальнейшей творческой деятельности, обогащает духовную сферу.

Окружающий мир выступает одним из наиболее важных образных толкований в искусстве. Природа оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние, активизирует познавательную деятельность. Обилие света, разнообразие рефлексов, большие пространства, различная освещенность объектов изображения позволяют художнику познать сложную и многообразную действительность. Этюды и зарисовки на открытом воздухе существенно отличаются по условиям работы от занятий в учебной аудитории. Постоянно меняющееся освещение создает определенные трудности для начинающих рисовальщиков. Перед студентами встают задачи психологического, эмоционального и волевого характера. Проявление инициативы самостоятельности, настойчивости и трудолюбия является важнейшим условием дальнейшей художественно-творческой деятельности.

Способности - это психические качества и свойства личности человека, которые проявляются для совершения определенного вида задания. Способность к определенной художественной деятельности является необходимым условием для выполнения этой деятельности, как творческой работы, основанной на высо-

кокачественном исполнение художественной и творческой работы. В.С. Кузин к художественным способностям относит следующие свойства:

- художественно-творческое воображение;

- эмоциональное отношение к сюжету, изображаемому явлению действительности;

- волевые свойства личности художника.

- высокая чувствительность зрительного анализатора, повышающаяся в процессе изобразительной деятельности (чувство формы, чувство цвета, чувство пропорции, линий);

- быстрое освоение новых приемов в изучении разнообразных техник в графике и живописи, высокие сенсомоторные свойства руки художника [2, с. 212].

Для обеспечения условий развития творческих способностей, необходима их взаимосвязь в овладении техническими и эстетическими приемами различных графических и живописных материалов. «Творческое развитие художника совершается часто в своеобразной диалектике творческих замыслов и техники; новые творческие замыслы для своего осуществления требуют иногда овладения новыми техническими средствами; овладение новыми техническими средствами создает новые технические возможности, открывает простор для новых творческих замыслов, а новые творческие замыслы требуют дальнейшего развития и совершенствования техники и т.д.» отмечал С.Л. Рубинштейн [3, с. 61]. Также одним из условий, необходимых для эффективного формирования и развития художественно-творческих способностей, определяется «наличием свободы в творческом проявлении» [4, с. 27]. В процессе художественной деятельности студенты овладевают новым языком для образного выражения своих мыслей, чувств, отношений, они расширяют кругозор знаний, воспитывают чувства и усваивают на эмоционально-образном языке. «Развивая в ученике творческие способности (потребность к творчеству) мы выращиваем из него исследователя, а не «получателя» конечных знаний, не пассивного наблюдателя жизни, а вдохновенного мастера, приумножающего красоту бытия» [5, с. 38].

Центральной проблемой процесса рисования с натуры является проблема восприятия. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей. Восприятие напрямую зависит от особенностей мыслительных процессов и эмоциональной отзывчивости человека. Для художника-дизайнера, художника-педагога, художника декоративно-прикладного искусства восприятие есть свойство, которое определяет его возможности в профессиональной деятельности.

Восприятие студента существенно отличается от профессионального восприятия художника; восприятие учащегося обладает рядом существенных недостатков, таких как поверхностность зрительных впечатлений, неточность зрительных оценок, неустойчивость зрительного внимания и т. д. В связи с этим одной из ведущих задач обучения студентов пленэрному рисованию является настроенность на константность и избирательность восприятия изображаемого. Перестройка обыденного восприятия в художественное видение во многом зависит от приобретения опыта у студентов. Когда студент рисует с натуры, он внимательно всматривается в то, что изображает, он сосредоточен,

его интеллектуальная активность направлена непосредственно на объект изображения. В результате регулярного рисования на пленэре, наблюдения, слушания, рассматривания восприятие станет более тонким и чутким.

Занятия на пленэре максимально развивают зрительную память, поскольку условия окружающей среды переменчивы. Воспринятый первоначально образ изображаемого мотива в течение быстрого времени меняется и необходимо осмысленное запоминание, и воспроизведение натуры по памяти. Рисование по памяти развивает самоконтроль, мобилизует процессы восприятия, сохранения и запоминания увиденной информации. « Рисование по памяти - это процесс, включающий в себя два важных компонента. Во-первых, запоминается натура, ее пропорции, движение, характер, тонально-цветовые отношения и т. п. Во-вторых, запоминается ход работы над изображением: движение глаз, действия рук с материалом, последовательность выполнения (с чего начинать и чем заканчивать работу)» [6, с. 17]. Осознанное наблюдение характеризуется избирательностью, выделением главного и исключением второстепенного, помогает выявлению самых главных и характерных признаков изображаемых предметов.

Способность художника зрительно воспринимать натуру и одновременно методом сравнения определять пропорциональные, тональные и цветовые отношения и взаимосвязи всех деталей мотива и их соподчинение главному, смысловому компоненту характеризует развитое цельное восприятие. Выдающиеся российские художники и педагоги А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон, В.А. Фаворский, Г.В. Беда отмечали, что процесс формирования цельного видения длительный и постепенный. Как отмечал В.Г. Беда: «Выработка способности цельного видения и одновременного сравнения всех частей натурной постановки - это важная задача обучения живописи. Если начинающий художник не владеет этим специальным навыком, дальнейшее обучение не даст положительных результатов. Именно умение цельно видеть и работать отношениями отличает профессионального живописца от дилетанта» [7, с. 47]. Для того чтобы сформировать целостное видение педагогами и художниками были сформулированы такие рекомендации как, например, смотреть на натуру «широко», чтобы видимое изображение стало менее четким, расплывчатым. «Смотреть быстро», «видеть натуру боковым зрением» -такие установки своим студентам давал выдающийся педагог П.П. Чистяков. Эти рекомендации по прежнему актуальны в современном процессе обучения цельному восприятию.

Главный источник получения знаний и навыков в работе над пейзажем и ведущий метод изучения природы, учебной и творческой практики учащихся - работа с натуры, то есть выполнение этюдов с натуры. Этюдную работу в условиях пленэра можно рассматривать и как метод работы с натуры, и как метод наглядного обучения.

Процесс обучения живописи протекает в основном в форме практико-исполнительской деятельности студентов. В процессе не может быть раз и навсегда выработанных методов. Педагог сочетает их в своей деятельности по-разному, но не произвольно. Выбор методов преподавания пейзажной живописи определяется необходимостью учитывать такие условия, как введение в процесс изучения теоретических основ изобразительной грамоты, теории колорита, законов композиции и др. Учет этих условий позволит применить следующие методы обучения:

- лекция-беседа как наиболее доступная форма сообщения теоретического материала;

- показ последовательности изображения натуры;

- упражнения, обеспечивающие прочное усвоение практических навыков и выработку необходимых приемов для закрепления нового материала.

Таким образом, в обучении рисованию на пленэре важны не отдельные методы, а целостная методическая система, где все ее компоненты находятся в непрерывном единстве, стремясь к единой цели - к формированию личности художника.

Живопись и рисование на пленэре следует начинать с изображения растительного мира. Глубокое изучение конструкции и формы растений, цветов, кустарников, деревьев и других элементов флоры помогает в дальнейшей работе над созданием художественного образа в пейзаже. Это наброски, зарисовки, этюды растений. Сначала на листе находят композиционное изображение растения, общие пропорциональные отношения, намечается конструкция, ищут пластическое решение формы, ее выразительность. Затем прорабатываются детали формы. Для зарисовок растений используют следующие живописные и

графические материалы: карандаш, перо, тушь, кисть, фломастер, пастель, акварель. Бумагу для работы можно использовать белую и тонированную.

Основным в работе над пейзажем является выбор изобразительного мотива, выбор композиции пейзажа. В работе над пейзажем перед студентом возникает сложность в передаче атмосферных явлений, многоплановости, разнообразии форм, величин, цветов, постоянной смены освещения. Главное - разобраться в своих впечатлениях от пейзажа, найти в нем самое интересное, выбрать нужные детали и подчинить их целому. При выполнении композиции студентам нужно «обращать внимание на пропорции в пейзаже, применять знания линейной и воздушной перспективы, добиваться выразительного решения отдельных моментов в пейзаже в соответствии с художественным замыслом» [8, с. 24]. Для решения композиционного замысла в пейзаже студентам следует найти композиционный центр, необходимый ритм, симметрию и асимметрию, опираться в работе на закон контрастов.

В работе на пленэре решаются художественные, творческие, мыслительные, эстетические задачи. В связи с этим одним из ведущих педагогических условий развития художественно-творческих способностей в условиях пленэра является создание творческой среды. Под творческой средой подразумевается единый настрой преподавателя и студентов в достижении определенной цели учебно-творческих заданий. В творческой среде происходит погружение в проблему, в общую идею, в которой происходит творческое развитие. В создание творческой среды может входить:

- совместная постановка натюрморта, натуры;

- участие студентов в молодежных выставках и конкурсах;

- коллективные просмотры этюдов с обсуждением работ;

- проведение педагогом мастер-классов;

- изучение и анализ образцов русского и зарубежного искусства в музейных коллекциях;

- просмотры дидактических пособий, компакт-дисков по методическим особенностям пленэрной живописи.

Пленэрная практика обладает своими специфическими особенностями, большими возможностями в достижении профессионального мастерства будущих специалистов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. При рисовании в условиях пленэра создается обширный запас зрительных впечатлений, необходимых для выполнения живописных и графических рисунков, развивается наблюдательность, зрительная память, образное мышление, целостное восприятие, формируются положительные эмоции от общения с природой, эстетический вкус обучаемых [9, с. 72]. Важным условием развития художественно-творческих способностей является создание мотивации к творческой работе, которая заключается в учете взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого.

Учебно-воспитательный аспект - последовательное и целенаправленное изучение цветовых и пространственных закономерностей окружающей действительности, зрительного восприятия цвета, изучение живописных и графических приемов и т. д.

Творческий аспект предполагает творческую направленность обучения: сознательное использование цветовых закономерностей, отбор материалов с целью подчинения их замыслу и достижения наибольшей выразительности художественного образа, развитие внутренней мотивации к выполнению работы.

Внутренняя мотивация личности является основой творчества и включает в себя воображение, чувства и эмоции. Она развивает образное мышление и побуждает к самостоятельной деятельности, в процессе которой приобретается определенный опыт как основа профессионального мастерства. Для развития творческой самостоятельности большое значение приобретает результат деятельности (мотив достижения), выступающий как стимул к достижению очередного успеха [10, с. 203].

При аудиторной форме занятий студенты довольно часто ведомы в определении объекта изображения, материала, размера учебной работы и других важных условий академического обучения. На пленэрной практике студенты получают большую свободу в выборе мотива, композиционного построения и изображения состояния природы. Быстро меняющийся характер освещения, отсутствие аудиторного комфорта, заставляют студентов оперативно и самостоятельно принимать решения. Изображение большого пространства в пейзаже, принципиально отличающегося от глубинно-пространственных планов в натюр-

морте и портрете, актуализируют знания студентов в вопросах линейной и воздушной перспективы, законов работы световыми отношениями тона и колорита живописного этюда. Необходимость оперативного принятия решения в ходе работы над мотивом в условиях пленэра заставляет студентов ответственно подходить к поиску композиции рисунка и цветовому решению этюда с натуры. В процессе систематических занятий на пленэре у студентов успешно развивается целый ряд профессиональных навыков:

- навык быстрого «схватывания» натуры;

- навык аконстантного восприятия формы и цвета;

- навык восприятия формы, ее пропорций и расположения в пространстве;

- навык наблюдения одновременного и последовательного контрастов;

- навык выделения общих свойств изображаемых объектов;

- навык сравнения сходства и различия между объектами;

- навык типизации и обобщения;

- навык владения основными композиционными приёмами;

- навык владения основными изобразительными средствами.

Библиографический список

Таким образом, пленэрная практика благоприятно влияет на раскрытие творческого потенциала, на развитие художественно-творческих способностей, а именно:

- способность к художественно-образному выражению;

- способность к композиционному решению произведения, способность к художественному, творческому и эстетическому восприятию натуры, владение техникой, приемами и навыками акварельной живописи;

- развитое воображение и зрительная память;

- цельность художественного видения, способность к композиционному построению и колористическому решению произведения;

- способность к выбору изобразительных средств, необходимых для художественно-образного воплощения идеи;

- осмысление личного творческого опыта, работа над самостоятельными сериями, способность предвидеть результат, выработка собственного изобразительного стиля.

Перечисленные способности являются важнейшей составляющей в эстетическом и творческом становлении будущих художников, позволяя решать поставленные художественные задачи.

1. Гете И.В. Об искусстве. Москва: Искусство, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кузин В.С. Психология искусства: учебник для художественных училищ. Москва: Педагогика, 1982.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва: Педагогика, 1989.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва: АПН РСФСР, 1956.

5. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Москва: Просвещение, 1978.

6. Тютюнова Ю. М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. Москва: Академический проспект, 2012.

7. Беда Г.В. Живопись: учебник для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение,

8. Гречнева Н.В., Нехвядович Л.И., Бочковская В.И. Живопись: пленэр: учебное пособие. Издательство АлтГу, 2015.

9. Стародуб К.И. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

10. Шокорова Л.В., Киселева Н.В. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014; 9 - 2 (47): 203 - 205.

References

1. Gete I.V. Ob iskusstve. Moskva: Iskusstvo, 1975.

2. Kuzin V.S. Psihologiya iskusstva: uchebnik dlya hudozhestvennyh uchilisch. Moskva: Pedagogika, 1982.

3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya. Moskva: APN RSFSR, 1956.

5. Goncharov I.F. Dejstvitel'nost'iiskusstvo v 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1978.

6. Tyutyunova Yu. M. Plen'er: nabroski, zarisovki, 'etyudy. Moskva: Akademicheskij prospekt, 2012.

7. Beda G.V. Zhivopis': uchebnik dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie,

8. Grechneva N.V., Nehvyadovich L.I., Bochkovskaya V.I. Zhivopis': plen'er: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo AltGu, 2015.

9. Starodub K.I. Risunok i zhivopis'. Ot realisticheskogo izobrazheniya k uslovno-stilizovannomu: uchebnoe posobie. 2-e izd. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

10. Shokorova L.V., Kiseleva N.V. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 2014; 9 - 2 (47): 203 - 205.

Статья поступила в редакцию 07.02.17

УДК 378

Alekseeva T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Television, St. Petersburg State Institute of Cinema

and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE USE OF MACHINE TRANSLATION IN THE DESIGN OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article studies a problem of creation of information-educational environment of teachers, in particular, independent creation of digital educational resources by using the information of foreign media texts. The importance of using teaching contents for foreign sources of information covering the scientific works and achievements of foreign scientists and researchers, and the problem of teachers who do not speak foreign languages. The author proposes to pay special attention to the translations of foreign media texts using machine translation systems. The work analyzes historical retrospective to determine the current state of affairs of machine translation. The author describes the existing types of machine translation systems and systematized the advantages and disadvantages of each of them. The researcher also reveals and substantiates the possibility of using the teacher's machine translation of foreign media texts, with the aim of improving the quality of teaching contents, affecting the efficiency of the prepared digital educational resource.

Key words: educational technology, resource engineering, teaching, machine translation of media texts, digital resources.

Т.В. Алексеева, канд. пед. наук, доц. каф. телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и

телевидения, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается проблема создания информационно-образовательной среды педагогами, в частности, самостоятельное создание цифровых образовательных ресурсов с использованием информации иностранных медиатекстов. Отмечается важность использования для учебного контента иностранных источников информации, освещающих научные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.