Научная статья на тему 'Роль пленэра в системе художественного образования'

Роль пленэра в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6099
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ПЛЕНЭР / РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / ВОСПРИЯТИЕ / МИРОЗДАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА / ГАРМОНИЯ / PAINTING / PLEIN AIR / PAINTING FROM LIFE / PERCEPTION / WORLD CREATION / OUTLOOK / LIGHT AND AIR ENVIRONMENT / HARMONY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Руднев Иван Юрьевич

Статья посвящена одному из самых важных вопросов обучения живописи, от решения которых зависит успех формирования будущих педагогов-художников это практическая работа на природе пленэр. Никакая другая учебная деятельность не в состоянии дать той полноты восприятия ощущений и впечатлений от окружающего мира, как работа на пленэре. Только живописная практика учит художника тонко подмечать и передавать цветовые особенности определенного состояния природы, влияния световоздушной среды и значительного пространства. Только находясь в полном и непосредственном контакте с живой природой, человек воспринимает и познает основы мироздания, постигая сущность реального мира, гармонию и закономерность его развития. На пленэре, как нигде, формируется мировоззрение художника, его понимание взаимоотношений природы и человека. Статья предназначена для студентов педвузов, педагогов-художников и читателей, интересующихся вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Plein Air in the System of Art Education

The article deals with the plein air, of the most important issues in teaching painting, which determines the success of the formation of the future art teachers. No other training activities are able to give that fullness of sensations and impressions from the outside world, as the work in the open air. Only practice teaches the artist to acutely observe and transmit the color features of a particular state of nature, the influence of light and air and significant space. Just being in the full and direct contact with the nature, a person perceives and learns the fundamentals of the universe, comprehending the essence of the real world, harmony and pattern development. And only in the open air the worldview of artist, understanding the relationship of man and nature is formed. The article is intended for students of pedagogical institutes, teachers, artists and readers interested in the education and training of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Роль пленэра в системе художественного образования»

1УДК 372.874 ББК 74.268.5

РОЛЬ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К. М. Зубрилин, И. Ю. Руднев

Аннотация. Статья посвящена одному из самых важных вопросов обучения живописи, от решения которых зависит успех формирования будущих педагогов-художников - это практическая работа на природе - пленэр. Никакая другая учебная деятельность не в состоянии дать той полноты восприятия ощущений и впечатлений от окружающего мира, как работа на пленэре. Только живописная практика учит художника тонко подмечать и передавать цветовые особенности определенного состояния природы, влияния световоздушной среды и значительного пространства. Только находясь в полном и непосредственном контакте с живой природой, человек воспринимает и познает основы мироздания, постигая сущность реального мира, гармонию и закономерность его развития. На пленэре, как нигде, формируется мировоззрение художника, его понимание взаимоотношений природы и человека. Статья предназначена для студентов педвузов, педагогов-художников и читателей, интересующихся вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения.

Ключевые слова: живопись, пленэр, рисование с натуры, восприятие, мироздание, мировоззрение, световоздушная среда, гармония.

THE ROLE OF THE PLEIN AIR IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

K. M. Zubrilin, I. Yu. Rudnev

Abstract. The article deals with the plein air, of the most important issues in teaching painting, which determines the success of the formation of the future art teachers. No other training activities are able to give that fullness of sensations and impressions from the outside world, as the work in the open air. Only practice teaches the artist to acutely observe and transmit the color features of a particular state of nature, the influence of light and air and significant space. Just being in the full and direct contact with the nature, a person perceives and learns the fundamentals of the universe, comprehending the essence of the real world, harmony and pattern development. And only in the open air the worldview of artist, understanding the relationship of man and nature is formed. The article is intended for students of pedagogical institutes, teachers, artists and readers interested in the education and training of the younger generation.

Keywords: painting, plein air, painting from life, perception, world creation, outlook, light and air environment, harmony.

Лето для студентов художественно-графического факультета МПГУ - самая горячая пора, это время сдачи зачетов и экзаменов, время контрольных просмотров творческих работ, но это и желанная пора -время творческих поездок и возможность трудиться на пленэре - открытом воздухе. Наступают долгожданные каникулы, световой день становится длиннее, природа находится в самом зените своего расцвета. Для художника рисовать с натуры - увлекательная задача, да разве это задача - это всегда радость. Радость

открытия, в первую очередь, себя, своих ощущений, эмоций и впечатлений от встречи с прекрасным творением - природой.

«Природа, окружающая действительность являются неиссякаемыми источниками вдохновения как для зрелого мастера, так и для начинающего живописца. Чем глубже студенты познают объективные законы природы, жизни, тем больше у них накапливается знаний и навыков для проявления индивидуальности. Постоянная практическая работа с натурой развивает творческие возможности,

формирует реалистическое мировосприятие» [1, с. 3].

Систематические наблюдения состояний природы, изучение ее во всей ее красоте и многообразии напрямую связано с ростом профессионального живописного мастерства и является основополагающим фактором в процессе формирования будущего художника.

Многочисленные упражнения на открытом воздухе позволяют выработать у будущих художников профессиональную остроту зрения: линейного и плоскостного, пространственного, светового, колористического.

«Только путем постоянной практики развивается чувствительность глаза к многообразию светлотных и цветовых градаций, что позволяет художнику превращать цвет, заключенный в краске, в выразительное средство живописи. В процессе работы в памяти накапливается существенный запас впечатлений от натуры, который затем проявляется в творческой практике, как опыт зрительного восприятия» [2, с. 13]. И при создании творческих композиций художник исходит именно из этого наколенного опыта, из суммы впечатлений, ощущений и образов, которые ему дали наблюдения и практическая работа на пленэре.

Практическая работа на природе имеет еще один важный аспект. «Чувство прекрасного пробуждается у человека только при общении с природой. Наше зрительное восприятие отражает не просто образ объекта. Восприятие, охватывая общий облик предмета или явления и давая представление о воспринимаемом объекте, одновременно способствует его эмоциональному воздействию. Только художник, имеющий постоянный контакт с природой и тщательно изучающий натуру, сумеет выразить свой эмоциональный восторг и духовный настрой формой, цветом и живописной гармонией» [2, с. 14].

Никакая другая учебная деятельность не в состоянии дать той полноты восприятия ощущений и впечатлений от окружающего мира и «пищи» для его ума, как работа на пленэре. Только находясь в полном и непосредственном контакте с живой природой, человек воспринимает и познает основы мироздания, постигая сущность реального мира, гармонию и закономерность его развития.

Таким образом, только на пленэре формируется мировоззрение художника, его понимание взаимоотношений природы и человека. Только на пленэре у студентов осуществляется связь теоретических научных знаний, полученных ими в процессе обучения, с практикой и появляется реальная возможность применить полученные знания на практике, проверить их, опираясь на научные основы изобразительного искусства.

Поэтому в образовательной программе для студентов Института искусств художественно-графического направления МПГУ пленэры -обязательный и постоянный элемент процесса воспитания, обучения и развития творческих способностей с целью дальнейшего применения их в изобразительной и педагогической деятельности. Если в течение учебного года тематика работ, техника и жанры на организованных учебных пленэрах все-таки несколько ограничивается рамками программы, то летние свободные пленэры на природе дают возможность студентам руководствоваться личными интересами, предпочтениями, эстетическим и техническим вкусом в поисках тем, средств и способов для самовыражения как художника в своих работах.

«Только окунувшись в гущу жизни, будущий художник-педагог находит свои темы, сюжеты, изобразительные и выразительные средства для их раскрытия. При этом все поиски художника определяются законами жизненной правды. Вот почему так важно, чтобы студенты в процессе обучения живописи больше общались с природой, учились видеть окружающую жизнь глубоко и всесторонне, открывали в ней источник поэтического вдохновения» [1, с. 3]. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Именно воздействие природы на человека, вызывающее глубокие переживания и мысли, породили прекрасный жанр в изобразительном искусстве - пейзаж. И как писал К. Д. Ушинский, прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение для развития молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.

Непосредственное соприкосновение с природой укрепляет дух человека, обогащает его

внутренний мир. Правдиво передавая красоту окружающего мира, выражая при этом в своих работах свое эмоциональное состояние, пейзаж для художника становится и важным средством воспитания чувства любви к своей Родине. Поэтому живопись пейзажа, обучение пейзажному этюду на природе - одна из главных задач подготовки педагога-художника и важный раздел программы курса живописи МПГУ.

Обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, смена освещенности и световоздушной среды и необозримое пространство - все это совершенно необычные и новые условия и возможности при работе художника с натуры. Наблюдение состояний природы, зарисовки и этюды всегда были обязательной частью профессиональной подготовки выдающихся мастеров пейзажной живописи. Так, на основе сильных впечатлений от окружающей природы, ее красоты и многообразия были написаны лучшие пейзажи А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова и многих других.

«Творчески активная профессиональная подготовка, основанная на знании изображаемой природы, ее структуры в соединении с умением передавать в живописи свое эмоциональное отношение к увиденному - такова задача, которую ставил известный живописец А. К. Саврасов перед своими учениками. Мало срисовать мотив, описать его глазами ботаника - важно уловить жизнь, настроение природы, которая вызывает в человеке созвучное состояние, задевает неуловимые душевные струны» [3, с. 20].

Только пленэрная живопись позволяет понять, насколько тесно и прочно связан мир природы и мир человека. И чтобы почувствовать и увидеть эту связь и гармонию отношений природы и человека, нужна постоянная практика и глубокие теоретические знания.

Лето - лучшая пора для практической работы и наработки материала, когда студенты разъезжаются на каникулы и пишут этюды. И лето 2016 г. не стало исключением. Руководство МПГУ предоставило студентам и магистрантам художественно-графического факультета с 12 по 25 июля прекрасную возможность

в рамках учебной летней пленэрной практики, организованной стараниями заведующего кафедрой живописи МПГУ, академика РАО и РАХ, профессора Ломова Станислава Петровича, побывать в Крыму, в Ялте.

Расположенная на юге Крымского полуострова, на берегу Черного моря, на трех холмах в живописной долине двух горных речек и окруженная с суши полукольцом Крымских гор, она явилась перед нами во всей своей сказочной красе.

По древней легенде Ялта была основана древнегреческими мореплавателями, когда заблудившиеся в тумане Черного моря греки, уже отчаявшись спастись, после долгих скитаний вдруг с рассветом наступающего дня увидели желанный берег - «Ялос». Так возникло небольшое рыбацкое поселение, которое уже к концу XIX в. превратилось в достаточно известный курорт, созданный как место отдыха русского дворянства, и с того времени Ялта начинает активно застраиваться красивейшими дворцами, имениями и особняками, а один из пригородов Ялты - Ливадия становится резиденцией царской семьи императора Александра III (1845-1894), отца последнего российского императора Николая II. Закладываются сады, виноградники, великолепные парки, которые и сегодня достойно украшают Южное побережье: Массандровский, Ливадийский, Алупкин-ский и другие. Также по указанию императора разрабатываются проекты на строительство мощного каменного мола и набережной Ялты, которые сегодня, модернизированные и преобразованные, являются прекрасными архитектурными сооружениями и основными достопримечательностями города.

Музеи, храмы, дворцы, парки, сады, набережная и простые ялтинские дворы и улочки органично вписываются в великолепный горный ландшафт, окаймленный бесконечным морем. Как писал А. С. Пушкин: «Волшебный край, очей отрада!»

Сказочная природа, мягкий климат, теплое море притягивали сюда не только знать, здесь любили бывать поэты, писатели, художники, которые воспевали этот благословенный край. Всемирно известный художник-маринист И. К. Айвазовский (1817-1900), великолепные русские художники-пейзажисты А. И. Куинджи

(1841-1910), В. Д. Поленов (1844-1927) и многие другие очень много работали в Крыму и в Ялте. «Живопись на пленэре была необходимой ступенью в совершенствовании мастерства русской художественной школы, стремившейся к полноценному отражению реального окружающего мира и утверждавшей духовно-нравственные идеалы времени» [3, с. 35]. Поэтому и в МПГУ, который следующет лучшим традициям школы русского реализма, живопись на пленэре стоит в одном ряду с изучением основных дисциплин художественного воспитания и эстетического образования будущих педагогов-художников.

«Главным признаком качества учебно-творческих работ студентов является сознательный, глубоко обоснованный реализм. На холсте должна создаваться такая живописная среда, в которой изображаемый предмет смотрелся не изолированно, а как бы вписывался в окружающую предметную, пространственную и цветовую среду. Умение написать "предмет в среде" - есть важная задача реалистической школы живописи» [1, с. 4].

Поэтому ведущим методом учебной и творческой практики в деле подготовки будущих педагогов-художников в МПГУ является пленэр.

И вот, находясь в лоне такого удивительного сочетания первозданной природы и творений рук человеческих, мы были потрясены обилием образов, хотелось работать и работать. У природы есть одна интересная особенность: стоит оказаться художнику на природе, находится масса предметов, которые прямо так и просятся на холст: море, горные хребты, причудливые деревья, увитые лианами, виноградные беседки, цветы и травы, камни и ветви деревьев, замшелые пни, невзрачные домики и великолепные особняки, кривые улочки и прямолинейные проспекты, овощи и фрукты, грибы в корзинке, прохожие, играющие дети и многое-многое другое. «Каждый день, обвешанные холстами, мы отправлялись писать этюды. Трудились, не зная усталости. Работа на природе рождала радостное восприятие жизни, была полна необъяснимым ощущение свободы» [3, с. 20].

Поэтому и программа пленэра получилась очень разнообразной и очень насыщенной,

студентам хотелось сделать как можно больше различных зарисовок, набросков, этюдов в технике акварельной и масляной живописи: это построение городской среды по законам наблюдательной, линейной и световоздушной перспективы; изображение малых архитектурных форм Ливадийского дворца; изображение крымского пейзажа «марина» в выбранной технике; изображение горного пейзажа - гор Ай-Петри и Аю-Даг, замка Ласточкино гнездо; пейзажные наброски Никитского ботанического сада, Массандры. Итогом программы был контрольный просмотр.

Вдохновленные морем, солнцем, прекрасной природой и радушным приемом, все друг другу признавались, что влюбились в Ялту, в этот прекрасный Крымский полуостров, и поэтому работа спорилась и была в радость. Мы делали одно общее дело, хотя каждый из нас был со своим восприятием и пониманием мира, с различными стилями, приемами и методами работы, с различным пониманием искусства, но здесь, во время пленэра, мы объединились в одну команду, работая на одном дыхании.

Пленэры полезны и необходимы для художников, особенно для начинающих. Как считают многие мастера изобразительного искусства, пленэр - высшая школа живописи. Только начиная с XIX в. художники, впервые распахнув двери своих мастерских, стали работать на открытом воздухе, тем самым они произвели настоящий переворот в древнем искусстве живописи и подняли ее на совершенно новую ступень развития.

Именно на пленэре в полную силу на художнике сказывается световоздушная среда, ее перспектива, то есть изменение цвета предмета в зависимости от их удаленности. Преобладающее значение в условиях пленэра имеют и рефлексы, игра светотеней, контрастов. «В обучении живописи надо всесторонне и творчески использовать контрастный метод: писать природу в различных переходных состояниях освещения, погоды, времени дня, в интенсивных процессах ее внутренней жизни, чередовать различные формы этюдной и композиционной работы, писать этюды по памяти, представлению и воображению, в различных живописных техниках» [1, с. 4].

Пленэры особенно важны для студентов -начинающих художников: есть уникальная возможность «вживую» наблюдать царственную природу, прочувствовать ее, прочувствовать свое состояние, ощутить в себе ее дыхание и пытаться запечатлеть свои наблюдения, впечатления, ощущения и эмоции на холсте. Поэтому и Крым - это поистине уникальное место для воспитания, обучения и развития, а следовательно, целостного формирования молодых педагогов-художников, которым предстоит идти по жизни, уча других, это настоящий островок настоящей жизни, где свободно думается и дышится, всеми чувствами воспринимается первозданный Дух Русской жизни.

Разнообразный и многочисленный этюдный материал, который всем удалось наработать за время пленэра и представить на контрольном просмотре в последние дни пребывания в Крыму, показал отличные результаты и огромную пользу живописной практики. Студенты открыли для себя много нового за эти две недели, отдохнули, набрались впечатлений, зарядились творческой энергией, приобрели идеи, замыслили и наметили себе темы для дальнейших творческих композиций. Многие реально расширили границы своего познания, на себе прочувствовав огромные географические расстояния нашей Родины, встретились с доброжелательными простыми людьми, своими сверстниками, местными художниками. В Ялте есть своя аллея художников, которая тянется от набережной вдоль по улице имени А. С. Пушкина. Здесь можно с пользой отлично прогуляться, посмотреть работы, пообщаться с художниками.

Ялта открыла студентам большой простор для дальнейшей творческой работы над историческими темами и пейзажами, над портретами и натюрмортами, буквально у всех появилось желание создать нечто необыкновенное, замечательное.

Побывав в Ялте, многие испытали потребность и в дальнейшем шире и глубже изучать Крым, разнообразие его богатейшей природы, его гостеприимного населения и прекрасных живописных городов - Алушты, Бахчисарая, Бе-логорска, Джанкоя, Евпатории, Керчи, Севастополя, Симферополя, Судака, Феодосии и, конечно, красавицы Ялты. По всей видимости, это не

последняя наша встреча с Крымом, его морями -Черным и Азовским, с его природой и людьми.

Большую помощь в проведении этого замечательного и нужного мероприятия и поддержку группе наших студентов оказали гостеприимные хозяева Гуманитарно-педагогической академии в Ялте, филиала Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Мы благодарны за прием заведующей кафедрой изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Анне Евгеньевне Мак-сименко, преподавателям Екатерине Викторовне Гадзине, Ирине Владимировне Заргарян и, конечно же, ректору Гуманитарно-педагогической академии Александру Владимировичу Глузману. Добрые взаимоотношения между Москвой и Крымом и нашими университетами становятся доброй традицией и залогом развития доброжелательных отношений в деле подготовки молодых специалистов художественного профиля.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломов, С. П. Живопись / С. П. Ломов. - М.: Агар, 2008. 232 с.

2. Беда Г. В. Живопись: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

3. Маслов, Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству: учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов / Н. Я. Маслов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

4. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С. Е. Игнатьев. - М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2009. - 208 с.

5. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. - М.: Академия, 2004. - 232 с.

6. Маслов, Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Орел, 1989. - 190 с.

7. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

REFERENCES

1. Lomov S. P. Zhivopis. M.: Agar, 2008. 232 p.

2. Beda G. V. Zhivopis: ucheb. posobie dlya stu-dentov ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 192 p.

3. Maslov N. Ya. Plener: praktika po izobrazitel-nomu iskusstvu: ucheb. posobie dlya studentov KhGF ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1984. 112 p.

4. Ignatyev S. E. Zakonomernosti izobrazitelnoy deyatelnosti detey. Moscow: Akadem. proekt; Fond „Mir", 2009. 208 p.

5. Kuzin V. S. Risunok. Nabroski i zarisovki. M.: Akademiya, 2004. 232 p.

6. Maslov N. Ya. Plener kak protsess obucheniya i vospitaniya khudozhnika-pedagoga. PhD dissertation. Orel, 1989. 190 p.

7. Rostovtsev N. N., Ignatyev S. E., Shorokhov E. V. Risunok. Zhivopis. Kompozitsiya: khresto-matiya. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 207 p.

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета e-mail: kzubrilin@mail.ru

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Associate Professor, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Moscow State University of Education e-mail: kzubrilin@mail.ru

Руднев Иван Юрьевич, аспирант и ассистент кафедры живописи художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru

Rudnev Ivan Yu., post-graduate student, assistant, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Moscow State

University of Education

e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.