Научная статья на тему 'Специальная подготовка обучающихся к художественнотворческой практике (пленэру) в системе дополнительного образования'

Специальная подготовка обучающихся к художественнотворческой практике (пленэру) в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА / КОМПОЗИЦИЯ / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / СВЕТОТЕНЬ / КОЛОРИТ / PLEIN AIR / PLEIN AIR PRACTICE / CREATIVE PRACTICE / VISUAL LITERACY / COMPOSITION / DRAWING / PAINTING / ARTISTIC IMAGE / COMPOSITIONAL FOCUS / AERIAL PERSPECTIVE / CHIAROSCURO / COLORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Людмила Сергеевна

Данная статья освещает вопросы проведения и подготовки к художественнотворческой практике (пленэру) в рамках дополнительного образования детей. В статье отражены результаты диссертационного исследования «Развитие специальных навыков и умений обучающихся в процессе художественно-творческой практики (пленэра)». Автор выделяет ключевые отличия пленэра от студийной подготовки художника, подчеркивает значимость художественно-творческой практики в процессе подготовки художника. В статье приведена специфика основ изобразительной грамоты в отношении пленэра, освещены ключевые моменты, отражающие суть подготовки обучающегося к художественно-творческой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Training of Learners in Artistic and Creative Practice (Plein Air) in the System of Additional Education

The article elaborates on the issues of preparation for the artistic and creative practice (plein air) within the framework of additional education of children. The article presents the results of the research work „Development of special skills and abilities of students in the process of artistic and creative practice (plein air).” The author highlights the key differences of the plein air from the studio training, emphasizes the importance of artistic and creative practice in the preparation of the artist. The article describes the specifics of the foundations of graphic literacy with respect to the plein air, touches upon the key points that reflect the essence of the training the student to the artistic and creative practice.

Текст научной работы на тему «Специальная подготовка обучающихся к художественнотворческой практике (пленэру) в системе дополнительного образования»

1УДК 372.874 ББК 85.1

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (ПЛЕНЭРУ) В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. С. Филиппова

Аннотация. Данная статья освещает вопросы проведения и подготовки к художественно-творческой практике (пленэру) в рамках дополнительного образования детей. В статье отражены результаты диссертационного исследования «Развитие специальных навыков и умений обучающихся в процессе художественно-творческой практики (пленэра)». Автор выделяет ключевые отличия пленэра от студийной подготовки художника, подчеркивает значимость художественно-творческой практики в процессе подготовки художника. В статье приведена специфика основ изобразительной грамоты в отношении пленэра, освещены ключевые моменты, отражающие суть подготовки обучающегося к художественно-творческой практике.

Ключевые слова: пленэр, пленэрная практика, художественно-творческая практика, изобразительная грамота, композиция, рисунок, живопись, художественный образ, композиционный центр, воздушная перспектива, светотень, колорит.

SPECIAL TRAINING OF LEARNERS IN ARTISTIC AND CREATIVE PRACTICE (PLEIN AIR) IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

L. S. Filippova

Abstract. The article elaborates on the issues of preparation for the artistic and creative practice (plein air) within the framework of additional education of children. The article presents the results of the research work „Development of special skills and abilities of students in the process of artistic and creative practice (plein air)." The author highlights the key differences of the plein air from the studio training, emphasizes the importance of artistic and creative practice in the preparation of the artist. The article describes the specifics of the foundations of graphic literacy with respect to the plein air, touches upon the key points that reflect the essence of the training the student to the artistic and creative practice.

Keywords: plein air, plein air practice, creative practice, visual literacy, composition, drawing, painting, artistic image, compositional focus, aerial perspective, chiaroscuro, coloring.

Система дополнительного образования открывает множество возможностей в подходе к обучению рисованию. Во-первых, это возможность работы по самостоятельно разработанной программе и в рамках выбранного направления, например: академический рисунок и живопись; декоративно-прикладное искусство; так называемые «нетрадиционные» методики преподавания рисования, основанные на обучении конкретным приемам, техникам в рисунке и живописи, где целью является лишь поверхностное художественное развитие и воспитание, развлечение. Во-вторых, на занятия в системе дополнительного

образования приходят обучающиеся, в большинстве случаев мотивированные к занятиям творчеством, что облегчает задачу учителя с одной стороны и делает занятия более интересными - с другой.

Наш опыт работы с детьми показывает, что интерес к пленэру (занятиям рисованием с натуры на свежем воздухе) достаточно высок. Для детей свойственно подражание взрослым. Поэтому черты профессиональной деятельности в увлечении рисованием для них очень привлекательны. Таким образом, уровень мотивации, усидчивости, старания значительно повышается. Это касается таких вещей, как рисова-

ние не за партами, а за мольбертами, использование профессиональных материалов (бумаги хорошего качества, холстов, качественных красок, а не кислотных наборов красок для малышей - все это является для детей проникновением во взрослую профессию), а также выхода рисовать «на пленэр».

Л. С. Выготский говорил о воображении человека как об образах, возникающих лишь из реального опыта жизнедеятельности человека. Детское воображение, согласно вышесказанному, развито меньше. Но по причине недостатка опыта дети объясняют незнакомые им явления нетипичным, причудливым образом, что и может показаться развитым воображением. Соответственно, творческое мышление, на развитие которого в конечном итоге и направлены занятия изобразительным искусством с детьми, следует развивать постепенно, путем наблюдения и анализа окружающих ребенка предметов и явлений. Занятия пленэром как нельзя лучше подходят для развития творческого мышления у ребенка, но мы считаем, что к этому необходимо подводить учащихся постепенно, подготовить неопытный детский глаз и руку.

Рисование с натуры в условиях живой, постоянно меняющейся окружающей атмосферы дает возможность художнику изучать, наблюдать, сравнивать объекты и чувствовать малейшие изменения в состоянии природы. В процессе этого восприятия задействованы все органы его чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения. При рисовании с натуры художник изучает, анализирует наблюдаемый объект, сопоставляет теоретические знания с тем, что видит «в натуре». Этот процесс позволяет рисующему понимать конструкцию изображаемых предметов, развивать глазомер, сопоставляя пропорции объектов и среды, наблюдать и передавать пластику растительных и животных форм. Красоту и замысловатость окружающей нас природы невозможно выдумать человеку, невозможно вообразить ее достоверно настолько, насколько это можно сделать, рисуя с натуры, изучая природу в разных ее настроениях, явлениях. Ключевым моментом в работе художника на пленэре является самостоятельность в выборе мотива, материала и техники выполнения работы и т. п.

Занятия пленэром практически всегда включены в профессиональную подготовку художника. Но при обучении рисованию детей пленэр используется довольно редко, в основном в образовательных программах художественных школ. В системе общего образования, безусловно, достаточно сложно включить в расписание уроков занятия изобразительным искусством на свежем воздухе. Но для дополнительного образования детей мы видим это реальным. Пленэр необходим для обучения рисованию, так как это единственный способ увидеть, почувствовать, осмыслить природу и окружение в реальных условиях нашей жизни, как меняется освещение, направление ветра, состояние природы, даже запах. Только в условиях пленэра возможно полноценное осмысление законов линейной и в особенности воздушной перспективы.

Особенно важными занятия рисованием на свежем воздухе мы видим именно для детей, для начинающих художников. Причиной этого является то, что в детском возрасте формируются представления об окружающем мире, а также стереотипы, порой недостоверные, мешающие в дальнейшем профессиональному развитию художника, художественному восприятию. Например, часто дети думают, что небо белое, а облака голубые... А о таких стереотипах, как «трава - зеленая», «вода - голубая», «снег - белый» известно всем. Без внимательного наблюдения за природой, наблюдения с наставником-учителем, невозможно доказать ребенку, что снег следует писать не одной лишь белой краской, что в нем множество оттенков всего цветового спектра, в зависимости от освещения, времени года, погоды и т. д.

Наши исследования показали, что нет методик специальной подготовки к художественно-творческой практике, есть определенные рекомендации, «как проводить пленэр», как работать, но нет подготовительного, вводного этапа - зачастую этот процесс опускается. Вопросами художественно-творческой практики занимались многие современные художники и педагоги: А. А. Унковский, Г. Б. Смирнов, Э. Н. Беда, А. П. Яшухин, С. П. Ломов, Н. Я. Мас-лов, С. П. Рощин, В. М. Соколинский, М. А. Семенова, Н. В. Зинченко, М. Д. Базанова и другие. Подготовка к пленэру подразумевается в рам-

ках аудиторных занятий рисованием, как сама собой разумеющаяся, и отдельно не рассмат-рвиается. Студийная художественная подготовка обучающихся не затрагивает вопросы специальной подготовки к пленэру, что включает в себя особенное отношение к композиции, перспективе, построению теней и отражений и др.

Специфику в подходе к обучению изобразительной грамоте в рамках художественно-творческой практики мы разделяем на три блока: композиция пейзажа, графика на пленэре и живопись на пленэре.

В отношении вопросов композиции на пленэре мы выделили следующие аспекты:

1. Поиск художественно-образных решений и постановка художественно-образных задач при поиске мотива на пленэре. Цель - поиск пластического художественно-образного решения композиции, передача состояния в пейзаже, эмоционального отклика художника. Для этого предлагается использовать такие подручные средства, как рамка-видоискатель, применение камеры мобильного устройства с возможностью монохромного режима, кадрирование посредством ИКТ; выбор правильного положения линии горизонта в компоновке пейзажа на открытом воздухе.

2. Определение композиционного центра картины. Данный аспект имеет специфические отличия при работе на пленэре, так как в этюде композиционный центр далеко не всегда явно выражен. Композиционный центр заключает в себе основную идею художественного произведения, обычно он легко узнаваем в станковой картине как место сосредоточения взглядов, движений, основного действа. Но в композиции пейзажа, особенно этюда, где главным героем выступает сама природа, освещение, композиционный центр будет находиться там, куда стремится взгляд зрителя, охватывая все произведение и возвращаясь к этому месту снова. Композиционный центр часто выражен ненавязчиво, но мы угадываем его в светотеневых контрастах, противопоставлении пропорций, теплохолодности.

3. Поиск пространственного решения при компоновке этюда. Одной из важных задач работы художника на пленэре является передать в своем произведении «воздушность», пространство. Данный аспект предполагает обуче-

ние построению планов в композиции пейзажа. Типичной ошибкой начинающего художника является «возведение стены» между зрителем и линией горизонта в картине. Взгляд всегда должен стремиться «заглянуть дальше», как бы обволакивая изображаемые объекты. Необходимо добиться ощущения пространственно-сти, дали, воздушности между планами в композиции этюда.

4. Специфика изображения архитектуры или ее элементов в этюде, стаффажа (фигуры людей, животных, дополняющие и оживляющие композицию). В данном случае речь идет о художественном восприятии архитектуры и прочих деталей пейзажа как дополняющих окружающую природу, выбранный мотив. Единство природы и архитектуры, гармония и красота в сочетании первозданной природы и творений человека.

Рисунок и графика на пленэре условно подразделяются на кратковременные наброски (почеркушки) и зарисовки, а также длительные зарисовки. Целями наброска или быстрой зарисовки являются:

• отбор наиболее выразительного и «живого» для зарисовки из многочисленных окружающих художника объектов;

• композиционные поиски мотивов для будущего этюда или длительной зарисовки;

• фиксирование отдельных наиболее интересных деталей (фрагменты натуры);

• использование различных графических материалов, поиск их соответствия художественно-образным графическим задачам.

Длительная зарисовка, представляя собой не фрагмент, а самостоятельное художественное произведение, имеет перед собой уже другие цели: целостность композиции, подчинение всех деталей рисунка единому композиционному центру. Известный советский художник-педагог Е. А. Кибрик говорил о целостности композиции: «...цельность, неделимость композиции, где господствует воля художника, создающая центр внимания и полную подчиненность этому центру всего второстепенного, можно, я думаю, считать главным законом композиции<...>. В композиции художник создает живой конструктивный принцип, способный служить основой будущего произведения, объединять в одно целое все его детали. <...> Целостно воспринима-

ются произведения, возникшие только подобным образом. Когда же картина как бы "склеена" из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные выразительные фигуры из нее. Целого нет» [1].

Изображение пейзажа имеет специфику в построении перспективы, планов изображения, теней и отражений. При создании этюда или зарисовки на пленэре художник преследует скорее цель художественно-образной выразительности произведения, нежели сухого достоверного построения перспективы, хотя, безусловно, не должен ею пренебрегать. Здесь уместно еще одно высказывание Е. А. Кибрика: «.мысль моя состоит в том, что и перспектива в композиции должна быть не догмой, а средством идейного, образного решения задачи, требующего не только знаний, но и творческой изобретательности» [1].

Живопись в условиях пленэра также имеет свою специфику и свои цели. Можно выделить два вида живописи на пленэре: быстрый этюд («нашлепок») и длительный этюд.

Быстрый этюд («нашлепок») - специальный вид живописи на пленэре. Цель - взятие основных цветотональных отношений, он очень быстр, главное - поймать и передать состояние. Такой вид этюда предпочтительнее выполнять маслом, где главную роль будет иметь сложность и «попадание в состояние» замешиваемых колеров, их «нашлепывание» крупными быстрыми, часто фактурными мазками. Но помимо масла, такой вид этюда («этюд-впечатление) может быть выполнен и другими живописными материалами. Наиболее распространена для работы на пленэре акварель. Для быстрого этюда хорошо подходит техника «А ля прима», где акварелью пишут по заранее промоченному листу, вливая один оттенок в другой.

Длительный этюд имеет своей целью также передачу «состояния» мотива, но также, как и длительная зарисовка, представляет собой цельное, законченное произведение. Здесь характерны и композиционные закономерности, и перспективные построения, плановость, общая тональность и колорит этюда.

Важнейшей задачей в живописном этюде уловить и передать общий колорит, отражающий природное состояние натуры. Для того

чтобы уйти от рисунка и почувствовать общее состояние мотива, художник смотрит на натуру через ресницы, изображение теряет свои четкие очертания, что позволяет ему увидеть общее цветотональное состояние.

Сложнейшей задачей в живописном этюде можно считать передачу глубины пространства, воздуха, обволакивающего все вокруг, вибрирующего, находящегося между художником и линией горизонта, и даже уходящего за нее. Для передачи воздушной перспективы в живописи существуют свои приемы, такие как холодность дальнего плана по отношению к ближнему, «затуманивание», нечеткость форм и очертаний вдали путем сближения цветовых и тональных отношений.

В нашем исследовании мы подчеркиваем значение пленэра на всех ступенях художественного образования, поэтому видим задачи художественно-творческой практики в системе дополнительного образования детей адаптированными следующим образом:

• умение выделить интересный мотив в окружающем пространстве, выделить главное и второстепенное;

• умение достоверно изображать наблюдаемое с натуры, согласно законам изобразительной грамоты;

• умение делать наброски, зарисовки и краткосрочные этюды с целью передачи изменчивого состояния натуры, освещения;

• умение выполнять наброски, зарисовки и этюды в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, анималистика и портрет в рамках работы на пленэре;

• умение использовать разнообразные графические и живописные материалы.

Доктор философских наук Ю. А. Огородников много пишет о влиянии человека на искусство и искусства на человека. Он говорит о том, что искусство привносит в жизнь человека смысл, связывает его с природой, космосом посредством гармонии - свойства подлинного искусства. Занятия искусством, приобщение к нему (будь то музыка, литература, театр или художественное творчество) необходимо с самого раннего возраста. Многие психологи говорят даже о внутриутробном приобщении человека к искусству посредством прослушивания матерью классической музыки, чтения стихот-

ворений. Психологи и философы видят неразрывную связь человека с искусством. Неизвестно время, в которое не существовало искусства, - оно как будто появилось вместе с человеком в виде первых наскальных изображений, шаманских обрядов. Искусство призвано соединить обыденную жизнь человека и окружающих его вещей и явлений с космосом, всеобщей идеей, гармонией.

Приобщая детей к изобразительному творчеству, как и к другим видам искусства, мы развиваем и обогащаем их духовно, указываем на высокие идеалы, к которым должен стремиться человек, не желающий ограничиваться удовлетворением своих животных потребностей, что приводит жизнь к тупику. Это доказано исследованиями ученых о том, что занятия искусством снижают процент суицидальных стремлений подрастающего поколения, по сравнению с группами, в которых на пьедестал возводятся лишь материальные блага и удовлетворение животных потребностей. Давно известно, что человека делает венцом природы и отличает от остальных существ на Земле именно духовность, которая не может развиваться без соприкосновения с прекрасным, без творчества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Текст] / Е. А. Кибрик [// Вопросы философии. - 1967.

- № 106]. - Режим доступа: http://rutlib.com/ Ьоок/3307 (дата обращения: 20.09.2016).

2. Зинченко, Н. В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем) [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Зинченко.

- М., 2008.

3. Огородников, Ю. А. Специфика социального воздействия искусства на индивида [Текст] /

Ю. А. Огородников // Вестн. МГОУ. Сер.: Философские науки. - 2013. - Вып. 2. - С. 45-51.

4. Рощин, С. П. Живопись. Основы теории и практики [Текст] / С. П. Рощин. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 216 с.

5. Рощин, С. П. Художественно-творческая практика (пленэр) [Текст] / С. П. Рощин, Л. С. Филиппова. - М.: МГПУ, 2014.

6. Семенова, М. А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) / М. А. Семенова. -Омск, 2006.

REFERENCES

1. Kibrik E. A. Obyektivnye zakony kompozitsii v izobrazitelnom iskusstve. [Voprosy filosofii. 1967, No. 106.] Available at: http://rutlib.com/ book/3307 (accessed: 20.09.2016).

2. Zinchenko N. V. Razvitie tvorcheskoy samo-stoyatelnosti studentov na plenernoy praktike (v rabote nad peyzazhem). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2008.

3. Ogorodnikov Yu. A. Spetsifika sotsialnogo voz-deystviya iskusstva na individa. Vestn. MGOU. Ser.: Filosofskie nauki. 2013, Iss. 2, pp. 45-51.

4. Roshchin S. P. Zhivopis. Osnovy teorii i prak-tiki. Moscow: Tsentr Media Proektov "ABF", 2008. 216 p.

5. Roshchin S. P., Filippova L. S. Khudozhest-venno-tvorcheskayapraktika (plener). Moscow: MGPU, 2014.

6. Semenova M. A. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey studentov khu-dozhestvennykh fakultetov pedagogicheskikh vuzov v protsesse zanyatiy akvarelnoy zhivopi-syu na plenere. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Omsk, 2006.

Филиппова Людмила Сергеевна, старший преподаватель кафедры рисунка и графики Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета e-mail: lyudmila_filippova@list.ru

Filippova Ludmila S., Senior Lecturer, Graphics and Drawing Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University e-mail: lyudmila_filippova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.